01 декабря 2024

О чём свидетельствуют "венеры".

Как отметила историк культуры Риана Эйслер, когда богу-мужчине поклоняются как главному или единственному божеству, мужчины являются главными; а когда религии сосредоточены на богине, соответствующие общества, как правило, имеют женский социальный порядок. Религии, в которых самым могущественным или единственным божеством является мужчина, как правило, отражают социальный порядок, в котором происхождение патрилинейно (идёт через отца), а место жительства патрилокально (жена переходит жить в семью или клан своего мужа). И наоборот, религии, в которых самым могущественным или единственным божеством является женщина, как правило, отражают социальный порядок, в котором происхождение является матрилинейным (передаётся по материнской линии), а место жительства - матрилокальным (муж переходит жить в семью или клан своей жены).

Наверно, по отношению к до-государственным обществам это является аксиомой: ну, в самом деле, весьма трудно представить себе матрилокальный и матрилинейный род, который поклонялся бы единому мужскому божеству. Вот, к примеру, согласно Библии, Авраам искал жён для своих сыновей из своего же рода, почитавшего "бога Авраама, Исаака и Иакова". То есть, кровосмешение у древних иудеев рассматривалось как меньший грех по сравнению с "каждением иным богам в земле Египетской".

Кстати, о древнем Египте. Во времена Авраама Египет был государством, то есть народом под управлением касты мужчин-чиновников. По традиции, как бы по многовековой "инерции", там ещё существовали богини, и наследование власти передавалось по материнской линии, но фараоны легко преодолевали это наследие матриархата, вступая в браки с собственными дочками после смерти жён.

У египтян фараон, то есть государь, стал объектом почитания № 1 (задолго до культа личности Сталина), а богини стали "музами", вдохновляющими на "деяния", наделяющими благодатью.


Но вот, возьмём, к примеру, Трипольскую культуру. Доминирование Богини там вполне очевидно.


Однако при этом нет ни малейшего следа не то что царей, но даже и вождей-мужчин у трипольцев. Известно, что они сжигали свои поселения регулярно, каждые 60 
 80 лет (Источник). На мой взгляд, эта традиция сжигания кукутень-трипольских поселений свидетельствует об эгалитарных обществах носителей данной традиции. Во всяком случае, мне трудно представить себе наличие вождей или царей у трипольцев, - ведь цари живут во дворцах, а дворец спалить не так то просто, да и жалко: столько трудов вложили в строительство...

Значит, в первобытных обществах охотников и собирателей наличие "венер" говорит в пользу наличия именно женского социального порядка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий