Тибетцы, возможно, единственный народ мира, который до появления теории Дарвина связывал своё происхождение с обезьяной. Согласно одной из легенд, их прародителями были царь обезьян и горная ведьма. Преобразованная буддийской традицией, эта легенда рассказывается в средневековых тибетских сочинениях в нескольких вариантах, один из которых следующий.
У бодхисаттвы Авалокитешвары была в учениках обезьяна, которая могла творить разные чудеса. Посланная в Тибет заниматься созерцанием, она стала там царём многочисленных обитавших в тех краях обезьян. Здесь-то царя обезьян, прославленного своей красотой, заметила и воспылала к нему жгучей страстью демоница скал, горная ведьма, предложившая царю обезьян стать её мужем. Принявший ранее монашеский обет царь обезьян всячески противился этому, но горная ведьма, одержимая любовью, стояла на своём:
О обезьяний царь,
Услышь меня, молю!
По силе злой судьбы
Я бес, но я люблю.
И, страстью сожжена,
Теперь к тебе стремлюсь,
Со мной не ляжешь ты,
Я с демоном сольюсь —
По десять тысяч душ
Мы будем убивать,
Мы будем жрать тела,
И будем кровь лизать
И породим детей,
Жестоких, словно мы,
Они войдут в Тибет,
И в царстве снежной тьмы
У этих бесов злых
Возникнут города,
И души всех людей
Пожрут они тогда.
Не зная, как ему быть, царь обезьян обратился за советом к Авалокитешваре, и тот сказал ему: «Будь мужем горной ведьмы!».
Шесть обезьян одну за другой родила горная ведьма. Через три года их потомки от браков с самками других обезьян так сильно размножились, что поели все плоды вокруг и стали голодать. Летом они страдали от дождей и солнца, зимой — от снега и ветра, и у них не было ни пищи, ни одежды. Царь обезьян снова загрустил и обратился ещё раз за помощью к своему наставнику:
И вот сижу в грязи,
Средь сонмища детей,
Наполнен ядом плод,
Возникший из страстей.
Источник доброты!
Ты должен научить,
Что надо делать мне,
Чтоб дети стали жить.
Авалокитешвара взял зерна ячменя, пшеницы, кукурузы и бросил их на землю Тибета. Богатый урожай спас обезьян от голодной смерти. Число их множилось. Постепенно у них отпали хвосты и выпала тёплая шерсть. Начав мёрзнуть ещё больше, чем прежде, они стали делать себе одежды из листьев деревьев. Так, по преданию, обезьяны стали людьми. Те из людей, которые пошли в отца, царя обезьян, были умны и добры, а те, которые пошли в мать, горную ведьму, оказались завистливыми, часто имеющими красные лица, рабами многих низких страстей. По другим версиям легенды, наоборот, от отца-обезьяны люди унаследовали красные лица и поросшее волосами тело, а от горной ведьмы — отсутствие хвоста и любовь к мясу. Так или иначе, а люди навечно оказались разделёнными на дурных и хороших (Кузнецов Б. И. Тибетская легенда о происхождении человека от обезьяны,— «Доклады по этнографии», Л., 1968, вып. 6. Стихи даны в переводе Л. Н. Гумилёва).
На мой взгляд, сравнение тибетской легенды с теорией Дарвина — самое поверхностное. Если Дарвин говорит, что люди произошли просто от обезьян, то, согласно тибетской легенде, прародителем людей был "царь обезьян", который - что очень важно - учился у бодхисаттвы Авалокитешвары и мог творить разные чудеса. По сути, ученик бодхисаттвы Авалокитешвары является "богом во плоти", даже если он приступил к обучению, будучи обезьяной. Да к тому же, этот апостол бодхисаттвы женился на горной ведьме, которая тоже была причастна духовности. То есть, я вижу в этой легенде мессидж, согласно которому главное в человеке — это дух, а генетика
— это фигня. Тут вспоминается, как Иисус обратился к иудеям, которые хвастались своими "генами": "и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму" (Мф. 3.9).
Комментариев нет:
Отправить комментарий