Юэчжи (кит. 月氏, 月支) — иранский народ в Центральной Азии (с 1-го тысячелетия до н. э.), говоривший на восточноиранских диалектах северной подгруппы. Также их называют иногда восточными сарматами из-за большого сходства культур. Исходно они занимали пастбища в бассейне Таримской котловины, включая современные Синьцзян-Уйгурский автономный район, Ганьсу и, возможно, Цилянь в Китае. Во II веке до н. э. часть их (кушаны, эфталиты и др.) перекочевала в Среднеазиатское междуречье Бактрию, а потом в северную Индию, где они основали Кушанскую империю (из Википедии).
Миграция юэчжи по Центральной Азии со 176 года до н. э. по 30 год н. э. |
К. У. Торланбаева пишет: "Юэчжи, жившие между горами Цилянь и Дуньхуаном, представляли собой гинекократическое общество, в котором были сильны матриархальные права и культы, а термин юэчжи означает "род Луны". <...> Китайский летописец о мигрировавших юэчжи писал: "Когда царь больших юэчжи был убит хусцами (сюнну, 176 год до н. э.), царицей стала его супруга. Она покорила Дася (Бактрию) и властвовала над ней. <...> Гинекократические корни юэчжи восстановили культы богинь в покорённых областях Ближнего Востока и Месопотамии, а в памяти Китая оставили образ иноземной богини Си-ван-му "Матери-царицы Запада", обитавшей на вершинах гор Куньлунь" (Цит. по: Зуев Ю. А. Ранние тюрки. Очерки истории и идеологии. Алматы, 2002. С. 14).
"По
мнению Ю. А. Зуева, социальный строй
юэчжей находился на второй переходной
стадии от материнского рода к отцовскому.
Во главе государства стоял материнский
род женщины-царицы. Именно царица
обладала всей полнотой власти в юэчжийском
государстве. Её соправителем был
мужчина-царь из особого царского рода.
Полномочия царя были ограничены только
сферой военного дела. Он был всего лишь
военным вождём, организовывавшим оборону
государства и ведение завоевательных
войн и грабительских набегов. Наследование
власти женщины царицы осуществлялось
в рамках сестринской семьи – от старшей
сестры к младшей, а затем от младшей
тёти к старшей племяннице. Это мнение
Ю.А. Зуева хорошо согласуется с данными
В.И. Абаева о высокой роли женщины у
иранских племён, а также с легендарными
сведениями об амазонках, о сакских
женщинах-царицах, о положении женщин у
сарматов, являвшимися родственными
юэчжийским племенам" (Источник).
Комментариев нет:
Отправить комментарий