01 февраля 2023

Цареведческое.

Мавзолей Кира Великого в Пасаргадах. Начало XX в. Источник картинки.

Иван Москвитин говорит, что сей мавзолей "послужил одним из образцов для мавзолея Ленина".

Большевики, захватив власть в России, на словах позиционировали себя "борцами с царизмом", а сами уселись в московском Кремле, на месте, пропитанном духом русских царей, и для "вождя мирового пролетариата" построили усыпальницу по образцу царского мавзолея. Типа, "Боже, царя (красного) храни...". Царебожничество большевиков просто "зашкаливает".

Игорь Сибирский пишет, что правильнее называть мавзолей Кира мавзолеем Куроша или Куреша. Так его звали. Кир - ругательство на фарси, как х*й по русски. Х*й великий - звучит смешно.

Это очень ценное примечание. Несколько лет назад в статье "К этимологии слова "хер"" я приводил мнение С. Г. Фатыхова о том, что санскритское  «кар» («кер») означает пенис, и говорил, что на цыганском языке мужской половой член называется "кар", что подтверждает теорию об "исходе" цыган из Индии. Параллель на фарси раскрывает этимологию нем. Herr - "господин" и ге́рцог (от нем. Herr и нем. zog — «потянул», от ziehen — «тянуть, тащить»).

Herzog (шутка)


Меровингский Христос?

Эпоха Меровингов, франкских королей, которые правили с конца V до середины VIII века, изобилует всякого рода странностями и загадками. В "тёмные века" европейской истории ещё жива была языческая традиция, которая переплеталась с христианской верой, и в результате этого симбиоза появлялись удивительные "кунстштюки", один из которых продемонстрировал автор блога Old European culture в записи "Merovingian Christ". 

Терракотовая бляшка из Оверни (Овернь-Родано-Альпы, Франция). Эпоха Меровингов, 5-6 век нашей эры, Musée d ' Archéologie nationale et domaine nationale de Saint-Germain-en-Laye...

"Согласно общепринятому мнению", на этой бляшке "изображён Христос с мечом, побеждающий силы зла, представленные покорным (submissive) змеем. В правой руке он сжимает Луну (лунный полумесяц), а в левой - факел с пламенем, направленным вверх".

"Если это факел, - комментирует автор блога Old European culture, - то разве "факел приносящий (свет несущий)" не является прямым переводом слова "Люцифер"? Неужели вы бы так изобразили Христа?

Во-вторых, это луна, щит или зеркало? Если это луна, то факел может быть Венерой, утренней звездой... Люцифером.

В-третьих, что это за круглое, очень "солнцеподобное" лицо "Христа"? И можно ли поместить крест на лоб Христа?

В-четвёртых, что это на голове "Христа"? Диадема? Странная вещь для "Христа"... Или это корона из солнечных лучей? Такая же, как та, которую носил Сол Инвиктус? Или терновый венец?

В-пятых, что это за смешные уши? Это львиные уши? Зачем "Христу" львиные уши? А может это и не Христос вовсе, а Солнце во Льве...?"

Действительно, очень странное изображение Иисуса Христа. Ничего более странного я никогда не видел за всю свою жизнь. Я думаю, этот меровингский Христос (?) выглядит шокирующе для тех, кто привык к византийско-православной иконографии.
 

Ода муравьям.

"Интересно то, что муравьи, судя по многочисленным свидетельствам, занялись сельским хозяйством гораздо раньше людей. Причём это случилось даже не в каком-нибудь палеолите, это случилось в мезозое. Муравьи научились строить амбары ещё тогда, когда по земле бродили динозавры.

Муравьям поклонялись ацтеки, причём, что интересно, хотя ацтеки и вьетнамцы физически не могли пересекаться, у них были почти одинаковые верования: ацтеки верили, что муравьи аж самому Кетцалькоатлю открыли маис, а вьетнамцы - что муравьи принесли им рис после всемирного потопа.

В общем, наши предки были мудры и не просто намекали, а прямым текстом говорили всяким недалёким индивидам, что надо постоянно учиться у других видов, а не смотреть на них как на говно. Потому что большинство видов нас во многих аспектах перегнали и обогнали.

Муравьи с тлями живут как минимум много миллионов лет, причём хозяева со своими "питомцами" обходятся намного гуманнее, чем иной человек с человеком: на зиму стадо зелёных забирают не просто в хлев, а к себе домой. Просто представьте человека, который зимой курочек или там коз к себе в спальню впускает, ну что-то типа того.

Это связано с тем, что хлева для тлей недостаточно обогреваются зимой, в отличие от тёплых муравьиных жилищ, где специально обученные рабочие зимой следят за работой центрального отопления. Отапливают жилища муравьи за счёт зелёной энергии, то есть муравейник - это большой парник, который обогревается благодаря прению и окислению всякого растительного мусора. Причём муравьи настолько развитые ребята, что не только отопление раньше людишек придумали, они ещё и солярии у себя строят, куда после зимы выползают оттаивать.

Кроме того, у муравьёв-листорезов есть и собственные грибницы. Держитесь крепко: муравьи-садовницы даже научились создавать антибиотики из бактерий, которыми обрабатывают мицелий, а если колония переселяется, матка эти лечебные наборы бережно уносит с собой.


31 января 2023

К вопросу о доисламском положении женщин у бедуинов.


Из выпускной квалификационной работы студентки Анастасии Андреевны Леоненковой: 

"Русский исламовед М. Мошанов писал: «Мы нигде не находим указаний, что у арабов раньше ислама существовали гаремы, женщина могла показываться везде, что видно из истории Мухаммеда…» [Цит по: Вагабов М.В. Ислам и женщина. М., 1968. С. 60]. 

Некоторые исследователи (Е. А. Беляев, М. В. Вагабов, Л. И. Шайдуллина) пытались найти в доисламской Аравии пережитки матриархата. Эти пережитки они видели в нередких случаях матрилокального поселения мужа и многомужестве, полиандрии.

Матрилокальный брак – это обычай проживания супругов в общине жены. При парном браке женщина, вступив в него, оставалась жить в своём роде, у своих родителей, а муж временами навещал её. Дети от такого брака оставались в племени жены и назывались по матери. Такая форма брака сохранялась потому, что отлучки мужчин, сопровождавших верблюжьи караваны, были частыми и продолжительными. Сохранялась и такая форма брака, как брак с женщиной, имевшей свою палатку (арабская семья жила в отдельной палатке, хозяином которой признавался глава семьи), владелицей которой она являлась. Женщине принадлежала инициатива развода. Она поворачивала палатку так, что вход в неё оказывался в противоположной стороне, что означало – брак расторгнут. Или же такая женщина вручала своему мужу копьё, давая ему понять, что их сожительство кончилось и что её бывший муж отныне должен жить самостоятельно. Пережитки полиандрии выражались в такой форме брака, при котором женщина, владелица палатки, состояла в супружеских отношениях с несколькими мужчинами. Каждый из них жил в её палатке в течение периода между двумя месячными очищениями. Во время регул она вывешивала над своей палаткой красную тряпку, и ни один из её мужей не входил в её жилище. Если у неё рождался ребёнок, она указывала, кто его отец.

Ряд авторов (В. Р. Розен, М. В. Вагабов и др.) считают, что аравитянка в период джахилийи занимала привилегированное положение в обществе. Известны были богатые вдовы, которые унаследовали имущество мужей, самостоятельно вели крупные торговые и ростовщические операции. О том, что к женщине в эту эпоху относились с любовью и уважением (особенно в сельской местности) говорят фольклор и языческие верования, которые были в значительной степени феминизированными.

Ранний арабский историк Хишам ибн Мухаммад ал-Калби в «Книге об идолах» приводит интересный материал о почитании богинь доисламскими арабами: «Самым первым из них всех был идол (богини) Манат, и арабы имели обычай давать имена Абд Манат и Зейд Манат. Он стоял между Мединой и Меккой. Все арабы почитали его и совершали жертвоприношения возле него» [Хишам ибн Мухаммад-ал-Калби. Книга об идолах. М., 1984. С. 17]. Этот идол богини Манат разрушил Али после победы Мухаммада над Меккой. Идол богини ал-Лат был в городе ат-Таифа".

beena marriage

С утра нашлась такая "инфа" в Сети:

"В законах Хаммурапи (ок. 1792-1750 гг. до н. э.) были формализованы патрилокальные брачные законы, в которых женские права и автономии были упразднены. До Кодекса Хаммурапи, местожительство мужа и жены находилось в доме семьи жены. Этот матрилокальный брак известен как брак "бина" (beena marriage). Бина - форма брака, использовавшаяся, например, в доисламской Аравии, при которой жена владела собственным шатром, в котором сохраняла полную независимость от мужа, согласно Уильяму Робертсону Смиту. Термин был предложен Джоном Фергюсоном МакЛеннаном, который отметил, что на Цейлоне (ныне Шри-Ланка) брак, когда муж уходит жить в деревню жены, называется "брак бина", и предложил "бина" в качестве общего термина для этого вида брака".

Как мы знаем на примере киргизов, у них в недавнем прошлом жена сама, своими руками, строила шатёр, у неё имелись собственные шкуры, которые она получала в приданое от родителей. Конечно, при таком раскладе отношения в семье совсем не те, что при классическом древнегреческом браке с содержанием жены в гинекее. Как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не суйся. Хочешь жить по своим правилам, имей свой дом. В своём доме "хозяин — барин".

Бизнес вумен по-римски.

На погребальной стеле в Мериде (Испания) изображена покойная, наливающая вино из бочки для постояльцев. Она была хозяйкой гостиницы и умерла в возрасте 45 лет. Стела установлена её мужем.


Немного истории из Википедии: "Пабы на территории современных Великобритании и Ирландии начали появляться с прибытием римлян и создания римской дорожной сети. Именно тогда были основаны первые гостиницы, в которых утомлённые путешественники могли отдохнуть. Когда же римляне ушли, новые пабы продолжали открываться. Пабы того времени также принято называть «alehouse» (эльхаус, буквально «Дом эля»). Их стало настолько много, что в 965 году Король Эдгар издал декрет, установивший, что в одной деревне не может быть больше одного паба" (Источник).

И далее (там же) — самое интересное: "в древности хозяевами пабов были преимущественно женщины".

Надо при этом учитывать, что в Риме эпохи Республики (509—27 года до н. э.) женщины алкоголь практически не употребляли, так как распитие алкоголя женщинами категорически не приветствовалось старыми римскими нравами. Была история, когда Эгнаций Метелл убил свою жену дубиной за то, что она пила вино. И его за это не осудили. Древнеримский писатель Валерий Максим в труде "Достопамятные деяния и изречения" пишет: «Все сочли это образцовой и справедливой карой за нарушение трезвого порядка. Воистину, любая женщина, которая становится невоздержанной в питье вина, захлопывает дверь перед добродетелями и открывает вход порокам».

30 января 2023

О вызывании духов умерших людей в эпоху раннего неолита.

Т. В. Корниенко в статье "Профанный и сакральный контекст жилищ Северной Месопотамии на этапе становления неолита" говорит, что "в Немрик IX погребения (черепов, скелетов или разрозненных их частей), коллективные и индивидуальные, располагались <...> под полами действующих жилищ. Интересно, что от погребальной ямы оставляли отверстие, закрывавшееся сверху плоским камнем. Вероятно, такая конструкция могил и особенности их расположения должны были способствовать сохранению связей между живыми и умершими родственниками".

Карта Северной Месопотамии с основными эпипалеолитическими и неолитическими памятниками

Мало того, что покойников хоронили под полами дома, так ещё и оставляли отверстие в могилу... С ума сойти! Это как если бы Политбюро ЦК КПСС собиралось на мавзолее Ленина и генсек партии, перед принятием того или иного решения, открывал бы отверстие и прислушивался к тому, что ему скажет из загробья "вождь мирового пролетариата".

Богородичная Латинская Америка.

А. Н. Данненберг в статье "Прочтение образа Девы Марии в религиозной культуре Латинской Америки (Мексика, Венесуэла, Куба)" говорит, что "в Латинской Америке она [Дева Мария] уже давно считалась центральной фигурой христианства. Как отмечает Ф. Баес-Хорхе, её мощное влияние распространялось (и распространяется) абсолютно на все сферы жизни латиноамериканцев".

"Дева Мария почитается абсолютно всеми социальными слоями и этническими группами региона. При этом именно она часто становится объектом синкретизации. Так, например, в Андах она слилась с образом богини земли Пачамамы, в результате чего образовалось множество локальных культов. Там же, в Андах, образ Девы Марии наложился на образ инкской богини Луны Мамы Куильи (Mama Quilla), богини Койи (Coya), а также, как отмечает Л. Холл, он прекрасно соотнёсся с символикой и атрибутикой так называемых избранных женщин – девственниц, которые служили Великому Инке". "В фигуре Марии Лионсы прослеживаются как минимум три составных элемента, формирующих её образ: первобытный (Великая Мать), индейский (одна из индейских богинь) и католический (Дева Мария).

"Дева Мария, согласно многочисленным легендам, являлась местному населению (как правило, индейскому или африканскому) в самых разных местах. Главной чертой этих явлений было то, что Богоматерь представала в образе с ярко выраженным этническим оттенком – индеанкой, негритянкой, мулаткой, метиской. Так, согласно легенде, в 1531 г. через десять лет после завоевания Теночтитлана Дева Мария явилась индейцу Хуану Диеге, став со временем покровительницей Мексики под именем Девы Марии Гваделупской".


"В Латинской Америке благодаря культу Девы Марии сложилось и такое специфическое явление, как «марианизм» (Marianismo). Отчасти марианизм стал ответом мачизму, проповедуя чистоту и моральную стойкость в противовес разнузданности и грубости. Как пишет Э. Стивенсон, марионизм – «это культ женского духовного превосходства, который учит, что женщина полубожественна, морально и духовно стоит выше мужчины». При этом автор поясняет, что «марианизм не является религиозной практикой, хотя само слово “марианизм” иногда используют для обозначения движения внутри Католической церкви». Так, согласно опросам, 88 % латиноамериканских католиков уверены, что именно Дева Мария наблюдает за ними и хранит их".

О древних миграциях.

Коллектив авторов — А.Ф. Горелик, А.В. Цыбрий, В.В. Цыбрий — в статье "О чём поведали череп тура,топор и женские статуэтки? (К проблеме начальной неолитизации Нижнего Подонья)" приводят аргументы в пользу миграционной природы импульсов неолитизации в бассейне Нижнего Подонья. В качестве «прародины» элементов неолитического пакета они рассматривают район иранского Загроса, откуда в период PPNB, по кавказскому побережью Чёрного и Азовского морей имели место связи с Нижним Подоньем. Время проникновения новых форм ведения хозяйства, возможно, вместе с носителями производящей экономики, фиксируется между 8500 — 7000 лет до н.э.

Я полагаю, что такого рода миграции имели место быть в эпоху раннего неолита. Вот, допустим, в какой-то деревне того же Загроса несколько молодых мужчин, объединившись в банду, решили "быковать" и учредили "право первой ночи". У остальных мужчин деревни выбор небольшой — или стать "терпилами" и закрывать глаза на творящийся "беспредел", или покинуть "токсичную" деревню. 

Как мне кажется, в архаических обществах вернего палеолита и раннего неолита не могло быть агрессивности по одной простой причине — община тут же распалась бы, если в ней появился бы агрессор. Это мы сейчас "повязаны" по рукам и ногам недвижимостью, собственностью, "удобствами", дорожим "связями" , боимся потерять "тёплое место" на работе, а раньше у людей ничего такого не было и держаться было не за что. Каждый умел построить жилище своими руками, добыть себе пропитание и приготовить пищу. 

— Хм, и какого чёрта я тут буду мучиться и терпеть ежедневное хамство?! 

Ночью собрал свои "манатки", взял жену за руку, и "был таков"... Ищи-свищи ветра в поле. 

Я думаю, что так, или примерно так, осуществилось расселение людей по всей Земле. То было "бегство от дураков". Это уже потом, когда появилось земледелие, людям стало трудно "отрываться" от земли, хотя, например, в России крестьяне бежали от помещиков-самодуров на окраины империи, образуя казачье сословие. А в Китае, говорят, великую стену построили не столько для защиты крестьян от северных варваров, сколько для препятствования тем же крестьянам совершать побеги от государственных чиновников и сборщиков налогов. Говорят, мол, стена, в первую очередь, была предназначена, чтобы не дать уйти племенам кочевников с награбленным добром из Китая. Якобы поэтому она была построена бойницами в сторону Китая.

 

29 января 2023

"Живая" вода.

Скульптурная группа, изображающая очищение царя Аменхотепа II священной водой. Травертин. XVIII династия. 15 в. до н.э.

Царь изображён идущим, по сторонам от него – боги Тот и Хор, которые изливают на царя воду, состоящую из знаков жизни «анх». Льющаяся на царя священная вода образует подобие арки, сквозь которую он проходит в иное пространство. 

(с) фото и текст: Виктор Солкин. Источник: https://vk.com/wall-39618094_9076.

Вот ещё несколько подобных изображений, которые я нашёл в Сети.

 

Самое старейшее осёдлое поселение на Земле.

Николай Кудряшов пишет, что "в верховьях реки Тигр в современной турецкой провинции Батман в 1990 году было обнаружено поселение Халлан-Чеми. Основание поселения было датировано 10200 годом до н.э. и на сегодняшний день является самым старейшим на Земле. Правда с небольшой оговоркой, если новых сенсаций не преподнесёт Гёбекле-Тепе, чей возраст минимум больше на пару тысяч лет, но пока он считается только храмовым комплексом, а не поселением.

Поселение состояло из круглых каменных домов на гипсовой основе. Постройки стояли на плитах из песчаника и известняка. Самые большие плиты (диаметр 5 – 6 метров) углублялись в землю. Внутри домов находились каменные скамьи у стен, обновлявшиеся полы, выделенные штукатуркой очаги, снаружи вход фланкирован расходящимися стенами. Внутри постройки видимо украшались черепами забитых животных, в одной постройке зафиксирован череп зубра, в другой – части черепов баранов, рогов оленей.

Наличие в зоне построек привозных обсидиана и медной руды предполагает, что жители этого поселения вели уже торговлю, так как наиболее близкие к Халлан-Чеми источники обсидиана находятся в районе озера Ван и Бингольском регионе, на расстоянии около 100 км от поселения. 

Культурный слой центральной площади (около 15 метров) насыщен останками животных – баранов, зубров и оленей и потрескавшимися от огня речными булыжниками. Что даёт некоторые основания предположить, что центр поселения к тому же выполнял роль своеобразного жертвенного круга (алтаря).

Существует предположение, что в Халлан-Чеми началось одомашнивание свиньи, точнее кабана. В основе хозяйства охота и собирательство.
Население этого поселения перешло к осёдлому образу жизни.
 
У жителей поселения предполагается связь с натуфийской культурой и в дальнейшем влияние на последующую культуру Чайоню. Палеогенетика ассоциирует жителей этого неолитического поселения с гаплогруппой J2 - M172" (Источник).



Матриархальный "почерк" везде один и тот же.

Слева сверху - Трипольская культура 5-3 тыс лет д.н.э
Справа сверху - культура Яншао, Китай  5-2 тыс. лет д.н.э.
Слева внизу - минойская керамика камарес, 17-12 век д.н.э.
Справа внизу - южноамериканская культура анасази, 1200 д.н.э.
 

Древнейшие зернохранилища были святилищами?

Чтобы понять устройство ранненеолитического общества, полезно взглянуть на раскопки в деревне Джерф-эль-Ахмар (Сирия, 9500-8700 гг. до н.э.). В строительстве бытовых помещений с начала и до конца оккупации поселения прослеживаются две тенденции. Первая касается формы жилищ. Постепенно планы жилищ, которые первоначально были округлыми, склонялись к четырёхугольным формам. Вторая касается количества комнат. В начале оккупации ни один дом не был разделён на части. В конце некоторые дома имеют до пяти комнат. Если объединить эти две тенденции, то можно сделать вывод, что первые дома, построенные в Джерф-эль-Ахмаре, были округлыми и одноклеточными (рис. 1), а более поздние - прямоугольными и многоклеточными (рис. 2).

Рис. 1. На ранней стадии все дома имеют округлую форму и являются одноклеточными.

Рис. 2. На последней фазе появляются первые четырёхугольные дома

Переход от округлых к четырёхугольным формам жилищ происходил в течение многих поколений (от горизонта докерамического неолита А, т.е. PPNA, до горизонта докерамического неолита В, т.е. раннего PPNB), так что при раскопках промежуточных слоёв можно увидеть смешанный тип застройки, где присутствуют жилища и с округлыми формами стен, и с четырёхугольными, и с закруглёнными углами четырёхугольных жилищ (рис. 3): 

Рис. 3: Упрощённое полевое исследование (М. Брене) (Э. Реганьон)

Патриархат во всей своей "красе".

"Лондонская газета", выпуск 30 апреля -- 4 мая 1685. (Короновали, понятно, Якова II -- деньги на ветер, через три года пришлось выгнать.)

"На коронации Их Величеств пропало навершие скипетра Его Величества, украшенное 24 маленькими бриллиантами, тремя рубинами и тремя изумрудами; жемчужная подвеска с короны Его Величества около 9 фрагментов или 30 жемчужин (?), и около 16 больших звеньев золотой цепи. Любой, кто предоставит данные об этом служащим Ювелирной палаты Его Величества, будет щедро вознагражден."

"Lost at their Majesties Coronation the Button of his Majestiey's Scepter, set about with 24 small Diamonds, three Rubies and three Emeralds; A Pendant Pearl from His Majesties Crown about 9 Carrets or 30 common Grains, and about 16 great Links of Gold Chain, Whoever gives notice thereof to the Officers of His Majesties Jewell House shall be well rewarded."

Подтверждающий линк:
https://www.thegazette.co.uk/London/issue/2030/page/1 (вторая страница, правая колонка).  Источник.

-----------------------------------------------------------

Это напоминает сцену из культового фильма "Иван Васильевич меняет профессию":

И, в общем, свидетельствует о том, что частенько и сами цари, и царская камарилья состояли из того же сорта людей, что жулики и воры. Ну, и при дворе у них происходило то же самое, что и в какой-нибудь уличной подворотне. А как могло быть иначе, если никогда не существовало никаких моральных критериев при наследовании трона?! Принималась в расчёт лишь "правильная" кровь; а что наследник с царскими кровями может оказаться кретином или злодеем, - на то никто не обращал внимания.

Про анатолийские "корни" крито-минойской цивилизации.

Информация с "ветки" форума ЛАИ "Талассократия Крита и кочующие культуры древности": 

"Раннеминойская культура не является прямым потомком неолитической культуры Крита, но привнесена с востока через Анатолию. Аналоги в Месопотамии имеют раннеминойская одежда, архитектура, резные печати, культовые образы, и многие другие особенности минойской культуры.
Характерные для минойской культуры культовые изображения быка и богини-«оранты» (с поднятыми руками) встречаются на востоке Анатолии уже в эпоху керамического неолита. В IV тыс. до н. э. в Арслантепе появляются цилиндрические печати, позднее широко распространённые у минойцев, а в III тыс. до н. э. в Бейджесултане сооружают дворец, особенности архитектуры которого напоминают более поздние минойские дворцы.

Согласно одной из гипотез, носители минойской культуры являются потомками халафской культуры, продолжавшей традиции неолитических протогородов Анатолии, которые под натиском предков шумеров (убайдской культуры) мигрировали на Запад и позднее переселились на Крит. От халафской культуры унаследованы такие характерные элементы минойской культуры, как культовый топорик-лабрис или стеатитовые печати. За рамками данной гипотезы остаётся вопрос о возникновении у минойцев мореплавательных традиций, отсутствовавших у халафской культуры. Также прослеживается влияние соседней с халафской культуры Фикиртепе (культ богини-«оранты», орнамент, конструкция жилых зданий).

Есть генетические данные о родственности минойцев и анатолийцев (http://almisto.mirtesen.ru/blog/4307751 ... ropeytsami). Похоже, культура Крита это наследник таких неолитических культур, как Чатал Гуюк (8-6 тыс. до н.э.). Она унаследовала многие элементы культа, как

Священный Бык
Богиня Мать,
почитание змей

Видимо, оттуда Крит унаследовал символ топорика Лабриса, который встречается на фресках Чатал Гуюка. Возможно, оттуда же идёт "рогатая" стилистика архитектуры. Характерная особенность Кносского дворца - "бычьи рога", его визитная карточка. 

28 января 2023

Жопа мира...

... говорят, находится где-то в Беларуси. 

На самом деле, это каменный жёрнов от старой мельницы.

Лабиринт как временное святилище?

Дмитрий Панченко говорит, что "женщина в центре лабиринта изображается на фресках Швеции и Финляндии".

XV век

Любопытно, что прохождение лабиринта напоминает движение солнца по небу в течение дня. Как мы знаем, в немецком языке "солнце" - die Sonne - женского рода. Также интересно, что  в «Энеиде» лабиринт начертан у входа на тот свет (VI, 20–30). Поиски "солнечной девы" приводят ищущего на тот свет?

Как мы знаем, существует тесная связь между пещерами и культом Кибелы. Ассоциация между лабиринтами и пещерами надёжно засвидетельствована в традиции. Страбон в описании Арголиды замечает: «Непосредственно после Навплия идут пещеры с устроенными в них лабиринтами, которые называются Киклоповыми» (VIII, 6, 2).

Это выводит нас на представление лабиринта как святилища. Возможно, как временного святилища. Допустим, пришли на Соловецкие острова какие-то древние пилигримы и соорудили из камней некое символическое подобие их своего пещерного святилища. Для сравнения, скиния («обиталище; местопребывание [Бога]») была походным храмом иудеев, а потом они построили храм в Иерусалиме. В принципе, скиния и храм — это одно и то же. Кстати, некорые лабиринты на севере Франции обозначались как путь в Иерусалим, тогда как Иерусалим в средневековой географии и картографии занимал центр земли. Это и понятно: где отмечается "присутствие" (эпифания) божественных энергий, там и центр земли, где мало "присутствия" — там периферия, а где совсем нет "присутствия" — там ад. 

Декарт против эволюции.

Знаменитый постулат Рене Декарта гласит: следствие никогда не может быть больше своей причины, следствие всегда меньше причины. Как говорит Г. Джемаль, из ведра нельзя достать колодец; ведро можно из колодца достать, а наоборот — нельзя. 

Теория происхождения человека из обезьяны находится в непримиром противоречии с постулатом Декарта. 

На фото голливудская актриса Dorothy Lamour и шимпанзе Джиггс

Матриархат = гинекократия + культ Богини.

Школьная "училка", как правило, собственного мнения не имеет (или не выражает его при детях). На работе в школе она является "ретранслятором", или "передатчиком" государственной идеологии.

Отсюда понятно, что передача властных полномочий в женские руки, в принципе, ничего не меняет. Гинекократия (от греч. γῠνή «женщина» + κράτος «власть») ничем не отличается от андрократии (от греч. ἀνδρός «мужчина» + κράτος «власть»). Германо-русская императрица Екатерина или германо-британская императрица Виктория не дадут соврать.

Стало быть, матриархат не равняется гинекократии. Гинекократия является только предварительным условием для наступления матриархата, который может и не наступить.

Для наступления матриархата необходимо наличие сугубо "женского" мировоззрения, поставленного в ранг культа. Тогда школьные "училки" были бы выразительницами присущего им мировоззрения, а не "повторюшками" государственной пропаганды. При таком раскладе, где собрались бы двое или трое женщин, там и матриархат среди них появился бы.

Надо сказать, что в настоящее время сугубо "женское" мировоззрение имеет лишь самые зачаточные формы. Феминизм на роль цельного мировоззрения никак не "тянет". В РуНете нет ни одного феминисткого блога или паблика, который поставил бы перед собой задачу создания "корпуса" матриархальных знаний. В целом, феминистское движение, каким я его вижу глядя из России, чаще всего представляет собой ситуативные реакции на внешние раздражители. Кто-то где-то "ущипнул" женщину, в ответ — крики негодования: "мужики — такие", "мужики — сякие"... А как создать такое общество, где мужчины боготворили бы женщин, - феминистки не знают и знать не хотят. 

26 января 2023

Чему быть, того не миновать?

"Время и Судьба вместе задают мысли самую трудную загадку, до сих пор остающуюся неразгаданной" (Анатолий Иванов).

Нисколько не претендуя на разрешение этой умопомрачительной загадки, сотканной из парадоксов, я расскажу здесь о своих личных контактах с людьми, через которых говорила сама Судьба.

Где-то в конце 80-х, начале 90-х годов прошлого века я переписывался с одной странной девушкой, которая тогда проживала в Крыму. Среди прочего, она написала мне, что то ли слышит какие-то голоса, то ли чувствует грядущее кровопролитие, и что именно Крым окажется "яблоком раздора". К сожалению, я забыл имя той девушки, и письма её не сохранил... Кто же знал, что всё так обернётся?! В те времена, в самый разгар "перестройки", такое предсказание казалось мне невозможным, нереальным. Я просто не поверил в него, и выбросил письма на помойку.

Примерно в то же время повстречался я с одной пожилой женщиной, которая рассказала мне удивительную историю из своей жизни. Зимой 1941-42 гг. она тяжело болела, кажется тифом, и во время болезни у неё открылся дар пророчества. Ей тогда было 12 лет, и вот, по её рассказу, к ней приходили соседские девчонки и спрашивали у ней, кто из них и когда выйдет замуж, и как будут звать их мужей. Как потом оказалось, все её предсказания сбылись. К больной дочери обратился её отец с вопросом, заберут ли его на войну, и она ответила ему: "заберут и вернёшься жив". После того как отец пришёл домой с войны, он рассказывал, что когда ходил в атаку или лежал в окопе под обстрелами, всё время повторял как молитву слова дочери: "заберут и вернёшься жив".

Можно найти много других подобных свидетельств. Но для меня дороже всех те, что я видел своими глазами и слышал своими ушами. Похоже на то, что все события жизни нашей уже где-то "записаны", а сама жизнь напоминает проигрыш винилового диска на радиоле: диск крутится, головка звукоснимателя с иглой скользит по звуковой дорожке и извлекает звуки музыки, которые уже записаны на диске. Будущее уже существует, и некоторым людям удаётся "подсмотреть" это будущее. Как им это удаётся, и как вообще возможен сей удивительный "кунстштюк", - я не знаю.

О теологии верхнего палеолита.

Анатолий Иванов говорит:

"Усиление патриархальной тенденции заметно по той эволюции, которую претерпела верховная троица. Сначала это была нормальная семья: верховный бог неба Ану назывался отцом богов, Иннина — богиней-матерью (у семитов это богиня природы, жизни и рождения Иштар, олицетворением которой была планета Венера), а имя бога воскресающей природы Таммуза означало «истинный сын». Впоследствии небо, землю и воду захватили три мужика, Ану, Энлиль и Эа, Иштар оттеснили во «вторую лигу», а Таммуз из её сына превратился в её мужа. В Вавилонском царстве, в котором семиты возобладали над шумерами, бог солнца Мардук был объявлен верховным Богом и творцом Вселенной, началом порядка, света и добра" (Источник).

"Нормальная семья" А. Иванова — это уже патриархальная семья; богиня-земля, находящаяся под небом-богом в качестве его супруги, это всецело патриархальный конструкт; в матриархальных культах никакого "верховного бога неба" быть не может.

Очевидно, в эпоху верхнего палеолита существовала иная семья. Великая богиня-мать вообще никак не изображалась, хотя почитались пещеры, где она могла "присутствовать". Её супругом являлся быкоголовый консорт, изображений которого полным-полно в палеолитических пещерах. А вот с "истинным сыном" — проблема, так как он не изображается. «Истинный сын», по идее, появляется в результате духовного (или "второго") рождения, которое само по себе является таинством, мистерией, "святым святых" палеолитической религии. Наверно, как-то по цепочке традиции этот "сын" перешёл из верхнепалеолитических пещер в святилища и храмы Месопотами, где стал известен под именем Таммуз (шумерский вариант имени — Думузи (или Думу-зид-абзу, букв. «Истинный сын водной бездны»). Д. Мережковский пишет: "Имя его — редко, а изображений нет вовсе. На вавилонских памятниках изображаются все боги, кроме Таммуза: он — неизобразимый, невидимый" (Источник). Может быть, лабрис является символом "истинного сына"?

Глазастый лабрис с о. Крит.
 

Чем меньше культуры, тем больше полиции.

"В представлениях древних египтян солнце — Ра было золотым телёнком, рождённом богиней неба Нут. Но тут сразу вспоминается стих Есенина:

Отелившееся небо
Лижет красного телка
.

Образ вполне египетский. В Древнем Египте представляли себе небо в виде огромной коровы. Русское язычество, отзвуки которого слышатся у Есенина, странным образом совпадает с древнеегипетским. Ну а когда наши горе-лингвисты вроде Гриневича, узнают, что имя египетской богини любви, веселья, пляски и музыки Хатор (Хат-хор) расшифровывается как «жилище Гора» (т. е. «хата Горнего») они окончательно убедятся, что в древнем Египте жили славяне. 


Культ Исиды был также связан в древнем Египте с почитанием коров. По сообщению Геродота, «коров им (египтянам) не дозволяется приносить в жертву, так как они посвящены Исиде. Изображение Исиды представляет женщину с рогами коровы подобно тому, как эллины изображают Ио; вообще все египтяне чтут коров гораздо больше, нежели остальных животных» (II 41)" (Анатолий Иванов. Цивилизация Мадонны).

25 января 2023

Лабиринт был танцплощадкой?

Очень интересную версию излагает Анатолий Иванов в своей монографии "Цивилизация Мадонны":

"Как известно, Тесею удалось победить ужасного Минотавра благодаря помощи Ариадны, влюбившейся в него, потому что Тесей перед отъездом на Крит принёс жертву Афродите.

Вошедшая в пословицу «нить Ариадны» помогла Тесею найти выход из Лабиринта, а юноши и девушки, обречённые в жертву чудовищу и спасённые Тесеем, устроили на радостях весёлый хоровод.

Тесей и его спутники на возвратном пути сплясали на священном острове Делосе танец «журавль»; Плутарх говорит, что фигуры этого танца были «подражанием обводам и проходам лабиринта» (Thes. 21).

Как выглядели эти хороводы, можно узнать из описания изображений на щите, выкованном Гефестом для Ахилла («Илиада», песнь 18):

«Там же Гефест знаменитый извил хоровод разновидный,
Оному равный, как древле в широкоустроенном Кноссе
Выделал хитрый Дедал Ариадне прекрасноволосой.
Юноши тут и цветущие девы, желанные многим,
Пляшут, в хор круговидный любезно сплетяся руками…
…Пляшут они, и ногами искусными то закружатся…
То разовьются и пляшут рядами, одни за другими…
два среди круга их головоходы,
Пение в лад начиная, чудесно вертятся в средине».

Умерший в январе 2000 года шведский исследователь Фритьоф Халльман обратил внимание на сходство описанного Гомером хоровода с танцами, которые до сих пор исполняет на праздниках весны молодёжь в Швеции и Финляндии и которые называются «девичьими танцами». Атрибутом этих танцев является связывающая танцоров лента, которая постоянно должна быть натянутой, для чего она то наматывается вокруг тела или вокруг руки, то разматывается.

Совершенно ясно, что речь идёт о весеннем празднике в честь богини любви — как отмечает тот же Халльман, Ариадна часто отождествлялась с самой Афродитой — а страшный Лабиринт был всего-навсего танцплощадкой для исполнения ритуальных хороводов. Такие же лабиринты для танцев диаметром от 15 до 25 метров строили и в Северной Европе, где они назывались «троянскими замками». Троя же, как мы помним, была городом Афродиты, и само имя этого города Ф. Халльман возводит к немецкому корню «dreh-» и валлийскому «troi», обозначающему «верчение», т. е. Троя, как и Лабиринт, это тоже танцплощадка".

Немного гомосятинки.

«Гиацинт». Ф. Ж. Бозио. 1816 г.. Лувр

Это тот самый Гиацинт, в которого влюбился Аполлон. 

"Эвола окружил образы олимпийских богов небесным сиянием, а Аполлон, мало того, что он такой же педик со своим Гиацинтом, как Зевс со своим Ганимедом, они оба, гады, к тому же ещё и «хтонические» по происхождению!" (А. Иванов. Источник).

"А стен-то и не было..."

В Сети можно увидеть реконструкции древнего Иерихона.

Здесь мы видим городские стены бронзового века, связываемые с библейской историей о «иерихонских трубах». Однако археолог Зеэв Херцог, один из самых известных профессоров факультета археологии Тель-Авивского университета, утверждает, что стены Иерихона разрушили вовсе не израильские священнослужители звуками своих труб. Стен просто-напросто не было, говорит он (Источник 1. Источник 2). 

Судя по заявлению Зеэва Херцога - "я всегда верил, что это человек создал Бога, а не Бог человека" (Источник), - он позиционирует себя атеистом. К тому же он, судя по всему, ещё и антисионист. Поэтому его заявление может быть ангажированным. Но, всё же, я принимаю его к рассмотрению, постольку поскольку оно находится в оппозиции к господствующим "царебожническим" умонастроениям. Помнится, несколько лет назад в одной из дискуссий в Живом Журнале мне как раз приводили иерихонские стены в качестве "неотразимого аргумента", демонстрирующего теорию перманентной войны; дескать, люди воевали испокон веков, а это значит, что мужчины-воины всегда были лидерами.