15 января 2022

Мужикизм Бахофена.

Несколько цитат из второго тома "Материнского права" И. Бахофена с моими иллюстрациями.

"Можно сказать и так: в духовной сфере правит мужчина, в сфере материи во всей её полноте господствует женщина".


"Коль скоро всё материальное оказывается связано с Землёй, то и Земля, в свою очередь, ограничивается сферой материального. Напротив, поскольку мужчина исключён из сферы материального, его безраздельным достоянием становится духовная сфера".


"Пифагорейцы сравнивают женщину с основанием треугольника, его горизонтальной стороной, мужчину — с отложенной от него вертикальной линией. За всеми этими сравнениями, приведёнными у Плутарха (Об Исиде и Осирисе, 56), стоит одна и та же идея: женщине как материальному основанию человеческого бытия мужчина противопоставлен как бестелесная потенция. Если она является материалом, то он — художником. Если женщина занимает место Земли, то мужчина напоминает Творца, который, подобно отношениям горшечника и горшка, противопоставлен Земле как воздействующая на неё извне незримая сила. С этой точки зрения не женщина, а один лишь мужчина может вступать в отношения с божеством в качестве священника: она принадлежит телесной жизни, он — бесплотной силе".


Увы, духовный мужчина и бездуховная, материальная женщина Бахофена являются интеллектуальными фикциями, которые вступают в противоречие с реальностью.  

К вопросу о причинах упадка древних матриархальных обществ.

"Причина упадка повсеместно одна: повсюду угасание жизни духовной коренится в той победе мещанства, которая обусловливается возрастанием житейского благополучия. Чем больше этого благополучия и комфорта в земной обстановке человека, тем меньше он ощущает влечения к запредельному. И тем больше он наклонен к спокойному, удобному нейтралитету между добром и злом".

Е.Н. Трубецкой

Я, кстати, выразил ту же идею в записях "При изобилии - патриархат, в нужде - матриархат", При изобилии - патриархат, в нужде - матриархат (2)При изобилии - патриархат, в нужде - матриархат (3) и В бедности - матриархат, в богатстве - патриархат

Патриархат — это, конечно, "мещанство в законе", воинственное мещанство, охраняющее и защищающее житейское благополучие мещан силой оружия.


14 января 2022

Что было раньше: поп или баба?

И. Бахофен во втором томе своего "Материнского права" (с. 208) указывает на тот "странный" факт, что в Древнем Египте ни одна женщина не отправляла какую-либо жреческую должность ни при мужском, ни при женском божестве. Так свидетельствует Геродот (История, II, 45). 

И. Бахофен снова седлает своего любимого "конька" и в очередной раз повторяет свою байку о том, что "в духовной сфере правит мужчина, в сфере материи во всей её полноте господствует женщина". "Материальный, вещественный характер женщины приводит, с одной стороны, к материнскому праву, господствующему во всех отношениях материальной, телесной жизни, а с другой стороны, — к её неспособности исполнять священнические обязанности, в которых как раз и задействована не эта телесная, материальная сторона, а напротив, бесплотная, высшая часть нашего «я»". 

Геродот (около 484 г до н. э. — около 425 г до н. э.) посетил Египет в его поздний период, когда Египет превратился в восточную сатрапию в составе Персидской империи. Геродот писал о том, что он видел своими глазами; он не мог заглянуть в далёкое прошлое Египта, в додинастический период. А мы ныне можем это сделать, выстраивая картину жизни древних египтян на основании археологических открытий. Вот лекция израильского археолога Михаила Фрейкмана "Храмы Древнего Востока: от неолита до храма Соломона", 

 


в которой он разделяет все древние храмы на "эксклюзивные" и "инклюзивные". "Инклюзивные" храмы строились так, чтобы вместить в себя как можно больше людей; "эксклюзивные" же строились так, чтобы исключить всех тех, кому не положено туда заходить. 

"Инклюзивные" храмы гораздо древнее "эксклюзивных". Они существовали до появления городов и государств. И в этих храмах не существовало жречества. Да и сами эти храмы были скорее святилищами, а не храмами в современном понимании этого слова. 

О насаждении арийской "солнечной духовности".

И. Бахофен во втором томе своего "Материнского права" (с. 197) пишет:

"О Персее миф сообщает, что он вступил битву с Горгонами и их царицей Медузой — младшей и единственной смертной из всех своих сестер (Диодор Сицилийский, Историческая библиотека, III, 54; Схолии к Пиндару, «Немейские песни», X, 6); Диодор (там же, III, 51) говорит о Горгонах как о родоначальницах всех амазонских племён Ливии [1].


Свой трофей герой посвящает Афине, ибо в её храме он некогда нашёл убежище и защиту. Та же богиня, которая защищает Геракла, Данаид и Тесея, которая опускает в урну белый камешек за матереубийцу Ореста, принимает под своё надёжное покровительство и победителя горгоны Персея. В этом качестве она получает эпитет Γοργοφόνος [2] (Орфические гимны, XXXII, 8).

Каков Персей, таков и Геракл, подобно ему, происходящий от Гипермнестры. О Геракле Диодор Сицилийский (Историческая библиотека, III, 54) сообщает, что он окончательно уничтожил горгон, равно как и остальных амазонок, когда проходил через лежащие к западу страны и воздвиг у берегов Африки названные в его честь столбы. Здесь, как и в мифе о Персее, в качестве амазонского царства вновь упомянута в первую очередь Ливия и лежащая к западу от неё земля. Диодор добавляет: «Геракл, решивший облагодетельствовать весь без исключения человеческий род, счёл неправильным оставлять какие-либо народы под унизительным женским господством»."

И хотя Бахофен постоянно "бубнит" о победе духа над материей [3], у меня возникает вопрос: почему эти "духоносцы", Персей и Геракл, устанавливали "царство духа" с помощью меча и дубинки?

Кадр из фильма "Геракл", 2018.

12 января 2022

Храмовый комплекс в Фесте.

Руины Феста включают в себя бассейны, многие из которых были ваннами, использовавшимися для очищения во время религиозных ритуалов. Кредит: Джебулон, CC0/Общественное достояние Википедии. Источник картинки.

Бассейны для священных омовений указывают на то, что Фест был центром религиозного паломничества, как Иерусалимский храм до его разрушения в Иудейской войне 70-го года. Там, при иудейском храме, тоже имелись бассейны для ритуальных омовений.

 

О сверхъестественных "корнях" материнского права.

И. Бахофен во втором томе своего "Материнского права" говорит о том, что "право является составной частью религии", оно есть "установление божественной воли", и, в то же время, он пишет о "материнском природном принципе", о "вещественно-женском правовом принципе". По-моему, тут Бахофен пытается соединить дога с носорогом, то есть религию и природу. Увы, мораль никоим образом не проистекает из природы, даже если природу написать с большой буквы и чтить её как богиню. В природе нет никакой морали. А если уж говорить о правах, то там царит единственное право - право сильного: "пасть порву", "моргалы выколю", и т. д.

Однако предоставим слово самому Бахофену:

"Согласно Схолии к Феокриту (Идиллии, IV, 25), во время элевсинского ήμερα της τελετής [1] процессия женщин и девушек несла священные книги законов в Элевсин. В связи с этим право представляется частью Элевсинских оргий, частью тайного учения мистерий. С этим согласуется и сообщение Нонна (Деяния Диониса, XLI, 344), где в мифе об основании Бериты упоминаются όργια θεσμών [2]. Таким образом, право является составной частью религии. Оно есть θεσμός [3]: установление божественной воли, έκ θεών δοθείς [4], как в качестве поясняющего дополнения отмечает Эсхил (Эвмениды, 392).

На эдилов как на жрецов Цереры было возложено попечение об отправлении правосудия. Многообразные их атрибуты целиком объясняются упомянутой связью с великой Богиней-Матерью. Они находятся в таком же отношении к народной общине, к рынку, зданиям, уличному движению и к отправлению правосудия, что и сама богиня. Нечто подобное можно сказать и о преторах. Они состоят в схожих отношениях с Bona Dea [5], что и эдилы с Церерой. Плутарх (Цезарь, 9) сообщает, что праздник Bona Dea всегда отмечается в доме какого-либо претора или консула. См. Плутарх (Римские вопросы, 17). Это жилище становится храмом богини, которую греки называют попросту γυναικεία θεός [6]. Bona Dea — это материнский природный принцип, которому обязана своим существованием всякая материальная жизнь, который питает её и содействует физическому, материальному благополучию народа. Она, таким образом, выступает в качестве материнской основы благосостояния всего государства, а претор и консул в силу своей связи с нею являются представителями материальной стороны народного бытия. С этими взаимоотношениями связана возложенная на этих магистратов забота об отправлении правосудия. Основой права выступает та же Праматерь, от которой исходят все материальные блага. Обязанность претора — осознать и выразить это; он — орган Bona Dea, Fauna-Fatua [7], её viva vox [8]. Благодаря такому отношению к первобытному вещественному материнству он становится способен держаться объективного aequum основанной на ius naturale справедливости, держаться опознанной в левой руке aequitas и множеством способов противостоять строгой формальной последовательности цивильного права". 

В отождествлении Bona Dea с "материнским природным принципом" — весь Бахофен. Дитя XIX века, он недалеко ушёл от своих современников, которые считали древние божества олицетворением природных стихий: грома и молнии, плодородия земли, ветра, солнечного света и воды. Но как из всего этого "вывести" материнское право, я ума не приложу. Природе наплевать и начхать на "права человека". Разве взрыв вулкана на острове Тера (Санторин) - не дело рук природы? Этот взрыв уничтожил процветавшую в Эгеиде цивилизацию, - ну и где же здесь заботливое "вещественное материнство"?! Нет, я этого решительно не понимаю. Однако продолжим следить за мыслью Бахофена:

"В качестве γυναικεία θεός Bona Dea целиком и полностью принимает природу Фемиды, в чьих мистериях столь выдающуюся роль играет почитание женского κτείς [9], sporium muliebre [10]. Евсевий Кессарийский, Евангельское приготовление, II, 3 in fine: Θέμιδος τα άρρητα σύμβολα... κτεις γυναικείος, δς έστιν εύφήμως και μυστικόν μόριον γυναικειον [11]. Имя γυναικεία θεός лишь тогда приобретает свой точный смысл, когда в нём обнаруживается та же самая физически-чувственная взаимосвязь. Отсюда следует, что с женским κτείς и его почитанием была связана мысль не только о женском плодородии, но в равной мере и о материнском таинства права, όργια θεσμών [12]. Подобным образом связь права со своим женским первоистоком проявляется и в выражении ius quiritium [13], которое применялось исключительно к частноправовым отношениям. Ибо квириты — это римляне, взятые со своей женско-материальной стороны, с точки зрения своего материнско-сабинского происхождения и, тем самым, физического, а не государственного бытия. Женственность как носительница права проявляет себя также в лице Юноны Монеты. Суда (Лексикон, Μονήτα) идентифицирует её с Justitia in bellis [14] (ει των όπλων άνθέξονται μετά δικαιοσύνης, χρήματα αϊτούς μη έπιλείψειν [15]). Она помогает раненому воину и содействует его начинаниям (Лукан, Фарсалия, I, 380). Храм её стоял на Area M. Manlii Capitolini [16]. Покушение на свободу, которое позволил себе этот римский герой, являлось преступлением против вещественно-женского правового принципа. Посвятив Юноне то место, на котором прежде стоял дом Манлия, римляне отдали наивысшую дань уважения этому принципу (Тит Ливии, История Рима от основания города, VII, 28; Овидий, Фасты, VI, 183)".

Единственное рациональное звено у Бахофена, за которое можно ухватиться и попытаться понять истоки "материнского права", я вижу в следующем пассаже:

"Плебс (πλήθος [17]) возводится к женско-вещественному материнству, в то время как патрициат выводит своё название и высшее религиозное значение из отцовского права и понятия patrem eiere [18]. Как мать всех плебеев предстаёт и легендарная Анна Перенна из Бовилл — селения, связанного с Афродитой и родом Юлиев, — которая в скудные времена года в качестве Bona Dea и ελεήμων [19] питает свой народ горячим хлебом (Овидий, Фасты, III, 523 и след., Макробий, Сатурналии, I, 12 Силий Италик, Пуника, VIII, 50 и след). Точно так же великой покровительницей плебса выступает и Церера. С нею преимущественным образом связана плебейская община, подобно тому как в Афинах народные собрания находятся в теснейшей связи с Деметрой. Храму Цереры она доверяет хранение своей казны, сюда же передаются законы и постановления сената, чтобы обезопасить их тексты от искажений Тит Ливий (История Рима от основания города, III, 55). Собрания общины проводятся под защитой Цереры". 

Итак, в скудные времена года Bona Dea питает свой народ горячим хлебом. А ведь могла бы и не питать! 


Бессонница.

 Александр Ротхау. Пан, утешающий Психею.


Картина, во многом созвучная моему настроению. Не могу сказать о себе: "душа Моя скорбит смертельно", но что-то близкое к тому имеется. Мне под 60, я теряю зрение и зубы, у меня седеют волосы, нарастает усталость и слабость во всём теле, и уже нет того сна, после которого утром встаёшь свежий как огурчик. Всё это, конечно, наводит на размышления о смерти. Потому и скорбит душа...

Утешаю свою душу-"психею" тем, что не только я, но и Солнце исчезнет когда-нибудь. Как говорится, всему своё время. Звёзды рождаются в "рукавах" галактики и затем медленно "сползают" к галактическому центру, где их поджидает гигантская чёрная дыра. И все они исчезают бесследно в этой дыре. В общем, ситуация такая же, как в песочных часах. Звёзды, как песчинки, устремляются к узкой горловине и "проваливаются" сквозь неё в Иномирье. Что там, - в Иномирье? Может быть там живут антиподы? Может быть там есть "иное живленьице"?

Пан, наверно, знает об этом...


10 января 2022

Что было раньше: охота или собирательство?

Надо обратить внимание на труды немецкого географа и зоолога Эдуарда Хана (1856—1928), подвергшего критике «трёхступенчатую» схему хозяйственного развития человечества: «охота — скотоводство — земледелие». Хан утверждал, что древнейшей стадией человеческого хозяйства были не охота и рыболовство, а собирательство. Из собирательства развилось примитивное «мотыжное» земледелие, которое было изобретением женщин и в котором применялся преимущественно женский труд. Одновременно мужчины занялись охотой и рыболовством. Позднее произошло одомашнение скота, причем Хан связывал его не с хозяйственными потребностями, а с религиозными мотивами.

Это очень интересная историософская концепция, которая, как я вижу, перекликается с мифом о Золотом веке. Лично мне как-то стрёмно представлять себе Золотой век как век охотников. Всё-таки, охота — это кровища и смертоубийства, занятие не для слабонервных. Я тут на днях прочитал "Удивительную историю аиста с дротиком", которую я экстраполировал на первобытное общество. 

"Ровно 200 лет назад, в 1822 году близ немецкой деревушки Клюц в Мекленбурге был пойман аист, с торчащим из груди охотничьим дротиком длиной 76 сантиметров.


Извлечённое из раны оружие показали этнографам – то есть учёным, изучающим разные народы и племена. Этнографы сделали однозначный вывод: дротик принадлежит какому-то племени из экваториальной Африки! То есть этот аист зимовал в Африке, там на него охотились какие-то дикие племена, он был ранен, но выжил и нашёл в себе силы прилететь в Германию...

После смерти героического аиста его чучело вместе с торчащим дротиком поместили в зоологическую коллекцию университета в городе Ростоке, там оно хранится и по сей день.

С 1822 года по настоящее время в Германии было надёжно задокументировано 25 поимок таких вот раненых аистов (по-немецки «пфайльшторьх», «Pfeilstorch») c торчащими из ран охотничьими приспособлениями африканских охотников – дротиками и стрелами!  

Учёных поражало не только то, что птицы оказались способны преодолевать многие тысячи километров (от северной Германии до экваториальной Африки – более 5000 километров по прямой!), но и то, насколько аисты сильны и живучи. Перелететь такое огромное расстояние с торчащим из раны дротиком – просто представьте себе такое! В голове не укладывается..."

Признаться, меня тоже поразила эта история, и мне стало "птичку жалко"... 

Наверняка, - подумал я, - и в древности тоже были такие сердобольные люди...

Матриархальное супружество и патриархальный "гетеризм".

Мне кажется, что И. Бахофен противоречит сам себе, когда он, с одной стороны, говорит о матриархальном "гетеризме", то есть беспорядочных половых связях, якобы угодных Матери-Природе, а, с другой стороны, он указывает на связь матриархальных богинь с законодательством. 

Цитирую:

"Сама Деметра именуется Θεσμοφόρος [1]. Так, в уже цитированном фрагменте из Диодора Сицилийского (Историческая библиотека, 1,14) сказано: ώς των νόμωνπρώτον υπ' αυτής τεθειμένων [2]. Нередко встречается выражение Ceres légiféra [3], например, у Вергилия (Энеида, IV, 58). К этому месту Сервий делает следующее замечание: Ибо, она, как говорят, изобрела законы: праздники в её честь называются Фесмофории; но это выдумка, проистекающая из того факта, что до открытия Церерой использования пшеницы люди блуждали без законов; это открытие положило конец их варварству, так как они разделили собственность на землю и пришли к принятию законов. Таким образом, Фесмофории называли установлением законов; может, потому в храме Цереры законы высечены в бронзе? — А другие говорят, что бракам покровительствует Церера, ибо она первая вышла замуж за Юпитера и положила начало основанию городов, как говорит Кальв: «И установила священные законы, и браком связала тела любящих, и основала могучие города»."
Ясное дело, что брачная жизнь есть жизнь по закону, который, как утверждает И. Бахофен, "проистекает" из афинского Метроона, святилища Матери богов, в котором находились государственные документы.

Как это понимать? 

Если мыслить чисто рационально, то "гетеризм" в целом на руку мужчинам. Тогда как от брачных отношений выигрывают женщины. 

Если все женщины договариваются между собою и "дают" мужчинам только при условии заключении брака и никак иначе, то мужчины в такой ситуации обязаны тянуть семейную "лямку" [4]. Женщины от этого очень сильно выигрывают, если, опять же, договорившись, они всем коллективом выражают презрение по отношению к шлюхам-"штрейкбрехерам", которые "дают" просто так и сильно сбивают цену сексуальных отношений. Поэтому, конечно и безусловно, брак - это чисто женское изобретение: женщина "отдаётся" мужчине только в обмен на его постоянную помощь по хозяйству. Естественно, брак связан с матриархатом, ибо лишь в рамках семьи женщина может "использовать" мужскую силу в своих интересах. И наоборот: "гетеризм" является сугубо патриархальным явлением. 

Дорожный знак, указывающий путь в бордель в Помпеях, 79 н.э.

-------------------------------------------------------------------------

[1] Законодательница (др.-греч.).

[2] Поскольку законы были первоначально установлены ею (др.-греч.).

[3] Церера, дающая законы (лат.).

[4] Кстати, в русском языке слово "супруг" является однокоренным со словом "упряжь", "упряжка". То есть, смысл супружества заключается в том, что супруги, подобно быку и корове, добровольно запряглись в одну "упряжку" и тянут вместе, бок-о-бок, семейную "телегу" по жизни.   

Гриффонада.

На улице идёт снег, и, глядя из окна на мириады совершающих свой жизненный цикл снежинок, я продолжаю "штудировать" заинтересовавшую меня тему грифонов.

Сохранились изображения грифонов на крито-минойских ларнаках (гробах, по-нашему). Это свидетельствует о том, что грифоны, во-первых, существа потустороннего мира, а, во-вторых, они, возможно, являются "переносчиками" души умершего в загробный мир.

 

Часто грифоны изображались парами, как на верхнем изображении, где два грифона запряжены в колесницу.

А здесь, по-моему, два грифона указывают крыльями на то, что невидимо, - то есть, на Богиню.

Грифоны по обе стороны от богини (?), у которой лабрис над головой.


О связи священного дерева с Богиней в крито-минойской культуре я уже говорил. Поэтому здесь может быть не "богиня на дереве", а "богиня-дерево", как ашера в Палестине.


Несомненно, здесь что-то написано, но у нас нет "ключей" для прочтения этого текста, а "гадать на кофейной гуще" - занятие бесполезное.

А тут мы видим грифона, сидящего на алтаре (?) между Богиней и адорантами, что может свидетельствовать о посреднической роли грифонов.

В Древнем Египте образ грифона имел местные специфические черты. 

На этом изображении на циппе (надгробном украшении) птолемеевского периода IV в. до н.э. мы видим ту же пару грифонов, как и на крито-минойском ларнаке, только здесь стоящий в колеснице стреляет из лука. Надо обратить внимание и на пару крокодилов; их аналоги существуют и в крито-минойской изобразительной традиции. 

09 января 2022

О морали родового общества.

В статье "Тайна ритуала скифов: недавнее открытие воронежских археологов" написано:

"В 2015-2016 гг. археологи обнаружили у села Казачье на Дону недалеко от Липецка древнее поселение со следами скифской культуры. [Там археологи] нашли колодец, которым жители пользовались в 8-7 вв. до нашей эры. Недавно в нём обнаружили останки трёх мужчин. Всем мужчинам более 50 лет, на теле двоих - следы заживших при жизни травм позвоночника и костей - скоре всего, они были старыми воинами. Их возраст необычен для скифов, мужчины этого народа редко доживали до 28-30 лет, и по их понятиям умершие были древними стариками". 

Если мужчины скифов редко доживали до 28-30 лет, то, значит, как правило, они умирали в возрасте 25 лет или раньше. 

Выходит так, если послушать автора сей статьи. 

А почему они умирали так рано? 

— Козе понятно: они же - дикари!

Так, наверно, ответил бы автор. 

В современной цивилизованной России у мужчин ожидаемая продолжительность жизни - 65,4 года (Источник), - ну не может же быть, чтоб и скифы жили столько же! 

Я, конечно, не могу сказать, какова была средняя продолжительность жизни скифских мужчин, но 25 лет - это, по-моему, явный "перебор". 

Общество, в котором мужчины редко доживают до 28-30 лет, представляется неким "гадюшником", клубком змей, которые кусают и жалят друг друга. Типа, вышел из дома на двор по нужде, и не вернулся, - только рука торчит из нужника. 


Мысли, навеянные полотном художника.

Гуго Мерле. "Сумасшедшая из Этреты". 1871 год.


Полотно французского художника изображает босоногую неопрятную женскую фигуру у колодца, сжимающую бревно как младенца. 

Может ребёнок утонул в колодце, а его мать сошла с ума от горя? Как бы там ни было, но эта картина относится к числу "душераздирающих". И здесь с предельной откровенностью показано, что, вообще говоря, жизнь — это боль. Мёртвые не болеют; а живых невыносимая боль иногда сводит с ума.

И, наверно, стремление к обогащению есть бессознательное бегство от боли. "Маммона,  спаси и сохрани от страданий", - такова "молитва" всех богатеев. Большие деньги действительно способны сделать жизнь комфортной; по нынешним временам, можно даже никуда не выходить из собственного дома, - всё привезут и доставят. 



Источник: https://womanadvice.ru/bog-bogatstva-u-grekov

Грифоны у скифов и древних славян.

Во время летних полевых работ 2021 года Донской археологической экспедицией ИА РАН была обнаружена могила, указывающая на пребывание скифов на среднем Дону. В кургане Девица V, Воронежской области археологами было найдено захоронение, которое явно имело отношение к скифскому периоду (IV во. до н.э.). Главной находкой экспедиции оказалась серебряная накладка длиной 34,7 см, шириной в средней части 7,5см с изображением скифских богов.


По мнению исследователей в центре композиции изображена крылатая фигура Владычицы зверей и покровительницы человеческого и животного плодородия – богини, известной в литературе как Аргимпаса, Кибела, Великая богиня и т.д. Верхняя часть её тела обнажена. На голове – убор типа короны с рогами, с двух сторон её окружают фигуры крылатых орлиноголовых грифонов (Источник). 

Грифоны хорошо нам известны по крито-минойской культуре. Мы видим их там, где присутствует Богиня; или они указывают на предполагаемое присутствие Богини, если она не изображена. 

Detail of the griffin fresco from the throne room, palace of Knossos, Crete, 1700-1450 bce

Грифоны в т. наз. "тронном зале" кносского дворцово-храмового комплекса

Грифон рядом с Богиней на изображении крито-минойской культуры

Материнское право как составная часть ius naturale.

онятие права нисколько не ограничивается жизнью человека, но распространяется и на всё творение. Весь мир подвластен одному и тому же закону материи. Общность права объединяет людей и животных, покоясь на их естественном родстве. Постулировавшееся ещё Пифагором и Эмпедоклом непрестанное переселение душ из одного организма в другой свидетельствует о том, какое единство усматривали в те времена во всём одушевлённом творении и сколь естественной должна была представляться общность единого великого физического природного закона. Лучше всего об этом пишет Плутарх во втором трактате «О мясоедении», где основные положения обоих названных философов представлены как продолжение древнейших греческих воззрений. Всё это нельзя представлять себе как пустую абстракцию. Древнее ius naturale — в отличие от того явления, которое в наше время известно под тем же именем — не является бессодержательной философской спекуляцией. Это историческая реалия, ступень в развитии культуры — более древняя, чем сугубо государственно-оформленное право; это выражение самой изначальной религиозной идеи, памятник пережитого человечеством опыта, явление столь же историческое, как и материнское право, которое само составляет одну из его частей", - говорит И. Бахофен во втором томе своего "Материнского права" (с. 175).

Это к вопросу о примордиальной, первоначальной, или, как её ещё называют, изначальной Традиции (с большой буквы). Как говорит И. Бахофен, ius naturale — это "выражение самой изначальной религиозной идеи". А материнское право является первым "оформлением" этой идеи. 


08 января 2022

И. Бахофен о связи свободы и равенства с материнским принципом.

"Оба Диоскура носят яйцевидные шапки: каждый — по половине того яйца, из которого они родились (Лукиан, Диалоги богов, 26; Стаций, Фиваида, IV 236; G. В. Passen, Thesaurus gemmarum, 1750, tab. 80). Тем самым они свидетельствуют, что являются сыновьями своей матери и причастны материнской справедливости. Подражанием их pileus [1] является головной убор рабов, надев который, те получают свободу. Как только на бритую голову раба возлагается яйцевидная шапка, невольник возвращается к свободной жизни, которая φύσει [2 есть достояние всех рождённых праматерью. 

С вещественно-материнским прародительским яйцом связывается идея свободы и равенства всех людей. Всем лишившимся этой свободы aequitas праматери возвращает их естественно-материальное право. В храме Феронии, плодоносящей матери, стоит каменный трон, на который усаживались рабы, чтобы вновь получить свою природную aequalitas [3] (Сервий, Коммментарии к «Энеиде», VII, 799; VIII, 564) от богини, которая в образе Fides и Fidonia [4] оставалась им верной матерью вопреки всей букве статей государственного права — invida iura, malignae leges [5] (Овидий, Метаморфозы, Χ, 32). За это вольноотпущенники воздвигают ей храм (Тит Ливии, История Рима от основания города, XII, 1. — Ср. Ульпиан, Дигесты, XI, 7.2 рг).

Природное равенство как дар материнской aequitas проявляет свою связь с яйцом также и в цирке. Символически цирк знаменует собою не что иное, как орфически-вакхическое праяйцо. Цирк предстаёт местом естественной свободы и именно потому, как свидетельствует Макробий (Сатурналии, I, 11) и Цицерон (О дивинации, I, 26; II, 66), появление в нём ludorum praesul [6], которого хозяин только что подверг наказанию, воспринимается как кощунственное нарушение естественного права яйца. По той же самой причине византийский ипподром считается местом, как нельзя более подходящим для манумиссии (Амлшан Марцемин, История, XXII, 7). В соответствии с той же логикой рабы не допускались к Megalensia magnae matris [7] (Цицерон, Об ответах гаруспиков, 11 и 12) — играм, которые у схолиаста к «Сатирам» Ювенала (XI, 191, в издании Cramer, Anecdota Graeca, p. 452) носили также название Circenses [8]. В Херонее, как сообщает Плутарх (Римские вопросы, 16), рабам под страхом побоев возбранялось входить в храм Левкофеи, а в Риме — в храм Матери Матуты. Вещественной Матери представляется невыносимым кощунством уже сама демонстрация ограничений личной свободы, идущих вразрез с её природным законом.

Птицы — древнейшие порождения прародительского яйца, свобода — их изначальное состояние: они в буквальном смысле этого выражения «свободны как птицы». Точно так же и всех мифологических Праматерей, появившихся на свет из яйца, древние представляли себе в образе птиц. Впрочем, в изображении Аристофана птичий город Тучекукуевск предстаёт вольной Икарией, не связанной никакими традиционными устоями и писаными законами, воплощением совершенной демократии, борющейся за присущую птицам естественную свободу.

Очередная порция афоризмов.

1. Любовь есть некое неистовство (Платон).

Ну да: сначала пять минут неистовой "горячки", а потом пять лет "охлаждения" на зоне...

2. Монстры – это мы. Глубоко внутри у нас сохранилась часть мозга рептилии, которая убивает, и ей всё равно (Джон Карпентер).

Это в продолжение предыдущей темы.

3. Душа каждого человека связана с душой мира точно так же, как любой родник - с потоком подземных вод (Янн Мартел «Жизнь Пи»). 

Красиво сказано, однако я сомневаюсь, что именно у каждого человека есть душа; как-то плохо сочетается "мозг рептилии, которая убивает", с душой, "нежной как цветок".

4. Когда Иван Грозный отменял опричнину, он прежде всего запретил упоминать, что она была: за упоминание — батоги (Михаил Гаспаров о традициях исторической памяти. Записи и выписки).

5.

Археологи нашли первую жертву эгейского цунами 1612 года до н. э.

В 2001 году в курортном городе Чешме, расположенном на Эгейском побережье Турции в 80 километрах от Измира, археологи обнаружили остатки древнего поселения, получившего название Чешме-Багларараси. По всей видимости, оно возникло в эпоху ранней бронзы, то есть в III тысячелетии до нашей эры, и было важным портом своего времени.

Около 3600 лет назад произошло невероятно мощное извержение вулкана (отнесённое к категории 7 из 8 по индексу взрывоопасности) на острове Тера или Тира (ныне Санторини), расположенном в Эгейском море. По оценкам специалистов, взрыв был в сто раз сильнее того, который разрушил Помпеи. Было выброшено от 40 до 80 кубических километров горной породы, газово-пепельная колонна достигала середины стратосферы на высотах 38 — 39 километров. Есть теория, что эта катастрофа стала источником мифа о гибели Атлантиды.


Одна из самых больших загадок извержения Теры — отсутствие жертв. По оценкам экспертов, более 35 тысяч человек погибли в результате цунами, спровоцированного извержением другого вулкана — Кракатау. Аналогичное количество жертв приписывают и цунами в Эгейском море. Однако до сих пор не было обнаружено ни одной жертвы цунами, вызванного взрывом Теры. Это связано с тем, что цунами, как правило, уносит в море обломки и тела, не оставляя очевидных "улик" на берегу. И по этой причине остатки жертв эгейского цунами до сих пор не были найдены — ни одного тела.

Теперь же на месте раскопок, известном как Чешме-Багларараси, остатки одной из жертв исторической катастрофы были наконец обнаружены. Здесь археологи нашли слой древнего мусора, оставшийся после цунами и не смытый обратно в море из-за стены. В этом-то мусоре исследователи и нашли скелет молодого, здорового человека с признаками травмы тупым предметом. Рядом в обрушившемся дверном проёме были также останки собаки. Радиоуглеродная датировка материала, окружавшего эти останки, позволяет предположить, что и человек, и собака умерли в 1612 году до н.э., что теперь позволяет точно датировать извержение Теры. (По другим источникам, радиоуглеродный анализ показал, что это событие произошло или около 1612–1573, или около 1565–1501 годов до нашей эры.)  


07 января 2022

Рим создал армию, которая "угробила" Рим.

Ричард Лахман в своей монографии "Государства и власть" (Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020) всего на десяти страницах (29-41) изложил то, что Эдуард Гиббон растянул на шесть томов «Истории упадка и разрушения Римской империи».

"Ключевым институтом римлян была армия, то же самое касалось и всех остальных древних империй. Высшие чины Римской республики и императоры более поздних веков по большей части были выходцами из военной среды [1]. Армия была тем институтом, который гарантировал, что завоёванные территории так и останутся завоёванными, что дань будет течь в Рим, а состоятельные граждане империи смогут эксплуатировать провинции и вести с ними торговлю.  

I Рейх

Римляне не скупились на насилие. Действительно, владеть территориями получалось у них отчасти потому, что применение крайнего насилия порождало память о терроре, которая способствовала тому, что побеждённое население долгое время после завоевания оставалось в повиновении. Одним из наиболее впечатляющих примеров является распятие 6 тысяч мятежных рабов после поражения Спартака в 71 году дон.э., которое стало залогом того, что Римской империи никогда больше не пришлось столкнуться с большим восстанием рабов. Терроризм действовал как надо.

В Римской империи было мало администраторов, и даже с учётом универсальной латинской грамотности элит по всей империи и наиболее передовой в древнем мире системы дорог


сообщение между провинциальными администраторами и столицей было медленным и неравномерным. Поэтому основным органом администрирования была армия. Каждый легион отвечал за то, чтобы на подчинённой ему территории не возникало мятежей, а также чтобы она выплачивала дань Риму.

Римские легионы ок. 14 г. н. э.

Римские легионы ок. 400 года н. э.

Почему древние греки прикрывались головой горгоны Медузы?

Фрагмент рельефа с изображением Ахилла, стоящего над поверженной амазонкой. Греция, архаический период, ок. 600 г. до н. э. Материал: терракота. Сейчас выставлен в Музее Метрополитен.

Однако совершенно непонятно, почему на щите Ахилла мы видим изображение горгоны Медузы - существа, в общем-то, враждебного древним грекам. Ведь горгоны являются остатками доолимпийского пантеона, которые (под воздействием «олимпийцев») в сознании древних греков постепенно превратились в чудовищ. Персей убил Медузу, и из капель крови, упавшей в пески Ливии, появились ядовитые змеи и уничтожили в ней всё живое. 

«Персей» с головой горгоны.
.

И с тех пор этой мёртвой головой прикрываются как греческие боги и богини,

Афина Паллада в эгиде с головой Медузы.

так и греческие герои.

Мозаика I в. до н. э., изображающая Александра Македонского с головой Горгоны на нагрудной пластине доспехов.

Ситуация чем-то напоминает лагерную практику советских "зэков", когда они делали на груди и спине наколки Сталина и Ленина. Байки о портретах Ленина и Сталина в советских тюрьмах рассказывали новоприбывшим. Некоторые и правда верили, что охранники не станут стрелять по вождям.

О принципе коллективной ответственности в архаических обществах.

"Аборигены воспринимают друг друга и самих себя в неразрывном единстве с другими членами коллектива. <...> Наряду с постоянной взаимопомощью одним из наиболее ярких проявлений этой слитности, "спаянности" людей в австралийских коллективах, в особенности близких родственников, является характерный для аборигенов принцип коллективной ответственности: вина аборигена ложится на его близких сородичей, а их вина переносится на него. Так, при осуществлении мести, убивая отца, могут убить и детей, вместе с мужем могут убить жену; если виновного не находят, могут удовлетвориться местью его брату или племяннику, и т. п." (Цит. по: Артёмова О. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. - М., "Наука", 1987, с.36-37). 

Да, об этом не стоит забывать, когда мы находим следы неолитических "разборок" в Старой Европе. 

Массовые захоронения, относящиеся к эпохе линейно-ленточной керамики.

Захоронение в Тальхейме (примерно 5000 год до н. э.) представляет собой яму, в которую не положены, а свалены тела 34 мужчин, женщин и детей с проломленными головами. 

Реконструкция одного из орудий убийства в Тальхейме.

И реконструкция самого убийства во всех деталях.

Венера в законе.

И. Бахофен во втором томе своего "Материнского права" (с. 158-162) приводит высказывания античных авторов, свидетельствующих о связи Афродиты и схожих материнских божеств с правом и правосудием.

"Об Афродите Сирийской в происходящей из Англии надписи, опубликованной в Henzen-Orelli, Inscriptionum Latinarum selectarum amplissima collectio, vol. III, nr. 5863, сказано: Дева на небе во Льве, подательница колосьев, родоначальница справедливости, основательница городов. - Церера, Богиня Сирийская, взвешивающая на весах жизнь и справедливость. К этому высказыванию можно присовокупить и сообщение Кассия Диона (Римская история, XLIII, 21), согласно которому Цезарь создал свой форум, предназначенный для отправления правосудия, возле храма Афродиты, матери рода Юлиев. В связи с этим важным представляется известие Плутарха в собранных им изречениях римских полководцев (в Hütten VIII, 141), что Сципион Африканский в покорённой им Бафии (Бадахос?) вершил суд в храме Афродиты. Характер Юстиции носит афродитическая Сирийская богиня также в изображении Гигина (Мифы, 197): с Луны в Евфрат падает яйцо; рыбы выкатывают его на берег, голубки высиживают его. Отсюда вырисовывается образ теллурической Праматери, о которой сказано: "И справедливостью, и честностью превосходит прочих". О Венере Овидий (Фасты, IV, 86) говорит так: "И дарует закон небу, земле и породившим [её] волнам". В «Ночном празднестве Венеры» сказано (7): "На высоком троне завтра будет суд она [т. е. Диона] вершить" и (там же, 50): "Будет суд вершить богиня, сядут Грации вблизи" (аллюзия на consilium [1], заседающий совместно с отправляющими правосудие магистратами). Аммиан Марцеллин (Деяния, XLI, 11) именует Немезиду — столь близко родственную Афродите Рамнунтскую Матерь — causarum et arbitra regum [2].

Особого внимания заслуживает миф об основании сирийского города Бейрута, школа юриспруденции которого была знаменита ещё в императорскую эпоху и который Григорий Назианзин, сам изучавший здесь право, называет "славный город Финикии, жилище авсонийских законов" (Сократ Схоластик, Церковная история, IV, 27). Миф этот сообщает столь сведущий в азиатских религиях Нонн (Деяния Диониса, XLI, 85 и след.). Афродита-Берое предстаёт здесь матерью теллурических бездн, царицей напоённого влагой ночного неба, но при этом она является также и источником и носительницей права, учредительницей мира на земле, владычицей великой гармонии, которой исполнены небо, земля и все элементы материального творения — свойство, присущее также и праву. Без сомнения, само право было жреческим занятием, его изучение было связано со святилищами Афродиты, как медицина — с храмами Трикка и Эпидавра. Отсюда и выражение justitiae sacerdos [3], которое использует уроженец Тира Ульпиан в Дигестах (D.I.1.1.1)".