Марья Краса в статье "доисламский обряд в южной Аравии" сообщает о
ежегодном паломничестве (зияра) к гробнице известного мусульманского святого (уали) "аш-Шамси", что переводится на русский как "солнцеликий или
солнечный". Гробница находится примерно в 4 км. к юго-западу от Баджила.
город Баджил
Обряды, связанные с зиярой, очень странные. Под тонким формальным слоем
ислама они явно указывают на древнюю религию, вытесненную учением
Пророка.
Весьма любопытно описание святилища на могиле святого.
"Конструкция четырёхугольная, причём не углы, а стены ориентированы на четыре кардинальные точки. Оно состоит из внешней стены, увенчанной кренами. Внутри, в центре, находится четырёхугольное сооружение с небольшой целлой внутри. Это сооружение, которое я теперь для удобства буду называть Ка'ба (куб) , также имеет кренели и центральную "башню". Внешняя стена имеет два входа, один на южной, другой на западной стороне. На внутренней стороне северной стены находится кибла, а напротив киблы небольшое отверстие, похожее на дверь, ведёт в Ка'ба. Помещение внутри Ка'ба очень узкое. Ниша в южной стене, вся покрытая воском, по преданию, служит для свечей во время зияра. Считается, что церемония зияра проходит следующим образом: паломники входят с юга, обходят Ка'ба против часовой стрелки (как это делается в Мекке), берут горсть пыли изнутри Ка'ба (эту пыль бросают обратно, а иногда оставляют себе) и покидают место через западный вход".
Кажется, одно из таких святилищ стало позднее Каа́бой — мусульманской святыней в виде кубической постройки во внутреннем дворе мечети аль-Харам (Заповедная мечеть) в Мекке.
"Одной из удивительных особенностей праздника аль-Шамси является матрилокальная система брака. Она, конечно, не арабская, но всё же может быть прослежена путём тщательных этнологических наблюдений в стране Махра, в Хадрамуте, в северо-йеменском Джауфе, в нашей истории аш-Шамси и, можно сказать, в одной из центральных формул древней сабейской религии. Эта формула, dhat Himyam 'Athtar yajur, которая означает "Солнце, на котором Аттар женится матрилокально". В заключение можно отметить, что Бистон совсем недавно продемонстрировал, что уксорилокальный брак был если не обычной структурой, то, по крайней мере, довольно частым явлением в сабейском обществе. Поэтому мы можем сказать, что матрилокальный брак был обычаем среди древних сабеян, что они представляли себе брак своих богов именно таким образом, что они повторяли его через ежегодный матрилокальный священный брак, и что мы всё ещё можем видеть, как этот фестиваль проводится в Дейр аль-Хадаме".
"Наконец, можно упомянуть, что сабейский праздник проливает новый свет на два доисламских праздника в Мекке ('Умра в самой Мекке и Хадж в Арафе). Теперь мы можем понять слово عُمْرَةٌ"'умра", которое в самой Мекке означает то, что словари называют общим значением этого слова, а именно "матрилокальный брак" (в отличие от патрилокального عُرْسٌ "урс").
http://lexicon.quranic-research.net/data/18_E/196_Emr.html#EamorN
Также вхождение мужчины к своей [новобрачной] жене в жилище ее семьи:
(IAạr, Ṣ, Ḳ:) если он забирает ее в свою семью, то это действие
называется عُرْسٌ. (IAạr, Ṣ.).
Умра и Хадж идентичны по многим аспектам, включая дату и даже название, с
двумя древнееврейскими праздниками - Песах и Праздником кущей (Хагг).
Кажется удивительным, что ответ на извечный вопрос об объяснении (не о
происхождении, которое, однако, лежит на Севере!) двух центральных
библейских праздников следует искать в Южной Аравии, как и объяснение
праздника Мекки.
в суре 27 идёт описание народа царицы Савской, которые поклонялись аш-Шамси , как посланник царя Сулеймана рассказал ему."
*************************************************************************
И, в заключение, ещё одна цитата из статьи "Лунное божество Каабы":
"В древней Аравии бог солнца рассматривался как женское божество, а луна, как мужское. Как было указано многими учёными, среди которых Альфред Гуллиам, лунный бог имел различные названия, одним из которых был Аллах (Islam: Beliefs and Observations, New York: Barrons, 1987, p.7)
"Аллах, лунный бог, был женат на богине солнца. Вместе они произвели три богини, которые называли 'дочерями Аллаха'. Эти три богини называли Аль-Лат, Аль-Узза, и Манат.
"Дочери Аллаха, наряду с Аллахом и
богиней солнца рассматривались как "высшие" боги. Они располагались на
верхнем уровне пантеона аравийских богов" (Robert Morey, The Islamic
Invasion, Eugene, Oregon, Harvest House Publishers, 1977, pp.50-51)."
Комментариев нет:
Отправить комментарий