"Полиандрия известна и у земледельцев, и у кочевников по всему Тибету, кроме Амдо. Обычно чаще всего имела место «братская полиандрия», когда несколько братьев имели одну жену. В таких случаях жена выполняла свои супружеские обязанности с каждым из братьев по очереди, которая велась очень строго [Козлов П. К. По Монголии и Тибету, СПб., 1913. С. 168]. Один из братьев выставлял свою обувь у дверей спальни, чтобы другие братья могли знать о том, что он в данный момент находится с женой. Но одна женщина могла быть женой нескольких мужчин и не состоявших в родстве. Это было возможно тогда, когда женщина, будучи женой одного мужчины, добивалась его позволения быть женой и других, или же когда несколько друзей объявляли себя спунзла — братьями-кузенами, связанными клятвой, и брали себе на всех одну жену. Когда одну жену брали братья, то только старший брат выбирал женщину, и только один раз совершался брачный обряд, а остальные братья лишь фактически становились мужьями жены старшего брата и образовывали группу, которую представлял старший брат. Важно отметить, что и дети от такого брака не считались общими, а только старшего брата, который один рассматривался в качестве их подлинного отца. Только старший брат имел право на развод с женой, хотя для этого и требовалось согласие всех братьев. Любой младший брат мог взять себе свою жену, если он выделялся из семьи со своей землёй, домом и женой. В этом случае он терял право на жену старшего брата и на имущество своей прежней семьи. Иногда младший из братьев мог иметь жену на стороне, так называемую «тайную жену». Эта жена стояла вне семьи мужа и, даже если у неё были дети, не получала какой-либо помощи. Землёй и имуществом владела семья. Группа братьев делила одну жену, дом, землю, но их коллективная собственность была как бы сконцентрирована в личности старшего брата. Вся собственность любой тибетской семьи была нераздельной её собственностью, представленной при любой форме брака её главой.
Известна ещё одна форма полиандрии, когда к нескольким братьям с их согласия и с согласия их жены присоединялся посторонний мужчина, не состоявший в родстве с братьями. Делалось это в тех случаях, когда в семье не было детей и с помощью такой меры семья надеялась получить наследника. Если ребёнок рождался, то он считался ребёнком старшего брата. Если в большой неразделённой семье жили вместе женатые сыновья и племянники с родителями и дядьями, то бывали случаи, «когда дядя или отец мужа предъявляли права на его жену. В высших кругах признаются, как общее правило, супружеские права отца» [Мак-Говерн В. Переодетым в Лхасу, М.—Л., 1929. С. 123]. (Цит. по: Е. И. Кычанов, Л. С. Савицкий. Люди и боги Страны снегов. Очерк истории Тибета и его культуры. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1975. С. 128.)
"Причина создания таких браков кроется не в женской ненасытности, а в тотальной бедности земледельцев Тибета. Женщина вступала в брак с несколькими мужьями (обычно это были братья) для того, чтобы им не нужно было заводить отдельные семьи и дробить и без того крохотный земельный надел. В противном случае, тибетцы просто не смогли бы выжить", - объясняет автор блога "Мир Людей" в статье "Адельфийская полиандрия или почему тибетские жёны имеют много мужей".
Но вот что сообщают те же Е. И. Кычанов и Л. С. Савицкий в своём очерке:
"Скотоводческие районы Тибета лежат на его северо-западных, северных и северо-восточных окраинах, в Каме — к северу от Чамдо, в Уй и Цзане — в основном к югу от озера Ямдок. <...> В скотоводческом хозяйстве идеальным считалось следующее соотношение животных: на сотню овец — 40 яков и четыре лошади. В Каме бедным считался тот, кто имел 50 овец, шесть яков и лошадь, богатым тот, кто имел 100 яков, 3 тыс. овец и 20 лошадей. Налог с животных исчислялся в размере 1% с приносимых ими доходов [Сassine11i C. N. and Ekva11 R. B. A Tibetan Principality. The Political System of Sa Skya, New York, 1969. P. 266]. Кочевники платили дань вождям или покорившим их правителям, но, как правило, регулярного налога не вносили. Может быть, этим объясняется тот факт, что, по некоторым сведениям европейских наблюдателей, скотоводы в целом были состоятельнее горожан и крестьян. Кочевники Восточного Тибета — хорпа, подчинявшиеся лхасскому правительству, имели в каждой семье по три-четыре лошади, от 20 до 50 яков и от 100 до 300 овец и были обязаны поставлять правительству масло, шерсть и кожи [Рерих Ю. Н. Избранные труды, М., 1967. С. 41— 42]".
Е. И. Кычанов и Л. С. Савицкий говорят, что полиандрия известна и у земледельцев, и у кочевников по всему Тибету. А кочевники, как мы видим, отнюдь не голодали. У них там бедным считался тот, кто имел 50 овец, шесть яков и лошадь. Да в советской России таких "бедняков" раскулачивали в 30-е годы XX века при Сталине! Значит, причина тибетской полиандрии отнюдь не в бедности тибетцев.
В некоторых буддийских сектах, например Сакьяпе, Бригунгпе (Дигунгпе), старший брат становился настоятелем монастыря, а младший женился. При этом старший брат имел право состоять в брачных отношениях с женой своего младшего брата. Младший же брат становился главой семьи и обеспечивал продолжение рода. Вот таким образом могли возникать полиандрические семьи в Тибете.
Но, очевидно, имелись и какие-то иные причины для полиандрии, о которых мы пока не знаем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий