05 декабря 2024

К определению матриархата.

Историк культуры Уильям Ирвин Томпсон (William Irwin Thompson) выдвигает определение матриархата, которое он разрабатывает в противовес патриархату:

"Там, где патриархат устанавливает закон, матриархат устанавливает обычай; там, где патриархат устанавливает военную власть, матриархат устанавливает религиозную власть; где патриархат поощряет аристею индивидуального воина [1], матриархат поощряет связанную традицией сплочённость коллектива... . Обычай, коллектив и религия, насчитывающая около двадцати тысяч лет традиций - вот та сила, которая удерживает Чатал Хююк вместе. Это ... вопрос женского культурного авторитета".

Чатал-Хююк (реконструкция)

----------------------------------------------------------------------

[1] От древнегречἀριστεία - «превосходство», индивидуальное превосходство в бою. Аристеи изобилуют в « Илиаде » Гомера, вершиной которой является аристея Ахилла в книгах 20–22, где он почти в одиночку разбивает троянское войско.

"Капелька" матриархата.

Сегодня я своими собственными глазами видел матриархат. Реальный, "живой" современный матриархат.

Значит, дело было так. Шёл я по тротуару вдоль улицы, а навстречу мне шли мама и её маленький сын, лет пяти-шести на вид. Рядом с тротуаром, на крышке канализационного колодца, голуби клевали пшено, которое насыпала им какая-то сердобольная старушка. Голуби, занятые своей трапезой, казалось, совсем не обращали внимание на прохожих, ходили буквально под ногами у людей. И вот, тот мальчик, о котором я говорил, хотел было дать пинка одному из голубей. Голубь, понятное дело, отскочил в сторону от неадекватного мальчугана, а мама одёрнула его за руку. При этом она громко и сердито спросила у сына, зачем он бьёт голубя. "Он же тебе ничего плохого не сделал!" - услышал я.

Это всего лишь одна маленькая "капелька" матриархата. Как капелька мелкого "косого" дождя, падающего на оконное стекло. Когда этих капелек на стекле много, они стекают струйками вниз. Образуются потоки - ручейки - ручьи - речушки - реки...

Не так ли образовалось в древности почитание священных животных, например, кошек в Египте? Если все древнеегипетские мамы, на протяжении нескольких поколений, запрещали своим детям причинять какой-либо вред кошкам, то эти "капельки"-запреты слились, в конце концов, в "полноводный" священный культ.


Дальше - больше. Появились убежища в "кошачьих" святилищах (и не только в "кошачьих"), где можно было найти спасение от неминуемой смерти: увести силой от статуи кошки или алтаря лицо, ищущее защиты, считалось преступлением. 

Древние римляне, очевидно, переняли этот древний обычай у этрусков, - у них вестибюль, где горел огонь Весты, считался сакральным местом, - но, увы, это никого не спасало от насилия: например, при Калигуле римлян хватали и резали в их собственных домах, прямо в вестибюлях. Потому что в Риме не текли "реки воды живой", как в Египте, - осталась лишь мёртвая проформа.

Матриархат - он весь в обычаях и традициях. Традиция может быть такой "общенародной", что толпа линчует убийцу кошки. Мораль сей "басни" такова: сегодня он убил безнаказанно кошку, а завтра убьёт человека. И тогда наступит "беспредел" в обществе, разложение и распад... 

Вот так-то богиня-кошка и спасала египтян: пока благоденствуют наши кошки, - верили они, - будем и мы жить в мире и благоденствии...

Тут надо ещё вспомнить библейский миф о "древе познания добра и зла", точнее говоря, народную интерпретацию этого мифа. Согласно Библии, Ева вкусила запретный плод от древа познания добра и зла и дала есть Адаму. Согласно народной интерпретации, Ева проглотила плод, а у Адама он застрял в горле, - отсюда, якобы, у мужчин, потомков Адама, имеется кадык, а у женщин его нет. Тут вот что интересно: Ева вкусила от древа познания добра и зла, а Адам - нет. Иными словами, Ева стала понимать добро и различать его от зла, тогда как Адам продолжал оставаться в неведении относительно добра и зла. Не потому ли сын его, Авель, с кадыком на горле, убил брата своего, Авеля?

Сегодня на улице я видел сознательную маму-"Еву" и её бессознательного сыночка-"Адама".

04 декабря 2024

О трауре.

Джейн Эллен Харрисон в своём монументальном труде 1903 года «Пролегомены к изучению греческой религии» отметила, что «траурные законы древних были тяжелее для женщин, чем для мужчин». Так, один из документов III века до н. э. в Гамбреионе (Малая Азия) показывает, что одежда, которую носили женщины на похоронах, должна быть тёмной и не должна быть порванной. Мужчины не обязаны были носить тёмные цвета. Кроме того, период траура у мужчин был короче, чем у женщин. Женщины, нарушившие эти траурные законы, должны были быть наказаны гинайкономою исключением из государственного праздника Фесмофории и отстранением от жертвоприношений любому божеству на десять лет. Мужчины, похоже, не не подвергались подобному наказанию за нарушение законов о трауре. Харрисон считает, что такое суровое наказание женщин можно объяснить более ранним матриархальным семейно-родовым укладом, когда родственные отношения естественным образом определялись через мать, а не через отца.

Между прочим, электронные книги Jane Ellen Harrison находятся в свободном (бесплатном) доступе на OpenLibrary.

Мать Лемминкяйнена. Картина А. Галлен-Каллела, 1897

Я сам, лично, много раз видел современных женщин в чёрных траурных платках или косынках. Но ни разу не замечал мужчин в траурных одеждах.

03 декабря 2024

Аскетические практики на минойском Крите?


Я сегодня взглянул на крито-минойскую живопись под несколько иным углом зрения. 

О чём свидетельствуют эти "осиные" талии? Мне кажется, они напоминают иконописные изображения православных аскетов.


Да, и все эти акробатические полёты над рогами быков... С толстым брюхом и жирной задницей не полетаешь... Худенькие ласточки летают в небе, а жирные индюки только по земле ходят.  

02 декабря 2024

Постижение палеолитических "венер" через призму традиций минангкабау.

Антрополог Пегги Ривз Сандей (Peggy Reeves Sanday) утверждает, что материнские символы, связанные с происхождением и центром, распространяются по всей социальной вселенной минангкабау. Бундо Кандуанг (Bundo Kanduang), мифическая королева-мать, находится в центре мира минангкабау, и этот титул, Бундо Кандуанг, также применяется к старшим женщинам минангкабау в их церемониальных ролях. В обществе минангкабау женщины контролируют права доступа к собственности предков, и все семьи ведут своё происхождение от прародительницы. Старшие женщины приравниваются к центральному столбу дома, который считается его истоком, пупом и ритуальным центром.

Если это так у минангкабау, то что мешает нам провести историческую проекцию от современного общества минангкабау к неолитическим общинам Старой Европы?

Неолит в Греции. Эволюция неолитических фигурок, с. 6500 − 3200 века до н. э.

С большой долей уверенности можно предполагать, что минангкабау сохранили древнюю традицию общежития, уходящую корнями в эпоху палеолита. При таком раскладе, верхнепалеолитические и неолитические "венеры" представляют собой репрезентации 
Бундо Кандуанг, со всеми вытекающими обстоятельствами. Или можно сказать несколько иначе: Бундо Кандуанг является "последней из могиканок" древних богинь-прародительниц. 

Женщины и адат.

Антрополог Пегги Ривз Сандей (Peggy Reeves Sanday), которая двадцать лет изучала матриархальное общество минангкабау на Западной Суматре, отметила, что в церемониях адата (что означает местный обычай или традиция), которые являются основой социальной жизни деревни, женщины принимают более активное участие, чем мужчины. Именно женщины исполняют адат. Именно их церемониальная деятельность и их преданность воспитанию детей в соответствии с адатом обеспечивают стабильность традиции.

Интересное наблюдение. Оказывается, адат в основном держится на женщинах, тогда как шариат - на мужчинах.

А вот ещё одно наблюдение. "Россия живёт по "адату", - пишет Эдуард Лимонов, - по понятиям, сложившимся из обычаев предков. "Адат" в мусульманском мире именно и означает традиционные обычаи предков, в противоположность "шариату" - кораническому закону мусульман, принесённому Пророком Мохаммедом. Россия лишь старалась, делала вид, пыталась, но никогда, по сути, не жила по социализму, а сейчас не живёт по капитализму, а уж тем более по демократии. Наш "адат", понятия, оказались сильнее и социализма, и капитализма" (Источник). 

Лимонов, - непонятно, с какого перепуга, - считает современных российских судей, ментов, следователей, пенсионеров с неизменной психологией крепостных, мерзких чиновников (гениально увиденных Грибоедовым, Гоголем, Салтыковым-Щедриным) порождением древних, реакционных и злобных обычаев адата. Я так не думаю. Чиновничья "братия" - плоть от плоти и кровь от крови государственного Левиафана. Адат тут совсем ни при чём. Это ещё гениально подметил В. Розанов, когда сравнивал теплоту раннехристианской общины с холодом католической церкви. В апостольской общине всё было "по-домашнему", и собрания проводились в маленьких уютных помещениях, а католический храм никогда не прогреется, и чем больше храм, тем он холоднее - и в прямом, и в переносном смысле слова. В принципе, точно так же обстоят дела и с государствами: чем они больше, тем "холоднее" и бездушнее в них чиновники. Это - закон природы. Как человек - "мера всех вещей", так и семья - мера социальной жизни. Чем далее удаляется государственный Левиафан от семейного идеала, тем "холоднее", бездушнее и бесчеловечнее он становится. Адат же, по идее, является более древним, до-государственным правом, когда люди жили ещё большими семьями (родами). В этом смысле, адат, конечно, гораздо ближе и понятнее женщинам, так как касается прежде всего семейно-родовых отношений. У каждой женщины, как у героя сказки Экзюпери, есть своя маленькая «планета» – её любимый дворик, а что происходит вдали от этого дворика, её мало волнует.


 

01 декабря 2024

Трипольские "домики" — менструальные хижины?

При раскопках кукутень-трипольских поселений археологи иногда находят миниатюрные "домики".




Эти "рогатые" артефакты явно имели какое-то ритуальное предназначение. В некоторых из этих "домиков" были обнаружены женские статуэтки.

О чём свидетельствуют "венеры".

Как отметила историк культуры Риана Эйслер, когда богу-мужчине поклоняются как главному или единственному божеству, мужчины являются главными; а когда религии сосредоточены на богине, соответствующие общества, как правило, имеют женский социальный порядок. Религии, в которых самым могущественным или единственным божеством является мужчина, как правило, отражают социальный порядок, в котором происхождение патрилинейно (идёт через отца), а место жительства патрилокально (жена переходит жить в семью или клан своего мужа). И наоборот, религии, в которых самым могущественным или единственным божеством является женщина, как правило, отражают социальный порядок, в котором происхождение является матрилинейным (передаётся по материнской линии), а место жительства - матрилокальным (муж переходит жить в семью или клан своей жены).

Наверно, по отношению к до-государственным обществам это является аксиомой: ну, в самом деле, весьма трудно представить себе матрилокальный и матрилинейный род, который поклонялся бы единому мужскому божеству. Вот, к примеру, согласно Библии, Авраам искал жён для своих сыновей из своего же рода, почитавшего "бога Авраама, Исаака и Иакова". То есть, кровосмешение у древних иудеев рассматривалось как меньший грех по сравнению с "каждением иным богам в земле Египетской".

Кстати, о древнем Египте. Во времена Авраама Египет был государством, то есть народом под управлением касты мужчин-чиновников. По традиции, как бы по многовековой "инерции", там ещё существовали богини, и наследование власти передавалось по материнской линии, но фараоны легко преодолевали это наследие матриархата, вступая в браки с собственными дочками после смерти жён.

Про «минойцев» и пеласгов.

Нельзя не согласиться с замечанием Джоан Мари Сишон (Joan Marie Cichon) о том, что термин «минойцы» является ошибочным. Царь Минос, если он действительно существовал, жил через несколько тысяч лет после основания первых храмов-дворцов на Крите и через несколько сотен лет после того, как Критская цивилизация бронзового века была порабощена северными варварами, то есть пришедшими из причерноморских степей греками-ахейцами. 

Я позволю себе провести историческую аналогию с этрусками и римлянами. По преданию, первые цари Рима  — Тарквинии  — имели этрусское происхождение, но мы же не называем древних римлян «тарквиниями». 

Джоан Мари Сишон предлагает называть строителей Критской цивилизации «ариаднами», по имени прекрасной царевны Ариадны из древнегреческой мифологии. Но, по-моему, это неудачная замена. Тем более, что уже имеется подходящий термин  пеласги. 

Я знаю, что у историков нет единого мнения относительно пеласгов, и эта путаница идёт ещё со времён Гомера. Статья Википедии о пеласгах в полной мере отражает "кашу"-неразбериху в головах учёных мужей. В первых строках статьи говорится, что "пеласги — это слово, которым древнегреческие авторы обозначали народ (или всю совокупность народов), населявший Грецию до возникновения Микенской цивилизации", и с этим определением можно согласиться, однако чуть ниже мы видим противоречие вышесказанному: "по-видимому, пеласги переселились на остров [Крит] позднее, чем создатели Минойской цивилизации". И далее на стол высыпается целый ворох разноречивых свидетельств древнегреческих авторов. Я думаю, всецело полагаться на мнения древних греков негоже. Потому что древние греки ничем не отличались от наших современников, которые пишут бредятину про то, что «этруски — это русские»   

27 августа 2024

Зять как кот.

Всем известна поговорка в современной русской простонародной культуре: "зять - нехуй [нечего] взять". Может, - подумал я, - слово "зять" как-то связано со словом "взять"? Тогда, "зять" - это тот, которого берут в семью невесты. При таком раскладе, "зять" - это тот же "примак", "влазень" в дом жены.

Этимологические словари как будто не подтверждают эту мою версию. "Слово "зять" восходит к той же основе, что и глагол знать. Первоначальное значение — «знакомый, известный, тот, кого знаю»" (Источник).

Однако, вот вопрос: кому "знакомый" муж дочери? Конечно, её родителям. Все другие мужики "незнакомые", "неизвестные", а этот, конкретный, - знакомый, известный. 

С данной точки зрения, слово "зять" могло появиться в эпоху, когда у праславян (= недорезанных сарматов) существовали т. наз. гостевые браки. То есть, когда мужчины приходили к женщинам, как коты - к кошкам.

Есть у меня кошка по кличке Мурка, и я знаю кота, который к ней приходит. Этот кот мне известный, знакомый, потому что я часто вижу его в саду и слышу его кошачьи "серенады".

Интересно, что невеста, наоборот, "не весть кто", неизвестный, неведомый человек. Это вполне уместно для патриархального образа жизни с "умыканием" невест из чужих родов. 


22 августа 2024

С чужого компа.

Ведение блога - это тоже своего рода работа. Работа ежедневная, кропотливая, требующая много времени и усилий...

Зимой у меня сломался компьютер, и почти одновременно с этим я заболел. "Выбился из колеи", а теперь мне как-то диковато вновь приниматься за работу.

Я был безработным в 90-х годах прошлого века. Помню, тогда ходил я за грибами и целый месяц питался одними свинухами. Чуть было в цыгана не превратился. Настоящие, интегральные (в смысле - "цельные", подлинные) цыгане никогда не работают. Ну и, после довольно продолжительного "цыганства", мне было дико и страшно устраиваться на работу.

Вот, может быть скоро сподоблюсь купить себе компьютер. Не новый, конечно, а какой-нибудь старенький, "бэушный". Новый мне не по карману. И тогда вновь займусь своей любимой работой.

09 августа 2024

Да будут все едино (Ин. 17, 21)

Говорят, что около 13,7 млрд лет назад случился Большой Взрыв, в результате которого появилась наша Вселенная. До сих пор звёзды, по инерции после того взрыва, "разбегаются" друг от друга, с каждым днём становясь всё более далёкими и "холодными". 

Но, с другой стороны, существует любовь в сём мире разделения, которая, наоборот, является объединяющей силой. "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою", - говорил Иисус своим последователям.

И, - кто знает? - может быть любовь обладает столь великой силой, что она, в потенции, может даже остановить "разбегание" галактик и повернуть сей процесс вспять. И тогда всё и вся начнёт сближаться-соединяться-совокупляться, пока Вселенная не схлопнется в единой точке сингулярности.

Стало быть, с этой точки зрения, древние кедеши Астарты занимались вполне богоугодным делом.


15 января 2024

Японское ведовство как "осколок" первобытного шаманизма.

"В Японии примерно сто тысяч синтоистских святилищ: от огромных храмовых комплексов, где служат целые династии священников, до «часовенок» размером со скворечник, посвящённых безымянным ками ручьёв и полей.

Богов там, в общем, тоже немало. Сами японцы говорят, что ками у них бесчисленное множество.

Однако среди этого множества есть одно божество, стоящее особняком. Ему посвящены тридцать две тысячи святилищ из этих ста – каждое третье, во много раз больше, чем любому другому. Ему возносят молитвы рыбаки и кузнецы, актёры и проститутки. Его алтари стоят во дворах средневековых замков и на верхних этажах офисных небоскрёбов. Оно считается небесным покровителем нескольких крупных японских корпораций.

Одним словом – оно ещё популярнее в Японии, чем Богородица в России, и во многом занимает примерно то же место в религиозном воображении.

И при всём том оно не упоминается ни в одном из «официальных» синтоистских мифов и даже не имеет устоявшегося облика.

Это Инари.

Инари – в некотором роде покровительница колдунов.

Дело в том, что ещё в глубокой древности она как-то незаметно стала ассоциироваться с лисами. Лисы, особенно белые – священные животные Инари, её вестники и слуги.


Как антропологи льют елей в уши "митрофанушек".

Как говорит Википедия, "лю́ди — это род в семействе гоминиды отряда приматов" (Источник). С. Дробышевский утверждает, что «мы не только произошли от обезьян, но и являемся обезьянами» (Источник). В видеоклипе он говорит, что скелет Адама никто не нашёл, а скелетов наших приматных предков — полным полно. Ну, я уже много раз сравнивал людей с медными проводниками электрического тока. И люди, и обезьяны имеют одинаковое "мясо" - медь. Отличие лишь в том, что через людей проходит "ток", то есть культура, а обезьяны представляют собой просто куски "мяса" - меди. 

Но вот, сегодня читаю: "Культура у животных — не редкий курьез, а вездесущее явление" (Источник). Дрозофилы учатся друг у друга и хранят культурные традиции. В общем, не исключено, что, изучая культуру животных, мы пока видим лишь верхушку айсберга (C. Schuppli, C. P. van Schaik, 2019. Animal cultures: How we’ve only seen the tip of the iceberg)".

"Культура животных"... Да, уж... Чего же тогда эти "культуртрегеры" испражняются и занимаются сексом на виду у всех? Чего же они пьют воду из грязных луж и едят прямо на земле? Значит, у них нет понимания того, что "чистое", и что "нечистое". И, следовательно, нет понимания, что — "высокое", и что — "низкое". А это — "азы" культуры; без этих "азов" нет культуры.

Между прочим, Библия сразу обращает внимание на то, что у людей появился стыд после того как они отведали запретный плод от древа познания добра и зла. Адам и Ева сделали себе опоясания из листьев фигового дерева. А Дробышевский и К° не видят этого. По сути, они не понимают, как дети малые и неразумные, что такое — хорошо, и что такое — плохо.

Разговоры о "культуре животных" я считаю признаком деградации человечества. Если культурой обладают мухи-дрозофилы, то уж тем паче — современные "митрофанушки". Но что произойдёт с человечеством, если "культура митрофанушек" станет доминирующей на земле? Люди незаметно для себя превратятся в животных, с соответствующей "культурой животных".

А может превращение уже идёт полным ходом?

14 января 2024

"Игра престолов", или "Розовая война".

 Генри Артур Пейн. Сцена в саду Темпла в первой части пьесы «Генрих VI».

Да здравствует Ланкастер
да сдохнет подлый Йорк
не знать вам лорды счастья
не будет в жизни толк
покуда красной розе
не принесли оммаж
в отважно-гордой позе
поймав за хвост кураж

да сгинет прочь Ланкастер
да вознесётся Йорк
барон наш белой масти
выводит в поле полк
толкая к небу речи
и теребя коня
он отправляет в сечу
тебя или меня

да сдохнут все отдельно
и вместе тоже пусть
покуда платят сдельно
тут каждый дикий гусь
крестьяне матерятся
и злобствует монах
но лорды любят драться
и бить друг друга в пах

цветут покуда розы
у знати на щите
пейзане лейте слёзы
поскольку быть беде
и не унять баронов
лишь разве что пинком...
идёт игра престолов
при Генрихе Шестом

(Источник)

Мирин Дажо был шаманом?

Феномен Арнольда Хенске (Мирин Дажо, эспер. Mirin Dajo, что в переводе означает «чудесный», «удивительный») напоминает мне тамильский (=дравидийский) фестиваль Тайпусам.

Вскоре после начала своих публичных выступлений Мирин Дажо познакомился с Яном Дирком де Гроотом, который стал его личным агентом и бессменным помощником. Тот предложил привлечь группу ассистентов, чтобы сделать происходящее на сцене более динамичным. В быстром темпе они вонзали в тело Дажо шпаги, ножи, стилеты и дротики, превращая его в своеобразную «подушечку для иголок». Иногда этих острых предметов оказывалось так много, что чудотворец походил на дикобраза. Примерно то же самое мы наблюдаем и на фестивале Тайпусам.

Фестиваль Тайпусам в Куала-Лумпур, Малайзия.

Фестиваль завершается в пещере храма. Тамилы-индуисты совершают подъём пешком по 272 ступенькам, неся бремя, которое в переводе и называется «кавади». Люди, совершающие тяжёлые виды кавади, находятся в трансе. Но и Мирин Дажо, судя по всему, тоже находился в изменённом состоянии сознания во время своих выступлений. Известно, что Арнольд был сомнамбулом и рисовал в состоянии глубокого транса, после которого у него возникала спонтанная амнезия. Предположительно, именно способность погружаться в состояние сомнамбулизма дала Арнольду возможность оставаться невредимым при нанесении травм и увечий. Он получил серьёзное ранение в 1940 году во время оккупации Нидерландов Германией, которое не причинило ему ни боли, ни каких-либо неудобств и вообще осталось без последствий. С этого момента Хенске понял, что его тело неуязвимо.


13 января 2024

У истоков "материнского права".

k_frumkin в записи "О старой гусарской привычке" связывает нравственность с религиозностью и приходит к выводу о том, что оба эти сугубо человеческие качества являются в мир через женщин. Пусть про женщин говорят, что они с "куриными мозгами", но у них есть одно великое преимущество перед мужчинами, которое делает их природными миротворцами, - им ведомы муки рождения, и поэтому они ценят жизнь человеческую. (Как правило, ценится лишь то, что даётся с трудом, во что ты вложил свою душу и свои силы.)

Несколько лет назад я смотрел на YouTube японский док. фильм об американской атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки. Одна старая японка вспоминала, как она, будучи девчонкой, бежала "сломя голову" среди развалин пылающего города. Вдруг она почувствовала, как чья-то рука схватила её за ногу. Какую-то девочку придавило к земле упавшей деревянной балкой, и она просила о помощи. Старая японка сказала, что она, оглянувшись, побежала дальше. И потом услышала пронзительный крик той девочки: "Мама!" Старушка потом добавила, что у неё в ушах до сих пор звучит тот крик. Ну а я для себя отметил, "намотал на ус", что перед лицом смерти ребёнок зовёт маму, - не отца, не императора и даже не бога, а именно маму. Если мама не придёт на помощь, то уже не спасёт никто.

******************************

"В «Войне и мире», когда Ростов подаёт в отставку и оседает в деревне, то, как сообщает автор, его мучает «вспыльчивость в соединении со старой гусарской привычкой давать волю рукам». И тут (современный) читатель должен воскликнуть: минуточку! Мы довольно много знаем о гусарской службе Ростова. Знаем, как он ходил в атаку, как играл в карты, как ездил на фуражировку и на закупку лошадей – но про эту привычку мы ничего не знаем! Как же мы её не заметили? То есть, то, что офицер Ростов мордовал своих солдат, было такой общепонятной рутиной, что об этом и говорить не стоило. Что же, обычное дело. Но интересно, что в конце романа на этой привычке вдруг фокусируется внимание. Собственно говоря, то, что недавно в российской прессе называлось «новая этика» - это то самое: насилие, ещё недавно считавшееся обычным и не стоящим разговора, вдруг попадается в центр внимания и объявляется недолжным. Предвестником таких моральных преобразований обычно являются всевозможные активисты или, ещё лучше, активистки. И вот, в романе Толстого – склонность к рукоприкладству не стала бы предметом разговора, но у Ростова глубоко религиозная и чувствительная супруга Марья, которой это неприятно – а перед лицом жены и самому Ростову это становится неприятно и сам автор, до этого молчавший, вдруг об этом заговаривает. Этические трансформации идут через чувствительных людей как через пробоины в коллективной стене умолчания".

***************************** 

Иоганн Бахофен уже давно сказал, что вся религиозность и нравственность пришли в мир через чувствительных женщин. И здесь, в этой записи, мы видим подтверждение гениальной интуиции автора "Материнского права". Можно полагать, что всё это право возникло и развилось из запрета матерей на избиение их собственных детей. Сначала - "не бей моего ребёнка", затем - "не бей детей" (вообще всех детей), и, наконец, - "не убий".

11 января 2024

Парадоксы пространства и смещённых времён.

Альберт Эйнштейн открыл всем глаза и показал, что время относительно; нет абсолютного значения времени. В одних условиях время ускоряется, в других - замедляется. 

И вот что интересно: в изменённых состояниях сознания (ИСС) происходит деформация времени. И не только времени, но и пространства тоже. Время и пространство как бы "плавятся".

Сальвадор Дали. Постоянство памяти. 1931.

В каком-то смысле, пребывая в ИСС, человек как бы выпадает из ординарной реальности и попадает в реальность неординарную. А эта неординарнарная реальность имеет очень много сходства с квантовым миром.

Квантовый мир полон чудес: элементарные частицы с лёгкостью проходят сквозь твёрдые тела, они могут быть в нескольких местах одновременно и даже путешествовать во времени, изменяя прошлое.

Не будем здесь говорить о невероятных чудесах в исполнении шаманов. Скажем лишь о Мирин Дажо (настоящее имя Арнольд Геррит Хенскес), процитировав Википедию: "Дажо утверждал, что это не металл проходит сквозь него, а он проходит сквозь металл. Он дематериализовывал тот участок тела, через который проходило оружие. В одном из упражнений де Гроот наблюдал, как Дажо стал полностью невидимым и материализовался, только когда нарушилось эмоциональное равновесие" (Источник).

Стало быть, это принципиально возможно для человека, проходить сквозь железобетонные стены. И фантастический сюжет фильма "Иван Васильевич меняет профессию" кажется вполне реалистичным. 

И, конечно, это внушает оптимизм перед лицом неизбежной смерти. Потому что ошеломительные пространства Вселенной и миллиарды лет времени могут буквально свернуться в свиток, в то состояние, в котором они пребывали до Большого Взрыва. Всё относительно, в том числе и сама Вселенная со своими "законами".

Но самый главный вывод заключается в том, что человеческое сознание, в определённых условиях, может изменять пространство и время. Стало быть, материя подчиняется особым образом организованному сознанию. Очевидно, достижение сверхсознания - это и есть основная цель человечества. Впрочем, современное человечество не видит этой цели, и занимается всякой фигнёй, как дети малые и неразумные.

"Вы ещё не открыли,
Вам открыть предстоит,
Мощь какого заряда
Мысль любая таит" (
В. Сидоров. "Голос в ночи").

09 января 2024

О великом молчании Вселенной.

Почему мы одиноки во Вселенной? 

Скорее всего, потому что очень краток срок жизни таких цивилизаций как наша, техногенная. Вселенная существует 13,8 миллиардов лет, а наши заводы и фабрики стали "коптить" небо лишь несколько сотен лет назад. И так уже "накоптили", что дело дошло до глобальной экологической катастрофы и массового вымирания живых существ. "Человеческая деятельность настолько агрессивна, что уже в ближайшие десятилетия на Земле могут пропасть около миллиона видов растений и животных, притом, что их насчитывается всего около 8 миллионов" (Источник). Ну, и если экстраполировать эти процессы на Вселенную, то можно прийти к печальному выводу, что наши "братья по разуму" не могут прилететь к нам с других планет просто потому, что они, пардон, захлебнулись в собственном дерьме. Чтобы летать по космосу, как ангелы, нужно обладать космическим сознанием, а современное человечество, в массе своей, обладает крайне эгоистичным, "узколобым", "местечковым" сознанием.

Но здесь есть и другая причина. Достаточно лишь взглянуть на планеты нашей Солнечной системы, чтобы увидеть чудовищное разнообразие физических параметров на этих планетах. На Венере, по массе наиболее похожей на Землю, температура около 460 градусов по Цельсию из-за того что она крайне медленно вращается вокруг своей оси. Там идут дожди из серной кислоты, но дожди Венеры никогда не достигают поверхности планеты, а испаряются от жары. Надо полагать, что нечто подобное существует и в других звёздных системах. Учёные астрономы рассказывают про "стеклянные" дожди (то есть из расплавленного стекла) на экзопланете HD 189733 b. Страшные вещи творятся на экзопланете 5 Cancri е: на ночной стороне – кромешная тьма, а на дневной – расплавленная лава. Kepler-70b – ад в реальности. Температура поверхности планеты выше, чем на нашем Солнце - 6,800 градусов по Цельсию. С этой точки зрения, наша планета Земля –  "чудо" во Вселенной. Жизнь на Земле можно сравнить с появлением кометы на небе; это очень редкое явление, но одновременное появление на небе двух комет – событие просто невероятное, хотя теоретически возможное.

Афродита Морская.

Илона Камад говорит, что Афродите, как богине моря, принадлежала сеть, которую носили её "жрицы любви". К тому же, в прудах возле святилищ богини плавали священные карпы. И вот ещё Эрот, сыночек Афродиты, верхом на дельфине.

Cupid on a dolphin.

Дельфин доставил на берег рождённую из морской пены Афродиту, и дельфин же доставляет души умерших на Острова Блаженства, согласно греко-римской мифологии.

Афродита — богиня чего-то такого, что имеется одновременно в любовном экстазе и в смерти. Илона Камад говорит, что в некоторых местах Эллады она именовалась Меланидой («чёрной»), Скотией («тёмной»), Андрофонос («мужеубийцей») и даже, согласно Плутарху, Эпитимбией («могильной»).

Любовь — штука крайне опасная. Где богиня любви Афродита, там льётся кровь и "пахнет смертью". Воспылавший ревностью Арес, превратясь в дикого вепря, набросился на прекрасного юношу Адониса и задрал его насмерть на глазах у Афродиты.

Джузеппе Маццуола. «Гибель Адониса»

В Александрии изображения Афродиты и Адониса помещали для всеобщего обозрения на двух ложах. Рядом с ними раскладывали разные спелые плоды, яства, ставили горшки с растениями и зелёные беседки, перевитые анисом. В течение дня участники церемонии справляли ритуальный брак богини Афродиты с возлюбленным Адонисом. Наутро женщины, переодетые в траурные одежды, с распущенными волосами и обнажённой грудью, начинали оплакивать смерть Адониса, неся его символическое тело на берег моря и вверяя мёртвого Адониса волнам морской стихии.

08 января 2024

Из мифа об Афине.

"Из мифов об Афине известно, что родилась она на берегу озера Тритон (Тритонис, Тритонида) в Ливии, где воспитанием её занимались три ливийские нимфы, носившие козьи шкуры", - сообщает Илона Камад.

Все античные рассказы об амазонках в Греции, Малой Азии, Кавказе и Скифии исходят из того, что там они появились из свой изначальной родины – Ливии, у озера Тритон, которое было отделено от Средиземного моря земляной дамбой (видимо, аналог египетского оазиса Фаюм), но, как сообщает Диодор Сицилийский, из-за землетрясения оно исчезло. 

Интересно, что Геродот рассказывает о живущих вокруг этого озера ливийских племенах махлиев и авсеев. Эти последние, как и махлии, живут вокруг озера Тритониды, и река Тритон образует границу между ними. Махлии отращивают себе волосы на голове сзади, а авсеи — спереди. На ежегодном празднике Афины девушки их, разделившись на две партии, сражаются друг с другом камнями и палками. По их словам, они исполняют древний отеческий обычай в честь местной богини, которую мы называем Афиной. 

Об этом ритуале я уже говорил в записи "Настоящие ритуалы". (С удивлением обнаружил, что для док. фильма "Шокирующая Азия" установлены возрастные ограничения. Раньше ничего подобного не было. Такое впечатление, что власти кидаются из крайности в крайность, - то снимают запреты, то снова запрещают. Действуют как "слепой" робот-пылесос, который, оттолкнувшись от одной стены, движется в противоположном направлении, пока не упрётся "лбом" в другую стену.)  

"Аполлодор рассказывает, что, будучи ребёнком, Афина нечаянно убила свою молочную сестру Палладу во время шутливой схватки. Когда Паллада, играючи, уже собралась нанести удар Афине, то её внимание отвлекла эгида, и это дало возможность Афине перехватить инициативу игры.

Афина с эгидой

Богиня азбучных истин.

"В Древней Греции существовал миф, повествующий о том, как некогда собрались боги в Сикионе и решили поделить между собой своё господство над городами и людьми. При разделе городов на сферы влияния Гере достался Аргос, Диоскурам - Спарта, Аресу - Фивы. Об Афинах заспорили Посейдон и Афина Паллада. В ходе спора Посейдон, желая показать свою силу, ударом своего трезубца извлёк источник воды из скалы Акрополя. На что Афина Паллада ответила, показав людям, что не сила, а благость является высшим проявлением божественности: по её мановению возле источника выросла её бессмертная маслина, почётная прародительница вековых маслин долины Кефиса. С тех пор афиняне поклоняются священному дереву — маслине. Ведь маслину Афина подарила своему народу в тот знаменательный день, когда разрешался спор с Посейдоном в её пользу, и Афина Паллада стала богиней-покровительницей Афин. Однако, чтобы выстоять, культ Афины пошёл на уступки патриарху: афиняне отказались от критского обычая, сохранявшегося в Карии вплоть до классической эпохи, когда перестали носить имена своих матерей. Греки верили, что богиня Афина не оставляет их даже в залах заседания Ареопага, высшего суда Афин, когда решается судьба какого-то обвиняемого, и судьи расходятся во мнениях. В такие моменты решающим всегда был голос богини Афины в пользу освобождения обвиняемого", - сообщает Илона Камад в своей монографии "Обрядовая сторона культов Древней Греции" (стр. 39, 42, 43).

Как красиво, чёрт возьми! Вот за эти очаровательные "перлы" я и люблю языческую религию.

Афина Пирейская. Археологический музей Пирея. Взгляд сквозь века...

Про гуттаперчевых мальчиков.

Р. Грейвс, описывая миф о Дионисе, отмечал, что Диониса, как и Ахилла, воспитывали как девочку. Это напоминало существующий критский обычай держать мальчиков «в темноте», т.е. на женской половине дома, до достижения половой зрелости.

Роберт Грейвс

Первый раз слышу о таком обычае на Крите. Но Грейвсу верить на слово нельзя. Его книга "Белая богиня" напоминает мне "Розу мира" Даниила Андреева. Это потоки интуиций, навеянные неизвестно кем или неизвестно чем. Интуиции могут быть верными, а могут быть и неверными. 

Возможно, Грейвс видел изображения крито-минойских акробатов с "осиными" талиями и эта "субтильность", "воздушность" юношей привела его к мысли о том, что мальчиков содержали в специальных условиях, «в темноте»?

На Крите имеется статуя такого "субтильного" юноши-акробата.

Копия фигурки юшоши-минойца

07 января 2024

Деметра и Персефона родом с Мальты?

Две богини с острова Мальта напоминают Деметру и Персефону из древнегреческой мифологии.

Две богини с острова Мальта, конец IV тыс. до н.э.

Там же, на островке Гозо Мальтийского архипелага, имеются остатки двух святилищ, в плане похожих на изображения матери и дочери.

'Ggantija', on Gozo

По всей видимости, миф о Матери и Дочери "перекочевал" к пришлым грекам от туземного населения Эллады и Эгеиды. Видимо, от пеласгов, если отождествлять пеласгов с догреческим населением Эллады. 

В греческой мифологии Деметра считалась одной из супруг Зевса, вместе с которой он породил Персефону. Однако не существует ни одной мифологемы, ни одной связанной с культом легенды об их свадьбе. Первоначально Деметра находилась в брачной связи с Посейдоном, чему посвящена даже соответствующая мифологема, но отнюдь не с Зевсом.

Это заставляет нас вспомнить об Ашере Морской и об Афродите, которая изначально была критской богиней и имела много ассоциаций с морем, о морских мотивах в крито-минойской культуре, особенно в орнаменте и символике.
 


На Мальте — Гипогей, а на Крите
— Лабиринт... Пол Кносского дворца-святилища был выложен раковинами. В принципе, подводное царство и подземное царство одинаково могут являться репрезентациями потустороннего мира. Недаром же во многих сказках герои попадают в загробный мир через колодец.

Если "корни" мифа о Деметре и её дочери Персефоне — на Крите и на Мальте, то там же следует искать и "корни" Элевсинских мистерий. Может быть, Гипогей и Лабиринт как-то связаны с этими мистериями?

Немезида с плетью и её жрицы.

Немези́да, или Немеси́да (др.-греч. Νέμεσις «возмездие») в древнегреческой мифологии — крылатая богиня возмездия, карающая за нарушение общественных и нравственных порядков (из Википедии).

"Её серебряную корону украшали олени, а с пояса свешивалась плеть", - сообщает Илона Камад в своей монографии "Обрядовая сторона культов Древней Греции (М.: Издательство "Институт общегуманитарных исследований", 2006).

В связи с этим я сразу вспомнил про скифскую диадему.

Скифская золотая диадема из Кургана Хохлач под Новочеркасском, 5 век до н. э.
 


Ясное дело, что диадему с оленями носила на голове какая-то скифская женщина. Может быть, жрица или царица. Однако интересно, что с пояса Немезиды свешивалась плеть, а плеть, как мы знаем, это элемент наказания за совершённые преступления. 

Археологами были найдены и более простые женские головные уборы скифов.

Древо жизни из Кобяковки. Кобяков курган.