19 мая 2023

Удивительные «садики» Адониса.

Лучший поэт эллинизма, Феокрит, навестил Александрию в правление Птолемея II Филадельфа, в 60-е годы III века, и там он был свидетелем праздника Адониса, который справляла царица  Арсиноя в своём дворце, и описал виденное им в одной из своих прелестнейших идиллий, в «Сиракузянках». 

Далее цитирую Ф. Ф. Зелинского: "Деловитые хозяйки, они [женщины на празднике] обращают своё внимание первым делом на расписные материи, которыми устланы ложа. Потом лишь приковывает их взоры и лежащий поверх спускающихся с ложа тканей кумир:
 
Сам же какой ненаглядный лежит на серебряном ложе,
Пухом весенним как раз золотя молодые ланиты,
Трижды любимый Адонис, и в мраке Аида любимый
.

Перед ложами — столы с угощениями для блаженной четы:
 
Всё здесь лежит на столах, что в ветвях плодоносных поспело;
Садики нежные тут же в серебряных вижу корзинках..
.

Тут наше внимание привлекают особенно упомянутые «садики» Адониса — это их техническое имя — в серебряных корзиночках, характерная принадлежность именно нашего праздника. Принято было украшать ложе Адониса быстро взращёнными цветами и злаками — это достигалось, вероятно, тем, что их поливали вином вместо воды — которые, разумеется, так же быстро и вяли, не дав плодов: символ скоротечности жизни самого Адониса
".

«Садики» Адониса в серебрянных корзиночках напомнили мне одну сцену из фильма "Иллюзионист".


Нечто подобное происходило и в Элевсинских таинствах, - там, насколько мне известно, на глазах у зрителей из зерна вырастал колос. "Пшеничный колос, растущий и зреющий со сверхъестественной быстротой, является такой же неотъемлемой частью таинств Деметры, как виноградная лоза, вырастающая за несколько часов во время дионисийского пира", - говорит Вальтер Отто (The Homeric Gods, стр. 25).

Мирча Элиаде добавляет к этому, что азиатские шаманы также могли исполнять этот удивительный "трюк". 

Интересно, не от шаманов ли Альберт Эйнштейн узнал об относительности времени? При достижении скорости света время останавливается. При известных условиях, реальность, данная нам в ощущениях, как бы "плавится". «Времени уже не будет» — говорится в Откровении Иоанна Богослова (10:5-6).

Мне думается, что неизбежно должно измениться сознание у того человека, который собственными глазами видел нарушение законов природы. Если эти законы не абсолютны и не самодовлеющи, если время и пространство изменяются по воле человека, здесь в пору воскликнуть вместе с ап. Павлом: «Смерть! где твоё жало?! Ад! где твоя победа?!»

Комментариев нет:

Отправить комментарий