It's an Ethiopic manuscript (~1875, scribe unknown) from the UCLA digital collections. Источник картинки.
Исследование матриархата - самой продолжительной эпохи в истории человечества.
It's an Ethiopic manuscript (~1875, scribe unknown) from the UCLA digital collections. Источник картинки.
Название «Италия» происходит от Vitellium, телёнок, то есть Италия — это страна телят. Я так думаю, что это название происходит от тех телят, которых гнали перед собой пеласги, примерно 7600 лет назад переселившееся с Балканского полуострова в долину Тавольере, что близ современного города Манфредония на «шпоре» итальянского «сапога». Носители так называемой «апеннинской культуры», пеласги, умели строить парусные лодки, жили в хижинах с каменным полом и владели гончарным искусством. Их флот из больших лодок-долблёнок, помимо необходимой утвари и инструментов, привёз на Апеннинский полуостров немного скота (всякой твари по паре, чтобы развести стада), а главное — кожаные мешки с семенами пшеницы, проса, ячменя и овса. Поселенцы долины Тавольере обрабатывали землю деревянными мотыгами. Земледелие требовало огромных, по сравнению с охотой и собирательством, труда и терпения, а также умения планировать. Поэтому обработка земли была вначале женским делом и женским трудом. Не отсюда ли происходит этрусский матриархат? Ибо, конечно, этруски связаны и генетически, и культурно с пеласгами, прибывшими на Апеннинский полуостров с Балканского полуострова. Ну а на Балканы неолитические переселенцы прибыли, как мы знаем, из Анатолии. Так что можно провести прямую линию от Чатал-Хююка - через Балканы - в италийскую Тоскану, где жили этруски. Другое дело, что сами пеласги и их италийская "инкарнация" - этруски - растворились в море протолатинских племён (с которыми связаны носители так называемых культур протовилланова и террамаре), пришедших в Италию в XV-XIV вв. до н.э. с севера, из долины реки По. Кстати, примерно в то же время на Пелопоннесе ахейцами было образовано государство Аргос и ок. 1500 г. до н. э. завоёван остров Крит, что положило начало Микенской цивилизации. Очевидно, у этрусков с каждым поколением становилось всё больше индоевропейской "крови" и всё меньше - анатолийской "крови" пеласгов, пока они окончательно не слились с латинами в IV-III вв. до н. э.
На данный момент я склоняюсь к моноцентричной
теории возникновения человечества, причём я считаю, что человечество возникло ок. 45 - 48 000 лет до н. э. где-то на территории Азии. На какой-то небольшой изолированной территории, которую можно условно назвать Эдемом, произошла чрезвычайно мощная мутация приматов, вызвавшая появление Homo sapiens sapiens. Никто не знает, что было раньше - курица или яйцо всплеск генетических изменений или появление языка. Но, очевидно, что не в генетике, а в языке коренится самое существенное отличие человека от обезьяны. Ибо именно благодаря языку возможно абстрактное мышление (мы мыслим не иначе как проговаривая "про себя" слова известного нам языка) и сознание. Без языка нет культуры, а без культуры нет и человека.
Мужчина в колониальной Индии охраняет свою семью от каннибалов во время голода в Мадрасе, 1877 год.
Весна в этом году выдалась "затяжная" и холодная. Всё время дуют северные ветры...
Как известно, в крестьянском хозяйстве "весенний день год кормит", ну и я кажный божий день во саду да в огороде копаюсь...
Вчера я вырубал молодую поросль штыковой лопатой. Размахнулся, но вдруг, совершенно неожиданно для меня, очень сильный порыв ветра "сыграл" лопатой так, что я ударил себе по ноге. Ничего страшного - нога была в ботинке, а лопата тупая, - отделался ушибом. Но могло бы быть и иначе, если б вместо лопаты в руках оказался топор или коса.
Этот случай заставил меня задуматься... Всем известно, что в стародавние времена язычники поклонялись природным стихиям. В частности, древние славяне почитали Стрибога, бога ветра или воздуха. «Слово о Полку Игореве» сообщает о связи внуков Стрибога с воздушной стихией: «Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя плъкы Игоревы».
Однажды Исаак Ньютон задремал, лёжа на травке под яблоней, и упавшее ему на голову яблоко привело к открытию закона всемирного тяготения. А я, благодаря сильному порыву ветра, открыл для себя тайну идолопоклонства.
Боги (или духи), безусловно, действуют в мире и проявляют свою волю. И часто они оказывают своё влияние через посредство природных стихий. Взять, например, Никиту Минина (будущего патриарха Никона): все трое его детей умирали один за другим ещё во младенчестве, и он, потрясённый горем, увидел в этом знак Божий. Решив отказаться от мирской жизни, Никита убедил жену постричься в монахини, а сам отправился в Соловецкий монастырь, где принял монашеский постриг, став отныне Никоном.
Знаком Божиим может быть всё, что угодно: пожар, потоп, ураган, да и просто порыв сильного ветра, как в моём случае. Предположим, у меня в руках была бы коса, а рядом со мной был бы маленький ребёнок... Вот тебе и калека на всю жизнь... Любопытна близость слова "калека" со словом "калика". Каликами в старину на Руси называли странников, поющих духовные стихи и былины. Их считали «божьими людьми», прислушивались к их словам и пророчествам, если те обладали даром предсказания.
А не было ли среди «божьих людей» и «Стрибожьих внуков»? Ну, можно же, чисто теоретически, допустить, что какой-то процент крестьянских детей становился «божьими людьми» после того как сильный ветер подул и изменил направление полёта стрелы, или копья, или топора...
Так кто же, в конечном итоге, "продюсирует" старины и былины? — Стрибог. Или какой-нибудь другой бог природных стихий или дух, - "имя им легион".
Мне кажется, такого рода "размышлизмы" могли появиться и в умах древних людей. Например, после удара молнии выживший человек приобрёл сверхъестественные способности. Значит, он — избранник Перуна. «Божьи люди» тоже, своего рода, избранники духов. Как это ни ужасно звучит, но без боли не бывает духовности. Да даже и поэты, чтобы творить, бессознательно ищут приключений на свою задницу, как "наше всё" - А. С. Пушкин.
Это к вопросу о мифотворчестве в эпоху постмодерна. Как видим, первобытное слово о Матери Земле "живо и действенно, и острейше паче всякаго меча обоюду остра".
"Сегодня противостоять пропаганде, а значит — иметь возможность самостоятельно осмысливать происходящее, может человек, имеющий системное образование, способный структурировать информацию, выделять главное и отсеивать второстепенное", - говорит el_murid в статье "Белый шум".
Системное образование - это, конечно, хорошо, но, по-моему, индивидуальный миф посильнее и "покруче" будет, чем образование. Индивидуальный миф настолько заполняет сознание, что в нём не остаётся места для пропаганды.
— Вам налить чаю в вашу чашку?
— Нет, спасибо, у меня уже кофе налито.
У меня есть этот миф. "Священный матриархат" называется.
![]() |
пустыня Негев на территории совр. Израиля |
Как говорит marigranula, в храме находятся святая святых
и выложенные из камней силуэты леопардов в натуральную величину.
![]() |
Источник картинки |
Конечно, это не храм, а святилище. 7500 лет назад никаких храмов ещё не было. Впрочем, это не важно. Здесь важно другое, - культ леопарда. Мы знаем об "одержимости" леопардом носителей культуры Чатал-Хююка. Это была однозначно матриархальная культура. Находки следов поклонения леопардам в пустыне Негев свидетельствуют о том, что матриархальный Чатал-Хююк вовсе не был единственным в своём роде поселением.
"Во многих других вопросах, таких как права наследования и собственности или выбор места жительства, у скандинавских женщин был голос, но не в отношении того, кто станет их спутником жизни. Роль этого института была настолько важна, что взрослые просто не могли отдать решение на откуп молодым людям, движимым любовью или страстью. Как в сагах, так и в реальности, потенциальные женихи должны сначала пообщаться с законным опекуном девушки, часто – в сопровождении собственных отцов или дядей. Причиной для отказа могло служить неподходящее происхождение или излишняя неотёсанность. Если соглашение достигалось, то дальше предстояло договариваться об объёмах имущественного взноса, который предстояло сделать каждой из сторон, наряду с другими формальностями, такими как дата свадьбы и жильё для молодожёнов. Девушка, как правило, об этих договорённостях узнавала последней", пишет Йоханна Катрин Фриксдоттир.
В принципе, у нас в крестьянской России вплоть до XX века поступали точно так же. Как известно, любовь зла — полюбишь и козла. Крестьяне, создававшие свои хозяйства потом и кровью, конечно не желали, чтобы их добро досталось какому-нибудь "козлу". Поэтому здесь всё решалось на уровне домохозяев. Именно они выбирали "товар" и торговались.
У вас товар, у нас – купец,
У вас девица, у нас – молодец.
У нас ключ, у вас – замок,
У нас шмель, у вас – цветок.
Наш матрас, у вас – подушка,
Наш поднос, а ваша – кружка.
А вот интересно: как при таком раскладе женились сироты? У меня, например, рано умерли родители, и мне пришлось всё делать самому, методом "научного тыка". Ну а в те времена, когда науки не существовало, как мог бедный крестьянский парень найти себе невесту и жену? Что-то подсказывает мне, что кража невесты и казачество на Дону, откуда "выдачи нет", могли быть заманчивым вариантом для такого рода парней.
"Согласно отдельным скандинавским законам [1], ребёнок начинал считаться частью местного сообщества после первого кормления. Мать кормила новорожденного грудью в присутствии посторонних, тем самым он символически признавался членом общины", - говорит Йоханна Катрин Фриксдоттир.
Интересный момент.
Ну, а вот, допустим, если какой-нибудь инородец прилюдно прикоснулся губами к груди какой-нибудь туземной женщины, и она при этом не оттолкнула его? Мог ли инородец после этого считаться членом общины?
Этот вопрос я задаю, имея в виду крито-минойскую женскую "моду" ходить с обнажёнными грудями. Не было ли материнское молоко у них объединяющей общество сакральной ценностью? Типа святого Грааля...
Бернард Клервосский и чудо лактации. Существует легенда, что Матерь Божия явилась в молитве к Бернарду и брызнула молоком из своей груди. Этим жестом она показала ему, что она его мать, а Христос - его молочный брат.-------------------------------------------------------------
[1] Mejsholm, Gränsland, 111–16.
Гудрун Гьюкадоттир — такая же независимая (freie) женщина, как и богиня Фрейя.
Атли, второй муж Гудрун, хотел заполучить золото её братьев, поэтому заманил их в ловушку и убил. Смерть братьев от рук Атли является для Гудрун тяжёлым ударом, который она не может ему простить. Она решается на самый ужасный вариант мести из всех возможных и убивает двух сыновей, которых она родила от него. Один поэт описывает, как мальчики бросаются в объятия матери, когда она подзывает их: сыновья боятся, они чувствуют, что что-то не так, пытаются сопротивляться, но при этом не плачут, когда мать перерезает им горло. Смешивая их кровь с мёдом, который она подаёт Атли вместе с приготовленным мясом его сыновей, она тем самым превращает его в каннибала. После этой роковой трапезы Атли начинает беспокоиться за сыновей и спрашивает, куда они ушли, но поправить уже ничего нельзя. Торжествующая Гудрун хвастается перед мужем рассказом о своей мести и тем, как она обращалась с телами сыновей:
«Вышла Гудрун,
Чтоб Атли встретить
С кубком в руках
Золотым, как пристало;
“Конунг, прими
В палатах твоих
От Гудрун зверёнышей,
В сумрак ушедших!”
<…>
“С мёдом ты съел
Сердца сыновей —
Кровавое мясо,
Мечи раздающий!
Перевари теперь
Трупную пищу,
Что съедена с пивом,
И после извергни!”».
Покончив с местью за братьев, она умерщвляет Атли, заколов его, а затем поджигает палаты, тем самым положив конец его правлению и всему его роду.
Очевидно, что Гудрун отождествляет себя с материнским родом. Для неё родственниками являются её братья, родившиеся от одной матери. За них она и мстит мужу. А муж, выходит, не такой уж и близкий родственник. Что-то типа "седьмой воды на киселе"... "Муж, объелся груш...".
Наверно, подобные случаи эпической борьбы двух родов имели место быть и во время арийской экспансии в Старую Европу. Можно только представить себе, какие страсти там бушевали. Жаль, конечно, что никакие саги не дошли до нас от тех стародавних времён.
"Несмотря на то, что Фрейю называют распутной в «Песни о Хюндле» и другой мифологической поэме «Перебранка Локи» (Lokasenna), эти заявления скорее представляются риторическим приёмом, чем реальными обвинениями. Во всём мифологическом корпусе нет сюжетов, содержащих сцен секса с участием Фрейи. Единственным исключением является «Прядь о Сёрли» (Sörla þáttr), входящая в «Книгу с Плоского острова». В ней говорится о том, что Фрейя провела несколько ночей с четырьмя карликами в обмен на ожерелье Брисингамен. Хотя само сказание бесспорно восходит к древним источникам, свою окончательную трактовку оно получило под явным контекстуальным влиянием XIV века. В тексте поведение Фрейи характеризуется такими качествами, как жадность и похоть, что соответствует женоненавистническим традициям церковных и литературных практик эпохи. Подобное отношение нередко встречается в романах того времени, которые могли оказать влияние и на того, кто придавал законченный вид «Пряди о Сёрли». Фактически Фрейе чаще вменяют в вину безбрачный характер её связей, чем само их наличие. Образ могущественной, хотя и своевольной богини, который мы видим в «Песни о Хюндле», или смелая и всесильная фигура, какой она предстаёт в «Младшей Эдде» Снорри, не вяжутся со словами о распутстве. Это клевета, породившая распространённое клише о том, что Фрейя – богиня плодородия", - говорит Йоханна Катрин Фриксдоттир.
Да, вот это клише — "богиня плодородия" — лепится на всех языческих богинь, в том числе и на Фрейю.
![]() |
Богиня Фрейя в представлении Йона Бауэра |
В 1894 году на прилавках немецких книжных магазинов появилась тоненькая брошюрка, посвящённая одному из эпизодов в истории Древнего Рима. Брошюрка называлась "Калигула: исследование римского императорского безумия". Её автором был широко известный в профессиональных кругах, но незнакомый массовому читателю баварский историк Людвиг Квидде.
Историк-германист navlasov в своём блоге выложил перевод сей брошюрки на русский язык, а я сократил текст, выбрав из него все самые принципиальные моменты.
"Императорское безумие часто называют особой формой душевной болезни. Характерные черты этой болезни: мания величия, доходящая до обожествления самого себя, пренебрежение всеми рамками законности и правами других людей, бессмысленная и бесцельная жестокость. Они встречаются и у других душевнобольных. Разница в данном случае заключается в том, что роль правителя создаёт для их развития особенно благодатную почву, на которой они могут беспрепятственно развиваться и воплощаться в ужасных деяниях в масштабах, невозможных для обычного человека.
Специфическое императорское безумие есть продукт обстоятельств, характерных для морального разложения монархически настроенных народов или, как минимум, той элиты, которая составляет ближайшее окружение монарха. Представление о своей якобы неограниченной власти заставляет правителя забыть обо всех правовых рамках. Теоретическое обоснование этой власти как божественного права внушает безумные идеи бедолаге, который действительно начинает верить в истинность данного обоснования. Придворный этикет, а ещё больше выходящее за его пределы верноподданное восхищение со стороны всех, кто окружает правителя, внушают ему мысль о том, что он от природы стоит выше всех людей. Наблюдая за своим окружением, он одновременно уверяется в том, что это – презренная и подлая толпа. Если же не только двор, но и масса народа коррумпирована настолько, что правитель может творить что угодно, не встречая открытого мужественного сопротивления; если оппозиция, даже рискуя возражать, боязливо подчёркивает, что она не против личности властителя и его взглядов; если развращённый дух, породивший наказание за оскорбление величества и видящий состав преступления в отсутствии должной почтительности, проникает в законы и суды, - то достойно изумления, если при всех этих условиях абсолютный монарх всё же остается в своём уме.
Картина императорского безумия, которую демонстрирует нам Калигула, весьма типична. Почти все её черты, которые появлялись у разных правителей, объединились в нём.
У него
[Калигулы] отсутствовал прочный фундамент в виде взвешенного, созревшего во внутренних
боях мировоззрения.
Мы ничего не слышим о высокопоставленных персонах, которые имели бы при нём реальное влияние. Император не терпел рядом с собой самостоятельных фигур, он хотел быть своим собственным министром и, сверх того, лично действовать во всех сферах. Но даже до того, как начался процесс вырождения его ограниченной натуры, ему не хватало для этого ни знаний, ни таланта, ни спокойствия, ни дисциплины.
Сцена жертвоприношения на расписном саркофаге из Агия-Триада (Крит). 15 в. до н. э. Археологический музей (Ираклион).
![]() |
деталь росписи саркофага |
Эта параллель свидетельствует о unio mystica (мистическом единении) религий всех народов и всех времён. Шаманов можно сравнить с первопроходцами в неизвестный мир, а их рассказы о полётах в тот мир, их переживания и видения, составляют то языческое "откровение", вокруг которого формируется религиозный культ. Не каждый может повторить полёт шамана (или шаманки), но, по крайней мере, у человека есть возможность "причаститься" тайному знанию о сокровенном. Кто-то может использовать это тайнознание для повторения полёта, а кто-то просто почитает дерзновенных первопроходцев. Например, православие на 90% состоит из почитания святых.
Австралийские археологи обнаружили в Индии каменные "кувшины" гигантского размера. Эти "кувшины" были найдены сразу в четырёх местах штата Ассам, всего их пока насчитали около 65 штук.
С виду они кажутся куда более примитивными и мелкими по сравнению с "кувшинами" Лаоса, но похоже, что они изготовлялись по той же технологии. Предполагается, что они использовались древними людьми в качестве погребальных сосудов (такая же теория есть и для кувшинов Лаоса). И кувшинам в Индии, и кувшинам в Лаосе около 2400 лет.
![]() |
Штат Мегхалайя |
Учёные предполагают, что "кувшины" принадлежали древнему народу нага, о котором мало что известно. Из немногочисленных письменных свидетельств следует, что именно так нага хоронили соплеменников. И, возможно, что этот народ имел кровно- родственные и культурные связи с племенами из Индокитая. "Дело в том, что кувшины, похожие на эти, мы обнаружили в Лаосе и Индонезии
.
Они были заполнены кремированными человеческими останками", — отметил в
интервью журналистам участник экспедиции Николас Скопал.
Я раньше говорил о "матриархальном поясе", протянувшемся от Старой Европы через Анатолию и Ближний Восток до самой Индии. Теперь, я думаю, можно удлиннить этот "пояс" до Лаоса и Индонезии, и даже до Океании.
Конечно, похороны в каменных сосудах надо трактовать как возвращение в материнскую утробу, для перерождения и возрождения. В этой практике можно усмотреть параллели с древнеегипетским обычаем погребения в саркофагах. Саркофаг - это "кокон", "куколка", из которой должна появиться "бабочка".
"В рассмотренных нами верованиях земля предстаёт в образе матери, т.е.
существа, порождающего всё живущее, сотворяющего всё из своей
собственной субстанции. Земля «жива» прежде всего потому, что
плодоносна. Всё, что выходит из земли, наделено жизнью, и всё, что в неё
возвращается, получает новую жизнь. Связь межу homo и humus не следует
понимать упрощённо: человек — это земля, потому что он смертен; смысл
ещё и в том, что человек живёт, потому что рождён от Terra Mater и
вернётся в неё.
Солмсен вывел значение слова mater из materies, и
хотя эта этимология не верна (первоначально слово «материя» означало
что‑то вроде «сердцевина дерева»), всё же у неё есть своё место в
мифо-религиозной теории: «материя» выполняет функцию матери, потому что
беспрерывно что‑то порождает. То, что мы называем жизнью и смертью, —
просто два момента в целостном существовании Матери–Земли: жизнь — это
выход из утробы Земли, отделение от неё, а смерть — возвращение «домой».
Часто выражаемое людьми желание быть похороненными на родине есть всего
лишь профанная форма этой мистической любви к своей собственной Земле,
потребности вернуться в свой собственный дом.
Надгробные
надписи, найденные при раскопках захоронений на территории Римской
империи, говорят о радости быть похороненным в своём отечестве: Hic
natus hic situs est (Здесь рождён, здесь и погребён — лат.); Hic situs
est patriae (Здесь погребён, на родине — лат.); Hic quo natus fuerat
optans erat illo reverti (В то место, где когда‑то родился, туда желал
вернуться — лат.) и т. д. Есть и надписи, в которых выражена скорбь
из‑за невозможности получить это утешение: Altera contexit tellus dedit
altera nasci (Одна земля даровала рождение, другая покрыла — лат). И
потом, ведь предателей не хоронили, потому что, как поясняет Филострат,
они не достойны «быть очищенными землёй».
Вода считалась
носителем семени; земля тоже носит семя, но в земле оно быстро даёт
плод. Споры и семена могут пробыть в воде на протяжении нескольких
циклов своей жизни, прежде чем дадут о себе знать; но о земле можно
сказать, что она никогда не находится в покое, её дело — беспрерывно
рождать, наделять формой и давать жизнь всему, что в неё возвращается
неживым и бесплодным. Вода есть в начале и в конце каждого космического
цикла, а земля — в начале и в конце каждой отдельной жизни. В жизнь всё
приходит из воды, а в результате исторической (например, наводнения) или
космической катастрофы (махапралая) возвращается в своё изначальное
состояние бесформенности.
Каждое проявление жизни — это
следствие плодовитости земли; всякая форма землёю порождается, живёт и
уходит назад в землю в тот момент, когда завершается отпущенная ей доля
жизни, — возвращается, чтобы родиться вновь; но прежде нового рождения
побыть в покое, очиститься и собраться с силами. Вода предшествует
всякому творению, всякой форме; земля производит живые формы.
Если
мифологическое предназначение воды есть открывать и закрывать
космические циклы, то предназначение земли — стоять в начале и в конце
каждой биологической формы и каждой формы, имеющей свою точку в истории
места («люди места»). Время, так сказать, спящее в воде, активно и
подвижно в работе земли — порождении. Живые формы появляются и исчезают
по меркам истории со скоростью света. Но сам процесс их прохода по жизни
бесконечен; смерть живой формы — это способ скрытого и временного
существования. Как таковая же, как вид, живая форма не исчезнет, пока
воды позволяют земле производить её".
"Очерки сравнительного религиоведения". Мирча Элиаде.
«Мы ткём, мы ткём
стяг боевой;
Рвутся вперёд
Смелые воины.
Конунга жизнь
мы защитим, —
нам выбирать,
кто в сече погибнет» [1].
Как говорит Йоханна Катрин Фриксдоттир, "само слово valkyrie состоит из двух корней: valr («мёртвый воин») и kjósa («выбирать», в прошедшем времени – kuru). Получается, что валькирии – это те, кто выбирают павших. Женское окончание, которое мы встречаем во всех без исключения источниках, также подразумевает, что валькирии – это только женщины. Согласно Снорри, на поля брани их посылает Один. Именно для него валькирии должны отобрать самых лучших воинов – эйхнериев (einherjar), которым во время Рагнарёка предстоит сражаться бок о бок с богами против великанов".
Интересно. Викинги тут предстают как фазаны.
![]() |
Фазаны. Самка - слева, и самец - справа. |
У фазанов всё примерно так же, как у голубей: самец начинает кружить около самки, время от времени останавливаясь и приближаясь. При этом он кудахчет и раскрывает хвост так, чтобы самка могла по достоинству оценить его красоту. Чем красивее выглядит самец, тем больше шансов он имеет на успех. Потому что окончательный выбор всегда делает самка.
И тут раскрывается вся "философия жизни" викингов.
"Надо!
Надо!
Надо нам, ребята,
Жизнь красивую прожить.
Надо что-то важное, ребята,
В нашей жизни совершить!"
Ну, то есть, чем красивее я проживу жизнь, тем более у меня шансов на то, что меня заметит валькирия и отнесёт мою душу в Вальхаллу, небесный чертог в Асгарде.
А вот и наш "фазан"-красавЕц, Эйнар Одноглазый из фильма "Викинги" (1958).
![]() |
Кирк Дуглас в роли Эйнара |
-----------------------------------------------------------------------
[1] Песнь валькирий. / Пер. А. И. Корсуна.
В современной Греции довольно часто можно встретить вот такие модели православного храма. Эти как бы "игрушечные" храмы называются кандилакиями, и они являются свидетельством большой религиозности и набожности греков. К таким «мини-часовням» ходят постоянно, меняют там свечи — чтобы горели ежедневно и круглосуточно.
Они напоминают мне "столпы", на которых столпники совершали свои аскетические подвиги.
![]() |
Преподобный Алипий Столпник |
Интересно, что столпничество, как аскетическая практика, существовало лишь на территории Византии, на территории восточной (православной) церкви, а на Западе ничего подобного не было.
В статье О "столпе" Симеона Столпника я высказал предположение о том, что сия аскетическая практика перешла в православие из язычества. Адепты культа Аттиса и Кибелы подвизались на этих столпах. Известны примеры, когда бывшие жрецы Кибелы обращались в христианство. В частности, здесь можно привести пример Монтана из Мизии (Малая Азия). Церковные историки Евсевий и Епифаний подчёркивают следующую немаловажную деталь из биографии Монтана. Будучи до обращения в Церковь жрецом-галлом культа Кибелы с его экстатической оргийностью и членовредительством, он, во время посвящения в таинства этой богини, находясь в состоянии исступления, сам оскопил себя, тем самым доказав свою преданность и верность этой языческой богине (Источник).
Как мы знаем, культ Кибелы и Аттиса в дохристианские времена имел свой эпицентр в малоазийской Фригии и оттуда распространился на Ближний Восток и Балканы. И вот я думаю: может быть, эти греческие модели православных храмов восходят к древним погребальным столбам-мегалитам, в которых "спасались" столпники? Традиция — это такая "живучая" штука, которая, постоянно видоизменяясь, как хамелеон, тем не менее, может храниться веками "под спудом" и возрождаться в новых формах.
Бахофен проводит крайне интересную интерпретацию легенды об Энее ("Первобытная религия и древние символы"). Он полагает, что "решающее значение имеет карфагенский эпизод. Герой стоит на распутье. Тирянка Дидона играет роль восточной царицы, готовой покорить героя своими чувственными искусствами. Она стремится к такому же владычеству над Энеем, какое имели Омфала над Гераклом, Семирамида над Нином, Далила над Самсоном — древнее право на жизнь мужчины и превосходство над ним <...> Дидона упрекает неверного любовника в вероломстве <...> но Эней является выразителем нового отношения <...> В Италии азиатской чувственности нет места, ибо Италия избрана для того, чтобы возвестить новую эпоху <...> С неизменной последовательностью в поэме подчёркивается <...> освобождение римского мира от восточной традиции".
Хм, и каков результат этого "освобождения"? Мы видим, что вся римская история проникнута одной всеобъемлющей страстью — войной. Стоило ли римлянам освобождать себя от восточной традиции, чтобы тут же впасть в зависимость от Марса?
Конечно, Бахофена невозможно "глотать" целиком. Его лучше всего "употреблять" по кусочкам, как рыбу, отделяя "мясо" от "костей". Вот он говорит о каком-то "древнем праве (очевидно, матриархальном) на жизнь мужчины и превосходство над ним". Вот эту "кость" надо сразу выплюнуть, ибо нигде и никогда не было такого права. Но, как говорится, дыма без огня не бывает. Если Бахофен приводит пример с тирянкой Дидоной, то мы сразу же соотносим его с восточным обычаем "священных браков". Известия о такого рода браках доходят до нас из Шумера и Вавилона, а история Древнего Египта пестрит известиями о наследовании положения в обществе по материнской линии. Но. Тут есть одно большое "но". Всё это практиковалось лишь в рамках традиции. То есть, от царя ожидалось, что он будет поступать как в "старые добрые времена", по обычаям предков, но он вовсе не обязан был так поступать. Далеко не каждый царь соблюдал древние традиции. И, очевидно, Эней был одним из таких царей, живших по принципу "что хочу, то ворочу, и никто мне не указ". Самым типичным представителем таких самодуров без "тормозов" был Юлий Цезарь.
Реконструкция одежды женщин минойской цивилизации на Крите.
Реконструкции сделаны доктором Бёрнис Джонс (Греческий музей в Мельбурне, Австралия).
Блогер ЖЖ navlasov, который позиционирует себя историком-германистом, пишет в статье "Десять процентов":
"В начале 1950-х годов в ФРГ в ответ на вопрос "Кого Вы считаете самым
выдающимся немецким государственным деятелем?" около десяти процентов
опрошенных отвечали: "Адольфа Гитлера".
Десять процентов. Каждый десятый. Миллионы людей.
И это после того, как развязанная Гитлером война оказалась самоубийственной.
После того, как миллионы немцев погибли на фронте или под бомбами по вине «фюрера».
После того, как немецкие города превратились в груды руин.
После того, как вопреки всем обещаниям и посулам "тысячелетний рейх" рухнул на головы своим гражданам.
После голода и нищеты военных и послевоенных лет.
Эти
люди уже узнали про лагеря смерти. Им уже рассказали и показали, куда
пропали миллионы евреев (и не только евреев). Пропагандистский морок
Геббельса уже несколько лет как остался в прошлом. Их переубеждали и
перевоспитывали.
И всё равно они выбирали Гитлера.
Какой
из этого вывод? Очень простой: многих людей в принципе невозможно
переубедить. Никакими, даже самыми сильными средствами. Однажды поверив,
построив свою картину мира, они будут цепляться за неё до самой смерти".
Джон Кеннет Гэлбрейт говорит, что реальность и устоявшиеся в обществе убеждения, которые он называет выражением conventional wisdom [то есть «расхожее мнение», «общепринятая точка зрения», «бытующая мудрость», «повседневное знание»], расходятся. Это он говорит не про времена Средневековья, когда люди думали, будто Солнце вращается вокруг Земли. Он имеет в виду современное общество, которое также находится в плену «расхожих мнений», не соответствующих реальности.
В 1983г. Ю.В. Андропов признался: «если говорить откровенно, мы ещё до сих пор не изучили в должной мере общество, в котором живём и трудимся». (Впоследствии эта фраза была растиражирована в упрощённом виде: «мы не знаем общество, в котором живём»). Сейчас, в апреле 2022 года, положение ничем не лучше. Как назвать и определить современное российское общество? Какое оно? Любое определение сразу же вызывает массу контраргументов.
Парадоксально, но в этом отношении современное общество ничем не отличается от какого-нибудь примитивного племени мумба-юмба в джунглях Амазонки. "Дикари" в своей жизни руководствуются мифами, а члены современного общества - расхожими мнениями, общепринятыми точками зрения, которые, кстати, формируются телепропагандой.
И тут возникает вопрос: а нужна ли людям реальность? Готовы ли они к познанию этой реальности? Тут же необходимы усилия, и немалые ("корень учения горек, а плод сладок"). Также необходима готовность к личной трансформации и к трансформации всего общества, если в ходе исследования обнаружится, что люди оторвались от реальности.
Немного поразмыслив, можно прийти к умозаключению о невозможности коллективной трансформации. Она возможна лишь на индивидуальном уровне. Кто-то "прозрел" реальность, и это знание заставляет его жить иначе, по-другому. А кто-то руководствуется conventional wisdom, и плывёт по течению.
По сути, это совпадает с Царством Иисуса Христа, которое "не от мира сего". Иисус, быв спрошен фарисеями, когда придёт Царствие Божие, отвечал им: не придёт Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. То есть, Царствие Божие зависит от внутреннего "прозрения". При этом нельзя заставить всех людей "прозреть" одновременно. Отсюда мы приходим к выводу о лживости и фальши указаний на то, что где-то на земле, в каком-то государстве, люди построили "самое справедливое общество в мире" (= Царство Божие). Потому что, например, в приснопамятном СССР было множество таких людей, которых сами коммунисты именовали "несознательным элементом", и они ничего не могли поделать с этим "элементом". Ну, а при Брежневе уже дошло до всеобщего обожания "троицы" Вицин-Никулин-Моргунов, и это было знаком того, что "несознательный элемент" одержал окончательную и бесповоротную победу.
Леонид Каганов пишет:
"Как психолог и программист, я абсолютно уверен, что все люди — звери. У них от природы установлены все звериные драйвера, чтобы убивать, насиловать, грабить, мучить, унижать и получать от этих поступков удовольствие. Если младенца вырастить в социальном вакууме, он не научится ни думать, ни разговаривать, ни делиться яблоком с другом. Всё это — сложная прошивка версии «Цивилизация XX/XXI». С прошивкой не рождаются, прошивка долго и упорно инсталлируется в мозг с младенчества в процессе воспитания. У большинства людей прошивка держится на всё тех же глубинных инстинктах — больше ей просто не на чем зацепиться за мозг. Держится культурная прошивка за счёт того, что она тупо выгодна — доходна, безопасна, одобряема обществом, полезна для твоих детей. Ты украл в трамвае мобильник — ты, сука, вор, тебя штрафуют, сажают в тюрьму, и твоя мать на суде плачет от стыда перед соседями, что так плохо воспитала сына. Поэтому 90% людей в любой стране мира не воруют в трамвае мобильники, искренне полагая, что они благородные и честные. Хотя на самом деле — просто люди, которым с детства вдолбили, что воровать плохо. А если бы вдолбили, что украсть у неверных геройство, — они бы воровали у неверных, и считали бы себя героями. В популяции нет мутантов, у которых заповеди «не убей, не укради» вписаны в базовый рефлекс при рождении, все мы работаем под управлением прошивки" (Источник).
Я, в принципе, согласен с этим мнением, тем более что и сам, говоря о человеке, многократно обращался к феномену "маугли". Не согласен я лишь с формулировкой "прошивки" версии «Цивилизация XX/XXI». Потому что в версии «Цивилизация XX/XXI» нет ничего принципиально нового, чего бы не было в более ранних версиях "прошивки" (Лев Толстой не даст соврать). Если взять народонаселение Европы, то оно уже 2000 лет живёт с христианской "прошивкой". Но люди жили на Земле и до Христа. Причём, в некоторых обществах людям удавалось жить без войн и конфликтов на протяжении многих поколений. Это значит, что, например, в неолитическом обществе Чатал-Хююка имелась своя мощная "прошивка". И вот что поразительно: судя по всему, та древняя "прошивка" была гораздо более совершенной, чем "прошивка" версии «Цивилизация XX/XXI». В том числе и по этой причине меня привлекает матриархат. Как им удавалось жить в мире тысячелетиями? - задаюсь я вопросом. Ответ на этот вопрос архиважен для выживания человечества на нашей планете. И я, со своей стороны, делаю посильный вклад в решение этого вопроса.
P.S. Да, и замечу ещё, что на девочек культурная "прошивка" устанавливается, как правило, легче и быстрее, чем на мальчиков (спросите у педагогов). И потом, когда мальчики вырастают и становятся взрослыми, у них "прошивка" "глючит" и слетает чаще, чем у девочек (В России чаще всего преступления совершают мужчины (84,4%)).
В недрах Солнца, при чудовищной температуре, как в адском пекле,
кипит-бурлит магма, расщепляются атомы и высвобождается колоссальная
энергия. Небольшая часть той энергии обогревает Землю и даёт жизнь
растениям. Растения накапливают свою массу из солнечного света [1]. Значит, они являются "аккумуляторами" той самой энергии, извергающейся из адского пекла.
Бычок
поедает травку и наполняется энергией Солнца. Эта энергия в нём
бурлит, бьёт ключом, фонтанирует через край, и он залезает на корову,
"покрывая" её. Не будь той энергии - не было бы в нём и "силушки", чтобы
"подмять" под себя самку. Без "силушки"-то и член не встанет. Так что,
"силушка" эта - она со "грешком", ибо источник её - в адском пекле
Солнца.
Кстати, в различных эзотерических традициях Солнце изображается в виде льва.
И ап. Пётр предупреждает: "Будьте осторожны и бдительны, братья мои, потому что ваш враг дьявол, как рыкающий лев, пытается пожрать вас" (1 Петра 5:8).