09 апреля 2022

Размышлизмы о крито-минойской моде.

Реконструкция одежды женщин минойской цивилизации на Крите.

Реконструкции сделаны доктором Бёрнис Джонс (Греческий музей в Мельбурне, Австралия).

Тут вот что подазительно: по всей видимости, крито-минойские девушки не стеснялись и не стыдились демонстрировать свою обнажённую грудь. 

Для сравнения, можно взглянуть на скульптуру Афродиты, которая стыдливо закрывает рукой свою грудь.


Не знаю автора сей скульптуры, но это явно "новодел", произведение нашего современника. В нём, конечно, чувствуется дух христианской культуры. И здесь можно добавить, что этот дух — "мужской" дух, так как Афродита представлена так, как будто она стоит перед толпою глазеющих на неё мужчин. Причём, не просто мужчин, а сексуально "озабоченных" мужчин.

Я поместил Афродиту для контраста, чтобы ярче и чётче провести разделительную линию между патриархальным и матриархальным менталитетом. 

В патриархальной культуре девушка — объект мужского вожделения. Я помню, одна женщина рассказывала мне, как в подростковом возрасте и старше, лет до двадцати, она боялась смотреть мужчинам в глаза. Ясно ведь, что любовь воспламеняется "с первого взгляда", и именно этого воспламенения она и опасалась. 

Наверно, в крито-минойской матриархальной культуре у девушек не было таких опасений. Может быть, у них там вообще не было случаев сексуального насилия со стороны мужчин [1]. Поэтому их девушки не боялись демонстрировать свои обнажённые груди. Ну, типа как матери не стесняются обнажать груди, когда они кормят молоком маленьких детей.

Вообще, эта тема обнажённых грудей, на мой взгляд, гораздо больше связана с материнством, чем с эротикой и сексом. Не надо смотреть на неё через очки борделя. Мне кажется, нижеследующая картина "Heimkehr" (Возвращение домой) немецкого художника Ханса Адольфа Бюлера (Hans Adolf Bühler, 1877–1951) как-то связана с крито-минойскими девушками. 

Мне неведомо, кем приходится солдату эта молодая женщина - сестрой, женой или подругой, - но сцена напоминает отношения матери и её ребёнка. И в таком контексте женская грудь не выглядит провокативно. Вот, я думаю, что примерно в таком же контексте мы должны воспринимать и крито-минойских "модниц". "Мессидж" обнажённых грудей вполне прозрачен: женщина в матриархате - это прежде всего "кормилица". Демонстрируя свои груди, она как бы говорит: "приидите ко мне все пруждающиеся и обременённые [мужчины], и я накормлю вас".
 


----------------------------------------------------------------------------

[1] С другой стороны, обилие всевозможных фавнов и сатиров в крито-минойском искусстве заставляет подозревать наличие у них каких-то календарных ритуалов, во время которых допускались сексуальные вольности, строго запрещённые в повседневности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий