14 мая 2022

Параллели между диском из Малии и дагестанскими календарями.

Дворец в Малии. Реконструкция.

В центральном дворе этого огромного сооружения сохраняется загадочная круглая плита диаметром 90 см и толщиной 36 см. Она вмонтирована в пол небольшой террасы, слегка приподнятой над уровнем двора. По всей окружности диска устроены 33 аккуратных круглых углубления одинакового размера, напоминающие чашки. 34-я чашка несколько больше по размерам и врезана в поверхность выступа, выходящего за пределы окружности диска. Этот выступ ориентирован строго на юг. В самом центре диска тоже имеется углубление-чашка. Оно заметно больше всех остальных — его диаметр составляет 15 см, а края его окружены невысоким бортиком и концентрическим кругом.


Этот странный монолит, датируемый 1900—1750 гг. до н.э., стал загадкой для учёных с самого момента его открытия в 1926 г. французскими археологами. Что это за устройство? Для какой цели создавалось? Каково его назначение?

Ещё в 1928 г. была высказана не лишённая смысла гипотеза о том, что диск из Малии предназначался для совершения обряда панспермии. Этот обряд заключался в приношении различных плодов в дар богам и умершим. Диск из Малии и другие подобные находки на Крите следует считать аналогом керносов. Керносом назывался древнегреческий керамический сосуд круглой формы с чашечками на венчике. Древнегреческие керносы служили именно этой цели: каждая из множества его расположенных по кругу маленьких чашечек наполнялась разнообразными фруктами, вином и маслом, а в центральное углубление помещалась лампа.

О мифологеме "мать-земля и дочь-солнце".

Марина Урванова говорит, что "у лезгин существует достаточно мифов, в которых луна предстаёт мужчиной, а солнце девушкой. Например, Гажиев Г.А. передаёт нам историю о том, что солнце и луна – это брат и сестра. У табасаранцев мы видим вариант мифа, в котором мать-солнце рождает сына луну (с.Межгуль, с.Чувек). Или повторение истории о том, что солнце - это сестра брата, луны-братца (с.Татиль). Также считали и рутульцы. И чаще всего, солнце – это молодая девушка. На это обратил внимание и А. Голан. Он пишет: «Женский образ солнца – это именно девушка, а не женщина. Она всегда представлена в образе невесты или дочери, но не матроны. В качестве матери же солнца выступает богиня неба»" (Источник).

Но там же, чуть выше, Марина Урванова пишет: "Закат Солнца [у лезгин] называется «Рагъ дидедал хъфей бере» («Период, когда Солнце возвращается к матери»). Это время считается священным, и называется также «Бахтар пайдай бере» («Время, когда раздаётся счастье»)".

Получается, что мать солнца — земля, а не небо. Утром на рассвете можно видеть, как земля "рожает" солнце.


К вопросу о первобытном андрогинизме.

Как я уже говорил, по мере накопления и анализа соответствующего материала, я поменял свою точку зрения на андрогинизм. Долгое время я считал, что андрогинные божества появились сравнительно поздно, на "изломе" матриархата. Скажем так, была раньше "Дева", затем рядом с нею подселялся её брат-близнец "Див", значение которого со временем раздувалось, тогда как "Дева" отодвигалась на задний план. Схема, безусловно, заманчива, но, по всей видимости, она не соответствует исторической действительности. 

"Это идол из Альмаргена (Испания), примерная датировка 5000 лет назад, период между неолитом и халколитом. У него имеются явные женские признаки (беременность) и мужские (фаллосообразное окончание, которым он был воткнут в землю для её оплодотворения)" (Источник).

Кстати, этот идол напоминает мне идолов Лепенского Вира (ок. 7000 г. до н. э.):

И, кажется, все эти идолы каким-то образом соотносятся с платоновским мифом об андрогине.

"Некогда наша природа, - так, приблизительно, повествует Аристофан в платоновском "Пире", - была далеко не такой, как теперь. Тогда ещё существовал андрогин, - существо, составленное из двух теперешних особей, и был он единою личностью. Эти андрогины были крепки и сильны и, в упоении своей мощью, надмились и захотели проложить путь на Небо, чтобы напасть на богов и самим сделаться как боги. Тогда Зевс и небожители решили ослабить их, рассекши каждого пополам, так, чтобы им пришлось уже ходить на двух ногах, а не на четырёх, как прежде. "А если я замечу, - сказал Зевс, - что они и тогда не усмирятся и не захотят успокоиться, то я ещё раз рассек их пополам, так что им придётся тогда уже прыгать на одной ножке".

О Ж-образной форме Мирового дерева.

В русском языке слова "женщина" и "жизнь" начинаются с буквы "Ж". Интересно, что и Мировое древо выглядит как буква "Ж". Ниже приведён рисунок Вселенной на спинке ритуальной нарты кетов. 

Рисунок сделан в 1928 году .Источник картинки.

Конечно, тут нельзя не заметить сходство данного изображения с одним из основных иконографических типов изображения Богоматери, представляющим Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками.


Но, конечно, образ Оранты гораздо старше христианства. Мы можем видеть аналогичные изображения, например, в греко-римском искусстве.

Greek bronze figurine of Aphrodite holding a pigeon, c. 450 BC, from Mount Pindos. Athens National Archaeological Museum.

13 мая 2022

Плешивые воины царя вавилонского.

Как известно, финикийской город Тир в древности располагался на острове.


В 587 году до н.э. вавилонский царь Навуходоносор предпринял осаду Тира, продлившуюся целых тринадцать лет. Очевидно, вавилонские воины были вынуждены носить на плечах землю, чтобы насыпать дамбу от палестинского берега до острова. Библейский пророк Иезекииль, никак не симпатизировавший Вавилону, саркастично пишет:

«Сын человеческий, Навуходоносор, царь вавилонский, утомил своё войско большими работами при Тире; все головы оплешивели и все плечи стёрты, а ни ему, ни войску его нет вознаграждения от Тира за работы, которые он произвёл против него» (Иез. 29:18).

Саркофаги из Археологического музея в Стамбуле.

Саркофаг Плакальщиц из Сидона, 4 в. до н.э.


"Ликийский" саркофаг из царского некрополя Сидона, 5 в. до н.э. Ликийскими такие саркофаги прозвали из-за их характерной формы, они высокие и имеют крышку в виде перевёрнутой лодки.

Сфинксы на крышке саркофага и борющиеся кентавры.  

Грифоны.

О финикийских саркофагах.

"Каптерев задумался и сказал: "Открыто наблюдениями, что в гусенице, обвившейся коконом, и которая кажется — умершею, начинается после этого действительно перестраивание тканей тела. Так что она не мнимо умирает, но — действительно умирает… Только на месте умершей гусеницы начинает становиться что-то другое; но — именно этой определённой гусеницы, как бы гусеницы-лица, как бы с фамилиею и именем: ибо из всякой гусеницы, сюда положенной, выйдет — вон та бабочка. А если вы гусеницу эту проткнёте, напр., булавкою, тогда и бабочки из неё не выйдет, ничего не выйдет, и гроб останется гробом, а тело — не воскреснет". Тогда-то, тогда мне стало понятно, почему феллахи (потомки древних египтян, явно сохранившие всю их веру) плакали и стреляли из ружей в европейцев, когда те перевозили мумии, извлечённые из пирамид и из царских могил. Они, эти нигилисты, заживо умершие и протухшие, не понимая ни жизни, ни смерти, "нарушили целость тела их (феллахов) предков" и тем лишили их «воскресения». Они, о чём предупредил Каптерев, как бы "разломили мумии пополам", или, всё равно — пронзили иголкою «куколку», после чего она приобщается смерти без бытия. Тогда мысль, что "бабочка есть душа гусеницы", "энтелехия гусеницы" (Флоренский) — ещё более утвердилась у меня: а главное — мне разъяснилось и доказалось, что египтяне в мышлении и открытиях "загробного существования" шли тем же путём, как я, т. е. "через бабочку" и её «фазы». 

Тогда для меня ясны стали саркофаги — мумии. Кто видал их в нижнем этаже Эрмитажа, тот не мог не поразиться раньше всего — величиною. Зачем — такой большой, огромный саркофаг — для мумии умершего, вовсе не большой? Но ведь это — «кокон» куколки-человека; и строился саркофаг непременно и именно по образцу кокона. Вот такой же продолговато-гладкий, как решительно всякий кокон, какой, безусловно, строит себе всякая гусеница — и египтянин себе изготовлял, «окукливаясь». И тело клалось — в пелены, «завёртывалось», как гусеница, напр., шелковичного червя, прямо "выпуская из себя" шёлковые нити, делает себе "шёлковую рубашечку". Поверх этого жёсткая, коричневая скорлупа. Это — саркофаг, всегда коричневатого однообразного тона. Кажется, он гипсовый, и тогда он и по материалу естества сходен с оболочкою куколки, ибо что-то вроде извести, как выпота, даёт и тело гусеницы. Вообще, ритуал погребения у египтян вышел из подражания именно фазам окукливающейся гусеницы" (В. Розанов. Источник).

В связи с этим как-то совсем по-иному смотрится история, рассказанная блогером crustgroup про самый древний из найденных сидонских финикийских саркофагов.


Как финикияне жили в мире с элимами?

Отрывок из книги «С точки зрения Карфагена» (Елена Хаецкая под псевдонимом Гай Анонимус):

"В начале VIII века до н.э. [на о. Сицилия] объявились халкидяне, построившие сразу три города. Им вдогонку примчались коринфийцы, основавшие Сиракузы. К концу столетия подоспели колонисты из находившейся рядом с Афинами Мегары, назвавшие своё поселение без всякой фантазии и творческого подхода — тоже Мегарой. VII век ознаменовался прибытием незваных гостей с Крита и Родоса.

Сицилия начала превращаться в банку со скорпионами, ибо греки немедля погрязли в кровавых склоках промеж собой, а в свободное от громких конфликтов с соплеменниками время начали заглядываться на богатую западную часть острова. В Мотии, лидере сицилийской федерации, к середине VII века до н.э. появляется крепостная стена, ранее отсутствовавшая за полной ненадобностью — с элимийцами и другим местными племенем, сиканами, финикияне жили в мире, а атаки с моря ждать не приходилось из-за абсолютного господства финикийского флота".

12 мая 2022

Ещё раз о любви.

Как бы испытывая влюблённых, Платон заставляет Гефеста вопрошать их: "Чего же, люди, вы хотите один от другого?… Может быть, вы хотите как можно дольше быть вместе и не разлучаться друг с другом ни днём, ни ночью? Если ваше желание именно таково, я готов сплавить вас и срастить воедино, и тогда из двух человек станет один, и, покуда вы живы, вы будете жить одной общей жизнью, а когда вы умрёте, в Аиде будет один мертвец вместо двух, ибо умрёте вы общей смертью. Подумайте только, этого ли вы жаждете и будете ли довольны, если достигнете этого?" И далее: "Случись так, мы уверены, - утверждает платоновский Аристофан, - что каждый не только не отказался бы от подобного предложения и не выразил никакого другого желания, но счёл бы, что услыхал именно то, о чём давно мечтал, одержимый стремлением слиться и сплавиться с возлюбленным в единое существо. Причина этому та, что такова была изначальная наша природа и мы составляли нечто целостное. Таким образом, любовью называется жажда целостности и стремление к ней". Смысл этого единства - это как бы переплетение двух частей, их взаимопроникновение.

Ю. Эвола

Пабло Пикассо. Минотавр и обнажённая

Гностическо-матриархальное

"Иногда я думаю такое: а что если настоящая Вселенная ещё даже не возникала? А та "вселенная", которую мы наблюдаем сейчас - это только эякуляция бога в богиню и сперма ещё только летит и мы называем этот процесс "расширением Вселенной".  И там впереди ещё зачатие и роды, и только потом настоящая Вселенная, которая будет уже не расширяться, а развиваться. Ну и конечно, все существа там будут счастливы, ибо тупое механическое расширение - это инферно хаоса, а развитие  - может быть нет", - пишет keburga в заметке "Вселенная как то, что ещё не возникло".

Вот такие "гностическо-матриархальные" размышлизмы... Вселенная как богиня... Причём, зачатие и роды ещё не состоялись, и сами по себе мужские сперматозоиды - "это инферно хаоса", как пыль межгалактическая. 

Да, гностики, в своё время сравнивали творца с дьяволом, потому что вселенная представляет собой крайне бестолковое образование и слово "космос" к ней никак не подходит. Я об этом писал в статье "Весь мир - бардак!"

О "больших семьях" пунов и их ритуальных омовениях.

Е. Хаецкая говорит, что "единственным сохранившимся произведением карфагенской научной мысли стал трактат агронома по имени Магон, старательно записавшего советы по ведению сельского хозяйства. И то, данное учёное сочинение известно нам исключительно по римскому цитированию — оригинал погиб в пламени, сожравшем Карфаген.

Магон написал свой труд ориентировочно в III веке до н.э., собрав весь многовековой опыт карфагенян в сложном и трудоёмком аграрном искусстве. Промышленное сельское хозяйство, — своего рода античные колхозы, — положенное на научную основу, не возникло из ничего, не появилось за один день. Грандиозным успехам Карфагена в этой области предшествовали эксперименты многих поколений предков. Предков, которые принесли определённые знания из Ханаана, а затем их углубили и развили".

На другой странице Е. Хаецкая поправляет себя и говорит иначе: "Термин «забитое крестьянство» к земледельцам, приехавшим из Финикии, неприменим. Если сравнивать с недавним временами в России, то здесь скорее следует использовать термин «кулачество» — сиречь крепких специалистов с наработанным поколениями опытом земледелия, использующих наёмный или, пока что в меньшей степени, рабский труд: рабов мало и они дороги. Семьи, твёрдо сидящие на земле, умеющие использовать её природный потенциал, и предпочитающие управлять, а не только самостоятельно махать мотыгой".

Так "античные колхозы" или "кулачество"? Я считаю, что для определения системы карфагенского сельского хозяйства не годится ни то, ни другое. Тут подойдёт определение "большая (многопоколенная) семья". То есть родители с детьми, бабушки и дедушки, ну и вкупе с ними могли проживать некоторые родственники, например, двоюродная сестра с детьми после смерти мужа. Также к успешной "большой семье" могли "прелепиться" и вовсе посторонние люди, с целью подработки или ради пропитания и жилья.

В принципе, те же самые "большие семьи" мы уже видели на Крите. О том, что они там имели место быть, свидетельствуют большие поместья критян, рассчитанные для проживания более дюжины людей.

"Остаётся лишь добавить, - пишет далее Е. Хаецкая, - что после римского завоевания Северная Африка становится крупным поставщиком хлеба в Италию. Римляне сожгли Карфаген, но его богатые угодья поставили себе на службу".

Да, судя по нижеследующей карте, Риму досталась густонаселённая территория.


11 мая 2022

На экзистенциальной передовой.

Некто под ником hyperboreus хорошо сказал о "метафизическом измерении" древнего человека, которое отсутствует у наших современников. 

"[В древности] человек (даже самый рядовой) в целом находился намного ближе к самой границе бытия, за которой только и начинается самое главное и подлинное. Любой крестьянин, сидя долгими зимними вечерами в полутьме своей избёнки и слушая нескончаемый вой ветра, волей-неволей оказывался на своего рода экзистенциальной передовой, где растворяется, как сон, тонкая кожура всякой накопленной культуры, где имеют значение только последние вопросы человеческого бытия, где человек один на один с вечностью, смертью и тем бесконечным миром, чья физическая "фотография", будь она трижды больше и богаче современных научных предположений, всё равно ничтожно мала и одномерна" (Источник). 

Дёрновые избушки-землянки в Исландии

Да, Карл Юнг говорил об этом, что двери в сферу Бессознательного открываются лишь в состоянии тишины и покоя. Той самой тишины, которой лишены современные люди, оглушённые "ниагарскими водопадами" информационного шума. 

Русалка?

Эдвард Роберт Хьюз (1851-1914). «Дозор валькирии». 1906.

Источник картинки

Интересно, а как соотносятся валькирии и русалки? Хотел было посмотреть в "Яндексе", нет ли какой информации на сей счёт. Но — куда там?! Весь поисковик забит каким-то аниме "Импульс валькирии: Русалочка"...

Трезвый взгляд на конспирологию.

Все теории заговора грешат слишком завышенной (= гуманистической) оценкой человека. В обыкновенных семьях люди часто не уживаются друг с другом, "грызутся" по мелочам. Но сторонники теорий заговора не замечают этого. Они почему-то уверены, что "жидо-масоны" не такие, как все. Они гораздо лучше. Они не "грызутся" друг с другом и веками сохраняют свои тайные структуры. Хотя, тем временем, государства, управляемые обычными людьми, "сыплются" на каждом шагу. 

Америка была заселена людьми в поисках спасения от дураков?

Сократ говорил, что греки расселились по берегам Средиземного моря как лягушки вокруг болота.

Елена Хаецкая пишет, что одной из главных причин греческой колониальной экспансии была жесточайшая, на грани самоуничтожения, политическая борьба в греческих городах-полисах.

О накале противостояния свидетельствует общеизвестный случай в Милете Ионийском — история довольно дикая даже для той суровой эпохи, когда человеческая жизнь стоила недорого. Дети изгнанных аристократических семей были брошены демосом под ноги быкам и растоптаны, в свою очередь аристократы, отвоевав город, осмолили детей своих противников и сожгли живьём.

Нечто сходное происходило в большинстве полисов и проигравшая партия не имела никаких шансов на выживание за одним исключением — бегство.

Интересно, - подумалось мне, - а не по той ли же самой причине случились и ранние миграции людей?


10 мая 2022

Об одном из величайших заблуждений нашего времени.

Одним из величайших заблуждений нашего времени (наверное, последних двух-трёх веков) является "гностическое" представление, что цивилизация основывается на позитивном (описательном) знании, а двигатель её прогресса -- накопление позитивных знаний. Поэтому именно наука и образование -- главные причины развития цивилизации, а соответствующая социальная группа образованных людей, aka интеллектуалов -- главная цивилизующая сила.

В реальности (и это моё позитивное/дескриптивное суждение) фундаментом цивилизации является то, какие нормативные идеи (представления о "должном", в том числе о "должном поведении") доминируют в обществе, включая его лидеров. Нормативные идеи по определению не являются знанием -- это суждения о том, что "должно" быть, но чего может на самом деле не быть "здесь и сейчас". Накопление же позитивного знания -- это следствие развития цивилизации, а не её причина; фундамент цивилизации и причины роста цивилизованности имеют нормативную природу. Максимально упрощённо: на больших исторических промежутках причиной того, что наука и образование успешно развиваются, является то, что в обществе принято считать недолжным убийство, воровство и публичное враньё, уважать права и т.д. -- а не наоборот. Если в обществе распространяются идеи, согласно которым на самом деле "наоборот", то такое общество с большой вероятностью готовится к регрессу от цивилизации к варварству независимо от того, сколько научных знаний в нём накоплено, сколько в нём интеллектуалов и как организована система образования. "Гностическая" или "позитивистская" иллюзия -- это болезнь цивилизации, подтачивающая её.

Источник

Конгениально. Собственно, и я о том же постоянно "долдоню": культура важнее и первичнее, чем цивилизация. Я даже ставлю вопрос таким образом: без культуры нет и человека.

А "позитивистскую" иллюзию я считаю формой массового инфантилизма. Знаете, сейчас очень распространён тип донельзя избалованного ребёнка. И постепенно из маленького поросёнка вырастает svintus grandiosus. Большой, а "без гармошки". В принципе, по нынешним временам, он запросто может получить диплом о высшем образовании и сделать карьеру "по блату". Он даже может стать большим чиновником, но всё равно будет "без гармошки". Вот так разлагаются и гибнут цивилизации. Потому что забыты "боги азбучных истин".

Как создавалась Ассирийская империя.

Встречая вооружённое сопротивление, Ашшурнацирапал II действовал крайне радикальными методами:

«...Я взял город, перебил множество воинов, захватил всё, что можно было захватить, отрубил головы бойцам, сложил напротив города башню из голов и тел, сложил башню из живых людей, посадил людей живьём на колья вокруг города, юношей и девушек его сжёг на кострах» (Источник).

Со своими бунтующими подданными Ашшурнацирапал был не менее строг:

«...Царь получил сведения о восстании ассирийских поселенцев в крепости Халцилуха, что южнее современного Диярбекира. В своё время эту опорную точку населил жителями Салманасар I. Теперь же местные ассирийцы во главе с начальником поселения Хулаем отложились от Ашшура и вознамерились захватить царский город Дамдамуса. Подобная дерзость требовала примерного наказания. Собрав колесницы и пехоту, Ашшурнацирапал перевалил через горы Кашйяри, осадил и стремительной атакой взял город Кинабу — твердыню восставших. 600 мятежников поплатились жизнью в бою, и им, в принципе повезло, так как 3000 пленных были преданы огню, победители надругались над девушками и даже над юношами. С главаря мятежников Хулая была содрана кожа».

Или вот ещё сходная цитата из «самовосхвалений» этого государственного деятеля, рядом с которым отечественный Иван Грозный выглядит сущим филантропом, прекраснодушным либералом и покровителем вдов и сирот:

«...Многих людей живыми захватил я в руки — одним я отрубил кисти или пальцы, другим отрубил носы, уши их, многим людям ослепил глаза. Город разрушил, снёс, сжёг в огне и пожрал его...».

Сценарий везде был одинаков: горы трупов, отрезанные головы, исключительные насилия, огромные костры. Отдельно заметим: ассирийские цари даже не пытались пресечь безобразия, чинимые войском при захвате вражеских городов, а всячески эти бесчинства поощряли, одобряли и культивировали, затем подробно описывая массовые зверства и эпические по масштабам карательные акции в своих «самовосхвалениях».

Карфагенская меритократия.

Весна в этом году  — мерзопакостная. С 24 февраля и по сей день дуют холодные северные ветры, по небу плывут "свинцовые" облака... Словно всю Арктику "выдувает" в Черноземье. Сегодня шёл снег с дождём... Я никак не могу найти благоприятное погодное "окно" для посадки картошки в огороде. Приходится сидеть в "тырнете"...

"Как могла выглядеть структура управления ранним Карфагеном?" - задаётся вопросом Елена Хаецкая. - "Вряд ли беженцы из Тира решили изобрести что-то принципиально новое и революционное, избрав хорошо отработанную веками схему ханаанских городов-государств: царица, совет старейшин, народное собрание. 

Юстин рассказывает о неких «десяти пунийских старейшинах» (principibus, первые, первейшие), решавших важные вопросы ещё при Элиссе. Совет продолжил своё существование и в дальнейшем, ориентировочно до VI века. Полибий во «Всеобщей истории» называет этих десятерых словом γερουσία — сенат, но не в римском понимании данного термина, а в греческом, наподобие двадцати восьми «сенаторов» Спарты, которые служили третьей силой, уравновешивающей власть царей и народного собрания".

Да, совет старейшин — это как раз то, чего не хватает современной государственной модели. Я вижу совет старейшин как некий синклит мудрецов, типа Сергея Капицы.

Олово на Кипре и критская "талассократия Миноса".

Елена Хаецкая пишет: "В период Бронзового века существовало несколько основных центров по добыче и выплавке металлов. В Анатолии, Тимне (район нынешнего Эйлата), в континентальной Греции, на Кипре. Приблизительно с 1600 года до н.э. Кипр становится едва ли не основным поставщиком меди и центром производства бронзы."

Интересно. А как это сообразуется с "талассократией Миноса" и максимальным расцветом крито-минойской цивилизации именно в этот период. Очевидно, если купцы с Крита торговали в Египте, то они могли плавать и на Кипр. Тем более, что летние ветры благоприятствуют путешествиям на восток и юго-восток.

Доминирующее направление ветров в летний период

С большой долей уверенности можно предположить, что критяне занимались транспортировкой и перепродажей олова по всей Эгеиде и, может быть, по всему Восточному Средиземноморью, включая Анатолию, Египет и Сирию.

Ещё более интересно узнать, почему в дальнейшем Кипр утратил свои лидерские позиции по добыче олова. Может быть, причиной тому послужило нашествие "народов моря" в эпоху Катастрофы бронзового века?

Map of the Sea People invasions in the Aegean Sea and Eastern Mediterranean at the end of the Late Bronze Age

09 мая 2022

Легенда об Элиссе, основательнице Карфагена.

Как сообщает Елена Хаецкая, около 814 года до н. э. "царём Тира являлся Pu'mayyaton, в греческом написании — Пигмалион, сын царя Маттана I, умершего несколько лет назад. У него была сестра Элисса, если верить Юстину — старшая. Элисса вышла замуж за Археба (Сихей, по версии Вергилия), являвшегося верховным жрецом Мелькарта Тирского — главного божества финикийского мореплавания.

Надо сразу отметить, что храм Мелькарта в Тире был средоточием фантастических богатств, ибо туда отсылалась десятая доля с купеческих и колониальных доходов «морской империи». Археб слыл богатейшим человеком Тира, а то и всей Финикии — есть основания полагать, что именно так дела и обстояли: жречество и поныне очень доходная профессия.

Что за финансовые проблемы возникли у Пигмалиона — неясно, но царь положил глаз на сокровища родственника, тот отказался отдать их добровольно и в результате был убит вероломным Пигмалионом прямиком у алтаря. Тем не менее, драгоценности Археба царём найдены не были, поскольку жрец надёжно их спрятал". 

Вскоре муж явился Элиссе во сне и рассказал, что с ним произошло. Он посоветовал жене поскорее бежать от брата-мерзавца и заодно указал, где спрятаны богатства.  По слову Марка Юниана Юстина,

«Элисса из-за этого преступления долго чуждалась брата. В конце концов она затаила в себе ненависть и притворилась примирившейся со своей судьбой, а тайно стала готовиться к бегству, сговорившись с некоторыми из виднейших людей в государстве, которые, как она думала, также ненавидели царя и стремились бежать. Тогда Элисса обращается к брату [с такими] лукавыми [словами]: она хочет переселиться к брату, чтобы дом её мужа в ней, жаждущей забвенья, не вызывал тяжёлой скорби, чтобы глаза её не видели более перед собой того, что возбуждает в ней горькие воспоминания. Пигмалион с удовольствием выслушал сестру, думая, что вместе с ней к нему перейдёт и золото Ахерба. Но Элисса в тот же вечер с помощью слуг, присланных царём, чтобы помочь ей при переезде [к нему], погрузила все свои богатства на корабли и, выйдя в открытое море, приказала сбросить в воду большие мешки, наполненные песком, но имевшие вид мешков с золотом. После этого она рыданиями, скорбными воплями стала взывать к Ахербу, умоляя его благосклонно принять сокровища, которые он оставил ей; пусть послужит ему в качестве погребальной жертвы то, что было причиной его смерти. А затем обратилась она к царским слугам: ей, [сказала она], смерть давно уже стала желанной; но их, похитивших у жадного тирана богатства, ради которых он совершил убийство [родственника], ждут жестокие пытки и суровые наказания. Этими словами она в них вселила страх и приобрела себе спутников в бегстве. К ней присоединяются также многие сенаторы, приготовившиеся к бегству той же ночью. Все они, принеся жертву Геркулесу, жрецом которого был Ахерб, решили искать себе на чужбине место для поселения».

Полис и государство: два "модуса операнди" человечества.

Идущий на улице дождь вынудил меня сидеть дома. Читаю труд Елены Хаецкой "С точи зрения Карфагена"... 

Она правильно пишет, что "ассирийцы первыми создали классический тип государства: с регулярной армией, имевшей единообразное вооружение, господством титульной нации, единым законодательством и централизованным управлением провинциями, включением в состав соседних царств (к примеру, Египет в 671 г. до н.э.).

Финикия пошла принципиально другим путём, поставив приоритетной целью не политическое влияние, а коммерческую выгоду. В конце концов, всё на этом свете можно купить и от всего откупиться — как полагали финикийцы, — но эта доктрина переставала работать, когда речь шла о столкновениях с «большими парнями», для которых на первом месте стояло столь нерациональное и убыточное мирское честолюбие, которому не место в деловой практике.

Бизнес и желание прославиться в качестве великого завоевателя — две вещи несовместные".

Да, это очень актуальное для настоящего времени замечание. 

Как мы знаем, государства возникают там, где образуются большие "человейники": десятки и сотни тысяч людей трудятся на плодородных почвах речных долин, и при этом неизбежно возникает управленческий аппарат для координации работ. В этом смысле полисы можно назвать "недогосударствами", так как в них не образуется "критической массы" людей для создания государства. 

Как писать правильно — справа налево или наоборот?

Древние финикийцы, как и евреи, писали справа налево. Древние греки и римляне писали наоборот — слева направо. Этруски заняли промежуточное положение: они долго не могли решить, как писать правильно — справа налево или наоборот, отчего использовали оба типа письма.

Ну, про этрусков я говорил недавно, в заметке "К вопросу об этрусках". Их неопределённость в том, как писать правильно — справа налево или наоборот — прямо вытекает из их расовой неопределённости. А вот финикийцы, будучи носителями гаплогруппы J2, по "крови" сильно отличались от греков и римлян. И я полагаю, что именно "генетика" определила различие в направлении письма. 

Можно пойти и дальше, сделав предположение о том, что "кровь" определяет стиль и дух всей культуры народа. Нам известно о чувстве глубокой неприязни древних римлян к культуре Карфагена. По мнению римлян, у пунов всё было "не так, как надо". 

Кстати, о том же чувстве по отношению к евреям пишет и Василий Розанов:

"Замечалась всегда, отмеченная ещё Тацитом, — «odium humani generis»1 у этого народа и обратно, то же непобедимое разделяющее чувство испытывали к евреям все народы: «Не наше, не наше!» «Не мы, не мы!». Какую бы взять параллель этого взаимного гнушения?

«— Не люблю я этих галушек, — сказал пан-отец, — никакого вкуса нет. — И положил ложку» (Гоголь, «Страшная месть»),

«— Знаю, что тебе лучше жидовская лапша, — подумал про себя Данило. — Отчего же, тесть, — продолжал он вслух, — ты говоришь, что вкусу нет в галушках? Худо сделаны, что ли? А брезгать ими нечего: это христианское кушанье! Все святые люди и угодники Божии едали галушки.

Ни слова отец: замолчал и пан Данило.

Подали жареного кабана с капустою и сливами.

— Я не люблю свинины! - сказал Катеринин отец, выгребая ложкою капусту.

— Для чего не любишь свинины? — сказал Данило. — Одни турки и жиды не едят свинины.

Ещё суровее нахмурился отец.

Только одну лемишку2 с молоком и ел старый отец и потянул вместо водки из фляжки, бывшей у него за пазухой, какую-то чёрную воду» («Страшная месть», глава 4)" (Источник).

В. Розанов говорит, что вещий инстинкт Гоголя невольно связал "жидов" и "жидовское" с какой-то "чёрной испиваемой водою", которая, наверно, хуже горилки и абсолютно неперевариваема христианским нутром.

Возвращаясь вновь к стилю написания букв, можно заметить, что написание слева направо идёт "от себя", а написание справа налево — наоборот, "к себе". Тут, конечно, можно провести многие культурные аналогии, вплоть до христианского завета проповедовать Евангелие "всей твари" — с одной стороны, и печать «обрезания», как «штандт-пункт» иудаизма, — с другой стороны. Различие между христианством и иудейством примерно такое же, как различие между "линией" и "точкой" в математике. Про другие различия, вызывающие антисемитские настроения, я здесь писать не стану, однако всё же замечу постоянные ссылки на "иудейский матриархат". Наверно, это тоже не случайно: если "у нас" - патриархат, то "у них", конечно, дожен быть матриархат. Потому что они пишут и читают наоборот, "не так, как мы".  

-------------------------------------------------------------------

[1] «ненависть к роду человеческому» (лат.).

[2] Лемишка (укр. лемішка) — украинское блюдо из гречневой муки наподобие каши.

К вопросу о похищении Елены.

Е. В. Хаецкая пересказывает древнегреческую байку о том, как финикийские торговцы подрабатывали похищением девушек с целью последующей продажи их в качестве рабынь.

"Геродот в своей «Истории» подробно расписывает злодейское похищение Ио, дочери Аргосского царя — «...когда почти все товары уже были распроданы, на берег моря среди многих других женщин пришла и царская дочь. Её имя было Ио, дочь Инаха; так же называют её и эллины. Женщины стояли на корме корабля и покупали наиболее приглянувшиеся им товары. Тогда финикияне по данному знаку набросились на женщин. Большая часть женщин, впрочем, спаслась бегством, Ио же с несколькими другими они успели захватить. Финикияне втащили женщин на корабль и затем спешно отплыли в Египет»".

"У нас нет оснований Геродоту не верить, - говорит Е. Хаецкая, - поскольку это похищение (финикийцы исходно могли не знать, что в качестве добычи им досталась царская дочь) спровоцировало длительный конфликт между эллинами и морскими торговцами, закончившийся тем, что греки в отместку украли дочь царя Тира Европу — впоследствии эта история трансформировалась в миф о похищении Европы Зевсом, обернувшимся быком". 


 

08 мая 2022

Продолжая тему связей минойского Крита с древним Египтом.

О связях минойского Крита с древним Египтом я говорил неоднократно. Продолжу эту тему...

На египетских фресках времени знаменитой царицы Хатшепсут и Тутмоса III (первая половина XV в. до н. э.) представлены послы страны Кефтиу (так египтяне называли Крит) в типично минойской одежде (передниках и высоких полусапожках) и с характерными причёсками, несущие дары фараону: отрезы ткани, слитки характерной минойской формы, конусообразные ритоны и другие, скорее всего золотые, сосуды. 

Часть фрески из гробницы Рехмира

Но вот вопрос: в каком качестве
послы страны Кефтиу преподносят фараону эти дары? Можно ли их рассматривать как дань, которую критяне были обязаны привозить в Египет?

Да, фараона Тутмоса III можно назвать "Долгоруким" из-за того, что он всю свою жизнь воевал за пределами Египта, но всё же он был не настолько "долгоруким", чтобы дотянуться до Крита. Не было у египетских фараонов военно-морского флота.

Как сообщает Е. В. Хаецкая, "корабли древних египтян представляли из себя большущие четырёхугольные баржи, сделанные из коротких досок (материалом служила в основном Acacia tortilis, акация кручёная, в изобилии произраставшая в Нижнем Египте) с плоским дном, предназначенные прежде всего для плаваний по спокойному Нилу. Выход в море для них был рискованным приключением с совершенно неочевидными финалом. Никаких переходов ночью — перед закатом обязательно встать на стоянку. Плавания только ввиду берега, выход в открытое море считался безумно опасным и практиковался в исключительных случаях. При малейшем намёке на усиление ветра — причаливать и пережидать непогоду. В сезон штормов и без того ограниченное морское сообщение прекращалось. Корабли из акации, да ещё не имеющие ни киля ни шпангоутов, с корпусом оплетённым канатами для лучшей остойчивости и надёжности, годились только для неторопливых каботажных плаваний на минимальные расстояния. Поход на Кипр уже считался безумной авантюрой, а путешествие в гости к минойцам на Крит и вовсе предприятием самоубийственным".

Так что дары крито-минойцев были, скорее всего, делом добровольным. Таким образом торговцы с Крита заручались поддержкой местной египетской администрации. Подкупив государственных чиновников, они надеялись на их помощь и защиту в конфликтных ситуациях.

Гешефт как тип цивилизации.

Можно заметить такую закономерность: матриархат, как менталитет, культивировался в тех древних обществах, которые специализировались на экспортной торговле. Уже неолитическое общество Чатал-Хююка занималось изготовлением зеркал из обсидиана, очевидно, на продажу. 

Найденное на раскопках обсидиановое зеркало, © Официальный сайт

Крито-минойская и индо-хараппская цивилизации также занимались торговлей всякого рода "побрякушками". 

В этом отношении нельзя пройти мимо финикийцев, которые исстари промышляли добычей ракушек из семейства мурицид, иглянок, из которых добывался «тирский пурпур»; этот товар «Земли пурпура» расходился по всем царствам Древнего мира и мог считаться эквивалентом золота.

"Показательно скопидомство персидских царей — в 330 году до н.э. Александр Македонский посетил сокровищницу дворца царя Дария в сдавшемся великому завоевателю городе Сузы, где было обнаружено неимоверное количество отрезов пурпурных тканей (вероятно несколько тонн), причём покупались они на протяжении минимум двух столетий: за это время не вылиняли и не потеряли своего благородного цвета.