Есть такая знаменитая русская святая по имени Матронушка. По сообщению Википедии, девочка родилась незрячей, у неё не было глазных яблок. В возрасте около 17 лет у неё отнялись ноги (внезапно, будто от удара).
Довольно любопытная картина вырисовывается, если сравнить Матронушку с мифологическими персонажами, которым приписывается хромота и слепота. При всём разнообразии приписываемых им характеристик, качеств и функций, между ними есть общее, позволяющее объединить их в один тип. Это — однозначно прослеживающаяся связь с нижним миром. Из античного фольклора можно назвать подземного кузнеца Гефеста, считавшегося, как известно, хромым («хромец обеногий» у Гесиода). Также здесь можно упомянуть спутницу хтонической богини Гекаты — женского демона подземного царства Эмпусу, у которой одна нога либо медная, либо вообще её нет (иногда она представлялась с ослиными ногами, либо с одной ногой ослиной, другой медной). Из русских сказок нельзя не вспомнить бабу-ягу — «костяную ногу», в которой исследователи (например, А. Н. Афанасьев, Б. А. Рыбаков) видят древнюю славянскую богиню смерти. К. Д. Лаушкин пришёл к выводу, что баба-яга и другие одноногие персонажи мирового фольклора обязательно связаны со змеёй. В славянском и монгольском фольклоре одноногими, хромыми беспятыми рисуются лешие и черти, т. е. нечисть, связанная с загробным миром.
В. В. Евсюков, для истолкования сей мифологемы, в качестве примера приводит восьминогого коня шаманов и говорит: "По аналогии с избытком конечностей у мифологических персонажей, вернее, в противоположность ей, хромоту можно рассматривать как выражение ограниченной способности к передвижению. Имея это в виду, хромоту следует понимать как ослабленную неподвижность, неспособность ходить вообще. А это даёт следующую семантику. Прежде всего, жёсткую локализацию хромого персонажа, его тесную связь с конкретной территорией (К. Леви-Строс употребляет в этом смысле понятие «автохтонность»). Иными словами, если о каком-либо божестве сообщается, что оно хромает, это значит, что оно владычествует преимущественно над тем (и никаким иным) участком земли, где живёт. Далее, ограниченность в одной из важнейших жизненных функций — перемещении — равнозначно смерти. Не ходить — значит не действовать, не жить. По тому же принципу образована другая универсальная метафора смерти — слепота: не видеть — значит не воспринимать, не реагировать, быть мёртвым".
Сравнение Матронушки с бабой-ягой напрашивается само собой, но более интересно провести параллель с крито-минойскими дамами, неподвижно стоящими на крышах домов. Они, эти дамы, отчасти напоминают каменные идолы моаи на острове Пасхи, стоящие на берегу и смотрящие в морскую даль.
Фреска из Акротири. Город и корабли. «Западный дом», «Комната №5», «Южная стена». |
Наверняка они не были слепыми, как Матронушка, и ноги у них имелись, но все авторы-комментаторы подчёркивают их неподвижность, статичность, связанную с тем, что они занимают центральное положение в обществе. Очевидно, это центральное положение в архаических обществах зависит от связей с духами Матери Земли, от пророчеств и предсказаний, которые духи нашёптывают женщинам на ухо, и, в целом, от всех тех сверхъестественных способностей, обладание которыми отличает духовных людей от "плотских". А чтобы обрести эти способности, надо тупо сидеть сиднем на одном месте, как лягушка или как Илья Муромец. Как неподвижный камень покрывается мхом, так и человек, "приросший" к одному месту, "пропитывается" духом этой местности и сам становится выразителем этого духа, живым голосом своей "малой родины". Вот где кроются корни древнейшей в мире родовой религии. По сути, Матронушка была бы почитаемой особой и в эпоху неолита, и в эпоху верхнего палеолита, когда по земле ходили мамонты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий