22 мая 2023

Чтобы стать мужчиной, нужно повторить прыжок женщины.

Архипелаг Вануату состоит из 80 островов, разбросанных на малонаселённой территории площадью 900 квадратных километров. 


Древний слой населения архипелага составляли папуасы. Позднее эти папуасы восприняли австронезийские языки и культуру в результате экспансии в Океанию австронезийцев из Юго-Восточной Азии. Так что, это немного окультуренные папуасы, но, тем не менее, папуасы с "кондовым" патриархатом. На юге — система вождества с наследованием титула и статуса. На севере — иерархические ранговые союзы мужчин, каждый выкупал свой ранг. Платили раковинами, свиньями и т. д. Мужчины лидировали, бытовали мужские тайные союзы, сукве, тамате, кват и др. Семья моногамная, но допускалась полигиния до 25 жён.

Остров Пентекост (Pentecost) всемирно известен ритуалом Nagol (N'gol) - знаменитыми прыжками с лианами, который существует на острове многие века.

Согласно легенде, история прыжков с лианами началась с примитивного бытового насилия. Давным-давно одна женщина убежала от мужа Tamale (Тамале), который имел обыкновение её поколачивать. Спасаясь от обозлённого супруга, она забралась на самое высокое дерево и затаилась. В конце концов, муж отыскал её и потребовал, чтобы она спустилась на землю. Женщина отказалась, и тогда мужчина полез за ней. Ему оставалось всего лишь протянуть руку и схватить её, однако храбрая островитянка прыгнула вниз с огромной высоты. Муж в ярости бросился за ней – и разбился насмерть. А женщина благополучно приземлилась — она заранее привязала к лодыжкам гибкие лианы, которые остановили её падение у самой земли.

С той поры-мужчины, желая показать, что они не уступают женщинам в отваге, стали тоже прыгать с высоты. Так возникли прыжки Nagol. Это одна из самых опасных и древних традиций местных жителей. Каждый год перед сбором урожая молодые охотники-островитяне совершают головокружительные прыжки с 30-метровой башни, полагаясь только на крепость привязанных к ногам лиан. Цель прыжка — коснуться земли, но так, чтобы прыжок не стал фатальным (Источник). 

К ритуалам инициации эти прыжки не относятся, потому что, во-первых, прыгают не мальчики "переломного" возраста, а мужики, и, во-вторых, фестиваль нагхол растягивается с апреля до мая или даже до июня, чтобы побольше собрать денег с туристов. Прыгают теперь только по субботам, начиная с 5 апреля, причём больше 50-ти туристов за раз посмотреть на прыжки не пускают. Увы, но деньги и духовность — понятия несовместимые, взаимоисключающие. Может быть в стародавние времена, когда ещё не было туристов на острове, эти прыжки являлись частью инициатических испытаний, но теперь они превратились в цирковой аттракцион.

Почему Гомер молчал об Идейской Матери?

Ф. Ф. Зелинский пишет:

"Вступая на почву Анатолии, мы первым делом сталкиваемся с культами Матери в её прочно эллинизованной части, и прежде всего — в Троаде. И здесь нас положительно дразнят совпадения с далёким Критом, не объясняемые сколько-нибудь ясными для нас путями культового общения между обеими странами. Возвышающаяся над Троей гора Ида дала имя «Идейской Матери»;

но Иду, и притом в культовой близости с Матерью-Реей, имеем мы и на Крите. Там — корибанты, здесь — куреты, тоже демонические существа, заглушавшие некогда своей шумной пляской и музыкой крик новорожденного Зевса; разницу между ними установить можно, но факт тот, что уже древние их отождествляли. 

куреты

Критскую Мать зовут Реей, и она, как «Зевеса матерь самого», заняла прочное место в генеалогиях; положим, имя Реи для Идейской Матери в Трое непосредственно не засвидетельствовано. Но, во-первых, если мы правильно истолковали это имя как «горная», то оно уже заключено в имени Идейской, так как Ида означает именно «лесистая гора» или «нагорный лес». А во-вторых, и это ещё больше нас дразнит — мы встречаем его в римском отпрыске Идейской богини в Трое, матери близнецов-основателей, Реи Сильвии: ведь и «Сильвия» — не что иное, как перевод греческого Idaia в смысле «лесная».

Но вот что нас ещё более поражает: Идейская Мать, пусть не Рея, но зато Кибела, согласно свидетельствам греков исторической эпохи — главная богиня Трои; казалось бы, она должна бы была быть главной покровительницей её народа в его борьбе с пришлым врагом. Об этой борьбе повествует Илиада — и вот, Илиада совершенно умалчивает об Идейской Матери. Как это объяснить?
", - вопрошает Ф. Ф. Зелинский, и не даёт ответа. Впрочем, он добавляет, что Гомер почти не знает Деметры; о причинах много спорят, но факт несомненен.

Владимир Мегрэ о дольменах.

Я никогда не читал "Звенящие кедры России" Владимира Мергэ, писателя из Геленджика. Но сегодня, читая "Записки дольменщика", в статье "Различные гипотезы предназначения дольменов" обнаружил идеи, созвучные моим размышлениям.

"По Мегрэ, в дольмены уходили умирать мудрецы предыдущей ведической цивилизации. После смерти, тело мудреца истлевало как обычно, а его дух, со всеми накопленными им знаниями, навечно оставался привязан к дольмену. И если наладить контакт с этим духом, то он может даже поделиться некой сакральной информацией, до которой наша цивилизация пока не доросла".

Я же придерживаюсь мнения, что в дольменах хоронили останки шаманов или шаманок. Можно сравнить дольмены с "арангасами" - висящими на деревьях гробами. Или вот, например, «сайба» - погребальное сооружение на сваях умершей ороченки.

сайба
 
«Сайба» ребёнка, раскрытая исследователем Н.Кычаковым

21 мая 2023

Философское обоснование ведовства.

Посидоний (Ποσειδώνιος) — древнегреческий философ-стоик (139/135 год до н. э. — 51/50 год до н. э.). По его мнению, Божество — это огненная мыслящая пневма, простирающаяся по всему сущему в виде эфира [1].

"Управляемый этим Божеством мир представляет собой единый и цельный организм, все части которого одна с другой соединены тысячью нитей, так что ни одна не может измениться без того, чтобы её изменение не отразилось так или иначе на остальных частях. Это и есть догмат всемирной симпатии, который выдвинут Посидонием и поставлен в центр его мистической космологии. Всемирная симпатия на языке Посидония соответствует всемирному тяготению на языке Ньютона; она отличается от него, как одушевлённость от бездушности. Есть всемирная симпатия; все существа вселенной ею связаны, изменения в одной области мироздания ощущаются во всякой другой, неясное там может проявиться здесь. Атмосферические явления, имеющие завтра изменить погоду, уже сегодня определяют собой поведение вороны, по которому и могут быть узнаны; на этом основана наука прогностики, а прогностика — лишь часть мантики, более близкая нашему пониманию, но ничуть не более достоверная: вся разница лишь в степени. Посидоний был на пути если не истинном, то очень серьёзном, выводя ведовство из незримой, доступной только сознанию очень чуткой души сцеплённости явлений; и он мог бы сказать, подобно Метерлинку: никто не знает, где кончается душа.

Объективная возможность ведовства дана именно в этой сцеплённости явлений; но субъективная? Кто распознает крепкие, но незримые узы, более незримые, чем те, которыми в своё время Гефест сковал свою неласковую мать Геру? Мы на это уже намекнули: душа. Душа — сродни божеству, будучи также и сама соткана из того самого эфирного огня, который был материей божества. Правда, её зоркость затуманена её погружением в грубую материю тела; но и эта затуманенность различна у различных людей, различна в различные моменты жизни одного и того же человека. Есть люди, обладающие от природы необыкновенною чуткостью души: мы называем их пророками. Но и у других она проявляется в зависимости от ослабления телесных уз: во сне, в экстазе, перед смертью. Всё это — состояния, обусловливающие естественное ведовство: человек в них непосредственно, в силу божественности природы своей души, чует незримые узы всемирной симпатии. Но независимо от этого естественного ведовства существует и искусственное, существует ведовская наука, основанная на многовековом наблюдении. И здесь мы имеем в основе всемирную симпатию. Перемена в одной, непосредственно важной для нас сфере явлений, сопровождается переменой также в другой, переменой для нас неважной, но зато видимой: по этой мы заключаем о той. Это искусственное ведовство, таким образом, ближе всего к прогностике; отличается оно от неё ещё большей неуловимостью сцепления. Связь между завтрашней погодой и сегодняшним поведением вороны для нас неясна,но представима; связь между рисунком печени принесённого мною в жертву животного и предстоящей смертью моего брата и неясна, и непредставима. Но что же из этого следует при ограниченности нашего представления вообще? Разве представима связь между соком чемерицы и состоянием душевнобольного? И всё-таки мы предписываем его ему, руководимые исключительно опытом.

Nature Strikes Back

"В начале мая в Гибралтарском проливе группа из трёх косаток ночью атаковала яхту. За несколько дней до этого группа из шести косаток атаковала рыбацкое судно, двигавшееся через пролив. Согласно опубликованному в июне прошлого года исследованию, первые сообщения о подобном поведении косаток появились в 2020 году, и они становятся всё более частыми. Уточняется, что атаки все имеют схожую картину: косатки атакуют судовой руль и теряют интерес, как только им удаётся остановить судно. Исследователи допускают, что подобное агрессивное поведение может быть вызвано некой психологической травмой. Предполагается, что косатка могла столкнуться с кораблем или рыбацкой ловушкой браконьеров, что послужило триггером для такого поведения. Исследователи уточнили, что подобные инциденты начались после того, как в 2020 году четыре косатки погибли в пиренейских водах, однако их гибель напрямую не была связана с кораблями" (Источник). 

"Долгие тысячелетия люди безжалостно охотились на слонов. Сначала охотников интересовало мясо гигантов, позже главной ценностью стали бивни, из которых изготовляли очень дорогие сувениры. Даже сейчас, когда охота на слонов строжайше запрещена, огромные животные находятся в страшной опасности. Но в последнее время стало происходить нечто удивительное. Индийские учёные говорят, что современные слоны вдруг сильно поумнели и научились обороняться от агрессивных браконьеров. Дело в том, что взрослые слоны-самцы никогда не живут стаями, традиционно они одиночки. А те стаи, что нам показывают в познавательных фильмах по телевизору, исключительно женские, где обитают слонихи и молодняк. Там царит матриархат, где самками правит самая мудрая и сильная слониха. Взрослые слоны приходят в стаю лишь для продолжения рода, а потом снова продолжают одинокую жизнь. Однако в последнее время слоны-одиночки стали объединяться в мини-стаи по 3-5 особей. Так, в 2018 году в индийском штате Орисса браконьеры ранили слона-одиночку и уже хотели добить его. И тут оказалось, что животное входило в стаю из семи мощных самцов. Раненый слон позвал сородичей на помощь (эти животные способны общаться на низкочастотных звуках через многие километры), и уже через десять минут вся стая накинулась на обидчиков. Пять вооружённых людей и микроавтобус были растоптаны в считанные мгновения. Не выжил никто. И таких случаев, когда слоны оказывают сопротивление врагам, помогая своим собратьям, становится всё больше с каждым годом. Животные демонстрируют прямо-таки человеческий ум. Объяснить этот феномен учёные пока не в силах. Возможно, разгадка этой тайны кроется в древнем восточном предании. Оно говорит, что перед концом света все животные и птицы обретут разум и заговорят по-человечески" (Источник).

Интересно, что и у касаток, и у слонов - матриархат. Здесь есть о чём задуматься.

Самка-матриарх у слоних — "пани Голова" стада.
 
 бивни слонов, конфискованные у браконьеров


О культе героев в Древней Греции.

Лонгрид от Ф. Ф. Зелинского (с моим комментарием после текста):

"Что же такое эти герои? Этимология слова темна; из неё ничего вывести нельзя, кроме вероятного родства с именем богини Геры, которое, однако, прибавляет только новую загадку к прежним. По смыслу же герои — это избранные среди покойников, ставшие предметом не только семейного, но и общественного или государственного культа. Этот культ, таким образом, усиленный культ душ.

Первоначальные герои — это, по-видимому, те, о которых говорит Геродот, покойные цари. Оно и понятно. Чем любой гражданин был для своей семьи, тем царь был для всей общины; семейному культу там соответствовал, поэтому, государственный культ здесь. Можно, однако, предположить, что среди этих героев особенно почётное место занимали цари-родоначальники, те, о которых повествует «героический» эпос.

В послегомеровскую эпоху круг героев значительно расширился. Это стояло несомненно в связи с аристократизацией,  а затем и демократизацией Греции: царей-героев не стало, а между тем, нежелательно было лишить общину тех потусторонних сил, которые представлялись воплощёнными в героях. Возник поэтому обычай считать героями тех, которые оказали общине выдающиеся услуги. А это были в первую голову основатели, экисты или ктисты общины — для древних общин обязательно люди мифической старины. Хорошо, если таковые были известны, подобно Кадму в Фивах; если же нет, то сочиняли имя такового по имени самой общины; Лакедемон основал герой Лакедемон, Коринф — «сын Зевса Коринф». Значило ли это, что в реальность возводилась фикция? Вовсе нет. Ведь кто-нибудь должен был быть основателем Коринфа; ему, реальному лицу далёкого прошлого, и воздавали честь под этим именем.

Экист и архегет был как бы отцом основанной им политической единицы. Но по античным воззрениям, как греческим, так и римским, спаситель (Soter) почитался наравне с родителями, и праздник спасения был как бы вторым днём рождения. Неудивительно поэтому, что и общины воздавали героические почести наравне со своими основателями также и своим спасителям. Таковыми были первым делом законодатели, спасшие своими установлениями общину от гражданской смуты и обеспечившие ей священное для грека «благозаконие» (eunomia); затем, во-вторых, герои в нашем смысле слова, принявшие смерть на поле брани за отечество. Леонид был на все времена героем в Спарте; ещё дальше пошли в этом отношении демократические Афины — все павшие под Марафоном были признаны героями для своего отечества.

А раз причиной героизации была признана заслуга перед общиной, то этим самым открывался новый, длинный ряд кандидатов в герои. Заслуги были возможны в самых различных областях. Они признавались за боголюбезными жрецами и прорицателями, за вдохновенными поэтами — Гомером, Гесиодом, Пиндаром; за теми, кто — характерное для Греции воззрение — своими изобретениями поднял человеческую жизнь на более высокую ступень. — Но разве они были известны? — Это, согласно вышесказанному, не так важно. Гончарное дело (керамика) несомненно полезное изобретение... воздадим же честь «герою Кераму». Мельники пусть поклоняются герою «Милету» (Myles), рудокопы — герою «Алету» и т. д.; боги уж разберут.

20 мая 2023

О языческих боговоплощениях.

Ф. Ф. Зелинский показывает, как из древнегреческого язычества рождается своеобразное "хлыстовство":

a. Александр [Македонский] признаётся сыном Зевса-Амона, Селевк — сыном Аполлона; это вполне в духе древнегреческой религии. Точно так же ведь и Минос признавался сыном Зевса, и Ион афинский сыном Аполлона; это давало им право на героизацию после смерти, вот и всё.
 
b. Тот же Селевк (допустим это) получил после смерти героические почести в основанной им Селевкии; это опять-таки в духе той же древнегреческой религии. Постулатом была вера, что просветлённая душа этого «героя-ктиста» живёт в его всеми почитаемой могиле, как могучий дух-хранитель основанного им города.
 
c. Он в ней (допустим и это) получает не героические, а божеские почести. Это значит, что ему надлежит приносить жертвы не ночью, а днём, не на «очаге», а на алтаре и т. д. Постулатом была вера, что душа покойного не заключена в его могиле, а вознесена к богам на Олимп, или в эфир. Отсюда легенды о птицах — орлах или коршунах, — поднявшихся с костра, где сжигались останки покойного, таковая или сама была его душою, или уносила её.
 
d. Ему эти самые почести воздавались уже при жизни. Теологически это трудно было мотивировать, но психологически объясняется легко, как предварение, льстивое с одной стороны, тщеславное — с другой. Во всех этих случаях новый бог или герой чествовался под своим собственным именем; но вот нечто новое.
 
e. Птолемей I с женой после смерти получают божеский культ как «боги-Спасители», Селевк — как «Зевс-Победоносец» и т. д.: следует заметить, что терминология тут последовательна, что никогда не говорится официально о «боге Птолемее», о «боге Селевке», а именно только о «боге-Спасителе», о «Зевсе-Победоносце». Вот это действительно новшество; как это объяснить? Разгадку даёт нам второй случай. Очевидно, Зевс частью своего естества воплотился в Селевке, он стал его душою; в момент смерти эта душа оставила тело Селевка, которое отныне покоится в могиле, сама же она вознеслась на Олимп; чествуют, поэтому, бога «Зевса-Победоносца». Но как же понимать это воплощение Зевса при продолжении его деятельности как царя Олимпа? — Да так же, как и службу Марии-привратницы (Marie la touriere) в христианской легенде, обработанной Метерлинком в его «Сестре Беатрисе»: бог и вездесущ и бесконечно делим. — А как Зевс-Победоносец, он остаётся в связи с Селевком? — В сознании людей, да; так же, как Зевс Додонский пребывает в связи с Додоной, несмотря на одновременное существование Зевса Олимпийского.

f. И с этой точки зрения даже полный апофеоз — т. е. воздавание богу-Адельфу, богу-Эвергету и т. д. соответственных почестей при их жизни, покажется не нелогическим предварением, внушённым лестью или тщеславием, а вполне последовательным развитием догмата. Раз признано, что в Птолемее III воплотился бог, которого люди, не зная его подлинного имени, назвали богом-Благодетелем, то не только позволительно, но и необходимо было воздавать этому богу соответственные почести уже при жизни того бренного тела, которое он избрал своим временным местопребыванием. Здесь только в сознании людей блеснул новый религиозный догмат: появление бога во плоти и его пребывание в ней до её разрушения смертью. Благодаря почину Птолемея Филадельфа, религия эллинизма обогатилась новым догматом, и религиозное сознание людей стало свыкаться с мыслью, что бог может избрать себе земным местопребыванием тело человека от его рождения вплоть до его смерти.

Античные царебожники.

"В Египте Александр Македонский провозгласил себя сыном Амона-Ра и, таким образом, заявил о своей божественной сущности; египетские жрецы стали почитать его и как сына бога, и как бога" (Википедия).

Персы также почитали Александра как бога. Прямым следствием того чрезмерного, по греческим представлениям, почёта, которым персы окружали своего владыку, явилась так называемая «проскинеза», т. е. обычай падать ниц при встрече с ним. Это-то и было то, в чём Александр пожелал быть преемником побеждённого монарха и чем он возбудил наибольшее возмущение у своих македонских подданных: проскинеза считалась символом обожествления.

"Непосредственные преемники Александра слишком живо помнили своё собственное возмущение притязательностью своего царя, чтобы последовать его примеру. Однако уже через пару поколений диадохи, наследники власти Александра в Египте (Птолемеи) и в Сирии (Селевкиды), выступали в роли «царей-спасителей» (theoi Soteres). За «богами (Фил)адельфами» последовала при третьем Птолемее чета «богов-Эвергетов», за ней «богов-Филопаторов» и т. д.

Когда Деметрий Градоосаждатель «освободил» Афины от македонской аристократической партии, ликованию демократов не было конца. Ему с его отцом Антигоном был определён божеский культ под именами «богов-спасителей», их позолоченные статуи были поставлены на городской площади рядом со статуями обоих тираноубийц, в их честь были названы две новые филы, Антигонида и Деметриада, и празднества сменялись одно другим. На одном из них была исполнена «итифаллическая» песнь, сохранённая нам в значительной части Афинеем; в ней встречались, между прочим, следующие стихи:

 
Будь счастлив, Посейдона с Афродитой сын,
Доблестный Деметрий!
Ведь все другие боги далеко от нас,
Иль они без слуха,
Иль их нет, или дела нету им до нас;
А тебя мы видим:
Не древо ты, не камень — настоящий бог;
Молимся тебе мы.

 

Эфесская богоматерь.

"Уже давно установлено, что недевственная «великая Артемида Эфесская» — лишь греческая перелицовка местного материнского божества" (Ф. Ф. Зелинский). 

Стало быть, никакая это не Артемида, а, скажем так, "богоматерь Эфесская". Может быть, в Эфесе её называли по имени, но оригинальное туземное имя до нас не дошло.

19 мая 2023

Удивительные «садики» Адониса.

Лучший поэт эллинизма, Феокрит, навестил Александрию в правление Птолемея II Филадельфа, в 60-е годы III века, и там он был свидетелем праздника Адониса, который справляла царица  Арсиноя в своём дворце, и описал виденное им в одной из своих прелестнейших идиллий, в «Сиракузянках». 

Далее цитирую Ф. Ф. Зелинского: "Деловитые хозяйки, они [женщины на празднике] обращают своё внимание первым делом на расписные материи, которыми устланы ложа. Потом лишь приковывает их взоры и лежащий поверх спускающихся с ложа тканей кумир:
 
Сам же какой ненаглядный лежит на серебряном ложе,
Пухом весенним как раз золотя молодые ланиты,
Трижды любимый Адонис, и в мраке Аида любимый
.

Перед ложами — столы с угощениями для блаженной четы:
 
Всё здесь лежит на столах, что в ветвях плодоносных поспело;
Садики нежные тут же в серебряных вижу корзинках..
.

Тут наше внимание привлекают особенно упомянутые «садики» Адониса — это их техническое имя — в серебряных корзиночках, характерная принадлежность именно нашего праздника. Принято было украшать ложе Адониса быстро взращёнными цветами и злаками — это достигалось, вероятно, тем, что их поливали вином вместо воды — которые, разумеется, так же быстро и вяли, не дав плодов: символ скоротечности жизни самого Адониса
".

«Садики» Адониса в серебрянных корзиночках напомнили мне одну сцену из фильма "Иллюзионист".


16 мая 2023

Деметрическое.

Интересный сосуд выложил автор блога Old European culture в статье "Inanna and dove".

A pottery cup, Syria, dated to 1800-1600 BC. The rounded body tapering to a flat base, with 26 bird heads. Christies auction

Автор говорит, что "подобные предметы интерпретировались как вотивные объекты, посвящённые Иштар/Инанне, чьей священной птицей был голубь... И Деметре...".

И далее автор предлагает другую картинку.

Terracotta statuette of Demeter enthroned with a turtle-dove. From Sicily, 5th century BC. Milan Archaeological Museum

Что касается первой картинки, я не уверен, что там изображены птицы. А что касается второй картинки, я не уверен, что там изображена Деметра. Я представлю похожее изображение, однако оно интерпретируется не столь однозначно. 

A Greek terracotta seated Goddess, possibly Demeter, 550-500 BC. Boeotia, Greece.

Возможно, это Деметра. Но не факт. У неё на лбу не написано, что она Деметра, и паспорта у неё при себе не имеется.

"Почему богиня урожая ассоциировалась с обыкновенными горлицами (англ. turtle dove)?" - задаётся вопросом автор блога Old European culture. И отвечает, ничтоже сумняшеся: "Сезон размножения европейских горлиц начинается в апреле и длится до сентября. Таким образом, он совпадает с сезоном сбора зерна в Европе и Западной Азии... Вот почему, я думаю, эта птица ассоциируется с Деметрой... Богиней сбора зерна..."

То есть, по мысли автора, тупые древнегреческие крестьяне не могли отличить март от апреля и не знали, когда им сеять зерно в землю. А голуби выступали календарными маркерами: увидит крестьянин, как голуби заворковали, - стало быть, пора выходить в поле и сеять зерно. За эту услугу, типа, греки и боготворили голубей. 

Это примерно такая же ахинея, как известные россказни про Стоунхендж, которые мне уже оскомину набили. Дескать, Стоунхендж был построен как древняя обсерватория, чтобы вычислять день зимнего солнцестояния. 

Обычно, такие вещи пишут люди, которые в религии "ни бум-бум". 

Ладно, смотрим следующее изображение:

Goddess Demeter riding a panther. Terracotta figurine from Thebes, 375-325 BCE. Currently in Louvre

В статье "Demeter riding a panther" автор спрашивает: "Видите змею, обвивающуюся вокруг богини?" И далее замечает: "Змея была животным, наиболее священным для Деметры". А как же голубь? Ну, у автора блога Old European culture змея является таким же сельскохозяйственным "маркером", как и голубь. Цитирую: "В Древней Греции сбор зерна начинался примерно в начале мая, в Тельце. Если верить Гесиоду... Интересно, что гадюка, самая распространённая европейская змея, спаривается именно в это время...".

У меня коты орут под окнами всю весну и всё лето. Из них тоже получились бы хорошие сельскохозяйственные "маркеры". Но русские крестьяне почему-то не смотрели на котов; у них были свои "маркеры". Как в старину крестьяне определяли, что пришла пора сажать и сеять в огороде? Садились голой жопой на землю. Если жопе холодно – значит рано сажать. Жопа — самый лучший "маркер"!

"Крещение духом нечистым"?

На форуме https://www.dopotopa.com/forum/index.php на ветке Дольмены Кавказа (и не только) некто malder говорит: "Дольмены, как известно, расположены на тектонических разломах, через которые из глубин иногда просачиваются такие малоприятные газы, как радон. А поскольку газ этот весьма тяжёлый, то иногда он скапливается в замкнутых пространствах, в частности в дольменах".

"Судя по всему, - говорит он, - изначально все дольмены были заткнуты вот такими каменными пробками:


причём на многих дольменах видно, что пробки были притёрты герметично. Пробки вставлялись как можно более плотно. Для этого на многих дольменах под пробку есть даже ответные канавки - как будто пробку притирали для большей герметичности".

Интересная параллель к Дельфийскому оракулу. Как известно из древних легенд, там под землёй лежал и гнил труп убитого Аполлоном змея Тифона. Страбон говорит: «Прорицалище представляет собой пещеру, вырытую глубоко в земле с не очень широким отверстием для входа, ОТКУДА ПОДНИМАЮТСЯ ИСПАРЕНИЯ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ БОЖЕСТВЕННУЮ ОДЕРЖИМОСТЬ; над отверстием стоит высокий треножник, ВОСХОДЯ НА КОТОРЫЙ ПИФИЯ ВДЫХАЕТ ИСПАРЕНИЯ и затем изрекает оракулы в стихах и в прозе… Первой пифийской жрицей, говорят, была Фемоноя; и прорицательница, и город получили такое название от слова pythesthai». 

Как я уже отмечал, возле некоторых дольменов находятся площадки, как бы специально приготовленные для проведения каких-то ритуалов. Может быть, там раз в году собирались люди, открывали "затычку" и давали прорицательнице подышать "святым" (или "нечистым") духом, исходящим из дольмена? Ну и, надо полагать, результат "божественной одержимости" был тем же, что и в Дельфах.

Я совсем не уверен в истинности сей реконструкции, но, может быть, в этом что-то есть...

Индийские дольмены.


Фото с поля дольменов на холме Морерамани возле деревни Морерататти, в штате Карнатака, Индия. Здесь находится около 100 дольменов, старые построены из камней (боковые стены) и большой плиты гранита (диорит) сверху, более новые построены из больших плит, некоторые из них имеют отверстие для души (Источник).

Штат Карнатака находится на юго-западе Индии,


где в основном говорят на языке каннада, который относится к дравидийской языковой семье. И вообще львиная часть дольменов в Индии располагается на территории проживания дравидов, как видно из нижеприведённой карты дольменов Индии. 

15 мая 2023

Дольмены и русалки.

На Иберийском полуострове сохранились легенды о таинственных женщинах, которые строили мегалитические сооружения. Моуры ― так в Португалии называли строительниц дольменов.

Согласно легендам, моура часто появляется, напевая и расчёсывая золотым гребнем свои прекрасные длинные волосы цвета золота. Ламия из баскской мифологии также поёт и использует золотой гребень на своих прекрасных длинных волосах цвета золота. Этот мотив вполне созвучен германским преданиям о Лорелее.


Моуры появляются возле "лиминальных" (от лат. limen — «порог») границ, где, как считалось, может проявиться сверхъестественное. В этом смысле, моуры напоминают сирен древнегреческой мифологии. 

Одиссей и сирены. Автор - Реджис Моулун.

Также моура предстаёт в виде змеи с длинными светлыми волосами. Легенда говорит, что моуры живут внутри дольменов и ничего не хотят от людей, кроме молока, к которому они пристрастились. Интересно, что круглое отверстие в дольменах как будто специально сделано для того, чтобы приносить молоко и кормить живущих внутри змей. 


Вообще, судя по этимологии слова "моура", оно родственно английским русалкам (mermaids) и славяно-русским кикиморам. Все эти слова связаны со "смертью" и "умиранием". Скорее всего, и Мара имеет ту же связь.  

Интересно, что на генуэзских картах XIV–XV веков бухта, ныне именуемая Геленджикская, называлась Mauro Laco (Чёрное озеро). Случайное созвучие, или в этом что-то есть?

Так или иначе, практически на всех значимых территориях распространения дольменов мы имеем матриархальные реликты. В Европе мы имеем и конкретное указание на женщин-строителей.

У дьяковской культуры имелись свои ронделы?

Это изображение мифической горы Меру из статьи Дмитрия Журавлёва "МЕРУ, МАРА, МЕРЯ". 

"Простите, но индусы так не делали, никто так не делал, - говорит Д. Журавлёв. - Такого рода конструкции с горой, окружённой несколькими рядами рвов и валов - это только меря. Причём самая стандартная конструкция самого стандартного городища".

Ну, я бы здесь напомнил Д. Журавлёву про Гозекский круг и другие подобные многочисленные ронделы, которые археологи открывают по всей Европе.

Гозекский круг.

Сюда же можно добавить и реконструкцию Посейдониса, столицы платоновской Атлантиды.

Посейдонис

14 мая 2023

Камень вместо подушки.

Камень Иакова упоминается в библейской Книге Бытия как камень, который израильский патриарх Иаков использовал в качестве подушки в месте, позже названном Бет-Эль.

"Иаков же вышел из Вирсавии и пошёл в Харран, и пришёл на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лёг на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. <...> Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! [1] это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарёк [Иаков] имя месту тому: Вефиль [2], а прежнее имя того города было: Луз (Быт. 28:10-19).


Камень, который Иаков положил себе под голову, несомненно, может быть отнесён к разряду бетилей, то есть камней, рассматриваемых как «божественные жилища» или, иными словами, как носители некоторых «духовных влияний». 

Очевидно, некоторые камни, например, надгробные, могут "пропитываться" духами умерших людей. И в таком своём качестве они являются "фокальными точками", соединяющими мир посюсторонний с миром потусторонним.

Далее говорит Дмитрий Журавлёв:

"Довелось нам однажды оказаться на Рождество в монастыре у подножия Мамонова городища.
А там интересно. Такая галерея вокруг. И люди везде... спят.
Это паломники, паломницы, видимо.
Но им там снятся интересные сны, которыми они делятся.
Мария им является, например.
Как и 3000 лет назад.
Да, и в храмы того же Древнего Египта приходили поспать, например. Во снах являлись боги и просвещали.
То же, видимо, и на наших городищах. Свидельством чему масса рогатых кирпичей, многие из которых с крестами Мары, это подушки так выглядели в то время.
Но они меняются, подушки. А суть - нет
" (Источник).


------------------------------------------------------------------------------

[1] Нумино́зность — понятие, характеризующее важнейшую сторону религиозного опыта, связанного с интенсивным переживанием таинственного и устрашающего божественного присутствия. В научный оборот это понятие было введено немецким теологом и историком религии Рудольфом Отто, который воспользовался латинским словом «нумен». Нуменом древние римляне называли могущественную божественную силу, властно распоряжавшуюся человеческой судьбой. По определению Отто, «Священное», «Божество» предстают в религиозном опыте как «нуминозное», будучи явлены в образе «совершенно Иного» по отношению ко всем представлениям эмпирического опыта. Восприятие «совершенно Иного» придаёт содержанию религиозного опыта неповторимое своеобразие откровения тайны устрашающей (лат. mysterium tremendum) и одновременно очаровывающей (лат. mysterium fascinans). Поэтому типичным нуминозным эмоциональным откликом на «встречу со Священным» оказывается сочетание «страха и трепета» с «восхищением и восторгом» (из Википедии).

[2] Т. е. "Дом Божий".

Палеолитическая «венера» с Зарайской стоянки.


"Палеолитическая Венера из Подмосковья, это Зарайск.
Возраст статуэтки — 22—23 тыс. лет назад.
Из бивня мамонта она. Сохран печальный. Но для её возраста.
Вот такими вот были у нас изначально представления о святом.
И ничего не изменилось по сути. Любого поцана спросите: что самое святое? Мать, - он вам скажет" (Дмитрий Журавлёв. Источник).

Кстати, о престолах.

"Следовик в Почаевской лавре почитается как место теофании Девы Марии и считается одной из важнейших реликвий местного монастыря: паломникам разрешается пить воду, которая накапливается в выбоине камня, считающуюся святой" (Источник).


Камень-следовик — это первобытный, самый архаический, нерукотворный "престол" как место таинственного присутствия богини, место "сгущения" её нуминозности.

Родовое общество меря.

"Итак, с государственностью у меря мы разобрались, - говорит Дмитрий Журавлёв. - Не было тут никогда никакого государства мерянского народа. С флагами, которые легко прикрепить на грузовик. Чтобы ехать к соседям и доказывать им, что наш ундор святее...
И всем таким.
А был ли народ? Тоже нет, народы появляются гораздо позже.
И это для меня хорошие, добрые вести. Учитывая то, что я думаю о так называемых народах.
Вслед за товарищем Ницше.
Это даже не был племенной союз.
Не видно союзного начала. Не было какого-то расового, националистического начала.
Национальностей тоже не было.
Что же было? А то, чего сейчас почти нет. Люди. А не хрен, простите, на блюде".

Источник

 

О вреде археологии.

Омфа́л (др.-греч. ὀμφαλός — пуп) — древний культовый объект (байтил) в Дельфах, считавшийся Пупом Земли, центром мира. Варрон упоминает предание, что омфал был могилой священного дельфийского Змея Пифона, то есть изначально представлял собой надгробный камень (Источник). Который должен был бы закрывать Змею выход в мир людей. Но теперь он перенесён в музей.

Омфал в археологическом музее в Дельфах.

Собственно, омфал играл роль примерно такой же "затычки", как "затычка" от бутылки с запечатанным в ней джинном.


Теперь, когда дельфийская "бутылка" распечатана, джинн освобождён и гуляет по земле.

О престоле Кибелы.

Вот Ф. Ф. Зелинский пишет о Кибеле, что "она изображается сидящей на престоле; легко понять происхождение этого воззрения от представления о ней как об обожествлённой Земле. Во всяком случае, это сидение и этот престол для неё характерны; посвящённые ей обрядовые песни называются «престольными» (enthronismoi): таковые для неё сочинял Пиндар, тот самый, который основал её культ у себя в Фивах".

Статуя Кибелы у входа в Стамбульский археологический музей

Меня нисколько не удовлетворяет это объяснение Зелинского, которое мне кажется "притянутым за уши". Открываем Википедию и читаем: "Престо́л — в христианском храме стол, находящийся в середине алтаря, освящённый архиереем для совершения на нём Евхаристии. Являет собой место таинственного присутствия Иисуса Христа" (Источник). 

И что же, из таинственного присутствия Иисуса Христа на престоле разве следует представление о Нём как об обожествлённой Земле?

Более того, если послушать Зелинского, тогда придётся признать архонтом обожествлённой Земли дьявола, который в Евангелии называется "князем мира сего".

Как видим, Рогатый сидит на престоле, а под его копытами — Земля. 

Так что, престол — это престол, место таинственного присутствия богини, место "сгущения" её нуминозности, и ничего более. Престол — это не обожествлённая Земля, хотя, конечно, он является святым местом, святилищем в первоначальном смысле слова.

Кстати, т. наз. "трон Миноса" в Кноссе скорее всего являлся престолом Богини, местом её эпифаний (богоявлений).

13 мая 2023

Наполовину верю, наполовину - нет.

Я нашёл в Сети два интересных сообщения касательно современной Индии.

1. В индийской деревне убили пять женщин по подозрению в колдовстве

Москва. 8 августа 2015. INTERFAX.RU - Жители деревни, расположенной в штате Джаркханд на востоке страны, накануне забили палками до смерти пять женщин, поскольку подозревали их в занятии колдовством, сообщает в субботу британский телеканал Sky News.

Жертвам было от 45 до 50 лет. Полиция арестовала по этому делу 24 человека.

Как отмечают западные СМИ, в некоторых районах Индии до сих пор сохраняется вера в колдовство. В связи с этим власти ряда штатов, включая Джаркханд, приняли специальные законы с целью предотвратить преступления против людей, обвиняемых в колдовстве (Источник).

2. В Индии арестованы участники человеческого жертвоприношения.

По подозрению в совершении человеческого жертвоприношения «чёрной» богине Кали в Индии задержаны трое человек. Расследование началось после того, как в одном из храмов в Западной Бенгалии, посвящённых Кали, было найдено обнажённое обезглавленное тело молодого мужчины.

Характер убийства напоминает обряды человеческих жертвоприношений, которые практиковались некоторыми индийскими сектами, сообщает РИА Новости. Власти страны пока воздерживаются от комментариев на тему, было ли это преступление связано с каким-то изуверским обрядом. Между тем, жители округа не сомневаются, что это был кровавый обряд в честь Кали (Источник).

Я совсем не склонен безоговорочно доверять сообщениям современных СМИ, - будь то российских, или западных. Как говорится, доверяй, но проверяй.

Я не могу всё бросить и поехать в Индию, чтобы на месте выяснить все детали происшествия в какой-то деревне на востоке страны. Единственный приемлемый способ отсеивания лживых "плевел" от "зёрен" правды — накопление и анализ соответствующей информации.

Большим подспорьем в этом деле оказалось бы научное, академическое исследование человеческих жертвоприношений богине Кали, на которое ссылались бы учёные всего мира. Я пока такого исследования не встречал, равно как и научного труда касательно феномена "охоты на ведьм" в современном мире.

Ещё раз о причинах "охоты на ведьм".

Как известно, слова "ведьма" и "ведать" — однокоренные. Ведьма — это женщина, которая "ведает", то есть знает. Знает травы, знает силу растений, знает заговоры, ей известны изменённые состояния сознания, которые позволяют ей "подключаться" к Всемирному Информационному Банку (скажем так, дабы не поранить чувства атеистов), откуда она узнаёт о местонахождении пропавшей коровы, и не только коровы...

Так, а кто же является диаметральной противоположностью женщины, которая "ведает"? Известно, кто. Это деревенский придурок, который ничего не знает, и знать не хочет. И вот у нас образовались два "полюса": знание — незнание. Это не моя субъективная умозрительная конструкция, - всё так и есть на самом деле. Вспомним Иисуса Христа, распятого невежественными людьми. Как Он молился на кресте? “Отче! прости им, ибо не ведают, что творят” (Лк. 23:34).

Русская религиозная живопись. Распятие, 1892

Ну и вот, теперь у нас выстраивается вполне чёткая картина того "беспредела", который происходил на территории Священной Римской империи. Цитирую: "
Сожжение ведьм и их массовые гонения пришлись на период с 1580 по 1630 годы и были особенно распространены на территории современной Германии и Швейцарии" (Источник). "Особенно массовыми суды над ведьмами были на территориях, затронутых Реформацией", - сообщает Википедия. Самый пик "охоты на ведьм" пришёлся на Тридцатилетнюю войну между католиками и протестантами, но война явилась лишь кульминацией противостояния, которое началось гораздо раньше, ещё при жизни Мартина Лютера. 

Небесная корова.

Богиня Хатхор в облике коровы вскармливает своим молоком молодого принца, будущего фараона Аменхотепа II. Деталь полихромого барельефа из храма Тутмоса III (отца Аменхотепа II) в Дейр-эль-Бахри, Западные Фивы. Новое царство, 18-я династия, ок. 1427-1401 гг. до н.э. 

Скульптура Эйнара Йонссона 1909 г. в Рейкьявике - Великан Имир сосёт молоко коровы Аудумлы.

Конечно, представление о Богине как Царице Небесной гораздо архаичнее представлений о Матери-Земле. Как я уже говорил, Мать-Земля — патриархальный конструкт; египтяне же сохранили древнейшее матриархальное мировоззрение, по которому Небо - женское начало, а Земля - мужское. Довольно любопытно, что в египетской мифологии Млечный Путь считался источником коровьего молока.