Из Древней Греции доносятся до нас мужские вопли против брака и причитания о своей погубленной жизни под семейным "ярмом".
Афиней приводит такие стихи из «Прорицателей» Алексида [Kock.II.350]:
"Несчастны мы, продавши за приданое
Свободу слова, радость, да и жизнь свою!
Живём рабами жён мы в доме собственном..."
Эвбул в «Хрисилле» [Kock.II.205]:
"Пусть пропадёт второй, приведший в дом жену:
Ни в чём, беднягу, не виню я первого.
Он, первый, зла не ведал, был неопытен,
Второй же знал, какое зло есть женщина".
Аристофонт в «Каллониде» [Kock.II.277]:
"Чтоб пропадом пропал вторым женившийся,
Но первый неповинен: ведь не мог он знать,
Какое было зло ввести в свой дом жену.
Но вот второй-то знал о зле заранее!"
Антифан в «Отцелюбе» [Ibid., 108]:
"- Женился он.
- Немыслимо! Расстались мы
С живым и на прогулку собиравшимся!"
Менандр то ли в «Аррефоре», то ли во «Флейтистке» [Коек.III.22]:
"- Коль ты в уме, не женишься,
Не распростишься с жизнью. Сам женился я.
И потому жениться не советую.
- Хоть дело решено, а всё же бросим кость.
- Попробуй, не спасёшься ли. Воистину
Пускаешься ты в море неприятностей,
Не то, что Сицилийское, Ливийское,
Эгейское - ведь там из тридцати судов
Не гибнут три. Женатым нет спасения!"
Он же в «Сжигаемой» [frag. 142]:
"Пропал бы пропадом,
Тот, кто женился первым, тот, кто был вторым,
И третьим, и четвёртым, и так далее".
Каркин в трагедии «Семела» (где первые слова «О ночи!») [TGF2.798]:
"О Зевс, сказав «жена», не добавляй «есть зло», -
И одного лишь хватит слова: «женщина»!"
Примерно те же вопли и причитания можно прочитать и ныне:
"Я не понимаю почему люди так умиляются когда мужчина встаёт на одно колено и делает предложение женщине, с которой разведётся с вероятностью 73%, и почувствует на себе все законы матриархата при котором мы живём. Вообще вставать на одно колено - это добровольно отдавать себя в рабство, показывать свою покорность и ставить себя рангом ниже перед женщиной, которую до тебя и в хвост и в гриву другие мужчины" (Источник).
Но жена — это же во многом "зеркало" мужа: какой муж, такое и "зеркало". И тогда вспоминается поговорка: неча на зеркало пенять, коли рожа крива.
Патриархальный брак ведь патрилокален, жена обычно переезжает в дом мужа. Ну, а если муж — молодой, с "играющими" гормонами в яйцах, его не удержать в семейном "стойле". Он, как жеребец ретивый, будет прыгать на молодых "кобылок", а жена ему будет лишь помехой. В этом смысле, матрилокальный брак гораздо целомудреннее, поскольку муж находится под надзором у тёщи, и там особо не разгуляешься.
В общем, семейная жизнь в патрилокальном браке так же сложна, как решение квадратуры круга. Как совместитить несовместимое — быть связанным брачными узами и в то же время жить в своё удовольствие? Очевидно, никак.
Я в последнее время вижу в городе баннеры с изображением бездомных собак и словами "мы в ответе за тех, кого приручили". Если человек несёт моральные обязательства даже перед собакой, - тем паче он должен чувствовать свой долг перед женой! Ведь она оставила свой дом, своих родителей, чтобы в лице мужа обрести и заботливую мать, и мудрого отца. И, конечно, её возмущению нет предела, когда она чувствует себя обманутой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий