14 января 2024

Мирин Дажо был шаманом?

Феномен Арнольда Хенске (Мирин Дажо, эспер. Mirin Dajo, что в переводе означает «чудесный», «удивительный») напоминает мне тамильский (=дравидийский) фестиваль Тайпусам.

Вскоре после начала своих публичных выступлений Мирин Дажо познакомился с Яном Дирком де Гроотом, который стал его личным агентом и бессменным помощником. Тот предложил привлечь группу ассистентов, чтобы сделать происходящее на сцене более динамичным. В быстром темпе они вонзали в тело Дажо шпаги, ножи, стилеты и дротики, превращая его в своеобразную «подушечку для иголок». Иногда этих острых предметов оказывалось так много, что чудотворец походил на дикобраза. Примерно то же самое мы наблюдаем и на фестивале Тайпусам.

Фестиваль Тайпусам в Куала-Лумпур, Малайзия.

Фестиваль завершается в пещере храма. Тамилы-индуисты совершают подъём пешком по 272 ступенькам, неся бремя, которое в переводе и называется «кавади». Люди, совершающие тяжёлые виды кавади, находятся в трансе. Но и Мирин Дажо, судя по всему, тоже находился в изменённом состоянии сознания во время своих выступлений. Известно, что Арнольд был сомнамбулом и рисовал в состоянии глубокого транса, после которого у него возникала спонтанная амнезия. Предположительно, именно способность погружаться в состояние сомнамбулизма дала Арнольду возможность оставаться невредимым при нанесении травм и увечий. Он получил серьёзное ранение в 1940 году во время оккупации Нидерландов Германией, которое не причинило ему ни боли, ни каких-либо неудобств и вообще осталось без последствий. С этого момента Хенске понял, что его тело неуязвимо.


Сам Арнольд Хенске объяснял, что, якобы,
это не металл проходит сквозь него, а он проходит сквозь металл. Он дематериализовывал тот участок тела, через которое проходило оружие. Но есть свидетельства, которые заставляют усомниться в дематериализации. На представлении в концертном зале «Корсо» в Цюрихе рапира задела кость. Услышав в абсолютной тишине негромкий скрежет, несколько человек упали в обморок. Если Арнольд дематериализовывал тот участок тела, через который проходила рапира, то как мог возникнуть скрежет металла от сопротивления кости? Дальше - больше. Посмертное вскрытие тела Арнольда показало множественные шрамы от предыдущих экспериментов, на его руках и ногах, а также на груди и животе. Многочисленные внутренние шрамы были обнаружены в связи с частыми проколами в печени, почках, диафрагме и селезёнке, также один шрам на вершине сердца, однако не было шрамов на животе и кишечнике.

Это значит, что Арнольд заблуждался насчёт того, будто его тело неуязвимо. Тело у него было самое обычное, но, по всей видимости, у него были духи-помощники, как у шаманов. Ян де Гроот всерьёз считал, что у Дажо есть как минимум три ангела-хранителя, которые оберегают его и подсказывают, каким испытаниям он может подвергнуть своё тело. Многое из того, что проделывал Арнольд, встречалось мне и в этнографических описаниях шаманских "чудес". Например, Мирин Дажо утверждал, что ему в голову дважды стреляли с расстояния полуметра, и показывал шрамы, якобы оставшиеся от пуль: один в самом центре лба, второй над правым глазом. Нечто подобное я читал про одного сибирского шамана: красный комиссар выстрелил в него из пистолета, а он отрыгнул и выплюнул пулю назад.
Желая подогреть интерес публики, Дажо усложнял свои упражнения. Например, лезвия шпаг и кинжалов раскаляли добела. То, что это не фокус, подтверждал запах горелого мяса. Ассистенты поливали тело Дажо крутым кипятком, но его кожа при этом даже не краснела, об ожоге и речи не было. Примерно то же самое нам известно из шаманской практики. Шаманы говорят, что они исполняют эти "фокусы" с помощью духов.

Мирин Дажо говорил, что  существует некий "Источник", который даёт ему эти способности. Здесь надо заметить, что во время своего посвящения шаман совершает путешествие назад по реке времени, против течения с целью достигнуть истоков. У истоков посвящаемый шаман встречает Великую Мать «Лосиху», которая лежит под деревом, на чьих ветках пребывают духи-птицы-души людей. Мать «Лосиха» рождает шамана заново, но уже в виде протосущества. Духи и звери варят, расчленяют и заново собирают шамана. После чего он возвращается обратно к людям, но уже в новом качестве: ему даются два помощника — дух и зверь. То есть его идентичность утраивается, теперь она имеет человеческое, животное и духовное измерения. Шаман есть совершенный человек, объединяющий в себе зверя, человека и духа

Чарнолуский В.В. Олень-человек. 1960-е гг. Фонды МОКМ

Насколько мне известно, сам Мирин Дажо не позиционировал себя шаманом. Ну, как говорится, "
незнание законов не освобождает от ответственности". Возможно, он как раз был истинным шаманом, хотя и не ведал о своём шаманизме. Это был "человек духа" в самом прямом смысле слова. Он и умер-то, скорее всего, из-за того, что врач перед операцией сделал ему наркоз, лишил его воли, и тем самым заблокировал переход в изменённые состояния сознания, благодаря которым он выживал.

Комментариев нет:

Отправить комментарий