07 декабря 2023

Антропологи - фальшивомонетчики.

Я уже давно заметил для себя, что современные антропологи в своих реконструкциях древних гоминид намеренно изображают их с выражениями лиц, характерными для разумного человека. Вот один из примеров, взятый мною со страниц дзен-ресурса "АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ":

Австралопитек. Источник картинки. 

Там, на том же ресурсе, имеются ещё более симпатичные картинки гоминид, - я просто взял первую попавшуся. Я считаю изготовление подобных картинок сродни фальшивомонетничеству. Антропологи ни разу не доказали, что австралопитек - это человек, но при этом "клепают" ему человеческое лицо. Неандертальцы у них получаются такие симпатичные няшки-душки, любо-дорого посмотреть, — а ведь они занимались каннибализмом на своих стоянках, и это общепризнанный научный факт. Пожирание себе подобных характерно для разумного человека? — Никак нет. Но антропологи, изображая каннибалов людьми, принимают их в человеческое общество. "ОК. Они такие же люди, как и мы с вами. А кто против, тот расист", - говорят они. Но вот что забавно: Ричард Д. Ферле, который не скрывает своих расистских убеждений, тоже "натягивает" на обезьяну человеческое обличье. На стр. 308 своего опуса "Эректус бродит между нами. Покорение белой расы" (Москва: ACT, 2014) он пишет: "Взгляните на замечательную фотографию самки шимпанзе бонобо (рис. 23—14). Тело бонобо выглядит настолько по-человечески, что трудно поверить, что это шимпанзе". 

Рисунок 23—14

Мне вот что интересно: поставить, ради смеха, обезьяну у руля какого-нибудь государства, и посмотреть на реакцию антропологов. По-моему, они не смогут наступить на горло собственной песне и не станут возражать против такого политического "кульбита". Ведь обезьяны, согласно их доктрине, ничем не отличаются от людей. Они даже не заморачиваются постановкой вопроса о принципиальном различии человека от обезьяны и не ведут дискуссии на эту тему.

А мы ещё удивляемся, почему в мире столько глупости и насилия... 

05 декабря 2023

Из новостей ахреологии.

Ахреологи археологи обнаружили, что статуя моаи на о. Пасхи имеет основание глубоко в земле. 

Статуя моаи на о. Пасхи

С помощью компьютерной реконструкции они заглянули вглупь земли, и вот что у них получилось.

Реконструкция

Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Серьёзное лицо — это ещё не признак ума.

The church is within the forest, the forest is inside the church.

Согласно учению эфиопской православной церкви, церковь - если она настоящая церковь - должна находиться в священной роще. Она должна напоминать Эдемский сад.

Удивительно, что эфиопская церковь стоит на защите леса. Потому что русская православная церковь, насколько мне известно, равнодушна к флоре и фауне.

Недаром А. С. Пушкин — "наше всё" — имеет эфиопские корни.

А вот русский епископ Стефан Пермский, срубивший так называемую Прокудливую Берёзу (Кудесницу), не вызывает во мне уважения.

 

Стефан Пермский и прокудливая берёза

Тут надо заметить, что в течение XX века почти все леса Эфиопии были вырублены, для того чтобы использовать очищенные от деревьев земли для сельского хозяйства и скотоводства. Остались лишь маленькие островки первобытной растительности вокруг православных храмов.

Увы, люди начинают ценить что-либо лишь тогда, когда оно находится на грани исчезновения. В России ещё много лесов, и поэтому леса беззащитны.

Документальный фильм "The Church Forests of Ethiopia" напомнил мне другой фильм — "Аватар". Особенно вот это дерево (2:37):


Это удивительно, но эфиопская православная церковь, о которой мало кто знает, являет космическое сознание, а русская православная церковь
— сознание "уездное", местечковое.

Как жаль, что я — не эфиоп!

04 декабря 2023

Кто рано встаёт, тому бог даёт. — А кто совсем не спит?

У долгопята большие глаза, так как он ведёт ночной образ жизни.


Может быть, по той же причине большие глаза и у этой женской статуэтки?

A female sumerian statue found at the Abu Temple in Tell Asmar, Iraq; 2700 BC.

С такими большими глазами можно видеть то, что не дано видеть обычным людям с обыкновенными глазами. 

При созерцании этой женской статуэтки на ум приходит образ слепой, но ясновидящей Ванги.

Только я набрал слово "мудрая" в поисковике, и сразу появилось словосочетание "мудрая сова". Ночная птица с большими глазами, как всем известно, является alter ego богини Афины, которую величают "богиней мудрости". 

В продолжение темы см.: Дополнение к "глазным идолам".

Инанна - богиня дошумерского населения.

А. Акулов говорит, что "тема Инанны – это основной камень преткновения, самый тёмный, самый непонятный момент в шумерской культуре. Инанна очень сильно отличается от других шумерских божеств.

Проблема с именем Инанна состоит в следующем: имя Инанна оригинально, скорее всего, выглядело как Нин-ан-а(к), что переводится как "Госпожа неба" (нин – госпожа, ан – небо, а(к) – показатель родительного падежа, конечное "к" не отображалось в клинописи), а клинописный знак, которым записывается имя Инанна, – это знак "стебель тростника", а не сочетание знаков, выражающих значения "госпожа" и "небо". Этот факт, а также и то, что Инанна достаточно сильно отличается от других шумерских богов побудил ряд специалистов выдвигать предположения, что Инанна, возможно, изначально была божеством дошумерского населения, которое говорило на гипотетических протоевфратских (или банановых) языках.


Тот факт, что имя Инанна записано не сочетанием слов nin «госпожа»/«леди» и an «небо», а знаком «стебель тростника», наводит на мысль что Инанна – это оригинально не имя, а прозвище/титул; оригинальное же имя Инанны было каким-то другим.

На вазе из Урука Инанна изображена стоящей, перед ней стоит обнажённый мужчина, предлагающий Инанне сосуд с плодами/зерном, а позади Инанны изображены два стебля тростника, которые являются указанием на то, что изображённое божество – это именно Инанна.


03 декабря 2023

И я там был, мёд-пиво пил...

Я ранее касался темы сдвоенных сосудов кукутени-трипольской культуры (см.: Сдвоенные сосуды и двуглавые идолы).

Вот ещё несколько подобных сосудов.

Сосуд для приношений Земле - Молдавия, поселение Друцы

Трипольская керамика

Сосуд из Кубанской обл., могильник у ст. Новосвободная

Иорданские древности.

В наше время 75% терртории Иордании - непригодная для жизни пустыня. А 14 000 лет назад люди хлеб из муки высшего сорта пекли!

"Несколько лет назад в Чёрной пустыне на северо-востоке Иордании археологи изучали стоянки древних натуфийцев 12 500-9 500 лет до н. э.

Оказалось, что натуфийцы не только охотились, но и ловили рыбу. Посреди современной пустыни. Значит, 14 000 лет назад в тех местах протекали речки, в которых водилась рыба. А ещё они собирали дикие зёрна пшеницы, овса и ячменя. Археологи нашли разные мелкие каменные орудия - наконечники стрел, лезвия, серпы и жатвенные ножи. Также учёные раскопали там древнейший камин с остатками хлеба.


Для растирания зерна натуфийцы использовали ступки - высотой 80 см и весом до 100-150 кг - и песты. Интересно, где они находили столько дикорастущего зерна? Мука получалась отборная - почти наш высший сорт. То есть измельчали и просеивали её лучше, чем через 4 000 лет в Египте, Турции и других местах. И это каменными орудиями. А мелкую сетку для сит из чего делали? Пресные лепешки скорее всего пекли на раскалённых в очаге камнях. Получается, современный арабский хлеб мало чем отличается от древнего. Археологи говорят, доисторические лепешки были для особенных случаев. Сельского хозяйства-то не было. Но если так - зачем заморачиваться с мукой высшего сорта? Никто ж не знал, что может быть вкуснее. Или знал?" (Источник).

02 декабря 2023

Маугли против Ричарда Д. Ферле.

Ричард Д. Ферле львиную часть своей 500-страничной монографии "Эректус бродит между нами. Покорение белой расы" (Москва: ACT, 2014) отводит под опровержение теории африканского происхождения Homo sapiens sapiens.

Вот он пишет на стр. 285:

"За период, прошедший со времени существования нашего обезьяноподобного предка до наших дней, происходила эволюция всех популяций. Чья же линия родства ушла дальше всех от этого нашего предка? Будут ли это африканцы, жившие всё время в той же среде, что и наш обезьяноподобный предок, или это будут обитатели Евразии, которые, согласно теории И-и-А [Исхода-из-Африки] покинули эту среду обитания и мигрировали в совершенно другую среду? Даже афроцентристы вынуждены согласиться, что население Евразии эволюционировало сильнее африканцев. Современная генетика подтверждает, что африканцы наиболее тесно связаны с нынешними человекообразными обезьянами. Это означает, что даже если первоначально люди пришли в Евразию из Африки, то нынешние африканцы, чьи предки не покидали Африки, должны были пройти меньший эволюционный путь от обезьяноподобного предка, чем африканцы, некогда покинувшие Африку".

Всё время Ричард Д. Ферле тщится доказать, что африканцы не так далеко ушли от обезьяноподобного предка. А европейцы ушли гораздо дальше.

Но, допустим, что Р. Ферле прав. И что из этого? 

В статье Википедии "Одичавшие дети" читаем: "Те, кто жил в обществе животных первые 3,5—6 лет жизни, не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведённые в последующем в обществе людей, где они получали достаточно заботы. Это показывает, насколько важными для развития ребёнка являются первые годы его жизни. При от­сут­ствии вос­пи­та­ния и об­ра­зо­ва­ния в ран­нем дет­стве, ни­ка­кие по­сле­ду­ю­щие уси­лия не дают результата".

Р. Ферле прикидывается то ли дурачком, то ли слепым, и не видит самого главного — релятивности человеческой природы. У человека вообще никакой собственной, "человеческой", природы нет. Помести новорожденного младенца в стаю обезьян - и он вырастет обезьяной. То же - и с волками. Не зря же существует эта поговорка: "С волками жить - по волчьи выть". Изначально человеческий ребёнок рождается как любое другое животное, а дальше всё зависит от того культурного (или бескультурного) окружения, в котором он вырастает. "Человек это единственное животное, рождающееся лишь наполовину, остальную половину он в себе достраивает сам. Или не достраивает, в зависимости от" (Источник). 

Свято место пусто не бывает.

От храма Артемиды Эфесской, который Антипатр из Сидона (III век до н.э.) признал первым из Семи чудес света, не осталось и камня на камне. Но вот любопытная деталь: в семи километрах от разрушенного храма стоит дом, в котором, согласно преданию, скрывалась от преследований Дева Мария.

Дом Богородицы в Эфесе, Турция


Обнаружить дом помогли видения немецкой монахини Анны Эммерих: в 1822 году ей во сне явилась Пресвятая Богородица и подробно описала место в Эфесе, где она жила до своего Успения.

01 декабря 2023

О кровной мести в родовых обществах.

Б. К. Далгат на стр. 95 своей монографии "Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. Исследование и материалы 1892-1894 гг." (М.: ИМЛИ РАН, 2008) говорит, что "в номере 8 «Революция и горец» за 1930 г. с. 58 помещена интересная статья Ч.Ошаева «Малхиста», характеризующая пережитки родового быта заброшенных в самом труднодоступном ущелье горной Чечни в верховьях Аргуна (притока его Мишихи) чеченцев, живущих в 14 хуторах, в числе 122 дворов — 750 душ обоего пола, образующих один тейп. Все малхестинцы — члены одного тейпа — малхий; но внутри себя они делятся на ряд более мелких делений: гар и некий. В столкновениях с другими тейпами малхистинцы всегда выступают единодушно, забыв свои распри, хотя внутри тейпа все живут друг с другом в страшной вражде на почве, главным образом кровничества. Я должен заметить здесь, что кровная месть и вражда между членами одной тейпы (рода) явление не нормальное для родового быта, и наличие их свидетельствует о разложении тейпы или большого рода на более мелкие родовые группы (гар и некий) и о крайнем ослаблении родственной и прочих связей между членами тейпы. Кровная месть наблюдается в Малхиста в страшных формах, она — господствующий во всей жизни фактор. Там почти нет стариков, так как до старческого возраста мужчины не доживают, кончая жизнь от кинжала или пули".

Это очень интересная тема в контексте моих матриархальных штудий. Потому что древние матриархальные общества тоже были родовыми обществами. Неужели матриархат устанавливался там, так сказать, естественным образом, из-за того что мужчины не доживали до старческого возраста и "аксакалами" становились старухи? — Нет, это бред какой-то. В таком случае, матриархат был бы и у малхестинцев, однако ничего подобного в Малхисте не замечено.

Очевидно, кровная месть между мелкими родовыми группами отравляла жизнь не одним только малхестинцам. Тут невольно вспоминается "Повесть временных лет", согласно которой после изгнания руси (варягов) славянские племена сами стали управлять своими землями, но владели дурно, не могли установить внутреннего порядка: не было между ними правды, и встал род на род, начались усобицы. В таких обстоятельствах племена собрались и сказали: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». Порешивши так, пошли они за море, к варягам, к руси, и сказали им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами».

30 ноября 2023

Родовой котёл.

"Сначала на родине, говорится в одном чеченском предании, людей так было немного, что каждый род (тайпа) имел общий большой котёл

Котёл из Гундеструпа

Раз в год, именно в весенний праздник, в общем котле варили мясо от скота, жертвуемого фамильною артелью, и трапеза была общая; все были сыты. Пиво также варили в общем фамильном котле. На родовых котлах этих были намечены знаки всех фамилий, принадлежавших к котлу

Кернунн, окружённый животными, на котле из Гундеструпа

В этих же котлах готовилось угощение при свадьбах и поминках. Но то было прежде; а теперь не только роды, но и фамилии, входящие в состав рода, считают себя тысячами душ. Они рассеялись и, кажется, забыли уже про свои котлы,— по крайней мере давно уже не посылают к котлам присягать по тяжебным делам и спрашивать о коренных правилах обычая при разборе важных дел".

Так пишет Б. К. Далгат на стр. 87-88 своей монографии "Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. Исследование и материалы 1892-1894 гг." (М.: ИМЛИ РАН, 2008). Я к его описанию добавил изображения кельтского котла из Гундеструпа. По-моему, у кельтов, в своё время, было такое же родовое общество, как у чеченцев, и такие же котлы для совместных трапез.

Ещё один "перл" от Ричарда Д. Ферле.

"По мере отдаления от экватора интеллект населения повышается. <...> Климат с сезонными колебаниями ставит перед человеком больше умственных задач, поскольку сопряжён со многими дополнительными проблемами, которые нужно решить ради выживания. Это, конечно, сохранение тепла, а также отсутствие пропитания зимой, необходимость охотиться на крупных млекопитающих, загонять их в ловушки, доставлять мясо женщинам и детям и хранить избыток пищи при минусовой температуре. Такие проблемы у жителей тропиков не возникают; их решение требует тщательного планирования, сотрудничества, а также создания оружия и орудий, то есть требует интеллекта. <...>

Поскольку северные женщины, вплоть до последнего времени, нуждались в обеспечении со стороны мужчин, а мужчины, способные это делать, обычно обладали высоким статусом и благосостоянием (эти признаки тесно связаны с интеллектом), северные женщины прямо или косвенно выбирали себе наиболее умных мужчин. По некоторым данным, у более красивых женщин выше интеллект, возможно, из-за того, что их матери были красивы и выбирали себе умных мужчин, так что, поскольку мужчины предпочитают красивых женщин, они этим также способствуют отбору по признаку интеллекта" (стр. 197-199).

Тут на любую фразу автора можно написать аргументированное опровержение, но мне уже надоело этим заниматься. Поначалу я воспринимал Ричарда Д. Ферле как антрополога, а теперь читаю его литературный опус как прикольные "антропологические байки", своего рода фолк-хистори. Серьёзно к его писанине относиться нельзя. Посудите сами: и где это видано, чтобы в патриархальных странах женщины выбирали себе мужчин? 


Ибрагим Петрович Ганнибал (В. Высоцкий) пытается объяснить Наталье Гавриловне (Ирина Мазуркевич), что он не может жениться на ней без её согласия. А она отвечает: "Нас об этом не спрашивают..."

29 ноября 2023

Пустобрёх Ричард Д. Ферле...

... на стр. 191 своей монографии "Эректус бродит между нами. Покорение белой расы" (Москва: ACT, 2014) пишет:

"Триллионы долларов тратятся на программы, направленные на сокращение разрыва в академических достижениях белых и чернокожих. Все эти программы провалились". 

Общая стоимость программы «Аполлон» составила около $25,4 млрд, то есть примерно $152 млрд в сегодняшних ценах. Стоимость колонизации Марса оценивается в $500 млрд, а тут — триллионы долларов расходуются на обучение чернокожих! Может ли кто-нибудь поверить в этот бред сивой кобылы?

28 ноября 2023

Против Ричарда Д. Ферле.

Ричард Д. Ферле в своей монографии "Эректус бродит между нами. Покорение белой расы" (Москва: ACT, 2014) на стр. 170 пишет:

"За сознание и черты характера отвечают лобные доли мозга, являющиеся поздним и поэтому ещё не вполне стабильным эволюционным приобретением. У европеоидов лобные доли наиболее развиты, у африканцев — наименее".

Я очень не люблю, когда всех людей, без разбору, "гребут под одну гребёнку". Как будто все европеоиды являются "клонами" какого-то одного человека с образцово-показательной черепной коробкой. То же можно сказать и про африканцев. 

Но возьмём, в качестве наглядного примера, европейца по имени Карлос Родригес. Про него пишут, что он "родился совершенно здоровым ребёнком. Однако в подростковом возрасте он связался с дурной компанией, что и послужило причиной главной трагедии его жизни. В 14-летнем возрасте юноша, уже употребляющий наркотики, угнал автомобиль, на котором, согласно классике жанра, он попал в аварию. Вылетев через лобовое стекло, Карлос в буквальном смысле слова раскроил свой череп об асфальт. За жизнь пациента врачи боролись 16 часов. Хирурги удалили верхнюю часть черепной коробки и лобные доли мозга. Согласно официальной науке, Карлос Родригес должен был остаток дней провести в состоянии, как минимум, психического расстройства. Это и понятно, ведь у него было удалено больше половины мозга! Предполагалось, что и физически он не сможет остаться полноценным, ведь у него отсутствовали важнейшие участки мозга, отвечающие за функционирование организма. Однако Карлос Родригес преспокойно восстановился, и продолжил свою жизнь, как ни в чём не бывало. При этом ученых вводит в ступор тот факт, что его умственные способности ничуть не пострадали после удаления большей части мозга. После аварии и последующей реабилитации Родригес ухитрился сохранить изумительную память и парадоксальную способность не выносить уроков из жизни. Он продолжил употреблять вещества и жить в удовольствие, наслаждаясь женским обществом, восстановил связи с сомнительными компаниями. Удивительно, но поклонниц у Родригеса было великое множество. Ни одну из барышень, развлекающихся в его тесной квартирке, не смущало отсутствие мозга у приятеля".

Карлос Родригес

27 ноября 2023

О домохозяйстве химба.

Путешественница yeolka1 расказывает в своей записи "В Гондвану! По Намибии. Коаколенд. В деревне Химба - бытовые картинки", как она побывала в этнодеревне химба (Ovahimba Living Museum). Это, конечно, не аутентичная деревня, но, как говорится, на безрыбье и рак — рыба. 

"Основное занятие Химба - скотоводство. Весь скот на ночь в целях безопасности сгоняют в центральный крааль, огороженный ветками для защиты от хищников. Разводят в основном коз и крупный рогатый скот. Мужчины пасут скот в буше, мальчики ухаживают за скотом. Женщины доят коров и коз и готовят из молока разные традиционные продукты. В культуре Химба крупный рогатый скот, которым владеет семья, является основным признаком признаком богатства. Даже могилы умерших украшают коровьими рогами.

Традиционно женщины Химба выполняют более трудоёмкую работу, чем мужчины. Если обязанности мужчины это только выпас скота, а также занятия разными политическими и судебными делами при надобности - собрания в своей деревне или с вождями других деревень, то женщины приносят воду в деревню для скота и людей (при кочевом образе жизни вдали от источников воды - это порой были походы на несколько километров по несколько раз в день), собирают дрова и различные растения, строят хижины, доят коров, готовят еду и занимаются детьми. Старшие девочки помогают заботиться о малышах.

Члены одной расширенной семьи обычно живут в онганда - небольшой семейной деревне, с хижинами, выстроенными кругом. В центре деревни находится окуруво (священный родовой огонь), который хранит хранитель огня, и крааль для священного домашнего скота. Окурово используется для разжигания всех костров в поселении, и обязанность старейшего члена патриклана - следить за тем, чтобы он постоянно тлел и никогда не погас. Пламя окоруво используется для ежедневных ритуалов и особых церемоний, таких как рождение, смерть, браки и обрезание, и именно через эту среду происходит общение с духами предков. 

Семья - это женщина и её дети.

yeolka1 была в Намибии и рассказывает про химба.

"Семья  - это женщина и её дети", - поясняет нам Майк.
"А отец?" - интересуемся мы.
"А кто ж его знает..." - Майк лукаво смотрит на нас.
Догадываемся, что папы здесь приходящие - кто сегодня заночевал, тот и папа на ближайшие дни.

Сексуальная активность у Химба начинается рано, и большинство из них беременеет очень рано. Первый сексуальный контакт может произойти через месяц после первой менструации, порой с двоюродным братом или дядей.

Многие общины Химба полигамны, ориентированы на женщин и в основном матриархальны. (Что значит "ориентированы на женщин", - я не знаю.) Заручившись поддержкой друг друга, женщины поддерживают хозяйство и вместе воспитывают детей. А мужчины... уходят пасти скот, уезжают на заработки в город, встречаются с друзьями по своим мужским делам. А по пути заезжают в другие деревни Химба к другим женщинам.

В обществе Химба разрешено многожёнство, каждый мужчина может жениться на нескольких женщинах, первый брак обычно устраивается старейшинами деревни, а последующие связи - свободные, требуется только согласие всех супругов. У мужчины может быть несколько жён в одной деревне, а ещё несколько где-то на пастбище. У большинства женщин химба при этом тоже есть несколько любовников. Так как женщины и мужчины Химба большую часть времени живут в отдалении друг от друга - внебрачные связи для них норма. Любой рождённый ребёнок принадлежит мужу, независимо от того, был он отцом или нет. Женщины обладают довольно высокой степенью автономии, особенно когда речь идёт о выборе партнёра и возможности выйти из брака, если она того пожелает. Источник.

Интересно, насколько такой образ жизни является традиционным для химба? Ну, то есть, женщины химба в последнее время занимаются в основном изготовлением и продажей туристам всяких безделушек-побрякушек. Есть магазины, где они могут "отовариться". Мне кажется, эти "придорожные" химба являются "отщепенцами" архаических обществ. Или, во всяком случае, они уже одной ногой стоят в современном обществе, а другой — в традиционном. И вот, хотелось бы сравнить этих современных химба с теми химба, что жили без туристов 100 или 200 лет назад. Как у них раньше было с внебрачным сексом, и всё такое?

26 ноября 2023

Эректус Ричарда Д. Ферле.

Как всем известно, нацистские чиновники использовали штангенциркуль для отличения "истинных арийцев" от "унтерменшей".


Похоже на то, что тем же методом пользуется и Ричард Д. Ферле, судя по картинке на стр. 128 из его книги "Эректус бродит между нами. Покорение белой расы" (
Москва: ACT, 2014):


Как пишет автор, "у жителей тропической Африки имеется «выраженный прогнатизм». Выступающие вперёд челюсти обычно сочетаются с покатым лбом, указывающим на меньший объем префронтальной коры, отвечающей за планирование и контроль действий. Поэтому отсутствие прогнатизма считается указанием на меньшую близость к животным предкам и более высокий интеллект".

Я ржунимагу! Оказывается, интеллект у человека "отрастает" сам собой, подобно волосам на голове. Главное — иметь "правильную", "истинно-арийскую" черепную коробку. 

Не, ну а что вы хотели от автора, который судит о человеке по его скелету?! На стр. 34 он пишет про ископаемый череп гоминиды Homo habilis, жившей 2,3—1,5 млн л. н.: "Лицо примитивное...". Не морда, как у всех животных, а именно лицо, которое является наиболее индивидуальной частью тела человека разумного. Само это слово образовано из общеславянской основы ликъ и связано с понятием "личность". Личность же обладает уникальным, неповторимым мировоззрением. Поэтому далеко не каждый человек — личность. А. С. Пушкин — личность, а какой-нибудь Вася Пупкин, не имеющий собственного мнения и держащий нос по ветру, — отнюдь не личность. Зато Homo habilis — личность, согласно Ричарду Д. Ферле, хотя многие учёные, согласно Википедии, не отличают его от австралопитека, то есть "южной обезьяны".

Ребёнок-альбинос из тропической Африки.

Прикольная антропология Ричарда Д. Ферле.

Читаю у Ричарда Д. Ферле (Эректус бродит между нами. Покорение белой расы. - Москва: ACT, 2014. С. 81):

"Как человеку, так и другим групповым животным в норме присуща врождённая способность испытывать эмоции социального контроля, такие, как чувство вины, стыда, смущения, подавленности и угрызений совести в ответ на сигналы других индивидов об одобрении или неодобрении их поведения".

И не знаю, - то ли плакать, то ли смеяться. Боже мой, какая же "каша" в голове у этого «свободного мыслителя»! Позиционирует себя чуть ли не единственным светочем современной антропологии и спасителем белой расы, но при этом не видит никакой разницы между человеком и животным. Животные у него, как люди, стыдятся и испытывают угрызения совести. Значит, они обладают совестью, а, следовательно, и сознанием (так как совести не может быть без сознания)! Кто-нибудь, покажите Ричарду эту картинку, демонстрирующую, что у животных нет ни стыда, ни совести.

«Иван царевич» для острых ощущений, «Иван дурак» для оплаты счетов?

Ричард Д. Ферле в монографии "Эректус бродит между нами" пишет:

"Если бы женщине и её детям не требовался мужчина для выживания, она могла бы выбрать статного и обаятельного мужчину, который, вероятно, покинул бы её вскоре после совокупления. Иными словами, она может выбрать «подлеца» и, если бы могла поступить так, не снижая шансов на выживание себя самой и своих детей, она, скорее всего, так бы и поступила. Статные, обаятельные «подлецы», таким образом, оставляют больше потомства и передают сыновьям свои аллели подлого поведения.

С другой стороны, если женщина неспособна прокормить себя и своих детей, она будет более практичной и изберёт мужчину, который, вероятно, останется с ней после секса и возьмёт на себя заботу о ней и её детях, «отца». Так что «Иван царевич» для острых ощущений, «Иван дурак» для оплаты счетов. Конечно, было бы прекрасно, если «Иван дурак» оказался также молодым, здоровым, романтичным и с хорошими генами, но эти качества ничего не значат, если он не будет обеспечивать её саму и её детей. Сегодня женщина может избрать мужчину, не имеющего возможности или не желающего способствовать её выживанию, и социальное государство заставит этого человека и других людей (налогоплательщиков) обеспечивать её и её детей, но до возникновения общества всеобщего благоденствия женщина, неразумно избравшая такого мужчину, была обречена на нищенское существование и раннюю смерть".

Это вряд ли. На предыдущей странице автор сам говорит, что «в Африке 80 процентов повседневной работы выполняют женщины». Африканские женщины самодостаточны, и без мужчин они не пропадут. К тому же, женщины в архаических обществах, занимаясь собирательством, довольно часто приносят домой больше пищи, чем мужчины-охотники. Маршалл Салинз в "Экономике каменного века" пишет о бушменах: "Женщина за один день собирает достаточно еды, чтобы кормить свою семью три дня, и остальное время проводит, отдыхая, занимаясь рукоделием, навещая другие стоянки или принимая гостей с других стоянок". Ну и, конечно, женщины занимаются наведением марафета, как это делают, например, представительницы прекрасного пола народа химба в Намибии.

 

К тому же, не надо забывать и про то, что женщина в архаическом обществе всегда может расчитывать на материальную помощь со стороны как родичей, так и общины. Если охотники приносят в деревню добычу, пища распределяется по всей деревне как в муравейнике, никто не остаётся без куска мяса. 

Итак, вышеприведённый пассаж Ричарда Д. Ферле можно оценить на "пятёрку" за остроумие, а за соответствие историко-этнографическим реалиям — на "двойку".  

О скифских "амазонках" (2).

Елена Фиалко в статье "Паноплия скифских воительниц" приводит примеры, которые не оставляют сомнений в причастности скифских женщин к боевым действиям:

"В погребении 1 кургана 13 группы БОФ наконечник стрелы застрял в колене женщины. В погребении 1 кургана 30 Чертомлыцкого могильника бронзовый наконечник остался в черепе покойницы. Ещё в одной из могил Чертомлыцкого могильника бронзовый наконечник стрелы пронзил пятый поясничный позвонок амазонки. По мнению антропологов, он причинил женщине серьёзную травму, которая, вероятно, и привела к её смерти. Приведенные артефакты являются прямыми свидетельствами участия этих женщин в военных столкновениях".

Автор перечисляет оружие из погребений амазонок — луки и стрелы, копья и дротики. Судя по всему, на вооружении амазонок была и праща; каменные «пули» округлой формы, размером от грецкого ореха до куриного яйца и даже яблока, были найдены в 18 погребальных комплексах амазонок от одного до пяти в наборе. Оружие ближнего боя не характерно для амазонок. Оружие рукопашного боя - мечи и кинжалы, клевцы, чеканы (и тем более ударное оружие) – женщины практически не использовали. Ни разу в погребениях не найдено боевого топора, хотя на произведениях изобразительного искусства амазонки часто держат в руках именно лёгкие топоры.


Ну, да, я уже говорил на сей счёт, что
"слабому полу" гораздо сподручнее стрелять из лука, чем махать топором (см.: Топоры сарматских "амазонок").