09 февраля 2023

Юэчжи (2).

"До конца III века до н. э. доминирующей силой в восточной части Евразии было объединение-"государство" кочевых и полукочевых племён под главенством племени юэчжи", - сообщает Ю. А. Зуев в своей монографии "Ранние тюрки: очерки истории и идеологии" (Алматы: Дайк-Пресс, 2002). 

"Память о юэчжи на Алтае сохранилась в виде группы больших Пазырыкских курганов, богатейший погребальный инвентарь которых вот уже несколько десятилетий остаётся предметом исследования учёных разных специальностей.

Юэчжи-пазыракцы были преимущественно европеоидами по антропологическому типу. Представители центральноазиатских монголоидов составляли меньшинство. Представителями монголоидного расового типа были сюнну, которые небывало усилились ок. 200 года до н. э., покорили всех "северных варваров", а на юге образовали государство, "равное по силе Срединному государству" (то есть империи Хань).

Голова принца юэчжи из Халчаяна

Китайский иероглиф С5845 юэ значит "Луна, женская сила Инь, жена, царица". Термин юэчжи значит "род Луны". Такое понимание иероглифов транскрипции юэчжи подтверждается постоянным эпитетом "Луна" (санскр. candra, canda) в имени царя государства юэчжи-кушанов Канишка. Одна из более ранних транскрипций — С4056, 11435 нючжи (<ngiu-tie<*uti~*oti) "род быка", т. е. "род двурогой (нарождающейся) луны, месяца". Такая трактовка оправдана словами из иранского "Вендидад" (гл. XXI): "Взойди, вознесись, месяц, — ты, который порождаешь быка!" Обозначением части этого племени в северо-восточном углу Ордоса и к северо-востоку от него было юйчжи (<ngiou-tie <*uti) "род нефрита/яшмы", символа Луны. Эти иероглифические варианты отражают звучание uti и содержат информацию о главной этнографической черте самого племени: это "род Луны", т. е. Женщины-Царицы. Встречающееся в источниках название Юэчжи го значит не только "государство Юэчжи", но и "государство Женщины-Царицы", гинекократическое государство. В этом свете показательны слова летописца: "Когда царь больших юэчжи был убит хусцами (сюнну, 176 г.), царицей стала его супруга. Она покорила Дася (Бактрию) и властвовала над ней" [Бань Гу, гл. 61, с. 749, л. 1б-2а]".

Интересно, что на всём евразийском пространстве матриархальные общества имели один и тот же "маркер" — лунного быка. С чем это связано? Очевидно, повсюду выстраивалась ритуально-мифологическая система, основными идеологемами которой являлись: лунный и женский циклы, менструальное табу и женские тайные союзы. 

"Коренные земли юэчжи находились между горами Цилянь и Дуньхуаном. <...> В X веке на этих территориях было создано тангутское государство Си Ся".

Дуньхуан, Си Ся... Какие знакомые названия! Один из моих самых любимых фильмов называется "Дуньхуан".


"Прямых известий о наследовании престола, отражающей состояние семьи и общины в объединении юэчжи, не имеется. Есть лишь сообщение, что у малых юэчжи названия племён даются по именам матерей [Фань Е, гл. 87, с. 1305, л. 39б]. Однако постоянное присутствие "рода Солнца-Ворона" в династийном соправлении говорит о том, что семейная община перестала быть чисто матриархальной, она находилась в первой фазе переходного (к патриархальному) периода, когда во главе её стояла матрона (царица), а её супругом был не "олимпийский герой" со стороны, а представитель твёрдо установленного (солнечно-царского) рода. С большой степенью предположительности такое состояние общины можно определить как "сестринская", при которой наследование ведётся по линии "матрона - младшая сестра - племянница (дочь матроны) с обязательным участием традиционного отцовского рода по той же схеме, но на втором плане. Эта схема воссоздана как некоторое "антиподобие" следующей и более документированной фазы, которую автор этих строк (вслед за Ю. В. Бромлеем) называет "братской семьёй", непосредственной предшественницей семьи патриархальной. Развитие производительных сил и всё возрастающая (особенно военная) роль мужчины в обществе и семье привели к тому, что отцовскому роду стали тесны рамки гинекократической структуры. Конфликт был неизбежен".

Комментариев нет:

Отправить комментарий