"Пока девочка была ещё ребенком, её обхаживали, заботились о ней и позволяли делать всё, что ей заблагорассудится. Но как только она достигала возраста, когда могла понимать и запоминать то, что ей говорили, старшие начинали учить её, твёрдо, но мягко, тому, что значит быть женщиной в общине. Не было никаких специальных образовательных комплексов — вся деревня и территория племени были её школой. Её уроки не были формальными или структурированными, но продолжались в течение всего дня, охватывая не только экономические занятия, такие как ремёсла, работа по дому, сбор дикой пищи и сельское хозяйство, но также обычаи, этикет, социальные обязательства и фольклор её племени.
Пуэбло
Обучение
девочки не всегда находилось исключительно в руках матери. Во многих
племенах все женщины в семейной группе участвовали в воспитании детей.
Навахо северной Аризоны были и остаются матрилокальным обществом; когда
молодая женщина выходит замуж, она и её муж поселяются рядом с матерью
жены. Таким образом, сёстры обычно жили рядом, будучи взрослыми, и
разделяли обязанности по уходу за детьми. Постороннему было бы трудно
догадаться, кто был кровной матерью любого из детей в этих расширенных
семьях, поскольку, хотя у каждой женщины был любимый ребёнок, этот
ребёнок обычно был её племянницей или племянником.
Очень тесные связи существовали между девушкой из племени команчей и сёстрами её матери. Девочка называла свою тетю “мама”, и их отношения были отношениями матери и дочери, но с ещё меньшей формальностью, чем между настоящими матерью и дочерью. Культура хопи также является матрилокальной, и сёстры часто жили всю свою жизнь вместе в одном многокомнатном доме. Дети хопи использовали одно и то же слово для обозначения своей матери и своих тётей, а женщины называли всех детей одним и тем же родственным термином. Эти связи были настолько тесными, что, как сообщается, в более традиционные времена не было ничего необычного в том, что люди среднего возраста не делали различий между своей настоящей матерью и тетями по материнской линии. Во многих культурах дети воспитывались бабушками, пока их матери были заняты работой, требующей молодости и силы. В таких группах маленькие девочки обычно чувствовали себя ближе к бабушке, чем к матери.
Метод воспитания детей в расширенной семье был хорошей системой как для детей, так и для их матерей. Теплота и дух совместного общения, возникавшие при таком образе жизни, делали детей более счастливыми и не оставляли места для чувства разочарования и покинутости, которое испытывают американские матери двадцатого века, ставшие жертвами изоляции современной нуклеарной семьи" (Цит. по: Кэролин Найтхаммер. "Дочери Земли: жизнь и легенды индейских женщин". Источник).
Вот это хороший пример естественного, органичного образования, которое ныне повсюду заменено образованием искусственным, государственным.
Если ребёнок любознательный, то он сам пристаёт ко всем со своими вопросами, как тот любопытный слонёнок из одноимённой сказки Киплинга. Он сам, как Ломоносов, найдёт себе и школу, и учителей. Собственно, так оно и было у древних греков; и их великая культура нисколько не пострадала от того, что в классической Греции не было всеобщего школьного образования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий