Исследование матриархата - самой продолжительной эпохи в истории человечества.
07 октября 2021
Священный матриархат.
Картина М. Нестерова "Отцы-пустынники и жены непорочны" является иллюстрацией "священного матриархата".
В самом эпицентре матриархата должно быть нечто сверхъестественное, нуминозное, которое, подобно соли, предохраняет сам матриархат от внутреннего разложения.
Человечность как "столп и утверждение" матриархата.
В недавней статье о матриархате в племени тода говорилось о том, что мужчины этого племени почитают каждую женщину как Мать. Но ведь и сами женщины в том племени под стать богиням! Нет у них там таких хабалок, какие встречаются в нашем современном обществе.
Поэтому человечность является "столпом и утверждением матриархата". Кризис человечности сопряжён с кризисом матриархата. Утрата человечности приносит в общество бесчеловечные формы правления.
Соответственно, подлинный матриархат возможен лишь в обществе Людей (с большой буквы). На самом деле, таких Людей на Земле очень много, но они "распылены" в обществе как некие "вкрапления", которые, в принципе, не меняют общей патриархальной картины. Иногда встречаются такие типы на старых фотках, которыми можно бесконечно любоваться.
Деревня Крайние Шешмары Горномарийского района РМЭ |
К определению понятия "матриархат".
Ролевой репертуар Учителя (по В. Леви) |
С первого взгляда, эта картинка, казалось бы, никак не относится к матриархату. Но это лишь на первый взгляд...
На самом деле, это прекрасная иллюстрация того, какими многочисленными способами может распространяться духовное влияние человека. Допустим, женщины в матриархальном обществе.
Современные энциклопедические определения матриархата даны с точки зрения современной патриархальной реальности, в которой власть связана лишь с деньгами и силой. Чиновник в окружении "силовиков" и олигарх с мешками "бабла" - вот нынешняя власть. Соответственно, предполагаемый "матриархат" в эпоху неолита должен быть властью женщин в окружении дружины амазонок, на которых "горбатятся" мужики за миску баланды. Козе понятно, что такого карикатурного "матриархата" никогда и нигде в истории не было. Однако, именно такой "матриархат" и описывается в энциклопедиях, поскольку влияние и связанная с ним власть в обществе сводится лишь к экономическим и политическим формам. На самом же деле, как мы видим на картинке, влияние может распространяться десятками других способов.
06 октября 2021
Этруски - "последние из могикан" Старой Европы.
На основании выводов последнего археогеномного исследования этрусков надо поставить жирный "крест" на всех древних и современных теориях об их исторической миграции из Эгеиды или Анатолии.
Впрочем, анатолийский след всё же имеется у этрусков. Я имею в виду гаплогруппу G, которая распространилась с Передней Азии по Европе в ходе доисторических, неолитических миграций.
Однако, у этрусков имеется и след арийских (индоевропейских) степняков - R1b. В староэтрусский период на 5 случаев R1b целых 3 случая G, в позднеэтрусский период соотношение резко меняется: на 11 случаев R1b всего 2 случая G. Бросается в глаза беспрецедентно высокая, почти паритетная, пропорция анатолийских линий к степным в староэтрусский период.
Когда женщины были демиургами.
До появления гончарного круга посуду из глины лепила женщина. Об этом говорилось в записи "В начале было тесто...".
Лепка кувшина ленточным способом |
"Женщина, создающая формы вещей, уподоблялась, в соответствии с мифологией Двуречья, богиням-матерям, лепящим людей из глины, причём лепка эта сближалась по смыслу с рождением женщиной ребёнка. Эпоха, когда изготовление сосудов было исключительно делом женщин, совпала у древних земледельцев с периодом преобладания женщин в той части обрядовой жизни, которая была связана с представлениями о плодородии, благе общины" (Антонова Е.В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии. М., 1984. с.126).
Пережитки матриархата в племени тода.
Л. В. Шапошникова в племени тода. 1964 год |
Л. В. Шапошникова в своей монографии "Тайна племени Голубых гор" (М: Наука, 1969) пишет о тода, у которых ещё сохранились пережитки матриархата.
"Тода Нилгири известны развитым культом буйволов. Тода - пастушеский народ. Они верят, что буйволы созданы для них, как единственный источник пищи и всего остального. Буйволы считаются священными животными, потому что составляют богатство тода. Тода - вегетарианцы. Зерно, овощи и молоко - их основное питание. Ссоры и споры разрешаются на совете племени. Тода - весёлые, добрые и мягкосердечные. Каждый род тода имеет храм, который используется для молитв, а также как ферма для дойки священных буйволиц. В каждом стаде есть главная буйволица, на которую вешают священный колокол во время периодических кочёвок на другие пастбища. Она священна. Титул этой буйволицы наследственный. Земля, на которой живут тода, была создана богиней Тейкирши. Богиня Тайкирши - божество тода. Ей молятся, чтобы она защитила тода во всех случаях жизни и в ином мире. В племени есть две фратрии: Тартарол и Тейвелиол. Существует десять родов вТартарол и четыре в Тейвелиол. Фратрии были образованы потому, что члены Тейвели становятся жрецами для Тартар, а члены Тартар не могут быть жрецами в Тейвели. А в остальном они равны между собой. Члены одной фратрии с энтузиазмом участвуют в погребальной церемонии другой фратрии. Тода сжигают мёртвых и приносят в жертву буйволов во время погребальной церемонии. Они считают, что буйволы, принесённые в жертву, будут использованы мёртвыми в другом мире. Деревни тода называются "манд". Тода выше среднего роста, хорошо сложены, у них длинные носы, правильные черты и красивые зубы. Путухкули - единственная одежда, которую носят и мужчины, и женщины. Их жилища напоминают разрезанные пополам огромные бочки, срезом поставленные на землю. Окон в хижине нет, и только в передней стене прорезан ход. Войти в хижину нельзя. В неё вползают на коленях".
Матрилинейное римское общество в догородской период (2).
(В продолжение записи Матрилинейное римское общество в догородской период)
Мирослава Миркович (Miroslava Mirković) в монографии "Рея Сильвия и семь римских царей" (Rea Silvia and seven Roman kings. Kinship and power in early Rome) пишет:
"Особенность социальной системы и семейной структуры во времена семи царей в Риме представляет собой отсутствие отца и его власти в семейной группе. У первого римского царя Ромула не было отца. Отцы других римских царей также были неизвестны, за исключением Тарквиния Приска, который представляет собой особый случай: его отец был греческого происхождения. В раннем Риме система родства была основана на материнской группе. Матрилинейность доказана для первого римского царя - Ромул был сыном царской дочери Реи Сильвии - и следы родства по женской линии можно обнаружить в некоторых других историях о передаче власти от одного правителя к другому. Нет никаких доказательств существования патриархального принципа и отцовской преемственности как института в Риме до периода Республики, то есть до 510 года до н.э.
05 октября 2021
О бойне на Фарерских островах.
Пишут, что "на Фарерских островах прошла крупнейшая в истории охота на дельфинов. За несколько часов убили 1428 особей. Вода в заливе, куда загнали млекопитающих, во время кровавой бойни окрасилась в алый цвет" (Источник).
Нет, ну - каково?! Учёные говорят о шестом массовом вымирании, протекающем в настоящее время, однм из наиболее значительных массовых вымираний видов в истории Земли, которое является результатом человеческой деятельности, и в это самое время недоумки на Фарерских островах производят крупнейшую в истории охоту на дельфинов. Они там, как БОМЖи, живут одним днём. Или как мальчишки из моего детства, которые, нашкодив, распевали песенку:
"А нам всё равно, - что повидо, что говно!"
Матрилинейное римское общество в догородской период.
Как говорит Мирослава Миркович (Miroslava Mirković) в монографии "Рея Сильвия и семь римских царей" (Rea Silvia and seven Roman kings. Kinship and power in early Rome), "римское общество в догородской период, как явствует из легенды об основании, в отличие от индоевропейцев, не было патриархальным. Оно отличается от структуры классического римского и греческого общества, которое несёт в себе типичную модель индоевропейской патриархальной семьи. В догородской социальной системе Рима не существовало классической семейной группы, состоящей из отца, матери и детей. Единственной надёжной группой родства была группа, основанная на кровном родстве с матерью. Первый римский царь был воспитан без авторитета отца. Ромул, как и другие римские цари, не имел отца. Первой идентифицируемой родственной и социальной связью Ромула была его связь с матерью Реей Сильвией, а затем с приёмной матерью Аккой Ларенцией, чьё имущество он унаследовал.
Акка Ларентия с Ромулом и Ремом. Статуя Якопо делла Кверча |
04 октября 2021
О мтДНК-"ребусе" народа мосуо.
Коллектив авторов -Yan Lu, Chuan-Chao Wang, Zhendong Qin и Bo Wen - в статье "Mitochondrial origin of the matrilocal Mosuo people in China" говорят, что народ мосуо, который в настоящее время является единственной матрилокальной популяцией в Китае, имеет наиболее близкое генетическое родство с народом пуми.
Современный язык мосуо относится к тангутско-цянской ветви сино-тибетской языковой семьи. Также и язык пуми относящимся к цянской группе тибето-бирманской подсемьи сино-тибетской языковой семьи.
Острова как "морозильные камеры" Традиции.
Сардинская девочка в традиционном ритуальном одеянии. Остров Сардиния, Италия.
На островах, в силу их изолированности, очень долго хранятся "законсервированными" древние традиции. Так, на острове Крит матриархальные общества сохранялись примерно до 1500 г. до н. э., тогда как в континентальной Европе матриархату был нанесён смертельный удар ок. 3500 г. до н. э. В Исландии сохранились древнескандинавские и древнегерманские языческие мифы, которые собрал и записал Снорри Стурлусон в 1222 - 1225 годах.
У шаманки на этом рисунке не просто так нарисован головной убор с рогами. Это реальная археологическая находка - женщина из Бад-Дюрренберга (Германия), жившая 8500 лет назад) была похоронена именно с таким инвентарём. Автор изображения - Олег Селезнёв.
Группа Олега: CelezArt.
О "плюсах" и "минусах" земледелия.
Зарождение земледельческой культуры двояко.
С одной стороны, земледелие способствовало возвышению женщины, о чём говорилось вчера в статье "О роли женского труда в процессе превращения первобытного стада в матриархальную общину".
Но, с другой стороны, земледелие способствовало появлению государственных структур, которые, в конечном итоге, низвели женщину до положения рабыни.
Рассмотрим этот процесс подробнее.
Женщина с зернотёркой из Лейденского музея древностей. |
Из хроники текущих событий.
Полтора года назад я написал заметку "Настоящий XXl век":
"Двадцатый век, как эпоха в жизни человечества, наступил с небольшим
запозданием. Ни в 1899, ни в в 1900, ни в 1901 году ничего особенного не
случилось, и вплоть до первой мировой войны мир продолжал жить в стиле
XlX века. Но в 1914 году Европа совершила "харакири", после которого
начался процесс бурных перемен по всему миру.
Независимо мыслящие
люди понимали, что «старое» кончилось уже с мировой войны, что рубежным
был 1914 г. - Анна Ахматова в «Поэме без героя», где основное действие
происходит в 1913 г., писала: «А по набережной легендарной / Приближался
не календарный - / Настоящий Двадцатый Век».
Мне думается, что настоящий XXl век
начался только в 2020-м году. Сейчас многие говорят и пишут о
необратимых изменениях, которые происходят в мире. Этот коронавирус
подвёл жирную черту прежнему разложению. Очевидно, что жить "как прежде"
уже невозможно. Надо заботиться о чистоте. Теперь мы все станем
немножно монахами-затворниками."
03 октября 2021
О роли женского труда в процессе превращения первобытного стада в матриархальную общину.
Весьма дельные мысли мне встретились у drevniy_daos в Женщина и земледелие. (с цитатой из книги Тернбула):
Зарождение земледелия способствовало возвышению женщины, то есть не увеличению власти женщины, а росту уважения к женщине. Нам это может показаться странным. Ведь работает тот, кого не уважают; и наоборот, кого уважают - тот не работает. Но это наследие рабовладельческого менталитета классической Греции. А первично вызывал уважение именно тот, кто трудится. Труд ещё не стал работой и оценивался иначе. Точнее, уважали не труд, а результат труда. Кто приносил добычу - был в почёте. Земледелие повысило статус женщины. Плодородие связывалось, конечно, с женщиной. Отсюда и почитание богинь плодородия. Женское божество плодородия становится излюбленным духом земледельцев, и бесчисленные фигурки, олицетворяющие богиню-мать, покровительницу полей, заполняют музеи, экспонирующие результаты раскопок поселений древних земледельцев" (В.М.Массон. "Возникновение и развитие земледелия". - М.,1967, с.30,32).
Видимо, некоторое поверхностное сходство между уходом за урожаем и рождением ребенка находило воплощение в едином образе рожающей женщины. Слово "плод" даже в современном русском языке означает и ребёнка в утробе матери, и фрукт на дереве. Культура земледельцев приветствовала многодетность. Бездетность рассматривалась как проклятье. Равно как и засуха. И от того и от другого искали избавления с помощью колдовства. Для охотника и собирателя погода не имеет особого значения. В случае отсутствия одной пищи в одном месте, первобытный человек перемещается к другому источнику пищи. Земледелец не просто привязан к земле, он зависит от неё. И от божества, дающего плодородие. В такой культуре немыслимо обидеть женщину.
Экзогамные практики Старой Европы.
Коллектив авторов - António Faustino Carvalho, Francisca Alves Cardoso, David Gonçalves и Raquel Granja - в статье "The Bom Santo Cave (Lisbon, Portugal): Catchment, Diet, and Patterns of Mobility of a Middle Neolithic Population" рассказывают о пещере Бом Санто в Португалии, этом "моментальномй снимке" неолитического населения, проживавшего ок. 3780 - 3415 гг. до н. э., которое, в данном конкретном случае, по интересному совпадению, было сопричастно строительству первых мегалитических памятников.
Бом Санто - это большая пещера, с сериями комнат, галерей и проходов, структурированных в трёх основных перекрывающихся, топографически дифференцированных "уровнях" внутри склона горы. Неолитический некрополь на двух верхних "уровнях" занимает площадь около 285 м2.
Сразу приходит на ум сравнение с подземными гипогеями Мальты. Там тоже использовались естественные пещеры для погребения умерших. А где не было естественных пещер, там создавались искусственные.
Мир до матриархата, по Гоббсу.
Сюэ Джийе, один из самых важных и знаменитых современных китайских художников, творческий художник-сюрреалист.
«Что такое естественное право (right of nature)? Естественное право,- пишет Гоббс,- есть свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения собственной жизни, и, следовательно, свобода делать всё то, что является наиболее подходящим для этого». «В естественном (животном) состоянии каждый человек имеет право на всё. Так как (животное) состояние человека есть состояние войны всех против всех, когда каждый управляется своим собственным разумом и нет ничего, чего он не мог бы использовать в качестве средства для спасения от врагов, то отсюда следует, что в таком состоянии каждый человек имеет право на всё, даже на жизнь всякого другого человека».
Удивительные параллели между натуфийцами и обитателями Лепенского Вира.
Исследователи под руководством Тобиаса Рихтера из Университета Копенгагена раскопали стоянку натуфийской культуры в Иордании, известную как Шубайка 1 (Shubayqa 1), которая была обитаема между 12 600 и 10 000 годами до нашей эры. По словам Рихтера, люди, жившие в Шубайке-1, одомашнили собак ещё в 12 000 году до нашей эры. Они создавали произведения искусства в виде резных фигурок из кости и камня. Они также хоронили своих мёртвых. "Некоторые утверждают, что это свидетельствует о присутствии специалистов по ритуалам - шаманов или каких-то групповых лидеров", - сказал Рихтер.
Кстати, о шаманах. Раскопки натуфийской стоянки в пещере Хилазон Тахтит (Израиль) [1], возраст которой составляет 12000 лет до н. э., выявили захоронение, которая было построено и устроено специально для миниатюрной пожилой женщины-инвалида. Ритуалы погребения и метод, использованный для сооружения и запечатывания могилы, предполагают, что это захоронение шаманки, одно из самых ранних, известных из археологических источников. Тело похоронили в необычном положении; его положили на бок так, чтобы позвоночник, таз и правое бедро упирались в изогнутую южную стену овальной могилы. Ноги были разведены и согнуты внутрь в коленях.
02 октября 2021
Пантеры Кибелы и царские мантии.
В. И. Гуляев в статье "БОГИНЯ КИБЕЛА - ВЛАДЫЧИЦА ЗВЕРЕЙ - В СКИФСКОМ ИСКУССТВЕ", указывая на это скифское зеркало, говорит, что "среди многочисленных изображений на диске (их всего 24) главным персонажем выступает крылатая женская фигура с пантерами в руках – обычными атрибутами Великой малоазийской богини Кибелы. <...> Изображения на зеркале представляют собой систему магического характера, целый пантеон божеств или демонов, подчинённых женскому божеству… В литературе за этим образом утвердилось название “Владычица зверей”. Несомненна связь этого образа с искусством и религией Передней Азии, его отождествляют с Кибелой и Артемидой. Пантеры были её наиболее древними атрибутами… (курсив автора. – В.Г.)."
Вот это указание на связь Кибелы с пантерами чрезвычайно интересно. Дело в том, что сообщения о "пардусах" встречаются в летописях Древней Руси. Например, Нестор сравнивает князя Святослава с пардусом.
"Пардус - это общеарийское название. Оно сохранилось в иранском ( «Пардука» ) и в древнеиндийском («Прдаку» ) языках и означает, помимо пантеры, пёстрое животное вообще. Более знакомое нам название «пантера» происходит от греческого «панфира» , состоящего из двух частей: «пан» - «весь» , или «всё» , «фир» - «зверь» . То есть речь идёт даже не о царице зверей, но о существе, вмещающем в себя весь животный мир" (Источник).
О связи матрилокальности и первобытного земледелия.
Коллектив авторов - R. Alexander Bentley, Michael Pietrusewsky, Michele T. Douglas & Tim C. Atkinson - пишут в статье "Matrilocality during the prehistorictransition to agriculture in Thailand?":
"В Таиланде географическое распределение гаплотипов Y-хромосомы из современных популяций позволяет предположить, что самые первые земледельцы Таиланда были мигрантами из Китая (Tajima et al. 2002), в то время как данные митохондриальной (мт) ДНК указывают на то, что некоторые Тайские этнические группы имеют общих древних предков по материнской линии (Fucharoen et al. 2001). Хотя эти данные могут показаться противоречивыми, возможное объяснение заключается в том, что коренные, доаграрные общины Таиланда были матрилокальными, поэтому мужчины-мигранты вступали в брак в коренных общинах своих невест".
Далее авторы говорят, что "выводы генетики и лингвистики в целом указывают на длительную историю матрилокальности в Юго-Восточной Азии (например, Tajima et al. 2002; Fucharoen et al. 2001; Hage & Marck 2003; Burton et al. 1996; Oota et al. 2001)".
Интересно, что скелетно-биологические данные из доисторического Таиланда, показывая сходство с современными тайцами, одновременно указывают на сходство с восточноазиатскими народами, в частности с народом - носителем культуры дзёмон в Японии (Pietrusewsky & Douglas 2002: 254-5).
О погребениях культуры Винча.
Могилы культуры Винча являются частью большой "загадки" эпохи неолита в юго-восточной Европе. По сравнению с количеством и размерами поселений, могилы встречаются относительно редко. Большинство тех, которые были обнаружены, располагались под крышами домов внутри поселений, но это были лишь отдельные могилы. Тем не менее, существуют два важных некрополя, связанных с культурой Винча, это Ботош и Гомолава. В них было обнаружено 18 и 23 (соответственно) могилы со скелетами.
Значит, неолитическая культура Кукутени-Триполья вовсе не уникальна в том отношении, что при раскопках поселений этой культуры крайне редко обнаруживаются могилы со скелетами. По-видимому, во всех юго-восточных культурах Старой Европы практиковался какой-то способ погребения умерших, который не оставил археологам костей и черепов. Может быть, это было сжигание трупов и развеивание праха по ветру, может быть умерших детей оставляли в дуплах деревьев, а взрослых хоронили в некоторых подобиях шаманских аранкасов.
В данном контексте любопытно взглянуть на воздушное погребение у абхазо-адыгских народов, у древних колхов и грузин. Абхазские историки считают, что обряд воздушного погребения абхазо-адыгских народов произошёл из религиозных культов строителей дольменов. Исследования В. А. Трифонова позволяют определить погребения в дольменах как вторичные. То есть это хранилища костей или частично мумифицированных останков. Надо сказать, что вторичные погребения были очень широко распространены на Ближнем Востоке и в Анатолии - истоковых территориях неолита Старой Европы.
Кроме того, некоторые предметы и технологии дольменной культуры имеют аналоги и более ранние проявления в эгейском бассейне и в Малой Азии.
01 октября 2021
Санса́ра жизни нашей.
Saṃsāra или Sansara - это санскритское слово, которое означает "блуждание", с коннотацией циклических, круговых изменений. Оно отражает концепцию перерождения и цикличности всей жизни, всей материи, всего бытия . Иногда Saṃsāra обозначается такими терминами или фразами, как трансмиграция, кармический цикл, реинкарнация и "цикл бесцельного дрейфа, блуждания или мирского существования".
Saṃsāra или Sansara - это фундаментальное убеждение большинства индийских религий. Но вот вопрос: откуда взялось это убеждение? Не проникло ли оно в патриархальные индоевропейские культы из более древней, матриархальной культуры до-арийской Индо-Хараппской цивилизации?
Если взять гораздо более близкую к нам по времени культуру классической Эллады, то, как утверждает А. В. Лебедев, представления о реинкарнации душ были заимствованы орфиками у Эпименида Критского, а сам Эпименид "опирался на местную традицию, возможно, восходящую к позднеминойскому времени" (Источник).
Ну, а Крит, с его представлениями о душе как бабочке, "порхающей" с цветка на цветок, с его экстатическими культами и "инкубационными" практиками в пещерах, наверняка культивировал концепцию реинкарнации душ. Как он при этом её трактовал - положительно или отрицательно, - это уже другой вопрос. Но, очевидно, в экстатических религиозных культах с изменёнными состояниями сознания, где душа "выходит" из тела и "сливается" со зверями, духами, людьми и божествами, такая концепция просто не могла не возникнуть.
Леопарды как знаки царской власти
Действительно, в отдалённый исторический период собственность «трона» представляла коллективное владение, которое в ряде случаев принадлежало семье первопоселенцев. Видимо, поэтому Сарба и относил к одной категории «собственность трона» и «собственность предков».