07 августа 2022

Малаяли.

Из статьи о народе малаяли, проживающем в основном в индийском штате Керала, я узнал, что "они довольно отчётливо делятся на касты, которые имеют разные социальные системы, разные типы жилища, занятия, пищу, устройство семьи, обряды. Брахманы намбудири(пад) и бхаттадири(пад) патрилокальны и патрилинейны, у них распространён майорат. Наяры, тийя, ежава - матрилокальные и матрилинейные общности, велика у них роль дяди по матери (распространён авункулат) живут в больших домах, передаваемых по женской линии - таравад, сохраняется полиандрия" (Источник).

Насколько я понял, высшие касты у них патрилокальны и патрилинейны, а низшие касты - матрилокальны и матрилинейны. Там же говорится, что "среди низких кастовых групп заметны веддоидные элементы. Язык - малаялам южной группы дравидийской семьи". Тогда, выходит, что среди высоких кастовых групп не заметны веддоидные элементы. Похоже на то, что высшие касты относятся к "истинным арийцам". 

Тем не менее, веддоидные малаяли - самый образованный народ Индии: в 1980 г. уровень грамотности среди мужчин составлял 75%, среди женщин - 66% (при общеиндийском показателе 36%). 

И ещё один интересный абзац:

"Жилище зажиточных людей - с двускатными черепичными крышами, с приподнятыми углами крыш и высокими гребнями над коньком. Жилые и хозяйственные комнаты, молельня окружают четырёхугольный двор - надумиттам. Во дворе обычно имеются колодец и обиталище для почитаемых змей. Одежда - мунду вешти, состоит из двух кусков ткани, один из которых образует поясную одежду (юбку), вторым иногда покрывается грудь и плечи. Покрытие груди у женщин до недавнего времени было признаком низких каст". 

Матрилокальность в современной России.

Светлана Адоньева в статье "Материнский род у колыбели: матрилокальность в современной России" говорит, что "советский уклад, правовые нормы и идеология обеспечили сдвиг в социальной системе родства, в частности в нормах филиации: от патрилокальности к матрилокальности. Если до революции ребёнок приходил в род отца, то к 1970-м годам у его колыбели стоит род матери. Решение о появлении младенца в 1950-1980 годы советские молодые женщины принимали, опираясь на мнение своей семьи, и особенно - матери. Это происходило ещё и потому, что они расчитывали на поддержку матерей в заботе о ребёнке много больше, чем на поддержку отца ребёнка и его родительской семьи".

С. Адоньева объясняет переход от патриархата к матриархату в СССР тем, что советский мужчина был "пролетарием", то есть нищим и бесправным "винтиком" государственного механизма.

"Первыми декретами советской власти были декреты об отмене собственности и декреты о семье. Было провозглашено освобождение от патриархальности. "Первичными ячейками" нового общества были объявлены коллективы. Началось глобальное изменение социального порядка и в том числе порядка семьи. Во-первых, общество перестало быть патрилокальным по закону. Как было указано в декрете, "запись о рождении ребёнка составляется тем же отделом браков и рождений по месту пребывания матери". Во-вторых, инициатива брака, прежде исходившая от семьи жениха и определявшаяся интересами родительских семей и всего сообщества, теперь перемещалась в руки будущей жены. С того времени и до сегодняшнего дня брак считается совершаемым в интересах женщины и её детей (см. статью 38 современной Конституции России). В-третьих, советская власть объявила брачный выбор свободным от родительской воли, тем самым отменялся воспроизводимый посредством брака порядок подчинения младших старшим и основанный на нём порядок наследования. Отмена частной собственности привела к уничтожению материальной основы института семьи".  

Матриархат на дальних островах Тихого океана.

30 июня 2022 года в журнале Science была опубликована статья Ancient DNA reveals five streams of migration into Micronesia and matrilocality in early Pacific seafarers об исследовании заселения островов Микронезии.

Международная команда учёных проанализировала ДНК из останков 164 человек возрастом от 2800 до 500 лет. Исследование было сосредоточено на Микронезии, мелких островах на северо-западе Океании. Также были проанализированы геномы 112 современных микронезийцев. Около 3000 лет назад люди плыли к восходу солнца, к участку нашей планеты, не населённому людьми: отдалённым островам Тихого океана. К 1200 году процветающие общества были уже от Марианских островов до Рапа-Нуи, на расстоянии более 12 000 километров друг от друга. Но как происходило заселение этих островов, долго оставалось неизвестным.

Новое исследование показало, что Микронезия была заселена с островов Юго-Восточной Азии, а позднее — с Новой Гвинеи и Новой Британии. Другие мигранты, вероятно, пришли с востока, из Полинезии. От древних до современных образцов митохондриальная ДНК, передающаяся только по женской линии, остаётся неизменной, тогда как образцы мужской родословной со временем меняются. Видимо, общества были матрилокальными: как только остров был первоначально заселён, женщины оставались, сохраняя материнскую линию из поколения в поколение, а мужчины уезжали, чтобы создать семьи в новых землях. Тихоокеанские общества остаются матрилокальными и в наше время. Источник.

Источник картинки.

«Кибервдовы».

«Кибервдовы». Так сегодня называют женщин, чьи мужья предпочитают проводить время в виртуальном пространстве. 

Ну, я думаю, "кибервдовы" появляются из-за того, что сексуальное общение с одним и тем же лицом со временем "приедается". 

Так называемый "медовый месяц" весьма удачно определяет "звёздный миг" (к сожалению, чаще всего это именно "миг") в развитии половой любви. В это время влюблённые никак не могут насытиться друг другом, выразить в достаточной мере взаимное обожание, степеней сравнения не хватает, чтобы охарактеризовать неповторимые качества и прелести влюблённых. Это исключительное состояние, сопровождаемое огромным напряжением, постепенно и неизбежно приводит к психическому и физическому истощению влюблённых. Доступность и частота повторяющихся переживаний притупляют чувства, а чары "божественного" опьянения начинают незаметно увядать и исчезать. И если вначале была греза о вечной Любви, она всю оставшуюся жизнь томит чувством горького разочарования и сознанием роковой неудачи.

По словам В. Розанова, "любовь есть взаимное пожирание, поглощение. Любовь - это всегда обмен, синтез двух душ и двух тел. Поэтому, когда нечему обмениваться, любовь погасает. И она всегда погасает по одной причине: исчерпанности материала для обмена, сытости взаимной, сходства-тождества когда-то любивших и разных".

06 августа 2022

Из мифологии мухомора.

Этноботаник Джонатан Отт считает, что легенда о Санта-Клаусе восходит к древнему культу употребления мухомора. Он утверждает, что традиционный красно-белый костюм Санта-Клауса (а заодно и Деда Мороза) является ни чем иным, как трансформацией красно-белой мухоморной окраски.

Он также проводит параллель с летающими оленями: общеизвестно, что олени с удовольствием поедают мухоморы и устраивают после этого пьяные танцы с высокими подпрыгиваниями.

В древних скандинавских преданиях говорится, что мухоморы появились на земле из хлопьев пены, летящей из пасти волшебного восьминогого коня Слейпнира, на котором ездил бог-шаман Один.

Согласно народным поверьям, растущие кругами грибы указывают на присутствие нечистой силы.

Троица.

Мать с двумя дочерьми. Мокша. Россия, Пензенская область, Белинский р-он, пос. Ливадия (Чембарский уезд, Пензенская губ.). 1927 г. Фото из коллекции МАЭ РАН.
 

Девчонка прям как солдат с эполетами.


 

"Я и лошадь, я и бык, я и баба и мужик".

Автор паблика Shorova.photo говорит:

"Я помню, как моя бабушка умела ВСЁ.
Строить дом, готовить, собирать огород, возиться с коровами, собирать ягоды и травы в лесу, уделять время религии и внукам, всегда улыбаться и быть доброй" (Источник).

Собственно, в тех архаических обществах, где были установлены матриархальные отношения, эти отношения определялись именно тем, что женщины умели ВСЁ. 

Красивых историй про "Алые паруса" тогда просто не было, потому что невозможно было представить девушку, сидящую без дела.


 

Анекдот

Когда грузину по фамилии Гагуадзе задали вопрос "Почему у вас на стороне 16 детей, а от законной жены - ни одного?", он ответил: "Гагуадзе в неволе не размножается".

05 августа 2022

Про корейских царебожников.

Любопытная заметка:

В 90-е годы Корейские Авиалинии прославились своим рекордным уровнем авиакатастроф. Показатель "потерь" самолётов Korean Air в 17 раз превышал "потери" американских United Airlines (4.79% на миллион вылетов против 0.27% в случае United Airlines). Громкие и очень странные авиакатастрофы Korean Air побуждали тщательно расследовать причины столь высокого показателя fuckup-ов.

Как выяснилось, основная причина хронической склонности к катастрофам на Корейских Авиалиниях – это табу на критику первого пилота. Такая вот культурная особенность. Даже когда экипаж видел, что пилот наломал дров и все погибнут, они не решались это озвучить в чёткой форме. Исследователей, слушавших записи "чёрных ящиков", поражала форма общения в кабине пилота. Лестно усердные попытки намекнуть, что пилот ошибся и они сейчас погибнут. 

Настоящей бомбой стала публикация в 1994 году результатов исследования, показывающих чёткую связь между авиакатастрофами национальных авиалиний и так называемым индексом дистанции власти (Power Distance Index). Когда на это обратили внимание, экипажи авиалиний в принудительном порядке начали тренировать speak up, то есть чётко и без оговорок артикулировать первому пилоту проблемы и риски, которые они видят. Даже если это может оскорбить чувство первого пилота. И вопрос был решён. На сегодняшний день Корейские Авиалинии являются одними из самых безопасных авиалиний в мире" (Источник). 

Как видим, южнокорейские царебожники своими собственными руками лепили из первого пилота божество, не совершающее ошибок. А северокорейские царебожники слепили божество из Ким Чен Ына; до него же поклонялись, как богу, его папаше, Ким Чен Иру, и деду - Ким Ир Сену.

Первый пилот у южнокорейцев был маленькой копией Ким Чен Ына. И, я думаю, если бы Южная Корея не оказалась под мощным культурным влиянием Запада, если бы южнокорейцы были предоставлены сами себе, у них тоже сидел бы сейчас такой же бессменный и непогрешимый "бог", как у их северокорейских собратьев.

Матриархат этнической группы Акан.

Аканы - этническая группа, проживающая в основном в Гане и Кот-д'Ивуаре, а также в Того и Бенине. Большинство аканов проживает в Гане. Матрилинейные общества лесной зоны Ганы и юго-восточной части Кот-д'Ивуара насчитывают от 8 до 10 миллионов человек.

Присутствие матриархата в Гане обнаруживается, в частности, у племени ашанти, о которых Рэдклифф-Браун и Форд в своей книге "Семья и матримониальные системы в Африке" сообщают нам следующие подробности: "Ашанти считают связь между матерью и ребёнком краеугольным камнем всех социальных отношений... Они рассматривают её как абсолютно обязательное моральное отношение". В ранний колониальный период основной базовой ячейкой общества ашанти оставалась матрилинейная расширенная семья. В матрилинейной системе дядя по матке (брат матери) получает статус предка, так что в этом случае наследство передаётся не от отца к сыну, а от дяди к племяннику.

Берберское происхождение?

Согласно E. Мейеровицу, основатели "царств" у Акан были потомками Диа или За, берберов из Ливии и Гара, которые поселились в регионе Тибести. Примерно в XI веке они мигрировали на юг под давлением туарегов, которых самих оттеснили арабы во время завоевания Северной Африки. Эти первопредки поселились в петле Нигера, где закрепились и смешались с коренными неграми. Однако после исламизации берберов первое ядро группы акан было вынуждено переместиться дальше на юг. По мнению Бауманна и Вестерманна, цивилизация этих народов была навязана им группами доминирующей матриархальной расы с севера, которые завоевали эту часть побережья; эти завоеватели были заметно связаны, по первой линии, с матриархальными династиями великих государств Судана (Кушитская империя), а по второй линии, с либико-берберами (матриархальными) Северной Африки.

Мнение Мейеровица и Бауманна основано на том, что население берберского происхождения, зная матриархат, должно было спуститься на Юг; а поскольку аканы знают более или менее похожую систему родства, эти авторы ни на минуту не преминули утверждать, что эти чистые негры были потомками берберов. Этот вывод сомнителен, поскольку он относится только к одному факту, а матрилинейность - не единственная система родства у аканов. Действительно, за пределами лесного региона население ивуарийской саванны (Джимини, Тагвана, Куланго и Лоби) знает эту систему родства. Далее в Центральной Африке большая семья баконго (банту) также является матрилинейной, как и более мелкие человеческие группы.

О матриархальном прошлом бантуязычной Африки.

marigranula в заметке "Гонцы Бафута" сообщает про область в Камеруне на границе с Нигерией - Бафут.

"Оказывается, - пишет он, - Бафут интересен и тем, что в этом районе возникли Банту-говорящие племена. 

Источник картинки.

Эти племена, освоив сельское хозяйство, приблизительно 4000 лет назад начали распространяться на всю Африку южнее Сахары. Эта ситуация в Африке напоминает заселение Европы анатолийскими фермерами. В интересной статье Phylogeographic analysis of the Bantu language expansion supports a rainforest route показывается, что шли они через джунгли, которые занимали гораздо большие площади, чем сейчас. Сельское хозяйство в тех формах, которые практиковали фермеры банту, в джунглях невозможно. Что интересно, тем не менее, фермеры прошли через джунгли. По-видимому, фермеры могут мигрировать и через большие пространства, непригодные для земледелия. Непонятно правда, что их мотивировало на этот тяжёлый путь".

Миграции банту.

И marigranula приводит отрывок из "Сто лет одиночества" Габриэля Маркеса, показывающий, насколько это трудное занятие - продираться через джунгли.

К концу первой недели убили и зажарили оленя, но съели только половину, а остальное мясо засолили впрок. Надо было по возможности отдалить тот день, когда придется есть синее мясо попугаев-гуакамайо, бьющее в нос мускусом. Затем более десяти дней они не видели солнца. Почва сделалась влажной и мягкой, как вулканический пепел; заросли становились одним сплошным коварством, в их гуще глохли крики птиц и визгливая болтовня обезьян, мир навсегда погружался в печаль. В этом не знавшем первородного греха раю тишины и сырости, где сапоги тонули в маслянистых дымящихся лужах, а мачете крошили золотистых саламандр и кровоточащие ирисы,  людей одолевали воспоминания о давным-давно позабытом. Целую неделю шли они вперед, почти молча, как лунатики, сквозь вселенную мрака и скорби, где лишь слабо мерцали светляки, а грудь распирало удушливым духом гнили. Обратно не было хода, потому что прорубленная тропа почти на глазах опять зарастала зеленью. 

04 августа 2022

Сэр Артур Эванс собственной персоной.

А́ртур Джон Э́ванс (англ. Arthur John Evans; 8 июля 1851, Нэш-Миллс, Хартфордшир — 11 июля 1941, Юлбери, Оксфордшир) — английский историк и археолог, первооткрыватель минойской цивилизации, с 1900 года вёл раскопки в Кноссе, в своих трудах реконструировал историю, культуру и религию древнего Крита. 



Крито-Минойская богиня со змеями.

Источник картинки.

Я не уверен, что это "богиня". Впрочем, и слово "жрица" не очень подходит к крито-минойским реалиям. Можно ли древнегреческих менад называть "жрицами"? - Нет. По-моему, эти крито-минойские девы со змеями более всего похожи на менад.

О, женщина, очей очарованье! Приятна мне твоя волшебная краса.

Karl Struss, from 48 Photographs of the Female Figure, c.1917

 

03 августа 2022

"Матриархат" в семьях ямщиков.

О японском шаманизме.

Японский шаманизм, каким мы его знаем на сегодняшний день, это прежде всего техника одержимости духами умерших, практикуемая почти исключительно женщинами. Согласно Маттиасу Эдеру, к главным действиям шаманок относятся следующие: "1) Они делают так, что душа умершего приходит с того света. В простонародье тогда говорится о шиникучи, что можно перевести как "уста умершего". Когда они делают так, что издали приходит дух человека живого, тогда говорят о икикучи, то есть "уста живого". 2) Они информируют спрашивающего о будущем счастье и несчастье; народное название этого действия — камикучи, "уста бога". 3) Они изгоняют болезни и другие несчастья, а также занимаются религиозным очищением. 4) Они спрашивают у своего бога название лекарства, которое следует употребить против определённой болезни. 5) Они находят пропавшие предметы. Чаще всего у шаманок просят вызвать дух умершего и души лиц, живущих далеко, а также предсказать хорошую или плохую судьбу. Души, вызванные с того света, — это чаще всего души родственников, любимых и друзей".

Многие японские шаманки слепы от рождения. Когда душа умершего, согласно верованиям, говорит голосом шаманки, последняя играется бусами из жемчужин или луком. Обучение будущей шаманки происходит под руководством инструкторши и длится от трёх до семи лет. Заканчивается оно бракосочетением девушки с её богом-покровителем. В некоторых районах посвящение включает также изнурительное физическое испытание, после которого неофитка падает на землю, теряя сознание. Её реанимация отождествляется с «рождением» (танндзё), и девушка надевает свадебное платье. Мистическое бракосочетание шаманки с духом-покровителем является, очевидно, весьма древним обычаем. "Боги женщины-духи" (микогами) засвидетельствованы уже в Кодзики, Нихонги и других древних источниках; это боги, "в которых саму женщину-духа (то есть шаманку) чтят как богиню, а позже так же чтят и богов, рождённых от брака женщины-духа с богом. Этих женщин-духов называют также "Божьей Матерью" или "Святой Матерью". В Энгишики список богов, чтимых в святых местах, включает длинный перечень "богов женщин-духов", микогами. Кроме этих богов-духов, официально служащих своим богам в святых местах, существовали и частные "супруги на одну ночь" (ичиятсума), партнёром которых был "блуждающий бог" (маребито), наносящий им визиты. Последние, как характерный признак своего особенного положения, прикрепляли на крышах своих домов стрелу, украшенную белыми перьями. Когда бог вызывал женщину, чтобы она служила ему на его алтаре, она приносила сосуд с рисом (мешибитсу — чтобы сохранить тепло варёного риса; именно из этой посудины рис подаётся в чашки на столе) и сковородку, то есть утварь, подобную той, которая должна быть в приданом молодой жены. Ещё не так давно совокупление между жрецом алтаря и женщиной-духом составляло часть программы её посвящения. Таким образом себя проявлял бог".

Это бракосочетание с богами напоминает обычаи шаманок саора, с той лишь разницей, что в Японии мы не находим столь интенсивного личного экстатического опыта, как у саорских девушек. По-видимому, в Японии супружество с богом-покровителем является следствием скорее институции, чем личного предназначения. Некоторые другие элементы не вписываются в структуру женской магии — например, лук и конь. Всё это склоняет нас к убеждению, что мы имеем дело с гибридной и поздней фазой шаманизма. С другой стороны, «женщин-духов» микогами и некоторые связанные с ними ритуалы можно сравнить с характерными чертами матриархата: владычицы территориальных государств, предводительницы рода, матрилокальное бракосочетание, "бракосочетание с духом" (бесучече), матриархальный род с родовой экзогамией и т. д..

Источник -  ЛитМир - Электронная Библиотека > Элиаде Мирча > Шаманизм. Архаические техники экстаза > Стр.105

02 августа 2022

Марк, ты не прав!


Хм, ну а что такое "настоящее мгновение"? Как его уловить и подержаться за него? Иногда бывает так хорошо, что хочется воскликнуть: "Остановись, мгновение! Ты прекрасно!" Так ведь не остановится. 

В песне из кинофильма "Земля Санникова" поётся:

"Призрачно всё в этом мире бушующем.
Есть только миг - за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим.
Именно он называется жизнь".

"Настоящее мгновение", "миг между прошлым и будущим" - это песчинка в песочных часах в момент её прохождения через узкую горловину.

Верхний сосуд представляет собой будущее, а нижний сосуд - прошлое; между ними тонкое горлышко настоящего, которое мимолётно и неуловимо. Вот на улице я встретил прекрасный образ незнакомки, а в следующий момент её уже нет. Остаётся лишь память.

"Я вспоминаю, тебя вспоминаю,
Та pадость шальная взошла как заpя,
Летящей походкой ты вышла из мая
И скpылась из глаз в пелене янваpя".

Память - феномен сверхъестественный. 

01 августа 2022

О "языке" шимпанзе.

Как много политического дебилизма в окружающем мире! Как будто разверзлись "хляби небесные", но вместо дождей на землю обрушились ниагарские водопады глупости...

Также ширится и растёт научный дебилизм. Вот характерный пример: "«Язык» шимпанзе позволяет из десятка элементов строить сотни фраз с разными смыслами". "Многа букафф", а смысла — 0 (ноль). 

Здесь сразу возникает вопрос: если «язык» шимпанзе позволяет из десятка элементов строить сотни фраз с разными смыслами, то почему шимпанзе не передают друг другу знание на этом «языке»?


Допустим, что какой-то "гениальный" шимпанзе придумал бумеранг, для того чтобы сбивать бананы с деревьев. Может ли шимпанзе рассказать об этом изобретении на своём "языке" другим шимпанзе? Чтобы они поняли пользу этого изобретения и сами стали изготавливать бумеранги, и детей своих учить. Сомневаюсь я, однако. А вот древние люди могли передавать информацию друг другу. Кто-то один, например, изобрёл копьеметалку, и через некоторое время все стали делать копьеметалки.

Говорят, что некоторые неандертальцы были такими умными, что могли изготавливать какие-то орудия. Прямо как кроманьонцы. Но кроманьонцы передавали друг другу "благую весть" о полезном изобретении, а неандертальцы, судя по всему, такой возможностью не обладали. Значит, у неандертальцев был какой-то «язык», но как у шимпанзе, «язык» как лай собак, на котором невозможна передача информации.   

Я допускаю, что шимпанзе могут СИТУАТИВНО подобрать какую-то палку или камень для выполнения той или иной сиюминутной задачи, они могут даже обрабатывать эти камни и палки, если это требуется для выполнения задачи, но как только задача выполнена, они бросают эти обработанные камни и палки. Человек же, в отличие от обезьяны, ПРЕДВИДИТ, что в будущем может повториться подобная ситуация и удобный "инструмент" ему пригодится. Поэтому он принесёт обработанный камень или палку в своё жилище, и со временем превратит его в хранилище разных инструментов. Более того, он расскажет всем своим родственникам и друзьям, зачем он притащил разные камни и палки в своё жилище.

Насколько я знаю, шимпанзе не имеют мест хранения инструментов, не ходят с ними, обвешавшись со всех сторон орудиями (как Анатолий Вассерман со своими карманами), и язык, как средство передачи информации, им не нужен. Не отведали они запретного плода с древа познания добра и зла.

 

29 июля 2022

in memoriam

Источник картинки.

 

Миниатюрная колесница.

 

Миниатюрная парадная статуэтка с двумя персонажами; расписная скульптура из известняка, Кипр, начало 5 века до н. э. Маленькая ярко раскрашенная статуэтка с женской фигурой в сопровождении ребенка: предмет, почти игрушка, закреплен на подвижные колеса. Возможно, это представление священной церемонии, в которой мать сопровождает ребенка для его посвящения божеству. Источник.

Колесница — явно не военная. Интересно, что же было раньше: курица или яйцо колесница военная или сакральная?

Женщина с "писюном".

Данная скульптура трактуется как "Сидящая женщина с ребёнком из Серри, Южная Сардиния, XI-X век до нашей эры" (Источник). Меня, однако, смущает эрегированный "писюн" ребёнка. 


"Маменькины сынки": Джучи, Чагатай, Угедей и Толуй.

Калмыки обладают довольно развитой и чрезвычайно разветвлённой системой родства. Достаточно сказать, что только вертикальная линия охватывает более восемнадцати поколений. Интересно, что родственники по отцовской и материнской линиям имеют отдельные названия и строго отличаются. Например: наһцх – дядя по материнской линии, авһ – дядя по отцовской линии; ач – племянник со стороны отца, зе – племянник со стороны матери и т.д. Согласно древним представлениям, родственники со стороны матери считаются более близкими, о чём свидетельствуют пословицы: усна экн – булг, күүнә экн – наһцнр (истоки рек – родники, истоки рода - родственники по материнской линии), эцкин төрлд – зогсад һар, экин төрлд – сууһад һар (у родных отца – постой, у родных матери – посиди) и другие. Видимо, здесь слышны отзвуки матриархата, но можно также рассматривать это и как дань глубочайшего уважения женщине – матери, хранительнице очага.

Традиционно у всех монгольских народов женщина пользовалась почётом, ей отводилась важная роль в жизни семьи и общества. Бывало, при потере мужа, она взваливала на свои плечи всю тяжесть проблем по выращиванию и воспитанию детей. Документально такой случай зарегистрирован ещё в «Сокровенном сказании монголов», когда мать Темучина – будущего Чингисхана Оэлен-эке (калм. Үүлн эк), после гибели мужа – знаменитого Ессугей-богатура, одна воспитала своих сыновей достойными продолжателями славных дел их отца и деда. Можно добавить, что и любимая жена Чингисхана Бортэ также была замечательной матерью, ибо все рождённые ею сыновья: Джучи, Чагатай, Угедей, Толуй - не уронили чести рода и семьи, не посрамили имени великого родителя, достойно продолжили грандиозное дело своего отца.

История сохранила предание о поступке женщины-ойратки времён ойратско-китайских войн. Захватив семью в составе мужа, жены, брата жены, и нескольких детей, китайский военноначальник предложил женщине оставить в живых одного человека. Она попросила сохранить жизнь своему брату. На вопрос военноначальника: «Почему его, а не мужа и своих детей?», - она ответила, что брат единственный из их рода и с его смертью прекращается род». Это говорит о том, что ойратские женщины были способны жертвовать самым дорогим во имя рода.

28 июля 2022

Почему такие длинные рукава?

 

Румыния, 1933 год. Фото: Kurt Hielscher. Источник картинки.

Интересно, почему рукава такие длинные?

Существует расхожее мнение, согласно которому одежды с длиннными рукавами носили лишь состоятельные люди — бояре, купцы, члены княжеских семей. Вещи с длинными рукавами сигнализировали о том, что человек был не обременён физическим трудом, а значит, достиг материального достатка.

Да, действительно, русские бояре до реформ Петра I носили одежду, которая имела длинные висящие ниже колен рукава, а руки продевались в разрезы, тянувшиеся от запястья до плеча. Но, как замечает Валентина Козинец, длина рукавов у современных простых тибетцев-скотоводов длиннее, чем у знатных монголов династии Цин (Источник).

"Раньше на Руси простые деревенские бабы носили рубахи-длиннорукавки. В русской деревне долгорукавки были праздничной одеждой, надевавшейся с сарафаном, душе­греей в особенно торжественные дни. Белые долгорукавки надева­лись также невестой во время девичника, когда она исполняла свадебные причеты, прощаясь с девичьей жизнью, или, как говорили крестьяне, «убивалась». В этом случае долгорукавки назывались убивальницами", - сообщает Белослава в заметке "Рубаха-долгорукавка и её история".

Стало быть, одежды с длинными рукавами носили не только бояре, но и крестьяне. И, надо полагать, это была праздничная одежда. Слова "праздник" и "праздный" - однокоренные. "Праздный" значит "ничем не занимающийся, не занятый делом, работой". 

В тибетских танцах горши/гурзи танцоры размахивают длинными рукавами; во время свадебного причета невеста всплескивала длинными рукавами, ударялась ими об стол, плакала, пела печальные песни; Василиса Премудрая ”махнула левым рукавом – вдруг сделалось озеро, махнула правым рукавом – поплыли по озеру белые лебеди”. В связи с этим мне подумалось: а не сделаны ли длинные рукава праздничных одежд по образу и подобию птичьих крыльев?

русская праздничная рубаха-долгорукавка

И не перекликается ли этот образ с евангельскими птичками небесными, которые "не сеют и не жнут" (Мф. 6:26)? Они не работают, потому что живут как в раю. Ну а мы, люди, вынуждены трудиться ежедневно, чтобы время от времени позволить себе праздник и быть праздными как птички небесные.

Два типа культур.

На Земле существовало и до сих пор существует великое множество различных культур. Как не заблудиться в этом "культур-мультур"?

У Ивана Крылова есть басня под названием "Волк и Ягнёнок".

"Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк
".

Сюжет этой басни знаком всем с детства, а кто запамятовал, тот может прочитать здесь.

Ну так вот. Нет каких-то "абстрактных" культур; все культуры носят предельно "шкурный" интерес. Одни культуры можно назвать "культурами Волка", а другие — "культурами Ягнёнка". 

Заметьте, что Волк не сразу кидается на Ягнёнка, - он интеллигентный, культурный Волк. Он прежде ищет оправдания своему насилию.

"Ягнёнка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит
: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву»
.

Вот это и есть "культура Волка". Она, конечно, может быть и не столь примитивной, как в басне Крылова, но суть её остаётся прежней. Например, в гитлеровской Германии увлекались философией Ницше и слушали музыкальные произведения Вагнера, но при этом культурный германский Волк постоянно "катил бочку" на еврейского Ягнёнка с "нечистым рылом". 

Каждый человек ассоциирует себя либо с Волком, либо с Ягнёнком, и выбирает соответствующую культуру поведения. 

Может ли Ягнёнок "прикинуться" Волком, напялить на себя волчью шкуру и "пожирать" других Ягнят? Наверно, может. Но бывают такие случаи, когда Ягнёнок сохраняет свою культурную идентичность даже ценою собственной жизни. 


Эта фотография была сделана 19-го июля 1941-го года в Сербии. У стога сена – 19 местных жителей, которых немецкие солдаты получили приказ расстрелять. Тот, который на снимке обозначен стрелкой – рядовой 714-й пехотной дивизии Вермахта - Йозеф Шульц.

Йозеф отказался участвовать в расстреле. Ему пригрозили - за неповиновение его ждёт военный трибунал. И тогда простой немецкий солдат положил оружие и встал вместе с теми, кого он должен был расстрелять.

На снимке - тот самый момент, когда Йозеф Шульц идёт навстречу своей смерти. Он был расстрелян вместе с пленными…

------------------------------------------------------------

Да, и конечно матриархальная культура - это культура Ягнёнка. 

27 июля 2022

Интеллигентская семейная модель в раннем СССР.

Чрезвычайно интересное наблюдение над российско-советской интеллигенцией высказывает Р.С. Черепанова в статье "Материнство и отцовство в системе ценностей отечественной интеллигенции". 

"Для русского интеллигента, - говорит она, - семья означает увеличение материальных расходов и затрат времени, отрываемого от творчества, поэтому ценность семьи (в отличие от ценности дружбы, любви, родства душ) в интеллигентском этосе невысока. Кроме того, поскольку свобода и самовыражение личности находятся в этой системе ценностей на первом месте, семьи интеллигентов довольно непрочны".

И вот, в интеллигентской среде возникает семейная модель, которая "опирается на радикальный и поверхностный вариант просветительства (на «полупросвещение», по известному выражению Пушкина). Мы найдём её у Радищева и Герцена, у Толстого и Чернышевского, у Ленина с его специфической интерпретацией коммунизма [1]. С позиций этого вульгаризированного просветительства, идеальный ребёнок – это сирота, а главный принцип его воспитания – свобода (включая её последствия, в том числе и негативные). Коммуна Макаренко вырастает на этой почве не случайным экспериментом, а закономерным продолжением просветительских проектов по выведению идеального человечества. Любая семья с этой точки зрения ограничивает свободу личности, поэтому в ходе общественного прогресса так или иначе должна исчезнуть".

Интересно получается: если "бытие определяет сознание", то и специфический интеллигентский быт определяет особую семейную модель, в которой всяк сам по себе. И затем эта специфически интеллигентская модель распространяется, в качестве социального эксперимента, на всю советскую Россию.

Автор статьи "Про советский детский сад" пишет:

"И в ноябре 1917 года принят закон, “Декларация по дошкольному воспитанию”. Он гарантировал малышу право на образование и воспитание, а его родителям был порукой в том, что им за это не придётся отдавать ни копейки. Уже в 1918 году на одном из педагогических факультетов появляется дошкольное отделение. С 1919 года вопрос о создании “сети дошкольных учреждений: яслей, садов, очагов и т.п., в целях улучшения общественного воспитания и раскрепощения женщины” ставится ребром. С лёгкой руки Ильича эти заведения именуются “ростками коммунизма”: тем самым вождь отметил их немалую роль в построении идеального государства. С раскрепощением женщины всё понятно: отныне “Товарищ мама” имела полное право вкалывать за станком от рассвета до заката (а то и внеурочно), но при этом получала абсолютно все права и свободы для реализации себя, любимой, как личности. Во внерабочее время, разумеется. Равная мужчине, добытчица — не жизнь, а малина. С этим вроде понятно, а вот фраза “общественное воспитание” имеет гораздо более глубокий смысл, чем кажется на первый взгляд. Во-первых, она переводит разного рода гувернанток и нянечек в класс буржуазии, тем самым клеймя их позором — это ведь не общественное, а индивидуальное воспитание! А во-вторых, отныне подрастающее поколение с младых ногтей впитывало социалистические идеи, училось ходить строем, кушать — что и все, одевать — что и все, и мыслить в строгом соответствии с установленным регламентом".

Первый пионерский парад. Москва, СССР, июнь 1924 года.

------------------------------------------------------------------------------

[1] См.: Пустарнаков В.Ф. Философия Просвещения России и во Франции: опыт сравнительного анализа. М., 2002. 341 с.