07 февраля 2025

О фокальных точках мира духов в мире людей.

"Вместилище духов — важнейший концепт шаманизма. Духи могут быть помещены во вместилище — как душа в теле или человек в жилище. Причём вместилищем может быть специальная фигурка, украшение, особый предмет, но также человек, зверь, дерево, птица, рыба или кустарник. Во время камлания шаман впускает духов в себя, превращаясь в их вместилище" (А. Дугин.  Индоевропейское наследие и следы Великой Матери. — М.: Академический проект, 2018. С. 435, со ссылкой на "Опыт исследования основ шаманства у тунгусов" С. М. Широкогорова).

Да это концепт не только шаманизма, но и христианства. "Истинная цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего", - говорил преп. Серафим Саровский (Источник). В этом смысле, святой представляет собой как бы "мешок" с благодатью Святого Духа. Апостол Павел говорил о себе: "... и уже не я живу, но живёт во мне Христос" (Гал. 2:20).

Я не очень понимаю, как "специальная фигурка", или идол, может быть вместилищем духа. Но, тем не менее, допускаю, что такое может быть.

Chalandriani figurine (Early Aegean), Cyclades, Greece, ca. 2300–2000 B.C.

Однако, вот вопрос: как извлечь джинна из лампы духа из такой "специальной фигурки"?

Австралийские аборигены знали ответ на этот вопрос. У них не только духи, но и дети появлялись из чуринги.

Крито-тибетские параллели?

"Буддистский миф о происхождении тибетцев считает их прародителем бодхисаггву Авалокитешвару <...> В Тибете Авалокитешвара почитался в форме красной обезьяныВ таком виде он спустился с небес, чтобы обратить в буддизм женское Чудовище Гор (Браг Сринмо). <...> От их союза и произошли тибетцы. По другой версии, обезьяна-предок, в Тибете её называют Pha Trelgen Changchup Sempa, была аскетом, укрывшимся на тибетской горе Гангпо Ри во время Всемирного потопа, а горная демоница пыталась соблазнить её, отвлекая от религиозного созерцания. Обезьяна, по совету Авалокитешвары, решила из милосердия уступить домогательствам, что и дало начало шести тибетским родам. Спасённая священным соединением с обезьяной-отшельником демоница была распознана как Шри-дэви (тибетское Лхамо) — женская бодхисаттва Белая Тара в её гневной ипостаси. Лхамо представляет собой эквивалент индийской Кали. <...> Cвязь самого Авалокитешвары с женской стихией подчёркивает матриархальные корни тибетской праистории. В основе этносоциологической модели древнетибетского общества мы вполне можем предположить осёдлый земледельческий матриархат в сочетании с практиками охоты и собирательства, на который накладывается культура воинственных патриархальных пришельцев", - пишет А. Дугин в своей монографии "Индоевропейское наследие и следы Великой Матери" (М.: Академический проект, 2018. С. 308-309).

Я уже неоднократно указывал на параллели между крито-минойской и индо-хараппской культурами. И вот, снова что-то близкое и знакомое... 

Monkeys Fresco on the west wall of Room 6 of Building Complex Beta at Akrotiri, Thera

Несомненно, обезьяны играли какую-то роль в крито-минойской мифологии. Какую именно роль, мы не знаем. Но, может быть, подсказка имеется в тибетской мифологии? 

06 февраля 2025

Про "крокозябру" сэра Артура Эванса.

Ilse Schoep в статье "The Minoan ‘Palace-Temple’ Reconsidered: A Critical Assessment of the Spatial Concentration of Political, Religious and Economic Power in Bronze Age Crete" указывает на источники, под влиянием которых сэр Артур Эванс "слепил" крокозябру "царя-жреца".

"Но откуда взялась идея минойского царя-жреца? Культурная и интеллектуальная среда Эванса, несомненно, повлияла на его интерпретации, и не только современное викторианское и эдвардианское общество и его политических структурах («британская монархия»), но и интеллектуальная среда, в которой он получил образование. В случае с царём-жрецом он опирался на идеи, высказанные Фрэзером, который рассматривал царя-жреца как стадию политического развития между жрецом-магом и жрецом-богом".

Подозрительно похож на танцовщицу этот "царь".

 

О "пчелоголовых" женщинах на Крите.

Christine MORRIS в статье "ЯЗЫК ЖЕСТОВ В МИНОЙСКОЙ РЕЛИГИИ" высказывает предположение, что «определённые» аспекты физического» опыта «экстаза» или «изменённого» состояния сознания иконографически представлены в виде искажённых/исчезающих голов в остальном элегантных человеческих фигур на некоторых золотых кольцах.

Так называемое "кольцо Миноса".

Да, здесь мы видим пчелоголовую женщину, танцующую под священным деревом. Но как объяснить эти странные манипуляции? Не вырывает ли она дерево с корнями из земли в состоянии одержимости? Или она пытается повеситься на дереве, как Один или Иуда? А этот холмик в центре композиции напоминает мне Голгофу, из-за плывущей под холмом "лодки Харона". Кажется, на этом кольце представлен центральный сюжет крито-минойской мифологии. 

05 февраля 2025

Знак Танит на аравийских погребениях энеолита?

Алиса Гаджиева в статье "На Аравийском полуострове нашли древние погребальные аллеи километровых размеров" сообщает:

"Международная группа археологов под руководством Мэтью Далтона (Matthew Dalton) из Университета Западной Австралии исследовала погребения эпохи неолита-энеолита (нового каменного века и медного века) на северо-западе Аравии. Результаты исследования изложены в статье для журнала The Holocene.

Исследователи обнаружили почти 18 тысяч погребений необычной формы. Авторы работы называют их «подвесными», но не в значении «подвешенные, висящие», а в значении «в форме подвески, подвескообразными». Такое погребение состоит из пирамиды, сложенной из камней, высотой до двух метров, от которой расходятся каменные же ограды в форме треугольника (не всегда выполненные полностью).

Схемы погребений. Они отличаются друг от друга, но видно, что строили их по одному принципу

Погребальные сооружения датировали радиоуглеродным методом, который дал довольно интересный результат. Изначально их строили в промежутке между 2600 и 2000 годами до нашей эры, потом оставили, а через небольшой промежуток времени начали использовать повторно (подзахоранивать), и закончилось это только примерно за тысячу лет до нашей эры.

Чатал-Хююк в Старой Европе.

Adam N. Crnobrnja в статье "Групповые идентичности в позднем неолите Центральных Балкан" жалуется на то, что "в Сербии ни одно поздненеолитическое поселение не было исследовано полностью или, по крайней мере, в значительной степени". "Ограничивающим фактором часто было отсутствие финансирования, поэтому исследования носили зондовый характер, и поэтому были раскопаны относительно небольшие площади". "Данные о распределении, размере и хронологии памятников Винча в Сербии очень скудны и предварительны". Автор говорит, что приятным исключением из общего правила являются раскопки в местечке под названием Црквине. Нам доступен план поселения, который позволяет понять социальные отношения внутри сообщества в гораздо большей степени.

Црквине расположено недалеко от деревни Стублине, примерно в 40 км к юго-западу от Белграда. Площадь неолитического поселения 12 000 м2, около 70% всей площади поселения обследовано с помощью геомагнитного картирования. Керамический материал из деревни соотносится с фазой Vinča D–2 (датируется 4650/4600 г. до н. э. Предполагаемая максимальная численность населения деревни немного более 2000 жителей. На территории, охваченной геомагнитным картированием, можно предположить, что 219 аномалий представляют остатки домов. Дома в поселении были построены плотно упакованными рядами. Расстояния между домами в рядах небольшие, в среднем около 2 м (варьируется от 1 до 3,5 м).

Предполагаемое расположение домов в поселении в Црквине-Стублине согласно магнитометрическим показаниям.

04 февраля 2025

Иберийские дольмены были в основном женскими гробницами.

Коллектив авторов - Marta Díaz-Zorita Bonilla, Gonzalo Jiménez Aranda, Margarita Sánchez Romero , Rosa Fregel, Katharina Rebay-Salisbury, Fabian Kanz, Miriam Vílchez Suárez, Sonia Robles Carrasco, Paula Becerra Fuello, Alejandra C. Ordónez, Michael Wolf, Javier González Serrano & Lara Milesi García - говорят о перевесе в сторону женского пола в иберийских мегалитических захоронениях (статья Female sex bias in Iberian megalithic societies through bioarchaeology, aDNA and proteomics).

Мегалитическое кладбище Панория, расположенное на юго-востоке Пиренейского полуострова, принадлежит к крупной европейской погребальной традиции, которая в Испании зародилась в первые десятилетия IV тысячелетия до нашей эры и, особенно на юго-востоке, просуществовала до конца II тысячелетия до нашей эры (рис. 1). 

Рис. 1. Ортофотография с расположением 9 раскопанных гробниц на кладбище Панория. Верхний ряд, слева направо: могилы 15, 3, 11, 10, 8, 7 и 6. Нижний ряд, слева направо: могилы 17 и 18. 

О женском лидерстве в Иберии медного века.

Коллектив авторов - Марта Синтас-Пенья, Мириам Лучаньес-Тривиньо, Raquel Montero Artús, Андреа Билек, Патриция Бортел, Fabian Kanz, Катарина Ребай-Солсбери & Leonardo García Sanjuán - в статье "Анализ амелогенинового пептида выявил женское лидерство в Иберии медного века (ок. 2900-2650 гг. до н.э.)" сообщают следующее:

"Благодаря анализу половых диморфных пептидов амелогенина в зубной эмали мы устанавливаем, что наиболее социально значимой личностью иберийского медного века (ок. 3200-2200 гг. до н.э.) был не мужчина, как считалось ранее, а женщина. Анализ женщины, обнаруженный в 2008 году в Валенсине, Испания, показывает, что она была ведущей социальной фигурой в то время, когда ни один мужчина не достигал даже отдалённо сопоставимого социального положения. Только другие женщины, похороненные вскоре после этого в толосе Монтелирио, части того же захоронения, по-видимому, занимали столь же высокое социальное положение.

Валенсина (Севилья, Южная Испания) - это "мегасайт" раскопок медного века, занимающий около 450 гектаров, что намного больше, чем другие места того же периода. 

Местоположение Валенсины.

03 февраля 2025

Земледельцев Старой Европы выкосила чума?

Анализ древней ДНК из костей и зубов говорит о серьёзной роли чумы в снижении человеческой популяции времён позднего неолита, сообщает Копенгагенский университет. Учёные проанализировали останки 108 человек, умерших 5000 лет назад. Оказалось, что 18 из них (17%) были заражены чумой. Исследование опубликовано в NatureПо мнению учёных, именно чума могла быть причиной демографического коллапса в конце неолита. Тогда за несколько столетий вымерла значительная часть земледельческого населения в Скандинавии и Северо-Западной Европе.

Некоторые учёные, однако, утверждают, что причиной демографического спада в период между 5300 и 4900 гг. был сельскохозяйственный кризис. 

Можно сделать и такое предположение. Бурный рост земледельческого населения был связан с тем, что первозданная земля была "полной чашей", изобиловала легкодоступными пищевыми ресурсами, "истекала молоком и мёдом", как обетованная «земля Ханаанская» (Исх. 3:8). А демографический кризис наступил тогда, когда земледельцы "сняли пенки" с матери-земли. Первые поколения земледельцев жили "не хлебом единым", так как реки и озёра изобиловали рыбой, в лесах водилось много дичи. Поздние поколения трипольцев уже буквально жили "хлебом единым".

Мне кажется, выборка останков слишком мала, чтобы говорить именно о серьёзной роли чумы в падении Старой Европы. Может быть, это была всего лишь локальная вспышка, а не такая пандемия как "Чёрная смерть" в Европе середины XIV века. Однако, следует иметь в виду и такой расклад.

Есть вопросы и к самому демографическому коллапсу. Если взять одно неолитическое поселение и проследить в нём количество домов, то, наверно, можно прийти к выводу о кризисе, если поселение уменьшается в размерах со временем. Но можно ведь допустить и такое объяснение, что из этой деревни отселились несколько десятков человек на близлежащие хутора. И уже никакого кризиса нет.  

О чём поведало крупнейшее в истории собрание бусин.

В Испании обнаружено захоронение с рекордным числом бусин в одной гробнице. Могила датируется временем примерно в 5000 лет назад. Исследование опубликовано в журнале Science Advances, о нём рассказывает Phys.org

Толос де Монтелирио — это мегалитический археологический объект в Испании, датируемый по артефактам периодом между 2875 и 2635 годами до н. э. Считается, что на протяжении примерно 200 лет это место было кладбищем. Исследования Университета Севильи определили, что во время зимнего солнцестояния солнце в течение нескольких минут светило через входной коридор, освещая погребальную камеру и попадая на стелу, изображающую богиню-мать. 

Раскопки в толосе Монтелирио, недалеко от Севильи.

В ходе нового исследования группа учёных изучила останки, недавно найденные в гробнице примерно в 100 метрах от знаменитой «Леди из слоновой кости», названной так потому, что её останки были захоронены вместе с гребнем из слоновой кости и бивнем слона, а также с множеством других артефактов.

02 февраля 2025

«Воздушные змеи» пустынь — дело женских рук?

В связи с последними двумя записями о женщинах-охотницах, у меня возник вопрос: а не женщины-ли строили т. наз. «воздушные змеи»? Эти охотничьи загоны были построены в так называемый влажный период голоцена (между 9000 и 4000 годами до нашей эры). В этот период нынешние пустыни Аравийского полуострова были в основном саваннами. Есть свидетельства, что эти сооружения строились около 8000 г. до н.э. в период неолита. Такие структуры широко распространены в засушливых районах Ближнего Востока и Юго-Западной Азии (в основном в Саудовской Аравии, однако их можно встретить в Иордании, Ираке, Сирии, Армении, Турции — вплоть до Казахстана).

«Воздушный змей пустыни» на спутниковом снимке. 

«Воздушными змеями пустыни» (desert kites) археологи называют сооружения из невысоких каменных стен. Эти V-образные стены образуют коридор, ведущий к расширяющейся части («голова» змея). Считается, что они использовались для того, чтобы направлять дичь, например газелей, в зону, где её можно было легко убить. «Головы» некоторых «змеев» были шириной больше сотни метров, а направляющие коридоры, по которым газели и другая дичь могли бы следовать к «головам», тянутся почти по прямой линии больше четырёх километров, часто по очень разнообразному рельефу.

Женщины-собирательницы? — Да, но они ещё и охотницы!

Коллектив авторов — Эбигейл Андерсон, София Чилчук, Кейли Нельсон, Роксанна Рутер и Кара Уолл-Шеффлер  — в статье "Миф о мужчине-охотнике: вклад женщин в охоту в разных этнографических контекстах" сделали заключение из анализа данных, которые были собраны из литературы о шестидесяти трёх различных обществ охотников и собирателей по всему миру.

World map of the locations of 63 different foraging societies analyzed.

Половое разделение труда среди человеческих популяций, занимающихся добычей пищи, обычно рассматривается как разделение труда между мужчинами-охотниками и женщинами-собирательницами. Недавние археологические исследования поставили под сомнение эту парадигму, приведя доказательства того, что женщины охотились на протяжении всего периода существования Homo sapiens.

Этнографические данные за последние сто лет также подтверждают, что женщины из широкого круга культур намеренно охотились, чтобы прокормиться. Эти результаты направлены на изменение парадигмы «мужчина-охотник-женщина-собиратель», чтобы учесть значительную роль женщин в охоте, тем самым кардинально меняя стереотипы о труде, а также о мобильности.

01 февраля 2025

В первобытном обществе женщины охотились наравне с мужчинами.

Коллектив авторов — Randall Haas, James Watson, Tammy Buonasera, John Southon, Jennifer C. Chen, Sarah Noe, Kevin Smith, Carlos Viviano Llave Jelmer Eerkens, Glendon Parker — в статье "Женщины-охотницы ранней Америки" заявляют о статистическом паритете древнейших женских и мужских погребений охотников на территории Америки. 

Это открытие противоречит устоявшемуся мнению о несовместимости охоты с особенностями женского организма, связанными с беременностью и уходом за детьми, которые ограничивают возможности женщин по добыванию средств к существованию. Авторы статьи приводят контраргумент о коллективном воспитании малышей (alloparenting or alloparental care) в рамках первобытного рода. Alloparenting можно понимать как систему родительского воспитания, в которой лица, отличные от прямого генетического родителя, выступают в родительской роли либо в течение короткого, либо длительного периода времени. Таким образом, молодые мамы, оставляя своих детей на попечение расширенной семьи, могли заниматься охотой наравне с мужчинами.

Женщины-охотницы древней Америки в Андах на высокогорном участке Виламайя Паджа (Фото DR)

О социальном равенстве в трипольских мегапоселениях.

Новые исследования предполагают, что трипольские "мегаполисы" (квазигорода), возникшие около 6200 лет назад, были свободны от социального неравенства, а в их обществах преобладали эгалитарность и солидарность. Исследователи использовали коэффициенты Джини для оценки неравенства в домашних хозяйствах в этих городах. Полученные данные показали, что до примерно 3800 года до н.э. различий в размерах домов, которые могли отражать различия в благосостоянии, практически не было. Это свидетельствует о высокой степени социального равенства в сообществах трипольской культуры. Анализ архитектуры и планировки поселений также указал на стремление к равенству. Круглая или овальная планировка поселений обеспечивала равный доступ к инфраструктуре, а многофункциональные дома собраний говорили о включении всего сообщества в принятие решений.

трипольское мегапоселение

Трипольские мегапоселения представляют собой форму аграрной агломерации, напоминающую израильские кибуцы.

современный кибуц

31 января 2025

Что является противоположностью патриархального общества?

Знаменитый греческий полководец Менон в одноимённом диалоге Платона обобщает господствовавшее в Древней Греции представление о качествах мужчин и женщин: «Для начала возьмём, если хочешь, добродетель мужчины: легко понять, что его добродетель в том, чтобы справляться с государственными делами, благодетельствуя при этом друзьям, а врагам вредя и остерегаясь, чтобы самому от кого не испытать ущерба. А если хочешь взять добродетель женщины  и тут нетрудно рассудить, что она состоит в том, чтобы хорошо распоряжаться домом, блюдя всё, что в нём есть, и оставаясь послушной мужу». Оратор Лисий в одной из своих речей (IV век до н.э.) говорит: "Порядочная женщина должна сидеть дома и не показываться на улице".

Интересно, можно ли считать древнегреческую семью образцово-патриархальной? Если — "да", то что тогда можно считать "матриархатом"? Диаметральную противоположность тех отношений, что мы наблюдаем в Древней Греции? Если у греков были господа и рабы, значит антитезой древнегреческого общества является общество эгалитарное?

Паланан Агта — небольшая группа охотников-собирателей, проживающая на северо-востоке острова Лусон (Филиппины). Agta очень эгалитарны. Женщины Agta ранее были известны как женщины-охотницы, совмещающие охотничьи занятия без снижения фертильности. Брайтман заметила, что 85% женщин Nanadukan Agta из Лусона охотятся, независимо от того, менструируют ли они, беременны или имеют обязанности по кормлению грудью (Р. Брайтман. Половое разделение труда при добыче пищи: биология, табу и гендерная политика. Сравнительные исследования общества и истории , 38 ( 4 ) ( 1996 ) , стр. 687-729). 

Очевидно, женщины-охотницы Agta представляют собой полную противоположность древнегреческих женщин, проводящих всё своё время в гинекеях. Строго логически, противоположность патриархата следовало бы назвать матриархатом, но в отношении Agta это слово не подходит. "Матриархат" означает гинекократию, власть женщин над мужчинами, а тут, у Agta, никакой власти нету. Однако, чтобы не было односторонней власти мужчин, женщины не должны уступать им в чём-либо. Мужчины — охотники, и женщины — тоже охотницы! Получается, что патриархат созидают "кисейные барышни", безвольные и безынициативные "куклы". Чем больше женщины подстраиваются под определение "прекрасного пола", тем крепче патриархат. Женщин надо носить на руках, как каких-то калек неполноценных, ухаживать за ними, как за больными, обеспечивать их, как детей. Ну и, из этого логически вытекает, что женщины, как и дети, лишены власти в патриархальном обществе.  

О полтергейсте.

Известный этнограф и писатель Владимир Германович Тан-Богораз однажды стал очевидцем общения чукотской шаманки-мужеженщины Тылювии со сверхъестественными силами. Эта история нашла отражение в документальном рассказе «На реке Россомашьей» [1], опубликованном предположительно в 1899 году.

Стойбище Акомлюки находилось на правом берегу реки Росомашьей. Именно здесь Владимир Германович впервые познакомился с Тылювией или иркаляуль – т. е. мужчиной, принявший на себя роль женщины и исполнявший её вполне добросовестно, до самых последних подробностей жизни. Как правило к такому образу жизни склоняют именно духи. Находясь в её яранге, автор попросил продемонстрировать её шаманское мастерство. Та стеснялась и долго отнекивалась, но, наконец, согласилась.

Оглушительная дробь коротких и частых ударов раскатилась над нашей головой и загремела, отскакивая от тесных стенок мехового ящика и как будто стремясь найти себе выход и вырваться наружу.

– Гоу, гоу, гоу, гоу! – запела Тылювия, старательно выделывая голосом какой-то необыкновенно сложный напев, весьма напоминавший вой метели на тундре. – Боб-бо, боббо, боббо, боббо!.. Гоу, гоу, гоу, гоу!

30 января 2025

Немного о культуре ЛЛК.

Единицей проживания был длинный дом , прямоугольное строение, шириной от 5,5 до 7,0 м и переменной длины; например, дом в Bylany был 45 м. Длинные дома Linear Pottery были крупнейшими отдельно стоящими зданиями в мире в то время.

Modell eines linienbandkeramischen Langhauses
 
Реконструкция неолитического длинного дома

Рвы проходили вдоль части внешних стен, особенно в закрытом конце. Их назначение неизвестно, но, вероятно, они не являются оборонительными сооружениями, поскольку не имели большой оборонительной функции. Скорее всего, рвы собирали сточные воды и дождевую воду.

Анализ домашней керамики показывает, что у каждого дома была своя собственная традиция. Наличие керамики в основном в женских могилах указывает на то, что женщины длинных домов, вероятно, изготавливали керамику; ими же, фактически, определялись и родословные. Мария Гимбутас заходит так далеко, что утверждает: «Косвенные результаты указывают на эндогамное , матрилокальное место жительства».

Ранний неолит в Европе характеризовался захоронениями женщин и детей под полами личных жилищ. Останки взрослых мужчин отсутствуют. Вероятно, неолитическая культура характеризовалась дискриминацией по половому признаку в погребальных обычаях, а женщины и дети играли важную роль в идеологии, касающейся дома.

Захоронения под полом домов продолжались примерно до 4000 г. до н. э. Однако на Балканах и в Центральной Европе кладбища также начали использоваться примерно в 5000 г. до н. э. Кладбища ЛЛК содержали от 20 до 200 могил, организованных в группы, которые, по-видимому, были основаны на родстве. Включались мужчины и женщины любого возраста. Практиковались как кремация , так и ингумация . Погребённых помещали в согнутом положении в ямы, выложенные камнями, штукатуркой или глиной. Кладбища находились близко к жилым районам, но отличались от них.

(Из англоязычной Википедии).

Левая сторона — женская сторона.

"В захоронениях Хараппы «браслеты были связаны исключительно с женскими скелетами и носились на левой руке (Kenoyer and Meadow, 2016). У женщин также были медные и бронзовые зеркала, ножные браслеты, медные кольца и украшения из сердолика, которые носили на талии.

Хараппские украшения.

Кенойер и коллеги сообщают, что один скелет, предположительно мужской на основании морфологии скелета, был похоронен с браслетом из ракушек на правой руке, имел ракушечные венцы, которые, возможно, носили в волосах, и в захоронении присутствовали как микробусины, так и яшмовые бусины (Kenoyer and Meadow, 2016). Другой мужчина носил длинное ожерелье из стеатита, золота и каменных бусин. Это увлекательное наблюдение, и оно заслуживает более тщательного рассмотрения с остеобиографической точки зрения» (стр. 7)" (Источник). 

Может, это был не мужчина, а мужеженщина, shemale или хиджра, представитель "третьего пола"?

Три грации хиджры. Источник картинки.

Кстати, я об этом уже говорил, но повторю ещё раз: вполне может быть, что источником процветания неолитического общества в Чатал-Хююке, крито-минойской и индо-хараппской культур явилось массовое производство женских украшений и прочих безделушек-побрякушек.

Женщины, носящие на себе гирлянды раковин-каури или или шейные гривны, заставляют меня вспоминать про "первоначальное накопление капитала". Русский рубль произошёл ведь от гривны: согласно «Этимологическому словарю русского языка» Макса Фасмера, первоначально рубль — это «обрубок», затем, с 1316 года в письменных источниках — это «название денежной единицы… вместо гривны… которая в Новгороде весила в слитке 196 гр.… от рубить, то есть „обрубок гривны“». А слово «гривна» происходит от протославянского *grivĭna "ожерелье", то есть от украшения из золота или серебра в виде обруча, которое носили на шее (на «загривке»).

Гривна.


29 января 2025

Матриархальное наследие у эвенков.

А. Дугин говорит о богине Эникан Буга (Энекэ Бугады, Бугады Эниптын) эвенков, которая считается «хозяйкой мира», «хозяйкой тайги», «прародительницей рода человеческого» и высшим божеством [1]. Местом её культа были священные скалы или иные места — бугады, имевшие значение сакрального центра. Можно предположить, что эта Великая Мать была изначальным верховным божеством тунгусо-маньчжуров, на образ которой позднее наложилась патриархальная фигура монгольских и тюркских пантеонов — Тэнгри (откуда смена пола с женского на мужской). Нечто подобное мы видели в случае маньчжурского божества Абка Эндури (Отец-Небо), заменившего собой более древнее матриархальное божество Абка Хэхэ (Ноомахия: войны ума. Горизонты и цивилизации Евразии. Индоевропейское наследие и следы Великой Матери. — М.: Академический проект, 2018. C. 408). 

По представлениям эвенков, после смерти человека его душа возвращается к «госпоже душ» онгоси мама, чтобы воплотиться в другого члена рода. Мы видим устойчивый круговорот антропологического бытия. Душа превращается в птицу и летит к истоку реки духов, где она превращается в в оми. Оми — это души, которые живут в мире истока. Они же и становятся зародышами новых людей, проникая — снова как птица — в дымник чума (этот символизм является общим для всех алтайских народов). Эвенки-кумары считают, что оми посылает оми-мать, у которой нет мужа. Так же считают эвенки-бирары, почитающие великую оми-мать. Эти  же представления мы встречаем и у маньчжуров в образе женского духа — огоси мама или хутури мама, у которого также нет супруга. Эта Великая Мать посылает оми в мир, правда, по приказу «небесного духа», в чём можно увидеть влияние патриархата, и в этом случае фигура Великой Матери может сближаться с тюркской Умай, посылающей души людей в тела — т. е. с фигурой вполне патриархального и полярно-солярного цикла. Но в истоках гештальта оми-матери явно стоит матриархальный слой тунгусо-маньчжурского горизонта.

Сообщества железного века передавали землю по материнской линии.

В тихом уголке Дорсета одно место захоронения переписало всё, что мы знаем о Британии железного века. Секвенируя ДНК 50 человек, похороненных на протяжении столетий, исследователи [1] обнаружили поразительную социальную структуру: в центре этих сообществ были женщины, а не мужчины.

Исследование, проведённое доктором Ларой Кэссиди из Тринити-колледжа в Дублине и опубликованное в журнале Nature, подтвердило, что земля и идентичность передавались по материнской линии. Эта «матрилокальная» система рисует яркую картину общества, где женщины, вероятно, обладали значительной властью, как политической, так и социальной.

«Это было кладбище большой родственной группы», — объясняет Кэссиди. «Мы реконструировали генеалогическое древо со множеством ветвей и обнаружили, что большинство членов прослеживали свою материнскую линию до одной женщины, которая жила столетия назад. Связи по отцовской линии практически отсутствовали».

Раскопки захоронения Дуротригес позднего железного века в Уинтерборне, Кингстон. 

28 января 2025

Про погоду и политику.


Две трети зимы уже пролетело, но ни мороза, ни снега я ещё не видел. Только на одну ночь в декабре температура опускалась до —14°C. Кажется, зима 2024-2025 года запомнится и войдёт в историю как "первая зима, когда не было зимы".

Погода и политика как будто устроили соревнование, кто из них больше "начудит". Что касается политики, то здесь мне приходит на ум старая поговорка про собак, которые "с жиру бесятся". Деньги правят миром, а у денег своя "безумная" логика.


Трамп превращает США из мировой сверхдержавы в "Северную Бразилию", - страну хоть и большую, но РЕГИОНАЛЬНОГО значения. В общем, как говорила Алиса в Стране чудес, "чем дальше, тем всё чудесатей и чудесатей"...

О крито-минойском обществе в новодворцовый период.

Samuel Chamberlain-Heslop в своей диссертации " WAS SOCIETY ORGANISED HETERARCHICALLY OR HIERARCHICALLY IN PALAIKASTRO DURING THE NEOPALATIAL PERIOD?" высказывает интересные мысли.

Речь идёт о поселении Palaikastro на крайнем востоке о. Крита, которое относится к новодворцовому периоду (ок. 1750-1450 гг. до н.э.). 

Палекастро. Раскопанная часть города, середина II тысячелетия до н.э.

"Специализированное ремесленное производство не было связано с появлением дворцов, как считалось изначально, а было результатом длительного процесса, растянувшегося от ЕМ I до ММ I, что означает, что это мог быть процесс «снизу вверх». Аналогично, элитные архитектурные особенности могут быть могут быть интерпретированы как результат демонстративного расходования [средств], что указывает на атмосферу конкуренции, а не на навязывание особенностей  иерархической структурой «сверху вниз»". 

План Палекастро с главной улицей, выделенной зелёным цветом. 

Шафран — "женский" цветок.

 



«Собирательницы шафрана», фреска из Акротири, остров Санторин (античная Фера), относящиеся к 1600 - 1450 годам до н.э.

Похожие фрески были найдены в Кносском ритуальном комплексе на Крите. Наиболее ранней фреской в комплексе считается так называемый «Собиратель шафрана» (возможно, 18 или 17 в. до н. э.) — наклонившаяся  человеческая фигура (а возможно, и не человек, а обезьяна) посреди крупных цветов крокуса или шафрана. 


Согласно результатам систематического обзора, опубликованным в журнале Phytotherapy Research, Crocus sativus, известный как шафран посевной или шафран луговой, эффективно снижает выраженность симптомов различных репродуктивных нарушений у женщин. Crocus sativus положительно влияет на регуляцию половых гормонов, стимулирование фолликулогенеза (созревание фолликула в яичнике) и овуляцию, а также защиту яичников и матки от окислительного стресса. Кроме того, Crocus sativus снижает выраженность симптомов дисменореи (боли во время менструального цикла), поликистоза яичников, предменструального синдрома (ПМС), менопаузы и сексуальной дисфункции (Источник). Помимо этого, биологически активные вещества шафрана оказывают противовоспалительный, противоаллергический, антидепрессивный, антигипертензивный, антибактериальный, нефропротекторный, гепатопротекторный, антигенотоксический, антиатерогенный, кардиопротекторный, антидиабетический эффекты, которые особенно важно учитывать при ведении женщин в период пери- и постменопаузы (Источник).

27 января 2025

К вопросу о социальном статусе женщин в Индо-Хараппе.

Коллектив авторов - Васант С. Шинде, Ён Джун Ким, Ын Джин У, Нилеш Джадхав, Пранджали Вагмаре, Йогеш Ядав, Аврадип Мунши - сообщает об археологических и антропологических исследованиях на хараппском кладбище Ракхигархи, Индия. 

"Типичные случаи, подразумевающие захоронение тел в положении на спине внутри простой ямыбыли обнаружены в гораздо большем количестве, чем нетипичные, исключительные случаи, такие как кирпичные могилы.

типичное захоронение (А) и нетипичное захоронение (B)

Кирпичные захоронения также были зарегистрированы на других кладбищах Хараппы (т. е. Хараппа, Калибанган, Фармана и Лотхал). Предполагалось, что эти захоронения были предназначены для важных людей из-за их впечатляющей и уникальной сложности. Соответственно, на кладбище Ракхигархи кирпичные захоронения были одними из самых искусно построенных могил, что подразумевает высокий социальный или ритуальный статус умершего. В кирпичных могилах было больше вотивных горшков, чем в типичных захоронениях. 

Несмотря на многочисленные сходства, были также некоторые различия между кирпичными захоронениями в Ракхигархи и аналогичными могилами других кладбищ Хараппы. В то время как первые использовали смесь измельчённого обожжённого кирпича и извести, последние были сделаны в основном из глиняных кирпичей; и тогда как в могилах Ракхигархи кирпичная стена возводилась только около головы человека, в других подобных случаях на других кладбищах стены возводились так, что полностью окружали могилы.

Мы отмечаем, что каждый человек, обнаруженный в кирпичном захоронении, по антропологическим данным, скорее всего, был женщиной. Поэтому, если мы примем гипотезу о том, что люди, похороненные в кирпичных могилах, на самом деле принадлежали к доминирующей группе в обществе Ракхигархи, мы должны пересмотреть социальную роль некоторых хараппских женщин того времени".

Ну, пусть они пересматривают. А мне пересматривать не надо.

И ещё один интересный факт. Археологи обнаружили, что только женщины носили браслеты. Эти украшения были также найдены в захоронении A2/BR35, где обнаружили молодого человека (12–16 лет, пол не определён), носившего ожерелья и браслеты из меди, ракушек и драгоценных камней. Первоначально археологи предполагали, что этот человек мог принадлежать к высокому социальному классу. Однако позже от этой гипотезы пришлось отказаться, поскольку архитектура могилы A2/BR35 была слишком скромной, чтобы её можно было сравнить с другими, сложными могилами, найденными на кладбище Ракхигархи. Этот случай является хорошим примером того, как следует проявлять осторожность при определении социального статуса захоронений Хараппы на основе лишь ограниченного количества и/или разнообразия артефактов.

К вопросу о применении "печатей" в Индо-Хараппе.

Изображения животных или составных существ на печатях Инда, а также другие факты приводят к «предположению о том, что право использовать определённое изображение печати Инда было общим для нескольких лиц. Если это так, то каждое изображение печати Инда могло быть корпоративной собственностью всех лиц (пользователей печатей?), указанных в надписях, связанных с этим изображением. Если люди делились этими изображениями, не неразумно предположить, что они также могли делиться другими формами корпоративной собственности. Таким образом, типичная печать Инда материализовывала связь между конкретным пользователем печати и его корпоративной группой», - говорит Адам С. Грин  (Источник). 

Печати. Зрелая Хараппа.

Комментируя подобные артефакты Старой Европы, я уже выдвигал предположение, что эти "печати" могут быть свидетельством "круговращения" более или менее ценных предметов в пределах, допустим, квазигорода или другого большого поселения с двумя и более родами ("большими семьями"). 

В русских деревнях ещё пару сотен лет назад крестьяне жили сообща и запросто одалживали друг другу разные предметы "во временное пользование". Я ещё застал те времена, когда не зазорно было пойти к соседке и попросить у неё, например, косу, чтобы накосить травы кроликам (если твоя коса сломалась). С большой долей уверенности можно предполагать, что и в Старой Европе, и в Индо-Хараппе люди также делились друг с другом разными вещами.

Но вот, допустим, женщина одолжила своей соседке какой-то кувшин, но тот кувшин так похож на другие кувшины (это совсем не удивительно в традиционной культуре), что возможна путаница. Как хозяйке кувшина доказать, что ей принадлежит именно этот кувшин, а не другой? Я полагаю, что именно с этой целью были придуманы "печати": как на Крите, так и в Индо-Хараппе они предназначались для создания "меток" на родовой (или семейной) собственности. "Вот моя печать, и вот такая же метка на кувшине, - какие могут быть вопросы?"

Марк Кенойер недавно (2020 г.) написал о печатях, которые обычно ассоциируются с правящим классом или классами: «Наибольшее разнообразие мотивов печатей встречается только на самых крупных объектах, таких как Мохенджо-Даро, Хараппа и Дхолавира. Это говорит о том, что в крупнейших городских центрах проживала разнообразная группа людей, которые использовали печати и письменность, в то время как в более мелких объектах могли быть менее разнообразные группы элиты. Однако печати с мотивом единорога встречаются почти во всех поселениях Инда. Печати единорога могли использоваться торговцами или чиновниками среднего и низшего звена, которые отвечали за укрепление экономических, политических и идеологических аспектов правящей элиты Инда» (Источник).

"Печати" с раскопок Мохенджо-Даро.

Это козе понятно, что нужда в "печатях" возникает только в крупных поселениях, где "тусуются" представители многих родов. В обычной деревне, где проживают члены одного рода, "печати" не нужны.

Допустим эти "печати" могли использовать чиновники или купцы "для идентификации грузов". Но, насколько я знаю, эти "печати" мог изготовить любой человек из самого дешёвого и доступного материала. Наряду с золотом, фаянсом, агатом и слоновой костью, использовался также известный своей мягкостью стеатит и даже терракота, то есть железистая красная глина. Следовательно, каждый мог "опечатать" свои вещи. Я не понимаю, как, при таком раскладе, чиновники и купцы могли извлекать материальную выгоду из своих "печатей". Ведь чтобы устроить выгодный "гешефт", надо иметь монополию на изготовление и применение "печатей". А для этого требуется государственный террор, нужно рубить руки и головы всем тем, кто занимается изготовлением негосударственных (= "фальшивых") "печатей".

Если эти печати использовали государственные чиновники, то вот вам прямое доказательство существования матриархата:

"Марта Амери, которая глубоко изучала древние печати Инда и отредактировала недавнюю превосходную книгу Seals and Sealing in the Ancient World , рассматривает свидетельства раскопок в Шахри-Сохте на Иранском плато, в части так называемой цивилизации Гильменд, которая процветала между 3000 и 2000 годами до н. э. и имела много связей с древними городами Инда. Статья Амери фокусируется на печатях, включённых в захоронения, которые можно идентифицировать как мужские, так и женские, и обнаруживает, что не только женщин часто хоронили вместе с печатями, но и существовали различные типы печатей, с которыми они были связаны. Действительно, в раскопанных гробницах женщины чаще хоронились с печатями, чем мужчины. «Также, по-видимому, существует корреляция между наличием пряслиц в гробницах и владением печатями женщинами», - пишет автор; существует даже печать, связанная с захоронением ребёнка (стр. 7).

Хотя размер выборки невелик, «тщательный анализ распределения печатей в могилах Шахри-Сохта позволяет нам утверждать, что костяные печати принадлежали исключительно женщинам, в то время как медные/бронзовые печати принадлежали в основном мужчинам. Кроме того, мы можем выдвинуть дополнительную гипотезу, что печати-штампы со ступенчатыми мотивами, линейными узорами и мотивами концентрических кругов принадлежали в основном женщинам. Мужчины, с другой стороны, могут быть связаны с мотивами розеток/венчиков на печатях-штампах и, возможно, с мотивами ромбов на цилиндрических печатях. Печати с фигурными, геометрическими и крестовыми узорами, вероятно, принадлежали как мужчинам, так и женщинам» (стр. 10-11)" (Источник). 

Печати из раскопок в Шахри-Сохте.

Ну, если не матриархат, то уж, во всяком случае, и не патриархат.

Лоренц Рамсторф утверждает, что «для долины Инда отсутствие какой-либо чётко идентифицируемой и повторяющейся надписи имени одного человека и очевидное участие многих людей в практике запечатывания, вместе с повсеместным распределением весов в поселениях, предполагает корпоративную организацию, где иерархически организованные структуры не  ярко выражены или, по крайней мере, не видны археологу. Кажется, что вместо отдельных лиц или ограниченной группы лиц, оснащённых далеко идущими средствами контроля, в цивилизации Инда мы должны усматривать советы или собрания, в которых была представлена ​​значительная часть сообщества — например, «старейшины» — и разделялась социальная власть» (стр. 322). С этой точки зрения он определяет цивилизацию Инда как скорее «гетарархию» [1], управляемую «гибкими, условными и постоянно колеблющимися властными отношениями» (Stein 1998: 7) (Источник).
-----------------------------------------------------------------
[1] Гетерархия есть "система организации, образованная пересекающимися, разнообразными и одновременно сосуществующими структурами управления" (общенаучное определение) или "взаимоотношение элементов, при котором они неранжированы или когда обладают потенциалом для того, чтобы быть ранжированными несколькими различными способами" (К. Крамли).