"Из мифов об Афине известно, что родилась она на берегу озера Тритон (Тритонис, Тритонида) в Ливии, где воспитанием её занимались три ливийские нимфы, носившие козьи шкуры", - сообщает Илона Камад.
Все античные рассказы об амазонках в Греции, Малой Азии, Кавказе и
Скифии исходят из того, что там они появились из свой изначальной родины
– Ливии, у озера
Тритон, которое было отделено от Средиземного моря земляной дамбой (видимо, аналог египетского оазиса Фаюм), но,
как сообщает Диодор Сицилийский, из-за землетрясения оно исчезло.
Интересно, что Геродот рассказывает о живущих вокруг этого озера ливийских
племенах махлиев и авсеев. Эти
последние, как и махлии, живут вокруг озера Тритониды, и река Тритон
образует границу между ними. Махлии отращивают себе волосы на голове
сзади, а авсеи — спереди. На ежегодном празднике Афины девушки их,
разделившись на две партии, сражаются друг с другом камнями и палками. По их словам, они исполняют древний отеческий обычай в честь местной богини, которую мы называем Афиной.
Об этом ритуале я уже говорил в записи "Настоящие ритуалы". (С удивлением обнаружил, что для док. фильма "Шокирующая Азия" установлены возрастные ограничения. Раньше ничего подобного не было. Такое впечатление, что власти кидаются из крайности в крайность, - то снимают запреты, то снова запрещают. Действуют как "слепой" робот-пылесос, который, оттолкнувшись от одной стены, движется в противоположном направлении, пока не упрётся "лбом" в другую стену.)
"Аполлодор рассказывает, что, будучи ребёнком, Афина нечаянно убила свою молочную сестру Палладу во время шутливой схватки. Когда Паллада, играючи, уже собралась нанести удар Афине, то её внимание отвлекла эгида, и это дало возможность Афине перехватить инициативу игры.
Афина с эгидой |
В знак скорби Афина добавила к своему имени имя Паллада - имя той несчастной, в чьей смерти она винила себя". "Геродот по этому поводу писал: «Одеяние и эгиду на изображениях Афины эллины заимствовали у этих ливиянок. Только одежда ливиянок - кожаная, а подвески на эгиде - не змеи, а ремни, в остальном же одеяние того же покроя»".
Что
касается происхождения самой эгиды, то миф рассказывает следующее. Был
один козлоподобный сатир по имени Паллант, который вознамерился овладеть
Афиной, за что поплатился жизнью. Афина содрала с него кожу и сделала из неё себе эгиду. И каждому мужчине грозила смерть за снятую без согласия владелицы эгиду - одеяние из козьей шкуры - символ целомудрия девушек.
Как всегда, миф, сам по себе, трагичен, но для людей трагедия оборачивается назиданием, "спасением", учреждением обычаев, структурирующих общество.
"Для афинян девственность их богини была символом неприступности их города и чистоты нравов, что доказывало их привилегированность".
Между прочим, на девственную богиню "положил глаз" Гефест. "Гефест демонстрировал перед ней все лучшие свои качества: умение, мастерство и изобретательство. Но богиня оставалась безразличной ко всем ухищрениям ухажёра. И тогда бог задумал силой взять Афину. Когда она одна прогуливалась по заснеженным вершинам Олимпа, Гефест захватил её и повалил на землю. Афина как будто смирилась, но в последний момент оттолкнула Гефеста, и извергнутое семя пало на снег, застыв в форме статуй - «безжизненные, но навевающие воспоминания образы несбывшихся желаний Гефеста». По поверью, эти безжизненные статуи получили название Сада скульптур бога Гефеста. Великие скульпторы посещали в своих сновидениях этот Сад, черпая вдохновение для будущих работ".
Сатир и вакханка. Жан Жак Прадье |
"Платон отождествлял Афину-покровительницу города Афин, с ливийской богиней Нейт, которая относилась к той эпохе, когда отцовство ещё не признавалось".
Всем известен миф о происхождении Афины из головы Зевса. Однако "исследовательница истории и религии Древней Греции Дж. Харрисон рассматривала этот миф рождения Афины как «отчаянную теологическую уловку избавить её (Афину) от матриархальных черт». Это была попытка догматического утверждения мудрости как прерогативы мужского пола. До этого считалось, что только богини были наделены мудростью. Древнегреческому автору Гесиоду удалось в своём сочинении примирить три противоречащих друг другу мнения и закрепить в сознании людей три главные составляющие культа Афины:
1. Афина - богиня - покровительница афинян была дочерью бессмертной титаниды Метиды, хранительницей всей мудрости и знаний.
2. Зевс, проглотив Метиду, не утрачивает её мудрости. Можно полагать, что этим утверждением мифического сюжета древние греки-ахейцы уничтожали культ титанов и приписывали всю мудрость своему богу Зевсу.
3. Афина становится дочерью Зевса. Это говорит о том, что древние греки, в частности афиняне, настаивали на признании главенства патриархального бога Зевса, новой формации общества и изживании матриархального культа титанов. После чего Афина «превращается в послушный рупор Зевса и осознанно лишается своего прошлого». С этого момента в культе Афины происходят перемены, и богине начинают прислуживать не жрицы, а жрецы".
"Не следует думать, что Афина была богиней только Афин. По историческим сведениям Павсания и Гомера, богине Афине были посвящены древние акрополи по всей Древней Греции: в Аргосе, Спарте, включая Трою, Трезан, Эпидавр - Лимер и Фенеи. И все эти святилища возникли до завоеваний эллинами территорий пеласгов".
Комментариев нет:
Отправить комментарий