Пишет историк А. Алексеев в журнале "Наука и жизнь" (№ 5, 2008):
"Тысячу с лишним лет назад по всей Европе правили короли. Королевства у них были маленькие (Англия, Франция, Германия, Испания как государства тогда ещё не сложились). Но король имел право судить любого жителя, а знатные люди присягали ему на верность. Считалось, что вся земля в королевстве принадлежит королю, а остальным он только позволяет ею пользоваться. Все королевства исповедовали одну веру — католическую, во главе с папой римским.
Только обитатели Дании и Скандинавии — норманны («северные люди») на своей земле жили привольно, чтили, как в старину, своих древних богов. На общих съездах решали все вопросы, там же устанавливали законы и разбирали судебные дела.
Короли были и у норманнов — их называли конунгами. Они пользовались почётом, но большой властью не обладали. Когда конунг ездил по стране, норманны кормили не только его самого, но и его дружину, и лошадей. Других обязанностей перед конунгом у людей не было.
Кроме хозяйства норманны занимались торговлей и военными походами. В Европе их считали лучшими воинами, и оружие у них было самое лучшее. Год за годом норманнские дружины на своих длинных кораблях атаковали прибрежные города и поселения, грабили, жгли и убивали жителей. В Западной Европе участников этих разбойничьих походов стали называть викингами.
В 789 году дружина викингов,
прикинувшихся купцами, подплыла на своих ладьях к британскому городу
Дорсету. Когда тамошний правитель вышел к ним, его убили. С этого
момента в течение двух веков норманны разоряли Британию и Ирландию. По
мере сил местные жители сопротивлялись. Так, в середине IX века конунга
по имени Торгсиль в Ирландии утопили в озере, а в королевстве
Нортумбрия, на севере Англии, конунга Рагнара Лодброка бросили в яму со
змеями.
И тем не менее норманны настолько прижились в Англии — обзавелись семьями, хозяйством, что на родину ездили лишь изредка.
Доставалось
от норманнов и людям, жившим на территории Франции, Голландии,
Германии. Чуть ли не ежегодно их земли подвергались разграблению. В 845
году датский конунг Рюрик разорил побережье Эльбы и совершил набег на
Северную Францию, другие викинги сожгли Гамбург. Много раз грабили и
Париж. Так, в 911 году на него напал конунг Хрольв по прозвищу Пешеход
(по преданию, он был такой длинный, что не мог ездить на лошади — ноги
по земле волочились). После нескольких сражений язычник Хрольв
согласился креститься, а король Карл Простак выдал за него свою дочь и
выделил ему землю по берегам Нижней Сены, ставшую герцогством Нормандия.
Под управлением хозяйственных норманнов оно вскоре стало самой богатой и
населённой провинцией Французского королевства. В 1066 году нормандский
герцог Вильгельм (он был пра-праправнуком Хрольва) разгромил англичан в
битве при Гастингсе и, завоевав Англию, стал английским королём. После
этой победы его прозвали Вильгельмом Завоевателем.
Промышлявшая между озёрами Чудским, Ладожским, Ильмень, Онежским и верховьями Волги самая сильная (по-нынешнему — крутая) из варяжских дружин обложила данью не только местные славянские и финские племена — словен, кривичей, чудь, весь и мерю, — но и разбойничьи шайки. Другое «бандформирование» контролировало среднюю часть пути «из варяг в греки» — основного торгового маршрута между Балтийским и Чёрным морями.
Варяги-русь, захватывая славян, везли их на продажу к хазарам, кочевавшим у Каспийского и Чёрного морей.
Торговые операции руси. |
За долгие годы бродячей жизни в лесах русы сами стали похожи на хазар. Они делали себе хазарскую причёску (бритая голова с чубом, свисающим на лоб), а их вождь по примеру хазарского царя называл себя каганом.
Послы этого шведского кагана позже побывали в Византии, а оттуда отправились в Германию. И всюду они говорили, что их народ называется «рос». «Тщательно расследовав причину их прибытия, император узнал, что они принадлежат к народности шведской», — записал немецкий монах Пруденций. Пришельцев сочли норманнскими шпионами и отослали назад в Византию.
Около 862 года обитатели окрестностей озера Ильмень, сговорившись, отказались платить дань варяжской «мафии». От «крыши» они избавились, но тут же передрались между собой. Оказалось, вольная жизнь не такая уж лёгкая и весёлая.
Устав от постоянной войны, славяне, финны и русы решили пригласить князя со стороны, чтобы он их судил и защищал. Остановились на Рюрике. Тот ли это был Рюрик, который, как уже говорилось, совершил набег на Северную Францию, или другой, точно неизвестно. Так или иначе, но какой-то Рюрик с варяжской дружиной пришёл в Приильменье и неподалёку от Ладоги построил новый городок. Из него-то потом и вырос Новгород.
«И от тех варягов, — говорится в нашей летописи, — стала называться Русская земля и новгородцы, которые от рода варяжского, а раньше были словене». То есть, когда писалась летопись (в XII веке), новгородцы ещё помнили, что их предки — и местные словене, и пришлые — варяги-русь.
Когда Рюрик умер, его родич Олег подчинил себе южные славянские племена — полян, вятичей, радимичей, северян, плативших прежде дань хазарам. Так между Балтийским и Чёрным морями появилось Русское государство со столицей в Киеве".
(Источник)
Комментариев нет:
Отправить комментарий