António Carlos Valera в статье "Social change in the late 3rd millennium BC in Portugal: the twilight of enclosures" говорит, что самые древние ронделы на территории совр. Португалии датируются третьей четвертью 6-го тысячелетия до н.э. Однако в период позднего неолита (вторая половина 4-го тысячелетия до н.э.) и далее, ронделы, окружённые рвами, начинают становиться более многочисленными, особенно на южных равнинах Алентежу. В период энеолита, в первой половине III тысячелетия до н.э., количество рондел увеличивается ещё больше. Во второй половине III тысячелетия до н.э., и особенно в течение последней четверти, строительство рондел, уменьшилось, хотя некоторые из старых ещё действовали и некоторые новые были построены. Начиная с конца III тысячелетия до н.э. и далее, однако, эти традиционные неолитические и энеолитические ограждения перестали строиться, и подавляющее их большинство были заброшены или больше не использовались.
То же самое происходит и с погребальной архитектурой по всей стране. Старые мегалитические гробницы используются повторно, но новые монументальные сооружения больше не строятся.
Это связано с переходом от коллективных родовых погребений к индивидуальным. "На юге, радиоуглеродные даты показывают, что индивидуальные погребальные практики "горизонта Феррадейра" развивались в то время, когда старые коллективные практики всё ещё использовались, в третьей четверти III тысячелетия до н.э.. С тех пор установилась траектория индивидуализации. Даже когда старые некрополи использовались повторно, захоронения в них становились преимущественно индивидуальными (или множественными - два или три человека)".
коллективное захоронение |
индивидуальное захоронение |
ceremonial enclosure of Bela Vista 5, distr. Beja, of the last quarter of the 3rd millennium BC; b central burial
Очевидно, что во второй половине III тысячелетия до н.э. появились признаки распада неолитического и энеолитического общественного строя, что выражается в постепенном появлении индивидуальных захоронений.
По факту появления индивидуальных захоронений выходит, что в последней четверти III тысячелетия до н.э. на территории Иберийского (Пиренейского) полуострова произошёл социальный переворот: "большие семьи" распались и появились семьи нуклеарные. Совершенно очевидно, что с нуклеарными семьями связано патриархальное устройство общества и появление "царя-батюшки" (поначалу в образе "пахана" в окружении "чётких пацанов").
Да, и вполне возможно, что эти ронделы использовались также как своего рода казачий "круг", или "майдан", или "вече". То есть там лежали кости погребённых предков, и там же собирались их потомки, чтобы сообща (живые вместе с мёртвыми) решать возникающие проблемы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий