29 октября 2021

О социальном перевороте на Иберийском п-ве в конце III тыс. до н. э.

António Carlos Valera в статье "Social change in the late 3rd millennium BC in Portugal: the twilight of enclosures" говорит, что самые древние ронделы на территории совр. Португалии датируются третьей четвертью 6-го тысячелетия до н.э. Однако в период позднего неолита (вторая половина 4-го тысячелетия до н.э.) и далее, ронделы, окружённые рвами, начинают становиться более многочисленными, особенно на южных равнинах Алентежу. В период энеолита, в первой половине III тысячелетия до н.э., количество рондел увеличивается ещё больше. Во второй половине III тысячелетия до н.э., и особенно в течение последней четверти, строительство рондел, уменьшилось, хотя некоторые из старых ещё действовали и некоторые новые были построены. Начиная с конца III тысячелетия до н.э. и далее, однако, эти традиционные неолитические и энеолитические ограждения перестали строиться, и подавляющее их большинство были заброшены или больше не использовались.


То же самое происходит и с погребальной архитектурой по всей стране. Старые мегалитические гробницы используются повторно, но новые монументальные сооружения больше не строятся. 

Это связано с переходом от коллективных родовых погребений к индивидуальным. "На юге, радиоуглеродные даты показывают, что индивидуальные погребальные практики "горизонта Феррадейра" развивались в то время, когда старые коллективные практики всё ещё использовались, в третьей четверти III тысячелетия до н.э.. С тех пор установилась траектория индивидуализации. Даже когда старые некрополи использовались повторно, захоронения в них становились преимущественно индивидуальными (или множественными - два или три человека)". 

коллективное захоронение
a Porto Torrão complex of ditched enclosures, dist. Beja, Late Neolithic and Chalcolithic, Tholos of Pombal 

индивидуальное захоронение

ceremonial enclosure of Bela Vista 5, distr. Beja, of the last quarter of the 3rd millennium BC; b central burial

Очевидно, что во второй половине III тысячелетия до н.э. появились признаки распада неолитического и энеолитического общественного строя, что выражается в постепенном появлении индивидуальных захоронений.

По факту появления индивидуальных захоронений выходит, что в последней четверти III тысячелетия до н.э. на территории Иберийского (Пиренейского) полуострова произошёл социальный переворот: "большие семьи" распались и появились семьи нуклеарные. Совершенно очевидно, что с нуклеарными семьями связано патриархальное устройство общества и появление "царя-батюшки" (поначалу в образе "пахана" в окружении "чётких пацанов"). 


Да, и вполне возможно, что эти ронделы использовались также как своего рода казачий "круг", или "майдан", или "вече". То есть там лежали кости погребённых предков, и там же собирались их потомки, чтобы сообща (живые вместе с мёртвыми) решать возникающие проблемы. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий