В связи с предыдущей темой "отверзания уст" решил почитать статью Р. А. Орехова "Обрезание в Древнем Египте: интерпретация ритуала с позиций ближневосточной и африканской традиций".
Автор говорит, что "на сегодняшний день исследователи имеют в своём распоряжении чрезвычайно мало текстов, в которых трактуется столь важный для уяснения древнеегипетского мировоззрения институт, как обрезание. Гораздо более правильным будет утверждать, что текстов подобного рода нет вообще".
Просто удивительно, как современные учёные, будто сговорившись, соблюдают древнее таинство, подобно тому как древние посвящённые соблюдали тайны мистерий.
"Долгое время считалось и считается, что самое достоверное изображение ритуала мужского обрезания происходит из гробницы верховного сановника Анхмахора в Саккаре (рис. 1, VI династия, Древнее царство, 2345–2181 гг. до н.э.).
![]() |
Рис. 1. Прорисовка сцены обрезания (?) из гробницы Анхмахора (по Badawy 1978, fig. 29)
|
На одном из рельефов хорошо видно, как группа молодых людей подвергается странной и малопонятной процедуре. Один человек держит руки другому, в то время как третий производит странные манипуляции с половым органом испытуемого. На соседнем рельефе мы видим почти аналогичный сюжет. Разница только в том, что испытуемый сам терпит малопонятную операцию. Одна его рука расположена вдоль туловища, а другую он положил на голову «хирурга». В правой руке у последнего хорошо просматривается большой нож, левой он держит половой орган. Надпись рядом с первым изображением поясняет, что «хирург» — это жрец заупокойного культа Hm-kA (букв. «слуга ка»). А характер действия поясняет надпись
И далее Р. А. Орехов делает важное примечание:
"Обычно трактуется как инфинитивная форма — sbt, «обрезывание». В качестве детерминатива мы используем знак N105 по таблице С. Росмордука. На самом деле в гробнице Анхмахора содержится изображение иного знака, некой разновидности изогнутого ножа, предназначенного, вероятно, для кастрации быков, который отсутствует в компьютерной базе. Но ближе всего к нему именно знак N105".
Говоря об иудейском обрезании, автор приводит знаменитый
пассаж из библейской книги Исхода:
«Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его (т.е. Моисея) Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора (Ṣippora т.е. жена Моисея), взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего (ʽorlaṯ bӗnah) и, бросив к ногам его, сказала: Ты жених крови (ḥǎṯan da̅mɩ̅m) у меня. И отошёл от него Господь. Тогда сказала она: жених крови — по обрезанию» (Исх. 4, 24–26).
В качестве комментария на сей библейский текст Р. А. Орехов приводит наблюдение отечественного семитолога-энциклопедиста И. Ш. Шифмана. И. Ш. Шифман пишет буквально следующее: «Несоблюдение обряда обрезания в отношении сына влечёт, таким образом, гнев Божий против отца. Обрезание и касание стоп Божьих спасает человека от попытки Бога его убить. Особенно важно здесь выражение «зять крови» (вариант прочтения ḥǎṯan da̅mɩ̅m): оно доказывает, что отношения кровного родства между людьми и Богом уже возникли или существовали как следствие брака Бога с представительницей этого общества (ср. схожие представления об угаритской богине Анату, именуемой «невестка Бога» — ybml lʼimm). Обрезание устанавливает узы кровного родства, делает людей сопричастными в Боге и единосущными с Богом. Нам кажется несомненным, что такие воззрения были общими для всего переднеазиатского Средиземноморья…».