Экофеминизм признаёт идею о том, что исторически, женщины больше обеспокоены экологическими проблемами, чем мужчины.
Грета Тунберг |
Французская писательница-феминистка Франсуаза д'Эбонн считается основательницей экофеминизма.
Франсуаза д'Эбонн |
Её работа "Феминизм или смерть" считается важной вехой в экологической философии и феминистском движении начала 1970-х годов. В книге она говорит об особой связи женщин с природой и призывает женщин к экологическому активизму.
Франсуаза состояла во Французской коммунистической партии, и в 1971 году она стала одним из основателей Фронта гомосексуального революционного действия (FHAR), революционного движения гомосексуалистов. Эта связь с коммунистами и гомосексуалистами, конечно, не красит феминистское движение, а лично у меня вызывает чувство отвращения, но хорошо уже и то, что феминизм - явление не гомогенное, далеко не все феминистки - коммунистки и лесбиянки.
Христианский теолог Розмари Рэдфорд Рутер первой выдвинула концепцию "Новая женщина, новая Земля". Сьюзен Гриффин, писательница, драматург и сценарист, написала книгу "Женщина и природа: The Roaring Insider Her (1978), сочинение, в котором она изображает связь между женщинами и природой. Она утверждает, что наряду с женщинами, природа также является жертвой насилия со стороны мужчин. Феминистская теория экологического историка и логика Кэролин Мёрчант основана на экологическом подходе. В книге "Смерть природы: женщины, экология и научно-техническая революция" (1990) она показывает, как современное механистическое мировоззрение дало возможность одновременного "покорения" природы и подчинения женщины.
Vilhelm Bjerke Petersen |
Симпатичная сторона экофеминизма состоит в том, что экофеминистки устанавливают связь между женщинами и природой через популяризацию различных обычаев, традиций, ритуалов и ценностей, в центре которых находятся Богиня-Мать, Мать-Земля.
Ну и, конечно, мне импонируют те экофеминистки, которые обращаются к исследованию традиционных обществ, особенно тех из них, которые сохранили матриархальное наследие. Работы индийской экологической активистки Ванданы Шивы раскрывают индийские представления об экофеминизме. Она определяет Пракрити как "женский принцип, учитывая причины, по которым он защищает всё и является экологичным в своём поведении". В Аюрведе словом «пракрити» называют психосоматическую конституцию человека, данную ему от рождения, то есть его изначальную природу. Искажение пракрити ведёт к появлению различных болезней. Восстановление пракрити через панчакарму, пост, здоровое питание, физические упражнения и режим дня в соответствии с пракрити, приносит здоровье и долголетие. То же самое происходит и на глобальном уровне: смерть пракрити означает смерть всего человеческого рода и других живых существ, поскольку между природой и живыми существами существует великая связь. Объясняя "женский принцип", Шива говорит о том, что "женщины в Индии являются интимной частью природы, как в воображении, так и на практике". Поскольку Пракрити считается защитницей всех форм жизни, женщины в матрилинейной культуре считаются защитницами своей семьи, традиций и культуры. Матрилинейные общества, которые ограничены только некоторыми частями света, охраняют свою экосистему так же, как они заботятся о своей семье. Они высоко ценят мир, в котором живут, и защищают его для своих будущих поколений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий