В образе «Юдифи» Джорджоне (и у других художников европейского Ренессанса, прежде всего Л.Кранаха) «нашла отражение бессознательная образность древнего культа Великой богини-матери Восточного Средиземноморья в ее аспекте мужеубийцы», - говорит И. Ю. Шауб (Языческие истоки картины Джорджоне «Юдифь» // Итальянский сборник. – СПб., 2000. –№ 4: От древности до ХХ века. – С. 10).
Автор статьи высказывает предположение, что в ближневосточно-средиземноморском ареале почитания Великой богини существовал культ отделённой от тела мужской головы, связанной с ритуалами плодородия. Именно к её образу и к обрядам её культа восходит сюжет, гениально воплощённый Джорджоне в картине «Юдифь».
Про культ отделённой от тела головы говорилось в статье "Как натуфийцам удалось сохранить эгалитарность". По словам А. А. Казанкова, "захоронений мужских отчленённых черепов примерно столько же, сколько женских". Так что, предположение автора не соответствует действительности.
Можно как угодно "пёрнуть" и что угодно "брякнуть", - бумага всё терпит и не краснеет, - но надо ведь подкреплять свои тезисы доказательствами. А с доказательствами — очень "туго". Во всяком случае, я ещё ни разу нигде не встречал свидетельств существования мужеубийственных культов Великой богини-матери. Библия изобилует сведениями о тотальном истреблении мужчин целых городов, на основании которых можно расценивать древнееврейский культ Яхве (Иеговы) как мужеубийственный. Однако при поисках фактов андроцида в культах Великой матери-богини возникает "напряжёнка". Библейские сведения подтверждаются археологическими раскопками сожжённых и разрушенных ханаанских городов, но нет никаких подтверждений мужеубийственных культов матриархата. Всё ограничивается лишь голословными заявлениями, как у Вяч. Иванова: "Какъ бы то ни было, къ эпохѣ господства матерей и къ эпохѣ великой борьбы половъ восходятъ мужеубійственные культы Артемиды, съ ея общинами Амазонокъ и ея обрядами мучительства мальчиковъ, и Діониса съ его мэнадами, какъ и многообразные слѣды мужеубійства въ другихъ культахъ женскихъ божествъ: вспомнимъ хотя бы миѳъ о египетскихъ Данаидахъ и о Лемносскомъ грѣхѣ" (Источник).
Слушайте, "обряды мучительства мальчиков" существовали чуть ли не во всех архаических обществах, в том числе и таких, где не отмечено никаких следов Великой матери-богини. Эти посвятительные (или "переходные") обряды хорошо изучены и задокументированы, но почему-то никому не пришло на ум назвать их "мужеубийственными". А в русле женских культов такие же обряды почему-то превращаются в "мужеубийственные". Ну, назовите тогда и христианство "мужеубийственным" культом, потому что ап. Павел говорил о себе, что он "сораспялся Христу", и призывал своих учеников подражать ему. «Умоляю вас: подражайте мне, как я Христу», — говорил он.
Древнеегипетские мифы о египетских Данаидах и лемносских женщинах я не стану здесь принимать в расчёт просто потому, что надо ещё доказать, что эти мифы основаны на какой-то исторической реальности. К тому же, в обоих мифах женщины совершают убийства мужчин в качестве ответной реакции на, скажем так, нехорошее поведение самих мужчин.
Что там у нас остаётся, — "мужеубийственные культы Артемиды с её общинами амазонок"? В длиннющей статье англоязычной Википедии об этом не сказано ни слова, ни полслова. Еврипид в своих "Вакханках" говорит про охотника Актеона, который был разорван собаками за то, что оскорбил богиню. Ну, и ещё он упоминает про мужчин, которые говорят: "Бегом едва спаслись мы от вакханок; А то бы разорвали". Кого там на самом деле рвали менады, - и рвали ли? - дело тёмное: я тут напомню, что сам не раз сталкивался с людьми, на первый взгляд волне здравомыслящими, которые были искренно убеждены в том, что баптисты на своих ночных собраниях выключают свет и в темноте ловят друг друга; кто кого поймает, тот с тем и спит. Если б нашёлся у нас свой "Еврипид", который написал бы об этом пьесу под названием "Баптисты", и если б эту пьесу играли в театрах, я думаю, от зрителей не было бы отбоя. Мем "пипл хавает" неспроста появился.
Комментариев нет:
Отправить комментарий