15 мая 2023

У дьяковской культуры имелись свои ронделы?

Это изображение мифической горы Меру из статьи Дмитрия Журавлёва "МЕРУ, МАРА, МЕРЯ". 

"Простите, но индусы так не делали, никто так не делал, - говорит Д. Журавлёв. - Такого рода конструкции с горой, окружённой несколькими рядами рвов и валов - это только меря. Причём самая стандартная конструкция самого стандартного городища".

Ну, я бы здесь напомнил Д. Журавлёву про Гозекский круг и другие подобные многочисленные ронделы, которые археологи открывают по всей Европе.

Гозекский круг.

Сюда же можно добавить и реконструкцию Посейдониса, столицы платоновской Атлантиды.

Посейдонис

Так что, такие конструкции существовали не только у меря.

Впрочем, Д. Журавлёв прав, когда говорит, что "для каждого роду-племени была, вероятно, какая-то своя священная гора".

У нас недалеко от Липецка имеется т. наз. Кудыкина гора, где сейчас располагается сафари-парк. Мои родители как раз из тех мест, и я сам был там рождён. Залезал я на ту гору, искалеченную археологами; они перекопали-перерыли всю верхушку горы, и "шрамы" от их раскопок хорошо заметны. То, что на этой горе в древности совершались какие-то ритуалы, никто не сомневается. 

Д. Журавлёв говорит, что "у нас (т. е. в Подмосковье) роль священной горы Меру выполняли холмы вроде Дьякова городища". 

Ну, я думаю, не обязательно все святилища располагались на холмах. Рядом с моей деревней есть такое место, которое называется Чёрная гора, а на самом деле это ровная площадка, окружённая с трёх сторон оврагом и лощинами. Просто иллюзия горы. Но в детстве я ходил на Чёрную гору каталься на санках зимой. Очень часто на таких немного возвышенных участках земли строились православные храмы или барские усадьбы. Вполне возможно, что на этих же местах были и древние городища-святилища, задолго до возведения храмов и усадеб. 

"Интересно, кстати, и название таких мест. По мерянски крутой холм, вроде Дьякова городища, - маура.
Это весьма похоже на Меру, согласные меняются легче гласных.
Также такого рода холмы называются марами. И даже моренами, это, кажется, официальное их научное название.
Что ну никак не может не напомнить нам имя одной весьма мифологической особы.
Где же тут связь? А всё очочь просто. Мара - изначально была богиней звёздного неба, Царицей небесной.
Только более поздние культы демонизировали её и отправили, как им казалось, в Ад
", - пишет далее Д. Журавлёв.

Здесь всё вилами по воде писано, и поэтому я не стал бы безоговорочно соглашаться с этимологическими реконструкциями автора. Но и спорить с ними не стану. Зачем? Рассеивать чужой туман чтобы напустить своего тумана?  

Комментариев нет:

Отправить комментарий