В. В. Евсюков в монографии "Мифология китайского неолита" приводит описание раскопок поселений группы неолитических культур Яншао (4400—2700 до н. э.).
Яншаоское поселение в Шэньси — Цзянчжай. «Обитаемая часть поселения со всех сторон окружена рвом, к востоку от которого располагаются захоронения. Внутри неё жилища распределены в соответствии с определённым планом: те из них, которые помещаются на востоке, дверями обращены на запад, северные — на юг, западные — на восток, южные — на север. Другими словами, все жилища обращены дверями к центру деревни. Центральная часть посёлка не раскопана. В восточной же, западной и северной частях обнаружены длинные дома, а рядом с ними домики средних и малых размеров».
Яншаоское поселение Баньпо. Его планировка в высшей степени показательна. Образующее несколько неправильный по форме овал, вытянутый по оси север — юг, оно занимает площадь примерно 50 000 м2 и окружено рвом глубиной и шириной 5—6 м. К северу от него расположено кладбище, насчитывающее более 130 взрослых погребений (детей и подростков захоранивали в керамических урнах внутри поселения в промежутках между жилищами). В восточной части поселения находятся печи для обжига глиняной посуды, в центре же позже остальных был построен большой длинный дом (длина более 20 м, ширина 12,5 м), разделённый внутренними стенами на несколько отсеков с очагом внутри каждого из них. Вокруг прилегающего к нему свободного пространства, на площади примерно 30 000 м2 располагаются обращённые дверями к центру поселения жилища (46 из них раскопано) нескольких типов, которые можно разделить на две группы — квадратные и круглые в плане.
Это описание удивительным образом напоминает неолитические поселения Старой Европы, например, культуры Винча. Там археологи тоже находят следы глубоких рвов вокруг некоторых поселений. Но для чего древние люди копали эти рвы, - не совсем понятно.
Далее я приведу комментарий Евсюкова: "Вполне возможно, поселения типа Цзянчжай и Баньпо осмыслялись как модели мироздания, а опоясывающий их ров с водой — как космический рубеж между миром живых и миром мёртвых: не случайно он отделял кладбище от собственно поселения (вынесение захоронений за пределы деревни типично для яншао, сравним, например,
поселения Баоцзи, Хуасянь, Линьшаньчжай). Такого рода свидетельства, когда водная преграда, служившая для защиты города от врагов, одновременно отождествлялась с мистической границей миров, известны из мифологий разных народов".
Да, действительно, с внешней стороны крепостных стен средневековых городов копались рвы, которые затем заполнялись водой. Но одно дело - город, и совсем другое дело - деревня. Это неслыханное дело, чтобы вокруг деревни жители копали оборонительный ров.
Эти рвы обнаружены и вокруг рондел - загадочных неолитических сооружений. Кое-где они до сих пор видны на местности.
Каменное кольцо Арбор Лоу (Arbor Low Henge) в графстве Дербишир, Англия. |
Интересно, что Арбор Лоу является частью более крупного комплекса и связан земляной грядой с более ранним неолитическим овальным курганом Гиб Хилл в 320 м от него. А Гиб Хилл - это большой курган (burial mound), там при раскопках обнаружены кремированные человеческие останки. То есть, опять же ров отделяет место собраний живых людей от покойников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий