Мужчины глазами феминисток:
Женщины глазами МДшников:
Исследование матриархата - самой продолжительной эпохи в истории человечества.
Из Древней Греции доносятся до нас мужские вопли против брака и причитания о своей погубленной жизни под семейным "ярмом".
Афиней приводит такие стихи из «Прорицателей» Алексида [Kock.II.350]:
"Несчастны мы, продавши за приданое
Свободу слова, радость, да и жизнь свою!
Живём рабами жён мы в доме собственном..."
Эвбул в «Хрисилле» [Kock.II.205]:
"Пусть пропадёт второй, приведший в дом жену:
Ни в чём, беднягу, не виню я первого.
Он, первый, зла не ведал, был неопытен,
Второй же знал, какое зло есть женщина".
Аристофонт в «Каллониде» [Kock.II.277]:
"Чтоб пропадом пропал вторым женившийся,
Но первый неповинен: ведь не мог он знать,
Какое было зло ввести в свой дом жену.
Но вот второй-то знал о зле заранее!"
Антифан в «Отцелюбе» [Ibid., 108]:
"- Женился он.
- Немыслимо! Расстались мы
С живым и на прогулку собиравшимся!"
Менандр то ли в «Аррефоре», то ли во «Флейтистке» [Коек.III.22]:
"- Коль ты в уме, не женишься,
Не распростишься с жизнью. Сам женился я.
И потому жениться не советую.
- Хоть дело решено, а всё же бросим кость.
- Попробуй, не спасёшься ли. Воистину
Пускаешься ты в море неприятностей,
Не то, что Сицилийское, Ливийское,
Эгейское - ведь там из тридцати судов
Не гибнут три. Женатым нет спасения!"
В 13-й книге Афинея "Пир мудрецов" говорится:
"Итак, воздавая хвалу замужним женщинам, наш добрый хозяин припомнил рассказ, содержащийся в книге Гермиппа «О законодателях» [FHG.III.37] о том, что в Лакедемоне существовал обычай запирать девушек с неженатыми юношами в тёмном тереме, и кто какую хватал, ту и уводил себе в жёны без приданого. Поэтому и был наказан Лисандр, когда бросил девушку, попавшуюся первой, и захотел увести другую, покрасивее".
"Говорят, есть у верующих ( христиан баптистов), такой праздник:, молятся, потом выключают свет и начинают совокупляться друг с другом. Праздник называется "Хапун". Это что, правда ?", - вопрошает представитель "глупинного народа" (Источник). Я уже ответил на этот вопрос в статье "О свальном грехе". Но, оказывается, эта байка стара как мир. Она была в ходу ещё у древних греков!
По-видимому, сей фантазийный сюжет, передающийся из века в век, из поколения в поколение, соответствует каким-то подсознательным влечениям. Где-то я читал, что садомазохизм считается самой распространённой из всех сексуальных девиаций, в определённой мере его проявления присущи всем людям. Мужчины в своих "влажных" фантазиях овладевают всеми девушками, а девушки, в аналогичных мечтах, представляются бесконечно желанными для мужчин, которые, как сатиры, неотступно преследуют их и домогаются близости. Наверно, именно из этих фантазий скроены все байки про "свальный грех". Возможно, они появляются по такой схеме: я частенько по ночам рисую в своём воображении праздник под названием "Хапун", но я человек маленький, и у меня не хватает смелости осуществить свои фантазии в реальности.
![]() |
Рисунок Oyvind Rauset. Середина ХХ в. Норвегия. |
![]() |
Взяли козла за рога |
Через год африканцы стали замечать: самцы начали конфликтовать друг с другом, убивая своих соперников, чего ранее не было. А вот тот старейшина, которого люди отстрелили, как раз и разнимал самцов в случае конфликта.
Молодые слонихи (а у слонов матриархат) в условиях засухи не знали, куда вести стадо, чтобы найти воду. Если есть взрослая самка, то хорошо, а если нет, то вёл стадо как раз он, большой слон-старец, он знал куда идти и как можно достать воду с помощью своих бивней. Оказалось, что "трофейные" слоны играли роль сберегающих вид и семью. Они имели знания, как сгладить конфликт, найти воду и не только. И если мы не будем опираться на опыт умудрённых жизнью людей, то нам не хватит и века, чтобы дойти до всего самим и всему научиться. Источник.
На Крите минойской эпохи (до 1450 года до н. э.) не было ни храмов, ни храмового жречества. Можно подумать, будто минойцы жили вовсе без религии. Не тут-то было! Ничего подобного. Религиозная жизнь минойцев кипела столь бурно, что по сравнению с ней позднейшие храмовые богослужения выглядят как упадок религиозности.
Во-первых, на минойском Крите имелись пещерные святилища: точно установлено существование пятнадцати, а с большой степенью вероятности — ещё такого же числа таких мест. Там, в труднодоступных, тёмных и страшных местах, минойцы искали встречи со священным. В пещере Вернафето высечены изображения повелительницы зверей — обнажённой, с поднятыми руками, со стрелой и луком — среди животных, на которых охотились, и рыб, которых ловили. В пещеры приносили жертвы и дары богини. Очевидно, здесь справляли праздники жертвоприношений — забивали и жарили коров, овец, свиней и диких коз.
Во-вторых, на Крите обнаружены горные святилища. Они расположены на голых, но не особенно высоких вершинах, находящихся в некотором отдалении от человеческих жилищ и в то же время в пределах, как правило, часа пути. Возможно, их сооружали пастухи. И, возможно, эти горные святилища как-то связаны с большими "дворцами" на Крите, так как, например, на рельефном ритоне из дворца в Като-Закро изображено богато украшенное горное святилище. Вальтер Буркерт говорит, что на этих святилищах по ночам зажигались огни; вполне может быть, если пастухи ночевали в горах вместе со своими стадами.
Вальтер Буркерт пишет в своей монографии "Греческая религия: Архаика и классика" (СПб.: Алетейя, 2004):
"Среди статуэток, найденных в Сескло, неоднократно встречается изображение мужской фигуры на троне, в то время как женские фигуры стоят или сидят на корточках; это указывает на патриархальный строй" (с. 26).
Плохо, что он не продемонстрировал изображения этих мужиков на троне, и нам приходится довольствоваться одними женскими фигурками.
![]() |
Источник картинки |
В статье на сайте "Генофонд РФ" говорится, что "такие статуэтки находят вокруг купольных печей на дворе среди зернотёрок и горшков. Считается, что это культ Богини-матери, широко распространенный по всему Балканскому полуострову и Подунавью" (Источник).
Уже одно то, что эти фигурки, по всей видимости, лепились женскими руками "среди зернотёрок и горшков", не позволяет видеть в них изображения местных вождей. Что-то я не припомню случая, чтобы какая-нибудь крестьянка в России своими руками слепила из глины царя и поставила статуэтку в красный угол посреди икон. Иконы Царя Небесного и Царицы Небесной имелись в каждом доме, а вот царские портреты никто из крестьян у себя в доме не вешал на стену.
Так что, по-моему, интерпретация Вальтером Буркертом мужских фигурок на троне крайне тенденциозна. Как он сможет доказать, что это именно патриархальные вожди, а не аналоги позднейших изображений Аттиса, Адониса и других спутников Богини?
![]() |
Аттис |
Если не знать мифологию Богини, то этого пастушка Аттиса тоже можно интерпретировать как вождя на троне с царским скипетром в руке.
"До конца III века до н. э. доминирующей силой в восточной части Евразии было объединение-"государство" кочевых и полукочевых племён под главенством племени юэчжи", - сообщает Ю. А. Зуев в своей монографии "Ранние тюрки: очерки истории и идеологии" (Алматы: Дайк-Пресс, 2002).
"Память о юэчжи на Алтае сохранилась в виде группы больших Пазырыкских курганов, богатейший погребальный инвентарь которых вот уже несколько десятилетий остаётся предметом исследования учёных разных специальностей.
Юэчжи-пазыракцы были преимущественно европеоидами по антропологическому типу. Представители центральноазиатских монголоидов составляли меньшинство. Представителями монголоидного расового типа были сюнну, которые небывало усилились ок. 200 года до н. э., покорили всех "северных варваров", а на юге образовали государство, "равное по силе Срединному государству" (то есть империи Хань).
![]() |
Голова принца юэчжи из Халчаяна |
Интересно, что на всём евразийском пространстве матриархальные общества имели один и тот же "маркер" — лунного быка. С чем это связано? Очевидно, повсюду выстраивалась ритуально-мифологическая система, основными идеологемами которой являлись: лунный и женский циклы, менструальное табу и женские тайные союзы.
"Коренные земли юэчжи находились между горами Цилянь и Дуньхуаном. <...> В X веке на этих территориях было создано тангутское государство Си Ся".
Дуньхуан, Си Ся... Какие знакомые названия! Один из моих самых любимых фильмов называется "Дуньхуан".
Юэчжи (кит. 月氏, 月支) — иранский народ в Центральной Азии (с 1-го тысячелетия до н. э.), говоривший на восточноиранских диалектах северной подгруппы. Также их называют иногда восточными сарматами из-за большого сходства культур. Исходно они занимали пастбища в бассейне Таримской котловины, включая современные Синьцзян-Уйгурский автономный район, Ганьсу и, возможно, Цилянь в Китае. Во II веке до н. э. часть их (кушаны, эфталиты и др.) перекочевала в Среднеазиатское междуречье Бактрию, а потом в северную Индию, где они основали Кушанскую империю (из Википедии).
![]() |
Миграция юэчжи по Центральной Азии со 176 года до н. э. по 30 год н. э. |
"По
мнению Ю. А. Зуева, социальный строй
юэчжей находился на второй переходной
стадии от материнского рода к отцовскому.
Во главе государства стоял материнский
род женщины-царицы. Именно царица
обладала всей полнотой власти в юэчжийском
государстве. Её соправителем был
мужчина-царь из особого царского рода.
Полномочия царя были ограничены только
сферой военного дела. Он был всего лишь
военным вождём, организовывавшим оборону
государства и ведение завоевательных
войн и грабительских набегов. Наследование
власти женщины царицы осуществлялось
в рамках сестринской семьи – от старшей
сестры к младшей, а затем от младшей
тёти к старшей племяннице. Это мнение
Ю.А. Зуева хорошо согласуется с данными
В.И. Абаева о высокой роли женщины у
иранских племён, а также с легендарными
сведениями об амазонках, о сакских
женщинах-царицах, о положении женщин у
сарматов, являвшимися родственными
юэчжийским племенам" (Источник).
Интересные подсвечники продаются на "Ярмарке мастеров". Вот, например, подсвечник "Великая Ма".
![]() | |
Источник картинки. |
Там у них был ещё более интересный подсвечник, который уже продан. Впрочем, сохранилась картинка, которой можно полюбоваться. Я бы купил себе такую вещицу, но у меня, как всегда, "финансы поют романсы"...
К. У. Торланбаева в статье "К вопросу об образах кошачьих в культуре и религии (манихействе) народов Ближнего Востока и Центральной Азии" говорит:
"В науке давно принято понимать, что образ льва имеет переднеазиатские корни, восходит к древней истории Ирана ахеменидского периода, в культуре которого образ льва обозначал власть, могущество, силу и связан с древним культом богини Иштар вавилонского периода. <...> В иконографии образ богини Нана/Инанна/Иштар сопровождался изображениями льва".
![]() |
Богиня Иштар, стоящая верхом на льве. Ближний Восток, Южная Месопотамия. Старовавилонский период, 19-17 века до нашей эры. Пергамский музей, Берлин, Германия. |
![]() |
Инанна |
Из письма В. С. Соловьёва к Л. Толстому о воскресении Христа:
"Для человека бессмертие есть то же, что для животного разум: смысл животного царства есть животное разумное, т. е. человек. Смысл человечества есть человек бессмертный, т. е. Христос".
По-моему, разум уже оперирует в "поле" [1] бессмертия. Или, по крайней мере, разум не подчиняется ходу времени. Во всяком случае, идеи приходят на ум мгновенно, как бы вне времени, а потом, для выражении этих идей в словесной или письменной форме, иногда требуется много времени.
Разум связан с памятью, и именно из-за памяти разум является антагонистом смерти. Разумные существа отличаются от животных тем, что они стараются "увековечить" умерших. Люди испокон веков строят памятники из камня, который не гниёт и не ржавеет, не подвержен "тлетворному" ходу времени.
Менгир Шан-Долан — невероятный памятник высотой 9,5 метров и весом около 150 тонн находится на северо-западе Франции в Бретани.
Разумный человек как бы "выпадает" из настоящего времени, или "выходит за рамки" настоящего времени, когда он охватывает своей мыслью времена давным-давно прошедшие или предсказывает канву событий в будущем. Такая способность сознания к "всеохватности" прошлого, настоящего и будущего времени роднит человека с божествами.
"Великая Мать Зверей" - с которой сибирский или арктический шаман поддерживает как можно более тесные связи - является ещё более выразительным представлением архаического матриархата. У нас есть основания считать, что эта Великая Мать Зверей в определённый момент взяла на себя функцию Наивысшего уранического (небесного) Существа, но эта проблема выходит за рамки нашей темы. Запомним только, что как Великая Мать Зверей даёт людям - особенно шаманам - право охотиться и питаться телами животных, так и "женские духи-покровители" дают шаманам духов-помощников, в определённом смысле необходимых для экстатических путешествий.
Мирча Элиаде. Шаманизм: Архаические техники экстаза. Источник.
Значит, София русского философа Владимира Соловьёва, по сути, является архаической Великой Матерью Зверей!
Интересно, с этой точки зрения, взглянуть на мистическую встречу Вл. Соловьёва с Софией в египетской пустыне.
В 1875 году он поехал в Англию для изучения в
библиотеке Британского музея памятников индийской, гностической и
средневековой философии. И там, в знаменитой библиотеке внутренний голос ему прошептал: «В Египте будь!». Он
приехал в Александрию пароходом, а затем поездом добрался до Каира,
где находился с 11 ноября 1875 года по 12 марта 1876 года.
В пустыне под Каиром между 25 и 27 ноября 1875 года Вл. Соловьев увидел безбрежную космическую лазурь с женским лицом. О том, что явилось ему в Египте, можно судить по его следующему стихотворению, написанному в конце ноября 1875 года в Каире:
Вся в лазури сегодня явилась
Предо мною царица моя, -
Сердце сладким восторгом забилось,
И в лучах восходящего дня
Тихим светом душа засветилась,
А вдали, догорая, дымилось
Злое пламя земного огня.
"Царицей Небесной" называли Богиню на древнем Ближнем Востоке. Выходит, что православный христианин Вл. Соловьёв встретился с Иштар. Как говорится, пути Господни неисповедимы...
Греки-ахейцы (или микенцы), обосновавшись в Элладе, принялись расширять свои владения на близлежащих островах Эгеиды; эта экспансия продолжалась около века. Главной вехой на этом завоевательском пути было покорение большинства крупных поселений на минойском Крите, завершившееся около 1450 г. до н. э. воцарением в Кноссе. Так микенцам удалось присвоить ту монополию на торговлю в Эгейском море, которая практически принадлежала минойцам. До тех пор во всём регионе сильнейшей морской державой были минойцы, но после гибели Кносса их место заняли микенцы, с невероятной быстротой создавшие повсюду свои торговые посты и вытеснив не только минойские товары, но и самих минойцев.
Микенцы образовали колонии и установили торговые связи по всему Восточному Средиземноморью. В XIV и XIII веках их сфера влияния расширилась, вобрав в себя юг Италии, Кипр, Малую Азию, Сирию и Египет. Как считает большинство специалистов, в XIV — XIII вв. до н.э. микенские купцы селились на Кипре, в Угарите и могли проявлять свою активность и в других местах, например, в Тель-абу-Хаваме возле Хайфы, в Сарафенде в Южном Ливане, где найдено поразительное захоронение того периода. На этой карте жёлтыми точками обозначены дворцы микенцев в Элладе, а красными точками отмечены их поселения на островах Эгейского моря. Синие точки указывают места, где были обнаружены следы микенского пребывания, а зелёные — расположение микенских торговых постов. Экономика того времени испытывала острую потребность в меди, приходившей с Кипра (от которого металл и получил своё название), и поэтому на протяжении всего бронзового века (а бронза — это сплав меди с оловом) Кипр имел огромное значение для Средиземноморья. Он играл роль перевалочного пункта между греками и Эгейским миром, с одной стороны, и Сирией, Угаритом и Ближним Востоком — с другой.
Так как микенцы, в результате рейдерских захватов, "прихватизировали" всю минойскую торговлю, то на этой карте мы можем видеть оригинальную крито-минойскую торговую сеть.
![]() |
Карта минойских торговых маршрутов |
![]() |
Minoan galley reconstructed from a fresco at Knossos. |
Помнится, Иисус говорил своим ученикам: «Ещё многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить…». Почему они не могли "вместить" в себя сказанное Учителем? Да потому что его слова рвали все их шаблоны, все их привычки и "понятия", по которым они привыкли жить. Точно так же рвёт все шаблоны археология Крита. Интересно читать, как авторы разных исследований крито-минойской эпохи пытаются "натянуть сову на глобус" в своих стараниях найти там царей. "Ну как же они жили без царей?! Это же нереально! Так нельзя!" - вопит их патриархальное сознание.
Цитирую Удивительные эгейские царства / Пер. с англ. Т. Азаркович. - М.: ТЕРРА, 1997. С. 95:
"Остаётся неразрешённой загадка - кто же правил минойским Критом в пору его расцвета? Имя Минос, принадлежавшее легендарному кносскому царю, вполне могло быть титулом как «фараон». Но, может быть, Минос не был единовластным правителем всего острова. Некоторые исследователи в поисках ответа обратились к греческим мифам. Трое сыновей Зевса и Европы - Минос, Радамант и Сарпедон - традиционно связываются с дворцами в Кноссе, Фесте и Маллии, соответственно. Возможно, их родством - будь оно так на самом деле - и объяснялось дружественное распределение власти. Если миф хоть как-то связан с действительностью, то легендарные братья были добрыми царями, ибо греки «посмертно вознаградили» Миноса и Радаманта за справедливое правление, сделав их судьями в загробном мире греческой мифологии".
Но, допустим, Минос и трое его сыновей реально существовали и правили как египетские фараоны. А где же гробницы царей? А где же дворцы, в которых они жили? Вот типичный царский дворец в Микенах с "львиными" воротами:
"Мохенджо-Даро считается крупнейшим городом Индской цивилизации. В период расцвета его население составляло около 100 тысяч человек, площадь — 260 гектаров. Крепостных стен он первоначально не имел. Их построили уже во времена заката Индской цивилизации из каменных глыб, обожжённого кирпича и высушенного на солнце кирпич-сырца. В общем, укрепление возвели на скорую руку. Несомненно, сделали это не от хорошей жизни — появилась серьёзная внешняя угроза.
![]() |
Реконструкция |
«Сердце» Мохенджо-Даро располагалось не в центре, а на западной окраине, где находилась Цитадель. Чем ближе к ней, тем выше дома и шире улицы. Тесные одноэтажки «рабочих окраин» сменяли двух- и трёхэтажные дома «среднего класса». Многие принадлежали отдельным семьям, но были также аналоги римских многоквартирных домов, площадью до 320 кв. м. В этих домах обнаружены комнаты для омовений с ваннами! Здесь тоже имелись внутренние дворики с колодцами (найдено более 600 колодцев). Вероятно, пищу готовили в этих двориках, хотя кое-где обнаружены остатки кухонь. В одном из дворов раскопана круглая печь для выпечки хлеба.
Интересная картинка из книги В. В. Розанова "Во дворе язычников". Он её взял из Maspero. "Hist. des peuples l'Orient classique", vol. I, p. 180. Объяснение Масперо к рисунку: "Мумия, встречаемая Анубисом у входа в гробницу, и отверстые уста".
Египтяне молятся, провожая душу покойного, и при этом коленопреклонённая женщина изображена с рукою, поднятою ко лбу. Неужели древние египтяне при молитве осеняли себя крестным знамением, как это делают православные и католики?
Вот ещё одна подобная картинка:
![]() |
Моление перед мумией. Сцена из "Книги мёртвых" Хунефера. Египет, 1280г. до н.э. |
Хотя не всё так однозначно. Как понимать жест двух привратников на центральной композиции в гробнице Авгуров в Тарквиниях (ок. 530 г. до н.э.)?
Ещё одна культурологическая параллель между крито-минойской и древнеегипетской цивилизациями.
![]() |
Реконструкция Кносского двореца 17-го в. до Р.Х. по Эвансу. Над колоннами букрании, стилизации бычьих рогов. |
![]() |
Оригинальная букрания из Кносса. 17 в. До Р.Х. Ираклион. Археологический музей |
Проф. А. Зубов говорит, что "эти стилизованные рога очень напоминают распространённое древнеегипетское изображение Рути - Шу и Тефнут в виде двух сидящих львов, над которыми восходит солнце" (Источник).
![]() |
Рути (Шу и Тефнут) . |
![]() |
Decoration of Aker/Ruty from the Sarcophagus of Khonsu, ca. 1279-1213 BCE |
Можно сказать, что в культурном отношении крито-минойцы и древние египтяне были братскими народами.
А лабрис теперь можно рассматривать как "солнце новой жизни".
Интересная параллель обнаружилась.
В статье о фатимском чуде говорится: "[13 августа 1917 года] над местом, где раньше появлялась «Дева», опять возникло странное облачко. Повисев минут десять, оно поднялось в небо, где летало «что-то вроде светящегося шара». Затем посыпались «падающие цветы» - некие беловатые волокна, которые таяли, не долетая до земли. В уфологии этот феномен известен как «волосы ангела»: иногда они выпадают с неба после пролёта НЛО" (Источник).
Теперь читаем отчёт о петрозаводском феномене 20 сентября 1977 года: "Объект двигался по восходящей линии к созвездию Большая Медведица. По мере подъёма над горизонтом облако расширялось и пульсировало. Внешние очертания облака - круг или овал. Некоторые очевидцы сравнивают его с раскрытым зонтом или парашютом. Внутри облака заметная структура в виде тонких светящихся нитей. Весь объект по форме напоминал "медузу" (рис. 6.2.2 и 7.2.2). Свечение бело-голубое, центральный объект - красный" (Источник).
В Петрозаводске наблюдали те же «волосы ангела»?
Интересный документальный фильм о кругах на полях (crop circles) в Австралии.
В Австралии круги на полях обнаружены далеко от городов и цивилизации. Первый круг был обнаружен там в 1940-м году. (Кстати, примерно к этому же времени относятся и первые сообщения о наблюдении НЛО.) С тех пор в Австралии зарегистрированы сотни кругов на полях, и все в пустынном районе примерно 10 000 кв. км. на стыке штатов Новый Южный Уэльс, Южная Австралия и Виктория.
В австралийских кругах, как и везде, стебли растений не сломаны, а лишь изогнуты под углом 90 градусов. Что касается почвы, то на периферии кругов она песчаная и мягкая, а в самом центре — твёрдая как камень. Исследования почвы показали, что внутри круга она была "мёртвой", т . е. она содержала очень мало бактерий, тогда как в почве за пределами круга почва была "живая", кишащая бактериями. Ну и там, в самом эпицентре круга, исследователи раскопали кольцо из земли, которая "спеклась" в виде свернувшейся в кольцо змеи, причём это кольцо создавало магнитную аномалию.
Местные фермеры заметили, что их овцы избегают приближения к этим кругам; очевидно, они слышат тот самый звук на частоте 5.1 килобит, исходящий из кругов, похожий на шипение змеи. Ну и там свидетели рассказывают о светящихся НЛО в районе обнаружения кругов. В конце фильма исследователи выражают надежду, что в будущем им удастся зафиксировать появление кругов на полях с помощью специальной аппаратуры. Проблема лишь в том, что такие видеосъёмки уже имеются, но их считают подделкой.
"Сёрфингуя" по информационным волнам Интернета, я случайно наткнулся на сайт Матери Мира Марии ДЭВИ ХРИСТОС. Цитирую:
"Время, в которое мы живём, одновременно прекрасное и ужасающее. Ужасающее, потому, что мир стоит на пороге таких испытаний и потрясений, которых не было за всю историю человечества. И прекрасное потому, что планета Земля подошла к самому ПрекРАснейшему Мигу за всю историю своего существования — ПРЕОБРАЖЕНИЮ. Когда Свершилось То, что веками ждали Посвящённые, все Святые и Пророки. Свершилось, что бывает лишь в самом Начале и в самом Конце. Матерь Мира Снизошла в этот погибающий мир [11 апреля 1990 года], дабы Спасти землян и Совершить Процесс ПреобРАжения планеты, человечества и всего Мироздания вцелом. Потому, что в эпоху оголтелого патриархата земляне оказались в безпомощном состоянии деградации, зла и невежества. И без Воли Великой Матери Мира, без Её Пребывания на Земле, как Мессии Эпохи Водолея — ИСТОЧНИКА Света, Силы, Мудрости, Знания, — человечество было бы поглощено Тьмой".
Говорят, после суда и гонений в Украине Марина Цвигун переехала в Москву (Источник). Это может быть.
Я в начале 90-х годов был свидетелем бурной деятельности её "Белого Братства", - молодые ребята ходили по городу завёрнутые в белые простыни и повсюду развешивали-расклеивали свои листовки.
У людей, родившихся в СССР, как правило, "каша в голове". Они находятся в положении лодки, которая отчалила от одного берега, но так и не причалила к другому берегу. Православная культура была разрушена большевиками после революции, новая - советская - культура сделала "харакири" в 1991 году, и в результате массы людей оказались без "почвы" под ногами. Оказавшись в такой "межеумочной" ситуации, народ, подобно амёбе, стал захватывать со всех сторон всё что попадалось под руку. В результате получился дичайший "замес" из Кашпировского и славянских щуров-пращуров, гуманоидов и Великой Тартарии, Матронушки и культа личности Сталина, имперства и оккультизма. Я и сам в 1990-х увлекался теософией Елены Блаватской, читал газету "Завтра" Александра Проханова и ходил на собрания к баптистам. Но я довольно скоро перешёл к чтению академических исследований культуры, тогда как многие до сих пор плескаются на сетевом "мелководье".
У греков муравей — атрибут Цереры, здесь муравьи почитались как священные животные. В древнегреческих мифах первые жители острова Эгина назывались "мирмидонес" (муравьи), потому что они обрабатывали землю с муравьиным терпением, усердием и прилежанием. Так, мирмидоняне (то есть «муравьиные люди», от греч. murmns, «муравей»), колонизовавшие остров Эгина, ведут своё начало от Мирмидона, сына громовержца Зевса и Эвримедузы, к которой Зевс явился в виде муравья.
Раннехристианский текст «Физиологус» приводит изречение Соломона «Пойди к муравью, ленивец!» (Притч 6:6) и превращает муравья, как и пчелу, в символ прилежания (Источник).
Муравьями-«скотоводами» называют садовых или бурых муравьёв (Lasius). Чаще других видов муравьёв они содержат в муравейниках тлей, которых нередко окружают глиняными стенками-«стойлами». Они «доят» и тлей, живущих на ближайших к муравейнику растениях. Тли выделяют капельки сладкой жидкости после того, как муравьи усиками пощекочут им брюшко. Эта жидкость (экскременты тлей) служит им пищей (Источник).
Одомашнивание коз произошло около 10 200 лет назад на территории современного Ирана, в предгорьях Загроса. Учёные почти полностью уверены в том, что неолитические жители тех мест одомашнили безоаровых козлов (Capra aegagrus).
![]() |
Безоаровый козёл — предок современных домашних коз |
Скорее всего, древние люди старались содержать только самок, потому что именно они могут давать молоко, мясо и приносить потомство. Большинство самцов же убивались в самом раннем возрасте, потому что их требовалось кормить (Источник).
"В стаде коз часто наблюдается матриархат, главной козой стада является или самая старая, или самая сильная коза, в любом случае она должна отличаться высокой сообразительностью. Иерархическая структура козьего стада берёт начало задолго до одомашнивания и практически не изменилась с тех времён. Каждый год после окота козы выясняют, кто будет руководителем стада в новом году. Поэтому от года к году ведущая коза стада может меняться. Интересно отметить, что после свержения предыдущий руководитель стада в течение нескольких недель наблюдает за новой главной маткой и при обнаружении у неё слабостей старается вернуть своё главенствующее положение. С установлением безоговорочного лидерства новой матки, прежняя становится её советником, и при болезни ведущий матки берёт полномочия вожака временно на себя" (Источник).
Интересно, что у трёх наиболее полезных животных, одомашненных человеком в эпоху неолита, - у козы, коровы и свиньи, - в дикой природе царит матриархат. Несомненно, люди наблюдали поведение одомашненных животных и не могли не заметить матриархальные порядки в их среде. Насколько те порядки повлияли на формирование общественного строя неолитических земледельцев? Наверно как-то повлияли. Во всяком случае, все три животных "отметились" в мифологии, а древняя мифология оказывала влияние на умонастроения общества. К тому же, корова, коза и свинья - всяк по-своему - относились к разряду сакральных животных, а это значит, что люди к ним присматривались. Ну, а если немного перефразировать знаменитый афоризм Ф. Ницше "когда ты долго всматриваешься в бездну, то бездна начинает всматриваться в тебя", тогда получается, что люди, присматриваясь к сакральным животным, вольно или невольно перенимали их поведение.