18 декабря 2023

Ханаанейская Астарта.

Рафаэль Патай говорит, что "дочь Ашеры, по-видимому, звалась или Анат, или Астарта (Ашторет)".

"Имя Ашторет ("плод чрева") или Астарта, вероятно, вначале было эпитетом, относившимся к богине, чьё настоящее имя — Анат, так же как Ваал (Господин) — эпитетет, относившийся к богу, чьё настоящее имя Хадд (Хадад).

Что же до библейских упоминаний Астарты, то первое указание на поклонение ей иудеев относится к началу времени Судей, то есть вскоре после переселения в Ханаан: "Оставили Господа и слали служить Ваалу и Астартам". Немного дальше более подробно: "Сыны Израилевы продолжали делать злое перед перед очами Господа и служили Ваалам и Астартам, и богам Арамейским, и богам Сидонским, и богам Моавитским, и богам Аммонитским, и богам Филистимским; а Господа оставили и не служили Ему".

Кстати, насчёт богов Филистимских. Р. Патай утверждает, что "у филистимлян Астарта была богиней-воительницей; вот почему, когда они победили Саула, то отнесли его оружие в храм Аштарот, несомненно в знак благодарности".

Далее Р. Патай сообщает об археологических раскопках на территории Палестины, в частности о находках терракотовых фигурок, представляющих обнажённую женщину. "Потрясает огромное количество и повсеместность этих фигурок. Они были найдены во всех палестинских раскопках начиная с середины бронзового века (2000—1500 гг. до н. э.) до начала железного века II (900—600 гг. до н. э.), то есть до конца периода разделённой израильской монархии и даже позже".

Р. Патай останавливается на раскопках в Тель-Бейт-Мирсим, что находится к югу от Хеврона на сегодняшней израильско-иорданской границе. "Самым популярным религиозным предметом, найденным в слоях позднего бронзового века (XXI—XIII вв. до н. э.) в Тель-Бейт-Мирсим, были так называемые Астарты — глиняные, обычно овальные, диски с отпечатанным по литейной форме изображением обнажённой фигуры богини Астарты. В большинстве случаев она держит руки поднятыми, сжимая в ладонях лилии или змей или то и другое".

В таком случае, надо полагать, что нижеследующее изображение более подходит для Астарты, чем для Ашеры.

Анат-Астарта

17 декабря 2023

"Женская" богиня Ашера.

Рафаэль Патай намекает на то, что Ашера была преимущественно "женской" богиней и именно женщины всячески способствовали и содействовали распространению её культа в еврейской среде. Соломоново сердце, - говорится в Библии, - "жёны его склонили... к иным богам". Он взял в жёны царевну Сидона, народ которого, как мы знаем, поклонялся Ашере. "Поклонение Ашере, распространённое среди иудеев на протяжении нескольких поколений, было введено в Иерусалим Соломоном как часть культа царского дома под влиянием его жены из Сидона", - пишет Р. Патай.

"Появление Ашеры в пантеоне царского двора связано с приездом в столицу Израиля, Самарию, ещё одной сидонской царевны, будущей жены царя Ахава (873-852 гг. до н. э.). Это была Иезавель, дочь Ефваала, царя Сидонского, в чьей столице поклонялись по крайней мере уже пять веков Элат Сидонской, то есть Ашере Сидонской. Под влиянием Иезавель и для укрепления союза с её отцом царь Ахав Израильский возвёл в Самарии алтарь Ваалу и "сделал" Ашеру".

"Насколько можно реконструировать историю поклонения Ашере в Иудее по лаконичным библейским репликам, богиня сначала появилась в Иерусалимском храме во времена Ровоама, сына Соломона (928-911 гг. до н. э.). Его матерью была жена Соломона из аммонитян, которую звали Наамой, и, наверное, под её влиянием Ровоам стал поклоняться Мелхоле. Любимой женой Ровоама была Мааха, дочь Авессалома, то есть она была его кузиной по отцовской линии. Мааха родила несколько сыновей Ровоаму; её старшим сыном был Авия, или Авиям, любимец отца, которого Ровоам возвысил над другими сыновьями от других жён и назначил наследником престола. Во всём этом, естественно, видна рука Маахи; её положение оставалось весьма устойчивым и после того, как её сын Авия наследовал Ровоаму, а она заняла положение gevirah, то есть царицы-матери.

Мааха использовала своё влияние, чтобы упрочить позиции Ашеры, которой уже поклонялись в Иерусалиме со времён Соломона, и закрепить за ней место в Храме. Во время короткого правления Авии (911-908 гг. до н. э.) Ашера оставалась на своём месте; однако когда Аса (908-867 гг. до н. э.) наследовал Авии, закончилось влияние Маахи как царицы-матери, а с ним и поклонение Ашере. Под влиянием пророка — некоего Азарии, сына Одеда — Аса на пятнадцатый год своего царствования начал первую религиозную реформу в истории Иудейского царства. Он "ниспроверг... истукан её, и изрубил в куски, и сжёг на долине Кедрона", изгнал всех священных мужчин-проституток и убрал всех идолов, все чуждые алтари и солнечные диски, разбил колонны, ниспроверг изображения Ашер и, наконец, вдребезги разбил истукан Ашер, сотворённый Маахой, и сжёг всё до мельчайших частиц в долине Кедрон, в то же время лишив самоё Мааху её исключительного положения царицы-матери".

 

Ханаанейская Ашера.

"То, что Ашера была главной богиней ханаанейского пантеона, мы узнаём из богатейшего мифического материала, найденного в Угарите, современном Рас-Шамре, что в северо-восточном Средиземноморье.  

В угаритской мифологии XIV века до н. э. Ашера известна как Ашера Морская — очевидно, её территорией было море", - пишет Рафаэль Патай.

Интересно, а как это соотносится с крито-минойским "морским" стилем в вазописи?

Minoan Nine Handled Amphora with Octopus, 1900 BC, in the Late Minoan Marine Style

"Она считалась "прародительницей богов" [1]; все боги, включая Ваала, были её детьми, которых было 70 числом.

Одного из её слуг звали Кадеш ва-Амрур, то есть "рыбак госпожи Ашеры Морской"; он рыбачил для неё, и ещё он был её конюшим, седлал её осла и помогал садиться на него.

Ашера была богиней-матерью и как таковая, вместе со своей дочерью Анат, выкормила всех богов. Она кормила даже тех смертных царей, которые были особенно достойны этого, как Яссиб, сын царя Керета. Ещё она как будто умела предсказывать удачу своим подопечным, потому что в письме XIV века до н. э., найденном в Таанахе недалеко от Мегиддо (Палестина), есть упоминание о чародействе Ашеры, через которое богиня якобы передавала информацию".

В шумерских табличках ок. 1750 г. до н. э. богиню называют Ашратум (то есть Ашера) и она фигурирует как супруга Ану. В угаритской мифологии Ашера известна как жена Эля, главного бога, из-за чего к ней обращались как к Элат — Богине. Поскольку шумерский и аккадский бог Ану очень близок ханаанейскому Элю как бог неба, получается, что Ашера занимала положение Царицы Небесной.

"Ашера ассоциировалась с несколькими городами, где ей поклонялись в её местных ипостасях. Она была Ашерой Тирской и Элат [богиней] Сидонской — и Тир, и Сидон довольно долго были главными портами Средиземноморья, благополучие которых зависело от щедрости моря и расположения властвовавшей над ним богини. Третий порт, Элат, расположенный южнее, в проливе Акаба, видимо, был назван в честь богини. Таким образом, у нас несколько Ашер (как есть Дева Фатимская, Дева Гваделупская и так далее), и когда в Библии говорится, что израильтяне поклонялись "Ашерам", это значит только одно: они переняли поклонение местным ипостасям великой богини.

Царь земли аморреев, упоминаемый в амарнских письмах, звался Абду-Аширта, то есть "раб Ашеры", и это ясно говорит, что он поклонялся культу Ашеры и приносил ей в жертву домашних животных".

Эти изображения считаются "образками" Ашеры.

Источник картинки.

Вот такой интересный был Ближний Восток до "Катастрофы бронзового века" в XII веке до н. э. 

-------------------------------------------------------------------------

[1] Как и Великая Мать богов Кибела.

О "богинях плодородия".

Рафаэль Патай говорит, что "фигурки и европейского каменного века, и ближневосточной халафской культуры служили одной цели: гарантировать плодовитость". 

Неолитическая статуэтка (Неа-Никомедия, VII тыс. до н.э.)

Нет, не могу я понять эту всеобщую "помешанность" на плодородии. Кролики и так плодятся "как кролики", без всяких "богинь плодородия". И свиньи плодятся, и овцы, и коровы... Всё это вполне естественные процессы, которые зависят от времени года, от высоты солнца над горизонтом и от продолжительности дня, а вовсе не от терракотовых фигурок "богинь". Я думаю, что изготовители статуэтки из Неа-Никомедии были не настолько тупые, чтобы не понимать столь элементарных вещей.

И потом, я представляю себе такую картину. Вот, прилетел Рафаэль Патай в Неа-Никомедию на машине времени, и спрашивает у туземцев, зачем они сделали эту статуэтку. А они отвечают ему: "чтобы она давала нам больше мяса!" Это какая-то "религия брюха" получается... По-моему, нигде и никогда не было ничего подобного. 

Основная проблема всех разговоров о "богинях плодородия" заключается в отсутствии конкретики. Вот, Рафаэль Патай сказал несколько слов о "плодовитости", и сразу перескочил на другие темы. А мне хотилось бы спросить у него: "гарантировать какую плодовитость"? "гарантировать плодовитость для чего"? "гарантировать с помощью чего"?

Основная проблема заключается в том, что все эти фигурки вырваны из мифологического контекста. Мы ничего не знаем про миф, в котором они "фигурировали". Я поясню свою мысль сравнением с христианской мифологией. Всем нам знакомы слова из Евангелия "хлеб наш насущный даждь нам днесь". Если представить себе, что от всего Евангелия сохранилась бы лишь одна эта строка, то что подумали бы будущие поколения? Судя по этой строчке, христиане почитали хлеб и молили бога о "хлебе насущном". Очевидно, хлеб являлся высшей ценностью, так как христиане недоедали, голодали, и высшим благом для них было "умножение хлебов". Поэтому христианство было "культом плодородия" или "религией брюха". Мы-то знаем, что это не так, потому что христианство нам известно во всех своих аспектах, и "хлеб насущный" находится очень далеко от основных чаяний и надежд христиан. Так вот, мифология неолита, по большому счёту, нам неизвестна, и поэтому, я думаю, очень рискованно говорить о "богинях плодородия", "культе плодородия" и пр. Я думаю, что все эти представления о "плодородии" возникли в головах кабинетных учёных XIX века, и связаны они с представлениями о вечно голодном "дикаре". Но Маршалл Саллинз в "Экономике каменного века" разбил все эти досужие представления в пух и прах. 

16 декабря 2023

О господах-рабовладельцах раннехристианской церкви.

А. С. Волчков в статье "Рабы в общинах первых христиан" (Вестник СПбГУ. Сер. 2, 2010, вып. 2) касается одной очень "щекотливой" проблемы социального состава раннехристианских общин.

"Специфика христианского движения первых двух веков своего существования состоит в том, что основой церковной жизни служил античный domus, oikos — домовладение богатого человека, который гостеприимно принимал членов церкви у себя дома, был лидером общины и её основным спонсором. При этом членами экклесии являлись семья главы семейства и люди, связанные с ним патронатными или деловыми отношениями. Учитывая фундаментальные основы римского общества, можно определённо сказать, что этот pater familias не мог не быть рабовладельцем".

"То, что среди христиан было множество рабовладельцев, не вызывает никакого сомнения. Рабовладельцами были мученики Поликарп и Аполлоний (Euseb., Hist. Eccl., V.21.2). Согласно «Апостольским правилам», сборнику канонических постановлений III–IV вв., рабовладельцами могли быть христианские епископы (Apost. Can., 40)".

Более того, автор статьи говорит, что основой миссионерства апостола Павла и других проповедников были уже упоминавшиеся «домашние церкви», существовавшие на основе античного домовладения. То есть, ап. Павел, ап. Пётр и другие апостолы, по сути, пользовались материальной поддержкой богатых рабовладельцев.

Уже в самых ранних произведениях Нового завета мы встречаемся с такими христианами, которые, будучи христианами, принадлежали рабовладельцу — не члену церкви (1 Кор., 7:10-11,21; 1 Петр., 2:18-25; 3:1-2; 2 Tим., 1:5). И вот, автор статьи заостряет внимание на одном интересном аспекте отношений между рабовладельцами и рабами в древнеримском обществе. Дело в том, что "одной из самых мрачных сторон античного рабства является то, что тело раба не было тем, чем сам раб мог распоряжаться, но считалось собственностью господина. М. Макдональд, иллюстрируя эту составляющую античного феномена рабовладения, приводит в пример Тримальхиона, который, нисколько не смущаясь, признаётся перед своими гостями в том, что всецело «угождал» как своему господину, так и госпоже в течение четырнадцати лет просто потому, что слушался повелений своих хозяев (Petron., 75). Рабби Гиллель, иудейский законоучитель эпохи второго Храма, пишет: «Кто увеличивает число рабынь, тот увеличивает число прелюбодеяний» (m.Abot.2.8)".

И далее автор замечает, что "примерно с пятого десятилетия I в.н.э. в сочинениях христианских авторов появляются отдельные пассажи, содержащие моральные наставления членам этих домашних церквей (Col., 3.18–4.1; Eph., 5.21–6.9; Tit., 2.1–10.1; I Petr., 2.18–3.7). В этих фрагментах от рабов требуется, чтобы они «во всём повиновались господам по плоти» (Col., 3.22), своим хозяевам они должны служить с «усердием, как Господу, а не как человекам» (Eph., 6.7). Причём ожидается, что рабы-христиане будут исполнять свои обязанности несравненно более добросовестно и безропотно, чем рабы-нехристиане.

О положении женщины по адату.

Из материалов по обычному праву ингушей, собранных Б. К. Далгатом в 1891-92 гг. (Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей, стр. 186-189).

X. Отношения между супругами

а) Личные

Мужской пол считается выше женского.

Женщины всюду и везде должны оказывать почтение мужчинам. Женщина не садится при мужчине, уступает дорогу, отворачивается при встрече, скромно говорит с ним и т.д.

Жена во всём должна подчиняться мужу. Жена, и бедная и богатая безразлично, подчиняется мужу. Жена не должна учить мужа, а должна слушаться его. Если муж приказывает противозаконное по воззрениям народа, то жена вправе не исполнить приказания; во всём остальном она должна его слушаться. За непослушание муж наказывает жену, гонит её от себя прочь; её уговаривают родные жить покорно. По адату муж может выгнать жену из дома своего и не содержать, но по шариату или обязан развестись или содержать.

На самом деле не все жёны послушны мужьям; иногда, хотя очень редко, случается, что жёны командуют над мужьями, но это делается тайком от других жителей; иначе вся семья потеряет уважение общества и лишится почёта, что невыгодно и для самой жены (и мужа). 

Если жена развратна, то муж имеет право убить её; но родственники её протестуют против этого. По адату такую жену должно прогнать, а с виновника полагается обиженному мужу «барч» (3 лошади по 30 рублей каждая), и всё-таки он редко может избегнуть пули или кинжала обиженного мужа. Если мою невесту взял (похитил) другой, то он платит за то мне 90 коров, а отец её мне же ещё 40 коров, и я едва успокаиваюсь; некоторые не удовольствуются таким имущественным наказанием и ещё мстят убийством.

Муж должен печься о жене; если он не исполняет своего долга, то родные его и старики увещевают его.

15 декабря 2023

О кровной мести.

Б. К. Далгат говорит, что с исчезновением или сильным ослаблением устоев рода у чеченцев и ингушей, из родовой организации быта уцелела лишь самая дурная сторона её — кровная месть. 

"Самое же крупное зло, с которым тщетно борются теперь суд и администрация —  кровная месть с ослаблением родовой организации не только не ослабела, но даже, по свидетельству сторожилов - туземцев, — в последнее время усилилась. Не находит ли этот обломок старины при новых условиях жизни новую почву для своего развития? В период процветания родов было труднее решиться на убийство, нежели теперь, т. к. кроме смерти, ожидающей убийцу со стороны рода убитого, страсти людские сильно охлаждались огромным родовым выкупом за убитого, ложившимся тяжёлым бременем на весь род убийцы (130 коров, 3 лошади, 1 бык и проч.)".

Да, уж... Изъятие 130 коров — это весьма серьёзное наказание для всех членов рода. При таком раскладе убийца становился одинаково ненавидимым и со стороны рода убиенного, и со стороны своего собственного рода. Убийце оставалось либо наложить на себя руки, либо податься к Соловью-разбойнику, в общество таких же "извергов рода человеческого", как он сам.

Пан голова, он и в Африке пан голова.

Помнится, в одной из своих записей про австралийских аборигенов я говорил, что у них до прихода европейцев не было никаких племён. На "племена" их поделили европейцы; европейцы же выделили среди аборигенов "вождей", для удобства управления туземцами. По сути, "вожди" туземцев выполняли роль "гауляйтеров" на оккупированных европейцами территориях.

Судя по информации, собранной Б. К. Далгатом, на Кавказе — до поры, до времени тоже не было никаких племён [1]. До Шамиля люди там жили родовой жизнью, под ненавязчивым управлением родовых старейшин. Цитирую:

Б. К. Далгат

"По словам Ч. Ахриева, в горах, где ингуши жили отдельными самостоятельными родственными обществами, республиками, состоящими из 100 - 150 душ обоего пола, каждый аул, или общество, управлялся старшими членами семей; лишь при большой общей опасности все аулы соединялись под управлением старших всех аулов".

То есть, у ингушей имелись лишь старейшины родов.

И далее Б. К. Далгат говорит: "я думаю, что это старшинство не могло иметь характера княжеской власти, а давалось людям, выдающимся по своим достоинствам, и признавалось чисто-нравственною властью". Однако русские "могли принять их за каких-то народных князей, так как старшины сильных родов всегда вели внешние переговоры и сношения с русскими; принять за выборных правителей народа этих родовых начальников, представлявших от своего имени целые общества, было поверхностному наблюдателю, каковыми были все путешественники по Кавказу до его покорения, весьма нетрудно. В противном случае пришлось бы в Чечне ещё в XVIII ст. допустить существование организованного единовластного управления старшинами целыми обществами, наподобие административным порядкам царского периода, чего не знал не только быт чеченцев и ингушей, но и ни один народ, живущий родовым строем; таковых начальников не было в Чечне даже в период усиления там общественной политической жизни; Шамиль, имам Чечни и Дагестана, искусственно ввёл у чеченцев наибов, впервые познакомивших народ с понятием о власти и управлении". 

"Фрейтаг, у которого заимствовали сведения и Дубровин, и Берже и другие, говорит: «Общего правления у чеченцев до призвания ими Шамиля никакого не было. Единство, дотоле замечавшееся иногда в их действиях, происходило естественно и случайно от одинаковости выгод, места жительства и обычаев, но не было следствием какого-либо устроенного порядка. Каждый тохум, ка ждая деревня управлялась отдельно, не вмешиваясь в дела соседей. Старший в роде выбирался обыкновенно, чтобы быть посредником или судьёю в ссорах родственников; в больших деревнях, где жило обыкновенно несколько тохумов, каждый выбирал своего старика, и ссоры разбирались уже всеми стариками вместе. Впрочем, круг их действия был очень ограничен и власть почти ничтожна. Кто желал, приходил к ним судиться; но кто хотел отыскивать лично своё право, преследовал сам врага, минуя стариков; наконец, решения их были не обязательны; в большей части случаев исполнение их зависело от доброй воли тяжущихся. Суд стариков, лишённый всяких принудительных средств, однако же был постоянно уважаем чеченцами и сохранился до самого водворения Шамиля".

Снег.

С Украины надвинулся мощный циклон; со вчерашнего вечера всю ночь мело, и сейчас на улице метель; я утром отправился на работу, но оказалось, что автобусы не ходят; большегрузные "фуры" перекрыли всё движение, буксуют на подъёмах, сжигают бензин и стирают покрышки колёс... 

Вернувшись домой, я стал разгребать двор от снега. Зима в этом году выдалась снежная, как в старые добрые времена, когда я был мальчишкой и копал пещеры в сугробах...

******************************************** 

Post scriptum от 20 декабря 2023 года.

Увы, нет уже более тех зим, какие были в "старые добрые времена". После циклона "Ваня" на улице тепло, +2 градуса по Цельсию, снег тает, по дорогам текут ручейки воды, идёт дождь... Чтобы вновь вернуть прежние "русские зимы" с сугробами до весны, надо чтобы температура стала на три градуса ниже. Очевидно, за последние 50 или 60 лет средняя температура на нашей планете повысилась именно на эти три градуса. Недаром я посадил "райское дерево" - инжир - в своём саду. Глядишь, скоро и змеи приползут...

14 декабря 2023

Крито-минойские "горгоны".

Сегодня вечером, взглянув ещё раз на причёски крито-минойских модниц,


я вдруг вспомнил про «морской» стиль в вазописи Крита. Восьминоги с тентаклями, изображённые на сосудах, напоминают женские причёски с косичками.

Минойские сосуды с изображением осьминогов, созданные около 3500 лет назад. Остров Крит.
 


В продолжение темы см.: Немного о крито-минойских осьминогах.

Многоликая Дама.

Прекрасная Дама из Эльче носила удивительный головной убор и три ожерелья. Этот бюст первоначально был ярко раскрашен. 

Дама из Эльче. IV век до н. э.

 




"Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас".

А, с другой стороны, даже такие мелочи, как женские причёски, доказывают наличие архетипов коллективного бессознательного, которые "проявляются" на протяжении всей истории человечества. 

И не является ли сама история "игрой" архетипов?

13 декабря 2023

Ещё одна параллель Кавказ — Крит.

Б. К. Далгат в своей монографии "Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей", ссылаясь на исследования Н. Харузина [1], говорит о молочном родстве у ингушей, устанавливаемом прикосновением губами к груди женщины из чужого рода.

А теперь, в связи с этим сообщением, ещё раз посмотрим на крито-минойские женские одежды, но уже под определённым углом зрения.


Одежды как будто специально сделаны для того, чтобы можно было легко и беспрепятственно прикоснуться губами к женской груди.

----------------------------------------------------------

[1] Харузин Н.Н. Заметки о юридическом быте чеченцев и ингушей // Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском этнографическом музее. М., 1888. Вып. III. С. 71.

12 декабря 2023

Кавказ — Крит: родовые параллели.

"О существовании аулов, населённых одною фамилиею в Чечне, говорят почти все писатели, начиная с XVIII ст. В 1873 году такие аулы встречал в горах Чечни и Станишевский. Только в самое последнее время в горах стали селиться по несколько фамилий в одном ауле; на плоскости, наоборот, аулы — по преимуществу смешанного состава. Однако, интересно отметить, что и на плоскости отдельные роды, выселившиеся из гор, поселялись в отдельных кварталах, за малыми исключениями, и устраивали родовые, фамильные кладбища", - сообщает Б. К. Далгат в своей монографии "Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. Исследование и материалы 1892-1894 гг." (М.: ИМЛИ РАН, 2008. С. 98).

Горные ущелья, как и острова, являются этнографическими "заповедниками" в силу своей изолированности, и они часто сохраняют древнейшие формы общественного устройства.

Сообщение Б. К. Долгата удивительным образом перекликается с тем, что нам известно о крито-минойских поселениях. Сельские поселения на Крите представляли собой своего рода хутора с большими (расширенными) семьями. К периоду Новых дворцов в сельской местности Крита преобладали обширные виллы, как, например, в Ватипетро возле Арханеса. Эти виллы состояли из домов, мастерских и трёхсторонних святилищ, соединённых между собой на небольшом участке земли.

The villa at Vathypetro today

10 декабря 2023

Размышления по прочтении "Эректуса" Р. Ферле.

Дочитал я до конца сочинение Ричарда Д. Ферле "Эректус бродит между нами. Покорение белой расы". Оно перекликается с сочинением Патрика Бьюкенена "Смерть Запада: чем вымирание населения и усиление иммиграции угрожают нашей стране и цивилизации", которое я прочитал много лет назад. 

Демографические проблемы в США реально существуют. "Ни в одном штате в 2017 году общий коэффициент фертильности для белых женщин не превышал уровня воспроизводства населения - того, что необходимо населению, чтобы точно воспроизводить себя из поколения в поколение" (Источник).

Традиционно эти вопросы "педалируют" республиканцы, но, как на зло, в последнее время лидеры республиканцев один чуднее другого. 

Из этого я делаю вывод, что, вообще говоря, на самом Западе эта проблема не кажется столь уж фатальной, как она рисуется в сочинениях П. Бьюкенена и Р. Ферле. Потому что когда Западу действительно угрожала смертельная опасность, тогда правительства возглавляли такие выдающиеся лидеры как Уинстон Черчилль в Великобритании и Франклин Рузвельт в США. Значит, на Западе не боятся "смерти Запада", раз там такие потешные президенты как Буш-младший и Трамп. 

Здесь надо отметить, что как только опасность миновала и немного "отлегло от жопы", англичане на выборах проголосовали за лидера лейбористов Клемента Эттли, который обещал создать в послевоенной Великобритании государство «всеобщего благоденствия». Черчилль "напрягал" англичан, а им хотелось "расслабленной" жизни. 

Любопытно, что в Евангелии "расслабленные" часто упоминаются там же, где и "бесноватые". А жизнь христианская приравнивается к подвижничеству. 

Если взглянуть под этим углом зрения на современную западную цивилизацию, то вся она построена для расслабленного образа жизни. Кстати, в России этот тренд на расслабление тоже набирает обороты: в городских дворах яблоку негде упасть от обилия автомобилей; можно даже не утруждать себя походом в супермаркет, - только позвони, и будет тебе счастье доставка на дом; даже с деньгами не нужно возиться, - достаточно иметь банковскую карту. 

Очевидно, стремление к праздности присуще большинству людей. Но "куда приводят мечты" о праздной жизни? Это показал А. С. Пушкин в «Сказке о золотом петушке»: обленившийся царь и сам скончался, и потерял двух сыновей. 

 

Парадокс антропологии.

"Человек, несомненно, групповое животное, - пишет Ричард Д. Ферле на стр. 440 своего сочинения "Эректус бродит между нами" и чуть выше на той же страничке говорит, что "врождённое стремление" к "групповухе" "сильнее выражено у мужчин, чем у женщин, потому, что включает конкуренцию с другими группами, а физические столкновения больше подходят для мужчин. Драматическим проявлением этого стремления является «безумие толпы», когда группа людей действует так, как если бы она обладала единым разумом, совершая буйные и преступные деяния, которые люди этой группы никогда бы не совершили поодиночке. Каждый член группы чувствует, что его действия не только морально допустимы, но и ощущает воодушевление и раскованность, освобождающие его от искусственных социальных ограничений его врожденных побуждений".

Мне всегда казалось, что нормальный человек должен стыдиться и прятать импульсивные проявления своей низменной животной природы. А назвать человека "животным" сродни унижению и оскорблению. "Кипит мой разум возмущённый", но затем я вспоминаю определение Википедии: "Лю́ди — род в семействе гоминиды отряда приматов", и я понимаю, что Р. Ферле является выразителем господствующего тренда в антропологии, а мои представления о человеке являются маргинальными.

На протяжении всей книги Р. Ферле пишет о том, как белым мужчинам добиться "репродуктивного успеха", как им передать свои "аллели" следующим поколениям. Но, если белые мужчины — "групповые животные", то какой смысл в размножении животных? Может ли автор сочинения объяснить сей парадокс?

"Слушай, чувак, — хотелось бы мне сказать Ричарду Ферле, — у вас там в Штатах есть амиши, которые считают себя не "гоминидами отряда приматов" и не "групповыми животными", а людьми, созданными по образу и подобию Божию. «Амиши - одна из наиболее быстро растущих религиозных групп в Северной Америке», — отмечает Джозеф Доннермейер (Joseph Donnermeyer), профессор социологии из Университета штата Огайо. «Они удваивают свою численность каждые 21 - 22 года прежде всего потому, что они создают большие семьи, имеют огромное количество дочерей и сыновей, которые остаются в общине, став  взрослыми и заведя свои собственные семьи», - отмечает исследователь (Источник). Так вот, чувак, раскрой свои глаза и посмотри на кротких амишей, которые, согласно Евангелию, "наследуют землю" (Мф. 5:5). А твои "групповые животные" вымирают от обжорства и "белого китайца". Может всё-таки дело не в эректусе, который бродит по Европе Америке, а в чём-то другом? Может следует чему-то поучиться у амишей, вместо создания режима апартеида в США? Амиши напоминают мне старую добрую Америку, которая была прекрасна.

Американские пионеры

Немного о США.

В конце своего опуса "Эректус бродит между нами. Покорение белой расы" (Москва: ACT, 2014) Ричард Д. Ферле приходит к умозаключению: "перед белым большинством [США] стоит выбор: расизм или исчезновение" (стр. 435). 

Интересно, а что изменит расизм вкупе с диктатурой? Максимум из того, что он может, это "заморозить" существующий на текущий момент «статус-кво» США.

Прежде чем продолжить свою мысль, я предлагаю к просмотру музыкальный клип OTTA-Orchestra и Академического симфонического оркестра Самарской государственной филармонии.


Я к тому клоню, что если сюда добавить несколько темнокожих девушек с барабанами, то музыка от этого не станет хуже. 

Так вот, я не слышу никакой музыки из современных США. Ни в прямом смысле, ни в переносном. Последнее "общее дело", которое объединяло США в слаженный "оркестр", была космическая программа "Аполлон" с высадкой астронавтов на Луне при Джоне Кеннеди.

Джон Кеннеди и Вернер фон Браун
 
Вернер фон Браун около американской Apollo Saturn V

А ныне Ожиревшие Штаты Америки вместо "оркестра" являют миру какую-то бессмысленную "какофонию". Так, может быть, преступность и наркомания являются следствиями потери смысла жизни? И, если это так, тогда расовая сегрегация, которую предлагает Ричард Д. Ферле, ничего не изменит.

09 декабря 2023

Культура — ничто, геном — всё? Против Р. Ферле.

Я уже неоднократно обвинял современных антропологов в "биологизме", то есть в том, что они определяют человека исключительно по "мясу". Ричард Д. Ферле, автор монографии "Эректус бродит между нами. Покорение белой расы" (Москва: ACT, 2014), позиционирует себя самым типичным специалистом по "мясу". Цитирую: "

"Африканцы <...>  имеют обезьяноподобную внешность и поведение.  В отличие от обитателей Евразии они всё ещё сохраняют выраженные физические и поведенческие черты эректусов. <...>
дети бушменов

Проведение политики, поощряющей распространение их аллелей, будет означать конец современной цивилизации, по крайней мере, на Западе (стр. 369-370). Что из наиболее ценного, чем обладают жизнеспособные человеческие популяции, они способны передать следующему поколению? Не богатства или даже знания. Это их геном (стр. 379)".

То есть, согласно Р. Ферле, культура — ничто, геном — всё.

А знаешь ли ты, неосновательный человек, что "эгоистичный ген" без культуры есть хам? Или может быть ты думаешь, что хамство не присуще белым людям? Что хамами могут быть только чернокожие?

"Большинству высших животных для выживания требуется территория. Поскольку для выживания и успешного воспроизводства обладание территорией жизненно важно, большинство животных яростно борются с конкурентами, отстаивая её. Каждой отличной от других популяции людей также требуется территория, отечество" (стр. 404).

Опять голый биологизм: популяции людей сравниваются с популяциями животных. Причём за образец для подражания берётся поведение животных: они "яростно борются с конкурентами", защищая свою территорию. 

08 декабря 2023

Государство и анархия как две стороны одной монеты.

belan в записи "Анархия" разместил фрагмент мемуаров А. Казанцева "Третья сила". Там описан момент оккупации Югославии немцами с 6 по 17 апреля 1941 года.

"В Белграде <...> сломались регулирующие жизнь страны рычаги. Стал транспорт, умерла торговля, исчезло всякое подобие власти как административной, так и военной. Государство как организм перестало жить.

В городах и сёлах люди чувствуют себя так, как, вероятно, чувствовали себя наши далёкие прапредки в доисторический период: все запросы сводятся к тому, чтобы быть сытым, все заботы слипаются в одну — не попасть под нож или дубину своего ближнего.

Ножей и дубин появилось больше, чем можно себе представить. Дезертиры армии, население тюрем, неожиданно обретшее свободу и полную безнаказанность, просто преступный по складу своей натуры элемент — всё то, что в нормальной, регулируемой законом и властями жизни держится в тени, всплыло на поверхность и наводит ужас на беззащитного обывателя.

По белградским улицам, компаниями по три-четыре человека бродят какие-то юноши, часто не старше 15–16 лет, как правило полупьяные, и потрошат каждого встречного и поперечного. Спрашивают документы, отбирают деньги, часы и кольца, показавшихся почему-то подозрительными расстреливают тут же на месте. <...> На улицах нередко можно видеть трупы расстрелянных «шпионов». Под патриотические мотивы грабёж стоит совершенно невообразимый. Страшна распавшаяся на составные части жизнь".