22 мая 2022

Параллели между вакханками и индейскими женщинами-виннебаго.

"По словам женщины-виннебаго по имени Горная Волчица, её первая менструация была травматичной. Мать предупреждала её, что когда это случится, “ты сразу же беги в лес и спрячься где-нибудь. Ты не должна ни на кого смотреть, даже мельком. Если ты посмотришь на человека, ты заразишь его кровь. Даже один твой взгляд способен причинить зло человеку" (Lurie, 1961:22).

Было раннее весеннее утро, и на земле ещё лежал снег, когда Горная Волчица поняла, что у неё началась менструация. Испуганная силой, которой она теперь обладала, молодая девушка быстро побежала в лес, села на землю, натянула одеяло на голову и заплакала. Сестра нашла Горную Волчицу по следам на снегу. Вместе с другой молодой девушкой, они соорудили небольшой шалаш, и развели в нём костер. Шалаш находился примерно в четверти мили от дома Горной Волчицы, и, по-видимому, она провела в нём необходимые четыре дня, плача, напуганная и голодная, поскольку была вынуждена поститься" (Цит. по: Кэролин Найтхаммер. "Дочери Земли: жизнь и легенды индейских женщин". Источник).

Это описание очень напоминает бегство вакханок (менад) в леса и горы на зов Диониса. А сам Дионис, как полагает Ю.В. Андреев, своим происхождением может восходить к минойскому богу-быку

Кстати, в истории культуры связь менад с сатирами является "ходячим", если не сказать - "ходульным", сюжетом, повторяющимся из века в век в бесчисленном многообразии изобразительных форм. 

Прадье. «Сатир и вакханка».

Не являются ли козлоногие сатиры "субститутами" Диониса и, в конечном итоге, "лунного" быка верхнего палеолита?

Вия.

 


Паучиха.

Головной убор жены Тутмоса Третьего.

Источник картинки.

Матчество у этрусков.

"Чем отличалась знатная римлянка от знатной этрусской женщины?" - спрашивает Олег Найданов. - И отвечает: "Самая знатная римлянка в латинских надписях будет фигурировать под [патриархальным] родовым именем — Клавдия или Корнелия, — и даже императрица будет всего лишь Ливией. А у этрусских женщин было собственное имя: Рамса, Танаквиль, Фасти, Велия, — что позволяло им более полно раскрыть свою личность внутри семьи. Кроме того, если у римлян было только имя собственное, родовое имя и имя отца (M(arcus) TUllius M(arci) f(ilius), то этруски добавляли к ним ещё и фамилию матери, иногда даже с её именем. Одного претора из Тарквиний звали Larth Arnthal Plecus clan Ramthasc Apatrual, то есть "Ларс, сын Аррунса Плеко и Рамсы Апатронии". И эта традиция столь глубоко укоренилась в национальных обычаях, что сохранилась даже после романизации в латинских надписях в Этрурии, где имя матери (в глазах истинного римлянина это было излишней роскошью) соседствует с именем отца" (Источник).


 

"Венеры" палеолита были толстыми из-за гиподинамии?

С утра пораньше пришла на ум одна мысля́ насчёт "венер" палеолита.

 

А что, если у этих образов были реальные прообразы? - подумалось мне.

Известно, что малоподвижный, "сидячий" образ жизни приводит к ожирению.

Но кто мог позволить себе такой образ жизни в каменном веке?

Во-первых, существует единодушное мнение о том, что первобытная женщина была "хозяйкой очага". Мужчина ходил на охоту, а женщина сидела дома. 

Однако одного этого, я считаю, недостаточно для ожирения. Всё-таки, по дому тоже нужно суетиться с утра до вечера, у хорошей домохозяйки всегда "забот - полный рот", она без дела не сидит.

Вчера в записи "Большая Медведица и "преподобные" ей индианки" я касался такого интересного феномена как женская ритуальная "самоизоляция".

Поэтому, во-вторых, эту ритуальную "самоизоляцию" можно присовокупить к тому, что первобытная хозяйка, подобно Солнцу, находилась в центре микровселенной, а все члены семьи, как планеты, "вращались" вокруг неё.

21 мая 2022

Древнеегипетский Грааль.

Фигурный сосуд в виде матери с младенцем на руках. Глина. 15 в. до н.э. Его использовали для сбора грудного молока женщины, родившей сына. В момент родов она уподоблялась великой богине Исиде, родившей сына – Гора, а потому её молоко считалось исключительно целебным. Оно было основой многих микстур и притираний, магических снадобий и оберегов.
 

Обучение девочек у индейцев Сев. Америки.

"Пока девочка была ещё ребенком, её обхаживали, заботились о ней и позволяли делать всё, что ей заблагорассудится. Но как только она достигала возраста, когда могла понимать и запоминать то, что ей говорили, старшие начинали учить её, твёрдо, но мягко, тому, что значит быть женщиной в общине. Не было никаких специальных образовательных комплексов — вся деревня и территория племени были её школой. Её уроки не были формальными или структурированными, но продолжались в течение всего дня, охватывая не только экономические занятия, такие как ремёсла, работа по дому, сбор дикой пищи и сельское хозяйство, но также обычаи, этикет, социальные обязательства и фольклор её племени. 

Пуэбло

Обучение девочки не всегда находилось исключительно в руках матери. Во многих племенах все женщины в семейной группе участвовали в воспитании детей. Навахо северной Аризоны были и остаются матрилокальным обществом; когда молодая женщина выходит замуж, она и её муж поселяются рядом с матерью жены. Таким образом, сёстры обычно жили рядом, будучи взрослыми, и разделяли обязанности по уходу за детьми. Постороннему было бы трудно догадаться, кто был кровной матерью любого из детей в этих расширенных семьях, поскольку, хотя у каждой женщины был любимый ребёнок, этот ребёнок обычно был её племянницей или племянником.

Большая Медведица и "преподобные" ей индианки.

"Многие коренные культуры Северной Америки настаивали на том, чтобы после рождения ребёнка мать и новорожденный оставались в уединении, особенно вдали от всех мужчин, в течение периода времени от нескольких дней до трёх месяцев. Женщины нез-персе в северном Айдахо уходили в специальную подземную хижину за два-три месяца до ожидаемого рождения ребёнка и оставались там в течение двух недель после родов. Считалось, что свет вреден для новорожденных детей, и поэтому ребёнок начинал свою жизнь в комнате, почти такой же тёмной, как утроба матери, из которой он только что вышел. В большинстве случаев о женщинах, находящихся в уединении, хорошо заботились. Жизнь для них была тяжёлой, но вместо того, чтобы сокрушаться о своей изоляции, они, несомненно, наслаждались этим временем для восстановления сил, прежде чем вернуться к своим напряжённым ежедневным обязанностям" (Цит. по: Кэролин Найтхаммер. "Дочери Земли: жизнь и легенды индейских женщин"). 

Очень интересно! Как тут не вспомнить про медведиц, у которых медвежата появляются в подземных берлогах во время зимней спячки?!  

© Diana Toledano Arte Impresionista

Сколько же времени проводили в "самоизоляции" женщины фертильного возраста традиционных обществ Сев. Америки? 

1. Месячные (от 2-х до 8 дней) 12 или 13 раз в году.

2. Роды (от нескольких дней до трёх месяцев) примерно раз в два или три года.

У хопи девочки «ко двору».

"В матрилинейных общинах хопи на Юго-Западе, где статус женщин был высоким, женщина хотела родить много девочек, поскольку именно благодаря её дочерям дом и клан женщины хопи продляли своё существование. Мальчик тоже принадлежал клану своей матери, но когда он женился, его родившиеся дети принадлежали уже дому и клану их собственной матери" ("Дочери Земли: жизнь и легенды индейских женщин". Кэролин Найтхаммер).



Обрезание. Попытка истолкования.

Джеффри Парриндер пишет:

"Догоны верят, что <...> когда мальчика подвергают обрезанию, он освобождается от элемента женственности, который присутствует у него в детстве. И аналогично, когда обрезание делают девочке (срезают клитор), это означает, что она освобождается от мужского элемента, и её клитор больше не препятствует соитию" ("Сексуальная мораль в мировых религиях", 2002г.).

Интересная деталь, для сравнения, из Википедии:

"Хирургические операции над клитором осуществлялись в Империи Инков. В столице инков Куско существовал храм Амаруканча (в XV-XVI веках; позднее — в последней трети XVI века — в нём разместились иезуиты), назначением которого, согласно итальянскому священнику, иезуиту XVII века Хуану Анелло Оливе, было «поклонение идолу в виде дракона-змея, пожирающего скорпиона». С этим местом связана одна интересная деталь верований инков, приводимая тем же автором: «Дракон был жизненной силой Создателя; и как католики почитают женский облик Божества Святой Девы Марии, подобным же образом вместилище и жало скорпиона [у инков] символизировали женский клитор, почитая в нём мужское начало в женщине». Потому у инков бытовал обряд обрезать клитор у девочек".

Я уже в зрелом возрасте, читая В. Розанова, впервые узнал о том, что, оказывается, примерно до восьми недель зародыш в материнском чреве является бисексуальным, и только по истечении восьми недель начинает происходить процесс "поляризации", постепенно нарастает половой диморфизм, и в конце концов появляются на свет Божий мальчики и девочки. Но соски на груди у мальчиков и клитор у девочек свидетельствуют о том, что первоначально все они были "муже-девами". 

Процесс "поляризации" не у всех происходит в равной степени, и поэтому далеко не все мальчики рождаются стопроцентными "мачо". Бывают и женственные, "мягкие" (англ. gentle) "джентльмены". Ну, так же и некоторые девочки рождаются грубыми "хабалками". 

Илья Дроздов. "Баба Дина", 2017 год.

20 мая 2022

"Толстомясая".

Керамическая статуэтка богини. Чатал-Хююк. Музей Анатолийских цивилизаций (Anadolu Medeniyetleri Müzesi).


 Рубенс стоит в сторонке и нервно покуривает от зависти...

Негодяй.

"Негодяй — не ругательство. Негодяй — точное определение человека, не годного для жизни" (М. Горький).

В этом смысле Мистер Бин — законченный негодяй.

Это абсолютно неприспособленный для жизни человек. Всюду, где появляется Мистер Бин, он поступает как слон в посудной лавке: ломает и портит всё вокруг себя, ведёт себя как донельзя избалованный ребёнок. У меня он вызывает чувство отвращения и даже омерзения. Хотя этот мелкий пакостник симпатичен множеству людей, - его YouTube канал имеет 30,3 млн подписчиков. Может быть, отчасти, из-за этой бешеной популярности негодяя в современном общесте я и стал читать "Кризис современного мира" Рене Генона.

К вопросу об этрусском матриархате.

"В 20х числах сентября 2013 г., в районе Тарквинии было обнаружено очередное этрусское захоронение.  Захоронение было датировано 610-600 до н. э. и было совершенно нетронутым: церемониальные предметы, керамика, ювелирные украшения, оружие, -- всё было на месте. Внутри было 2 каменных платформы: одна -- большая, со скелетом и копьём, а другая -- поменьше, с частично кремированными человеческими останками:


Как это обычно бывает, скелет с копьём тут же нарекли воином, а обгоревшие останки -- его женой. Но, как показал остеологический анализ скелетов, проведённый 26 сентября, 2013, нетронутый скелет с копьём принадлежит женщине, а кремированный, на маленькой платформе -- мужчине". 

Об этом я прочитал у abintra2 в записи "Гробница этрусского принца. Краткий рассказ о том, как пишется история". 

Я не берусь толковать, что означало сие копьё в контексте этрусских погребальных практик, - мне интересно другое. Труп мужа был кремирован, а труп жены был погребён в целости и сохранности. Такого я ещё не видел. Что бы это значило? Как это объяснить? Мы знаем, что отличительной чертой культуры Вилланова была кремация умерших с последующим захоронением праха в урнах характерной двухконусной формы. Но почему останки жены не кремировали? Доктор Рэндалл Маклвер недавно доказал, что в Тоскане погребения с кремациями культуры Вилланова через некоторое время сменились погребениями с трупоположениями, которые он приписывает этрускам. Если этруски были народом пришлым, тогда получается, что здесь мы наблюдаем совмещение двух культурных традиций. Муж был представителем культуры Вилланова, и его похоронили по обычаю предков, посредством кремации останков, а жена была из народа этрусков, и её похоронили согласно этрусской погребальной практике. Причём, кажется, в этой семье жена занимала доминирующее положение.

Карфаген как США.

"Карфаген в период расцвета до смешного напоминал США 1865-1929 годов — страна, где любой человек, обладающий умом, деловой хваткой и стартовым капиталом, способен получить то, что он заслуживает. «Коммерческая цивилизация» приветствовала частную инициативу. «Там каждому дают возможность стать богатым!» — непритворно восхищается Аристотель. В Карфагене не душат запредельными налогами. Не конфискуют собственность при смене власти. Управленческая бюрократия пусть и коррумпирована (как везде), но эффективна. Отсутствует мобилизационное бремя — армия наёмная, следовательно ремесленника, квалифицированного рабочего на верфях или фермера не призовут под знамёна, если наступит грозный час. Средний класс может быть спокоен: его интересы соблюдаются.

Греки умудрились за минимальный срок эллинизировать даже суровых римлян, пускай и встречая сопротивление ретроградов наподобие Катона, убеждённых, что «греческая зараза» погубит Рим. В отличие от Эллады, пунийцы не стремились делиться своим культурно-цивилизационным наследием с покорёнными и соседствующими племенами. Они не пожелали «карфагенизировать» Ливию, Иберию или западную Африку по своему образцу. То есть превратить (насильно или по доброй воле) всех прочих в условных «карфагенян». Финикия и Карфаген не захотели стать цивилизаторским фактором ни в Африке, ни в Европе. Не видели необходимости передавать свои знания другим народам — знали, что через два поколения варвары будут знать и уметь всё то же самое, а значит... Значит, появится потенциальный конкурент".

Так пишет Gaius Anonimus, автор книги «С точки зрения Карфагена». Не вступая в спор с автором, я, тем не менее, мог бы добавить ещё одну немаловажную причину культурно-цивилизационной "закрытости" финикийцев и пунийцев. Это их религия, которая, в своих корнях и основах, родственна древней религии евреев. Иудеи (именно иудеи, а не христиане типа ап. Павла) никогда не "заморачивались" прозелитизмом, никогда не задавались целью проповедовать Библию "по всей вселенной, во свидетельство всем народам". Нет, наоборот, всю свою историю они только тем и занимались, как бы сохранить «святой остаток» или «святое семя» от осквернения окружающими народами, за что неизменно были ненавидимы всеми народами. Мне кажется, нечто подобное имело место быть и у карфагенян. Осознание себя избранным "народом Божиим", который вполне самодостаточен, могло оказаться непреодолимым препятствием для финикийского "культуртрегерства".


18 мая 2022

Хепера.

"Хепри или Хепера (егип. Ḫpr(j) «скарабей») — в египетской мифологии утренняя ипостась солнечного бога, изображавшаяся в виде жука-скарабея. Так как скарабеи откладывают яйца в трупы животных и в навоз, древние египтяне верили, что скарабеи появляются из мёртвой плоти, поэтому Хепри олицетворял силу воскресения Солнца, новую жизнь" (из Википедии).

А эта Хепера напоминает мне одновременно беременную и рожающую женщину. 

Да и как же обойтись без женщины в деле воскресения, рождения новой жизни? Ведь даже Церковь видится в женском аспекте: "Из прободённого ребра Нового Адама родилась Новая Ева — Церковь" (Источник). 
 

Мыслительные "испражнения" от 18 мая 2022 года.

"Давным-давно жили на Коми земле стройные, как копьё, сильные и красивые люди. Были они светловолосые и сияли, как золото. Много знали и умели. Но никогда и ни с кем не враждовали, не позволяла их вера убивать людей. 

Напали на них люди с запада. Светловолосые люди вышли им навстречу и сказали: «Берите всё, что вам нужно, чему хотите, научим, но не воюйте». А у нападавших только кровь сильнее закипала от таких слов. В железных доспехах, мечами и копьями, ножами и топорами — косят-убивают добрых людей, а те только руками отмахиваются.

Убили пришельцы всех мужчин, даже младенцев не пожалели, взяли всё богатство-золото, взяли в жёны светловолосых девушек. Но остался в живых один седой старик. А так было, что всеми знаниями владели только мужчины. Научил-рассказал он молодым девушкам и седым старухам по одной тайной вещи. И велел своим детям тайные знания эти передавать. После этого умер, старым он уже был.

Дурную кровь пришельцев переборола материнская кровь светловолосых людей. А женщины: кто-то из них сумел передать тайное знание, а кто-то и забыл. Но могло знание и по крови передаваться. А пришельцы новорожденных младенцев забирали у матерей, отбирали мальчиков. Но спрятали одного мальчика и успели ему рассказать, что смогли. А старик сказал перед смертью: «Когда все знания соберутся у одного мужчины, тогда мы сумеем избавиться от врагов и наступит хорошая жизнь!» А воспитанные тайно дети и сейчас ходят среди коми людей и собирают потаённое знание".

(Записано со слов П. Ф. Елфимовой 1909 г.р. из д. Сейты Сыктывдинского р-на РК. Цит. по: Сотворение мира. Мифология народов Коми. Автор-составитель П. Ф. Лимеров.)

Нарисованная здесь картина довольно архетипична; она многократно повторяется в разных вариантах на всём протяжении истории человечества. 

Но тут я живо представил себе иную картину. Существует в море-окияне крохотный островок, а на том островке растёт фиговое дерево и под деревом живёт какой-нибудь "робинзон". Станет ли тот "робинзон" срубать дерево, приносящее обильные плоды для его пропитания? Вопрос, конечно, риторический. Потому что, погубив дерево, он и сам скоро погибнет от голода.

Почему же тогда на евразийских просторах на протяжении тысячелетий головы человеческие слетали с плеч, как трава под косой? Ответ очевиден: "райское" дерево на острове — одно, а добрых людей — много. Когда чего-то много, его не жалко. "Бабы ещё нарожают".

Да и в самом деле: сейчас на Земле проживают 7, 7 миллиардов людей. И что такое "я", по сравнению с этой "прорвой"? Листок на дереве в лесу. Упал листок на землю — и ничего не изменилось, "отряд не заметил потери бойца"... 

Вот так само богатство способствует растранжириванию состояния. И чем больше людей в обществе, тем менее ценится жизнь отдельного представителя общества. 

Надо полагать, что патриархат автоматически возникает тогда, когда образуется "куча". А матриархат существует до тех пор, пока люди живут семьями или родами, когда каждого члена семьи "жалко". Когда становится "не жалко", тогда наступает патриархат.

Конец финикийской цивилизации.

Александр Македонский, безусловно, был гениальным полководцем, но вряд ли он смог бы "завалить" персидскую державу Ахеменидов, если б империя персов к тому времени не превратилась в "колосса на глиняных ногах". Дело в том, что незадолго до того египетский аристократ Амиртей поднял восстание, освободил от персидского владычества Нижний Египет и провозгласил себя фараоном. И шестьдесят лет подряд персидские цари пытались отвоевать Египет, организовав пять больших походов — все, кроме последнего, были неудачными. Фараоны XXX династии, — последней истинно египетской, — отчаянно сопротивлялись, привлекали на свою сторону греческих наёмников и даже пытались перейти в контрнаступление, ненадолго захватив Палестину и Сирию в 365 г. до н.э., и снова откатившись назад... То есть, Персидская империя была перенапряжена сверх всякой меры в войнах с Египтом и его союзниками, и Александр Македонский оказался той самой "соломинкой", которая сломала спину верблюду.


Нечто похожее произошло с персами и позднее, когда их разбили в пух и прах арабские бедуины под зелёным знаменем ислама. Там тоже персы обессилели в изнурительной борьбе с византийскими ромеями, а халифы явились к шапочному разбору и легко добили то, что и так "дышало на ладан".

В истории с Александром больше всего поражает культурная трансформация и его самого, и всей Македонии. Как пишет Gaius Anonimus, автор книги «С точки зрения Карфагена», "всего сто (да какие сто?! пятьдесят, не больше!) лет назад Македония была отсталой дикарской страной на Балканах с варварским населением, где не было крупных городов, где царила такая нищета, что персы при Дарии I, заглянув в Македонию по дороге в Грецию, побрезговали там оставаться, а слове «культура» в лучшем случае знал лишь один македонец из пятидесяти, и то услыхав его на всякий случай хватался за топор!" Сам Александр стал Александром Великим благодаря приобщению к культуре древних греков. Википедия сообщает, что Александр изучал философию, риторику, геометрию, медицину, зоологию, географию. Он основательно познакомился с греческой литературой: известно, что Александр очень любил и часто перечитывал «Илиаду» Гомера, придавая большое значение своему происхождению от Ахилла через мать, хорошо знал «Анабасис» Ксенофонта, трагедии Еврипида, стихи Пиндара, Стесихора, Телеста, Филоксена и других поэтов, «Историю» Геродота. Ну и, "каков поп - таков и приход": Александр преобразил и превратил дикарей-македонцев в истинных европейцев. Ну, а мы знаем, что Европа началась на Крите. Где — Крит, и где — Александрия Эсхата? Но, тем не менее, они культурно связаны друг с другом.

16 мая 2022

Священный матриархат.

Первая служба в соборе первопрестольных апостолов Петра и Павла, Казань, 1989 год.

 

О дружбе персов с финикийцами, и о символике царской власти.

Мощный аргумент против наличия практики человеческих жертвоприношений у финикийцев приводит Gaius Anonimus, автор книги «С точки зрения Карфагена»:

"Следует сделать очень важное замечание. Греческие и, прежде всего, римские авторы с достойной иного применения навязчивостью в один голос твердят об ужасах финикийской и карфагенской религии — жуткие огненные жертвоприношения, умерщвление младенцев и прочие душераздирающие сцены кочуют по страницам античных сочинений от одного летописца к другому. Разница только в числе жертв и окружающих декорациях, чем страшнее, тем лучше.

Религиозные воззрения древних иранцев отчётливо разделяли доброе и злое начала, свет и тьму, ахуров (силы добра) и дэвов (силы демонические). Почитание дэвов, которыми вполне могли оказаться божества иных народов, преследовалось. Царь Ксеркс, внук Кира Великого, оставил нам такое самовосхваление:

«...Когда я царём стал, была среди этих стран, которые выше написаны, (такая, где было) волнение. По воле Ахура-Мазды эту страну я сокрушил и её на (прежнее) место поставил. И среди этих стран была (такая), где прежде дэвы почитались. Потом, по воле Ахура-Мазды, я этот притон дэвов разгромил и провозгласил: “Дэвов не почитай”. Там, где прежде дэвы почитались, там совершил поклонение Ахура-Мазде и Арте небесной».

Уничтожение дэвовских культов Ксерксом особенно показательно на фоне строительства храмов в Финикии, входящей в империю Ахеменидов — никаких запретов или репрессий против «жуткой» религии! Отсюда следует, что персидские имперские власти не видели в финикийских культах ничего такого, что было бы достойно порицания, а тем более запрета. Почитание Мелькарта, Эшмуна или Астарты не входило в противоречие с государственной религиозной доктриной Персии и божества Тира с Сидоном не рассматривались как ложные или злые.

Ахура-Мазда, верховное божество иранцев.

Ахура-Мазда (справа) вручает Ардаширу символ царской власти — кольцо. III в. н. э.

Оставьте хоть что-нибудь археологам, ироды!

Разрушение Суз ассирийскими войсками.

"Сузы, великий священный город, обитель их богов, место их мистерий, я завоевал. Я вошёл в их дворцы, я открыл их сокровищницы, где были накоплены серебро и золото, товары и богатства... Я разрушил зиккурат в Сузах. Я разбил его сверкающие медные рога. Я разрушил храмы Элама; их богов и богинь я развеял по ветру. Гробницы их древних и недавних царей я опустошил, я выставил на солнце, и я унёс их кости в землю Ашшура. Я опустошил провинции Элама и на их землях посеял соль"

Ашшурбанипал.

Кибела и Баал-Хаммон.

 Это Баал-Хаммон, одно из главных божеств карфагенского пантеона.


 А это — всем известная Кибела, которая в представлении не нуждается.

Удивительная однотипность изображений, как будто перед нами египетские брат и сестра — Осирис и Исида. 


Интересный вопрос возникает: что было раньше
курица или яйцо Кибела или Баал-Хаммон? То есть, где — оригинал, и где — копия оригинала?

Роль земледелия в процессе превращения женщины в домохозяйку.

Как сообщает Михаил Подрезов в статье "Биоархеологи разобрались в рационе первых греческих земледельцев", биоархеологи повторно исследовали палеодиету людей, чьи останки были обнаружены на ранненеолитических памятниках в Греции, и выяснили, что их рацион состоял преимущественно из растительной пищи, доля которой составляла от 58,7 до 70,1 процента. Это заметно ниже, чем у людей с более древнего анатолийского памятника Невалы-Чори, где на животную продукцию приходилось лишь около десяти процентов рациона.

Sidney Sebald et al. / Journal of Archaeological Science: Reports, 2022

Данные по самым древним памятникам показывают, что ранние неолитические популяции жили в основном на вегетарианской диете, то есть на С3-растениях, таких как как пшеница, овёс и рожь. Дополнительным источником пищи выступало мясо домашних животных, реже — диких.

Это значит, что основными добытчиками пропитания в неолитических популяциях были женщины. А кто приносил добычу, тот и был в почёте. Земледелие однозначно повысило статус женщины. 

15 мая 2022

Тест на фашизм.

Прошёл психологический тест на фашизм. Результатом остался доволен.

Вы можете разделять несколько (или даже довольно много) основных идей фашизма, однако с уверенностью можно сказать, что Ваши политические взгляды не являются фашистскими. Вероятно, этот результат Вас не удивил, однако на самом деле у большинства людей имеется хотя бы минимальное совпадение политических взглядов с идеями фашизма, поскольку фашизм — это сочетание коммунизма, социализма, консерватизма, либерализма и незначительного количества собственных идей. Поэтому, даже если Ваш уровень фашизма по этому тесту достаточно высокий, в этом нет ничего удивительного, учитывая все факторы и исторический контекст. Итак, будьте уверены - Ваши политические убеждения точно не фашистские.

Тест на фашизм. Проверьте свой уровень фашизма: https://www.idrlabs.com/ru/fascism/test.php


Бык Фалариса и жертвоприношения Молоху.

Э. Д. Фролов в статье "Бык Фалариса: миф и реальность в предании об акрагантском тиране VI в. до н.э." рассказывает о тиране Фаларисе, который занимался самодурством в Акраганте на Сицилии в 571-555 гг. до н.э. Как и все тираны, он был террористом и руководствовался принципом "бей своих, чтоб чужие боялись!" Здесь возникает забавная связка между легендами о Фаларисе и жуткими байками римлян о Карфагене. Тиран Акраганта прославился в том числе и тем, что изобрёл экстравагантное орудие казни — полого быка из меди с дверцей на боку. Внутрь бросали приговорённого, затем под быком разводили огонь и жертва изжаривалась заживо. Ноздри быка были устроены таким образом, что крики казнимого искажались, напоминая бычье мычание.

средневековая гравюра

современная иллюстрация