25 октября 2021

О духах Матери-Земли (на африканском материале).

ESENIA, автор блога "Gollandia", в статье "Дух Земли" говорит, что в современной Африке существует нигерийский культ духа Земли - Ала.

Дух Земли Ала, современный рисунок

Дух Земли Ала почитает племя игбо и другие племена языковой семьи Нигер-Конго. Ритуалы связаны с танцами, целью которых является пророчество в состоянии транса.


Проблема в том, - говорит ESENIA, - что научные исследования не разделяют толком, где - дух, а где - бог. Ту же Ала европейцы называют богиней-матерью Земли; но сами африканцы считают её духом и относят к категории духов аруси.

По-моему, эта проблема решается просто. Я уже неоднократно говорил, что все духи, с которыми имеют дело шаманы, являются "детьми" Матери Земли. Они, как грибы, обитают под землёй и на поверхность выходят "после дождика в четверг". Встретиться с ними можно в пещерах, дольменах, колодцах, шахтах, возле родников, бьющих из-под камней, и в других подобных "местах силы". 

Далее ESENIA пишет: 

"Аруси/Алуси это духи-хранители, которые являются защитниками общин и связаны с землёй, реками или родом занятий. Поскольку аруси появляются в природных стихиях, их святилища также располагаются в лесах, в болотах, по берегам рек. Некоторые из святилищ сельской местности находятся по обочинам дорог.


 Аруси изображаются в виде деревянных или глиняных фигурок и помещаются в святилища.


Подобные духи существуют во всех традиционных африканских культах и, представляя одну концепцию, называются по-разному. К примеру, у народа йоруба подобные духи носят название ориша.

В каждом селении игбо есть святилище общинного духа аруси. Жреческий родовой клан служит почитаемому духу-хранителю от имени общины".

Кстати, в записи «Great Grand Family» говорилось о том, что в древней Маргиане "среди семей, населявших один квартал, одна занимала особое положение. Её члены совершали ритуалы в помещениях с очагами особых форм и нишами". Может быть эта семья как раз представляла жреческий родовой клан?

Далее, в статье "Характеристики духа Земли" ESENIA, в принципе, говорит то же, о чём говорю и я:

"Души предков находятся в подземном мире в утробе Ала". Потому что "Ала - богиня-мать земли, правительница подземного мира, подательница плодородия как для людей, так и для животных, присутствует в начале жизненного цикла, заставляя детей расти в утробе матери, и она же находится в конце цикла, чтобы принять души умерших в свою собственную утробу". 

Довольно любопытно, что именно с Ала связано законотворчество. 

"Ала поддерживает порядок и осуществляет правосудие. Она управляет человеческой моралью и отвечает за закон игбо, известный как Оменала. Если кто-то совершает преступление или моральную несправедливость, считается, что он оскорбил саму Ала. Ала может причинить вред тем, кто нарушает миропорядок", - пишет ESENIA. 

Интересно, что людей, совершивших самоубийство, не хоронят в земле и не совершают погребальных обрядов, а выбрасывают, чтобы не оскорблять землю, поэтому способность самоубийц становиться родовыми предками сводится на нет.

"Согласно общеафриканской традиции, - продолжает ESENIA, - воплощенем духа Земли является змея". 

Я бы назвал змей "посредниками" между Богиней и людьми, типа ангелов в христианской традиции. Ну да ладно, замнём для ясности...

"Поэтому змея в Африке очень почитаема. Многие племена почитают змею как таковую или определённый вод змей.


В некоторых местах посланник и живой агент Алы на земле - питон. В тех общинах, где поклоняются питону, его называют "матерью".


Помимо змеи, дух Земли может являться и в облике других животных; к примеру, в облике ящерицы (ящерица считается у африканцев чем-то в роде змеи на ножках)."


И затем ESENIA выдвигает весьма спорное заявление:

"В африканском восприятии гигантский питон или ящерица имеют тот же смысл, что вкладывается а понятие "дракон". От первобытных африканцев представление о драконе как об огромном питоне перешло к пеласгам".


В записи "Мои земляки" я уже приводил реконструкции внешности людей, живших на Дону недалеко от современного Воронежа 37 000 лет назад, поэтому здесь повторяться не стану. Никто не против генетических связей европейских кроманьонцев верхнего палеолита с африканскими предками. Но. Когда жили кроманьонцы, и когда - пеласги? Между ними - пропасть в десятки тысяч лет. Мы очень мало знаем о кроманьонцах, а о первобытных африканцах не знаем почти ничего. Так что это "вилами по воде писано", что там от первобытных африканцев перешло к пеласгам. Современные йоруба - это не первобытные африканцы.

Ну ладно, поедем дальше.

"Питон выступает в качестве предсказателя: у многих африканских народов до сих пор существует традиция оракула духа Земли. У тех же игбо есть давние традиции использования оракулов. В деревнях игбо оракулами являются женщины-жрицы, обычно предсказывающие в пещере или другом уединённом месте вдали от городских районов.


Эти жрицы получают пророчества от священных змей и в экстатическом состоянии доносят пророчества посетителям, ищущим совета.

Та же самая система пророчества существовала на Крите и в Элладе пеласгического периода, позднее - в Дельфийском святилище классической Греции. 

Согласно древнегреческой мифологии, Пифон (Питон) - змей - предсказатель Дельфийского прорицалища, сын богини земли Геи (возможно, пеласги изначально воспринимали пифона в женском роде). Позже по имени Пифона были названы пифии - жрицы-предсказательницы".   

Параллели, конечно, интересные, но одни и те же духовные явления могут возникать из коллективного бессознательного человечества (по К. Юнгу), для этого вовсе не обязательна передача "из рода в род", от африканцев к пеласгам. Хотя я полностью не исключаю какие-то духовные влияния из Северной Африки, оказавшие влияние на неолитические культуры Восточного Средиземноморья. Я сам говорил о том, что предками древних египтян были пастухи Сахары.

"Характеристики духа Земли Ала говорят о том, что предки нынешних народов языковой макросемьи Нигер-Конго в древности жили в матриархальном обществе. Более того, традиции матриархальных времён сохранились до сих пор (величание питона "матерью" является отсылкой к этим матриархальным временам, где змея = женский дух Земли). Кое-где эти традиции носят ярко выраженный характер. Так, Оньяме, божество-Творец народа акан, считается женщиной. У людей Боно почитаются предки только по женской линии. При этом материнская родословная на полном серьёзе может насчитывать несколько тысяч лет (линия Абусуа). У Боно дух Земли также женского рода и именуется эпитетом Асасе Яа. Помимо прочего, Асасе Яа считается матерью священных верховных вождей Боно. То есть родословная аристократии Боно мифологически матриархальная, и подобную схему, - говорит в заключение ESENIA, - мы увидим позже у пеласгов".

ESENIA пишет интересно, увлекательно, и я уже не раз обращался к её материалам. Конечно, не со всем, что она пишет, я согласен, но это вполне естественно, так как у каждого человека имеются свои собственные представления о далёком прошлом, на основании тех источников, к которым он обращался. Кстати, об источниках. Очень жаль, что ESENIA в своём блоге не сообщает те источники, где она черпает информацию. Может быть, она прочитает это и исправит сей маленький недостаток. (Я знаю, в Голландии читают этот мой бложик.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий