Ричард Д. Ферле в монографии "Эректус бродит между нами" пишет:
"Если бы женщине и её детям не требовался мужчина для выживания, она могла бы выбрать статного и обаятельного мужчину, который, вероятно, покинул бы её вскоре после совокупления. Иными словами, она может выбрать «подлеца» и, если бы могла поступить так, не снижая шансов на выживание себя самой и своих детей, она, скорее всего, так бы и поступила. Статные, обаятельные «подлецы», таким образом, оставляют больше потомства и передают сыновьям свои аллели подлого поведения.
С другой стороны, если женщина неспособна прокормить себя и своих детей, она будет более практичной и изберёт мужчину, который, вероятно, останется с ней после секса и возьмёт на себя заботу о ней и её детях, «отца». Так что «Иван царевич» для острых ощущений, «Иван дурак» для оплаты счетов. Конечно, было бы прекрасно, если «Иван дурак» оказался также молодым, здоровым, романтичным и с хорошими генами, но эти качества ничего не значат, если он не будет обеспечивать её саму и её детей. Сегодня женщина может избрать мужчину, не имеющего возможности или не желающего способствовать её выживанию, и социальное государство заставит этого человека и других людей (налогоплательщиков) обеспечивать её и её детей, но до возникновения общества всеобщего благоденствия женщина, неразумно избравшая такого мужчину, была обречена на нищенское существование и раннюю смерть".
Это вряд ли. На предыдущей странице автор сам говорит, что «в Африке 80 процентов повседневной работы выполняют женщины». Африканские женщины самодостаточны, и без мужчин они не пропадут. К тому же, женщины в архаических обществах, занимаясь собирательством, довольно часто приносят домой больше пищи, чем мужчины-охотники. Маршалл Салинз в "Экономике каменного века" пишет о бушменах: "Женщина за один день собирает достаточно еды, чтобы кормить свою семью три дня, и остальное время проводит, отдыхая, занимаясь рукоделием, навещая другие стоянки или принимая гостей с других стоянок". Ну и, конечно, женщины занимаются наведением марафета, как это делают, например, представительницы прекрасного пола народа химба в Намибии.
К тому же, не надо забывать и про то, что женщина в архаическом обществе всегда может расчитывать на материальную помощь со стороны как родичей, так и общины. Если охотники приносят в деревню добычу, пища распределяется по всей деревне как в муравейнике, никто не остаётся без куска мяса.
Итак, вышеприведённый пассаж Ричарда Д. Ферле можно оценить на "пятёрку" за остроумие, а за соответствие историко-этнографическим реалиям — на "двойку".
Комментариев нет:
Отправить комментарий