01 ноября 2021

Взгляд на безумный мир людей глазами слонихи.


У меня до сих пор стоит перед глазами картина из детства: я с мамой пришёл посмотреть на животных в московский передвижной зверинец рядом с ж.-д. вокзалом в Липецке. Было это примерно в 1975-м году. Зрелище белого медведя, сидящего в луже собственной мочи в металлической клетке размером 2 х 2 метра, произвело на меня очень тягостное впечатление... 

Райские кущи в тени дубовой рощи.

Люди, как род в семействе гоминиды отряда приматов, появились на Земле не ранее того, как в природе образовалась соответствующая кормовая база. После последнего ледникового периода расширяющийся «дубовый пояс» со временем создал собственную почву, тень, сопутствующие растения и запас желудей, который стал настоящим подарком для десятков млекопитающих, включая свиней и Homo sapiens. Автор блога Old European culture в статье "Acorns" говорит, что первой культивируемой крахмальной пищей в Евразии были жёлуди, и что именно переработка желудей могла положить начало тому, что мы сегодня называем сельским хозяйством. 

"Белки, олени, кабаны любят есть жёлуди, иногда до такой степени, что жёлуди составляют 25% их осеннего рациона. Из-за этого дубравы стали идеальным местом охоты для первобытных охотников, которые охотились с обожжёнными на огне копьями из дуба или ясеня, как вот это. 

Но люди не собирались смотреть, как все эти животные лакомятся желудями, не попробовав их сами... Жёлуди едят люди, по крайней мере, со времён позднего палеолита и до наших дней" (Источник).

В неолитических земледельческих сообществах жёлуди могли играть роль эрзац-хлеба на плохие времена, зарезервированного для чрезвычайных ситуаций, например, когда запасов зерна не хватало до следующего урожая.

С темой желудей связаны дуб и свинья. Они являются основополагающими, базовыми элементами неолитического хозяйства, их роль трудно переоценить, ими пропитана и пронизана вся земледельческая культура и мифология. Поэтому я расчитываю написать несколько статей на эту тему, а этот пост пусть будет своего рода "введением".

О появлении государственности в Междуречье ок. 3300 г. до н.э.

Джеймс Скотт в своей монографии "Против зерна: глубинная история древнейших государств" пишет:

"Если приравнять цивилизацию к государству, а архаичную цивилизацию — к осёдлости, земледелию, домашней усадьбе, орошению и городам, то придётся признать, что наша историческая хронология в корне неверна. Все эти достижения неолита существовали задолго до того, как мы обнаруживаем нечто похожее на государство в Месопотамии. <...> Осёдлое население, выращивающее одомашненные зерновые культуры, и небольшие города примерно с тысячей жителей, занимающиеся торговлей, были исключительным достижением неолита и возникли примерно за два тысячелетия до появления первых государств в 3300 г. до н.э. <...> Протогородской комплекс представлял собой исторически новую и уникальную концентрацию рабочей силы, пахотных земель и продовольствия, которая, будучи «захвачена» (хотя и слово «паразитирование» не является преувеличением), могла превратиться в мощный узел политической власти и привилегий".

"Таким образом, - говорит Д. Скотт, - в тот период было возможно и даже распространено осёдлое земледелие — на аллювиальных равнинах, с использованием орошения — но без каких бы то ни было форм государственности. Однако никогда не существовало государства без аллювиального зернового земледелия".

хорошо сказано

Если девушка не пьёт, не курит, не ругается матом, спит дома ночью, любит природу, хочет прожить с мужем всю жизнь и иметь с ним много детей... это не современная девушка - это современная богиня! (Источник)
 

Где бы ты ни была и что бы с тобой не случилось, помни - ты носительница облика Великой Богини. Роняя своё достоинство, ты унижаешь всех женщин - и Матерей и Муз...........

Таис Афинская (Источник)

31 октября 2021

Иберийские "лапти".

 

Обувка человека эпохи неолита. Этим вещам уже, как говорят, 6 тысяч лет. Нашёл артефакт в 19 веке испанец Manuel de Góngora. Судя по плетению "косичек", изготовлением этой обувки занималась женщина.

Из чего были сплетены эти иберийские "лапти", я не знаю, но они напоминают мне русские лапти — обувь из лыка, которую носили деревенские жители, то есть крестьяне, составлявшие подавляющее большинство населения Руси. Лапоть и крестьянин были почти синонимами. Вот откуда пошла поговорка «лапотная Россия».


Говорят, что люди обувались в лапти ещё в каменном веке. По крайней мере, на общинных стоянках той далёкой эпохи находили крючки из костей животных, используемые при плетении лаптей.

Между прочим, в СССР кое-где ходили в лаптях ещё в середине XX века, о чём свидетельствует нижеследующая фотография.

СССР. 1952 год. Рынок в Краснослободске, Мордовия .
 


Парадоксы одомашнивания.

Джеймс Скотт в своей монографии "Против зерна: глубинная история древнейших государств" приводит удивительные факты:

"По сравнению с дикими предками, размер мозга овцы уменьшился на 24% за десятитысячелетнюю историю её одомашнивания; у хорьков (одомашненных намного позже) мозг на 30% меньше, чем у диких чёрных хорьков; у свиней (sus scrofa) мозг на треть меньше, чем у их предков. На новом рубеже одомашнивания — аквакультуры — даже у выращенной в неволе радужной форели мозг меньше, чем у дикой форели".

Не говорит ли это о "поглупении" домашних животных, сравнительно с их дикими предками?

"Другое общее и поразительное морфологическое изменение домашних животных — неотения: относительно раннее достижение половозрелости и сохранение во взрослом возрасте большей части морфологических (особенно это касается черепа) и поведенческих черт, характерных для молодняка у диких предков".

То есть, у домашних животных более педоморфная конституция телосложения; они, по сути, так и остаются "детьми" в мире животных, никогда не становясь "взрослыми" особями.

Была ли культура Эль-Убейда матриархальной?

Джеймс Скотт в своей монографии "Против зерна: глубинная история древнейших государств" (Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020) говорит, что первые государства на аллювиальных равнинах Месопотамии возникли не ранее чем 6 тысяч лет назад — через несколько тысячелетий после появления первых форм земледелия и осёдлого образа жизни в регионе. "Первые небольшие социально дифференцированные, собирающие налоги и окружённые стенами государства неожиданно возникли в долине Тигра и Евфрата лишь примерно в 3100 году до н.э., спустя более четырёх тысячелетий после первых одомашненных зерновых и элементов осёдлости".

Естественно, нам интересно знать, как люди жили более четырёх тысячелетий в долине Междуречья до образования первых "регулярных" государств. Д. Скотт относит их появление к периоду после 2100 г. до н. э., а те первые государства, возникшие ок. 3100 г. до н. э., были скорее полисами. "Государства возникали в последние столетия IV тысячелетия до н. э., прекрасным подтверждением чему является мощнейшее территориально-политическое образование Третьей династии Ура на юге Месопотамии примерно в 2100 году до н. э. До этого существовали политические формы с большим населением, торговлей, ремесленниками и, видимо, даже городскими собраниями, но сложно сказать, насколько эти признаки достаточны для строгого определения государственности".

30 октября 2021

Древние этруски и современные итальянцы

 ДРЕВНИЕ ЭТРУСКИ (геном из останков 2500-летней давности) 



Расстояние между популяциями условно изображено на графике.

ETR2, ETR5, ETR9 - древние этруски

TSI - современные итальянцы из Тосканы

IBS - современные испанцы и португальцы

CEU - современные белые американцы из штата Юта

GBR - современные британцы

FIN - современные финны

Этруски довольно близки к современному населению Тосканы. Однако, надо учитывать и то, что этруски ок. 500 г. до н. э. уже имели большую примесь индоевропейской "крови". 

Немного шокирует близость этрусков к современным испанцам и португальцам. Тут есть о чём задуматься. Архаическая Иберия полна тайн и загадок...

Амазонка и Ахилия.

 

Рельеф с женщинами-гладиаторами: Амазонка и Ахилия. Мрамор. Галикарнас. I-II вв. н. э. Лондон, Британский музей.

Римское государство, вместо петушиных боёв, на потеху забулдыгам, устраивало бои гладиаторов. В качестве "изюминки" на этих зрелищах выступали гладиаторы-карлики или гладиаторы-женщины.

К вопросу о появлении пустыни Сахара.

Есть такое мнение, что пустыня Сахара появилась из-за того, что люди разводили коз и овечек, которые буквально сожрали всю растительность, и с исчезновением буша (кустарников) началось наступление песков.

Как отмечает Д. Б. Прусаков: «раннеголоценовые западные «пусты­ни» Нижней Нубии и Египта, включая оазисы, отличались богатейшим животным миром, существование которого было бы невозможно без обильной растительности, в том числе древесной. Найденные кости и наскальные рисунки указывают на носорога, бегемота, слона, жирафа, крупный и мелкий рогатый «скот», эквидов (лошадиные), страуса, сре­ди которых промышляли хищники – крокодил, лев, каракал (пустын­ная рысь). На отдельных наскальных изображениях… видны «стада» в сопровождении «пастухов». К этому первобытному «пасторализму» некоторые исследователи приурочивали распространённые в бывших египетских саваннах россыпи больших тяжёлых камней с боковыми выемками или отверстием посередине, полагая, что эти «якоря» пред­назначались для привязывания пасущегося одомашненного скота… 

В ходе потепления раннего голоцена в среднем к VIII тыс. до н. э. увлажнение климата Африки создало та­кие естественные условия жизни в Сахаре и Сахеле (области саванн) к югу от неё, которые по качеству далеко превзошли всё, что могла дать людям пойма Нила.

Крито-минойские корабли.

Критские двух- и трёхмачтовые суда в своём большинстве, как правило, не превышали 15–16 м в длину и располагали 30-вёсельным гребным движителем. 

(Цит. по: Н. П. Писаревский, "Морское дело Греции II тыс. до н. э. в исследованиях современных зарубежных учёных".) 

Пережитки матриархата у монголов.

М. М. Содномпилова в статье "«Река начинается с родника, а родство – с дяди по матери»: группа нагасанар в монгольском социуме" говорит:

Брат матери нагаса является ключевой фигурой в системе социальных отношений в традициях всех народов монгольских народов, архаичных ритуальных практиках, показывает его высокий социальный статус в родственных взаимоотношениях, который даже превосходит статус родного отца ребёнка. 


Дядя по матери был ключевой фигурой в обрядах жизненного цикла, которые проводились по случаю рождения племянников/племянниц, их замужества или женитьбы. Нагаса имел ряд серьёзных обязательств по отношению к своим племянникам, детям сестры и, судя по многим бытовавшим в традиции некоторых монгольских групп обрядам, к самой сестре. Особенно тесными были взаимоотношения дяди и племянника, соответствующие отношениям зятя и тестя в период господства материнского родового уклада. Пережитки этих отношений, выраженные в форме разных обязательств дяди по отношению к племяннику, а также в фольклоре, сохранялись в традиции бурят в начале ХХ в. Обязательства нагаса начинались с рождения у сестры ребёнка. В традиции бурят посторонним строго запрещалось заходить в дом, где находился новорожденный. В этих целях у входа устанавливали разнообразные знаки запрета. При этом у агинских бурят исключение делалось для нагаса. «Агинские буряты говорят: “Нагасын тэнгэри ехэ” – “Небо дяди высокое”, что означает “Покровительство дяди большое”» [Гомбожапов, 2006, с. 68]. Сохранение этого обычая, вероятно, является реликтом социальных отношений, существовавших в эпоху матриархата.

29 октября 2021

Россия — баба, охочая на чужеземца.

Россия — мать-сыра земля, т.е. водо-земля по составу стихий. И она — «бесконечный простор». Россия — огромная белоснежная баба, расползающаяся вширь: распростёрлась от Балтики до Китайской стены, «а пятки — Каспийские степи» (по образу М. Ломоносова). 

Россия-баба ищет мужика, который бы её продраил по вертикали да крепко обнял-охватил обручем с боков, чтобы она не расползалась: заставой богатырскою, пограничником Карацупой, железным занавесом — бабу в охряпку... И этот мужик — чужеземец. Приглашает Россия варяга на порядок-форму и закон, из грек — правостояние православия, половца и турка с Юга притягивает, татаро-монгола с Востока. Потом немцы с Петра правили, грузин Джугашвили... 

Даже стратегия русских войн — от охоты России-бабы на чужеземца. Она его приманивает (поляка, француза, немца), затягивает в глубь себя: всегда не на границах ему отбой, а взасос его вовлекает — и уж тут, во глубине России, самый оргазм битв: летят головушки и тех, и других, орошают её топкое лоно огненной кровушкой, как спермою: им — смерть, а ей — страсть да сласть. Так ведь ещё в «Слове о полку Игореве» битва как свадьба видится, как смертельное соитие. Если германская тактика — «свинья», «клин» = стержень, то русская — «котёл», «мешок» — как вагина, влагалище.

(Георгий Гачев. Национальный Эрос в культуре)

О социальном перевороте на Иберийском п-ве в конце III тыс. до н. э.

António Carlos Valera в статье "Social change in the late 3rd millennium BC in Portugal: the twilight of enclosures" говорит, что самые древние ронделы на территории совр. Португалии датируются третьей четвертью 6-го тысячелетия до н.э. Однако в период позднего неолита (вторая половина 4-го тысячелетия до н.э.) и далее, ронделы, окружённые рвами, начинают становиться более многочисленными, особенно на южных равнинах Алентежу. В период энеолита, в первой половине III тысячелетия до н.э., количество рондел увеличивается ещё больше. Во второй половине III тысячелетия до н.э., и особенно в течение последней четверти, строительство рондел, уменьшилось, хотя некоторые из старых ещё действовали и некоторые новые были построены. Начиная с конца III тысячелетия до н.э. и далее, однако, эти традиционные неолитические и энеолитические ограждения перестали строиться, и подавляющее их большинство были заброшены или больше не использовались.


То же самое происходит и с погребальной архитектурой по всей стране. Старые мегалитические гробницы используются повторно, но новые монументальные сооружения больше не строятся. 

Несколько слов об экофеминизме.

Экофеминизм признаёт идею о том, что исторически, женщины больше обеспокоены экологическими проблемами, чем мужчины. 

Грета Тунберг

Французская писательница-феминистка Франсуаза д'Эбонн считается основательницей экофеминизма. 

Франсуаза д'Эбонн

Её работа "Феминизм или смерть" считается важной вехой в экологической философии и феминистском движении начала 1970-х годов. В книге она говорит об особой связи женщин с природой и призывает женщин к экологическому активизму.

О матрилинейности у кхаси, джайнтия и гаро.

Северо-восточная Индия - одно из тех немногих мест в мире, где до сих пор практикуется матрилинейная культура. Кхаси, джайнтия и гаро, самые ранние этнические общины штата Мегхалая,  представляют собой гомогенные, однородные группы, поскольку младшая дочь становится хранительницей наследия предков. Младшая дочь считается оченьь важным человеком в семье, поскольку именно она должна заботиться обо всей семье - своих родителях, детях и разведённых братьях, если таковые имеются. Если в семье нет детей-девочек, родовое имущество переходит к племяннице по материнской линии, так как по обычаю племени имущество должно оставаться в роду матери. Допускается усыновление ребёнка женского пола, предпочтительно из своего клана для продолжения семейного рода.

Племя кхаси придерживается аграрной культуры и образа жизни. Они практикуют сменную обработку земли и выращивание товарных культур выращивание. Они выращивают такие товарные культуры, как лист бетеля, орех бетеля, апельсин, кукурузу, просо и сладкий картофель. Хотя мужчины и женщины одинаково делят свои обязанности во время сбора урожая, больше ответственности лежит на женщинах. Женщины берут на себя контроль над финансами семьи и торговлей продуктами.

Любопытно, что кхаси хоронят своих мёртвых в "Джохатхамприом" - земле для погребения, а остатки костей собираются и хранятся в доме клана. Это напоминает неолитические практики погребения на Ближнем Востоке.

27 октября 2021

Траурные мысли.

+1 123 (за сутки) умерли в России от коронавируса (Источник).


Насколько я понимаю, теперь уже больше не будут объявлять общенациональный траур по погибшим. Потому что, если будет объявлен траур, например, по погибшим 500 пассажирам самолёта, разбившегося в авиакатастрофе, то возникнет закономерный вопрос: чем те 500 разбившихся пассажиров отличаются от 1123 погибших от коронавируса за вчерашний день? почему мы должны печалиться о смерти одних, и не обращать внимание на смерть других? 


Что было раньше: rāj или rājа?

Ра́джа (санскр. राज, IAST: rāja — «правитель») — индийский титул влиятельной особы, государя, князя или царя (в современных индийских языках, прежде всего, хинди, произносится чаще без последней «а» — rāj). Происходит, видимо, от санскритского корня rāj со значением «быть во главе чего-либо», а также «блестеть, сверкать» (из Википедии). 

Rāj - «правитель» — это, типа, как латинский rex. Тогда rājа - «правительница», по-латыни будет regina. 

Интересно, что же было раньше, — rāj или rājа, rex или regina?

Пока ещё никем не доказано, что индо-хараппская культура была патриархальной. Следовательно, можно предположить, что до вторжения ариев в городах долины Инда правили «блестящие» раджи-женщины. 


"Трёхступенчатый матриархат" у жирафов.

Самые высокие наземные существа преподнесли учёным сюрприз. В 1990-х жирафов считали не образующими постоянных связей, взаимодействующими между собой случайным образом. В 2000-х статус поменялся на «социально отчуждённых» – учёные видели, что жирафы придерживаются стадного образа жизни, но не понимали, по какому принципу они объединяются. Последние исследования этолога Бристольского университета Зои Мюллер показали – социальная жизнь жирафов, на самом деле, очень сложная и насыщенная.


Прорыв в изучении этих животных произошёл благодаря появлению дешёвых экшн-камер, что позволило собрать множество материалов об их жизни. Выяснилось, что жирафы придерживаются трехступенчатого матриархата, когда пара старших самок образует костяк семьи, их дочери рожают детёнышей и затем всё стадо занимается их воспитанием. Детёныши могут оставаться с матерью до 15 лет, однако самцов в подростковом возрасте изгоняют – они будут жить сами по себе, и лишь иногда приглашаться в стаю для спаривания с подросшими самками.

Хенджи задолго до Стоунхенджа.

Автор блога Old European culture в статье "Henges - Rondel enclosures" говорит, что мегалитический Стоунхендж (графство Уилтшир, Англия) первоначально представлял собой круглое ограждение из насыпей и рвов диаметром около 110 метров, с большим входом на северо-востоке и меньшим - на юге. Оно было датировано примерно 3100 годом до нашей эры.

Такие же хенджи строились и в Центральной Европе более чем за 1500 лет до появления хенджа в Англии. Эти сооружения называются ронделами.

В Центральной Европе известно около 120-150 неолитических земляных сооружений такого типа. По-немецки они называются Kreisgrabenanlagen ("круговые рвы"), или, по-другому, - "ронделы" (по-немецки Rondelle; иногда также "ронделоиды", поскольку многие из них не имеют даже приблизительно круглой формы). Они распространены в основном в бассейнах Эльбы и Дуная, на территории современных Германии, Австрии, Чехии, Словакии, а также прилегающих частей Венгрии и Польши. Они датируются первой половиной 5-го тысячелетия до н.э. и связаны с поздней культурой линейно-ленточной керамики и её локальными преемниками - культурами накольчатой керамики (среднедунайской) и ленгьельской (моравской расписной посуды). Самым известным и древним из этих круговых сооружений является Госецкий круг, построенный около 4900 года до нашей эры.

26 октября 2021

Любопытное дополнение насчёт таврокатапсии.

Игры с быком. Кносская (минойская, вверху) и тиринфская (микенская) фрески.

"Такие же изображения прыжка через быка обнаружены на вазе, найденной археологами при раскопке древнехеттского поселения на холме Хюсейндеде в Центральной Анатолии (провинция Чорум, Турция) и на цилиндрической печати в Алалахе, древнего аморейского города-государства, основанного около 2000 до нашей эры под названием Алахтум, находившегося в 25 километрах к востоку от современной Антакьи (город на юго-востоке Турции на месте древней Антиохии)". О. Логинов.

Тризна.

Марлин Добкин де Риос в своей монографии "Растительные галлюциногены" рассказывает, что ацтеки принимали теонанакатл (божественный гриб) по случаю коронации Монтесумы в 1502 году, для празднования этого события. "Сырые грибы были поданы гостям, которых, как писал Дюран (1964), они словно лишили рассудка, приведя в состояние, намного худшее, чем если бы они выпили огромное количество вина. Участники пира были настолько пьяны, что многие расстались из-за этого с собственной жизнью. У них были видения и откровения, связанные с будущим, и летописцу казалось, что сам дьявол говорит с ними в их безумии".

Интересно, а не вкушали ли древние русы [1] какие-нибудь "божественные грибы" на поминальных тризнах? Дело в том, что вслед за ритуальным пиршеством устраивались игрища. Кое-что об этих игрищах мы знаем от древних римлян, которые превратили их в гладиаторские бои. А у этрусков игрища с военной тематикой были составной частью поминальной тризны. Об этом же говорит и этимология слова "тризна". У И. И. Срезневского под тризной подразумевается «борьба, состязание; страдальство, подвиг; награда; поминки». Некоторые исследователи (А. Мейе, П. Перссон, Ф. Ф. Фортунатов) считали исходным *trizna и сближали её с древнеисландским словом strið, означавшее «спор, война, беспокойство, мука».

25 октября 2021

Рождение - смерть - возрождение в одном символе "М".

Автор блога Old European culture в статье MAMA приводит изображение горшка с лицом, помещённым над тем, что выглядит как заглавная буква М...

Это сосуд из Железовце (Želiezovce), локального ответвления (группы поселений) культуры линейно-ленточной керамики (5500-4500 гг. до н.э.). На раскопках поселений ЛЛК (или LBK) встречаются и другие сосуды с подобной символикой.

Некоторые из горшков имеют два лица, обращённых в противоположные стороны. И снова над заглавной буквой М... 


О преемственности изобразительных форм.

Автор блога Old European culture в статье "So Indoeuropean" приводит изображения двух сосудов.

Neolithic Lengyel culture (5000-3400 BC)

 
Chalcholitic Baden culture (3600–2800 BC)

О духах Матери-Земли (на африканском материале).

ESENIA, автор блога "Gollandia", в статье "Дух Земли" говорит, что в современной Африке существует нигерийский культ духа Земли - Ала.

Дух Земли Ала, современный рисунок

Дух Земли Ала почитает племя игбо и другие племена языковой семьи Нигер-Конго. Ритуалы связаны с танцами, целью которых является пророчество в состоянии транса.


Проблема в том, - говорит ESENIA, - что научные исследования не разделяют толком, где - дух, а где - бог. Ту же Ала европейцы называют богиней-матерью Земли; но сами африканцы считают её духом и относят к категории духов аруси.