Александр Македонский, безусловно, был гениальным полководцем, но вряд ли он смог бы "завалить" персидскую державу Ахеменидов, если б империя персов к тому времени не превратилась в "колосса на глиняных ногах". Дело в том, что незадолго до того египетский аристократ Амиртей поднял восстание, освободил от персидского владычества Нижний Египет и провозгласил себя фараоном. И шестьдесят лет подряд персидские цари пытались отвоевать Египет, организовав пять больших походов — все, кроме последнего, были неудачными. Фараоны XXX династии, — последней истинно египетской, — отчаянно сопротивлялись, привлекали на свою сторону греческих наёмников и даже пытались перейти в контрнаступление, ненадолго захватив Палестину и Сирию в 365 г. до н.э., и снова откатившись назад... То есть, Персидская империя была перенапряжена сверх всякой меры в войнах с Египтом и его союзниками, и Александр Македонский оказался той самой "соломинкой", которая сломала спину верблюду.
Нечто похожее произошло с персами и позднее, когда их разбили в пух и прах арабские бедуины под зелёным знаменем ислама. Там тоже персы обессилели в изнурительной борьбе с византийскими ромеями, а халифы явились к шапочному разбору и легко добили то, что и так "дышало на ладан".
В истории с Александром больше всего поражает культурная трансформация и его самого, и всей Македонии. Как пишет Gaius Anonimus, автор книги «С точки зрения Карфагена», "всего сто (да какие сто?! пятьдесят, не больше!) лет назад Македония была отсталой дикарской страной на Балканах с варварским населением, где не было крупных городов, где царила такая нищета, что персы при Дарии I, заглянув в Македонию по дороге в Грецию, побрезговали там оставаться, а слове «культура» в лучшем случае знал лишь один македонец из пятидесяти, и то услыхав его на всякий случай хватался за топор!" Сам Александр стал Александром Великим благодаря приобщению к культуре древних греков. Википедия сообщает, что Александр изучал философию, риторику, геометрию, медицину, зоологию, географию. Он основательно познакомился с греческой литературой: известно, что Александр очень любил и часто перечитывал «Илиаду» Гомера, придавая большое значение своему происхождению от Ахилла через мать, хорошо знал «Анабасис» Ксенофонта, трагедии Еврипида, стихи Пиндара, Стесихора, Телеста, Филоксена и других поэтов, «Историю» Геродота. Ну и, "каков поп - таков и приход": Александр преобразил и превратил дикарей-македонцев в истинных европейцев. Ну, а мы знаем, что Европа началась на Крите. Где — Крит, и где — Александрия Эсхата? Но, тем не менее, они культурно связаны друг с другом.
В истории с Александром интересно то, что правители города Тир не "прозрели" его высокую культуру и не позволили ему войти в город, который, как мы знаем, находился на островке недалеко от побережья. Сами-то тирийцы чувствовали себя гораздо культурнее македонцев. "Тир — это тысячелетняя память финикийской цивилизации, пережившей шумеров и аккадцев, ассирийцев, вавилонян, персов. Тирийцы помнят фараона Снорфу из Древней династии Египта, при котором начали строить первые пирамиды, к появлению Александра уже считающиеся невообразимой, баснословной древностью! Предки македонян во времена Снорфу вряд ли научились ходить на двух ногах и с трудом выкусывали блох в основании хвоста!" (Цит. по: «С точки зрения Карфагена»)
Может быть, тирийцы более полагались на союз с персами, чем на союз со свалившимся как снег на голову «освободителем», но, так или иначе, они решили не допускать Александра на остров. Тогда Александр, как вавилонский царь Навуходоносор, приказал своим воинам построить дамбу от берега до крепостных стен Тира.
Как уже говорилось, Персия изрядно ослабла со времён Кира Великого, погрязла в междоусобицах и нескончаемой грызне с греками. Финикия и другие области империи Ахеменидов после поражения Артаксеркса III в Египте почувствовали слабость царской власти и решили, что настало время для совместного выступления против персов. Бунт в Сидоне поддержали Кипр, Иудея и Киликия, финикийцы запросили помощи у Египта и получили таковую — четыре тысячи греческих наёмников. Сидонский царь Теннес вместе с греками отбил в 346 г. до н.э. две попытки персов усмирить восстание, но... В 344-343 гг. до н.э. Артаксеркс собрал огромную армиюв 300 000 человек и разбил всех непокорных, сравняв Сидон с землёй. И вот теперь, усмирённые киприоты вновь подняли голову и Пифагор, царь Саламина, крупнейшего города Кипра, в союзе с другими полисами острова прислал Александру мощное подкрепление — 120 кораблей. Также на сторону «освободителя» перешли многие финикийские экипажи кораблей, отказавшись от службы Ахеменидам. Численность объединённого кипро-финикийского флота оценивается от 190 до 250 кораблей, что давало подавляющее преимущество над эскадрой Тира.
Александр проявил редкое упрямство, взявшись за дело, неудавшееся самому Навуходоносору.
Осада Тира с моря флотом Александра. |
И Тир пал...
Коренное финикийское население Тира или загодя эмигрировало в Карфаген, или погибло, или попало в рабство; некоторое количество граждан города спасли сидоняне из состава флота Александра. Македонский царь повелел отдать опустевшие дома окрестным ханаанеям и сирийцам, вскорости в Тире поселилось немало греков. С завоеванием Тира Александром Македонским цивилизация восточных финикийцев прекратила своё существование. Если считать началом развития финикийской вселенной первые доказанные контакты обитателей города Библ с Ранним царством Египта в 2600-е годы до н.э., то выходит, что Финикия трудилась, боролась, исследовала, торговала и покоряла моря на протяжении двух тысяч трёхсот лет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий