24 июля 2023

Не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься.

Снова про Аттиса. 

Похоже на то, что у мальчика всё было нормально с половыми органами. Хотя он был сильно похож на девчонку, но при этом он ощущал себя парнем, мужчиной. Согласно мифу, Кибела просила его навсегда остаться отроком-девственником. Аттис дал слово богине, однако не сдержал его, увлёкшись нимфой Сагаритидой. 

Nymph trying to escape from a satyr Roman 2nd century CE copy of 2nd or 1st century BCE Greek original found near Tivoli, Italy

То есть, надо полагать, что мальчишка хотел "овладеть" нимфой по-мужски.

В гневе богиня погубила нимфу. А что после этого случилось с Аттисом, про то рассказывает Овидий:

"Острый он камень схватил и тело терзает и мучит,
Длинные пряди волос в грязной влачатся пыли.
Он голосит: "Поделом! Искупаю вину моей кровью!
Пусть погибают мои члены: они мне враги!
Пусть погибают! Вскричал и от бремени пах облегчает,
И не осталося вдруг знаков мужских у него"
(Овидий. Фасты. IV. 237-244. Пер. Ф. Петровского).

Оказывается, вот оно что! Аттис сотворил "достойный плод покаяния"!

В Евангелии рассказывается, как Иоанн «Креститель», обратившись к иудейским книжникам и фарисеям, сказал им: «… сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3:8). Мало одних только слов "бла-бла-бла"; надо делом доказать своё раскаяние.

Мраморный бюст Иоанна Крестителя, 1883. Скульптор Альфред Ленуар
 
Если кто сомневается, что это скульптура Иоанна Крестителя

"Детушки" Матери богов.

Служитель Кибелы именовался «кибебос», как мужская ипостась богини, а её верховный жрец в Пессинунте именовался Аттисом (Polyb. XXI. 20). Аттис было обычным именем этого жреца (Polyb. XXI. 37). В развалинах Пессинунта была найдена обширная переписка пергамских Атталидов с одним из таких Аттисов.

Но вот что удивительно: Аттис обычно изображается в виде ребёнка. Точнее говоря, в виде мальчика, очень похожего на девочку.

Статуэтка Аттиса. Найдена недалеко от г. Эдирне в Турции, в древнем Адрианополое. 2 век, Лувр, Париж.

В связи с этим любопытно взглянуть на слова Лукиана касательно жрецов Кибелы:

"двусмысленная загадка двойственной природы, они не остались тем, кем родились, и не приобрели качеств того пола, в который перешли... Они считаются детьми и одновременно успели стать стариками, даже недолгое время не побыв мужчинами" (Диалог "Amoribus", в русском переводе "Две любви". Пер. С. Ошерова).

Когда ученики спросили Иисуса: кто больше всех в Царстве Небесном, то Он, поставив дитя посреди них, сказал: "Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное…".

Интересно также отметить речевые обороты в "Страдах" Кондратия Селиванова, предводителя русских скопцов:

"Привели меня в Тулу и посадили меня на крепком стуле. И препоясали меня шелковым поясом железным, фунтов в пятнадцать, и приковали меня к обеим стенам, и за шейку, и за ручки, и за ножки*, и хотели меня тут уморить. И было завсегда четыре драгуна на часах; и в другой комнате сидели мои детушки трое, которые на меня доказали, и было сказано поутру сечь их плетьми. Но мне их стало жаль, и я со креста сошёл, и все кандалы с меня свалились, а драгуны в это время все задремали и меня не видели, как я прошёл. И я своих детушек нашёл и говорил им: «Детушки, не бойтесь. Ничего вам не будет, и будете отпущены. А я уж один пойду на страды за всех своих детушек, прославить имя Христово и победить Змия снова, чтоб он на пути не стоял и моих людишек не поедал». И тут меня хватились, и все злые удивились, а иные устрашились, и по всем местам бросились. И нашли меня на дворе; и я по двору гуляю: из желез я ушёл, а со двора не пошёл. Отец Небесный мне не велел, и приказал мне сию чашу пить: мимо меня одной нейтить" (Источник).

Василий Розанов говорит, что Селиванов, по самоощущению, - девушка. Не стану спорить с этим, но добавлю от себя, что, называя своих "братьев" и "сестёр" по вере "детушками", он, очевидно, и сам был большим ребёнком.  

----------------------------------------------------------------------- 

* «Поясок», «ручки», «головка», «шейка», «ножки» — всё это говор какой-то институтки о себе, невольные выражения изнеженной пансионерки... Откуда это?! Не из воспитания, — мужицкого. Это всё из натуры: Селиванов — девушка! вот чего он не знал о себе; и сорвал с себя мужские детородные органы, не только ему совершенно не нужные, но и противоречившие всему его самоощущению, гадкие, противные. См. о «галлах» древности в начале «Людей лунного света». —В. Р.
 

Преданье старины глубокой.

Символом и олицетворением Великой матери Кибелы считали "чёрный камень, упавший с небес", - метеорит. Л. Л. Селиванова говорит, что он он был "в виде фаллоса". 

Ну и вот, в связи с транспортировкой этого камня во время Второй пунической войны из Малой Азии в Рим сохранилось интересное предание. 

По этому преданию, судно, перевозившее камень, в устье Тибра село на мель, и никакими усилиями нельзя было сдвинуть его с места. Жрецы Кибелы заявили, что корабль может сдвинуть только девственница. Ею оказалась Клавдия Квинта, которая с помощью маленького каната (или даже собственного пояса) легко потащила корабль по реке (Plin. NH. VII. 120). Овидий говорит (Fast. IV. 305-328), что эта достойнейшая дева, чей прекрасный облик был под стать её знатному происхождению, слыла порочной: «оскобляли / Сплетни её и во всех мнимых винили грехах, / Ей и наряд, и причёска, какую она меняла, / Были вредны, и язык вечных придир – стариков». 

Бюст римлянки с великолепной причёской, период Флавиев, 69-96 гг. н.э.

Распустив волосы и пав на колени, она зачерпнула воды из реки и трижды окропила голову, взмолясь богине:
«Но коль невинна я, будь мне порукою в том предо всеми:
Чистая, следуй за мной, чистой покорна руке».
Так говоря, за канат она только слегка потянула
(Чудо! Но память о нём даже театр сохранил):
Двинулась Матерь Богов, отвечая движеньем моленью, -
Громкий и радостный крик к звёздам небесным летит.

Говорят, Матерь богов спасла римлян от Ганнибала. Это чудо можно объяснить в соответствии с преданием: раз в Риме остались ещё девственницы, значит там ещё жива добродетель. Ну а добро побеждает зло, как всем известно.
 

23 июля 2023

О ничем не ограниченной свободе бытия.

М. П. Нильссон замечает, что, несмотря на своё имя, Великая Мать была не богиней-матерью в собственном смысле (ибо у неё не было потомства, за исключением дважды бесплодного Аттиса [1], который одновременно был и её возлюбленным), а богиней стихийных сил природы, ничем не ограниченной свободы Бытия

Ну, тогда становятся понятны вольности между полами, например, в ночь на Ивана Купала. Купальские обряды описаны в псковском Послании игумена Памфила: "Зашумит город и возгремят в нём люди эти, охваченные беспутством, грехами постыдными, низким отступничеством от Бога — стучат бубны, поют сопели, гудят струны. Плескание и плясание, тайные знаки головой, непристойные крики и вопли из уст, самые непристойные песни — так угождают бесам жёны и девы, и телом вихляют, и скачут, и выплясывают…". 

Иоганн Бахофен усматривал в такого рода обрядах признаки "первобытного гетеризма", то есть беспорядочных половых отношений, промискуитета. Он приводил, в качестве примера,"самый позорный обычай у вавилонян" (см.: Попытка объяснения "самого позорного обычая у вавилонян") и рассматривал его как пережиток гетеризма. По его мнению, первобытные люди "трахались" когда хотели и с кем хотели, и не было у них никаких "тормозов", ибо такая свобода половых отношений угодна Богине, а затем у них появились "тормоза" в виде законов, ограничивающих сексуальные вольности, и после этого они стали "выкраивать" хотя бы один день в году и вести себя в этот день как в старые добрые времена, дабы угодить Богине.

Однако у меня имеются очень большие сомнения относительно первобытного промискуитета. Дело в том, что мы нигде не наблюдаем такого промискуитета в животной среде. Вот живёт у меня кошка Мурка. Если она ходит "порожняя", то появляются соседские коты, чтобы "обрюхатить" её. Начинаются традиционные кошачьи вопли дурными голосами и драки (на самом деле, у животных нет никакой свободы и все их действия ритуализированы в самой высшей степени), а потом коты убираются восвояси, как только кошка становится беременной. И тут возникает вполне закономерный вопрос: если Богиня именуется Хозяйкой зверей (Potnia Theron), то почему же животные не пользуются ничем не ограниченной свободой Бытия, которую дарует всем тварям Богиня? 

Человек может вести себя таким образом, он может "трахать" всех без разбору, - и беременных, и близких родственников, и детей... Но такое поведение называется "беспределом", и нигде, ни в одном первобытном обществе оно не зафиксировано. Отдельные члены общества могут себя так вести, но целое общество вести себя так не может. Я только вчера смотрел на YouTube документальный фильм про "ночных бабочек" на улицах Боготы, столицы Колумбии. Да, их там много, но далеко не все женщины Колумбии — проститутки. Легко можно представить себе, что произошло бы, если бы все женщины Колумбии - от мала до велика - стали бы вести себя как "ночные бабочки". Катастрофа и вырождение общества буквально за одно поколение неминуемы.

Скорее всего, - да, Великую Мать можно рассматривать как богиню ничем не ограниченной свободы Бытия. Но, здесь сразу же надо признать, что сия свобода — страшна и ужасна! Как, например, ужасен голгофский крест распятия Иисуса Христа. 

Боги говном не питаются.

Почему я выступаю против трактовки жертвоприношения как акта "умилостивления" божества [1]? Да потому что из такой трактовки прямо следует, что миром правит Сатана. 

Антихрист. Фреска 1350 г. итальянского мастера Витале из Болоньи в монастырском храме Св. Марии Бенедиктинского аббатства Помпоза (Эмилия-Романья).

Примерно вот такой Антихрист, пожирающий людишек. И он, допустим, каждый день жрёт по тысяче человек. Такие у него сатанинские аппетиты. 

Какова же при этом стратегия спасения от пасти сатанинской? Надо стать слугой дьявола и подкидывать ему в пасть других людей. Тогда до тебя очередь никогда не дойдёт.

Нечего и говорить, что это чистой воды сатанизм.

Если уж и говорить о "пище богов", то следует вспомнить про амброзию у богов на Олимпе. В индуистской мифологии амброзии соответствует амрита.

------------------------------------------------------------------------

[1] Один из многочисленных примеров подобной трактовки: "В древние времена, когда наступал голод — вследствие каких-либо природных катаклизмов: град уничтожал урожай, или происходил падёж скота в результате эпидемии, — люди приносили в жертву волов и другой  рогатый  скот.  Они  верили  в  то,  что  все  эти несчастья посылает им разгневанный бог. Чтобы умилостивить это гневное божество, они приносили ему жертвы, проливая кровь животных, поскольку верили, что таким образом завоюют его доброе расположение.  Смысл  подобных  действий  был  таков:  необходимо отказаться  от  чего-то  близкого  и  дорогого этим  людям,  чтобы  получить  то, что  им  было  нужно.  Эти  старозаветные,  дремучие  предрассудки превалируют  и  по  сей  день.  Английское  правительство предпринимало  поистине  героические  усилия,  чтобы  уничтожить  их  во  всех  уголках  своей империи. Первобытные  люди  приносили  в  жертву  даже  собственных  детей  —  сыновей  и  дочерей,  —  чтобы  задобрить  своих  богов" (Источник).

Приап: один как перст.

Вот интересно: Приап, который, по словам Лукиана (Разговоры богов. 23), "до такой степени мужчина, что даже неприлично", бесплоден. О его потомстве ничего не известно.

a figure of Priapus from Roman Egypt. ca. 2nd Century AD.

 Кстати, у него была эпиклеса Трифалл ("С тремя фаллосами").

Roman tintinnabulum in the shape of phallus, 1st century AD, from Sesamón, Burgos.

Может потому Приап бездетен, что на таком большом хую удобно только в рай въезжать, а для нормального секса он совсем не пригоден?

Баубо (2).

(в продолжение записи "Баубо")

Возможно, Баубо имеет много общего с доисторическими "венерами".

Терракотовая статуэтка женщины-вульвы, известная как Баубо, 4-й век н. э.

Традиция изображать женское божество в виде обнажённой женщины с подчёркнутыми признаками пола восходит к эпохе верхнего палеолита.

Неолитическая статуэтка "Богиня рыжих волос", терракота, старчевская культура. ок. 6300 - 5500 гг. до н.э.

Правда, у Баубо отсутствуют детопитающие сосцы, что перечёркивает идею "богинь плодородия". Но я не фанат этой идеи.

22 июля 2023

Провозвестие Аттиса.

Один из эпитетов Аттиса — "Сжатый зелёный (жёлтый) колос".

Бронзовая статуэтка Аттиса из Салоников, Лувр

Очевидно, в связи с этим находится кульминационный эпизод в телестерии Элевсинских мистерий. Римский епископ Ипполит сообщает, что кульминация Элевсинских мистерий состояла в демонстрации пшеничного колоса. Вальтер Отто говорит о чуде, происходившем во время Элевсинских мистерий. "Пшеничный колос, растущий и зреющий со сверхъестественной быстротой, является такой же неотъемлемой частью таинств Деметры, как виноградная лоза, вырастающая за несколько часов во время дионисийского пира" (The Homeric Gods, стр. 25).

К этому надо добавить, что историю божественных страданий Аттиса, его смерти и воскресения понимали как нанесение серпом ран растению, хранение зерна в закромах, последующий сев и новое рождение в виде колоса. 

Удивительно, но Иисус Христос тоже говорит о скопцах и о зерне. "Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сами себя сделали скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит". “Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода”.

Понятно, что здесь, в зерне, в семени, находится средоточие и языческой, и христианской мистики. Тут всё примерно так, как говорил Владимир Соловьёв о любви: "И ад, и земля, и небо с особым участием следят за человеком в ту пору, когда в него вселяется Эрос. Каждой стороне желательно для своего дела использовать тот избыток душевных и физических сил, который открывается тем временем в человеке. Без сомнения, это есть самый важный срединный пункт нашей жизни".

Тут кстати и гирлянды из бычьих яиц (см.: К вопросу о "грудях" Артемиды Эфесской). Кажется, стоящая за этим идея выглядит примерно так: трансформация (или преображение) возможна лишь тогда, когда есть мужская сила в яйцах, когда "колос" ещё молодой и зелёный.

Интересно, насколько эти средиземноморские таинства сопряжены с даосской внутренней алхимией? "Зародыш [бессмертного тела] должен вызреть в нижнем даньтяне. <...> Утробное дыхание — дыхание животом, необходимо для созревания зародыша. Когда зародыш вырастает, адепт перемещает себя в зародыш, и вылетает через макушку, а сам «избавляется от трупа». Это последний акт полного обновления себя и создания бессмертного тела" (Источник).

К описанию национального психотипа русского народа.

"Фригийская Мать богов занимала важное место в пантеоне почти всех понтийских полисов. Её изображения находили в Ольвии, Херсонесе и городах Боспора с архаики до первых веков нашей эры включительно. Это было самое популярное малоазийское божество, в Ольвии вытеснявшее даже богиню земледелия Деметру", - сообщает Л. Л. Селиванова в статье "Самооскопление во славу богини".

Понтийское царство выделено пурпурным цветом.

Ко времени крещения князя Владимира в Херсонесе Таврическом там, конечно, уже не было идолов и статуй Кибелы, однако мы же знаем, что духовные влияния не исчезают одномоментно.

Три года назад я задавался вопросом: почему первые храмы Руси посвящены Софии? Может быть, строили их не на пустом месте, а на местах поклонения какой-то древнеславянской богине?

Во всяком случае, невозможно отрицать духовный импульс с юга, со стороны Анатолии, который происходил на протяжении многих веков. Сначала это было влияние языческой Матери богов, а затем — христианской Богородицы. Такие влияния не проходят бесследно.  

Древнеримское "хлыстовство".

Кто хорошо осведомлён в том, что собой представляет русское христоверие ("хлыстовство"), не может не поразиться обилию аллюзий в нижеприведённом стихотворении Катулла.

Тут, конечно, надо отдать дань глубокого уважения этому древнеримскому гению, который в свои молодые годы так глубоко и проникновенно понимал культ Кибелы.

"По морям промчался Аттис на летучем, лёгком челне,
Поспешил проворным бегом в ту ли глушь фригийских лесов,
В те ли дебри рощ дремучих, ко святым богини местам.
Подстрекаем буйной страстью, накатившей яростью пьян,
Оскопил он острым камнем молодое тело своё.
И себя почуял лёгким, ощутив безмужнюю плоть,
Окропляя тёплой кровью кремнистый выжженный луг.
Он взмахнул в руке девичьей полнозвучный гулкий тимпан.
Это твой тимпан, Кибела, твой святой, о матерь, тимпан!
В кожу бычью впились пальцы. Под ладонью бубен запел.
Завопив, к друзьям послушным исступлённый голос воззвал:
«В горы, Галлы! В лес Кибелы! В дебри рощ спешите толпой!
В горы, Галлы, Диндимены госпожи покорная тварь!

Презирая дар Венеры, оскопили вы свою плоть.
Веселитесь, быстро мчитесь, пусть взыграет сердце в груди!
Порадейте в честь богини! Поспешите, Галлы, за мной!
"

(Перевод А. И. Пиотровского)

Здесь и "корабль" христоверов, плывущий по волнам житейского "моря", и "проворный бег" радеющих, и духовное опьянение ("Благодать Св. Духа, - говорили христоверы, - напояет нас как бы пивом; от сего благодатного пива сердца наши исполняются веселием Духа Святого, и мы, будучи упоены Св. Духом, как пьяные, приходим в радостное и святое исступление"), и оскопление (скопчество, как массовое явление, произошло из "хлыстовства"), и особая "лёгкость" в теле (по наблюдениям самих "людей Божиих", ощущение лёгкости и восторженной радости есть следствие их долгих постов. "Раз, когда я выдержал пятидневный пост, - говорил один христовер, - мне далась такая лёгкость, что и я плясал"), и девичья натура Кондратия Селиванова, предводителя русских скопцов...

Но имеются параллели и с культом Диониса, что указывает на сходство Аттиса и Диониса.

20 июля 2023

Теократия у горцев Восточной Грузии.

Любовь Т. Соловьёва в статье "Институт оракулов-прорицателей кадаги у горцев Восточной Грузии" рассказывает про грузинских "избранников духов".

"В горных регионах Восточной Грузии, особенно в Хевсурети, термином кадаги обозначали человека, который, согласно народным представлениям, был специфическим образом избран божеством из числа представителей своего сакмо (так называлось локальное сообщество, члены которого поклонялись местному святилищу и считались его кма [1]). Главной обязанностью кадаги было осуществление связи, взаимодействия между божеством и его подданными (т. е. сакмо) и сообщение людям воли божества. Следует отметить, что в Хевсурети роль кадаги среди служителей святилища была довольно значительной, кадаги (ими могли быть как мужчина, так и женщина) пользовался большим авторитетом".

Далее следует очень интересный пассаж, который заставляет вспомнить птицеголовых богинь эпохи неолита,

Терракотовая статуя женской фигуры с птичьим лицом и проколотыми ушами, держащей ребенка - Энкоми, Кипр - 1450-1200 до н. э. - Британский музей, Лондон

и древнеславянскую вещую птицу Гамаюн...

"В [священном] «языке джвари» термину кадаги соответствует слово «кандара». В обыденном языке словом кандара называется наклонённое горизонтально дерево, или палка, перекладина, на которую что-то вешают или на которую усаживается домашняя птица (т. е. насест). Явление божества и его «усаживание» на «меене» можно сравнить с тем, как домашняя птица усаживается на насест-кандара, тем более что божество-хати в большинстве случаев являлось простым смертным в образе птицы".

Затем следует описание "шаманской болезни":

"По народным представлениям, человек не мог стать «кадаги» по собственному желанию, от него это не зависело: только само божество имело право выбрать себе оракула. <...> Факт подобного избрания именовался «дачера» (от груз. «держать», «поймать», «схватить»); соответственно, «избранного», «схваченного» именовали «дачерили». Об «избрании» божество извещало человека определёнными симптомами, каким-то заболеванием неизвестного происхождения. Обычно это было какое-то психическое или нервное заболевание: у человека менялся характер, начинала болеть голова, его мучали сердечные боли, он без какой-либо видимой причины плакал, время от времени терял сознание.

Как правило, божество «намечало» своего будущего оракула ещё в детском возрасте, что выражалось в виде различных заболеваний (главным образом нервных). До 15–20 лет проявления признаков этого были довольно слабыми, но с указанного возраста болезнь обострялась. Считалось, что с этого возраста божество начинало «обучать» своего избранника, сообщать о своих пожеланиях и требованиях; божество являлось ему во сне, в виде галлюцинаций, различных видений. Когда претендент на роль кадаги становился зрелым умственно и физически, достигал совершеннолетия, когда уже мог прислуживать в святилище, божество постепенно начинало настаивать на том, чтобы тот стал его «меэне»/«кадаги». Если «избранник» («дачерили») не хотел подчиниться требованию божества, сопротивлялся, просил освободить его от служения, то это шло ему во вред, здоровье его резко ухудшалось: он начинал кричать, плакать, божество могло даже свести его с ума, он мог броситься в реку, попытаться покончить с собой [2]. Божество являлось «избраннику» и во сне, и наяву. В этот период (он назывался «габушоба» – «сумасшествие») избранник, как правило, оставался неженатым: считалось, что «божество мешает ему вступить в брак». Запреты на сексуальную жизнь существовали как для мужчин, так и для женщин.

Когда «избранный» переставал противиться воле божества, соглашаясь служить ему всю свою жизнь как кадаги, болезнь начинала ослабевать. После наступления совершеннолетия наступал момент, когда на одном из праздников (обычно на Новый год) претендент на роль кадаги впадал в транс и начинал пророчествовать. <...> В Хевсурети совершеннолетними становились довольно рано – в 15–16 лет, на этот период приходилось и половое созревание, и неслучайно именно в это время происходила окончательная и решающая «встреча» избранника («дачерили») и избравшего его божества.

Некоторые исследователи отмечали, что в роли «кадаги» обычно выступали лица, имевшие «невропатическую конституцию», которые легко впадали в экстаз. <...> Как правило, первое пророчество, первое достижение состояния транса (это называлось «гакадагеба» – «превращение в кадаги», «энас гамотана» – «отверзать уста» [3], от груз. эна – «язык», гамотана – «выносить») мужчины-«кадаги» происходило на дворе святилища во время какого-нибудь большого праздника: Новый год, Амаглеба – Вознесение, Атенгеноба; для женщин-«кадаги» время и место этого события не было столь чётко определено".

Маразм абсолютизма.

Джеймс Скотт показывает, как работала система налогообложения в абсолютистской Франции XVII в. 

"Косвенные налоги — акцизы на соль и табак, пошлины, продажа лицензий, тоговля чинами и титулами — были излюбленными формами налогообложения; ими было легко управлять, они требовали немного (или вовсе не требовали) информации о владении землёй и доходе от неё. Освобождение от налогов дворянства и духовенства подразумевало, что большая часть земельной собственности вообще не облагалась налогами, бремя которых перекладывалось на состоятельных горожан, фермеров и крестьян. Общинная земля, хотя и была жизненно важным ресурсом для сельской бедноты, тоже не приносила никаких доходов.

Любому исследователю абсолютистского налогообложения бросается в глаза, сколь безумно изменчиво и несистематично оно было. Джеймс Коллинс обнаружил, что главный прямой земельный налог, taille, часто не платился вообще, никакое сообщество не отдавало больше трети того, что с него причиталось. В результате государство обычно полагалось на исключительные меры, чтобы восполнить нехватки дохода или оплатить новые расходы, особенно на военные кампании. Корона взыскивала «принудительные ссуды» в виде ренты и платы за отчуждение прав (rentes, droits alienes) в обмен на обязательства, которые она могла выполнить, а могла и не выполнять; она продавала должности и титулы (venalites d ’offices); она облагала налогами печи (fouages extraordinaires); и, что самое скверное, определяла войска на постой непосредственно в населённых пунктах, тем самым часто разрушая целые города. Постой войск как обычный способ финансового наказания соотносится с современными формами систематического налогообложения, как арест и четвертование потенциальных врагов короля (так поразительно описанные Мишелем Фуко в начале книги «Надзирать и карать») — с современными формами систематической изоляции преступников".

Какой удивительный маразм! У французского короля дворяне и духовенство имели львиную долю земельной собственности, и при этом не платили налоги, но с предпринимателей и фермеров драли три шкуры. И как при таком маразме не быть революции?! Она и случилась в 1789 году. Как говорится, терпение народа не безгранично. 

На примере абсолютистской Франции хорошо видно, что собой представляет государство. Это корпорация (или "междусобойчик") нобилей, часто при этом состоящих в близкородственных связях. Неразрешимая дилемма заключается в том, что корпорация всё время расширяется (за счёт, например, многочисленных любовниц нобилей и их детей, которых тоже надо пристроить где-нибудь на "тёплом месте"), однако "кормовая база" корпорации не безгранична.


19 июля 2023

Крах "научного лесоводства" в Германии.

Джеймс Скотт в своей монографии "Благими намерениями государства. Почему и как проваливались проекты улучшения условий человеческой жизни" (М.: Университетская книга, 2005) рассматривает т. наз. "научное лесоводство", которое зародилось в Германии.

"Научное лесоводство, применённое впервые примерно в 1765—1800 гг. главным образом в Пруссии и Саксонии, постепенно стало основой управления лесами во Франции, Англии, Соединённых Штатах и странах третьего мира".

«Идея фикс» научного лесоводства заключалась в том, чтобы создать "удобный" лес для лесопромышленников, - 

"путём продуманных посевов, посадок и вырубок создать лес, обеспечивавший государственным лесничим удобство и простоту подсчёта, обмера, оценки и управления. <...> С этой целью расчищали подлесок, уменьшали число видов деревьев (часто до одной культуры) и производили посадки — одновременно на больших участках и прямыми рядами. <...> Налицо было стремление к армейскому порядку — в полном смысле этих слов. В лесу деревья должны были стоять параллельными, однородными рядами, удобными для обмера, подсчёта, вырубки и заменены на новые ряды, составленные из таких же «призывников». Как и армия, лес управлялся иерархически — сверху, он предназначался для выполнения одной-единственной задачи и находился в распоряжении единственного командующего".

Поначалу всё шло хорошо; в краткосрочной перспективе этот эксперимент по радикальному упрощению леса, превращению его в машину для производства единственного товара имел полный успех. Но затем наступила "смерть леса" (Waldsterben).

"Был нарушен исключительно сложный процесс, включающий строение почвы, питание и симбиоз грибов, насекомых, млекопитающих и флоры (некоторые из них и сейчас ещё не полностью поняты), что имело весьма серьёзные последствия. И все эти последствия имеют, по большому счёту, одну причину — радикальную простоту научного леса".

"Пристрастие немецкого лесоводства к формальному порядку и лёгкости доступа к управлению и вывозу леса влекло за собой уничтожение подлеска, бурелома и сухостоя (вертикально стоящих мёртвых деревьев), чрезвычайно сокращая разнообразие насекомых, млекопитающих и птиц, чья жизнедеятельность столь необходима для процессов формирования почвы. Отсутствие лесной подстилки и древесной биомассы на новом уровне леса выявлено теперь как главный фактор, ведущий к истончённой и менее питательной почве. Леса одного возраста и разновидности не только уменьшают разнообразие среды обитания, но и более уязвимы для массивного штормового лесоповала. Сама однородность вида и его возраста среди, скажем, норвежской ели способна обеспечить благоприятную среду обитания для соответствующих вредителей, популяции которых могут вырасти до эпидемических размеров, приводя к большой затрате удобрений, инсектицидов, фунгицидов и родентицидов. Очевидно, первая ротация норвежской ели выросла так хорошо в значительной степени благодаря питательным веществам, долго накапливавшимся в почве прежнего естественного леса. Как только это плодородие было исчерпано, началось резкое снижение роста".

Дж. Скотт говорит, что "научное лесоводство" было на самом деле финансово-коммерческим лесоводством, и вся "наука" сводилась к тому, как получать от леса максимальную прибыль. 

"Терминология, применяемая в попытках упорядочения природы, неизменно выдаёт истинные намерения авторов этих попыток. Действительно, заменив слово «природа» термином «природные ресурсы», утилитарист фокусирует внимание лишь на тех аспектах окружающего мира, которые можно приспособить и использовать для нужд человека. Следуя этой логике, из целостного мира природы выделяют определённые виды флоры и фауны, имеющие утилитарную ценность (т.е. пользующиеся спросом на рынке), что служит основанием для пересмотра классификации других видов, конкурирующих с первыми, питающихся ими или иным образом уменьшающих «сборы» утилитарно ценных видов. Так используемые человеком растения становятся «урожайными культурами», сопутствующие им и конкурирующие с ними растения — «сорняками», а питающиеся ими насекомые — «вредителями». Так ценимые человеком деревья становятся «древесиной», а конкурирующие с ними виды — «бросовым» лесом или «подлеском». То же и с фауной: высокоценимые человеком животные становятся «дичью» или «домашним скотом», а конкурирующие с ними или питающиеся ими — «хищниками» и «вредителями»".

17 июля 2023

"Вот такая загогулина, понимашь..."

"Тот — в первую очередь, бог письменности и счёта, покровитель писцов и (что то же самое) чиновников" (Ян Ассман).

Лицо статуи древнеегипетского жреца Каапера.

Вот ещё одно свидетельство того, что письменность и государственность, как двуликий Янус, представляют собой два модуса существования патриархата.

Для чего нужна письменность? В. И. Ленин (государственник до мозга костей) разъясняет:

«Учёт и контроль — вот главное, что требуется для «налажения», для правильного функционирования первой фазы коммунистического общества» [1].

Стало быть, на Крите всё же были чиновники? Ведь там нашли таблички с линейным письмом А. Ну и, кроме того, там же нашли и печати с иероглифами.

Cretan hieroglyphic seals


Блин... Моя концепция о матриархальной крито-минойской цивилизации дала глубокую трещину... Не представляю я себе матриархата с чиновниками. Это несовместимо (по крайней мере, в моей голове). Пичалька...

-------------------------------------------------------------------------------------

[1] "Разве не великое удовлетворение для короля — знать в любой момент каждого года число его подданных, общее и по областям, со всем достатком, богатством и бедностью каждого места; [число] его дворян и священнослужителей всех видов, монахов, католиков и тех, кто придерживается другой религии, размещённых по месту их жительства?...[Разве это не] полезное и необходимое удовольствие для него — быть способным в собственной канцелярии рассматривать во всякое время настоящее и прошлое состояние огромного царства, которое он возглавляет, и быть способным самому знать достоверно, в чём состоит его великолепие, его богатство и сила?"
Маркиз Вобан при предложении Людовику XIV ежегодной переписи в 1686 году.
 

Боги как союзники людей в противостоянии хаосу на Земле.

Судя по всему, жизнь во Вселенной, на своём примитивно-элементарном уровне, неистребима и бессмертна. Тараканы, говорят, с лёгкостью необычайной переносят радиацию. Некоторым микробам не страшна даже самая сильная радиация. А самый устойчивый к радиации организм — бактерия Deinococcus radiodurans. Даже доза, которая в тысячу раз превышает смертельную для человека, не причинит ей особого вреда. Я где-то читал, что есть такие бактерии, которые могут жить в кипятке гейзеров, и даже в серной кислоте.

Да что там говорить, - жизнь кипит и бурлит в выгребной яме под деревенским сортиром! Только эта жизнь в говне — не для человека. Человеку для нормальной жизнедеятельности необходимы особые условия, чтобы всё было чистое, - вода, воздух, земля, пища. 

И вот, ещё в древности люди заметили, что чистота в природе вовсе не обязательна и вовсе не гарантирована людям. Чистое может исчезнуть, и на его месте может оказаться грязное. 

Следовательно, люди заинтересованы в том, чтобы сохранять природу в чистоте и не допускать загрязнения.

Кристaльно чистая вoда. Пляж Баунти

Равным образом, функция культа состоит в том, чтобы помогать добру и отражать зло. И здесь, в этой точке, между "язычеством" и "человечностью" можно поставить знак равенства. 

Язычество можно определить как сожительство людей и богов на Земле. 

Земля опустошена,
Солнце не восходит,
Луна отсутствует — её больше нет.
Океан колеблется, Земля перевернулась,
Река уже не судоходна.
Весь мир плачет и стенает,
боги и богини, люди, просветлённые духи и умершие,
козы и коровы — все рыдают в голос...

"Пир на весь мир" в Халлан Чеми.

MICHAEL ROSENBERG и RICHARD W. REDDING в статье "Hallan Çemi and Early Village Organization in Eastern Anatolia" рассказывают про Халлан-Чеми (Hallan Çemi), протонеолитическую стоянку в предгорьях Тавра в восточной Анатолии.

Халлан Чеми - старейшая деревня, известная на сегодняшний день в Восточной Анатолии. Место раскопок представляет собой остатки по существу осёдлого общества охотников-собирателей, хотя и стоявшего на пороге одомашнивания животных, которое населяло верховья Тигра к концу одиннадцатого тысячелетия до нашей эры.

Экономика обитателей этого места была основана в основном на охоте и собирательстве. Миндаль, фисташки и бобовые, по-видимому, были наиболее интенсивно используемыми ресурсами дикорастущих растений. Дикие овцы и олени были наиболее интенсивно используемыми животными ресурсами, составляющими ок. 36% и 27%, соответственно, останков млекопитающих в фаунистическом сообществе. Останки овец/коз в совокупности составляют около 43% костей млекопитающих. Среди тех типов костей, по которым можно определить разницу между овцами и козами, овцы численно превосходят коз примерно в соотношении 6:1. Свинья была значительно меньшим компонентом их мясного рациона, составляя лишь около 12% останков млекопитающих. Однако обитатели участка в некоторой степени занимались свиноводством, по крайней мере, на последнем уровне застройки.

Можно с большой долей уверенности предполагать, что рацион питания осёдлых обитателей Халлан Чеми - вчерашних охотников-собирателей - мало чем отличался от питания тех охотников-собирателей, которые вели мобильный, бродячий образ жизни. Я много раз задавался вопросом: зачем охотникам рисковать жизнью, пытаясь "завалить" мамонта, если вокруг полно мелкой дичи? Кажется, протонеолитические обитатели Халлан Чеми думали так же, как и я.

Полный череп зубра (без нижней челюсти) был найден в полуподземном сооружении; по-видимому, он когда-то висел на его северной стене, обращённый к входу. Помимо этого черепа, останки крупного рогатого скота отсутствуют среди останков фауны, а это означает, что крупный рогатый скот очень редко использовали в качестве пищевого животного, если вообще когда-либо использовали.

Можно предположить, что быки и коровы были священными животными, на которых охота была запрещена. Ну, или, как я сказал, охотились на тех животных, на которых легче и проще охотиться. На козлов гораздо труднее охотиться, чем на овец. А на диких туров охотиться труднее, чем на козлов.

Есть достаточно веские доказательства существования общественных зданий, и, по-видимому, таких зданий было два в Халлан Чеми. Таким образом, вполне возможно одновременное существование двух наддомовых групп, несмотря на относительно небольшой размер сообщества. Это отличается от аналогичного случая в PPNB Beidha и другого объекта эпохи PPNB в восточной Анатолии - Невали Чори, - в обоих из которых одновременно используется только одно общественное здание.

На раскопках найдено значительное количество каменных чаш, которые  украшены мотивами, имевшими символическое значение, в силу их повторяемости.