14 декабря 2023

Крито-минойские "горгоны".

Сегодня вечером, взглянув ещё раз на причёски крито-минойских модниц,


я вдруг вспомнил про «морской» стиль в вазописи Крита. Восьминоги с тентаклями, изображённые на сосудах, напоминают женские причёски с косичками.

Минойские сосуды с изображением осьминогов, созданные около 3500 лет назад. Остров Крит.
 


В продолжение темы см.: Немного о крито-минойских осьминогах.

Многоликая Дама.

Прекрасная Дама из Эльче носила удивительный головной убор и три ожерелья. Этот бюст первоначально был ярко раскрашен. 

Дама из Эльче. IV век до н. э.

 




"Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас".

А, с другой стороны, даже такие мелочи, как женские причёски, доказывают наличие архетипов коллективного бессознательного, которые "проявляются" на протяжении всей истории человечества. 

И не является ли сама история "игрой" архетипов?

13 декабря 2023

Ещё одна параллель Кавказ — Крит.

Б. К. Далгат в своей монографии "Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей", ссылаясь на исследования Н. Харузина [1], говорит о молочном родстве у ингушей, устанавливаемом прикосновением губами к груди женщины из чужого рода.

А теперь, в связи с этим сообщением, ещё раз посмотрим на крито-минойские женские одежды, но уже под определённым углом зрения.


Одежды как будто специально сделаны для того, чтобы можно было легко и беспрепятственно прикоснуться губами к женской груди.

----------------------------------------------------------

[1] Харузин Н.Н. Заметки о юридическом быте чеченцев и ингушей // Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском этнографическом музее. М., 1888. Вып. III. С. 71.

12 декабря 2023

Кавказ — Крит: родовые параллели.

"О существовании аулов, населённых одною фамилиею в Чечне, говорят почти все писатели, начиная с XVIII ст. В 1873 году такие аулы встречал в горах Чечни и Станишевский. Только в самое последнее время в горах стали селиться по несколько фамилий в одном ауле; на плоскости, наоборот, аулы — по преимуществу смешанного состава. Однако, интересно отметить, что и на плоскости отдельные роды, выселившиеся из гор, поселялись в отдельных кварталах, за малыми исключениями, и устраивали родовые, фамильные кладбища", - сообщает Б. К. Далгат в своей монографии "Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. Исследование и материалы 1892-1894 гг." (М.: ИМЛИ РАН, 2008. С. 98).

Горные ущелья, как и острова, являются этнографическими "заповедниками" в силу своей изолированности, и они часто сохраняют древнейшие формы общественного устройства.

Сообщение Б. К. Долгата удивительным образом перекликается с тем, что нам известно о крито-минойских поселениях. Сельские поселения на Крите представляли собой своего рода хутора с большими (расширенными) семьями. К периоду Новых дворцов в сельской местности Крита преобладали обширные виллы, как, например, в Ватипетро возле Арханеса. Эти виллы состояли из домов, мастерских и трёхсторонних святилищ, соединённых между собой на небольшом участке земли.

The villa at Vathypetro today

10 декабря 2023

Размышления по прочтении "Эректуса" Р. Ферле.

Дочитал я до конца сочинение Ричарда Д. Ферле "Эректус бродит между нами. Покорение белой расы". Оно перекликается с сочинением Патрика Бьюкенена "Смерть Запада: чем вымирание населения и усиление иммиграции угрожают нашей стране и цивилизации", которое я прочитал много лет назад. 

Демографические проблемы в США реально существуют. "Ни в одном штате в 2017 году общий коэффициент фертильности для белых женщин не превышал уровня воспроизводства населения - того, что необходимо населению, чтобы точно воспроизводить себя из поколения в поколение" (Источник).

Традиционно эти вопросы "педалируют" республиканцы, но, как на зло, в последнее время лидеры республиканцев один чуднее другого. 

Из этого я делаю вывод, что, вообще говоря, на самом Западе эта проблема не кажется столь уж фатальной, как она рисуется в сочинениях П. Бьюкенена и Р. Ферле. Потому что когда Западу действительно угрожала смертельная опасность, тогда правительства возглавляли такие выдающиеся лидеры как Уинстон Черчилль в Великобритании и Франклин Рузвельт в США. Значит, на Западе не боятся "смерти Запада", раз там такие потешные президенты как Буш-младший и Трамп. 

Здесь надо отметить, что как только опасность миновала и немного "отлегло от жопы", англичане на выборах проголосовали за лидера лейбористов Клемента Эттли, который обещал создать в послевоенной Великобритании государство «всеобщего благоденствия». Черчилль "напрягал" англичан, а им хотелось "расслабленной" жизни. 

Любопытно, что в Евангелии "расслабленные" часто упоминаются там же, где и "бесноватые". А жизнь христианская приравнивается к подвижничеству. 

Если взглянуть под этим углом зрения на современную западную цивилизацию, то вся она построена для расслабленного образа жизни. Кстати, в России этот тренд на расслабление тоже набирает обороты: в городских дворах яблоку негде упасть от обилия автомобилей; можно даже не утруждать себя походом в супермаркет, - только позвони, и будет тебе счастье доставка на дом; даже с деньгами не нужно возиться, - достаточно иметь банковскую карту. 

Очевидно, стремление к праздности присуще большинству людей. Но "куда приводят мечты" о праздной жизни? Это показал А. С. Пушкин в «Сказке о золотом петушке»: обленившийся царь и сам скончался, и потерял двух сыновей. 

 

Парадокс антропологии.

"Человек, несомненно, групповое животное, - пишет Ричард Д. Ферле на стр. 440 своего сочинения "Эректус бродит между нами" и чуть выше на той же страничке говорит, что "врождённое стремление" к "групповухе" "сильнее выражено у мужчин, чем у женщин, потому, что включает конкуренцию с другими группами, а физические столкновения больше подходят для мужчин. Драматическим проявлением этого стремления является «безумие толпы», когда группа людей действует так, как если бы она обладала единым разумом, совершая буйные и преступные деяния, которые люди этой группы никогда бы не совершили поодиночке. Каждый член группы чувствует, что его действия не только морально допустимы, но и ощущает воодушевление и раскованность, освобождающие его от искусственных социальных ограничений его врожденных побуждений".

Мне всегда казалось, что нормальный человек должен стыдиться и прятать импульсивные проявления своей низменной животной природы. А назвать человека "животным" сродни унижению и оскорблению. "Кипит мой разум возмущённый", но затем я вспоминаю определение Википедии: "Лю́ди — род в семействе гоминиды отряда приматов", и я понимаю, что Р. Ферле является выразителем господствующего тренда в антропологии, а мои представления о человеке являются маргинальными.

На протяжении всей книги Р. Ферле пишет о том, как белым мужчинам добиться "репродуктивного успеха", как им передать свои "аллели" следующим поколениям. Но, если белые мужчины — "групповые животные", то какой смысл в размножении животных? Может ли автор сочинения объяснить сей парадокс?

"Слушай, чувак, — хотелось бы мне сказать Ричарду Ферле, — у вас там в Штатах есть амиши, которые считают себя не "гоминидами отряда приматов" и не "групповыми животными", а людьми, созданными по образу и подобию Божию. «Амиши - одна из наиболее быстро растущих религиозных групп в Северной Америке», — отмечает Джозеф Доннермейер (Joseph Donnermeyer), профессор социологии из Университета штата Огайо. «Они удваивают свою численность каждые 21 - 22 года прежде всего потому, что они создают большие семьи, имеют огромное количество дочерей и сыновей, которые остаются в общине, став  взрослыми и заведя свои собственные семьи», - отмечает исследователь (Источник). Так вот, чувак, раскрой свои глаза и посмотри на кротких амишей, которые, согласно Евангелию, "наследуют землю" (Мф. 5:5). А твои "групповые животные" вымирают от обжорства и "белого китайца". Может всё-таки дело не в эректусе, который бродит по Европе Америке, а в чём-то другом? Может следует чему-то поучиться у амишей, вместо создания режима апартеида в США? Амиши напоминают мне старую добрую Америку, которая была прекрасна.

Американские пионеры

Немного о США.

В конце своего опуса "Эректус бродит между нами. Покорение белой расы" (Москва: ACT, 2014) Ричард Д. Ферле приходит к умозаключению: "перед белым большинством [США] стоит выбор: расизм или исчезновение" (стр. 435). 

Интересно, а что изменит расизм вкупе с диктатурой? Максимум из того, что он может, это "заморозить" существующий на текущий момент «статус-кво» США.

Прежде чем продолжить свою мысль, я предлагаю к просмотру музыкальный клип OTTA-Orchestra и Академического симфонического оркестра Самарской государственной филармонии.


Я к тому клоню, что если сюда добавить несколько темнокожих девушек с барабанами, то музыка от этого не станет хуже. 

Так вот, я не слышу никакой музыки из современных США. Ни в прямом смысле, ни в переносном. Последнее "общее дело", которое объединяло США в слаженный "оркестр", была космическая программа "Аполлон" с высадкой астронавтов на Луне при Джоне Кеннеди.

Джон Кеннеди и Вернер фон Браун
 
Вернер фон Браун около американской Apollo Saturn V

А ныне Ожиревшие Штаты Америки вместо "оркестра" являют миру какую-то бессмысленную "какофонию". Так, может быть, преступность и наркомания являются следствиями потери смысла жизни? И, если это так, тогда расовая сегрегация, которую предлагает Ричард Д. Ферле, ничего не изменит.

09 декабря 2023

Культура — ничто, геном — всё? Против Р. Ферле.

Я уже неоднократно обвинял современных антропологов в "биологизме", то есть в том, что они определяют человека исключительно по "мясу". Ричард Д. Ферле, автор монографии "Эректус бродит между нами. Покорение белой расы" (Москва: ACT, 2014), позиционирует себя самым типичным специалистом по "мясу". Цитирую: "

"Африканцы <...>  имеют обезьяноподобную внешность и поведение.  В отличие от обитателей Евразии они всё ещё сохраняют выраженные физические и поведенческие черты эректусов. <...>
дети бушменов

Проведение политики, поощряющей распространение их аллелей, будет означать конец современной цивилизации, по крайней мере, на Западе (стр. 369-370). Что из наиболее ценного, чем обладают жизнеспособные человеческие популяции, они способны передать следующему поколению? Не богатства или даже знания. Это их геном (стр. 379)".

То есть, согласно Р. Ферле, культура — ничто, геном — всё.

А знаешь ли ты, неосновательный человек, что "эгоистичный ген" без культуры есть хам? Или может быть ты думаешь, что хамство не присуще белым людям? Что хамами могут быть только чернокожие?

"Большинству высших животных для выживания требуется территория. Поскольку для выживания и успешного воспроизводства обладание территорией жизненно важно, большинство животных яростно борются с конкурентами, отстаивая её. Каждой отличной от других популяции людей также требуется территория, отечество" (стр. 404).

Опять голый биологизм: популяции людей сравниваются с популяциями животных. Причём за образец для подражания берётся поведение животных: они "яростно борются с конкурентами", защищая свою территорию. 

08 декабря 2023

Государство и анархия как две стороны одной монеты.

belan в записи "Анархия" разместил фрагмент мемуаров А. Казанцева "Третья сила". Там описан момент оккупации Югославии немцами с 6 по 17 апреля 1941 года.

"В Белграде <...> сломались регулирующие жизнь страны рычаги. Стал транспорт, умерла торговля, исчезло всякое подобие власти как административной, так и военной. Государство как организм перестало жить.

В городах и сёлах люди чувствуют себя так, как, вероятно, чувствовали себя наши далёкие прапредки в доисторический период: все запросы сводятся к тому, чтобы быть сытым, все заботы слипаются в одну — не попасть под нож или дубину своего ближнего.

Ножей и дубин появилось больше, чем можно себе представить. Дезертиры армии, население тюрем, неожиданно обретшее свободу и полную безнаказанность, просто преступный по складу своей натуры элемент — всё то, что в нормальной, регулируемой законом и властями жизни держится в тени, всплыло на поверхность и наводит ужас на беззащитного обывателя.

По белградским улицам, компаниями по три-четыре человека бродят какие-то юноши, часто не старше 15–16 лет, как правило полупьяные, и потрошат каждого встречного и поперечного. Спрашивают документы, отбирают деньги, часы и кольца, показавшихся почему-то подозрительными расстреливают тут же на месте. <...> На улицах нередко можно видеть трупы расстрелянных «шпионов». Под патриотические мотивы грабёж стоит совершенно невообразимый. Страшна распавшаяся на составные части жизнь".

07 декабря 2023

Антропологи - фальшивомонетчики.

Я уже давно заметил для себя, что современные антропологи в своих реконструкциях древних гоминид намеренно изображают их с выражениями лиц, характерными для разумного человека. Вот один из примеров, взятый мною со страниц дзен-ресурса "АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ":

Австралопитек. Источник картинки. 

Там, на том же ресурсе, имеются ещё более симпатичные картинки гоминид, - я просто взял первую попавшуся. Я считаю изготовление подобных картинок сродни фальшивомонетничеству. Антропологи ни разу не доказали, что австралопитек - это человек, но при этом "клепают" ему человеческое лицо. Неандертальцы у них получаются такие симпатичные няшки-душки, любо-дорого посмотреть, — а ведь они занимались каннибализмом на своих стоянках, и это общепризнанный научный факт. Пожирание себе подобных характерно для разумного человека? — Никак нет. Но антропологи, изображая каннибалов людьми, принимают их в человеческое общество. "ОК. Они такие же люди, как и мы с вами. А кто против, тот расист", - говорят они. Но вот что забавно: Ричард Д. Ферле, который не скрывает своих расистских убеждений, тоже "натягивает" на обезьяну человеческое обличье. На стр. 308 своего опуса "Эректус бродит между нами. Покорение белой расы" (Москва: ACT, 2014) он пишет: "Взгляните на замечательную фотографию самки шимпанзе бонобо (рис. 23—14). Тело бонобо выглядит настолько по-человечески, что трудно поверить, что это шимпанзе". 

Рисунок 23—14

Мне вот что интересно: поставить, ради смеха, обезьяну у руля какого-нибудь государства, и посмотреть на реакцию антропологов. По-моему, они не смогут наступить на горло собственной песне и не станут возражать против такого политического "кульбита". Ведь обезьяны, согласно их доктрине, ничем не отличаются от людей. Они даже не заморачиваются постановкой вопроса о принципиальном различии человека от обезьяны и не ведут дискуссии на эту тему.

А мы ещё удивляемся, почему в мире столько глупости и насилия... 

05 декабря 2023

Из новостей ахреологии.

Ахреологи археологи обнаружили, что статуя моаи на о. Пасхи имеет основание глубоко в земле. 

Статуя моаи на о. Пасхи

С помощью компьютерной реконструкции они заглянули вглупь земли, и вот что у них получилось.

Реконструкция

Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Серьёзное лицо — это ещё не признак ума.

The church is within the forest, the forest is inside the church.

Согласно учению эфиопской православной церкви, церковь - если она настоящая церковь - должна находиться в священной роще. Она должна напоминать Эдемский сад.

Удивительно, что эфиопская церковь стоит на защите леса. Потому что русская православная церковь, насколько мне известно, равнодушна к флоре и фауне.

Недаром А. С. Пушкин — "наше всё" — имеет эфиопские корни.

А вот русский епископ Стефан Пермский, срубивший так называемую Прокудливую Берёзу (Кудесницу), не вызывает во мне уважения.

 

Стефан Пермский и прокудливая берёза

Тут надо заметить, что в течение XX века почти все леса Эфиопии были вырублены, для того чтобы использовать очищенные от деревьев земли для сельского хозяйства и скотоводства. Остались лишь маленькие островки первобытной растительности вокруг православных храмов.

Увы, люди начинают ценить что-либо лишь тогда, когда оно находится на грани исчезновения. В России ещё много лесов, и поэтому леса беззащитны.

Документальный фильм "The Church Forests of Ethiopia" напомнил мне другой фильм — "Аватар". Особенно вот это дерево (2:37):


Это удивительно, но эфиопская православная церковь, о которой мало кто знает, являет космическое сознание, а русская православная церковь
— сознание "уездное", местечковое.

Как жаль, что я — не эфиоп!

04 декабря 2023

Кто рано встаёт, тому бог даёт. — А кто совсем не спит?

У долгопята большие глаза, так как он ведёт ночной образ жизни.


Может быть, по той же причине большие глаза и у этой женской статуэтки?

A female sumerian statue found at the Abu Temple in Tell Asmar, Iraq; 2700 BC.

С такими большими глазами можно видеть то, что не дано видеть обычным людям с обыкновенными глазами. 

При созерцании этой женской статуэтки на ум приходит образ слепой, но ясновидящей Ванги.

Только я набрал слово "мудрая" в поисковике, и сразу появилось словосочетание "мудрая сова". Ночная птица с большими глазами, как всем известно, является alter ego богини Афины, которую величают "богиней мудрости". 

В продолжение темы см.: Дополнение к "глазным идолам".

Инанна - богиня дошумерского населения.

А. Акулов говорит, что "тема Инанны – это основной камень преткновения, самый тёмный, самый непонятный момент в шумерской культуре. Инанна очень сильно отличается от других шумерских божеств.

Проблема с именем Инанна состоит в следующем: имя Инанна оригинально, скорее всего, выглядело как Нин-ан-а(к), что переводится как "Госпожа неба" (нин – госпожа, ан – небо, а(к) – показатель родительного падежа, конечное "к" не отображалось в клинописи), а клинописный знак, которым записывается имя Инанна, – это знак "стебель тростника", а не сочетание знаков, выражающих значения "госпожа" и "небо". Этот факт, а также и то, что Инанна достаточно сильно отличается от других шумерских богов побудил ряд специалистов выдвигать предположения, что Инанна, возможно, изначально была божеством дошумерского населения, которое говорило на гипотетических протоевфратских (или банановых) языках.


Тот факт, что имя Инанна записано не сочетанием слов nin «госпожа»/«леди» и an «небо», а знаком «стебель тростника», наводит на мысль что Инанна – это оригинально не имя, а прозвище/титул; оригинальное же имя Инанны было каким-то другим.

На вазе из Урука Инанна изображена стоящей, перед ней стоит обнажённый мужчина, предлагающий Инанне сосуд с плодами/зерном, а позади Инанны изображены два стебля тростника, которые являются указанием на то, что изображённое божество – это именно Инанна.


03 декабря 2023

И я там был, мёд-пиво пил...

Я ранее касался темы сдвоенных сосудов кукутени-трипольской культуры (см.: Сдвоенные сосуды и двуглавые идолы).

Вот ещё несколько подобных сосудов.

Сосуд для приношений Земле - Молдавия, поселение Друцы

Трипольская керамика

Сосуд из Кубанской обл., могильник у ст. Новосвободная

Иорданские древности.

В наше время 75% терртории Иордании - непригодная для жизни пустыня. А 14 000 лет назад люди хлеб из муки высшего сорта пекли!

"Несколько лет назад в Чёрной пустыне на северо-востоке Иордании археологи изучали стоянки древних натуфийцев 12 500-9 500 лет до н. э.

Оказалось, что натуфийцы не только охотились, но и ловили рыбу. Посреди современной пустыни. Значит, 14 000 лет назад в тех местах протекали речки, в которых водилась рыба. А ещё они собирали дикие зёрна пшеницы, овса и ячменя. Археологи нашли разные мелкие каменные орудия - наконечники стрел, лезвия, серпы и жатвенные ножи. Также учёные раскопали там древнейший камин с остатками хлеба.


Для растирания зерна натуфийцы использовали ступки - высотой 80 см и весом до 100-150 кг - и песты. Интересно, где они находили столько дикорастущего зерна? Мука получалась отборная - почти наш высший сорт. То есть измельчали и просеивали её лучше, чем через 4 000 лет в Египте, Турции и других местах. И это каменными орудиями. А мелкую сетку для сит из чего делали? Пресные лепешки скорее всего пекли на раскалённых в очаге камнях. Получается, современный арабский хлеб мало чем отличается от древнего. Археологи говорят, доисторические лепешки были для особенных случаев. Сельского хозяйства-то не было. Но если так - зачем заморачиваться с мукой высшего сорта? Никто ж не знал, что может быть вкуснее. Или знал?" (Источник).

02 декабря 2023

Маугли против Ричарда Д. Ферле.

Ричард Д. Ферле львиную часть своей 500-страничной монографии "Эректус бродит между нами. Покорение белой расы" (Москва: ACT, 2014) отводит под опровержение теории африканского происхождения Homo sapiens sapiens.

Вот он пишет на стр. 285:

"За период, прошедший со времени существования нашего обезьяноподобного предка до наших дней, происходила эволюция всех популяций. Чья же линия родства ушла дальше всех от этого нашего предка? Будут ли это африканцы, жившие всё время в той же среде, что и наш обезьяноподобный предок, или это будут обитатели Евразии, которые, согласно теории И-и-А [Исхода-из-Африки] покинули эту среду обитания и мигрировали в совершенно другую среду? Даже афроцентристы вынуждены согласиться, что население Евразии эволюционировало сильнее африканцев. Современная генетика подтверждает, что африканцы наиболее тесно связаны с нынешними человекообразными обезьянами. Это означает, что даже если первоначально люди пришли в Евразию из Африки, то нынешние африканцы, чьи предки не покидали Африки, должны были пройти меньший эволюционный путь от обезьяноподобного предка, чем африканцы, некогда покинувшие Африку".

Всё время Ричард Д. Ферле тщится доказать, что африканцы не так далеко ушли от обезьяноподобного предка. А европейцы ушли гораздо дальше.

Но, допустим, что Р. Ферле прав. И что из этого? 

В статье Википедии "Одичавшие дети" читаем: "Те, кто жил в обществе животных первые 3,5—6 лет жизни, не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведённые в последующем в обществе людей, где они получали достаточно заботы. Это показывает, насколько важными для развития ребёнка являются первые годы его жизни. При от­сут­ствии вос­пи­та­ния и об­ра­зо­ва­ния в ран­нем дет­стве, ни­ка­кие по­сле­ду­ю­щие уси­лия не дают результата".

Р. Ферле прикидывается то ли дурачком, то ли слепым, и не видит самого главного — релятивности человеческой природы. У человека вообще никакой собственной, "человеческой", природы нет. Помести новорожденного младенца в стаю обезьян - и он вырастет обезьяной. То же - и с волками. Не зря же существует эта поговорка: "С волками жить - по волчьи выть". Изначально человеческий ребёнок рождается как любое другое животное, а дальше всё зависит от того культурного (или бескультурного) окружения, в котором он вырастает. "Человек это единственное животное, рождающееся лишь наполовину, остальную половину он в себе достраивает сам. Или не достраивает, в зависимости от" (Источник). 

Свято место пусто не бывает.

От храма Артемиды Эфесской, который Антипатр из Сидона (III век до н.э.) признал первым из Семи чудес света, не осталось и камня на камне. Но вот любопытная деталь: в семи километрах от разрушенного храма стоит дом, в котором, согласно преданию, скрывалась от преследований Дева Мария.

Дом Богородицы в Эфесе, Турция


Обнаружить дом помогли видения немецкой монахини Анны Эммерих: в 1822 году ей во сне явилась Пресвятая Богородица и подробно описала место в Эфесе, где она жила до своего Успения.

01 декабря 2023

О кровной мести в родовых обществах.

Б. К. Далгат на стр. 95 своей монографии "Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. Исследование и материалы 1892-1894 гг." (М.: ИМЛИ РАН, 2008) говорит, что "в номере 8 «Революция и горец» за 1930 г. с. 58 помещена интересная статья Ч.Ошаева «Малхиста», характеризующая пережитки родового быта заброшенных в самом труднодоступном ущелье горной Чечни в верховьях Аргуна (притока его Мишихи) чеченцев, живущих в 14 хуторах, в числе 122 дворов — 750 душ обоего пола, образующих один тейп. Все малхестинцы — члены одного тейпа — малхий; но внутри себя они делятся на ряд более мелких делений: гар и некий. В столкновениях с другими тейпами малхистинцы всегда выступают единодушно, забыв свои распри, хотя внутри тейпа все живут друг с другом в страшной вражде на почве, главным образом кровничества. Я должен заметить здесь, что кровная месть и вражда между членами одной тейпы (рода) явление не нормальное для родового быта, и наличие их свидетельствует о разложении тейпы или большого рода на более мелкие родовые группы (гар и некий) и о крайнем ослаблении родственной и прочих связей между членами тейпы. Кровная месть наблюдается в Малхиста в страшных формах, она — господствующий во всей жизни фактор. Там почти нет стариков, так как до старческого возраста мужчины не доживают, кончая жизнь от кинжала или пули".

Это очень интересная тема в контексте моих матриархальных штудий. Потому что древние матриархальные общества тоже были родовыми обществами. Неужели матриархат устанавливался там, так сказать, естественным образом, из-за того что мужчины не доживали до старческого возраста и "аксакалами" становились старухи? — Нет, это бред какой-то. В таком случае, матриархат был бы и у малхестинцев, однако ничего подобного в Малхисте не замечено.

Очевидно, кровная месть между мелкими родовыми группами отравляла жизнь не одним только малхестинцам. Тут невольно вспоминается "Повесть временных лет", согласно которой после изгнания руси (варягов) славянские племена сами стали управлять своими землями, но владели дурно, не могли установить внутреннего порядка: не было между ними правды, и встал род на род, начались усобицы. В таких обстоятельствах племена собрались и сказали: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». Порешивши так, пошли они за море, к варягам, к руси, и сказали им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами».