К. У. Торланбаева в статье "К вопросу об образах кошачьих в культуре и религии (манихействе) народов Ближнего Востока и Центральной Азии" говорит:
"В науке давно принято понимать, что образ льва имеет переднеазиатские корни, восходит к древней истории Ирана ахеменидского периода, в культуре которого образ льва обозначал власть, могущество, силу и связан с древним культом богини Иштар вавилонского периода. <...> В иконографии образ богини Нана/Инанна/Иштар сопровождался изображениями льва".
|
Богиня Иштар, стоящая верхом на льве. Ближний Восток, Южная Месопотамия. Старовавилонский период, 19-17 века до нашей эры. Пергамский музей, Берлин, Германия. |
|
Инанна |
Но здесь надо вспомнить и про богиню Кибелу, восседающую на троне в окружении двух львов. |
Кибела |
|
Кибела |
Корни этой иконографии мы можем наблюдать на примере неолитической богини из раскопок в Чатал-Хююке.
|
Богиня из раскопа в Чатал-Хююке. Оригинал
|
|
Современная реплика богини в Чатал-Хююке. "Замануха" для туристов
|
Но, очевидно, традиция иконографической связки богинь со львами уходит корнями ещё глубже, в эпоху верхнего палеолита, о чём свидетельствует статуэтка "венеры"-львицы, датированная около 38 - 40 тыс. лет до нашей эры (см.: Венера-львица (Человекольвица)).
Если, как пишет К. У. Торланбаева, в древнем Иране "образ льва обозначал власть, могущество, силу", то, очевидно, и в более древние времена этот образ символизировал власть. А это значит, что 6000 лет до н. э. в неолитическом поселении в районе Чатал-Хююка власть отождествлялась с женским божеством. А в Вавилоне царь становился легитимным правителем лишь после обряда "священного брака", во время которого он должен был публично совокупиться со жрицей богини. Без "санкции соответствующих органов" царь являлся самозванцем, узурпатором власти.
Комментариев нет:
Отправить комментарий