В статье С.А. Яценко "Сарматские женские погребения с топорами I–III вв. н. э." говорится о том, что "в женских могилах кочевых сарматов европейских степей в I – середине III в. н. э., особое место занимают топоры". <...> "Исследователи сарматов считают такой редкий у этих групп кочевников в римское время предмет, как топор, одним из атрибутов статуса или власти и предполагают его ритуальные функции".
То есть, надо полагать, что топоры сарматских "амазонок" являлись священным оружием.
В статье "Амазонки и лабрисы" я уже касался этой темы, и там я сравнивал лабрисы амазонок с христианскими крестами. При желании, увесистым православным крестом и убить можно, если ударить аккурат по темечку, но ведь не для этого он предназначен. Так и лабрис: сей топор можно лишь сравнить с топором, которым царь Пётр "прорубил окно в Европу". Его сакральное, ритуальное значение совершенно затмило "хозяйственно-бытовое" применение.
Скорее всего, топоры в погребениях сарматских "амазонок" выполняли ту же роль, что и в более древней крито-минойской культуре. Вот, например, лабрис является танцующим женщинам.
С.А. Яценко говорит, что "у дардов, говоривших на языке шина, шаманы ‘dayal’ ещё недавно были обычно женщинами, а их главным атрибутом являлся топор (он, как считалось, чудесным образом появлялся «из ниоткуда» при посвящении шаманки, а после её смерти сразу же бесследно исчезал)". Это просто поразительное совпадение!
Исходя из этого, можно предполагать, что топор был не просто "одним из атрибутов статуса или власти" погребённых сарматских женщин, но атрибутом духовной власти. Вероятно, со священным топором (= лабрисом) уходили в мир иной шаманки. Тем более, что топоры не использовались сарматами как боевое оружие. Как пишет автор, "в сарматском и греко-сарматском искусстве топоры вообще не изображались. Для мужчин-сарматов топор как оружие не упоминается писателями античности, а среди сарматских трофеев в римском искусстве он представлен лишь однажды - у основания колонны императора Траяна в Риме (два однотипных экземпляра из взятой у дунайских роксоланов добычи)."
Вот именно: "слабому полу" гораздо сподручнее стрелять из лука, чем махать топором.
Комментариев нет:
Отправить комментарий