20 февраля 2023

Божественная Айседора.

Айседора Дункан и её ученицы, 1909 год.

Айседора Дункан и игра неразделимы. Вся её жизнь является ни чем иным, как затянувшейся детской игрой. Окружающий мир она рассматривала как зрительный зал, а себя — как актрису ею же созданного театра.

Она пронеслась по жизни в вихре танца как ослепительный метеор, и внезапно "сгорела", задушенная шарфом попавшим в колесо автомобиля. (Двое её детей погибли в автомобильной катастрофе. Дети и гувернантка упали в машине с моста в Сену.)

Говорят, на лицо она была не очень красивой, но все отмечают, что ниже пояса её фигура была восхительной, обворожительной, неотразимой. Из воспоминаний А. Бенуа (1904 год): "Я был среди приглашённых и удостоился чести сидеть рядом с этой несомненно гениальной, но и шалой в жизни женщиной. Естественно, что во время такого пиршества ни о чём серьезном не говорилось. Беседа ограничилась шутками, тостами, изъявлениями восторга. Особенно вдохновенным характером отличалась речь милого, совершенно обезумевшего от восторга, всё ещё продолжавшего пылать юношеским пылом Яна Ционглинского. Перед тем, как произнести её, он нагнулся через стол ко мне и, захлёбываясь от волнения, произнёс (по-русски, но с очаровательным польским акцентом) незабываемые слова: «Ты понимаешь, Александр, что это такое? Это не женщина, это ангел, это чёрт какой-то!».

Сама Айседора прекрасно осознавала магнетизм, исходящий от неё, и она заявляла: «Моего тела может быть достоин только гений». В 1921-1924 годах она работала в СССР. В неё по уши влюблился русский гений Сергей Есенин. Конечно, у двух из ряда вон выходящих личностей не могло быть обычных любовных отношений; они мне напоминают про безумие Аттиса, оказавшегося в орбите богини Кибелы. 

Матриархат у косаток.

"Как пояснил эволюционный биолог, заведующий отделом эволюционной морфологии Института зоологии им. И.И. Шмальгаузена НАН Украины Игорь Дзеверин, общественная группа у косаток включает старшую самку, её дочерей всех возрастов и внуков и правнуков женского пола по женской линии. Что касается самцов, то они воспитываются и живут в этих группах, но размножаются в других. В своей группе самцы могут размножаться только в виде исключения" (Источник).

Это очень похоже на на первобытную родовую матрилокальную общину у кроманьонцев. Но на этом сходство касаток с людьми не заканчивается. "Самки косаток достигают половой зрелости примерно в 10 лет и могут размножаться до 40 лет. После этого у них наступает менопауза, что характерно для очень немногих видов животных. Потом ещё несколько десятков лет самки могут прожить без возможности рожать детей". В среднем женщины достигают менопаузы в возрасте около 50 лет, а затем они ещё 20 - 30 лет могут "возиться" с внуками.

Оказываектся у косаток-мам по отношению к сыновьям есть куча общего с женщинами, trim_c говорит, что они "возятся" с сыновьями прямо как мамы-еврейки. "Самки косаток продолжают помогать своим сыновьям даже тогда, когда те взрослеют и, казалось бы, уже не нуждаются в опеке старших".

Похоже на то, что косатки в мировом океане являются запасным вариантом, своего рода "человечеством 2.0", на тот случай, если "человечество 1.0" исчезнет на земле по собственной глупости. Кстати, у касаток имеется даже нечто наподобие "народов", всё как у людей. "Косатки живут в разных частях Мирового океана. Но они разделены на отдельные популяции, то есть обособленные группы. Между собой они отличаются генетически, по внешности, поведению, "диалектам" и т.д.

19 февраля 2023

Они жили за 5 тыс. лет до основания Москвы.

Художник-график, "иллюстратор истории" Леонид Константинов говорит, что территория современной Тверской области в районе озера Селигер в 5 тысячелетии до н.э. была царством бескрайних широколиственных и сосновых лесов с очень тёплым и мягким климатом. Там жили носители культуры ямочно-гребенчатой керамики, точнее говоря, представители льяловской культуры, которая была локальным вариантом Я-ГК. По мнению учёных, ранний неолит был лучшим климатическим периодом для жизни человека за всё время его существования в Волго-Окском междуречье.

"Вообще это время - лучшее для человеческого общества. Не было богатых и бедных, добыча делилась между всеми поровну, самые старые и умные люди становились старейшинами.

Многотысячелетняя идиллия! Охота давала этим людям гораздо больше продуктов, чем земледелие и скотоводство. Рыболовство в неолите стоит на втором месте по значимости занятий после охоты. Поэтому то время принято называть временем высших охотников и рыболовов, тем самым подчёркивая высокий уровень их хозяйства в своеобразных условиях" (Источник).

Ну и красивая картинка - в качестве иллюстрации первобытного рая, когда не было ещё "долгоруких" князей.


Богиня первых земледельцев Европы.

Как передаёт Сергей Путилов, "в Болгарии нашли 8000-летнюю фигурку матери-богини, подтверждающую женское начало всех религий".

Фото: BTA

В Болгарии археологи при раскопках в неолитическом поселении недалеко от города Узуново обнаружили скульптуру, изображающую ранее божество первых земледельцев Европы.

Находка, являющаяся одним из древнейших артефактов религиозного культа, напоминает о том, что начиная с истоков человеческой цивилизации люди поклонялись женскому началу. И лишь за сменой матриархата на патриархат на земле произошла революция на небе – культ Бога-отца, принятый в христианстве, исламе и иудаизме, окончательно вытеснил древние верования.

Как сообщает Archaeology in Bulgaria, в Видинском районе на северо-западе Болгарии обнаружена верхняя часть каменной фигурки – матери-богини. Статуэтка была создана на рубеже 8-7 тысячелетий до Рождества Христова, в период, когда местные жители только переходили от охоты и собирательства к оседлому земледелию. Статуэтка выполнена в технике, характерной для культуры Лепенского Вира.

Напомним, Богиня-мать — основное божество во всех изначальных мифологиях мира. Поклонение образу женщины-матери как верховному божеству началось еще в эпоху палеолита, то есть на самой заре человеческой цивилизации. В те времена главой рода являлась женщина, что получило обозначение «матриархат» – усиление власти женщин в период нового каменного века – неолита, когда, как считается, произошло открытие женщинами посевного земледелия. В это время начинает формироваться культ богини земли – кормилицы, подательницы жизни. Авторитет женщины, главы рода, в те времена был непререкаем. Лишь в эпоху более поздних верований вместе с возвышением авторитета мужчин стали формироваться культы мужчин-царей. Хотя культ Божественной Матери был существенно потеснён, а эпоха матриархата с наступлением эпохи железа после нескольких тысячелетий безраздельного господства безвозвратно ушла в прошлое, отголоски веры в мудрую, любящую и заботливую Покровительницу дожил и до наших дней, хотя и в завуалированной форме.

Unio mystica людей и зверей.

Ирина Геннадьевна Татаровская в статье "Змея как символ жизни и смерти в африканской мифологии" говорит, что...

"Часть церемонии инициации у азанде связана со змеями. Неофит дует в «магический» свисток, и к нему со всех сторон начинают ползти змеи. Они обвивают его. Трогают своими языками, но не причиняют вреда".

Хотелось бы мне взглянуть на эту церемонию хотя б одним глазком... Она напомнила мне про крито-минойских "богинь" со змеями. 

Судя по дошедшим до нас изображениям, древнеегипетские жрецы умели находить общий язык даже с крокодилами, а не то что со змеями.

св. каркодил в Египте

А мы, безумные, даже с людьми не умеем договариваться...   

Вселенная догонов.

Согласно мифологическим представлениям догон (Мали), Вселенная состоит из семи миров, каждый из которых находится друг над другом. Через центр каждой из земли проходит железный столб. Каждая из земель «круглая и плоская. Она окружена на большом протяжении солёной водой в форме венка. Это море схвачено в кольцо огромной змеёй yuguru na, которая поддерживает и сохраняет целостность, кусая себя за хвост. Если она случайно отпустит хвост, всё обрушится»(Griaule, 1938).

На рисунке № 1 схематично изображена неполная модель Вселенной народа догон. Она представлена двумя мирами из семи. М. Гриоль не стал рисовать все семь миров, так как они повторяют структуру и внешний облик этих двух.

Рис. 1. Модель мира со змеёй (Griaule, 1938)

Вот что значит архаика! Она сохраняет первоначальные смыслы. Какую только эзотерическую чушь не приходилось мне читать про орфического змея Офиона, который якобы "высиживал" мировое яйцо?! 

Матриархат "под спудом".

Т. Б. Щепанская говорит в статье "Дискурсы российской власти: термины родства":

"«Материнская» терминология власти фиксируется в субкультурных образованиях (криминальных, хип-культурных, мистических и т. д.), которые возникают в маргинальных областях социальной структуры". 

Интересное замечание. Оно свидетельствует о том, что матриархальная парадигма жива, но находится "под спудом" патриархального официоза. Народный менталитет — штука невероятно гибкая, и из истории мы знаем, что русские проявили себя и язычниками, и православными, и атеистами. Они показали себя строителями коммунистического общества, и, несомненно, с таким же энтузиазмом стали бы созидать матриархальное общество, если власть поставила бы перед ними такую цель.

"В маргинальных ситуациях и средах связь с матерью осознаётся как последняя, неразрушимая связь. Сохраняясь даже когда оборваны или прерваны все остальные связи, она становится единственной опорой в чуждой и враждебной среде, а затем и отправной точкой самоорганизации. Иными словами мифологема «материнства» играет в маргинальных средах роль матрицы ресоциализации (воссоздания социальной структуры в зонах её разрыва)", - пишет Т. Б. Щепанская.

Это тоже очень ценное замечание. Матрица ресоциализации повторяет, в общих чертах, первичную матрицу социализации, имевшую место быть в первобытном обществе. Странным образом татуировка «не забуду мать родную» обретает те же смыслы, что и палеолитическая "венера".

18 февраля 2023

Вазописицы.

На картине Лоуренса Альма-Тадемы "Этрусские художники-вазописцы" привлекает тот факт, что этими вазописцами у него являются женщины.

Жертвоприношения и вождества.

Очевидно, жертвоприношение животных является "базисом", на котором держится (прото)государственная "надстройка". О. В. Кузнецова в статье "Жертвоприношене в архаических верованиях и культах", в качестве характерного примера, указывает на народные праздники мано у качинов. Эти праздники длятся 3-4 дня, в течение которых приносятся в жертву десятки животных.

В протогосударственных обществах (вождествах) жертвоприношения решали сразу несколько задач:

1) жертвоприношения были самой первой формой налога;

2) жертвоприношениями кормилось храмовое жречество;

3) коллективные жертвоприношения создавали мощный энергетический "заряд", который позволял людям "кучковаться"-"тусоваться" на протяжении нескольких дней; именно на этих "сборищах" рождались племена и племенные объединения. 

"Жертвоприношение становится практическим опытом создания и воссоздания временной и пространственной связи внутри группы и группы с богами". Я бы сказал, что на первом месте стоит именно создание группы, ну а группа уже далее действует исходя из своих групповых интересов.

Созданная на идоложертвенном мясе группа является "интернациональной", так она состоит из представителей различных родов. И затем этот идоложертвенный "Интернационал" начинает разбивать и разлагать родовую жизнь. Начинается закат родовой, кровнородственной общины с культом умерших предков. Одновременно начинает формироваться культ живого вождя, который  найдёт наиболее полное своё выражение в "биче Божьем" Атилле.

Изображение повелителя гуннов Аттилы на древней монете V в. н.э. Страшнее чёрта на полпуда

О жертвоприношениях.

"Р. Лоу отмечает возрастание количества человеческих и иных жертвоприношений на Западно-Африканском побережье в период укрепления королевской власти. Подобное явление наблюдается, по археологическим данным, у скифских, сарматских и других памятников" (О. В. Кузнецова. "Исследование жертвоприношения в религиоведении XIX-XX вв. Архаическое жертвоприношение).

В контексте укрепления королевской власти жертвоприношения можно рассматривать как пресловутые "духовные скрепы". Я уже говорил об этом в записях "Человеческие жертвоприношения помогали укреплять «вертикаль власти»" и "Человеческие жертвоприношения помогали укреплять «вертикаль власти» (2)". Государи "скармливают" идолам своих подданных, по принципу "бей своих, чтоб чужие боялись". 

Прометей и Пандора.

По мнению Р. Грейвса, рассказ о Пандоре — не настоящий миф, а антифеминистская притча, изобретённая самим Гесиодом, пессимизм которого искал объяснения смертности и всем несчастьям человека.

До появления Пандоры женщины были только богинями, управляющими людьми, по воле Зевса женщина появилась на Земле, среди мужчин, как копия богинь. Любопытная, она открыла полученный от Зевса сосуд (πίθος) (ящик Пандоры), из которого тут же по миру разлетелись все несчастья и бедствия...

Фредерик Стюарт Чёрч, «Открытый ящик Пандоры», XIX век

"Образ Пандоры заслонил собой другой, который был источником зла на земле прежде. Именно Прометею, преступившему божественные запреты, нарушившему космическое равновесие, человечество обязано всемирным потопом, появлением зла и вечного наказания для людей. Однако проделки Прометея были благополучно забыты, и титан остался в памяти как благодетель человечества, а источником зла была объявлена женщина, созданная к тому же по "промышлению Зевса"."

Так Л. Л. Селиванова комментирует Р. Грейвса, и я с ней в принципе согласен. 

По сообщению Википедии, "Пандо́ра — первая женщина, создана по велению Зевса в наказание людям за похищение для них Прометеем огня". Странно, очень странно... Прометей украл огонь, а  Зевс наказывает людей за кражу... Никакой логики. Возможно, Р. Грейвс прав, и мы здесь имеем дело с придумкой Гесиода, который в своих сочинениях переложил всё дело с больной головы на здоровую. 

Рассказ о Пандоре напоминает библейское повествование о Еве. Ева, в своё оправдание, могла бы заявить: "Эй, Бог, как это в твоём Эдемском саду оказался змей? Значит, Ты проспал, проворонил, а я теперь виновата во всём?!" Примерно так же могла бы сказать и Пандора Зевсу: "Сам подсунул мне этот ящик, чтоб я его открыла, и меня сделал источником зла, хотя на самом деле источник зла находится там же, откуда ящик появился".

17 февраля 2023

О "жёлтой" прессе.

Сегодня днём я сфотографировал, какую хрень продают в киосках "Роспечати".

Правда, там, сбоку, под стеклом лежит свежий номер журнала "Наука и жизнь", но цена - 408 рублей - даже мне не по карману, не говоря уж про студентов и школьников. 


В общем, я уже много лет ничего не покупаю в киосках "Роспечати", разве что только авторучки да расчёски.  

Л. Л. Селиванова о Зевсе.

Л. Л. Селиванова пишет в статье "Владыка Олимпа. Формирование олимпийского пантеона":

"Доолимпийский этап [древнегреческой мифологии] характеризуется стихийно-чудовищной "тератологией" (от греч. τέρας — «чудовище», термин введён А. Ф. Лосевым) эпохи матриархата (Медуза, Сфинкс, Химера, Ехидна — все женского пола), в которую получает своё законченное выражение образ Великой богини-матери, матери Земли. Поэтому древнейшая мифология называется хтонической. Олимпийский период связан с переходом к патриархату".

Ещё один интересный пассаж о быке - консорте Великой Матери:

"Небесные боги восточных религий всегда отождествлялись с быками. Дьяус в "Ригведе" называется "быком", Индру и его иранского двойника Вритрагну постоянно сравнивают с быком, как и доарийского предшественника Индры громовника Рудру. В Древней Ассирии, как и в Малой Азии небесный бог имел облик быка. Шумерский бог Энлиль, устроивший всемирный потоп, зовётся Богом Рога, а его жена Нингаль — Великой Коровой. Древнефиникийский глава пантеона бог Эль называется Шор (Бык). Заменивший его Ваал поражает Муту "своими рогами, как дикие быки", а смерть Ваала сравнивается со смертью быка. Ассирийского бога Бела называли Божественным Быком. Египетского бога Мина, супруга Хатхор (или Исиды, которая была одновременно и его матерью), величали "Быком своей матери" и "Великим Быком". И Зевс часто выступает в бычьем обличье. В образе быка Зевс похищает Европу".

И далее: "Все небесные боги обладают большой сексуальной силой и являются супругами Великой Матери, предстающей в облике Небесной Коровы". 

"Зевс известен своей любвеобильностью. Когда его мать Рея, предвидя беды, которые возникнут из-за его похотливости, запретила сыну жениться, он пригрозил овладеть ею. Рея превратилась в страшную змею, тогда Зевс обернулся змеем и, образовав с нею тугой узел, привёл свою угрозу в исполнение. От союза с собственной матерью родилась Персефона. Затем в образе змея Зевс вступил в связь с Персефоной, от которой родился у него Дионис. Такова орфическая легенда".

Ну и потом Л. Л. Селиванова описывает многочисленные "шашни" Зевса, которые мы пропускаем... "Последней его супругой стала Гера, которая очень не хотела выходить замуж за своего брата. Поскольку прямым путём Зевс не мог достичь желаемого, ему пришлось прибегнуть к хитрости. Он принял облик кукушки и холодный, мокрый, дрожащий прилетел искать укрытия на её груди. Приняв свой истинный облик, Зевс овладел Герой (это его обычный трюк в отношении девиц!), и униженной богине ничего не оставалось, как выйти за него замуж".

В общем, переход к патриархату совпадает с тем, что Небесный Бык "открепляется" от Небесной Коровы и уходит в автономное плавание. Поначалу он ведёт себя как подросток, вырвавшийся на свободу из-под родительской опеки. Он, как бык, прыгает и "покрывает" всё, что движется и шевелится, он становится отцом многочисленных отпрысков, но уму-разуму он научить их не может, потому что сам - тупой как сибирский валенок.

Общество без воровства.

"Общество характеризуется не только тем, что есть. Столь же важным может быть то, чего нет", - говорит Бернхард Брозиус. - "Так, [в Чатал-Хююке] отсутствуют указания на преступления, связанные с собственностью. Воровство как криминальное преступление археологически доказать невозможно, но можно обнаружить проявление особой формы воровства – ограбление могил. Такое ограбление встречается во всех культурах, в которых предметы имеют меновую стоимость (то есть, где измеряется рабочее время, необходимое для их изготовления), ценности эти неравномерно распределены в обществе, а в могилы мёртвых укладываются большие ценности, в то время как живые страдают от лишений. Никакие наказания, никакие самые жестокие формы казней, божественные проклятия, ожидание ужасных мук на том свете не мешали людям при этих обстоятельствах грабить могилы. Поэтому ограбление могил всегда присутствовало с самого начала классового общества. В обществах же, где продукты и изделия не имеют меновой стоимости, являясь исключительно предметами потребления, которые изготовляются и делятся среди тех, кому они нужны, но не обмениваются, всякий мотив для ограбления могил отпадает. В Чатал-Гююке не обнаружено ни единого примера ограбления могил, Меллаарт нашёл лишь нетронутые захоронения (Mellaart 1989: 23/1). Подобно мотиву для ограбления могил, отпадал и мотив для воровства вообще". 

В связи с этим возникают вопросы к т. наз. Варненскому могильнику. Этот некрополь в Варне датируют приблизительно 4600—4200 гг. до н. э. В некрополе особо отмечают могилу № 43: как говорит Википедия, "в ней, судя по всему, был захоронен исключительно богатый или влиятельный человек, возможно вождь или жрец. Захороненный мужчина был ростом около 170 см, умер в возрасте около 45 лет. Из одной только этой могилы было извлечено 990 золотых предметов общим весом более 1,5 кг, множество медных и каменных инструментов". 

Спрашивается, почему золото "вождя" не было разграблено? Насколько мне известно, там поблизости от некрополя до сих пор не обнаружено никакого поселения, которое бы по времени соответствовало захоронениям. Я уже высказывал своё предположение о том, что там мог быть своеобразный "город металлургов", и в погребении № 43 находились останки не вождя, а "золотых дел мастера". Золото в те времена мало чем отличалось от меди и использовалось при изготовлении всякого рода домашнего скарба. Известно, что в бронзовом веке Эгейского мира характерной принадлежностью взрослого мужчины становится кинжал, который клали с его владельцем в могилу. Может быть, и здесь побрякушки "золотых дел мастера" положили в могилу вместе с ним?

 

16 февраля 2023

Бесклассовое общество Чатал-Хююка.

"Ключом к пониманию общественной формы Чатал-Гююка служит архитектура. Дома в Чатал-Гююке стояли стена к стене, между стенами соседних домов не было зазора. Однако у каждого дома были собственные стены и плоская крыша. Город террасами поднимался на холм, и посреди этой «сотовой структуры» было очень мало незастроенных дворов (Mellaart 1967: 68-73).

Вход в дома был только через крышу. На каждой крыше имелась лестница, которая позволяла жившим дальше в пределах квартала добираться по крышам до своего дома. В крышах имелось отверстие, защищённое крышкой. Здесь стояла лестница, ведшая вниз, внутрь дома (Mellaart 1967: 70-72).

Женщины в африканской истории

Н. А. Ксенофонтова говорит ("Женщина как действующее лицо африканской истории. Взгляд сквозь пространство и время"): 

"Согласно мнению социологов, женщины большинства обществ, населяющих нашу Землю, играют в истории роль стабилизирующей силы, они гораздо дальше от любых крайностей, чем мужчины. И если в легендах и сказаниях женщины-матери выступают в качестве основательниц родов и династий, то это не столько дань их биологическим особенностям, сколько отражение их роли в качестве хранительниц очага и семьи, гаранта стабильности хозяйства и нравственных норм, основы развития любого социума от семейной общины до государства.

Связь правителя с тотемическим именем женщины-родоначальницы наблюдалась на Африканском континенте ещё со времён царств древнего Египта. На это указывают надписи на гробницах и титулы в «Текстах пирамид». Так, имена и символы богинь-прародительниц и покровительниц Нижнего Египта (богиня-кобра Уаджет) и Верхнего Египта (богиня-коршун Нехбет) вошли как обязательные компоненты в титулатуру фараонов объединённого Египта. У целого ряда африканских народов мужчинам принадлежали лишь символы власти, а подлинный контроль за нею находился в руках их прекрасных соплеменниц".

Правда, реконструировать древнюю историю Африканского континента очень нелегко. "По большинству социумов Тропической и Южной Африки в качестве основных свидетельств отдалённого прошлого выступают главным образом различные жанры устного народного творчества (мифы, легенды, эпосы, генеалогические истории, сказки), сохранённые и передаваемые для потомков гриотами и старейшинами родов и племён, изображения предков и героев, выполненные в виде скульптур, масок, наскальных рисунков". Однако, Н. А. Ксенофонтова не унывает и использует то, что есть. 

"Можно предполагать, - пишет она, - что наскальные рисунки, изображавшие так называемую «Белую даму» из Брандберха (горный массив в Юго-Западной Африке) 


и «Рогатую богиню или Белую даму» из Аданрхета (Тассилин-Адджер, Алжирская Сахара),


бронзовая голова матери правителя (Бенин), деревянные круглые фигурки и ритуальные маски народов фон, йоруба, ембе, сенуфо, мпонгве, маконде, лунда, чокве, луба, пенде и других этносов — все они являются портретами реальных прародительниц и основательниц родов и династий.

Гарпократ

Бронзовая статуэтка Гарпократа. 1-2 век до н.э. Размер 5,2 см. На данной статуэтке Гарпократ носит пшент (двойную корону Двух земель Египта) и держит в левой руке рог изобилия. 

Очевидно, этот божественный ребёнок тождествен Бримосу из Элевсинских мистерий (см.: Элевсинские тайны). Ну, или "сокровенному сердца человеку в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа" из христианской мистики. Иными словами, это есть рождающийся внутри человека бессмертный младенец. Проф. А.Б.Зубов считает, что близко к разгадке тайны Элевсина предположение о том, что в ребёнке на руках Коры каждый видел себя – младенца, который стал бессмертным, который не умрёт…"

Плутарх отдельно указывает, что у Гарпократа очень слабые ноги. Это указывает на его "субтильность", "инаковость", что он "не от мира сего". 

По всей видимости, Гарпократ по отношению к обычному человеку является примерно тем же, чем бабочка является по отношению к гусенице. 

15 февраля 2023

О причинах княжеских междоусобиц в Древней Руси.

Отечественный исследователь В. M. Мисюгин, сравнив средневековые суахилийские хроники с древнеирландскими и древнерусскими письменными правовыми источниками, пришёл к выводу, что все они содержат следы более архаических норм наследования титула, т. е. наследования братом. Он назвал это правило «правилом ндугу» (по суахилийской традиционной терминологии «ндугу» —это родственник).

Суть данного правила состояла в том, что в династийном роду титул наследовал не сын умершего правителя, а следующий за ним по возрасту родной или двоюродный брат (по мужской линии). Однако это правило не распространялось на всех возможных представителей одного генеалогического поколения правящего рода, а касалось трёх старших (по порядку рождения). Далее титул переходил к их потомкам, к трём братьям следующего поколения, которые последовательно по возрасту пожизненно отправляли должность верховного политического главы.

Учёный считает, что до пожизненного правления титул правителя передавался в момент вступления в брак очередного наследника ещё при жизни предшествующего. Этот вывод исследователь делает, опираясь на данные по некоторым народам Восточной Африки, где передача власти осуществлялась от поколения к поколению, строго через определённые промежутки времени, что обязательно сопровождалось вступлением в брак представителей возрастной группы, входившей во власть.

Стремление узурпировать правителем власть, т. е. не допустить при своей жизни вступления на престол остальных своих братьев, имевших на то традиционное право, неизбежно вело к междоусобице среди претендентов (т. е. братьев). С точки зрения учёного, междоусобицы русских князей в Древней Руси были вызваны, с одной стороны, сохранявшейся традицией передачи власти брату, с другой же — стремлением правителей назначать в качестве своих наследников представителей младшего социально-возрастного поколения, т. е. сыновей.

Прямая демократия как переходная ступень к матриархату.

Н. А. Ксенофонтова пишет ("Женщина как действующее лицо африканской истории. Взгляд сквозь пространство и время"):

"Многие феминистки, особенно взращённые на советской почве, в своём желании полностью эмансипировать женщину призывали последнюю к освоению мужских ролей и занятию мужских профессий и должностей, т. е. к полнейшему равенству полов. Но, безусловно, это противоречит и самой их природе, и здравому смыслу.

Женщине нужно не равенство с мужчиной и не власть над мужским миром, а "утверждение как закона жизни своего права совершать ход событий", как сказала наша современница, поэт и публицист Лариса Васильева" (Социум 1991 №2).

Замечательно сказано.

Одно из самых точных и полных определений демократии дал немецкий философ и публицист Артур Мюллер ван ден Брук. Оно таково: "Демократия есть соучастие народа в своей собственной судьбе". В этом смысле, обретение женщинами права совершать ход событий по-своему, "по-женски", полностью совпадает с определением демократии как права народа совершать события по-своему, а не так, как цари замышляют (интересы царей, как правило, не совпадают с интересами народов). Следовательно, утверждение женских прав возможно лишь при наличии прямой демократии, при которой основные решения инициируются, принимаются и/или исполняются непосредственно гражданами. Только, в отличие от древнегреческой прямой демократии с её апеллой (ежемесячное народное собрание, в котором участвовали все полноправные спартиаты мужского пола, достигшие 30-летнего возраста), в современных народных собраниях должны участвовать и женщины. Так как у нас женщин больше, чем мужчин, именно женщины стали бы задавать направления для внутренней и внешней политики государства, и тогда у нас впервые появилось бы государство с "женским лицом".

Женщина как посредница между миром живых и миром мёртвых.

Из статьи Ю. Ю. Карпова "Женский лик Кавказа". 

"В культуре народов Кавказа <...> мужчине соответствует «правое» и «верхнее», женщине — «левое» и «нижнее». <...> В жилых постройках горцев Грузии помещения нижнего яруса составляли основное жизненное пространство лиц женского пола (там же обычно содержался скот), а верхние этажи были закреплены за мужчинами. Хевсур не пользовался дверью нижнего этажа, а проникал в жилище по приставной лестнице сразу на верхний этаж, одновременно служивший сеновалом или сараем. Там же он и спал, а на супружеские свидания отправлялся глухой ночью, «прежде спрашивая через верхнее отверстие разрешения... Молчание — знак согласия, и он тихо спускается по лестнице».

Пространственное разграничение женского и мужского зримо представлено и в обычаях, связанных с погребением умерших. Женщин хоронят в более глубоких, нежели это принято для мужчин могилах (глубина могильных ям равнялась меркам «до груди» и «до пояса» соответственно). <...> В этом же контексте следует рассматривать обычаи более тщательного «пеленания» мёртвого тела женщины (её саван нередко состоял из большего по сравнению с саваном мужчины количества слоёв ткани). <...> Истоки обычая напрямую связаны с пространственным разграничением женской и мужской сфер в культуре, а прототипом ему служит практика живших в древности на Черноморском побережье Кавказа колхов хоронить мужчин на деревьях, а женщин в земле".

Тут мне вспомнилась одна из записей В. В. Розанова, сделанная им по дороге в клинику:

Женщина – исподнее существо.
Договаривают: «и преисподнее».
- Нет, она небесное существо.

Очевидно, из-за того, что женщины — существа "преисподние", Ю. Ю. Карпов сообщает о запрете на посещение женщинами гор как таковых, введённом во избежание оскорбления святости. Примером этому служит запрет женщинам подниматься на священную для абхазов гору Дыдрипш. Данная установка выглядит парадоксальной, ибо расположенное на горе святилище посвящено Богоматери.

Представительницы знатных адыгских фамилий. 1908 год.

14 февраля 2023

Целительная целомудренность.

Интересные соображения от Мария Орлова:

"Читая книгу Марии Гимбутас "Балты. Люди страны янтаря", была поражена простой идеей:

Люди преклонялись перед девственными лесами, лугами и водоёмами, потому что осознали, что только нетронутая природа способна исцелять человека.

"Деревья и цветы, гроты и леса, камни и холмики, воды наделялись чудесными животворящими силами. Полагали, что они благословляют человеческие существа, исцеляя болезни, охраняя от всяческих бед и даруя здоровье и плодовитость."

Земледельцы осознали, что для сохранения нетронутой природы нужно создавать, выражаясь современным языком, особо охраняемые природные территории или заповедные места. Так возникли священные рощи, поля, холмы и водоёмы:

"Никому не разрешалось рубить деревья в священных лесах, ловить рыбу в священных источниках или пахать землю на священных полях."

Это было не просто формальное "обожествление сил природы", а ощущение симбиотической связи человека и экосистем на энергетическом и духовном планах" (Источник). 

И тут мне сразу вспомнились весталки, в сохранении сексуальной неприкосновенности, "нетронутости" которых почему-то так сильно было заинтересовано древнеримское общество. А всё, оказывается, от того же, по той же самой причине: чистота сама по себе целительна. Интересно, что в средние века в Европе имелся такой предрассудок, согласно которому совокупление с девственницей излечивает мужчину от всех венерических заболеваний. Это, конечно, суеверие, но, как видно, оно базируется на верном посыле; просто некоторые люди, как всегда, опошляют и искажают верные интуиции других людей.

"Фаллический" патриархат.

Зигмунд Фрейд полагал, что сексуальность мужчин обусловлена агрессивным поведением, желанием доминировать. Я бы сказал несколько иначе, что и агрессивное поведение мужчин, и их желание доминировать связаны с их фаллом. Так уж устроено самой природой. Мужчине приходится залезать под юбку женщине и вводить туда свой фалл. Если мужчина черезчур культурный и воспитанный, он сильно рискует остаться без семьи и без детей. 

Частенько патриархат оправдывается физиологией: мужчина физически сильнее женщины, потому что ему требуется преодлеть её сопротивление при введении фалла во влагалище, следовательно, самой природой мужчина предназначен к доминированию над женщиной. Даже на подсознательном уровне нередко женская роль ассоциируется с подчинённой функцией («жертвой»), тогда как мужская —с господствующей («насильником»). Но. Тут есть одна очень сильная контроверза.

Дело в том, что безусловное принятие человеком физиологической данности автоматически ставит его на один уровень с обезьянами. У шимпанзе имитация полового акта (реже реальный контакт) демонстрирует их различный статус в группе. При этом доминирующее животное выполняет активную роль самца, тогда как подчинённая особь — пассивную функцию самки. Мы что, хотим таких же отношений и в человеческой среде? 

Поэтому человеческая культура всегда и везде налагала узду на мужскую сексуальность. Например, табу на сексуальные связи с женщинами своего тотема, которые все являются "сёстрами" и "матерями" для мужчины. Мы знаем, что это табу существовало везде, где имелись экзогамные браки. Но если есть такое табу, то при этом не может быть патриархата с его агрессивным поведением. Какой же ты бабуин патриарх, если не можеть подмять под себя девушку, которую ты хочешь "поиметь"?

Может быть, самооскопление мужчин в культе Кибелы являлось крайней, "экстремистской" формой окультуривания агрессивного поведения мужчин, но в этом что-то есть. Ведь львиная доля всех насилий, совершаемых мужчинами, приходится на возраст между 15 и 35 годами, когда они находятся "в самом соку" и брызжут спермой во все стороны. Христианство "примучивает" мужскую плоть,

галисийские пилигримы

13 февраля 2023

Российское государство против традиционных (=патриархальных) устоев.

Антропологам хорошо известно, что традиционные общества, максимально сохранившие свойства первичного социума, характеризуются социальной структурой, основанной на возрасте, где старшие осуществляют жёсткий социальный контроль над младшими.

В. В. Бочаров в статье "Власть и возраст" указывает на преемственность между Иваном Грозным, Петром Первым и большевиками в их отрицании «старых» порядков и опоре прежде всего на молодёжь.

"«В административной практике царь (Иван Грозный. — В. Б.) постоянно нарушает принцип старшинства, произвольно выбирает из большего количества размножившихся служилых родов того или иного человека, не считаясь совершенно со службой его отца и деда и ближайших родственников» [Веселовский 1969: 259]. Московские разговоры о том, что Грозный натравливал младших родственников на старших, передал Флетчер [1911: 45]. Иногда это выливалось в трагическую форму. По сведениям Курбского, царь вынудил своего фаворита Фёдора Басманова зарезать отца. Характеризуя последнее опричное правительство, Таубе и Краузе отмечали, что при особе Ивана остались одни «молодые ротозеи».

«Установка на молодое поколение аналогична установке на иностранцев. Для Петра это не нуждается в аргументах» (Панченко, Успенский 1983: 59-60]. 

Революция в России 1917 года в возрастной системе координат — это «молодёжный бунт» против власти старших. <...> Революция ознаменовала победу молодёжной культуры на государственном уровне. В советский период опора власти на молодёжь приобрела вид государственной политики. Установился настоящий «культ молодости». «Коммунизм —это молодость мира, и его создавать молодым».

коллективизаторы

О гомосексуальных обертонах патриархата.

В книге "Антропология власти. Хрестоматия по политической антропологии" (Сост. и отв. ред. В. В. Бочаров. Т.1. Власть в антропологическом дискурсе.— СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006) на стр. 307 опубликована беседа с Морисом Годелье, антропологом и специалистом по обществам Океании. 

«Sciences humaines»: Как, по-Вашему, согласуется символическое и отношения реальной власти, к примеру, у баруйа, которых Вы изучали в Новой Гвинее?

Годелье: В действительности я провёл много лет у баруйа Папуа Новой Гвинеи Я смог наблюдать у них обряды, через которые они посвящают мальчиков в тайны происхождения космоса и человечества. В течение более десяти лет мальчики будут жить в мужском мире и будут готовиться к осуществлению господства мужчин над женщинами, а также представлять и защищать их общество. В девять лет мальчик должен покинуть свою мать и поселиться в доме мужчин — после того, как ему проткнули нос. Затем, в секрете от мужского дома, молодые люди в возрасте 15-20 лет, ещё не женатые, будут регулярно давать пить свою семенную жидкость мальчикам, которых только что резко отделили от женского мира. Эта практика означает, что мужчины стараются как бы «заново породить» мальчиков, но на этот раз без посредства женского тела. Их как бы «сверх-маскулинизируют», давая им в качестве пищи мужскую субстанцию, девственную по отношению к любому женскому загрязнению.

Комин П.В. Группа мужчин и подростков. Папуасы Новой Гвинеи. Индонезия, провинция Западный Ириан. 1962-1963 гг.

Ну, нечто подобное мне уже встречалось в контексте древнегреческой передастии. Эллинская педерастия произрастала из презрения к женщине, которую греки считали низшим существом, находящимся на полпути между человеком (то есть мужчиной) и животным или рабом, каковой тоже рассматривался как скот. И, как мы видим, папуасы конгениальны грекам в контексте "женского загрязнения". 

«Рог» как символ власти.

"Слово «корона» (англ. crown) созвучно слову «рог» (лат. corn) и оба существительных предположительно связанны этимологически", - говорит А. Н. Ковачев в статье "Символы власти и их интерпретация в различных культурах" со ссылкой на Chevalier J, Gheerbrant A Dictionnaire des symboles Mythes, reves, coutumes, tes, formes, couleurs, nombres Paris, 1982.

Богиня Хатхор в коровьем обличьи как «владычица Запада»
 
Настенный рельеф из малого храма Абу-Симбел с изображением царицы Нефертари в окружении двух богинь Хатхор и Исиды.