20 декабря 2021

Россыпь афоризмов (курам поклевать)

 

Родословная от пра-пра-пра… бабушки.

Изначально было общество матриархат и родословная велась с ас-асан (здесь аса – мать, ас-асан – «от маминой матери», т.е. пра-пра-пра… бабушки). Личностью помнящей и передаюшей сородичам шежере рода была бабушка, т.е. ас-асан – сасан. Даже после смены матриархата патриархатом название сказителей старины и родословной (шежере) оставалось по-прежнему — сасан, что прочно сохранилось до сих пор единственно у тюрков-башкир. И изначальное единое шежере всех тюрков, впоследствии написанное на пергаменте («на собачьей коже»), как известно, долгое время хранилось у представителей материнской фратрии человечества – усарганских башкир, но подлинник которого с течением времени и разных обстоятельств был безвозвратно утерян, а теперь мы имеем лишь его переписанный с подлинника на бумагу список под названием «Үҫәргән тәуарихы» (История Усарган). Источник.

Башкирки. Фотография сделана в салоне в Уфе.

 

О человеческих жертвоприношениях у древних евреев и пунов.

Сергей Петров в своей статье "Человеческие жертвоприношения в иудаизме: Памяти еврейского б-га Молоха" приводит цитаты из библейской книги Левит: «Из детей твоих не отдавай на служение Молоху» (Лев. 18, 21); «Кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между Израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти: народ земли да побьет его камнями; и Я обращу лице Мое на человека того и истреблю его из народа его за то, что он дал из детей своих Молоху, чтоб осквернить святилище Мое и обесчестить святое имя Мое; и если народ земли не обратит очей своих на человека того, когда он даст из детей своих Молоху, и не умертвит его, то Я обращу лице Мое на человека того и на род его и истреблю его из народа его, и всех блудящих по следам его, чтобы блудно ходить вслед Молоха» (Лев. 20, 2-5).  

Также он цитирует книгу пророка Иеремии, сетующего, что иудеи «устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху» (Иер. 32, 35), и одно место из четвёртой книги Царств, где говорится о реформе царя Иосии, который, якобы, «осквернил Тофет, что на долине сыновей Еннома, чтобы никто не проводил сына своего и дочери своей чрез огонь Молоху» (4 Цар. 23, 10).

Очень трудно из этих цитат обоснованно доказать практику человеческих жертвоприношений. Но С. Петров изо всех сил тщится и старается. Однако у него ничего не получается.

Еврейская энциклопедия подчёркивает, что "свидетельства о культе Молоха встречаются как в юридических и исторических, так и в пророческих главах Библии. В юридических и исторических контекстах (Лев. 18:21; 20:2–5; Втор. 18:10; ср. II Ц. 16:3; 17:17; 21:6; 23:10) говорится о проведении детей через огонь, то есть языческой церемонии религиозной инициации (посвящения). В противоположность этому пророки (Иер. 7:31; 19:5,6; Иех. 16:21; 20:31; 23:37; 39; ср. Ис. 57:5; Пс. 106:37,38) говорят о сожжении или принесении детей в жертву языческим богам. Так, слова Иеремии (7:31), говорившего от имени Яхве: «Устроили высоты Тофета, что в долине сынов Хиннома, чтобы сожигать сыновей и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило», — звучат как полемика с теми, кто придерживался подобных взглядов. То есть еврейские пророки выступали против древнесемитских обрядов посвящения и клеймили участников этих обрядов, "проводящих своих детей через огонь", как детоубийц.  Еврейская энциклопедия говорит, что пророки могли позволить себе риторическую красочность в пылу полемики.

Теперь нам надо установить, как же на самом деле выглядел этот обряд проведения детей через огонь.

Первая волна арийской экспансии в Старую Европу.

Сергей Петров в статье "Индоевропейцы: Начало индоевропейских завоеваний" сообщает:

"Социальное расслоение и милитаризация привели к бурной экспансии индоевропейцев, которая началась в середине V тысячелетия до н.э. Около 4500 г. до н.э. Днепро-Донецкая культура мезолитических охотников-собирателей и ранних скотоводов в междуречье Днепра и Донца сменяется новой – Среднестоговской, которая обнаруживает явные черты сходства с Хвалынской. <...> По сравнению с днепро-донецкими, на среднестоговских поселениях в 2 раза больше конских костей (в среднем 54%). Отмечаются изменения и в антропологии – черепа среднестоговцев более грацильны, чем массивные днепро-донецкие, и сходны с хвалынскими. Таким образом, есть основания предполагать вторжение на Днепр племён из волжско-донского региона, по всей видимости, верхом на конях. Данное предположение полностью подтверждается генетикой. 

Распространение индоевропейцев через степные пространства на юго-запад вдоль черноморского побережья отмечает культура Суворово (4300-4000 гг. до н.э.), представляющая собой продолжение Новоданиловской культуры и обычно объединяемая с ней в культурный горизонт Суворово-Новоданиловка.  

Культура Суворово

Суворовская культура известна только по своим захоронениям".

Значит, надо полагать, что арии-"суворовцы", подобно цыганам, постоянно кочевали и проживали в кибитках, от которых не осталось никакого следа.

"В отличие от области Новоданиловской культуры в днепро-азовской степи, где обычными были каменные насыпи над могилами, а курганы возводились редко, носители культуры Суворово в дунайской дельте предпочитали насыпать над своими мёртвыми курганы, окружённые кольцами из больших камней (кромлехами)".

В записи "Сооружение мегалитов как защитная реакция культуры Старой Европы" я уже высказывал предположение о том, что мегалитические сооружения свидетельствуют о, скажем так, неустойчивости и зыбкости той исторической эпохи, в которую они возводились. Чтобы могилы предков не были разрушены и осквернены, они окружались огромными, неподъёмными камнями. В таком смысле мегалиты можно понимать как культурные артефакты, появляющиеся на территориях, где имело место быть "трение" между представителями двух антагонистических культур. И появление в дунайской дельте курганов, окружённых кольцами из больших камней, подтверждает это предположение.

Сергей Петров говорит, что в суворовских погребениях на территории нынешних Молдавии, Румынии, Болгарии, Македонии и Трансильвании были обнаружены типично арийские скипетры и булавы.

Конеголовые скипетры и четырёхгранные булавы-ваджры культурного горизонта Суворово-Новоданиловка.

О прошлом и будущем.

В детстве я очень увлекался фантастикой, любил читать книжки про будущее человечества. А в старости увлёкся древней историей, и теперь исследую прошлое человечества. Настоящее время меня никогда не интересовало. Настоящее — скучно. Как говорил Н. В. Гоголь, "скучно жить на этом свете, господа!" Смотрю я на то, что сейчас происходит в России, и это навевает зевоту. Власти сами развалили СССР в 1991 году, а теперь вновь стараются собрать СССР. Ну ей-богу, как дети малые, играющие в кубики. 

19 декабря 2021

О древнегреческой демократии.

Автор вконташного паблика Клиометрика в записи "Постклассическое процветание: тиранов убиваем, с царями договариваемся" сообщает интересные сведения о древнегреческой демократии, которые я раньше не знал.

"После восстановления демократического правления в Афинах после поражения "переворота четырёхсот" в -410, в соответствии с декретом Демофанта, поддержанным народным собранием, все граждане торжественно поклялись в будущем убивать врагов демократии и их пособников, и награждать убийц тиранов".

Демократия, оказывается, не произрастает сама собой, как сорная трава. Для установления демократической формы правления требуется коллективная клятва граждан полиса.

"Уже в -404 клятва прошла проверку: после поражения в Пелопоннесской войне в Афинах была установлена проспартанская олигархия. Через несколько месяцев началось восстание, в котором олигархическое правительство было свергнуто, и восстановлена демократия. Спарта пробовала вмешаться, но, видя решимость афинян, уступила. По видимому, афиняне пришли к выводу, что метод работает. Клятва была повторена в -336, когда была опасность промакедонского переворота. По афинскому образцу, тираноборческие законы были приняты в других демократических полисах".

Тем не менее, далеко не во всех греческих полисах существовала демократия, что видно на нижеследующей таблице.


Прохиндиада, или эпос о Гильгамеше.

После смерти месопотамцев ждала не самая приятная участь: их Подземное царство было тёмным и сырым местом, совсем не похожим на загробный мир египтян.

Итак, обычный человек должен был радоваться жизни, стараясь получить от неё как можно больше. А что же получать? Совет на этот счёт даёт один из персонажей «Эпоса о Гильгамеше» — богиня Сидури, содержащая пивнушку на краю Вселенной:

Ты же, Гильгамеш, насыщай желудок,
Днём и ночью да будешь ты весел,
Праздник справляй ежедневно,
Днём и ночью играй и пляши ты!
Светлы да будут твои одежды,
Волосы чисты, водой омывайся,
Гляди, как дитя твою руку держит,
Своими объятьями радуй подругу —
Только в этом дело человека!

Перевод отрывка из «Эпоса о Гильгамеше» взят из: Я открою тебе сокровенное слово. Литература Вавилонии и Ассирии. Перевод с аккадского. Сост. В.К. Афанасьева, И.М. Дьяконов. М., 1981.

На иллюстрации — предположительное изображение Гильгамеша из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине. Лувр.

Источник

Богини Анатолии.

Одним из главных божеств хеттского пантеона была Солнечная богиня города Аринна, супруга бога Грозы. Большой храм Хаттусы посвящён именно этим божествам. 

Возможное изображение Солнечной богини города Аринна. XIV—XIII вв. до н.э. Музей искусства «Метрополитен».

Солнечная богиня города Аринна играла важную роль как покровительница царской власти: победы в сражениях цари считали следствием её поддержки. Например, именно она помогает Мурсили II в сюжетах из «Десятилетних анналов». Иногда в роли покровительниц царей могли выступать хурритская богиня Хепат или одна из ипостасей месопотамской богини Иштар

Богиня Хепат (слева) и царица Пудухепа (права). Рельеф Фрактин.

Приручение коня в Самарской культуре положило начало закату Старой Европы.

Сергей Петров в статье "Индоевропейцы: Самарская и Хвалынская культуры" говорит, что:

"По всей видимости, одомашнивание коня произошло в первой половине V тыс. до н.э. в областях Самарской и Хвалынской археологических культур. К тому времени носители данных культур уже несколько столетий имели дело с домашними коровами, овцами и козами. Приручение коня стало возможным благодаря применению к нему навыков обращения с уже одомашненным скотом. Первые коневоды на Средней и Нижней Волге видели в лошади пока ещё не средство передвижения, а источник дешёвого мяса на зиму. Прокормить в зимний период лошадь гораздо легче, чем крупный и мелкий рогатый скот, потому что она может сама откапывать из-под снега траву копытами, а также разбивать ими лёд, чтобы напиться. Естественно, это было очень важно как раз в областях распространения Самарской и Хвалынской культур с их суровыми зимами.

Область Самарской культуры 1-й половины V тыс. до н.э.

Южной соседкой Самарской была несколько более поздняя Хвалынская культура (5000-4500/4000 гг. до н.э.), существовавшая в лесостепных, степных и полупустынных районах правого и левого берега Волги и Северо-восточного Прикаспия.

С Хвалынской культурой связаны находки конеголовых скипетров.

Скипетр, топоры и украшения из могильника Хвалынск I
 

Все скипетры Хвалынской культуры и ставшей её преемницей Новоданиловской культуры (всего 11) были найдены в погребениях, что свидетельствует об органической духовной связи данного предмета с носителями этих культур. Можно заключить, что конеголовые навершия, крепившиеся на деревянные рукояти и служившие символами власти военных вождей, возникли в среде Хвалынской культуры на юге лесостепного Среднего Поволжья. Они являются косвенным свидетельством начала военного использования коня.
                                      Реконструкция конеголового навершия с рукоятью

Матриархат «по нужде».

Мой "матриархат" обусловлен неизбывной Мечтой о Женщине. Вот, судьба распорядилась так, что я всю жизнь прожил с карикатурой на Женщину, пародией на Женщину (имею в виду свою душевнобольную сестру). Сегодня с утра пораньше она снова закатила истерику. Мне-то деваться некуда: я родную сестру (какая бы она ни была) на улицу не выкину. А жена могла бы и уйти из этого "дурдома". Ей не позавидуешь: нужно ангельское (или ослиное) терпение, чтобы жить с моей сестрой под одной крышей. Но она, моя ослица с ангельскими крыльями, терпит, а я нахожу убежище в своём бложике, где тишь, да гладь, да Божья благодать... Пишу здесь о мирном матриархальном обществе, которого мне самому больше всего не хватает.  

Иван Сандырев (1932-2002) Северная песня. 1978 г.


18 декабря 2021

Хозяйка Медной горы vs. Медный всадник.

"Большинство жителей Екатеринбурга предпочитают матриархат, следует из опроса компании «СберСтрахование». Такой семейный уклад выбрали 68% горожан — это максимальный показатель по России. Наименьшее число приверженцев матриархата зафиксировали в Санкт-Петербурге — 14%.

Исследование провели в конце ноября в 37 городах России с населением более 500 тыс. человек".

Источник

Интересно, с чем связано такое предпочтение жителей Екатеринбурга? Может быть, название города влияет на менталитет его жителей? Типа, в городе Екатерины предпочитают матриархат, а в городе Петра - патриархат? В таком случае, в давнее культурологическое противопоставление Москвы Питеру следует внести коррективу: ныне не Москва, а Екатеринбург претендует на культурный антипод Петербурга. 

Кстати, там же, в Екатеринбурге, стоит памятник Хозяйке Медной горы - антипод питерского Медного всадника.

Хозяйка Медной горы.г.Екатеринбург.

Арии — трипольцам: «Вашим салом – по вашим мусалам».

Сергей Петров в статье "Индоевропецы: Начало" говорит, что появление неолитической производящей экономики на территориях Восточно-европейской равнины относится к VI тысячелетию до н.э. Первые животноводы и земледельцы пришли в приднестровские степи из долины Дуная. Ими были носители Кришской культуры, которые ок. 5800-5700 гг. до н.э. расселились к востоку от Карпат. Вместе с кришцами пришли коровы, овцы и козы, первоначально приручённые в Анатолии и затем распространившиеся с неолитическими мигрантами в Грецию и дальше на север.

"Обширные пространства на юге Русской равнины от правобережья Днепра до левобережья Волги в это время занимал пояс родственных мезолитическо-субнеолитических культур. Их носители всё ещё были охотниками и собирателями, однако уже были знакомы с керамикой. Первыми ок. 7000-6500 гг. до н.э. обожжённые глиняные горшки стали производить носители Елшанской культуры в Среднем Поволжье (Самарская и Ульяновская области), которая, таким образом, является самой древней керамической культурой в Европе. Оттуда производство керамики стало постепенно проникать на юг и запад и к 6200-6000 гг. до н.э. широко распространилось среди обитателей южнорусских степей. 

Первыми из них с производящей экономикой кришцев столкнулись носители Буго-Днестровской культуры, через которых навыки скотоводства и земледелия начали распространяться далее на восток. После 5200 г. до н.э. Кришскую культуру сменила культура Кукутени-Триполье, распространившаяся с юго-запада в долины Днестра и Южного Буга. Буго-Днестровская культура была ею полностью поглощена. Генетически трипольцы были типичными неолитическими земледельцами. По аутосомным генам они являлись более чем на 80% потомками выходцев из Анатолии (и на оставшуюся долю – потомками западных и восточных охотников-собирателей).

Восточными соседями трипольцев были племена Днепро-Донецкой культуры, известные своими могильниками Васильевка, Волошское и Мариевка, располагавшимися у днепровских порогов. Главными занятиями носителей первого этапа Днепро-Донецкой культуры (5700-5200 гг. до н.э.) были охота (на дикую лошадь, благородного оленя, косулю, кабана, бобра), рыболовство и собирательство. В 5200-5000 гг. до н.э. под западными влияниями в их образе жизни происходят существенные перемены. В захоронениях у днепровских порогов начинают появляться кости домашних коров, овец и коз.  

От Днепра новая животноводческая экономика продолжила своё победное шествие на восток. Вскоре одомашненные коровы, овцы и козы достигли волжско-уральских степей. Результатом этого стало возникновение обширной культурно-экономической общности восточных охотников-собирателей, освоивших животноводство. Эта общность простиралась от Днепра на западе, служившего границей неолитической земледельческой культуры Кукутени-Триполье, до реки Урал на востоке, за которой обитали люди Атбасарской культуры, по-прежнему остававшиеся охотниками и собирателями, и от Чёрного моря, Кавказа и Каспийского моря на юге до северных лесов, где жили племена, родственные обитателям степей, но пока производящую животноводческую экономику не принимавшие.  

Экономическая революция породила революцию социальную. В южнорусских степях, ранее характеризовавшихся единообразно бедным погребальным инвентарём, появляются захоронения, отличающиеся исключительным богатством. Они принадлежали племенным вождям, сосредоточившим в своих руках крупные стада скота. Главными знаками их власти были каменные зооморфные или четырёхгранные булавы (прообразы более поздней ваджры). При погребении этих вождей в жертву приносились овцы, козы, быки и кони. Обычно основная часть туши съедалась участниками погребального пира, а в могилу клались только голова и задние конечности. В загробный мир умерших сопровождало оружие – кинжалы, топоры, стрелы и копья, а также украшения – пояса и ожерелья из раковин и зубов бобра, оленя и коня, подвески из хрусталя и порфира, полированные каменные браслеты, пластинки для одежды и головных уборов и шейные подвески из кабаньих клыков и бусы, браслеты и ожерелья из меди. 

На Балканах медная металлургия зародилась незадолго до 5000 г. до н.э. и быстро распространилась на восток, достигнув волжско-уральских степей примерно к 4600 г. до н.э."   

17 декабря 2021

«Омикрон» пугает.

Попова назвала «пугающими» темпы роста заражаемости омикрон-штаммом (Источник). Страны "Большой семёрки" назвали самую серьёзную угрозу для здоровья человечества - это омикрон-штамм коронавируса, сообщается на сайте британского Минздрава (Источник). Новый вариант COVID «Омикрон» размножается в дыхательных путях человека в 70 раз быстрее, чем штамм «Дельта» (Источник).

Вот когда пожалеешь, что не живёшь в стране за "железным занавесом". Сталин, если я не ошибаюсь, лишь один раз вылетал за пределы СССР, в Тегеран в 1943 году. А нынешние "тузы" скачут по белу свету, как блохи, и заносят заразу в Россию. Вот у меня денег нет, и я по заграницам не шастаю, народ не заражаю. 


 

Асабия Ибн Хальдуна (1).

chest_i_razym в записи "Ибн Хальдун всё придумал за нас ещё в 14 веке" говорит, что арабский философ Ибн Хальдун, занимавшийся проблемой упадка династий мусульманских держав, ввёл термин Асабия - сплочённость элиты, способность жертвовать собой ради всей группы. Асабия, по мнению Хальдуна, падает с каждым поколением правителей, проживших в городской цивилизации. На смену деградировавшим элитам приходят ребята с периферии цивилизации. В случае арабов - это бедуины и прочие племена, находящиеся ещё на этапе родоплеменных отношений.

Википедия, в принципе, говорит о том же: "Асабийя, или Асабия (араб. عصبية) — это термин, относящийся к социальной солидарности, где акцент делается на сплочённость и единство, групповое сознание, чувство общей цели и социального единства. Это понятие было достаточно распространено в доисламскую эпоху, но приобрело популярность в «Мукаддиме» Ибн Халдуна (Вали ад-Дин Абд ар-Рахман Ибн Мухаммад Ибн Халдун, 1332—1406), в которой он понимается как фундаментальная взаимосвязь индивидуумов в человеческом обществе. Ибн Хальдун понимает это понятие как основную движущую силу истории. Асабия циклична и непосредственным образом связана с ростом и падением цивилизаций. Среди причин ослабления асабии можно назвать: 

Во-первых: стремление нового лидера монополизировать власть, и как следствие всю славу победы. Для этого новый лидер начинает вести борьбу со своими конкурентами, с которыми ещё недавно они были товарищами. Система власти быстро приобретает иерархию, а бывшая сплочённость превращается в наёмничество.

Во-вторых, естественное стремление правителей к роскоши. Роскошь становится знаком статуса и власти. Поскольку для нижестоящих чиновников высшим образцом для подражания являются высшие, а высшие не могут допустить, чтобы кто-то из низших превзошёл их в роскоши/статусе, то тяга к престижному потреблению и контроль над ним быстро распространяются вверх и вниз по иерархии. Привычка к роскоши естественным образом, особенно при смене поколений, ведёт к смещению мотивации на сохранение во что бы то ни стало достигнутого уровня и качества жизни".

Общий исторический очерк арийской экспансии.

Сергей Петров в статье "Как индоевропейцы покорили мир" даёт общий исторический очерк арийской экспансии. У него написано всё верно, поэтому я решил "скопипастить" первую часть его очерка в свой блог.

"Индоевропейцы являются потомками древних северных евразийцев – охотников-собирателей приледниковой мамонтовой степи, имевших преимущественно мужскую гаплогруппу R* и женскую гаплогруппу U*. Придя в Восточную Европу из Сибири к концу последней ледниковой эпохи (т.е. ранее 14 тыс. до н.э.), они образовали здесь общность восточноевропейских охотников-собирателей – носителей главным образом выделившихся из R* мужских гаплогрупп R1a и R1b.

Ок. 5000 г. до н.э. под влиянием балканских неолитических земледельцев в среде этих охотников-собирателей распространяются скотоводство (в меньшей степени также земледелие) и медная металлургия. Вследствие этого на Средней и Нижней Волге возникают Самарская и Хвалынская энеолитические культуры (5000-4000 гг. до н.э.) – первые достоверные индоевропейские культуры с установленным присутствием гаплогрупп R1a и R1b. В 1-й половине V тыс. до н.э. их носители одомашнивают дикую лошадь – тарпана, потомками которого являются все современные домашние лошади (ботайцы спустя тысячу с лишним лет под индоевропейским влиянием одомашнивают лошадь Пржевальского, но этот эпизод остаётся без последствий).

Индоевропейское общество переживает социальное расслоение и милитаризацию, появляются военные вожди, чьи символы власти включают скипетры с конеголовыми навершиями. Около середины V тыс. до н.э. начинается военная экспансия самарско-хвалынских индоевропейцев, основным орудием которой, вероятно, служат кони. Первой её жертвой становится жившая где-то в Северном Предкавказье популяция кавказских охотников-собирателей, от которой индоевропейцы наследуют набор южных по происхождению материнских гаплогрупп (вдобавок к собственным линиям северноевразийской гаплогруппы U) и около половины своих аутосомных генов.

16 декабря 2021

О семейном бюджете русских крестьян.

Автор Фотоблога №1005001 говорит, что в среднестатистической крестьянской семье Средней полосы России конца XIX века, не смотря на небогатый, если не сказать аскетичный уклад жизни, бюджет был абсолютно раздельный. И он приводит цитату из книги Ольги Семёновой-Тян-Шанской "Жизнь «Ивана». Очерки из быта крестьян одной из черноземных губерний". Под именем "Иван" она описывает некий собирательный образ простого русского крестьянина с самого рождения и до cмepти.

Бюджет у мужа и жены в семье был раздельный. Мужу принадлежала вся усадьба, хлеб, лошади, свиньи, весь инвентарь. Жене - посуда, одежда, лён, куры, корова. Овцы - общее имущество, но бывали овцы "собинки" - частное имущество бабы, которое после её смepтu переходило дочери.
Крестьянская семья в праздничных нарядах. Русские. Рязанская губерния. Касимовский уезд. Фотограф Машечкин В.М. 1910 г.

Что принадлежит мужчине и что он приносит в дом

Мужнина вся усадьба, хлеб, лошади, овцы, весь полевой инвентарь. Муж строит на свои деньги избу, двор, амбар, ригу, покупает лошадь и другую скотину, телегу и прочее. Он покупает и хлеб, крупу, говядину, капусту, соль, керосин («газ»), солому для отопления. Мужик плетёт лапти на всю семью. Вьёт все верёвки. Валенки на всю семью доставляет мужик.

О роли "альфа"-самцов в первобытном обществе.

Автор текста "Эволюционные предпосылки к ненасильственному обществу" выдвигает тезис:

"Агрессия, в том числе насильственного характера (т. е. нанесение физического вреда, убийство), позволяет более сильным и здоровым особям в популяции не допустить более слабых и нездоровых к продолжению рода".


Это, конечно, так. Однако всем своим "нутром" я отрицаю этот тезис. Потому что тот мужик, который одним ударом кулака убил своего соперника, в умственном отношении может быть гораздо ниже "слабачка". И от победителя "разборок" пойдут такие же придурковатые "отпрыски", как он сам. В таком случае эволюционный "естественный отбор" в среде Homo Sapiens будет выглядеть как увеличение поголовья "скота", что является абсурдом: и без того скотины много на Земле.

Затем автор текста приводит очень ценное наблюдение, свидетельствующее о том, что сама Природа противится дарвиновскому "естественному отбору", то есть исключительному доминированию "тузов" и забиванию всех более слабых самцов. Речь идёт об известном эксперименте "Вселенная-25", в котором выращенная в якобы райских условиях популяция мышей вымерла менее, чем за 5 лет. Главной ошибкой стало устройство загона, позволяющее 65 самым крупным самцам силой перекрыть всем остальным доступ к самкам и еде. Это вызвало цепочку событий, которая и привела к вымиранию ограниченной в пространстве и крайне насильственной в своих порядках популяции. В более грамотно устроенных загонах, где невозможно установление такой насильственной иерархии доминирования, популяция мышей может прожить и десятки лет [1].

Это архиважное наблюдение необходимо взять на вооружение в обосновании концепции первобытного матриархата. "Патриархат 80 lvl" просто нежизнеспособен в замкнутой популяции. "Наиболее склонные к насилию особи, инициирующие нападения, будут сталкиваться с вооружённостью соплеменников, и это зачастую может привести их к гибели. Также гибельным для агрессора может оказаться сопротивление вооружённой жертвы, которой больше некуда бежать. И даже несколько побед в такой ситуации не гарантируют успех агрессору, поскольку какое-то из нападений всё же с большой вероятностью закончится для него летальным исходом. При этом менее насильственные особи будут погибать реже, так как они сами не инициируют нападения, а только защищаются от них. Они будут реже сталкиваться с риском погибнуть от насилия, нежели их агрессивные сородичи, а значит и чаще будут давать потомство".

---------------------------------------------------------------------------

[1] Хохловский, П. (2020). «Вселенная 25: разгромная критика мифов и новые выводы»: https://tjournal.ru/analysis/212316-vselennaya-25-razgromnaya-kritika-mifov-i-novye-vyvody

Немного о Хвалынской культуре.

Сергей Петров в заметке "Человек Хвалынской культуры" демонстрирует нам портрет "истинного арийца".

"Из могильника Екатериновка Мыс в Самарской области. Ок. 4600 г. до н.э. Мужчина 20-25 лет, похоронен в головном уборе из птичьего черепа. В могилу были положены 3 каменные булавы. В могиле также находились 2 отрубленные руки и 2 отрубленные ноги 2 других мужчин (по всей видимости, убитых воином врагов, которым, возможно, принадлежали 2 из 3 булав). В жертву была принесена одомашненная коза. По аутосомным генам: ок. 3/4 восточноевропейский охотник-собиратель, ок. 1/4 кавказский охотник-собиратель".

Как сообщает Википедия, у большинства представителей хвалынской культуры, живших 6700 лет назад, была обнаружена Y-хромосомная гаплогруппа R1b1a. Могильники хвалынской культуры представлены долихокранными, умеренно узколицыми (мезокефалия) европеоидами понтийского типа. На черепах людей зрелого возраста нередко встречаются поверхностные дефекты костной ткани овально-ладьевидной формы. Высказываются предположения о ритуальных причинах данных ударных травм, наносившихся, возможно, в ходе возрастной инициации. То есть, отбивали мозги напрочь. Оружие представляло собой ножи и кинжалы из кремня и кости, которые в могилах лежат в руках или в головах у покойных (даже детей). Судя по солярному орнаменту керамики, носители культуры поклонялись солнцу. Любопытна эта связь солнцепоклонников с воинственностью. Если ты поклоняешься солнцу, то сразу возникают "силы тьмы" и начинаются "холивары". Одним из характерных артефактов Хвалынской культуры являются т.н. зооморфные скипетры, представляющие собой инсигнии власти. Хотя непонятно, была эта власть жреческой или вождеской. Вполне может быть, что "хвалынцы" представляли собой этническую смесь из двух компонентов: основная масса происходила из местной Самарской культуры, а "тузы" пришли из района Мангышлака. Основная масса хвалынского населения погребалась достаточно скромно, без каких–либо признаков имущественного расслоения, и даже без выраженных признаков расслоения социального, но в то же время над некоторыми погребениями сооружали каирн из камня или небольшой могильный холм, ранний прообраз кургана. Впоследствии курган представлял собой настоящий холм, с которого погребённый вождь мог бы вознестись к небесным богам. И, конечно, повсюду в могилах встречаются останки лошадей, что говорит о чрезвычайно высокой роли этого животного в жизни "хвалынцев". Напомню, что первые набеги арийских пастухов на Балканы произошли между 4200 и 3900 г. до н. э. Так что, носители староевропейских земледельческих культур Гумельница, Варна и Караново в Восточной Румынии и Болгарии, скорее всего, увидели ариев такими, как они изображены на рисунке вверху, типа "чингачгуков" верхом на лошадях, с длинными клювами и перьями на головах, вооружённых пиками, луками со стрелами и каменными булавами на верёвках.

Богиня как Древо жизни.

 Хороший наглядный пример взаимозаменяемости образов Богини и Древа жизни.

Здесь мы видим ближневосточную Богиню, кормящую двух коз (или козлов).

А это - Древо жизни фригийцев из западной Анатолии.

Древо жизни хеттов, тоже живших в Анатолии, но в восточной её части.

Месопотамское Древо жизни, - здесь тот же мотив с козликами, объедающими листья растения.

И, наконец, Древо жизни сибирских нанайцев.

15 декабря 2021

Маргарет Энн Балкли aka доктор Джеймс Бэрри.


Михаил Ломоносов, чтобы иметь возможность учиться, шёл пешком в Москву с берегов Белого моря. Маргарет Энн Балкли, одержимая страстью познания, переоделась мужчиной и поступила в Эдинбургский университет под именем Джеймса Бэрри. 

Вот вопрос: почему у одних детей имеется эта жажда знания, а у других она начисто отсутствует?  

По-моему, здесь кроется глубочайшая антропологическая проблема, которую стараются не замечать и не касаться, ибо она разделяет человечество на два неравных подвида.
 

У самых истоков матриархата.

По Фрэзеру, воплощение богов в живых людей может быть:

1. Временным, которое выражается вдохновением, одержимостью и проявляется в сверхъестественном знании (пророчествах, предсказаниях).

2. Постоянным, выражающимся совершением чудес - как необычайно сильного проявления обычной способности [1].

Отождествление женщины с божеством могло произойти внезапно. Подобный пример приводит Дж. Фрэзер:

"Когда у галласов женщина устает от забот по хозяйству, она начинает говорить бессвязные речи и нелепо вести себя. Это признак того, что на нее снизошел св. дух Калло. Муж тут же простирается перед ней. Она не именуется более супругой, а носит титул "повелительницы". Она не печется более о своих домашних делах, и ее воля становится божественным законом" [2] (Источник).

Вот здесь Фрэзер подобрался близко, очень близко, к тому что я называю "священным матриархатом". 

Многие писали и говорили о том, что женщина, благодаря своей психо-физиологической конституции, более мужчины предрасположена к медиумизму. И о том же повествует Библия, указывая на Еву, которая вступила в контакт со змеем, то есть духом. 

Также многие религиоведы сообщают об устрашающей силе нуминозности. Нуминозное внушает страх и ужас, эпифании (богоявления) шокируют, а изменённые состояния сознания и аффекты одержимости сопровождаются сверхъестественными явлениями. 

Об этих шаманских чудесах можно почитать у Мирчи Элиаде в его исследовании первобытной религиозности "Шаманизм и архаические техники экстаза". Очевидно, именно эти сверхчеловеческие способности шаманок и заставили мужчин встать на колени перед ними. Наверно, отчасти этим можно объяснить и то, почему архаические идолы богинь частенько имели формы, навевающие ужас.  

-----------------------------------------------------------------

1. Дж. Фрэзер. Золотая ветвь. С. 106.
2. Там же. С. 109-110. 

"Обыкновенная богиня".

Величайшая балерина всех времён и народов Галина Уланова (1910-1998). Алексей Толстой называл её "обыкновенная богиня".
 

О мезолитическом захоронении младенца-девочки в Лигурии.

В статье "Europe’s Earliest Female Infant Burial Reveals A Mesolithic Society That Honoured Its Youngest Members" говорится о том, что международная группа исследователей обнаружила самое древнее из задокументированных захоронений младенца-девочки в европейской археологии. Богато украшенное захоронение в пещере в Лигурии (Италия) возрастом 10 000 лет включало более 60 проколотых бусин, четыре подвески и когти орла, лежащие рядом с останками. 

Анализ белка амелогенина и древней ДНК показал, что младенец был женского пола и принадлежал к линии европейских женщин, известной как гаплогруппа U5b2b. Детальная виртуальная гистология зубов девочки показал, что она умерла через 40-50 дней после рождения, и что она испытала стресс, который ненадолго остановил рост её зубов за 47 дней и 28 дней до её рождения. 

Анализ украшений, украшавших младенца, показал, с каким вниманием относились к каждому изделию, и показал, что многие украшения имеют следы износа, что доказывает, что они были переданы ребёнку от членов группы. Находка даёт представление об эгалитарном погребальном обращении с младенцем женского пола.

Некоторые украшения, найденные в захоронении "Neve" в Лигурии, Италия: бусы, сделанные из раковин морской улитки Columbella rustica (а - l) и проколотые подвески, сделанные из морского моллюска Glycmeris sp. (m - p) [Credit: David Strait].

14 декабря 2021

Богиня, "произрастающая" из фигового дерева.

 

Богиня, "произрастающая" из фигового дерева, предлагает фиги (инжир) и даёт воду жизни для души-ба в форме птицы. (Изображение на гробнице Тиануфера.) Интересно, что неспелый инжир источает молоко на срезе.

недозрелая смоква, источающая молоко (фиговый латекс)

 В этом смысле, фиги на дереве напоминают кормящие груди матери.

На Крите женщины так и ходили, с открытой грудью, как бы предлагая накормить своим молоком всех "труждающихся и обременённых".

Понятно теперь, почему фиговое дерево - это поистине "райское" дерево.  В этом контексте следует также вспомнить, что древнеегипетское слово, обозначавшее дерево сикомора, было "Nuhe" (пишется nh.t) и что это слово также имело значение "священное святилище".

Our Lady of the Sycomore from the tomb of Tjanefer, the third priest of Amun, Ramesside Period

Обратите внимание, что фиги образуются на голых ветвях сикоморы (смоковницы) до того, как на них появятся листья. Чудесное дерево - смоковница.


Астарта, сидящая на сфинксе.

Археологический музей - Никосия, Кипр

Непривычное изображение. Обычно можно увидеть Богиню, сидящую или стоящую на льве, а тут - сфинкс, да ещё и с подчёркнуто женскими формами. 

Для сравнения:

Богиня Кадеш