![]() |
Йозеф Торак. Памятник труду. |
![]() |
Сизифов труд |
Исследование матриархата - самой продолжительной эпохи в истории человечества.
Е. И. Кычанов и Л. С. Савицкий в очерке истории Тибета и его культуры "Люди и боги Страны снегов" говорят, что в средневековом Тибете преступников не содержали в тюрьмах, и тюрем там вообще не было. "Тюремное заключение как самостоятельная мера наказания не применялось. Как правило, преступник содержался в тюрьме лишь при разбирательстве дела, при этом его обычно не кормили и он жил подаянием и тем, что ему могли передать родственники". Уличённый в краже вор должен был вернуть то, что своровал; если вор не в состоянии был возместить стоимость украденного, он должен был отработать её". Более серьёзные преступления карались битьём плетьми, отсечением рук, ног, отрезанием языка, ослеплением на один или оба глаза. "Даже обычное наказание плетьми могло причинить серьёзные телесные повреждения. Если преступник приговаривался к отсечению рук или ног, родственники его стояли наготове с горшками кипящего масла, в которые сразу же опускали культю, чтобы столь крутой и мучительной мерой остановить кровотечение и дезинфецировать рану. В противном случае преступник мог умереть от потери крови или гангрены".
И вот самое интересное: "Обычно искалеченные преступники пополняли ряды нищих, «трупных ястребов» — рочжаба. Толпы таких нищих веками бродили по стране, сколачивая весьма агрессивные банды, которые вопреки своему названию, по меткому выражению Сарат Чандра Даса, «охотились на живых». Встреча с ними, особенно в уединённом месте, не сулила ничего хорошего".
Хм... А как же калики перехожие на Руси?!
![]() |
калики |
Интересно отметить, что древнейшие языческие "священные рощи" продолжили жить в буддизме.
"Охотники, как и рыбаки, по религиозным причинам считались людьми, покушавшимися на живое, а потому людьми одной категории с теми, кто не верит в Будду, т. е. людьми второго сорта. При монастырях и святых местах существовало много заповедных парков. Убийство животных в этих святых местах жестоко каралось: смертью, отсечением руки или ноги, ослеплением на один или даже на два глаза", - сообщают Е. И. Кычанов и Л. С. Савицкий в очерке истории Тибета и его культуры "Люди и боги Страны снегов".
В данном отношении буддизм смотрится более симпатично нежели христианство, которое вообще никак не заботится о флоре и фауне.
"Не была почётной в Тибете и профессия кузнеца. Кузнец делает орудия убийства, и поэтому наряду с теми, кто убивает, эта профессия находилась в конце списка профессий ремесленников по их почитаемости. На первом месте были живописцы и медики — они создавали образы богов, затем шли ювелиры, ковровщики, плотники, каменщики и т. д. И наконец, кузнецы и мясники".
"Полиандрия известна и у земледельцев, и у кочевников по всему Тибету, кроме Амдо. Обычно чаще всего имела место «братская полиандрия», когда несколько братьев имели одну жену. В таких случаях жена выполняла свои супружеские обязанности с каждым из братьев по очереди, которая велась очень строго [Козлов П. К. По Монголии и Тибету, СПб., 1913. С. 168]. Один из братьев выставлял свою обувь у дверей спальни, чтобы другие братья могли знать о том, что он в данный момент находится с женой. Но одна женщина могла быть женой нескольких мужчин и не состоявших в родстве. Это было возможно тогда, когда женщина, будучи женой одного мужчины, добивалась его позволения быть женой и других, или же когда несколько друзей объявляли себя спунзла — братьями-кузенами, связанными клятвой, и брали себе на всех одну жену. Когда одну жену брали братья, то только старший брат выбирал женщину, и только один раз совершался брачный обряд, а остальные братья лишь фактически становились мужьями жены старшего брата и образовывали группу, которую представлял старший брат. Важно отметить, что и дети от такого брака не считались общими, а только старшего брата, который один рассматривался в качестве их подлинного отца. Только старший брат имел право на развод с женой, хотя для этого и требовалось согласие всех братьев. Любой младший брат мог взять себе свою жену, если он выделялся из семьи со своей землёй, домом и женой. В этом случае он терял право на жену старшего брата и на имущество своей прежней семьи. Иногда младший из братьев мог иметь жену на стороне, так называемую «тайную жену». Эта жена стояла вне семьи мужа и, даже если у неё были дети, не получала какой-либо помощи. Землёй и имуществом владела семья. Группа братьев делила одну жену, дом, землю, но их коллективная собственность была как бы сконцентрирована в личности старшего брата. Вся собственность любой тибетской семьи была нераздельной её собственностью, представленной при любой форме брака её главой.
Известна ещё одна форма полиандрии, когда к нескольким братьям с их согласия и с согласия их жены присоединялся посторонний мужчина, не состоявший в родстве с братьями. Делалось это в тех случаях, когда в семье не было детей и с помощью такой меры семья надеялась получить наследника. Если ребёнок рождался, то он считался ребёнком старшего брата. Если в большой неразделённой семье жили вместе женатые сыновья и племянники с родителями и дядьями, то бывали случаи, «когда дядя или отец мужа предъявляли права на его жену. В высших кругах признаются, как общее правило, супружеские права отца» [Мак-Говерн В. Переодетым в Лхасу, М.—Л., 1929. С. 123]. (Цит. по: Е. И. Кычанов, Л. С. Савицкий. Люди и боги Страны снегов. Очерк истории Тибета и его культуры. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1975. С. 128.)
Время правления цэнпо Трисонг Децэна было периодом наивысшего расцвета и могущества древнего Тибета. У Трисонг Децэна было несколько сыновей. Старший из них, Мутри-цэнпо, умер ещё молодым, и трон наследовал его брат Мунэ-цэнпо. Время его правления точно до сих пор не установлено — называют 797-799 или 797-804 гг. В эти годы Мунэ-цэнпо пытался осуществить утопическую идею равенства имуществ. Будучи приверженцем нового учения — буддизма, он не мог не понимать, что жизнь в роскоши одних и нищета других не согласуются с буддийской проповедью, обязывающей монаха носить рясу в заплатах и питаться только подаянием верующих, т. е. жить так, как первые приверженцы Будды. Получив власть, он решил уравнять богатых и бедных и ввести соответствующим образом уравнённое землепользование в стране. «Царь сказал: „Между моими подданными, между людьми не должно быть разделения на богатых и бедных"». Реформу начали проводить в жизнь. Вскоре цэнпо поинтересовался, как идут дела. Преданный сановник ответил ему: «Государь, богатые стали ещё богаче, а бедные ещё беднее!». Мунэ-цэнпо дважды менял план реформ, а результат был всё тем же. «Три раза уравнивал он богатых и бедных, но каждый раз безуспешно. Богатые были, как и прежде, богаты, а бедные, как и прежде, бедны».
Блин, прямо как в современой России, несмотря на 70-летние потуги партии Ленина-Сталина!
Мунэ-цэнпо пригласил из Индии великого проповедника буддизма Падмасамбхаву и спросил его о причине своих неудач.Падмасамбхава ответил: «Условия нашей жизни целиком зависят от наших поступков в нашей прошлой жизни, и ничего нельзя сделать для того, чтобы что-либо изменить!».
Мунэ-цэнпо не успел, очевидно, как следует обдумать ответ вероучителя, как вскоре за свои слишком настойчивые поиски высшей справедливости был отравлен своей же матерью, действовавшей от имени тех, кто еще мог смириться с громкими речами о необходимости равенства имущества, но так и не смог согласиться на реальный раздел его [Тибетская летопись «Светлое зерцало царских родословных». Пер., вступит. статья и комм. Б. И. Кузнецова, Л., 1961. С. 46].
В 804 г. цэнпо стал брат покойного Мунэ-цэнпо Садналег, или Тридэ Сонгцэн [804—815]. При нём упрочила свои позиции при дворе буддийская партия. Делами заправляли три министра — буддийские монахи, совокупно именовавшиеся Пандэ.
Тибетцы, возможно, единственный народ мира, который до появления теории Дарвина связывал своё происхождение с обезьяной. Согласно одной из легенд, их прародителями были царь обезьян и горная ведьма. Преобразованная буддийской традицией, эта легенда рассказывается в средневековых тибетских сочинениях в нескольких вариантах, один из которых следующий.
У бодхисаттвы Авалокитешвары была в учениках обезьяна, которая могла творить разные чудеса. Посланная в Тибет заниматься созерцанием, она стала там царём многочисленных обитавших в тех краях обезьян. Здесь-то царя обезьян, прославленного своей красотой, заметила и воспылала к нему жгучей страстью демоница скал, горная ведьма, предложившая царю обезьян стать её мужем. Принявший ранее монашеский обет царь обезьян всячески противился этому, но горная ведьма, одержимая любовью, стояла на своём:
О обезьяний царь,
Услышь меня, молю!
По силе злой судьбы
Я бес, но я люблю.
И, страстью сожжена,
Теперь к тебе стремлюсь,
Со мной не ляжешь ты,
Я с демоном сольюсь —
По десять тысяч душ
Мы будем убивать,
Мы будем жрать тела,
И будем кровь лизать
И породим детей,
Жестоких, словно мы,
Они войдут в Тибет,
И в царстве снежной тьмы
У этих бесов злых
Возникнут города,
И души всех людей
Пожрут они тогда.
Не зная, как ему быть, царь обезьян обратился за советом к Авалокитешваре, и тот сказал ему: «Будь мужем горной ведьмы!».
Л. Б. Сумм говорит, что время и вода обнаруживают удивительное сходство, если не тождество, по своей структуре и положению в мироздании. У древних греков движение времени измерялось движением воды в водяных часах (клепсидре). "Время совершенно наглядно представало в виде определённой материи — жидкой, подвижной, дробящейся на капельки в момент прохождения через узкое горлышко (настоящее), а затем вновь сливающейся в единую нерасчленимую массу".
Удивительно, что я в своём блоге тоже сравнивал жизни человеческие с капельками дождя. В облаках из водяного пара "рождаются" капли, и затем начинается их жизнь, которая есть ни что иное как полёт капли с неба на землю. Пока капля летит — она живёт своей индивидуальной жизнью, но как только капля падает на землю, она сразу же теряет свою индивидуальность, сливаясь с другими капельками в ручейки и потоки. Такое растворение капли в водной стихии можно сравнить со смертью человека. Если б у людей не было индивидуальности, то не было бы и страха смерти. Смерть пугает растворением личности в первобытном океане Нун, и чем сильнее, "рельефнее" личность, тем больше ужасает предстоящая смерть. Как мы знаем из Евангелия, у Иисуса был "кровавый пот" накануне распятия на кресте.
Л. Б. Сумм в статье "Драконы времени" говорит, что "Пифон, охранявший Дельфийский оракул, называется не только драконом, но и дельфином (Apoll. Rhod. II 706). Сообщается также о драконии (т.е. драконе женского пола) по имени Дельфина, а в гомеровском гимне Аполлону само божество оборачивается дельфином. Тождество Пифона и Дельфина напоминает о причастности этого существа к другой первичной стихии — воде".
А мне тождество Пифона и Дельфина напоминает о крито-минойских дельфинах.
![]() |
Minoan Urn 2: Colourful dolphins, coral and fish decorate this urn. It is a modern-day replica of a style that was produced in Minoan times. Источник картинки. |
Прочитав книгу Ричарда Б. Онианса "На коленях богов", я подумал, что было бы более справедливо, если б автор назвал свою монографию "На коленях Ананке". Потому что у него там всё вертится вокруг судьбы; про Зевса говорится редко, а другие боги и богини Олимпа и вовсе не упоминаются.
Г. Ч. Гусейнов в статье "Мифологемы судьбы и правды у Эсхила" проводит ту же линию. Автор говорит, что что "ананка — неразумная и не поддающаяся руководству стихия. Даже мойры, которых Эсхил называет «кормчими ананки» (Рг. 514), правят не ею, но в ней, в этой пучине, в водовороте ананки, ибо «их искусство (τέχνη) намного её слабей» (Рг. 515).
Подчиняя себе человека, ананка лишает его главного — способности разуметь (то φρονεΐν). Потому и искусство мойр (хоть и божественное, но всё же ремесло, творческая «вторичность» по сравнению с первозданным неразумием) — слабее ананки.
«Когда безбожник Агамемнон согнулся под ярмом ананки, он сменил рассудок на великую дерзость, или готовность на всё» (Ag. 218-219). Похожий диагноз безумия ставит Прометею Гермес, назвавший несчастного «потерявшим рассудок» (Рг. 1054-1056)".
Интересно автор анализирует тексты трагедий Эсхила, касающиеся мойры.
"Мойра у Эсхила — чёрная, иссиня-чёрная (Fr. 453), неуловимая (Pers. 909), злая (Pers. 908), несущая гибель (Choe. 911); она — «разорительница имущества граждан» (Ag. 130). Бедоносная и жестокая (Sept. 975, 987), она прячется от человека, дабы тем страшней поразить его, ведь «распознать» мойру можно только ценой смерти (Sept. 505). Но вот старцам из Хора аргивян эта страшная чёрная мойра желанна, она не приносит страданий, она не промедлит и даст им «нескончаемый сон» (Ag. 1452-1454). Благоговейно относятся к мойрам и Евмениды (Ag. 961-967) - им вред причинил Аполлон (Eum. 172). Мойра, как видно, хотя и не так удушающе теснит и давит героев Эсхила, как ананка, всё же определяет практически каждый отрезок их жизни.
«Трёхликие мойры» (Рг. 516 — имеются в виду Клото, Лахесис и Атропос) — «великие» (Choe. 306) богини-правозаконницы, «сопутствующие всякому делу», «в любую минуту грозящие» (Eum. 963-967). На каждое преступление или отмщение мойра кует своё право (Ag. 1535). Мойры же «держат руль [корабля, попавшего в пучину] ананки» (Рг. 516).
Мойра — и непосредственный осуществитель мирового порядка, и сам этот порядок во всех его жизненных проявлениях.
Ф. Ф. Зелинский в статье "Гомеровская психология" обращает внимание на различие погребальных практик в Древней Греции:
"Гомер принципиально не признаёт культа душ, — он бесцелен, раз путём сожжения трупа разрушена всякая связь между душой и миром живых. Но его признавала догомеровская культура, не знавшая ещё сожжения трупов. По её представлению, душа умершего живёт с ним, при нём и в его могиле, пребывая в таинственной связи с телом; она сохранила свои потребности, но не может пользоваться для их удовлетворения органами своего застывшего и разлагающегося тела, она нуждается поэтому в уходе со стороны живых. Она сохранила и свои чувства любви и вражды, особенно вражды к тому, кто был виновником её смерти, и требует мести от наследника своей крови, мстя и сама при наличности известных условий — на то дана ей страшная, хотя и загадочная сила. Что такая душа сохранила свой тюмос, — это понятно само собой, тут никаких сомнений даже возникнуть не может.
И вот вводится обычай сожигания трупов; его последствие — по мнению Роде (Psyche, S. 29), очень правдоподобному, также и его цель — состоит в том, чтобы разорвать связь между душой и миром живых, отправляя её, как бессознательное подобие, в далёкую обитель Аида".
Очень интересные соображения. Действительно, начиная, по меньшей мере, от эпохи натуфийской культуры около 12 500 лет до н. э. и вплоть до дольменной культуры на Западном Кавказе (2900/2800 — 1400/1300 л. до н. э.), мы повсюду наблюдаем озабоченность людей сохранением "мощей" умерших предков. Соответственно, с большой долей вероятности мы можем предполагать наличие культа мёртвых (или культа предков, или культа душ). В "мощах" теплится уголёк души умершего человека, а это значит возможность общения с душою умершего человека. Очевидно, такая практика существовала на всём Ближнем Востоке и, в частности, на территории Палестины, до прихода туда евреев. Судя по упоминаням в Библии терафимов, общение с духами умерших предков существовало и в Израиле. Об этом же свидетельствует и запрет на некромантию: «И если какая душа обратится к вызывающим мёртвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Моё на ту душу и истреблю ее из народа её... Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мёртвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них» (Лев. 20:6,27).
Здесь можно поставить знак равенства между родовым обществом и культом мёртвых. Поскольку матриархальные общества, как правило, отождествляются с родовыми обществами, то культ предков можно смело причислять к основным признакам матриархата. В родовом (=матриархальном) обществе решения принимаются на основании того, что скажет дух "мамы", умершей много лет (может быть даже веков) назад. В государственном (=патриархальном) обществе все решения принимает сиюминутный самодержец, "калиф на час"; он ни с кем не советуется и не терпит никаких иных мнений. Поэтому все "ашеры" — в топку, и чтобы духу от них никакого не было! В данном контексте рассматривается и кремация как погребальная практика: если уничтожать трупы на огне, то не будет и "мощей"; а если не будет "мощей", то не будет и культа мёртвых; если же не будет культа мёртвых, то не будет никаких иных авторитетов кроме авторитета вождя/царя.
В «Апокалипсисе» Невеста «одета в тонкий лён» и «тонкий лён — праведные одеяния святых» (19, 8).
"Хотя в долине Нила с давних времён занимались овцеводством, овечья шерсть считалась ритуально нечистой. Для изготовления одежды использовали только льняные ткани. Мастерство древнеегипетских прядильщиц и ткачей поражает до сих пор. Сохранились образцы тканей, в которых на 1 квадратный сантиметр приходится 84 нити основы и 60 нитей утка; 240 метров такой нити весили всего 1 грамм. Легчайшие, почти прозрачные ткани, изготавливавшиеся египетскими мастерами из таких нитей, сравнивались с «дыханием ребёнка» или «сотканным воздухом» и ценились буквально на вес золота. Древнеегипетские ткани окрашивались в различные цвета, но самым распространённым и любимым у всех слоёв населения был белый цвет" (из Википедии).
![]() |
Музыканты |
Мама умерла в феврале 1978 года, а посаженные ею три яблони всё ещё живут и плодоносят. Это лето выдалось особенно урожайным на яблоки. Яблони аж "разодрались" во все стороны под весом яблок...
Ем яблоки каждый день и говорю: "Спасибо, мама".
Граф Александр Иванович Кутайсов. Красавéц!
"В ночь перед Бородинской битвой Алексей Петрович Ермолов предсказал своему другу, молодому генералу Кутайсову, что тот найдёт свою смерть «от пушечного ядра». Предсказание сбылось: на другой день Кутайсов был убит 6-фунтовым ядром во время контратаки на батарею Раевского. Тело Кутайсова так и не было найдено" (Источник).
«Женщины, сведущие в колдовстве, имеют обыкновение растирать руками всё тело воина, отправляющегося в битву, таким способом они ищут самое уязвимое место, потому что они верят, что в том месте, куда будет нанесена рана, находится узел, и если они обнаруживают такой узел, они принимают специальные меры защиты», - сообщает Ричард Б. Онианс, ссылаясь на Дю Чейлю.
Интересно было бы узнать про эти "специальные меры защиты", которые использовали женщины, сведущие в колдовстве, когда они нащупывали руками твёрдый "узел" на теле у мужчины.
Гарри Райт в своей монографии "Свидетель колдовства" описывает мастерство индейского колдуна:
"Внезапно старик припал ртом к опухшей щеке Габрио и начал яростно и шумно сосать. Это, очевидно, было чрезвычайно болезненно, и Габрио завопил. Однако знахарь продолжал сосать щёку, а помощник крепко прижимал голову пациента к земле.
Hаконец знахарь поднял голову и выплюнул что-то. Я подошёл ближе: это была острая щепка. Как она попала ему в рот, не знаю, но уверен, что не из щеки Габрио. Старик посмотрел вокруг, что-то резко произнёс на своём диалекте, очевидно объясняя результаты лечения. Габрио поднял голову и уставился на злосчастный кусочек дерева, но знахарь снова довольно грубо прижал его голову к земле и опять принялся сосать щёку. Через некоторое время он выплюнул муравьёв. Я был поражён его фокусами. Судя по всему, старик незаметно совал всё это себе в рот, и, когда в третий раз он выплюнул кузнечика, а в четвёртый – ящерицу, я был просто сбит с толку. Ящерица, очевидно, считалась чем-то очень важным. Знахарь потрясал ею в воздухе, показывая столпившимся вокруг индейцам" (Источник).
Кстати, не потому ли кельтские воины вступали в бой с римлянами обнажёнными, что были уверены в своей неуязъвимости после "специальных мер защиты"?
![]() |
Битва при Теламоне. 225 год до н. э. |
Фрагмент из заключительной главы книги Стивена Грэма (1884—1975) «Неведомая Россия». Перевод выполнен по изданию: Stephen Graham. Undiscovered Russia. L.; N. Y.: John Lane The Bodley Head, 1912. P. 326—332.
"В лесной деревушке я увидел юную паломницу, умершую по дороге в
Соловецкий монастырь. Она была чудесным цветком, чистым и святым,
выросшим там, где никто не ценил её красоту. Она вышла на свет из
потаённых земных глубин человечества. Увяла и вернулась во тьму. Природа
равнодушна к её смерти, и Россия не оплакивает её.
В России
много таких женщин. Они расцветают и вянут, однако новые расцветают тут
же, как цветы на обочинах жизненной дороги. В них сила русского народа,
душа его красоты. Рождаются они в семьях бедняков. Их воспитывают
могучие женщины; могучие мужчины едва их замечают. С ранних лет они
привыкают к нужде; работают дома и в поле, кормят коров, качают люльки,
рубят дрова, пекут хлеб, собирают урожай; много раз на дню обращаются к
Богу с молитвами; отправляются в дальние паломничества; выйдя замуж,
рожают крепких детей, вновь уходят на богомолье, а потом наступает день,
когда они умирают. В течение всей своей жизни они ни на миг не забывают
о Боге, ничем себя не пятнают, зло не может ввести их в соблазн. Просто
и спокойно живут эти женщины, чьи глаза излучают свет, ибо сердца их
целомудренны. Благодаря им крестьянин силен и счастлив. Благодаря им
сильна Россия. Благодаря им солнце светит ясно и поют птицы. Благодаря
их святости мужчинам отпускаются грехи мирской жизни" (Источник).
твёрдые убеждения могут себе позволить люди нищие настолько, что им
нечего терять, и люди обеспеченные в достаточной мере, чтобы иметь
возможность систематически отказываться от денег.
середняку убеждения не по карману: он должен тянуть лямку добропорядочного (делай что скажут и будь что будет) члена общества.
бывают, конечно, исключения. с ними общество расправляется с особенным удовольствием.
У Гомера сражение, в котором соединяются оба войска, описывается как кусок верёвки (πεῖραρ), пропущенный богами над обеими армиями и туго стянутый (τάνυσσαν), так что противники оказываются неразлучно связанными друг с другом. Об этом сообщает Ричард Б. Онианс в своей монографии "На коленях богов".
В моей коллекции древнеегипетских изображений нашлась иллюстрация к вышеприведённому описанию Гомера. Конечно, египтяне "ни сном, ни духом" не подозревали о том, что они иллюстрируют Гомера, но, тем не менее, определённое сходство имеется. Здесь мы видим и две сражающиеся армии, и туго натянутые "верёвки" над ними... Воины, очевидно, слепые на оба глаза, как куклы-марионетки, потому что, если б они подняли свои взоры и увидели, что происходит над их головами, они бы наверно обалдели...
Как раз в тему — стихотворение А. Полежаева "Калипсо":
Ричард Б. Онианс говорит, что древние греки чаще всего именовали своих мертвецов «сухими». "Умершие испытывали величайшую потребность во влаге, в жизненной жидкости животных и растений или хотя бы в самой простой жидкости — в воде, которая возвратила бы им состояние «живущего», «влажного».
Жертвоприношения умершим чаще всего совершались в виде возлияний. Над большой четвёртой шахтовой гробницей в Микенах был алтарь с круглым трубообразным отверстием, уходившим в нижнюю гробницу. Это устройство (встречающееся и в других местах), как полагают, было предназначено для совершения возлияний, т.е. для того, чтобы жидкость проникала вниз, к умершим. И в классические времена водой совершали возлияния умершим. Эту жидкость выпивала псюхе, кости получали «омовение» (λουτρόν). Согласно учению орфиков, псюхе является в царство Аида «сухой». «Я высохла от жажды и погибаю», — восклицает душа в надписях на табличках из могил на юге Италии и на Крите (Orph. Fr. 32 a, b Kern). На девятый день после похорон совершались жертвоприношения, и на могиле устраивался пир, разбрызгивалось вино (Fest. s.v. vinum resparsum). Было обнаружено множество урн с отверстием, через которое могли поступать возлияния: Блюмнер описывает «отверстие для вливания жидкого приношения умершим»; в других местах (например, на древнем кладбище, расположенном на существенной глубине под форумом возле позднейшего храма Фаустины) сохранились трубообразные тоннели, проводившие жидкость к останкам умерших. Ричард Б. Онианс говорит, что они льют воду, чтобы утолить пламенную жажду умершего, это высказывание зловеще напоминает мольбу, с какой богачу предстояло обратиться к Лазарю. У Гомера на кости льют вино, затем кости вытирают, складывают в урну и умащают елеем (Tib. Ill 2, 19 слл.; Stat. Silv. II 6, 90; Plin. NH XIV 12, 88; Prop. IV 7, 34). До сих пор не было предложено удовлетворительного объяснения этого ритуала, как и гомеровского обычая хранить кости в жире и вине. Несомненно, таким способом передавалась жизненная жидкость. Гораций противопоставляет богача бедняку как unctus и siccus (умащённого и сухого). Чтобы восстановить «сок», которого лишился умерший, использовался не только маслянистый сок оливы, но и мирра, благовонная смола (tus) и другие «выделения», «слёзы» и «пот» растений. На девятый день после похорон совершались жертвоприношения, и на могиле устраивался пир, разбрызгивалось вино (Fest. s.v. vinum resparsum). Блюмнер описывает «отверстие для вливания жидкого приношения умершим»; в других местах (например, на древнем кладбище, расположенном на существенной глубине под форумом возле позднейшего храма Фаустины) сохранились трубообразные тоннели, проводившие жидкость к останкам умерших.
Откуда такая потребность в воде у умерших? Для людей, как и для растений, жизнь заключается в воде. Каким образом умершие могут получить жизнь, если не из воды? Этот вопрос задан и ответ на него получен в «Путешествии Иштар по загробному царству», по «стране безвозвратного». Богиня проходит через семь ворот, претерпевая судьбу умерших, её удерживает богиня подземного мира Эрешкигаль, но, наконец, другие божества являются и принуждают Эрешкигаль отпустить Иштар, вернуть её в мир живых. Царица приказывает своему слуге Намтару: «Вылей на богиню Иштар воду жизни и отошли её прочь». На Иштар выливают воду, и богиня возвращается
к жизни.
Адский огонь — это крайнее состояние смерти, полное высушивание. Огню противостоит вода жизни, принадлежащая Богу (Пс. 36, 9), исходящая из его престола (Ап. 22, 1, 17). Посмертный суд наделит праведника водой-жизнью, а на долю грешников выпадет «озеро, горящее огнём и серой, вторая смерть» (Ап. 21, 6-9; ср. 20, 14 сл.; 7, 17).
Родился я под знаком "Близнецов", и мне наверно легче, чем другим, жить одновременно в двух временах. Или не одновременно, а поочерёдно: то в традиционном времени, то в современном. Такая «двойная жизнь» представляется социально-психологическим аналогом элементарных частиц с периодически меняющимся направлением времени.
«В самых ранних толосных погребениях, от которых в Греции сохранилось хоть малейшее свидетельство, в примитивных могильниках ранне-минойского Крита обнаруживаются заметные следы обугливания на остатках скелетов», — пишет Эванс. — «Не существует удовлетворительного объяснения следов огня в этих толосах... очевидно, что внутри горело сильное пламя, оплавившее камни и металл, обжегшее глиняный пол, и тем не менее покойники не были им уничтожены». И далее: «В некоторых местах пол обожжён до терракоты, и камни растрескались от жара. Практически весь толстый погребальный слой почернел от огня и дыма, и многие кости и черепа сделались совершенно чёрными. Тем не менее исследования этих останков, проведённые другими учёными, подтвердили моё мнение, что речь не идёт о сожжении тел непосредственно после погребения: огонь применялся позднее, и тогда кости, подвергшиеся воздействию дыма и жара, чернели. С какой же целью зажигались в могильниках эти костры? Следует сознаться, что мы этого не знаем. Быть может, ради освещения или затем, чтобы выкурить из гробницы запах смерти, или ради погребального жертвоприношения или пира. Однако ни одна из перечисленных причин не требует столь мощного огня».
Похоже на то, что это не было кремацией на костре, как, например, в современной Индии.
Нильссон говорит: «До сих пор не было получено удовлетворительное объяснение этим кострам, поскольку попытки доказать существование кремации в микенскую эпоху невозможно принимать всерьёз. Остаётся лишь одно допустимое объяснение, а именно: огонь использовался в погребальном ритуале и культе мёртвых или для сжигания жертв, или для очищения, как полагает сэр Артур Эванс».
Ричард Б. Онианс полагает, что такое "поджаривание" на огне тел покойников было на самом деле одной из форм экскарнации (дефлеширования).
"В Италии мы найдём следы подобных обычаев начиная с каменного века. «Наличествуют признаки того, что тела палеолита не сжигались, но подвергались воздействию огня, причём смысл этой церемонии пока остаётся невыясненным... Примерно так же обращались со своими покойниками и люди неолита. Мы вновь обнаруживаем следы процесса жарки, обугливания, что бы они ни значили, однако тела практически никогда не кремируются полностью», — пишет Роуз. Наряду с этим обрядом практиковалась и scarnitura, т.е. обнажение костей перед похоронами.
![]() |
Sometimes It's Just You |
А если на заре человеческой истории весь социум состоял только из одного большого дома? Когда ещё не было ни государств, ни племён...
Вот, например, традиционное саамское жилище — вежа.
"Термин «матриархат» представляется не совсем верным, так как господство является мужской особенностью и, с исторической точки зрения, мужским изобретением. Употребляя термин Бахофена «матриархат», Тотила Альбер переносит смысловой акцент на социальное положение дел как результат доминирования материнского принципа. В сообществах, основанных на материнском принципе, сила проявляется не в индивидуальном господстве, а в групповой тирании — менталитете, при котором личность поглощается данным сообществом благодаря существующим между ними узами. <...> Матриархальное общество характеризуется установлением контроля над отдельным человеком со стороны большинства (клана)", - говорит Клаудио Неранхо в монографии "Агония патриархата" (Источник).
Я, в принципе, согласен с таким определением. Женщины в догосударственных (=архаических) обществах могут обезопасить, оградить себя от мужского произвола и насилия лишь одним способом — созданием "культурного частокола". Конечно, всякого рода табу, принятые в "матриархальных" обществах, сдерживают мужскую агрессию лишь до некоторой степени, но это всё же лучше, чем совсем ничего. Если предельно утрировать, то спасение женщины от изнасилования заключается в том, чтобы не было "дикарей" в её ближайшем окружении, чтобы все мужчины были "окультурены". "Окультуривание" же происходит в рамках матриархальных культов, с образом Богини в центре, с её служительницами-пророчицами, с обрядами и ритуалами, в которые "втянута" и мужская половина общины. Патриархат, как известно, начинался с мужских "междусобойчиков", с мужских тайных союзов. Пока мужчины были "распылены" и принимали участие в женских культах (типа крито-минойских таврокатапсий), они не представляли никакой опасности. Арийское нашествие на Старую Европу было нашествием именно мужских "волчьих" союзов. Судя по составу современных гаплогрупп, Европа сменила
мужское население (G на R), в то время как женские гаплогруппы не изменились.
Это значит, что в западный поход шли дружины, которые просто убивали всех
местных мужчин, а женщин забирали себе.
"Греки верили, что Аполлон проводит зимние месяцы в прекрасной стране Гиперборее, где буквально текут молочные реки с кисельными берегами или прочее в этом духе. Жизнь там долгая, счастливая и беспечальная. Но когда гиперборейцы утомляются своей бесконечно счастливой жизнью, они сбрасываются с прибрежных скал, принося себя в жертву Аполлону" (А. Баркова).
А в реальности там безлюдные голые скалы, где гнездятся полярные крачки.
Несколько лет назад смотрел я док. фильм про те места, и там рассказывалось про каких-то удивительных змей, которые питаются раз в году. Наглотавшись птичьих яиц, они потом целый год ждут, когда снова прилетят крачки и снесут им яиц на пиршество.
Но я хотел сказать о другом, об утомлении счастливой жизнью. Нищего держит на ногах надежда на то, что, может быть, однажды Фортуна улыбнётся ему, он найдёт на дороге пятитысячную купюру и сказочно разбогатеет. Ну а богатому на что надеяться?
Очевидно, бесконечная жизнь возможна лишь в том случае, если она связана с познанием. Познание окружающего мира — штука очень интересная, это я знаю на собственном опыте. И это величайший стимул для жизни. Дм. Мережковский описывает, как Наполеон Бонапарт, целыми часами, в одной из покинутых комнат лонгвудского дома на Св. Елене, забывая все свои беды и муки, наблюдал жизнь муравьёв; восхищался их умом и упорством в отыскивании спрятанного сахара: «Это ум, это больше, чем инстинкт, это настоящий ум... образец государственной мудрости. О, если бы такое единодушие людям!» Целыми днями, уже больной, почти умирающий, наблюдал жизнь рыб в лонгвудском садке,– особенно их любовные игры и войны.
Беда лишь в том, что далеко не все люди ищут познания. Наверно, те гиперборейцы, которые сбрасывались в море с прибрежных скал, были гопотой. Но как гопники оказались в Гиперборее, стране с молочными реками и кисельными берегами, которая так сильно напоминает коммунистический "рай"?
Как всем известно, богиня Артемида — охотница, а одним из орудий охотничьего лова является сеть. Мы знаем, что, например, Мокошь и сама прядёт, и является покровительницей прядения. То есть, я хочу сказать, что сплести сеть для неё не составляет труда. Она на этом сугубо "женском" деле "собаку съела" и хвостом не подавилась. Несколько лет назад я смотрел док. фильм про африканских пигмеев, и там было показано, как они охотятся в джунглях с помощью сетей: делают большой "карман", а потом устраивают большой шум и гам, и испуганная дичь сама попадает в этот "карман".
В связи с этим у меня возникла мысль: а не является ли ловчей сетью изображение на одном из столбов ритуального комплекса в Гёбекли Тепе?
Сеть, конечно, очень странная, состоящая из переплетённых змей, но, очевидно, она не предназначена для использования по прямому назначению, для лова дичи (хотя там внизу и изображено какое-то животное, похоже что травоядное типа овцы). Ричард Б. Онианс сообщает, ссылаясь на братьев Гримм, что "германские богини Смерти уволакивали умерших на верёвке и имели также петлю и сеть. <...> Норны не только пряли и связывали, они также ткали. На каждого человека они набрасывали свою паутину".
Интересно, что после 40-дневного поста в пустыне и крещения в водах реки Иордан миссия Иисуса начинается с сетей. "Проходя близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков" (Мф. 4:19).