Дмитрий Панченко говорит, что "женщина в центре лабиринта изображается на фресках Швеции и Финляндии".
XV век
Любопытно, что прохождение лабиринта напоминает движение солнца по небу в течение дня. Как мы знаем, в немецком языке "солнце" - die Sonne - женского рода. Также интересно, что в «Энеиде» лабиринт начертан у входа на тот свет (VI, 20–30). Поиски "солнечной девы" приводят ищущего на тот свет?
Как мы знаем, существует тесная связь между пещерами и культом Кибелы. Ассоциация между лабиринтами и пещерами надёжно засвидетельствована в традиции. Страбон в описании Арголиды замечает: «Непосредственно после Навплия идут пещеры с устроенными в них лабиринтами, которые называются Киклоповыми» (VIII, 6, 2).
Это выводит нас на представление лабиринта как святилища. Возможно, как временного святилища. Допустим, пришли на Соловецкие острова какие-то древние пилигримы и соорудили из камней некое символическое подобие их своего пещерного святилища. Для сравнения, скиния («обиталище; местопребывание [Бога]») была походным храмом иудеев, а потом они построили храм в Иерусалиме. В принципе, скиния и храм — это одно и то же. Кстати, некорые лабиринты на севере Франции обозначались как путь в Иерусалим, тогда как Иерусалим в средневековой географии и картографии занимал центр земли. Это и понятно: где отмечается "присутствие" (эпифания) божественных энергий, там и центр земли, где мало "присутствия" — там периферия, а где совсем нет "присутствия" — там ад.
Комментариев нет:
Отправить комментарий