09 февраля 2023

Юэчжи.

Юэчжи (кит. 月氏, 月支) — иранский народ в Центральной Азии (с 1-го тысячелетия до н. э.), говоривший на восточноиранских диалектах северной подгруппы. Также их называют иногда восточными сарматами из-за большого сходства культур. Исходно они занимали пастбища в бассейне Таримской котловины, включая современные Синьцзян-Уйгурский автономный район, Ганьсу и, возможно, Цилянь в Китае. Во II веке до н. э. часть их (кушаны, эфталиты и др.) перекочевала в Среднеазиатское междуречье Бактрию, а потом в северную Индию, где они основали Кушанскую империю (из Википедии).

Миграция юэчжи по Центральной Азии со 176 года до н. э. по 30 год н. э.

К. У. Торланбаева пишет: "Юэчжи, жившие между горами Цилянь и Дуньхуаном, представляли собой гинекократическое общество, в котором были сильны матриархальные права и культы, а термин юэчжи означает "род Луны". <...> Китайский летописец о мигрировавших юэчжи писал: "Когда царь больших юэчжи был убит хусцами (сюнну, 176 год до н. э.), царицей стала его супруга. Она покорила Дася (Бактрию) и властвовала над ней. <...> Гинекократические корни юэчжи восстановили культы богинь в покорённых областях Ближнего Востока и Месопотамии, а в памяти Китая оставили образ иноземной богини Си-ван-му "Матери-царицы Запада", обитавшей на вершинах гор Куньлунь" (Цит. по: Зуев Ю. А. Ранние тюрки. Очерки истории и идеологии. Алматы, 2002. С. 14). 

"По мнению Ю. А. Зуева, социальный строй юэчжей находился на второй переходной стадии от материнского рода к отцовскому. Во главе государства стоял материнский род женщины-царицы. Именно царица обладала всей полнотой власти в юэчжийском государстве. Её соправителем был мужчина-царь из особого царского рода. Полномочия царя были ограничены только сферой военного дела. Он был всего лишь военным вождём, организовывавшим оборону государства и ведение завоевательных войн и грабительских набегов. Наследование власти женщины царицы осуществлялось в рамках сестринской семьи – от старшей сестры к младшей, а затем от младшей тёти к старшей племяннице. Это мнение Ю.А. Зуева хорошо согласуется с данными В.И. Абаева о высокой роли женщины у иранских племён, а также с легендарными сведениями об амазонках, о сакских женщинах-царицах, о положении женщин у сарматов, являвшимися родственными юэчжийским племенам" (Источник).

Комментариев нет:

Отправить комментарий