Asakusa Sisters считают, что чернение зубов у японских женщин являлось наследием матриархата 📚
"Многим знакомы гравюры гейш с чёрными зубами.
Читая статью про "каака тэнка" — женщин-матриархов в японских семьях, мы наткнулись на упоминание удаления зубов в декоративных и социальных целях у древних людей. Больше половины черепов с такими "модными" дефектами вплоть до 5-6 веков — женские. По предположениям археологов, такие отметки носили не просто модный характер, а помечали глав семейств и людей с высоким социальным статусом в обществе.
Обычай «чёрных зубов», по-видимому, появился примерно в начале периода Хэйан (794–1185) [1] и считался разновидностью обычной практики удаления зубов, но более экологичной. В это время развитие общества поднялось на более высокий уровень, поэтому зубы не удаляли, а просто красили, имитируя их удаление. Уже в этот период в гробницах находят глиняные фигурки с чёрными зубами.
Считается, что этот обычай был завезён в Японию через Китай и Корейский полуостров, и использовался людьми высшего сословия.
![]() |
Довольно долго чернение проводилось одновременно с хикимаю – сбриванием бровей с их последующим рисованием заново |
С начала периода Кофун в VI веке в Японию с континента было завезено производство металлических изделий, и рассматривался метод окрашивания с использованием железа, который был гораздо более эффективным, чем метод, при котором для окрашивания зубов в чёрный цвет использовались фрукты. Классический состав, который использовали для чернения, представляет собой смесь растворённого в уксусе ржавого железа, соли, рисового отвара, чайных листьев и чернильных орешков (наросты листьев сумаха). Сперва поверхность зубов обрабатывалась пчелиной кислотой, которая представляет собой продукт жизнедеятельности насекомых, а потом наносился вышеуказанный состав. При многократной обработке эмаль становилась чёрной. И хотя состав обладал малоприятным запахом, зубы при этом не страдали, даже наоборот приобретали дополнительную защиту в виде естественного барьера.
В «Истории Охагуро» Рейичи Ямаги говорится, что слово «охагуро» изначально обозначало только женский макияж, но его значение со временем изменилось. Таким образом можно сделать вывод, что к охагуро изначально прибегали женщины высокого социального статуса, а если учесть прежний матрицентричный социальный строй, который к периоду Хэйан сохранился частично в Японии, можно косвенно сделать вывод о более высоком положении женщин в обществе.
«Чёрные зубы» у мужчин появились в конце периода Хэйан, и в «Сказании о Хэйке» упоминается, что ношение «чёрных зубов» стало символом власти среди высших классов. К «охагуро» прибегали и самураи, воинская элита, даже представители императорской семьи. Впоследствии ритуал переняли и простолюдины. В период Муромати охагуро обычно делали взрослые, но в начале периода Сэнгоку дочерям военных чернили зубы в 8—10 лет, чтобы обозначить их как совершеннолетних и скорее выдать за политически выгодного кандидата. Практика «охагуро» была официально запрещена в 1870 году".
Дополнение из англоязычной Википедии: "Термин охагуро возник среди женщин высшего сословия в начале периода Эдо как часть нъёбо котоба, или «женского языка», в качестве замены гораздо более старого термина хагуромэ (歯黒め, «почернение зубов»)". Однозначно, практика чернения зубов связана с подчёркиванием особого статуса в обществе. Однако Википедия говорит, что "причины охагуро до сих пор неясны".
Однозначно можно сказать лишь то, что уже в период Кофун (250 - 538), а может быть и раньше, японские женщины входили в высшие сословия общества. Но, конечно, это ни о чём не говорит. Тут надо устанавливать кросскультурные связи, заглядывать глубже в историю, конкретно — в до-государственную историю, и рассматривать всё на семейном уровне.
Здесь, для начала, можно сравнить практику удаления пары зубов или чернения зубов с практикой удлинения черепов, а последняя, как известно, считается символом высокого статуса в обществе. Например, на территории африканского Конго живёт племя Мангбету, жители которой иногда удлиняют черепа девочек, чтобы подчеркнуть их высокий социальный статус. Хотя ныне Мангбету — это по сути патриархальная этническая группа. Может быть раньше, несколько веков назад, всё было иначе? И теперь удлинение черепов девочкам совершается, так сказать, "по инерции", по многовековой традиции? Типа, как мы празднуем Рождество и Пасху по традиции, но при этом никто (или почти никто) не ходит в церковь.
Вообще говоря, в архаических обществах наблюдаются различные практики "реконструкции" тела.
![]() |
----------------------------------------------------------------------------
[1] В Википедии говорится, что точное время возникновения традиции неизвестно, поскольку ещё в древности японцы красили зубы соком трав и плодов, однако использование железа для этой цели японцы заимствовали с материка. На останки людей периода Кофун (300 — 538) и глиняные погребальные фигурки уже наносили охагуро.
Комментариев нет:
Отправить комментарий