21 июня 2022

«Дом со львом».

Блогер [personal profile] kuba в своём рассказе о поездке в Поволжье сообщает:

"Кульминацией всей Поволжской поездки, пожалуй, можно назвать посещение т.н. «дома со львом», что в с. Поповка под Хвалынском. Это редчайший дошедший до нас памятник крестьянского (старообрядческого) искусства, чудом спасенный от сноса волонтерами несколько лет назад, сохранивший интерьерные росписи нач. ХХв.

Этот нарядный дом принадлежал когда-то старообрядцу — жителю села Поповка, что под Хвалынском. Дом готовился под снос, но был спасён энтузиастами. Истинное сокровище дома — сохранившиеся интерьерные росписи, выполненные художниками-богомазами более 100 лет назад" (Источник). 

Этот лев напомнил мне о "львиных воротах" в городах, существовавших до катастрофы бронзового века.

Аладжа-Хююк


К вопросу о каменных снарядах.

"Жители Хассуны охотились на газелей и ослов, вернее онагров (диких ослов). Обычным охотничьим оружием была праща; снаряды для пращи изготовлялись из глины и обжигались; они имели стандартную форму, не изменившуюся даже несколько тысячелетий спустя, когда материалом для их изготовления стал служить свинец", - сообщает автор статьи "Поселение Хассуна".

С этим сообщением интересно сопоставить мою запись "Хулиганы из Чатал-Хююка". Получается, что запасы глиняных снарядов, обнаруженных при раскопках Чатал-Хююка и других археологических памятников на Ближнем Востоке, заготавливались впрок для охоты на газелей и ослов, а не на случай нашествия противника.


 

О «болванообразных» фигурках из слоновой кости.

Герзейская культура додинастического Египта датируется ок. 3600 — 3300 гг. до н. э.

Автор статьи "Основные черты культуры герцейского периода" сообщает:

"В области культа и ритуала натуралистические статуэтки из слоновой кости уступили место условным «болванообразным» фигуркам из того же материала, которые в конце концов, в минойский период, получили распространение на Крите".

Честно говоря, я ничего не знаю о «болванообразных» фигурках крито-минойской культуры. Даже никогда не видел их. Однако возьму на заметку это сообщение, тем более что мне интересно всё, что касается крито-египетских культурных связей. 

«Всё течёт, всё меняется».

Когда-то я с удовольствием смотрел телепередачи, особенно мне нравились "Взгляд" и "До и после полуночи". Теперь я совсем не смотрю телевизор.

Когда-то я покупал и читал газету "Завтра" А. Проханова, ездил в Москву, чтоб там купить книги А. Дугина. Сейчас мне не интересны ни тот, ни другой.

Всё меняется. Меняется окружающий мир, меняются люди вокруг меня и, конечно, меняюсь я сам. Я уже совсем не тот ltraditionalist, каким был в 2013 году, когда создал свой блог в Живом Журнале.

19 июня 2022

Ещё немного о додинастическом Египте.

"Амратийцы покрывали тело разнообразной татуировкой" (Источник). 

Значит, в принципе, татуировки могли делать также и носители других неолитических культур. Например, носители культуры Кукутени-Триполье. 

Представители додинастических культур Египта "на шее носили ожерелья из кружочков, вырезанных из скорлупы страусовых яиц, бус из сердолика, стеатита и полевого шпата или бус, покрытых зелёной глазурью, а также из морских раковин или кораллов. Руки они унизывали браслетами из раковин, слоновой кости и панциря черепахи". Кроме того, они использовали всякого рода косметические краски для лица и особенно для подведения глаз. Всё это мы наблюдаем и в других неолитических культурах. Уже в Чатал-Хююке изготавливались зеркала, очевидно, с целью обмена, а в Индо-Хараппской цивилизации существовали целые города, специализировавшиеся на изготовлении женских "побрякушек". Надо полагать, торговля этими "побрякушками" в те времена была столь же важной статьёй экспорта, как ныне нефть и газ для государства российского. 

Здесь, конечно, возникает вопрос: а кто же был основным потребителем этих изделий — мужчины или женщины? Если женщины, то тогда получается, что вся неолитическая экономика была настроена на удовлетворение их спроса и потребностей.

"Вникая в предметы духовной культуры, можно проследить много общего в одежде людей, изображённых на амратских сосудах и в наскальных рисунках Северной Африки и Восточной Испании. Оперённые головные уборы мужчин, изображённых на сосудах с белым крестолинейным орнаментом, повторяются в наскальных рисунках Сахары, так же как футляры для половых членов, знакомые нам по амратским статуэткам. На ноге одной из статуэток есть браслет, имеющий аналогии среди изображений в Ин-Эззане (Сахара) и Когуле (Испания). Амратские собаки напоминают по внешнему виду собаку, изображённую на стене убежища в Альпере. Эти и другие соображения подобного рода приводят некоторых учёных к выводу о миграции ливийцев и смешению их с бадарийскими предками амратийцев".

Немного про амратскую культуру.

В Верхнем Египте на смену бадарийской культуре приходит амратская культура (или культура Негады I), которая, весьма вероятно, происходит непосредственно от бадарийской.

Амратийцы, по всей вероятности, первые приступили к систематической обработке в заливной пойме Нила естественно орошавшихся земель, ибо протекавшие по пустыням вади, по-видимому, уже не могли снабжать их достаточным количеством влаги. Тем не менее, хозяйство продолжало ещё носить «смешанный» характер, то есть представляло собою совокупность новых приёмов «производства пищи» со старым охотничьим промыслом, рыболовством и собирательством. Такая двойная эксплуатация природных ресурсов долины Нила вызвала большой рост населения. Сильно увеличилось количество поселений, и многие из них, по-видимому, выросли в большие деревни.

Многие учёные полагают, что каждая амратийская деревня, подобно деревням культуры Динка на Верхнем Ниле, принадлежала отдельному клану, имевшему свой тотем. Действительно, в таком случае изображение на сосудах крокодилов, скорпионов и других омерзительных существ можно было бы объяснить тем, что это были тотемические животные; кроме того, мы знаем, что некоторые амратские символы появляются снова в исторический период как эмблемы номов. Возможно, что в число этих изображений входили и женщины с коровьей головой и животное, связываемое с богом Сетом. Первая эмблема позднее выступает в виде богини-матери Хатхор, но, пожалуй, было бы слишком поспешно делать вывод, что Хатхор или Сет почитались как божества ещё во времена амратийцев. До сих пор погребения амратийцев не дают прямых свидетельств о каких-либо царях или вождях. Но на одной палетке этого периода, хотя и найденной в Верхнем Египте, вырезано изображение Красной Короны, которую позднее носили фараоны как символ царской власти над Нижним Египтом! Возможно, что в тот период уже существовало рабство. Именно таким образом трактуются статуэтки водоносов, обычно женские, и пленников со связанными за спиною руками. О существовании частной собственности в противоположность общественному имуществу всего клана можно судить по тому, что на сосудах часто встречаются выцарапанные значки, обозначавшие принадлежность их определённому хозяину; все сосуды в одном погребении бывают, как правило, помечены одним значком (Источник).

Немного о натуфийцах.

"Натуфийцы были охотниками-рыболовами и обычно жили в пещерах, расположенных близко от воды и от тех мест, где водилась дичь. Наше представление об их физическом сложении сводится к тому, что это был низкорослый народ, представители которого достигали роста не более 1,50-1,57 метра и имели длинный узкий череп. Подобно современным племенам банту и некоторым древним племенам, населявшим окраины Сахары, они имели обыкновение вырывать у себя с корнем передние зубы. Натуфийцы ловили рыбу на прикреплённый к лесе крючок (их костяные крючки являются, вероятно, самыми древними из всех известных рыболовных крючков) или с помощью тонких костяных гарпунов" (Источник).

"Обыкновение вырывать у себя с корнем передние зубы" свидетельствует о том, что у натуфийцев существовали обряды посвящения. Это просто удивительно и поразительно, насколько всеобщими и универсальными были эти обряды в архаических обществах! Как это можно уразуметь, что различные общества, разделённые многими тысячами километров и многими тысячами лет, практиковали одни и те же инициатические обряды (с некоторыми локальными "нюансами")? И почему все они приходили к необходимости проведения такого рода обрядов? Ведь живут же современные люди без инициаций! Более того, любой человек, который рискнул бы возродить обряды посвящения в современном мире, тут же оказался бы в тюрьме по обвинению в создании экстремистской организации, посягающей на личность и права граждан.
 

18 июня 2022

Доместикация в пустынях.

Одомашнивание некоторых диких животных могло иметь место в пустынных и полупустынных территориях Африки и Аравии. На это намекает автор статьи "Возникновение земледелия и скотоводства". Как известно, земли, на которых сейчас располагаются великие африканские и аравийские пустыни, не всегда были такими засушливыми. Некогда Северная Африка выглядела иначе.

Люди занимались охотой, и в ус не дули. "Но условия всё усиливающейся засухи, должны были стимулировать переход к экономике производства пищевых ресурсов. Усиленная концентрация населения на берегах ручьёв и у пересыхающих источников вела к всё более интенсивным поискам новых средств пропитания. Животные и люди тянулись к оазисам, которые постепенно отделялись друг от друга всё более широкими полосами пустыни. Такое невольное и близкое сосуществование людей и животных и могло явиться причиной, породившей между ними тот вид симбиоза, который подразумевается под понятием «одомашнение животных»".

Что-ж, вполне может быть... "Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться...".

Немного о Тасийской культуре.

В русскоязычной Википедии о Тасийской культуре — древнейшей из археологических культур додинастического периода на территории Верхнего Египта, существовавшей около 4500 года до н. э., — буквально ноль информации.

Интересная информация об этой культуре в статье А. А. Сошникова "Неолитические культуры Древнего Египта". 

В принципе, он повторяет ту же тему, которую и я развиваю: "Кочевники, отступающие из постепенно высыхающих степей, оседали на берегах Нила". То есть, надо полагать, долина Нила заселялась пришельцами с запада, со стороны Сахары. 

Однако, не так всё просто. Были и пришельцы с востока, со стороны Синая. "В Дельте и у Фаюмского озера в V тыс. до н. э. поселились земледельцы из Передней Азии. <...> Убранство домов, формы керамики и предметов утвари говорят о том, что предки этих земледельческих групп пришли из Южной Палестины".

То есть, Верхний Египет заселили скотоводы из Сахары, типа кочевого пастушеского племени хадендоа образца XIX века, а Нижний Египет заселили земледельцы из Передней Азии. 

Очень любопытно сходство тасийской керамики с керамикой ККК. Цитирую: "Особый интерес европейских исследователей, занимающихся доисторическим периодом, вызывает в Верхнем Египте керамика из Деир-Тасы. Она появилась на свет, очевидно, до середины IV тыс. до н. э. <...> Наибольшее значение имеют чёрные сосуды в форме колоколовидных кубков, со скруглённым дном и расширяющимися раструбом краями. <...> Rолоколовидные кубки тасийцев украшены нарезными линиями, заполненными для большей отчётливости узора белой пастой, и не лишено вероятности, что эти зонально расположенные узоры были подсказаны переплетением прутьев корзин. Корзины подобной формы и с подобного рода орнаментацией изготовляют в Африке и в наши дни. Серые и чёрные сосуды, вышедшие из рук жителей Верхнего Египта, аналогичны формам, которые в III тыс. до н. э. существовали в Западной Европе. <...> Можно предположить, что около 3000 г. до н. э. земледельческое население несколькими волнами пересекло Северную Африку и Гибралтарский пролив и докатилось до Европы. Здесь оно столкнулось с ленточной керамикой, двигавшейся с Балканского полуострова". 

"Находки зёрен пшеницы двузернянки и ячменя при раскопках тасийских поселений свидетельствуют о том, что они, вне всякого сомнения, занимались выращиванием этих злаков. Но неясно, в какой мере выращивание злаков сочеталось со скотоводством; имеются, однако, сообщения о находках костей овцы или козы. Во всяком случае, хозяйство тасийцев не носило ещё чисто осёдлого характера, о чём можно судить по погребениям тасийцев, разбросанным небольшими группами на значительных расстояниях друг от друга. Основными источниками пищи, по-видимому, оставались охота и рыболовство. Удивительно, однако, что находки наконечников стрел очень редки".

В этом указании я вижу намёк на матриархат носителей Тасийской культуры, так как матриархальные общества, как правило, миролюбивы. Но, конечно, это всё гадательно, "бабка надвое сказала", так как слишком мало информации о хозяйственной жизни тасийцев.

"Почти все тасийцы – долихоцефалы". Напомню, что к долихоцефалам традиционно относят  представителей представители атланто-балтийской европеоидной расы, индо-средиземноморской европеоидной расы и веддо-австралоидной расы. 

"Человейники" как муравейники.

Раньше многие считали, что первобытные люди проводили в пещерах всю свою жизнь. По Эсхилу, люди Золотого века
                                                                                   
                                                                        "Во тьме сырых землянок и пещер,
                                                                         Как муравьи проворные, селились".

Однако теперь учёными установлено, что в пещерах люди чаще всего лишь зимовали. Причём след ледниковых стоянок - пепел очагов - лежит, большей частью, ближе к свету и воздуху; здесь люди жили плотской жизнью, а духовной - там, в глубине, во чреве Матери - Земли, в священном мраке.

Тем не менее, схожесть муравейника и "человейника" вполне очевидна. 

Многие поколения древних людей жили на одних и тех же местах, в домах, построенных из сырцового кирпича. С течением времени дома, конечно, разваливались, но в таких случаях люди только разравнивали и утрамбовывали оставшуюся от стен глину и на образовавшейся таким путём приподнятой площадке строили новый дом. В конце концов каждое поселение превращалось в холм, или телль, состоявший из наслоений от развалин жилищ, сменявших друг друга.

"Телль (араб. – холм), искусственное возвышение (выс. до 40 м) – остатки древних поселений, образовавшиеся в ходе жизнедеятельности на одном месте. Формировались в течение мн. веков, иногда тысячелетий, гл. обр. из остатков построек из глины, сырцового кирпича", - сообщает Большая российская энциклопедия.  

Телль Барри в Сирии

Телль и есть тот самый "человейник", о котором я говорил выше. Похож на муравейник, не так ли?

Павел Рыженко. Преподобный Серафим Саровский смотрит на муравейник.

 

17 июня 2022

Маргианские "венеры в мехах".

"Каунакес (греч. καυνάκης < аккад. gaunakka) — одежда из длинношерстного меха, которую с III тысячелетия до н. э. носили шумеры и жители Маргианы. Археологические находки составных статуэток и печатей-амулетов из раскопок поселений в Туркмении свидетельствуют, что каунакес был распространён среди носителей бактро-маргианской цивилизации" (из Википедии).

Составная каменная статуэтка. Бактрия. Конец III-начало II тыс. до н.э.

Бактрийская статуэтка женщины в каунакесе

Эта последняя статуэтка напомнила мне образ "купчихи" Б. Кустодиева. 

"Госпожа коней".

Возможно, это самое раннее изображение эквидов (лошадей) и человека на керамике.

Осколок керамического сосуда, начало 4-го тысячелетия до н.э., найден в Тепе Сиалк III (Иран, город Кашан), уровень 4 или 5, южный холм.

Можно предположить, что здесь вместе с лошадьми изображена женщина, и она стоит в позе Оранты.

И можно осторожно утверждать, что на этом сосуде из Сиалка мы видим самую раннюю иконографию Потнии Терон (Potnia Theron), вернее даже Потнии иппон (Пotnia ippon) - "Госпожи коней". По аналогии с позднейшей кельтской богиней Эпоной.

Эпона держит корзину с фруктами, со своими лошадьми, из Конгена, Германия, с. 200 год нашей эры. Музей истории Берна.

 

Богиня Эпона из Салоники, Македония, 4 век нашей эры.

Лошадиные кости обнаружены в неолитических слоях Чатал Хююк и Пинарбаши (7400–6200 гг. до н.э., а на поселении Кёшк Хююк в VI тыс. до н.э. конина была основной пищей. Но, очевидно, это были ещё дикие лошади. Первые признаки доместикации лошадей появляются в позднем энеолите на поселении Чадир Хююк (вторая половина IV тыс. до н.э.): 20% костей стопы имеет патологию, позволяющую предполагать использование лошадей в качестве вьючных животных.

Источник: Григорьев С.А., 2021. Проблема доместикации лошади на Ближнем Востоке в III тыс. до н.э. // Уфимский археологический вестник. Т. 21, No 2. С. 222-238. 

Против отождествления Богини с Природой.

С лёгкой руки И. Бахофена повелось отождествлять Великую Мать с материей, дескать, язычники в архаических обществах поклонялись природным стихиям, и всё такое... Ну, и некоторые авторы доходят до отождествления матриархата и материализма (иначе в СССР не "возились" бы с матриархатом). При этом христианин Бахофен трактует победу патриархата над матриархатом как торжество духовности над первобытным "стихийным материализмом": вместо поклонения Матери-Природе люди стали поклоняться Богу.

Философ Алексей Фёдорович Лосев пишет:

Школьником я не раз приставал к своему учителю биологии, ища разъяснения мучительной загадки жизни.
— Да ведь это очень просто, — говорил он, щеголевато покручивая свои усы. — Чего ты убиваешься? Не понимаю. Ну, кошка съела мышонка. Велика важность! Ну и съела. Ну так что же? Ты ведь говядину ел? Ел. Ну так что ж ты бубнишь? Есть хочется, и — баста. Естество такое. Ведь кошка есть хотела? Хотела. Ну так чего ж! Не подыхать же ей! Жизнь — это инстинкт. Мудрость такая природная. Если хочешь жить, борись. Ну, я не говорю там, конечно, чтобы ты... того... сам, что ли, убивал... Зачем же? Ну, а все-таки... На то и щука в море, чтобы карась не дремал.
Я возмущался.
— Иван Петрович, — горячился я, — невозможно! Вы говорите, что все это естественно?
— Ну, конечно, естественно. От природы так дано, — отвечал Иван Петрович.
— Иван Петрович, — горячился я, — хочется послать к черту всю эту вашу природу.
— Ну что ж! И пошли. Да толк-то какой? Или ты думаешь, что от твоей чертовщины что-то изменится?
— А у вас какой толк? Вы смотрите на кровь, на убийство, на жестокость, на все кровавые сладострастия жизни, и — что же? Посматриваете и усики себе покручиваете.
— Чудак ты человек, — добродушничал тот. — А что же остается делать? Ведь если бы оно было противоестественно, это можно было бы устранить. Да оно и само долго не продержалось бы. А ведь раз оно естественно, то как же ты против естества пойдешь?
— Пойду!
— Против природы?
— Против природы!
— Против инстинктов?
— К черту все эти инстинкты!
— Да ведь это бунт против жизни!
— Это бунт против холуйства перед жизнь
ю
(Источник).

Ну вот, А. Ф. Лосев показал очень ярко и рельефно, что "поклонение Природе" есть не что иное как холуйство. У английского писателя Редьярда Киплинга в его «Книге джунглей» есть такой персонаж — шакал Таба́ки, прихвостень тигра Шерхана. Этот Табаки преклоняется перед силой тигра и заранее одобряет все действия Шерхана. Какую бы подлость или мерзость ни совершил Шерхан, Табаки всегда на его стороне, потому что Табаки всегда за тех, кто побеждает. 

Любопятно, что такое поведение Табаки, его преклонение перед грубой силой, вызывает отвращение даже у маленьких детей. Так неужели же взрослые люди, жившие в Старой Европе 6000 лет назад, были глупее детей?! Ведь поклоняться Природе значит то же самое, что поклоняться Шерхану. 

16 июня 2022

Змееведческое.

Двухголовые змеи - довольно распространённое явление.


Говорят, что даже трёхголовые встречаются...

В связи с чем я вспомнил вот про эту картинку:

Фракийская Богиня судьбы заклинающая с помощью зеркала Мирового змея. Болгария, IV в. до н. э. 

На нашего Буншу Змея Горыныча похож, этот Змей мировой. 

Бизнесмен 80 LVL

91-летний американский бизнесмен, магнат, инвестор и филантроп Уоррен Баффетт пожертвовал на благотворительность $45.500.000.000, что составляет 85% от всего его состояния. Он никогда не тратил более $3.17 на завтрак, читает 6 часов в день и живет в том же доме, который купил в 1958 году.


Вот этот пример показывает, что никогда нельзя "грести под одну гребёнку" всех людей. На Западе - вообще, и в США - в частности, живут очень разные люди.  

Как закон связан с женщиной?

Отдельные части крупного поселения, в особенности города, назывались «концами». Это были своего рода «районы», нередко самоуправляющиеся, с развитой внутренней организацией и очень самостоятельные. Летописи и иные документы минувших эпох рассказывают нам, как, например, новгородские концы по своей инициативе созывали общегородское вече для решения того или иного вопроса. Концы издревле соперничали друг с другом. Между ними проводились «спортивные» состязания в молодечестве – кулачные бои «стенка на стенку» (в Древней Руси это были не «пьяные побоища», а именно спорт и даже зачастую – ритуальное действо). Концы нередко выступали как политические партии, призывая к назначению или смещению посадника (об этом должностном лице только что говорилось), а то и князя. Доходило дело и до вооружённых столкновений между недовольными друг другом концами. И с большой вероятностью можно предположить, что горожанин, зашедший в чужой конец, чувствовал себя не вполне уютно…

Каково же происхождение термина «конец»? На первый взгляд всё понятно: «конец» – значит окраина, удалённая от центра часть города. Но вот в Старой Руссе был конец, называвшийся «Серёдка». Случайно ли?

Оказывается, всё не так просто. Учёные-этимологи утверждают: «конец» восходит к древнейшему корневому слову «кон», породившему в современном языке массу производных значений, зачастую – взаимоисключающих.

Исследователи переводят «кон» так: «предел, начало, конец». Древние люди вкладывали сюда понятие изначальности, вечности, замкнутого круга, порядка, границы-межи. В самом деле: «исКОНный» – первоначальный, древнейший; «испоКОН веку»; «КОНова?» – и здесь же: «КОНчить», «сКОНчаться»: «КОН его пришёл» – кто-то умер. А словом «КОНдовый» на Русском Севере обозначали самый лучший, крепкий, могучий строевой лес, живущий, кажется, вечно. Нелишне вспомнить «поКОН» – «обычай» и всем известный «заКОН». С ними, видимо, связан «КОН» как место для игры в старинную лапту, бабки, городки, а также «КОН» как обозначение игровой партии: «сыграть один кон», «поставить на кон».

«Кон» – начало, мерило всего, бессмертие, вечность – изначально был связан с женщиной. Учёные возводят «кон» к древнейшему, индоевропейскому обозначению женского чрева, дарующего начало жизни детям, а человечеству в целом – продолжение рода, бессмертие, вечность. Это прослеживается на материале многих языков: например, английское слово «cunt» и однокоренное ему русское (в обоих упомянутых языках это древнее слово перешло в разряд бранных и найти его теперь можно только в специализированных словарях).

Так что нет ничего странного в том, что «коном» в старину называлась большая группа людей, тесно связанных между собою. Первоначально, конечно, имелась в виду родственная группа, в дальнейшем – любое общество, сборище, сходка. Вот откуда «коновод»: это вовсе не тот, кто «водит коня», это – зачинщик, затевала, способный повести за собой «кон» – людской сбор. Отсюда же, по мнению учёных, «канючить» – просить, клянчить что-то перед массой людей…

Итак, городской «конец» – это не окраина, а место, где живёт «кон» – сплочённая группа людей, в древности – кровная родня. А также место, где действует «кон» – закон, суд общины.

Между прочим, «кон» породил и такие понятия, как русский «князь», древнескандинавский «конунг», английский «кинг» (король), польский «ксёндз» и подобные им термины, обозначавшие «начальников» – светских и духовных.

(Фрагмент из книги М.Семёновой "Мы - славяне!")

15 июня 2022

Большая семья.

Как указывают историки, в глубокой древности человек воспринимался другими людьми не столько как отдельная личность, сколько как член определённого рода. Все слышали поговорку: «По одёжке встречают…» – но мало кто, кроме учёных, помнит теперь, что она явилась к нам из тех далёких времён, когда узор, покрой и расцветка одежды однозначно говорили, из какой местности тот или иной человек, из какого он племени, из какого рода. 

Ни о какой власти мужа над женой, а значит, и о жестоком, деспотическом отношении к ней в древнем роду не могло быть и речи. Власть и деспотизм начинаются тогда, когда имеет место имущественное неравенство – иначе с какой бы стати женщина безропотно сносила обиды? Между тем члены рода, как уже говорилось, владели всем сообща. А кроме того, в ту пору ещё жива была память о матриархате – периоде в истории человечества, когда главное значение в повседневной жизни имели психические качества, присущие именно женщинам: уравновешенность, рассудительность, стремление умножать и хранить, а не разрушать. Конечно, не следует думать, будто при матриархате женщины охотились и валили лес, а мужчины сидели дома с детьми. Вероятнее всего, разделение труда было таким же, что и в позднейшие эпохи, ведь разница в физических возможностях была та же, что и теперь. Просто первобытный мужчина, которого мы привыкли считать «диким и грубым», гораздо лучше своего теперешнего собрата понимал, чем в действительности является Женщина для человечества. Мужчина считал себя хранителем и защитником Женщины – золотого фонда человечества, а вовсе не её «повелителем и господином». «Смена власти» произошла гораздо позже – когда человечество выучилось воевать. Надо думать, к тому времени, когда оно наконец поумнеет и будет окончена последняя война, в правительствах станет куда больше женщин…

Род превыше всего.

Когда сегодня мужчина и женщина собираются пожениться, их первым делом спрашивают: «Любите ли вы друг друга?» Тем самым общество признаёт право двух отдельных личностей соединить свои жизни по индивидуальной склонности – по любви. И не перечесть романтических историй о мужчинах и женщинах, чьё пылкое чувство превозмогло все препятствия, чинимые судьбой, злыми людьми или слишком заботливыми родственниками. Причём наши симпатии полностью на стороне влюблённых: любовь всегда права, как выразился поэт. Личные чувства двоих – вот самое главное. Мы считаем нравственным лишь брак по любви. По расчёту или по настоянию родственников – что может быть отвратительнее?..

Но вот всегда ли так было и всегда ли понятия о нравственности в любви и браке были такими же, как теперь? 

В условиях родового строя (и много позже) в собственном восприятии и в восприятии общества человек оставался в первую очередь членом рода, а не индивидуальностью. Соответственно, моральными считались только такие поступки, которые способствовали процветанию рода. А это значит, что, если одна большая семья на своём совете решала породниться с другой, обретая тем самым новых друзей и союзников, юноша и девушка должны были вступать в брак, что называется, без разговоров. Именно такое поведение считалось высоконравственным! Вздумай кто-нибудь отказываться и нести всякую чепуху, мол, «не люблю», на него, скорее всего, посмотрели бы косо. А чего доброго – прокляли бы, сделали изгоем, вычеркнутым из жизни. Общество сурово осуждало подобное пренебрежение интересами рода, и, понятно, на это отваживались лишь самые отчаянные и сильные люди. Вот только в большинстве случаев доставалось им не всеобщее сочувствие, как теперь, а наоборот – всеобщая неприязнь. 

(Фрагмент из книги М.Семёновой "Мы - славяне!")
 

Очень скромный надгробный памятник. Скромнее не бывает.

«... У всякого места упокоения усопшего в ногах вколачивали палку длиною аршина в три, и к ней привешивали белые платки или длинные полотенца» (на снимке).

Место упокоения усопших в деревне Старое Афонькино. Снимок 1990 года. Фотография доктора исторических наук Антона Кирилловича Салмина.

«...Чуваши говорят, что на самых старинных кладбищах могилы вырыты поперёк, то есть головами к северу, а ногами к югу...». Записки Александры Фукс о чувашах и черемисах Казанской губернии. 1840 год.

Да, эти вышитые полотенца, которые у русских называются по-украински "рушники" (так, по крайней мере, в Липецкой области, где я живу), и в орнаменте которых учёные находят древние языческие символы, - они кое-где в деревнях до сих пор обладают сакральной аурой. Как правило, женщины вешают свои рушники на иконы. Используются они и в брачной, и в погребальной обрядности. Говорят, раньше у чуваш вышитые полотенца развешивались на деревьях в кереметях (священные рощи) в жертву духам, на них ставилась и ими покрывалась обрядовая пища. Любопытно также сравнить эти полотенца с лентами, которые до сих пор развешиваются на деревьях на Алтае. Наверно, этот обычай идёт с незапамятных времён, когда женщины (особенно беременные) приходили в заветные рощи и развешивали там на ветках свои маленькие жертвоприношения берегиням. Ныне туристы вешают на деревья медицинские маски вместо лент.


Как пишут интернет-пользователи, помимо масок туристы в дар «духам гор» вешают на деревья перчатки, носки и целлофановые пакеты (Источник). Хм, ну а что вы хотели от поколения, оторванного от Традиции?! 

14 июня 2022

Дробышевского псто.

Дробышевский напоминает мне Хлестакова, потому что и у того, и у другого — «лёгкость в мыслях необыкновенная». 


Полчаса кривляний и бла-бла-бла пустопорожних смотреть не советую, но интересен фрагмент от 14.44 до 16.45. Дробышевский тут доказывает, что новации распространяются женщинами. "То есть ежели появляется там новация какая-то там, да? то детёныш учится, и если это самка, - она уходит в другую группу и воспитывает своего ребёнка, а от этого ребёнка учатся другие детишки, а от них - уже взрослые, и - красота! вот, новация уже в новом месте!" 

Это косвенно подверждает идею Теренса Маккены о том, что "язык вполне мог возникнуть как некая таинственная способность, которой обладали главным образом женщины". 

Не хлебом единым жив человек...

Появляется всё больше новых свидетельств в пользу той версии, что выращивание зерновых началось ради пива, а не хлеба. Так, анализ органических следов в каменных ступках, найденных в израильской пещере Ракефет, показал, что натуфийцы производили пиво в 11-м тысячелетии до н. э. из пшеницы и ячменя ещё до того, как начали зерновые культуры использовать для выпечки хлеба. С большой долей уверенности можно предположить, что пиво пили и строители мегалитических комплексов типа Гёбекли-Тепе. Эндосперм ячменя, используемый для пивоварения, идентифицирован на фрагментах керамики (черепках) из западного кургана Чатал-Хююка, датированных 5900—5800 гг. до н. э. (калиброванная дата).

Крито-минойцы не ели священных коров?

Прочитал сегодня утром в ленте новостей:

"Япония в XIX в. была ещё более закрытой, ещё более ксенофобской, ещё более средневековой страной, чем Китай. Однако, подписав договор об открытости для европейцев примерно в то же время, что Китай, она - в отличие от него - прыжками рванулась к вестернизации.

Одной из причин было мясо. После визита "чёрных кораблей" Перри японцы были неприятно удивлены ростом и силой американских матросов. "Мясо едим!" - отвечали им. А японцы уже много веков почти не ели мяса, кроме добытого на охоте, а говядины не видели вовсе. И император Мэйдзи не только снял ограничения на мясо, но и почти принуждал подданных есть говядину. Такие реформы японцам понравились".

Интересно, а как насчёт говядины в пищевом рационе крито-минойцев? Ели они мясо, и чем они вообще питались? Кажется, говядина была для них табу.   Судя по их "осиным" талиям, они, подобно мужским особям комаров, питались только растительными продуктами.

The Musician Fresco from the Aegean island of Andros


13 июня 2022

О цветовом противопоставлении мужчин и женщин Чатал-Хююка.

"Археологи обнаружили, что древние жители Чатал-Хююка использовали в погребальном обряде и в росписи стен и полов домов красную и жёлтую охру, киноварь, а также азурит и малахит. Непосредственно на костях умерших учёные обнаружили только красные минеральные пигменты, причём, как правило, ими были окрашены черепа умерших. Непосредственно на скелетных останках (n = 36) они обнаружили только красную охру или киноварь, причём заметно чаще эти пигменты присутствовали на костях мужчин. Чаще всего, остатки минеральной краски фиксировались на черепах (n = 30). Археологи заметили, что синие и зелёные пигменты присутствовали только в погребениях женщин и молодых людей" (наверно, детей).

Из другого источника: "Исследование показывает, что красная охра, которая чаще всего использовалась в качестве красителя в Чатал-Хююке, присутствовала на останках взрослых независимо от их пола и на детях, а вот алая киноварь и красители сине-зелёных оттенков, соответственно, связаны были либо только с мужчинами, либо только с женщинами. Интересна также связь числа захоронений в том или ином здании с количеством последующих слоёв архитектурных росписей. «Это означает, что когда кого-то хоронили, одновременно расписывали стены дома», — утверждает Марко Милелла с кафедры физической антропологии Института судебной медицины Бернского университета в Швейцарии".

Да, это противопоставление "мужского" красного и "женского" сине-зелёного цвета заставляет задуматься...

С синим цветом связано потустороннее и божественное в позднейших крито-минойской и древнеегипетской культурах. Хотя, надо заметить, что синяя кожа не только у богини Исиды, но и у богини Кали.

Кали

С красным цветом — сложнее. Охру находят в погребениях эпохи верхнего палеолита. Но ещё больший интерес вызывают пещерные росписи того же палеолита, где быки-бизоны, как правило, представлены в красном цвете. Тут есть какая-то параллель с покойниками, лежащими под слоем красной охры.

О происхождении языка.

Теренс Маккенна в своём труде «Пища богов» высказал предположение о том, что человеческий язык появился и первоначально культивировался в женской среде. "Женщины-собирательницы в характерном для Архаичного равновесии охотников и собирателей подвергались гораздо большему давлению обстоятельств, требовавших развития языка, чем мужчины". Несколько витиевато сказано, но, в общем, понятно: глисту в жопе напрягать свои "извилины" мозга не надо, - пища сама непрерывным потоком движется по кишке; гориллообразному мужику тоже интеллект ни к чему, - как говорится, сила есть - ума не надо; а вот слабенькой женщине, чтобы выжить, надо думку думать по ночам. Тут можно привести парочку "перлов" из народной мудрости: "нужда ум острит (всему научит)" и "нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поёт". Если взять первобытное человеческое стадо, то кто более нуждался в доброкачественном пропитании — сильные мужчины или слабые женщины? Конечно, слабые. Вот они первые и запели свои песенки. То есть, заговорили.

"Язык вполне мог возникнуть как некая таинственная способность, которой обладали главным образом женщины, проводившие вместе большую часть времени своего бодрствования и обычно разговаривающие друг с другом. Женщин во все времена считали склонными к общности, к группе, в отличие от образа одинокого мужчины – романтизированной версии ведущего самца отряда приматов". Всё верно. Недаром говорят: если собрались вместе две бабы — это базар, а три — ярмарка (вариант: две бабы — толпа, три — народ).


 


О священных курах.

Как известно, у древних римлян были священные куры. По тому, как эти куры клюют зерно, авгуры (лат. augur, от avis птица, и кельт. gur муж) предсказывали и объясняли волю богов. Но особым почитанием куры пользовались у кельтов (галлов). "Судя по найденным останкам, в пищу они тогда не использовались: кости этих животных не сохранили следов разделки, их захоранивали целиком и с осторожностью, весьма напоминающей почести. Упоминание об этом можно найти и у Цезаря, который записал, что британцы считают поедание зайцев, кур и гусей противным «божественному закону». Наоми Сайкс связывает их с культом Эостры (Остары) — весеннего божества древних германцев, имя которого сохранилось в некоторых германских языках в названии праздника Пасхи (англ. Easter)" (Источник).

Любопытно сопоставить с этим нижеследующее сообщение:

"Без риса не было бы и кур, утверждают учёные. Именно когда люди начали расчищать леса и возделывать рис в пределах ареала красных джунглей в Юго-Восточной Азии, некоторые из диких предков кур спустились с деревьев, чтобы лакомиться зёрнами. Постепенно они превратились в домашних курочек.

Отчёт о проведенном исследовании опубликован на этой неделе в Proceedings of the National Academy of Sciences, сообщает Science.

Авторы исследования доказывают, что самые ранние домашние куры появились исторически недавно - всего от 3250 до 3650 лет назад. И они чётко указали место их одомашнивания: это рисоводческий регион в нынешнем центральном Таиланде.

Затем куры быстро распространились по Азии вместе с распространением культур риса и проса. В частности, на территории нынешнего Израиля птицеводство появилось около 2300 лет назад" (Источник).

Получается, что курица в глазах древних кельтов выглядела как "чудо-птица": все птицы летают, а эта не летает, все боятся человека, а эта не боится.  Ну и, кроме того, это - "культурная" птица, в отличие от диких.

И вот здесь возникает вопрос: а кто же "окультурил" этих птиц - мужчины или женщины? Вопрос отнюдь не праздный, ибо окультурить что-то способен лишь носитель культуры, "культуртрегер", - дикарь ничего окультурить не может, его самого прежде окультуривать надо.