20 июня 2025

О практике чернения зубов.

Asakusa Sisters считают, что чернение зубов у японских женщин являлось наследием матриархата 📚

"Многим знакомы гравюры гейш с чёрными зубами.


Читая статью про "каака тэнка" — женщин-матриархов в японских семьях, мы наткнулись на упоминание удаления зубов в декоративных и социальных целях у древних людей. Больше половины черепов с такими "модными" дефектами вплоть до 5-6 веков — женские. По предположениям археологов, такие отметки носили не просто модный характер, а помечали глав семейств и людей с высоким социальным статусом в обществе. 

Обычай «чёрных зубов», по-видимому, появился примерно в начале периода Хэйан (794–1185) [1и считался разновидностью обычной практики удаления зубов, но более экологичной. В это время развитие общества поднялось на более высокий уровень, поэтому зубы не удаляли, а просто красили, имитируя их удаление. Уже в этот период в гробницах находят глиняные фигурки с чёрными зубами.

Считается, что этот обычай был завезён в Японию через Китай и Корейский полуостров, и использовался людьми высшего сословия.

Довольно долго чернение проводилось одновременно с хикимаю – сбриванием бровей с их последующим рисованием заново

С начала периода Кофун в VI веке в Японию с континента было завезено производство металлических изделий, и рассматривался метод окрашивания с использованием железа, который был гораздо более эффективным, чем метод, при котором для окрашивания зубов в чёрный цвет использовались фрукты. Классический состав, который использовали для чернения, представляет собой смесь растворённого в уксусе ржавого железа, соли, рисового отвара, чайных листьев и чернильных орешков (наросты листьев сумаха). Сперва поверхность зубов обрабатывалась пчелиной кислотой, которая представляет собой продукт жизнедеятельности насекомых, а потом наносился вышеуказанный состав. При многократной обработке эмаль становилась чёрной. И хотя состав обладал малоприятным запахом, зубы при этом не страдали, даже наоборот приобретали дополнительную защиту в виде естественного барьера.

В «Истории Охагуро» Рейичи Ямаги говорится, что слово «охагуро» изначально обозначало только женский макияж, но его значение со временем изменилось. Таким образом можно сделать вывод, что к охагуро изначально прибегали женщины высокого социального статуса, а если учесть прежний матрицентричный социальный строй, который к периоду Хэйан сохранился частично в Японии, можно косвенно сделать вывод о более высоком положении женщин в обществе.

«Чёрные зубы» у мужчин появились в конце периода Хэйан, и в «Сказании о Хэйке» упоминается, что ношение «чёрных зубов» стало символом власти среди высших классов. К «охагуро» прибегали и самураи, воинская элита, даже представители императорской семьи. Впоследствии ритуал переняли и простолюдины. В период Муромати охагуро обычно делали взрослые, но в начале периода Сэнгоку дочерям военных чернили зубы в 8—10 лет, чтобы обозначить их как совершеннолетних и скорее выдать за политически выгодного кандидата. Практика «охагуро» была официально запрещена в 1870 году".

Дополнение из англоязычной Википедии: "Термин охагуро возник среди женщин высшего сословия в начале периода Эдо как часть нъёбо котоба, или «женского языка», в качестве замены гораздо более старого термина хагуромэ (歯黒め, «почернение зубов»)". Однозначно, практика чернения зубов связана с подчёркиванием особого статуса в обществе. Однако Википедия говорит, что "причины охагуро до сих пор неясны". 

Однозначно можно сказать лишь то, что уже в период Кофун (250 - 538), а может быть и раньше, японские женщины входили в высшие сословия общества. Но, конечно, это ни о чём не говорит. Тут надо устанавливать кросскультурные связи, заглядывать глубже в историю, конкретно — в до-государственную историю, и рассматривать всё на семейном уровне.

Здесь, для начала, можно сравнить практику удаления пары зубов или чернения зубов с практикой удлинения черепов, а последняя, как известно, считается символом высокого статуса в обществе. Например, на территории африканского Конго живёт племя Мангбету, жители которой иногда удлиняют черепа девочек, чтобы подчеркнуть их высокий социальный статус. Хотя ныне Мангбету — это по сути патриархальная этническая группа. Может быть раньше, несколько веков назад, всё было иначе? И теперь удлинение черепов девочкам совершается, так сказать, "по инерции", по многовековой традиции? Типа, как мы празднуем Рождество и Пасху по традиции, но при этом никто (или почти никто) не ходит в церковь. 

Вообще говоря, в архаических обществах наблюдаются различные практики "реконструкции" тела. 

И связаны они, очевидно, не столько с матриархатом (потому что, по всей видимости, подобным "реконструкциям" подвергались не только девочки, но и мальчики; см.: 12 тысяч лет назад в Китае практиковали искусственную деформацию черепа у детей), сколько с подчёркиванием различий между человеком и животным. Типа, если человек ничем не отличается от животных, то он и есть животное. Чёрные зубы, сбривание и выщипывание бровей, удлинённые черепа, отсутствие пары зубов, - всего этого нет у животных, нет в природной, "дикой" жизни. У нас сейчас, когда кругом цивилизация, люди "расслабились" и полагают, будто культура вырастает сама по себе, как волосы на голове. В древние времена это было совсем не очевидно.  

----------------------------------------------------------------------------

[1] В Википедии говорится, что точное время возникновения традиции неизвестно, поскольку ещё в древности японцы красили зубы соком трав и плодов, однако использование железа для этой цели японцы заимствовали с материка. На останки людей периода Кофун (300 — 538) и глиняные погребальные фигурки уже наносили охагуро.

Комментариев нет:

Отправить комментарий