13 мая 2023

Наполовину верю, наполовину - нет.

Я нашёл в Сети два интересных сообщения касательно современной Индии.

1. В индийской деревне убили пять женщин по подозрению в колдовстве

Москва. 8 августа 2015. INTERFAX.RU - Жители деревни, расположенной в штате Джаркханд на востоке страны, накануне забили палками до смерти пять женщин, поскольку подозревали их в занятии колдовством, сообщает в субботу британский телеканал Sky News.

Жертвам было от 45 до 50 лет. Полиция арестовала по этому делу 24 человека.

Как отмечают западные СМИ, в некоторых районах Индии до сих пор сохраняется вера в колдовство. В связи с этим власти ряда штатов, включая Джаркханд, приняли специальные законы с целью предотвратить преступления против людей, обвиняемых в колдовстве (Источник).

2. В Индии арестованы участники человеческого жертвоприношения.

По подозрению в совершении человеческого жертвоприношения «чёрной» богине Кали в Индии задержаны трое человек. Расследование началось после того, как в одном из храмов в Западной Бенгалии, посвящённых Кали, было найдено обнажённое обезглавленное тело молодого мужчины.

Характер убийства напоминает обряды человеческих жертвоприношений, которые практиковались некоторыми индийскими сектами, сообщает РИА Новости. Власти страны пока воздерживаются от комментариев на тему, было ли это преступление связано с каким-то изуверским обрядом. Между тем, жители округа не сомневаются, что это был кровавый обряд в честь Кали (Источник).

Я совсем не склонен безоговорочно доверять сообщениям современных СМИ, - будь то российских, или западных. Как говорится, доверяй, но проверяй.

Я не могу всё бросить и поехать в Индию, чтобы на месте выяснить все детали происшествия в какой-то деревне на востоке страны. Единственный приемлемый способ отсеивания лживых "плевел" от "зёрен" правды — накопление и анализ соответствующей информации.

Большим подспорьем в этом деле оказалось бы научное, академическое исследование человеческих жертвоприношений богине Кали, на которое ссылались бы учёные всего мира. Я пока такого исследования не встречал, равно как и научного труда касательно феномена "охоты на ведьм" в современном мире.

Ещё раз о причинах "охоты на ведьм".

Как известно, слова "ведьма" и "ведать" — однокоренные. Ведьма — это женщина, которая "ведает", то есть знает. Знает травы, знает силу растений, знает заговоры, ей известны изменённые состояния сознания, которые позволяют ей "подключаться" к Всемирному Информационному Банку (скажем так, дабы не поранить чувства атеистов), откуда она узнаёт о местонахождении пропавшей коровы, и не только коровы...

Так, а кто же является диаметральной противоположностью женщины, которая "ведает"? Известно, кто. Это деревенский придурок, который ничего не знает, и знать не хочет. И вот у нас образовались два "полюса": знание — незнание. Это не моя субъективная умозрительная конструкция, - всё так и есть на самом деле. Вспомним Иисуса Христа, распятого невежественными людьми. Как Он молился на кресте? “Отче! прости им, ибо не ведают, что творят” (Лк. 23:34).

Русская религиозная живопись. Распятие, 1892

Ну и вот, теперь у нас выстраивается вполне чёткая картина того "беспредела", который происходил на территории Священной Римской империи. Цитирую: "
Сожжение ведьм и их массовые гонения пришлись на период с 1580 по 1630 годы и были особенно распространены на территории современной Германии и Швейцарии" (Источник). "Особенно массовыми суды над ведьмами были на территориях, затронутых Реформацией", - сообщает Википедия. Самый пик "охоты на ведьм" пришёлся на Тридцатилетнюю войну между католиками и протестантами, но война явилась лишь кульминацией противостояния, которое началось гораздо раньше, ещё при жизни Мартина Лютера. 

Небесная корова.

Богиня Хатхор в облике коровы вскармливает своим молоком молодого принца, будущего фараона Аменхотепа II. Деталь полихромого барельефа из храма Тутмоса III (отца Аменхотепа II) в Дейр-эль-Бахри, Западные Фивы. Новое царство, 18-я династия, ок. 1427-1401 гг. до н.э. 

Скульптура Эйнара Йонссона 1909 г. в Рейкьявике - Великан Имир сосёт молоко коровы Аудумлы.

Конечно, представление о Богине как Царице Небесной гораздо архаичнее представлений о Матери-Земле. Как я уже говорил, Мать-Земля — патриархальный конструкт; египтяне же сохранили древнейшее матриархальное мировоззрение, по которому Небо - женское начало, а Земля - мужское. Довольно любопытно, что в египетской мифологии Млечный Путь считался источником коровьего молока.

12 мая 2023

Космический матриархат.

Учёные утверждают, что на Марс должен лететь чисто женский экипаж. 

Идею о том, что женщины лучше подходят для освоения космоса, впервые начали обсуждать еще в пятидесятые годы прошлого века. Сторонники этой точки зрения полагались на простую, как перекладина футбольных ворот, мысль: женщины меньше мужчин, значит им нужно меньше еды, воды и кислорода, а кроме того, они меньше выделяют углекислого газа.

Во время полёта на Марс (ориентировочно намечен на 2029 год) экипаж может рассчитывать только на взятые с собой ресурсы. Если космонавты на орбитальной станции ещё могут надеяться на помощь с Земли (на МКС прилетает 7-8 грузовых кораблей в год), то в дальнем космосе помощи ждать неоткуда. Поэтому важен каждый килограмм груза и лишний сантиметр свободного пространства.

Недавнее исследование подкрепило конкретными цифрами теоретические рассуждения о целесообразности запуска на Марс чисто женского экипажа.

Медики ЕКА обсчитывали разные варианты, вот только самые важные параметры:

- Расход ресурсов учитывали, исходя из того, что экипаж марсолёта будет состоять из четырёх человек, а сама миссия продлится 1080 дней - без малого три года (чтобы лететь назад, надо дождаться стартового окна, когда планеты окажутся рядом друг с другом).

- Условные мужской и женский экипажи формировали на основе базы данных об астронавтах NASA. В среднем женщины-астронавты имели рост 169 см и вес 65 кг. Средний рост мужчин составил 175 см и массу тела 81,6 кг.

Результаты моделирования показали, что женскому экипажу нужно на 30 процентов меньше кислорода, на 26 процентов еды и на 18 процентов меньше запасов воды. Только продуктов питания мужскому экипажу нужно брать на 1 тонну и 650 килограмм больше.

В денежном выражении польза от такой экономии составит более 158 миллионов долларов. Но главное даже не это: организовав на борту бабье царство, можно освободить 10 процентов полезной нагрузки и взять с собой больше научного оборудования или средств жизнеобеспечения, - пишет ZME Science.

11 мая 2023

Клин клином вышибают, а безумие лечат безумием.

Ф. Ф. Зелинский говорит, что в античной Элладе и Анатолии, чтобы вылечить обезумевшего, прибегали к помощи корибантов, спутников Великой Матери богов Кибелы. Сами они, конечно, на зов не являлись; их заменяли «корибантствующие», смертные жрецы или священнослужители Великой Матери. Обступив связанного и осенённого покровом больного, они плясали вокруг него, сопровождая свою пляску оглушительной музыкой на кимвалах (медных тарелках) и тимпанах (тамбуринах). Эта дикая пляска должна была вызвать в больном искусственный экстаз, а затем, по охлаждении пыла, вместе с этим новым безумием его покидало и прежнее... так, по крайней мере, надеялись. 

А вот так лечили больные головы в конце XIX века.

Вибрационная терапия – средство для лечения головных болей в 1890-х

Как говорит Екклесиа́ст, "нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чём говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас".

Библиотека - храм Софии.

Ф. Ф. Зелинский высказывает, с какими трудностями он столкнулся, приступив к описанию эллинской Матери-Земли. Тут и Деметра, которая не совсем "вмещается" в этот образ, и местная богиня Рея, и анатолийская Матерь богов Кибела, и крито-минойская горная богиня львов, и какая-то богиня из пеласгического наследия.

О последней Ф. Ф. Зелинский замечает, что она "пользовалась культом в Греции; в Афинах, как и в Олимпии, ей были посвящены старинные храмы, Metroa, из коих афинский служил государственным архивом, и благочестивый Пиндар выстроил ей капище у своего дома, в котором он чествовал её вместе с божествами природы, Паном и нимфами".

Интересно. Государственный архив — в храме богини. По сути, библиотека под присмотром богини. Что это - случайность или "осколок" Традиции?

В поисках аналогов на ум прежде всего приходит библиотека Цельса в Эфесе.

The Library of Celsus in Ephesos.

Как мы знаем, в Эфесе находился знаменитый храм Артемиды Эфесской - одно из Семи чудес античного мира. И вот, "как бы случайно", там же располагалась вторая по величине библиотека Древнего Мира (после Александрийской библиотеки). По другим сведениям, это была третья по величине библиотека в греко-римском мире, уступающая только Александрии и Пергаму, в которой, как полагают, хранилось около 12 000 свитков.

Статуя Ареты, греческого олицетворения добродетели в Библиотеке Цельса
 
Статуя Эпистемы, греческого олицетворения знания в Библиотеке Цельса

Статуя Софии, олицетворение мудрости в библиотеке Цельса

К вопросу о Матери-Земле.

Ф. Ф. Зелинский приводит пару "нестыковок", которые свидетельствуют против отождествления Деметры с Матерью-Землёй.

"В мифе Земля выступает, скорее, как противница Деметры: это она производит, «угождая Аиду», тот волшебный нарцисс, обладание которым отдаёт Кору похитителю. Земледельческий же характер культа заставлял видеть в Деметре богиню хлебопашества, т. е. той человеческой деятельности, которая насиловала Мать-Землю, заставляя её против своей воли служить человеку своими дарами".

Да, для цветов, для того же нарцисса, Земля — богиня, потому что приходит весна и из земли появляются цветы, те же самые цветы, например полевые ромашки, какие росли в поле год назад. И нет никакой трагедии, потому что всё возвращается на круги своя. Нет печали о прошлогодних ромашках, потому что точь-в-точь такие же ромашки растут и ныне, и присно, и во веки веков. 

Земля не воскрешает людей так же, как она воскрешает цветы. Уже в древности не верили в воскрешающую силу Земли, и хоронили людей в каменных ящиках (дольменах) или в сосудах типа пифоса, чтобы тело умершего не соприкасалось с землёй. В Чатал-Хююке, насколько мы знаем, тела покойников выставляли на съедение грифам-стервятникам, - а ведь там была самая, что ни на есть, матриархальная религия, матриархальнее не бывает. И вот, мы видим, что не очень-то там доверялись земле.

Кажется, я уже стал несколько иначе рассматривать концепцию Ариэля Голана о "чёрном боге", находящемся в недрах Земли (см. начало моих размышлизмов в записи "Чёрный бог": анализ мифологемы). Ну, что-ж? Все реки рекут, и мои представления тоже меняются со временем.

10 мая 2023

Правда жизни.

«Кто знает, эта жизнь не есть ли смерть, и смерть не есть ли то, что жизнь для смертных»? - спрашивал Еврипид. Кажется, Еврипид считал смерть не злом, а добром для себя. Во всяком случае, он говорил людям: «Не умершего следует вам оплакивать, а рождающегося для тяжкой борьбы с невзгодами жизни»...

По сказаниям, сатир Силен был пойман фракийскими селянами и отведён к царю Мидасу. Мидас 10 дней пировал с ним. Рассказывают, что Силен научил царя, что «не родиться есть высшее счастье для человека, а самое ближайшее к нему (счастию) — как можно скорее умереть» (Цицерон. Тускуланские беседы. I. ХLVIII. 115).

Правда жизни.

 

Про необязательность матриархата.

Глядя с Земли на другие планеты Солнечной системы, неизбежно приходишь к выводу, что жизнь вовсе не обязательна во Вселенной. Венера по своим размерам — копия нашей планеты, а там нет даже самой простейшей инфузории-туфельки. Правда, в метеоритах, упавших с неба на землю, находят некоторые аминокислоты - строительные блоки, составляющие белки. Но на Марс, или на ту же Венеру, падают точно такие же метеориты, однако из метеоритных аминокислот не образуется биосфера сама собой. Тут нет никакого автоматизма и нет никакой гарантии. Очевидно, и в других звёздных системах дела обстоят не лучшим образом.

Ну, если подавляющее большинство планет - безжизненные пустыни, а жизнь на планете - это своего рода исключение из правила, тогда и появление человека разумного является таким же исключением. Земля вращалась вокруг Солнца миллиарды лет без человека, однако при этом в океанах буйствовала жизнь, о чём свидетельствует строительный ракушняк. Его происхождение - это осадочные известняковые слои в море, от отмирающих раковин обитателей моря. Впервые я познакомился с этим стройматериалом, когда служил в армии в Туркмении.


Значит, жизнь во Вселенной — вещь необязательная, как чирей на человеческом теле. Чтобы найти чирей, надо перебрать множество людей. 

Человек на Земле — тоже существо необязательное; биосфера прекрасно обходилась без него многие сотни миллионов лет. 

И далее — самое интересное: оказывается, что и разум у людей не отрастает сам собой, как волосы, но возникает вследствие помещения ребёнка в специфическую культурную среду. Это хорошо заметно по феномену детей-"маугли". Да даже и среди детей, выросших в нормальных условиях, немало умалишённых, ещё больше - полудурков, которые вроде выглядят как нормальные люди, однако "царя в голове" у них нет и от них можно ожидать всё что угодно. К этому следует добавить старческое слабоумие, когда многие пожилые люди постепенно "выживают из ума". И, конечно, необходимо отметить, с какой неохотой множество детей приступают к обучению, - всё их органическое "нутро" сопротивляется знанию, не хочет его, отторгает его; отсюда и возникла поговорка, что детям на уроках слово учителя "в одно ухо влетает, а из другого тут же вылетает".

Элевсинская святыня как знамя угнетённых.

Интересно, что римляне позаимствовали элевсинский миф не из самого Элевсина в Элладе, а из Сицилии. 

Ф. Ф. Зелинский не говорит, когда и при каких обстоятельствах состоялось перенесение элевсинского мифа в Сицилию. "Во всяком случае, очень давно. Когда в самом начале своего республиканского быта Рим вычитал в книгах кумской Сивиллы повеление дать у себя место культу элевсинских божеств, он заимствовал его не из Элевсина, а — прямо или косвенно, не знаем — из Сицилии".

Тут надо сказать, что Сицилия вся считалась посвящённой Деметре; её культ был распространён здесь повсюду. "Вероятно, - говорит Ф. Ф. Зелинский, - здесь придётся признать отождествление старинной местной богини с Деметрой; но оно могло быть только основанием перенесения в Энну элевсинского мифа как последствия культовой её эллинизации, пути перенесения нам неизвестны. Похищение божественной девы было локализовано именно здесь, близ Энны, у озера Перга; здесь Кора рвала цветы на зелёном лугу, здесь из разверзшейся земли появился царь преисподней на своей колеснице, запряженной чёрными конями; свою добычу он умчал по поверхности земли, пока нимфа сиракузской речки Кианы не преградила ему пути; разгневанный, он через её русло проложил себе путь в преисподнюю". 

Джеймс Чайлдс. Похищение Персефоны.

"И вот, в Риме был воздвигнут первый греческий храм для греческого культа с соблюдением греческой обрядности — храм, посвящённый Cereri Libero Liberae. Церера, это Деметра; неопределённая римская богиня зреющей нивы была отождествлена с греческой даровательницей хлеба. Либера, «дочь», это буквальный перевод греческой Коры; но кто такой Либер? Это слово значит «сын» — сын Деметры, надо полагать, коль скоро Либера — её дочь; но римляне во все времена разумели под ним Вакха-Диониса. Вот он, значит, «юный бог» священного шествия Иакх, олицетворённое ликование чающих близкую благодать паломников". 

09 мая 2023

Когда брак не совсем патрилокальный и не совсем матрилокальный.

Мы сильно упрощаем картину, полагая, что если нет чётких и однозначных доказательств матрилокальности поселения, значит, оно патрилокальное. На самом деле, всё гораздо сложнее.

Václav Hrnčíř, Petr Květina и Václav Vondrovský в статье "Post-marital residence patterns in Early Neolithic Central Europe: Models beyond the bioarchaeology" приводят этнографические примеры, которые нельзя считать однозначно матрилокальными или патрилокальными.

1. Племя Ибан (Борнео).

"Многие вопросы принимаются во внимание при принятии решения о том, где они [супружеская пара] будут жить. Если дочь - единственный ребёнок, её родители обычно ставят условием брака, чтобы зять приехал и жил с ними, и работал на них, но если у девушки много братьев и сестёр, а у мужчины нет, ей разрешается пойти и жить в его доме. И тут опять же возникает вопрос социального положения, и если девушка выходит замуж за нижестоящего, она отказывается идти в дом мужа и ждёт, что он придёт к ней" (Gomes 1911. Seventeen Years Among the Sea Dyaks of Borneo).

Iban wedding

2. Племя Гаро (Индия).

"Некоторые мужчины должны переехать в семьи своих жён, а другие должны создать новые домохозяйства. Некоторые мужчины должны переехать в деревни своих жен, а другие должны привести своих жён в свои собственные деревни. [...] Все модели проживания имеют свою существенную роль в социальной структуре Гаро" (Burling 1963. Rengsanggri: family and kinship in a Garo village). 

A Garo couple in traditional dress

О связке земледелия и матрилокальности.

Отрывок из статьи "Maize, Matrilocality, Migration and Northern Iroquoian Evolution", написанной John P. Hart, который, к сожалению, не сделал статью общедоступной.

"Совместное возникновение матрилокальности и земледелия на основе кукурузы среди исторических групп северных ирокезов Нью-Йорка и южного Онтарио давно интересует антропологов и археологов. Традиционное объяснение этой связи заключается в том, что постепенное развитие сельского хозяйства на основе кукурузы с использованием женского труда повысило статус женщины в семье, что привело к матрилокальности. Дин Сноу (1995a) недавно оспорил эту гипотезу матрилокальности in situ, утверждая, что внезапное появление сельского хозяйства на основе кукурузы и матрилокальности можно объяснить только миграцией предков ирокезов-земледельцев в районы, уже заселённые другими людьми. Матрилокальность возникла потому, что позволила сосредоточиться мужчинам-ирокезам на внешней войне мужчин против враждебных аборигенных жителей [1]. В отличие от этого, основываясь на общей модели эволюции маисового земледелия и влиянии послебрачного проживания на эту модель, я утверждаю, что ни гипотеза развития in situ, ни гипотеза миграции Сноу не влияют на коэволюцию матрилокальности и маисового земледелия, и что их внезапное появление не может быть использовано в качестве доказательства в поддержку ни одной из гипотез. Я также показываю, что современные археологические данные о маисовом земледелии и матрилокальности свидетельствуют о постепенной коэволюции маисового земледелия и матрилокальности, а не о внезапном появлении, как утверждает Сноу".

-----------------------------------------------------------------------------

[1] Да, мне известна эта теория, согласно которой матрилокальные браки сводят на нет внутриплеменную мужскую агрессивность, ибо при таком раскладе родовые кланы образуются вокруг женщин. Следовательно, полагают авторы этой теории, мужская агрессия может быть направлена вовне, на борьбу с соседними племенами.  

К вопросу о матрилокальных поселениях ЛЛК.

Отрывок из статьи "Post-marital residence patterns in LBK: Comparison of different models":

"Было предложено множество идей о правилах послебрачного проживания в обществе первых земледельцев умеренной зоны Европы (культура линейной керамики, ок. 5500-4900 гг. до н.э.). Преобладающей гипотезой является патрилокальность и общинная экзогамия, основанная на изотопах стронция, современной ДНК, древней ДНК, лингвистических и антропологических данных. Однако, представляя несколько различных антропологических моделей и сравнивая их с результатами анализа изотопов стронция из двух кладбищ ЛЛК (Ведровице и Нитра), мы утверждаем, что возможны и другие правила послебрачного проживания, такие как амбилокальность, авункулокальность, смещение места жительства или преобладающая матрилокальность. Аргументы, противоречащие односторонней интерпретации результатов исследования изотопов стронция, включают возможную практику полигинии, похищение молодых женщин и неингумационные захоронения. Предлагается гипотетическая модель, сочетающая патрилокальность и матрилокальность на разных социальных и географических уровнях". 

К сожалению, авторы текста - Václav Hrnčíř (какие у чехов ужасные фамилии, состоящие почти из одних согласных букв!), Václav Vondrovský и Petr Květina не выложили статью в открытый доступ. 

08 мая 2023

Доводы против первобытного промискуитета.

Трули в записи от наносит двойной удар по И. Бахофену и З. Фрейду. 
"Известно, что кровосмешение приводит к значительному росту вероятности рождения ребёнка с серьёзными генетическими заболеваниями. Также доказано, что у тех животных, у которых инцест приводит к отрицательным последствиям, имеются врождённые установки, которые ему препятствуют: миграция потомства в другие стаи подальше от родных, различение родственников по запаху и внешнему виду и так далее. Но есть ли что-то подобное у человеческого рода?

В 1891 году Эдвард Вестермарк предложил описание механизма защиты от инцеста у людей: его гипотеза гласила, что взросление рядом с лицом противоположного пола приводит к негативному отношению к идее сексуальных отношений с этим человеком. Такая установка могла возникнуть в результате многократного естественного отбора в ситуациях, в которых растущие вместе дети являются биологическими братьями и сёстрами. [1]

Подтверждением гипотезы Вестермарка стали израильские «кибуцы» (агрикультурные общины, основанные в начале 20 века): мальчики и девочки росли совместно от самого младенчества до подросткового возраста, входя в группу из 6-8 детей одного возраста. Хотя не существовало запрета на браки между детьми из одной и той же группы, Мелфорд Спиро в 1958 году не нашёл ни одного брака, равно как и ни одного случая половой связи между детьми, с детства растущими в одной группе. [2]
Ещё одним подтверждением гипотезы стали китайские браки «симпуа» (при таком типе брака семья берёт к себе маленькую девочку, чтобы потом она стала женой их сына). Группа учёных в 1980 году выяснила, что дети, растущие в таких условиях, позже испытывают ненависть и отвращение к идее брака или интимной близости друг с другом. [3]

Похожая ситуация наблюдается и у приматов: Ф. Муррей и И. Смит отмечают, что в группе бурых макак отсутствуют спаривания между братьями и сёстрами. Предполагается, что тесные контакты между особями в период их социального развития подавляют половое влечение между ними уже во взрослом состоянии.
Также известны случаи, например, у японских макак, когда отец проявлял постоянную заботу о дочери до её четырёхлетнего возраста, затем их дружелюбные контакты продолжались, но отец и дочь никогда не выбирали друг друга в качестве сексуальных партнеров. По-видимому, это тоже происходит из-за тесного контакта на протяжении периода социального развития дочери. [4]

О благочестии древних египтян.

"Слово Маат (женского рода) передаёт идею разумного порядка, управляющего всем и охватывающего мир людей, вещей, природы и космических явлений, или, говоря иными словами, идею смысла творения. Отклонение от первоначально задуманного смысла обнаруживает себя в феномене «изъяна», по-египетски Исефет. Болезнь, смерть, бедность, несправедливость, ложь, разбой, насилие, война, вражда — всё это изъяны мира, который, вследствие утери первоначальной полноты смысла, впал в состояние беспорядка.

Египтянин, если воспользоваться словами Мирча Элиаде, сказанными в отношении архаического человека, «лишь с трудом переносил историю». Он видел действительность не как совокупность заурядных или экстраординарных событий и данностей, но как Маат — первозданную полноту смысла, проявляющуюся в изобилии и справедливости. Все его силы были направлены на то, чтобы, оценивая мир в обратной исторической перспективе, обрести изначальную полноту смысла и воплотить её в действие.

Такого рода действие считалось прерогативой царя. Вообще царь обладал монополией на всякое действие, но частично делегировал эти свои всеобъемлющие полномочия другим лицам, жрецам и чиновникам, — в итоге практически всё население Египта так или иначе вносило свой вклад в общее дело претворения Маат в действительность", - пишет Ян Ассман в своей монографии "Египет: теология и благочестие ранней цивилизации" (М: Присцельс, 1999. С. 19-20).

Кажется, теперь я начинаю понимать, почему древние египтяне "возились" с крокодилами. Просто они "претворяли Маат в действительность". При изначальном разумном порядке не было насилия, а значит и крокодилы не разрывали на куски плоть своих жертв. Во "время оно" крокодилы были "святыми", и египтяне, по мере своих сил и возможностей, реконструировали это сакральное время.

св. крокодил в Египте

"Поскольку первозданный порядок сакрален, а «полнота» («изобилие») понимается как спасительное благо, усилия царя и его соработников, направленные на восстановление этого порядка, являются религиозной, а не просто рсставрационной деятельностью. Поэтому египетское представление о религии в самом обшем смысле можно выразить формулой «творить Маат»", - говорит далее Ян Ассман.

Вот за это я люблю египтян. "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими", - говорил Иисус Христос. И недаром Геродот утверждал, что «египтяне — самый благочестивый народ на земле».

Для финки главное — родить дочь-наследницу.

Запись от Елена Черноярова, 19 апр в 19:18:

"Спасибо Ольга Ракитянская ❤

"Интересный факт: почти у всех карел молодую жену называли "молодухой" (morzein, переходное состояние между девушкой-невестой и полностью взрослой замужней женщиной) вплоть до рождения первой дочери. Именно дочери: если первым рождался мальчик, это "не считалось", нужно было дождаться именно девочки, чтобы "инициация в женщины" полностью состоялась. А вот если первой рождалась дочь, то мальчика ждать уже было не нужно - женщина и так становилась взрослой замужней, akka.
К вопросу об архаичном финно-угорском эгалитаризме :)"

Матрилинейность детектед. 😁 

такое тоже было до массовой откочёвки в города и слома крестьянско-общинного уклада, то есть до 20-х годов 20-го века примерно. У славян такое было только в тех областях, где за счёт соседства, ассимиляции и смешанных браков было сильное влияние прибалтийских (карело-финны) или поволжских (меря, эрзя, мокша, марийцы) финнов.
 
Деревня Ювалакша (Ювялахти). Скандинавская (шведская, финская) печь, типа как русская только с камельком (открытым очагом). Карелы.

Манданы.

Манданы («люди на берегу»), нумакаки (самоназвание — «люди»), индейский народ группы сиу. В начале XIX века у мандан насчитывалось 13 матрилинейных родов (некоторые из них общие с хидатса). Имелись две категории родов, каждая из них в поселениях составляла дуальную фратрию, наследственный «мирный» вождь поселения принадлежал к одной из них, а выборный военачальник — к другой. Существовала система военных обществ, организованная по возрастному принципу (главное общество — «Бизоны»), женские ритуальные общества и др. Семья в прошлом матрилокальная.

Окипа — церемония инициации молодых манданов. Худ. Джордж Кэтлин (1832)

07 мая 2023

К вопросу о происхождении евреев.

Согласно преданиям, отражённым в Еврейской Библии, евреи являются потомками общего мужского предка, жившего во II тысячелетии до н. э., который первоначально назывался Иаковом, а потом получил новое имя Израиль.

Сергей Петров в своей монографии "Вот б-ги твои, Израиль!" говорит, что "представление о происхождении евреев от общего мужского предка, жившего во II тысячелетии до н. э., опровергается данными современной генетики. Исследование ею Y-хромосомы позволяет установить происхождение по мужской линии любой человеческой популяции в зависимости от распространённых в ней гаплогрупп. Среди современных евреев наиболее распространены переднеазиатские мужские гаплогруппы J1 (ок. 20 %), J2 (ок. 25 %) и E1b1b (ок. 25 %), остаток же приходится на смесь европейских и азиатских гаплогрупп R1a, R1b, G, Q1 и др. Из них коренной семитской является гаплогруппа J1, которая широко распространена у арабов (йемениты — 76 %, саудиты — 64 %), а также преобладает у когенов, считающих себя потомками жрецов Иерусалимского храма (46 %). 

На страже J1

Гаплогруппа J2, по всей видимости, возникла севернее, чем J1, предположительно в восточной Анатолии. Она чаще всего встречается у вайнахов (ингуши — 87 %, чеченцы — 55 %), с меньшей частотой также у других переднеазиатов. Её носителями являются 14 % когенов. Гаплогруппа E происходит с северо-востока Африки. Она отделилась от гаплогруппы J примерно 30–40 тысяч лет назад. J, в свою очередь, разделилась на J1 и J2 позже, но в любом случае за многие тысячи лет до предполагаемого времени жизни патриарха Иакова-Израиля. Из современных евреев на происхождение от общего мужского предка, жившего во II тысячелетии до н. э., могут претендовать лишь считанные проценты".

О происхождении иудейского семисвечника-меноры от символа ханаанейской Богини-матери.

"В 1975–1976 гг., во время израильской оккупации египетского Синая, группа археологов из университета Тель-Авива во главе с Зеевом Мешелем осуществила раскопки в месте под названием Кунтиллет-Аджруд (араб. «Холм колодцев») на северо-востоке Синайского полуострова.

Кунтиллет-Аджруд

В число наиболее примечательных находок из Кунтиллет-Аджруд входят осколки двух больших амфор, сплошь покрытых рисунками и надписями, условно именуемых «амфора А» и «амфора Б».

Изображения на амфоре А

На обратной стороны амфоры А вдоль горла идут фигуры трёх животных, а ниже их расположено изображение цветущего дерева, стоящего на льве и обрамлённого фигурами двух козлов. Оно представляет собой разновидность иконографии Богини-матери, которая была широко распространена в Ханаане и соседних областях с середины бронзового до конца железного века. Иногда эта богиня изображалась в виде обнажённой женщины с цветами или ветвями в руках, иногда — в виде дерева, иногда — в виде символического лобка, либо же различными сочетаниями этих мотивов.

Из угаритских текстов мы знаем, что Богиней-матерью, «родительницей богов» (qnyt ’ilm), в Ханаане считалась Ашера. Это подтверждается и археологическими данными. В развалинах храма позднего бронзового века (1-й половины XII в. до н. э.) города Лахиша в позднейшей Иудее были найдены осколки кувшина с надписью на ханаанейском языке «палеоеврейским» письмом. Начало надписи сохранилось не полностью и вызывает разногласия, но её последнее слово прочитывается чётко — ’lt («Богиня» или «Элат» — женский вариант имени Эла). В угаритских текстах Элат служит в качестве другого имени супруги Эла Ашеры: «Ашера и сыны её, Элат и воинство сородичей её» (’aṯrt wbnh ’ilt wṣbrt ’aryh) (KTU, 1.6.I.40–41) и др.

Изображение на кувшине из Лахиша

На лахишском кувшине слово ’lt находится непосредственно над изображением двух козлов по сторонам от дерева (таким же, как на амфоре А из Кунтиллет-Аджруд), давая понять, что оно обозначает. Заметим попутно, что дерево здесь имеет ствол и шесть ветвей, что, среди прочего, указывает на происхождение позднейшего иудейского семисвечника-меноры от символа ханаанейской Богини-матери". 

(Из монографии Сергея Петрова "Вот б-ги твои, Израиль!") 

Настенные росписи иберийских дольменов.

Расписные плиты некоторых дольменов Португалии с характерными символами:

 

Интересно, соотносятся ли эти треугольники на дольменах Иберии с зигзагообразными линиями на дольменах Западного Кавказа?

Волнистые линии на кавказских дольменах соблазнительно связать с водами — дождевыми, речными или загробными (типа реки Стикс у древних греков). Но треугольники на иберийских дольменах напоминают женские символы.

На нижеприведённом сосуде из Беотии (ок. 720 г. до н. э.) мы видим два треугольника в центре композиции.


По идее, здесь должна находиться Артемида, как на других подобных композициях. Но вместо богини, "хозяйки зверей" (Potnia theron), мы видим символическое изображение. Может быть, треугольники на иберийских дольменах передают идею гроба как подобия материнского чрева?

06 мая 2023

О рогатой матери-оленихе.

"Согласно Б.А. Рыбакову, культ оленя настолько обширен, что обнаруживается в искусстве различных европейских и азиатских народов от каменного века до средневековья, а образ оленихи-прародительницы – отголосок "общей для всех народов стадии мезолитическо-неолитического охотничьего и оленеводческого быта".


У скифов, по мнению Б.Н. Гракова, олень связывался с образом Апи (по сопоставлению с греческой богиней лесных животных Артемидой): "Понятие тотема, предка животного, у первобытных народов – самки, относится к очень древней ступени развития, и только как пережиток далёкого прошлого оно могло сохраниться у саков, находившихся на уровне военной демократии". Относительно скифов автор указывает, что стилизованный олень вряд ли для них тотемическое животное, скорее – символ Апи, покровительством которой хотел бы заручиться обладатель украшения или другого предмета с изображением оленя".

АВТОР: МАДИНА ДАРЧИЕВА, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ОТДЕЛА ФОЛЬКЛОРА И ЛИТЕРАТУРЫ СОИГСИ. Северная Осетия. 2020. №168 (19 сентября).  

Дольмены как святилища.

Дольмен Лакара - это мегалитический памятник, настоящая архитектурная жемчужина эпохи энеолита (3000-4000 лет до н.э.), находящаяся в хорошей сохранности. Он расположен посреди луга, примерно в 25 километрах от Мериды (Испания).

Этот дольмен примечателен тем, что перед самым входом в усыпальницу выстроен "мини-Стоунхендж", каменный круг, кромлех, с площадкой посредине.

Скорее всего, эта площадка была местом для ритуальных собраний, может быть радений или всенощных бдений. Подобные площадки имеются и возле некоторых дольменов на Западном Кавказе.

Ученье — свет, а неучёных — тьма.

Римская фреска с изображением читающей девочки из Помпеи.

"Детей Древнего Рима с семилетнего возраста отдавали в начальную школу, где они обучались трём предметам – чтению, письму и счету. Школьный день начинался рано: с рассветом весной и до рассвета зимой. В полдень мальчишки и девчонки (обучение было совместным) уходили домой поесть и опять возвращались часа на три в школу. Тут они в присутствии учителя готовили свои уроки (всё равно что наша «продленка»). В двенадцать лет курс начальной школы завершался" (Источник). Сразу после окончания школы отец мог выдать замуж свою дочь (Источник).

Слепой Купидон.

Cupid Chastised (detail), Bartolomeo Manfredi, 1613.

Обратите внимание на глаза Купидона. Он ничего не видит.

Кажется, впервые Купидон был представлен слепым в 1215 году в сочинении средневекового немецкого автора Томасина фон Зерклера (Томмазино деи Черкьяри) «Итальянский гость», 1215. Герой комедии Шекспира «Бесплодные усилия любви» Бирон объявляет себя невольным пленником этого "слепого, плаксивого, своенравного мальчика".

Теперь понятно, почему, согласно народной мудрости, «любовь зла – полюбишь и козла». Любовь слепа (лат. — «Amor caecus»), и древние считали верхом безрассудства заключать браки по любви. «Любовь пройдёт – козёл останется». От "козла" потом дети пойдут, - только лишь без рогов и хвостов, а так вылитые чертенята... На голову бедных родителей свалится тысяча проблем, которых могло бы и не быть, если бы негодный мальчишка Купидон не пульнул своей стрелкой в сердце их дочери. 

Я думаю, каждый, окажись он на месте отца, поступил бы с Купидоном таким же образом, всыпав ему по первое число.

Вот, мою кошку коты "брюхатят" каждую весну, и если б я оставлял всех котят, они бы "сожрали" меня, все деньги уходили бы на прокорм кошачьего племени. Но коты не думают о последствиях своей "любви", не "заморачиваются" о судьбе котят. По сути, их "любовь" так же "слепа", как и любовь человеческая. Стрелы слепого Купидона одинаково поражают и котов, и мужиков.

Вчера узнал удивительную новость про одну знакомую женщину. С двумя детьми она развелась с мужем, будучи, очевидно, поражённой стрелкой Купидона, и родила ещё двоих детей от другого мужчины. Тот, видимо, оказался "козлом" из поговорки, потому что теперь она мать-одиночка с четырьмя детьми.