02 ноября 2022

О матрилокальных браках в доисламской Аравии.

01 ноября 2022

О глубочайшей архаичности образа Матронушки.

Есть такая знаменитая русская святая по имени Матронушка. По сообщению Википедии, девочка родилась незрячей, у неё не было глазных яблок. В возрасте около 17 лет у неё отнялись ноги (внезапно, будто от удара). 


Довольно любопытная картина вырисовывается, если сравнить Матронушку с мифологическими персонажами, которым приписывается хромота и слепота. При всём разнообразии приписываемых им характеристик, качеств и функций, между ними есть общее, позволяющее объединить их в один тип. Это — однозначно прослеживающаяся связь с нижним миром. Из античного фольклора можно назвать подземного кузнеца Гефеста, считавшегося, как известно, хромым («хромец обеногий» у Гесиода). Также здесь можно упомянуть спутницу хтонической богини Гекаты — женского демона подземного царства Эмпусу, у которой одна нога либо медная, либо вообще её нет (иногда она представлялась с ослиными ногами, либо с одной ногой ослиной, другой медной). Из русских сказок нельзя не вспомнить бабу-ягу — «костяную ногу», в которой исследователи (например, А. Н. Афанасьев, Б. А. Рыбаков) видят древнюю славянскую богиню смерти. К. Д. Лаушкин пришёл к выводу, что баба-яга и другие одноногие персонажи мирового фольклора обязательно связаны со змеёй. В славянском и монгольском фольклоре одноногими, хромыми беспятыми рисуются лешие и черти, т. е. нечисть, связанная с загробным миром. 

31 октября 2022

Хэллоуин - "преддверие" зимы.

Сегодня, 31 октября, весь день шёл снег. Как будто зима наступила. Кстати, в Англии ноябрь считается зимним месяцем. У англичан, согласно древней традиции, зима наступает 1 ноября. А 31 октября, в последний день осени, в самом преддверии зимы, опять же по древнему обычаю, изо всех щелей вылезает "нечистая сила", прямо как в старой часовне из повести Н. В. Гоголя "Вий".

Осенью природа "умирает", и зима — это "царство смерти": земля лежит под снежным покровом как под белым погребальным саваном. Для человека же, парадоксальным образом, зима является наиболее оптимальным временем для духовной реализации. Ибо, как уже говорилось, согласно архаичным верованиям, обрести способности общаться с духами, т. е. отчасти уподобиться им, может лишь тот, кто как человек умер. Чтобы причаститься божественного, надо умереть, путь от профанного к сакральному лежит через смерть

Древнейшая мужская профессия.

И это вовсе не мальчик лёгкого поведения (как кто-то мог бы подумать). Она называется «парасит». Ага, современное слово «паразит» (т.е. нахлебник) произошло как раз от наименования этой профессии — правда, во времена Древней Греции «парасит» переводился как «сотрапезник».

Главной задачей парасита было развлечение хозяев приятной застольной беседой на самые разные темы. За чаркой вина он мог как философствовать о смысле жизни, так и рассказывать анекдоты, притчи и забавные сплетни из жизни горожан. За это ему оказывалось всяческое уважение, а ещё парасита кормили от пуза. 

Симпосий

Чем лучше у человека был подвешен язык, тем чаще его приглашали разделить трапезу. И, кстати, в параситы мог попасть даже раб, если умел быть душой компании. Между прочим, легендарный Эзоп начинал свою карьеру баснописца именно в качестве парасита: богатые греки обожали звать в гости хромого и безобразного невольника с острым языком.

Древние римляне переняли эстафету у греков, но от римского парасита уже не требовалась всякая «философская чепуха»: он должен был развлекать хозяев лестью и остротами. Тогда-то название профессии и стало нарицательным, обретя современное звучание и значение. А древнеримские драматурги начали активно вводить в свои комедии персонажей-параситов, высмеивая их главные черты — назойливость, льстивость, жадность, стремление угоститься на чужой счёт, желание войти в милость господина ценой каких угодно услуг.

Считается, что параситы — одни из «предков» средневековых шутов: они точно так же обретались при богатом господине, развлекая его и гостей своими забавными выходками. Но это уже совсем другая история.

Взято с бескрайних просторов инета. Источник.

Женщины в тантрическом буддизме.

Буддизм во многом формировался в рамках протеста живого религиозного и нравственного чувства против застывшего брахманского догматизма и ритуализма, против снобистской гордыни “дваждырождённых”. Но ко времени появления Алмазной Колесницы уже в самом буддизме, как широко распространённой и процветающей религии, появилось собственное внешнее благочестие, зачарованное своей праведностью и добродетелями, обретёнными в стенах монастырей; возникла монашеская элита, подменившая дух учения Пробуждённого скрупулёзным следованием букве монастырских уставов и формальных предписаний. Это постепенное угасание живого религиозного импульса побудило ряд последователей буддизма бросить вызов традиционному монашескому образу жизни во имя возрождения духа учения Будды, противного всякому формализму и догматической омертвелости и базирующегося на непосредственном психотехническом опыте. Таким образом в середине I тыс. н. э. буддизм в Индии вступил в последний период своего развития, получивший в буддологической литературе название «тантрический». Как сообщает Википедия, в буддизме та́нтра — составная часть школ Ваджраяны, связанная с практикой пограничных состояний, просветлённых состояний, смерти и промежуточных состояний между смертью и следующим рождением (см. бардо). Тантра понимается как практика достижения окончательного результата («плода») — состояния Будды.

Тантра в буддизме отчасти напоминает "хлыстовство" в православии. В обоих случаях женщины если и не добиваются доминирования в религиозной сфере, то, во всяком случае, ничем не уступают мужчинам. В буддийской традиции Тибета можно обнаружить немало историй о женщинах, которые практиковали тантру и достигли наивысших духовных реализаций. Среди них можно отметить Йеше Цогьял, Мандараву, Мачиг Лабдрон – женщин-йогинь, которые широко почитаются в Тибете.

Йогиню Еше Цогьял (VIII–XIX вв.) иногда даже называют матерью тибетского буддизма. Она известна как супруга великого йогина и махасиддха Падмасамбхавы, который, согласно традиции, утвердил в Тибете буддизм с помощью своих сверхъестественных способностей. Родившись принцессой в одной из провинций Тибета, она прожила около 99 лет и является выдающейся фигурой в тибетском буддизме. Несмотря на то, что она известна прежде всего как супруга Падамасамбхавы, Еше Цогьял имела множество учеников и сама признаётся великим духовным учителем. Считается, что Еше Цогьял много лет провела в одиночном медитативном ретрите в горах и выполнила несколько различных циклов тантрических духовных практик, которые она получила от Падмасамбхавы. Такие «красношапочные» школы тибетского буддизма, как Ньингма и Кагью, основываясь на её духовных достижениях, признают Еше Цогьял женщиной-буддой. Она стала идеалом и примером для подражания для многих тибетских женщин-йогинь.

30 октября 2022

Лягушка в Китае: от неолита до современности.

В. В. Евсюков в своей монографии "Мифология китайского неолита" говорит о сильном "лягушачьем" мотиве в орнаменте керамики Яншао.


Ну, а мы знаем, что лягушка является одной из "аватарок" Богини. Богиня вообще любит являться людям под "личиной" разных мелких насекомых, типа пчёл, бабочек или божьих коровок, или невзрачных земноводных типа лягушки-квакушки. Иногда сабститутом лягушки выступает черепаха, что нашло отражение не только в мифах, но и в языках многих азиатских и европейских народов. Так, в отношении немецкого языка это подметил ещё А. де Губернатис: Krote — «жаба», Schieldkrote (Schield— «щит») — «черепаха». Подобное сходство наблюдается и во французском: crapaud— «жаба», carapace — «панцирь черепахи». В румынском черепаха именуется broasca testoasa, буквально: «лягушка под крышкой», а в болгарском её название—«костена жаба». В тюркских языках лягушка именуется бака, а черепаха — таш-бака (букв, «каменная лягушка»). В древнемонгольском (XIV в.) menekei означает «черепаха», a menegei — «лягушка». То же можно сказать и о китайском языке: приведённые в словаре «Шовэнь» иероглифы-пиктограммы гуй (черепаха) и минь (лягушка) чрезвычайно близки по начертанию. 

Черепаха откладывает яйцо, а мир, согласно матриархальной мифологии, рождается из яйца; поэтому весь мир держится на черепахе.

"Змея" или "змей"?

Вчера в записи "Выползла погреться на солнышке..." я выложил изображение ранненеолитического артефакта из Невалы Чори на востоке совр. Турции.

А сегодня обратил внимание на то, как эта змейка поразительна похожа на змей Трипольской культуры.


"Хуёвые" такие змейки...

«Богочеловек»

Шаман не только посредник между людьми и духами, но он отчасти сам является духом, что примерно можно обозначить термином «богочеловек» (В. В. Евсюков)

Селькупский шаман. Красноярский край, Туруханский р-он. 1925-1928 гг.

Ну и, спрашивается, кому быть во главе общины как не "богочеловеку"? Это настолько естественно, что, увидев Богочеловека, древние евреи сами, без всякого принуждения, провозгласили Его "Царём Иудейским". 

Якутское Вербное воскресенье

В этом смысле всякая иная, не "богочеловеческая", власть является узурпаторской, неестественной, противоестественной "совой, натянутой на глобус".

Против Розанова.

У Василия Розанова есть такое замечание:

"[После принятия Русью византийского православия] “умерщвляться” — это стало <...> идеалом древней России <...> Для русских “близиться к смерти” и “близиться к святости” до того слилось в единый путь, отождествилось, что даже теперь и даже образованные классы не вполне свободны от этого понятия. Оно есть нравственная и метафизическая аксиома в наших монастырях до сих пор; им проникнут и теперь весь наш народ в многомиллионной свой массе. Самые образованные люди, как Тургенев, как Герцен, и атеисты, нигилисты — в серьезные минуты жизни вдруг видят в себе возрожденною эту древнейшую, первоначальную веру своего народа: что умереть — святее нежели жить, что смерть угоднее Богу (для верующих), Высшему Существу (для философов), чему-то (для атеистов), нежели жизнь. Эта грустная и ужасная (по мнению пишущего эти строки) мысль сообщила главный нравственный колорит всей восточной, русской Европе: чего-то меланхолического и погибшего в смысле прогресса..." (Источник).

Розанов очень много писал о религии, и его заметки подчас гениальны, однако он всю жизнь ходил-бродил вокруг да "около церковных стен" (так он сам озаглавил один из сборников своих трудов), не войдя в само "нутро" религиозности. То есть, по каким-то причинам Розанов то ли не видел суть религии, то ли не желал её замечать. А вот В. В. Евсюков, автор монографии "Мифология китайского неолита", заметил и блестяще изложил эту суть. Говоря об универсальности "шаманской болезни" в архаических культурах, он пишет, что...

29 октября 2022

Каменные кольца.

Интересно, что похожие каменные кольца находятся в Северо-Западной Европе, особенно много их на территории Великобритании, Ирландии и Бретани. Такие сооружения датируются поздним неолитом и ранним бронзовым веком.

Зачем? Для чего? — Тайна сия велика есть...

Хотя, может быть, Мирча Элиаде раскрыл эту тайну?

"... Мы находим потрясающий пример этому в бытующем в Европе даже сегодня обычае пропускать новорожденных младенцев через отверстие в камне, этот обряд совершенно явно относится к «второму рождению» <...> . Самые ранние народы в индийской истории думали, что камни с отверстиями внутри — эмблемы йони, а ритуальное действие прохождения через отверстие означает перерождение посредством женского космического начала. Религиозные «жернова» (ulv-kvarnar) доисторической Скандинавии могли выполнять такую же функцию. Альмгрен приписывает им символическое значение, очень близкое к значению йони" (Мирча Элиаде. Очерки сравнительного религиоведения. Источник).

Выползла погреться на солнышке...

 

Артефакт из раскопок ранненеолитического поселения Невалы-Чори на р. Евфрат на востоке Турции

В мировом фольклоре широко распространено представление, что душа покидает тело во время сна. Сон в мифологии часто выступает как метафора смерти. Так, например, в кетской легенде изо рта умершей старухи выбегает ящерица-душа. У одного из австралийских племён колдун во время камлания выпускает изо рта маленькую коричневую змейку, которая, по мнению его сородичей, представляет собой его душу.

Почему матриархат, а не патриархат?

Попробую вкратце объяснить, почему я предпочитаю именно матриархат, а не патриархат. 

Конечно, отнюдь не потому, что женщины — "прекрасный" пол. Увы, но на тысячах примеров мы видим, что внешняя красота женщин сочитается с их глупостью и аморальным поведением. Да и сама эта красота подобна цветению какого-либо растения. Сколько дней цветёт японская сакура? Не более двух недель в году. 


Ну, девичья красота не столь призрачна и мимолётна, однако и она кратковременна. В 40, а тем более в 50 лет женщине уже нечем пленять мужчин. На сей счёт хорошо сказал Артур Шопенгауэр: "При создании девушек природа била на то, что в драматургическом смысле называется трескучим эффектом. Она с избытком снабдила их на несколько лет красотою, привлекательностью и пышностью на счёт всей остальной их жизни именно затем, чтобы они в течение этих годов могли в такой мере овладевать воображением мужчины, чтобы он, увлекшись, честно принял на себя, в той или другой форме, заботу об их дальнейшей жизни, к каковому шагу побудить его простое здравое размышление не представляет достаточно надёжных гарантий. <...> Как самка муравья после оплодотворения лишается ненужных более (а по отношению к уходу за яичками даже небезопасных) крыльев, так и женщина после двух-трёх родов в большинстве случаев теряет свою красоту, вероятно, по той же самой причине". И вот, когда красота спадает, часто обнажается довольно-таки бестолковое существо под названием "баба", которая ничем не лучше среднестатистического "мужика".

28 октября 2022

Вспоминая эмо.

Помнится, в "нулевых" годах состоялось яркое цветение весьма колоритной молодёжной субкультуры эмо.

По-моему, это была самая безобидная и добродушная субкультура; девочки-эмо были похожи на субтильных и ранимых бабочек. Поэтому просто в голове не укладывается, почему "в марте 2012 года не менее 70 эмо были похищены, подвергнуты пыткам и убиты в Багдаде и других городах Ирака" (Википедия).

Ещё раз о советском "матриархате".

"До коллективизации о социальном благополучии семьи заботился большак (старший в доме, в семье, — Forbes Woman). Он был членом деревенского схода. Сход отвечал перед государством за сбор налогов, занимался перераспределением земли, определял, кто пойдёт служить в армию и пр. Процветание деревенской общины зависело от разумного и компетентного поведения большаков", - верно говорит автор статьи "Женщины русской деревни: жертвы патриархального уклада или образец силы?".

После революции 1917 года деревенская община была разрушена и на деревне появились сельские советы - представительные органы КПСС, форма "диктатуры пролетариата". В результате гражданской войны, двух голодоморов 1921 и 1933 годов, сталинских репрессий и особенно потерь во второй мировой войне в стране образовался демографический перекос в сторону преобладания женского пола.

"Из-за того что мужчины уезжали из деревень (уезжали сыновья раскулаченных отцов, уходили по призыву в армию и не возвращались в деревню по окончании службы, отправлялись учиться в город и т.д.), с 1930-х годов женщины в сельскохозяйственном секторе стали преобладать".

немного статистики

"По данным журнала «Утопия» (внесён в реестр иноагентов), среднее число женщин в госструктурах в стране — 20,5%. В исполнительной власти их 25,8%, в законодательной — 16,8%. В правительстве женщины составляют 9%, в Совете Федерации — 23%, в Госдуме — 16%" (Источник).

Как видим, статистическая "цыфирь" не подтверждает наличие матриархата в современной России. Российская Федерация  — патриархальное государство. Матриархат, конечно, тоже есть в России, но на уровне маргинальной субкультуры. 

Слово феминисткам.

Согласно Г. Лернер, присвоение мужчинами женской репродуктивной способности и женской сексуальности произошло раньше, чем возникла частная собственность и общество расслоилось на классы: «рабство женщин <...> предварило во времени образование классов и возникновение классового угнетения. Классовые различия возникли как выражение патриархатных отношений и строились на их основе. Класс - это не отдельный от гендера конструкт, класс выражается в гендерных терминах». 

Выражаясь корявым языком марксистской социологии, производительными силами в патриархатных отношениях являются женщины, способные к воспроизводству новых членов общества и одновременно - к ублажению сексуальной потребности мужчин.

Видимо, исторически первым этапом власти мужчин над женщинами был полный, тотальный контроль, подобный контролю над рабами или животными. Впоследствии, для того, чтоб женщины беспрекословно исполняли возложенные мужчинами на них функции, женская социализация и воспитание переплелись с задачами развития в женщинах покорности, послушания, смирения со своим зависимым положением и желания оправдывать и заботиться о мужчине-насильнике – т.е. всего того, что сейчас принято называть социальным стокгольмским синдромом (ССС).

27 октября 2022

«Вода, вода, кругом вода»...

Довольно любопытны поселения культуры террамар(е) в долине реки По ок. 1500 гг. до н. э.

Reconstruction of the terramara settlement

Это поселение напоминает мне Венецию. Как известно, в Венеции спасались от варваров остатки недорезанной римской интеллигенции. Долгое время после падения Рима Венеция сохраняла римский уклад жизни. Интересно, а какие люди спасались в этих поселениях посреди рек? По одной версии, переселенцы, пришедшие на Апеннинский полуостров в среднем бронзовом веке из-за Альп, вероятно, изначально жили на Среднем Дунае. Согласно другой точке зрения, географически ближайшей культурой, имеющей сходство с террамарцами, является культура энеолитических свайных поселений озёр Северной Италии (расцвет в первой половине 2-го тысячелетия до н. э.).

Интересно, как люди жили на искусственных островках посреди реки и не боялись наводнений?

Параллели Яншао — Винча.

В. В. Евсюков в монографии "Мифология китайского неолита" приводит описание раскопок поселений группы неолитических культур Яншао (4400—2700 до н. э.).

Яншаоское поселение в Шэньси — Цзянчжай. «Обитаемая часть поселения со всех сторон окружена рвом, к востоку от которого располагаются захоронения. Внутри неё жилища распределены в соответствии с определённым планом: те из них, которые помещаются на востоке, дверями обращены на запад, северные — на юг, западные — на восток, южные — на север. Другими словами, все жилища обращены дверями к центру деревни. Центральная часть посёлка не раскопана. В восточной же, западной и северной частях обнаружены длинные дома, а рядом с ними домики средних и малых размеров».

Яншаоское поселение Баньпо. Его планировка в высшей степени показательна. Образующее несколько неправильный по форме овал, вытянутый по оси север — юг, оно занимает площадь примерно 50 000 м2 и окружено рвом глубиной и шириной 5—6 м. К северу от него расположено кладбище, насчитывающее более 130 взрослых погребений (детей и подростков захоранивали в керамических урнах внутри поселения в промежутках между жилищами). В восточной части поселения находятся печи для обжига глиняной посуды, в центре же позже остальных был построен большой длинный дом (длина более 20 м, ширина 12,5 м), разделённый внутренними стенами на несколько отсеков с очагом внутри каждого из них. Вокруг прилегающего к нему свободного пространства, на площади примерно 30 000 м2 располагаются обращённые дверями к центру поселения жилища (46 из них раскопано) нескольких типов, которые можно разделить на две группы — квадратные и круглые в плане.

О полиандрии.

"Полиандрия является маркером особо плохого и тяжёлого положения женщин в обществе. Это означает, что из-за сложности климата или непосильного труда век женщины становится так недолог, что их число в популяции резко подает, из-за чего юным девушкам приходится выходить замуж не за конкретного мужчину, а за всех мужчин в семье сразу" (Источник). 

Поэтому, я думаю, надо с большой осторожностью говорить о полиандрии в матриархальных обществах. Ну и конечно, прежде чем утверждать что-либо, необходимо проводить тщательное расследование каждого конкретного случая. Хотя это нелегко. Например, мы знаем, что гуанчи, первые известные жители Канарских островов, практиковали полиандрию до своего исчезновения. Но наши сведения о гуанчах крайне ограничены и не позволяют понять причины их полиандрии. 

А причин у полиандрии может быть много. Частный случай полиандрии показан в фильме "Кукушка".

О гостеприимном гетеризме эскимосов.

в статье "Ареодяреклут-древний обычай эскимосов" говорит, что "самой главной и важной причиной ареодяреклута является то, что нужно разбавить кровь, то есть иметь здоровое потомство. Ведь в силу географических, климатических, исторических и прочих причин эскимосы народ не многочисленный и с деда-прадеда вёл обособленный образ жизни. Эскимосы жили небольшими группами, которые находились на значительном расстоянии друг от друга. Поэтому такое явление как кровосмешение было довольно распространённым в их обществе. А это приводило к серьёзным генетическим заболеваниям и повышенной смертности. Поэтому, для продолжения рода и чтобы предотвратить вымирание, эскимосы и вынуждены были разбавлять кровь. И часто бывало так, что эскимос брал свою жену и вёз в соседнее стойбище, чтобы помогли ему в его беде. Также, чтобы разбавить кровь, у эскимосов был распространён гостеприимный гетеризм, или как его ещё называют, гостеприимная проституция. Когда к эскимосу приходил гость, то гостеприимный хозяин, чтобы выразить уважение дорогому гостю, предлагал переспать с его женой или дочерью. При этом женщина должна постараться, чтобы забеременеть и чтобы у неё родился ребёнок". 

26 октября 2022

Синь-камень Верхнего Дона и его британский "визави".

Мара Рушева в статье "Конь-камни Верхнего Дона" сообщает:

"Название Конь-камень имеют в бассейне р. Дон два самых известных мегалита. Один из них расположен  на берегу р. Дон напротив пос. Долгое Данковского р-на Липецкой области, другой – в верховьях р. Дон, на берегу крупного притока Красивая Меча у села Козье Ефремовского района Тульской области. Данковский мегалит весом около 10 тонн, самый крупный в группе камней, расположен на невысокой горе Чёрный Яр (Городок), второе и более обычное название его – Синь камень (иногда фигурирует название Кудеяр-камень). Ефремовский мегалит Конь-камень весом около 20 тонн также расположен в группе камней, представлявших, по мнению некоторых исследователей, «тульский стоунхендж». Сам Конь-камень стоит на трёх относительно небольших камнях-подставках, подобно целому ряду сейдов севера Восточной Европы.

Что касается мегалитов с названием Синь-камень, то основной их характеристикой является синеватый цвет (иногда только во влажном состоянии), что в мифологическом плане предполагает связь с синими божествами. Следует отметить, что древнегреческому божеству Посейдону в образе морской волны принадлежал эпитет цианохет, причём известный перевод «черноволосый» не точен, поскольку циан является цветом от голубого до синего и смеси синего и зелёного. У Гомера Посейдон описан «с волосами цвета морской волны», в поэзии Жуковского как «лазурнокудрявый». Посейдон связан с лошадьми, имел зооморфную ипостась коня, и в конском обличье был близок Деметре, богине земли (В более поздних древнеримских мифах Посейдона заменяет Нептун, также связанный с лошадьми)".

В связи с мегалитами под названием Синь-камень нельзя не вспомнить про голубые камни Стоунхенджа...

Один из голубых камней Стоунхенджа.

Портал в Иномирье.

 

Реконструированные колонны из голубого гранита с капителями в набатейском стиле в Голубой часовне в Петре, середина V века. Синие гранитные колонны, вероятно, были импортированы из Египта в набатейский период и повторно использованы в византийскую эпоху.

О "потусторонней" символике синего цвета см. в записи "О символике синего цвета".

25 октября 2022

Женский выбор и ювенализация человечества.

"Валери Хадсон и др., поставили вопрос так: что будет, если исключить участие женских особей в сексуально-репродуктивном выборе партнёра, и полностью переместить этот выбор в область ритуального соперничества мужских особей? Внезапно оказалось****, что одного этого фактора достаточно, чтобы популяция биогенетически деградировала за 50 поколений" (Источник).

Там, в комментах, roberttylerd говорит, что исключить участие женских особей в сексуально-репродуктивном выборе "удалось везде, где уничтожили матрилинейность".

Ну, насколько я могу судить по дошедшим до нас изображениям крито-минойских мужчин с "осиными" талиями, женщины отнюдь не выбирают мужчин-"мачо". 

Minoan Cup, ca 1600 BC: depicts a treaty ceremony involving soldiers & farmers.

Тогда как в результате силового соперничества мужских особей женщина-"приз" всегда будет оказываться в руках наиболее сильного самца, от которого пойдут отпрыски богатырского телосложения.

К раскрытию мифологемы золотого века.

Согласно бонским мифам, в изначальные времена небеса были связаны с землёй чудесной «верёвкой духов» (dmu-t'ag), иногда именовавшейся также «верёвкой rkyan» и «лестницей духов» (dmu-skas). Семь первых царей Тибета после смерти поднялись по ней на небо, не оставив на земле своего мёртвого тела.

Эта "верёвка духов" напоминает мне пуповину младенца, с помощью которой он связан с организмом матери.


И, кажется, миф о райском состоянии первых людей как-то связан с состоянием младенца в материнском чреве. В «Го юй» (IV в. до н. э.) данный миф комментируется следующим образом. Некогда люди и духи были отделены друг от друга. Сообщения между ними осуществлялись посредством шаманов (си) и шаманок (у), через которых нисходившие в них духи передавали свою волю. В те времена царили мир и спокойствие, не случалось стихийных бедствий.

Ну, то есть, существовала та самая «верёвка», через которую проходила связь между людьми и духами, пуповина не была ещё обрезана, и поэтому "царили мир и спокойствие, не случалось стихийных бедствий". А какие могут быть бедствия в материнском чреве?

К хронологии цивилизации долины Инда.

На прошедшей в Чандигархе международной научной конференции археологи К.Н. Дикшит и Б.Р. Мани, огласили данные радиоуглеродного анализа 19 образцов органического материала полученного на раскопках Бхирраны. В результате исследования выяснилось, что поселение непрерывно существовало с середины 8 тыс. до н.э. до первой половины 2 тыс. до н.э. Наибольший интерес представляют шесть наиболее ранних образцов, которые дали датировки в пределах 7500-6200 гг. Это открытие позволило удревнить время зарождения цивилизации долины Инда на 2 тысячи лет. Источник.

То есть, неолитическое поселение на месте Бхирраны существовало одновременно с поселением в районе Чатал-Хююка, самые ранние найденные культурные слои которого относятся к 7400 г. до н. э.

индо-хараппские артефакты