Очень интересную версию излагает Анатолий Иванов в своей монографии "Цивилизация Мадонны":
"Как известно, Тесею удалось победить ужасного Минотавра благодаря
помощи Ариадны, влюбившейся в него, потому что Тесей перед отъездом на
Крит принёс жертву Афродите.
Вошедшая в пословицу «нить Ариадны» помогла Тесею найти выход из Лабиринта, а юноши и девушки, обречённые в жертву чудовищу и спасённые Тесеем, устроили на радостях весёлый хоровод.
Тесей и его спутники на возвратном пути сплясали на священном острове Делосе танец «журавль»; Плутарх говорит, что фигуры этого танца были «подражанием обводам и проходам лабиринта» (Thes. 21).
Как выглядели эти хороводы, можно узнать из описания изображений на щите, выкованном Гефестом для Ахилла («Илиада», песнь 18):
«Там же Гефест знаменитый извил хоровод разновидный,
Оному равный, как древле в широкоустроенном Кноссе
Выделал хитрый Дедал Ариадне прекрасноволосой.
Юноши тут и цветущие девы, желанные многим,
Пляшут, в хор круговидный любезно сплетяся руками…
…Пляшут они, и ногами искусными то закружатся…
То разовьются и пляшут рядами, одни за другими…
два среди круга их головоходы,
Пение в лад начиная, чудесно вертятся в средине».
Умерший в январе 2000 года шведский исследователь Фритьоф Халльман обратил внимание на сходство описанного Гомером хоровода с танцами, которые до сих пор исполняет на праздниках весны молодёжь в Швеции и Финляндии и которые называются «девичьими танцами». Атрибутом этих танцев является связывающая танцоров лента, которая постоянно должна быть натянутой, для чего она то наматывается вокруг тела или вокруг руки, то разматывается.
Совершенно ясно, что речь идёт о весеннем празднике в честь богини любви — как отмечает тот же Халльман, Ариадна часто отождествлялась с самой Афродитой — а страшный Лабиринт был всего-навсего танцплощадкой для исполнения ритуальных хороводов. Такие же лабиринты для танцев диаметром от 15 до 25 метров строили и в Северной Европе, где они назывались «троянскими замками». Троя же, как мы помним, была городом Афродиты, и само имя этого города Ф. Халльман возводит к немецкому корню «dreh-» и валлийскому «troi», обозначающему «верчение», т. е. Троя, как и Лабиринт, это тоже танцплощадка".
"Интересное предположение о предназначении Лабиринта даёт археолог А. Кук. Он понимает под ним орхестру для танцев в северо-западном углу Кносского дворца [Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян / А.Ф. Лосев. М.: Изд-во «Мысль», 1996, с. 139]. На ней имеются нанесённые лабиринтные линии, которые, по мнению Кука, облегчали танцорам проявлять их искусство. Она напоминала орхестру позднейшего греческого театра, на которой тоже танцевали по лабиринтной мозаике. Считалось, что Дедал научил Тесея и его спутников священному танцу, исполнявшемуся по расходящимся и круговым линиям, что имитировало странствие в Лабиринте. Также упоминалось о заимствовании этого лабиринтного танца у Тесея на острове Делос, который был назван его жителями «журавль». В древности журавль был важным религиозным символом – проводником душ в Другой Мир [Широкова Н.С. Мифы кельтских народов / Н.С. Широкова. М.: ООО «Изд-во «Астрель»:
ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004, с. 161]. А, как известно, одним из важных элементов обряда инициации является символическая смерть неофита. Таким образом, можно сказать, что во время странствий Тесей и его спутники осуществили обряд перехода [Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории / Ю.В. Андреев. Л.: Лениздат, 1990, с. 64-65]. Посвящаемые совершили длительное и опасное путешествие на тот свет и возвратились другими людьми. Лабиринт в данном случае рассматривается как путь, который ведёт к возрождению, новой жизни, новому знанию, что соответствует обряду посвящения" (Е. А. Говорухина. "К вопросу инициации в культовой практике ферийцев и минойцев").
Это напоминает ма́йское де́рево — украшенное дерево или высокий столб, который по традиции устанавливается ежегодно к первому мая. Вокруг дерева обычно устраиваются хороводы и состязания.
Maypole Dance. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий